Научная статья на тему 'Государство в исламской концепции миропорядка'

Государство в исламской концепции миропорядка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2319
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСЛАМА / ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ИСЛАМСКАЯ ВЛАСТЬ / МУСУЛЬМАНСКИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Касевич Екатерина Викторовна, Станкевич Галина Викторовна

В статье содержится анализ понимания природы государства в политической концепции ислама. В ней исследованы основные характеристики исламского государства и проблемы места ислама в современной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государство в исламской концепции миропорядка»

Касевич Екатерина Викторовна

кандидат исторических наук, доцент

доцент кафедры финансового, предпринимательского и информационного права Ставропольского государственного университета (тел.: 88652354446)

Станкевич Галина Викторовна

кандидат юридических наук, доцент

доцент кафедры финансового, предпринимательского и информационного права Ставропольского государственного университета (тел.: 88652354446)

Государство в исламской концепции миропорядка

Аннотация

В статье содержится анализ понимания природы государства в политической концепции ислама. В ней исследованы основные характеристики исламского государства и проблемы места ислама в современной цивилизации.

Аннотация

This article contains analysis of understanding of state's nature in Islamic political conception. Basic characteristics of Islamic state and problems of Islam place in modern civilization have been researched.

Ключевые слова: политическая концепция ислама, исламское государство, исламская власть, мусульманские идеологические течения.

Ключевые слова: Islamic political conception, Islamic state, Islamic power, Muslim ideological trends.

Ислам с самого начала был социальным движением и служил идеологическим обоснованием создания мусульманского государства. Именно Мединское государство, основанное Пророком, является идеальной организацией и высшим достижением духовной культуры образцом для всех современных мусульманских обществ. Хотя Мединская община, как отмечает Г.М. Керимов, была община-коммуна, члены которой занимались в основном сельским хозяйством и укреплением первых мусульманских военных подразделений [4; ^ 64].

Абу Наср аль-Фараби, размышляя о совершенном государственном устройстве, отмечал, что оно должно основываться на совершенном управлении. Управление,основанное на величии, почестях, господстве, повелении и запрещении аль-Фараби несовершенным: в "добродетельном городе" правитель обеспечивает всем жителям -воину, пахарю, тому, кто живет ремеслом, и другим - счастье, которое достигается с помощью

добродетельных дел. Сам правитель города должен обладать хорошим сложением, понятливостью, сильной памятью, проницательностью, красноречием, прилежностью в умении, умеренностью в удовлетворении телесных потребностей, любовью к честности и отвращением ко лжи, великодушием, презрением к богатству, любовью к справедливости и ненавистью к притеснению и притеснителям, настойчивостью.

Известный богослов средневековья имам аль-Газали рассматривал ислам и государство как взаимосвязанные и взаимозависимые явления, считал первое самым мощным орудием управления вторым и удержания народа в повиновении. Государь, по его словам, нуждается в религии, через которую он может воздействовать на массы. Отсюда богословским законоведам отводилась роль учителей правителей и посредников между простолюдинами и правящим классом. Аль-Газали писал: "Религия и государство - близнецы... религия основа, и государь охраняет ее". "Государь необходим для "поддержания" порядка в

_____________________________________22

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 4 (31)

ми-ре, а порядок в мире необходим для (поддержания) порядка в религии" [4; с. 28].

Так как Коран является "важнейшим руководством для материальной и духовной жизни людей вплоть до страшного суда", а "малейшее отклонение от него есть начало упадка религии, исламских норм и крушение божественной справедливости", то трудно себе представить, что полная реализация всех регламентирующих позиций возможна в неисламском окружении. Следовательно, главная задача, стоящая перед мусульманским миром - объединение всей людской семьи для того, чтобы привести "человечество ... этого носителя божественных качеств от сатаны и деспотических правителей, установить справедливость в мире и передать власть в руки безгрешных духовных правителей, чтобы те передали ее достойным людям" [1; С. 4].

Ведь Ислам и исламское правление, считал он, положат конец несправедливости и жестокости, всем порокам и разложению, помогут людям достичь желаемого совершенства. Он настаивал на том, что бы никакой закон, помимо божественного, не имел силу в исламском государстве. Эта идея нашла отражение в Конституции Исламской Республики Иран, согласно ст. 82 которой, Президент республики дает присягу: "Перед лицом народа Ирана клянусь всемогущему Богу и священному Корану, что буду защитником конституции и официальной религии страны".

В современной теологической и научной литературе выделяются следующие основные характеристиками исламского государства: ислам - это единая религия, с помощью которой Аллах пожелал связать всех людей. Ислам никогда не был призывом к одним лишь арабам, он никогда не был исключительно арабской религией. Ислам не отдает предпочтение одной общине перед другой, одному языку, региону, эпохе или поколению перед другими. Возвышение ислама было необходимо для того, чтобы утвердить главную истину над другими истинами этого мира. Ни один человек, класс, ни одна группа, ни даже все население государства в целом не может притязать на верховенство: единственно Бог - подлинный властитель; все остальные - всего лишь Его подданные; Бог - истинный законодатель и истинная власть безусловного законодательства, коим он облечен. Верующие не могут ни прибегать к совершенно самостоятельному законодательству, ни изменять любой закон, низведенный Богом, даже если желание осуществить такое законодательство или внести изменения в божественные законы будет единодушным; исламское государство должно быть во всех отношениях основано на законе, низведенном Богом через его

Пророка.

Правительство, которое управляет государством, будет обязывать народ к повиновению в своем качестве политического органа, созданного для того, что-бы претворять в жизнь законы Божьи, - но лишь в той степени, в какой оно будет действовать в этом качестве. Если правительство пренебрежет законом, ни-спосланным Богом, его распоряжения не будут для верующих обязывающими; исламское государство не является ни деспотическим, ни диктаторским, т.е. иг-рающим жизнями своего народа, повинуясь прихотям деспотов или диктаторов. Исламскому государству не свойственна парламентская форма правления, ко-гда народ избирает из своей среды группу, которая вводит в действие законы и навязывает их народу; но исламское государство не связано и с президентской формой правления, когда народ избирает президента, который вместе с други-ми своими коллегами разрабатывает законы и навязывает их народу.

Если искать правильное обозначение Исламского государства, то лучшим из известных ярлыков было бы "правление Закона", и закон этот не принят человеком или же группой людей, но создан их творцом. Этот закон в равной ме-ре применим к главе государства, к членам парламента, к исполнительной вла-сти, к судебной власти и к народу.

Основатель и лидер партии "Джамаат-и-Ислам" в Пакистане Абдул Ала Маудуди является признанным автором современной концепции "исламского государства" и считает: 1) Верховная власть в исламском государстве принадлежит Богу, правительство выполняет функцию заместителя (хилафа) Бога на Земле; 2) шариат есть основной закон страны; 3) действующее законодательство не должно противоречить шариату; 4) государство не должно преступать "границы", установленные исламом.

Шейх Хасан аль-Банна, идеолог и основатель "Ассоциации братьев-мусульман", разработал концепцию "возвращения к истинному первоначальному исламу", является автором основных положений "исламского порядка", "исламского государства", "национализма ислама". В основе его учения лежит принцип так называемого надклассового единства мусульманской общины и противопоставление ее немусульманам. При этом надклассовость уммы в его понимании не сводится к тому, что, будучи членами общины, правоверные мусульмане не признают других делений на партии, классы, группировки. Они - братья по вере, равны между собой [2; С. 43].

Идеология "возрождения ислама" аль-Банны тесно связана с понятием "исламского порядка",

23

суть которого в неразделимости религии и политики, по принципу "ислам - это вера и общество, мечеть и государство". Призывая мусульман к отказу от философского созерцания ислама и превращение последнего в идеологию активного действия, где политика становится частью религии, а сама религия характеризуется воинственностью, аль-Банна говорил: "Мы призываем вас к исламу, который принес Мухаммед. Правительство - часть его, а свобода - одна из религиозных обязанностей. Если кто-либо скажет вам: "Это - политика", - скажите: "Это - ислам, и мы не признаем никакого разделения" [2; с. 29].

Глава "Ассоциации братьев-мусульман" считал, что ислам дал миру постоянные принципы, которые нужно уметь правильно толковать: "главная политическая цель - свобода и независимость, освобождение от чужеземцев всех территорий распространения ислама, объединение всех мусульманских народов на основе Корана; создание всемирного исламского государства - "федерации исламских народов. Исламское государство - это мусульманская община, базирующаяся на солидарности и взаимном сотрудничестве его членов, а так же призванная защищать всех их от социальной несправедливости" [2; С. 30].

Проблемы социальной справедливости Хасан аль-Банна решал за счет следующих действий: "закята" - предписываемого шариатом налогом на имущество и доходы мусульман в пользу бедных и общественных нужд; "саадака" - добровольные милостыни для нуждающихся мусульман; системы наследования ("ирс") - в соответствии с положениями шариата она препятствует сосредоточению собственности в руках одного мусульманина; запрет ссудного процента ("рибы"); монополии государства на производство и продажу предметов первой необходимости (риса, хлеба, мяса, промышленных товаров).

Аль-Банна обосновал свою социально-политическую доктрину, установив три правила для исламской власти: ответственность правителя перед умой; равенство всех членов общины; уважение правителем мнения общины, призванной контролировать его действия. Причем, контроль уммы должен осуществляться через "представительные учреждения" ("хайа тамсилийя") - своего рода мусульманский парламент, характеризующийся отсутствием многопартийности, которая оказала, по его мнению, разрушительное воздействие на европейские парламенты.

Аль-Бана не отвергал в качестве средств борьбы насилие и отстаивал его необходимость для осуществления поставленных целей. Знаменитый девиз "Братьев-мусульман": "Бог - наш идеал,

Пророк - наш вождь, джихад - средство достижения цели, смерть во имя Аллаха - наша заветная мечта", представляется логическим продолжением изречения аль-Банны: "Метод наш - наставление и совет, а если это не помогает - то искоренение силой и устранение" [3; С. 193].

Среди последователей аль-Банны особое место занимает Сейид Кутб. Основополагающей категорией его концепции является "джахилийя", применяемое в исламской историографии для обозначения доисламского, "варварского" периода в арабской истории, эпохи незнания "слова Аллаха", Корана. По мнению С. Кутба, мусульманство постепенно впало в новую джахилийю. Он считал, что все мусульмане, независимо от их национальной принадлежности, должны объединиться в одну умму, ибо только в таком братском союзе можно пережить джахилийю и вновь прийти к божественной власти.

С. Кутб считал, что ислам характеризуется суверенностью единого Бога. Глава государства получает легитимность своей власти только в том случае, ес-ли он является проводником воли Аллаха, правит на основе шариата. Демократия относится им также к джахилийи, поскольку провозглашает суверенитет народа-демоса и отделяет его от Бога. Отсюда Кутб делает вывод о том, что джахилийя во всех своих формах может быть уничтожена только новым поколением ко-ранистов. По его мнению, спасение мусульманского мира связано с созданием общества социальной справедливости и исламской морали, живущего по законам шариата. Истинно исламскую власть он обозначил термином "хакимийя исламийя". Она основана на шихаде - исламском символе веры ("Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его"). Ссылаясь на 7 аят 98 су-ры Корана, Кутб подчеркивает, что "первое и самое важное правило - это установление закона Аллаха (аш-шариа) на этой планете и управление людьми согласно тому, что постановил аллах".

В почетной миссии возрождения истинного ислама и построения справедливого исламского общества, по мнению С. Кутба, будут участвовать не все правоверные мусульмане, а лишь их самая передовая часть. В своем завещании накануне казни он писал: "Ислам нуждается в возрождении. Последнее начинается за счет меньшинства, изолированного от варварского общества и не признающего его законов и обычаев. Оно признает только единственно правильный путь - насильственное разрушение, полное уничтожение, не имеющее нисхождение ни к кому. Чтобы идеи верующего сообщества дошли до сердец людей, оно нуждается в смятении вар-

24

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 4 (31)

варских преград, отделяющих его от них. Прежде всякой дискуссии и убеждения необходимо свергнуть правящий режим (в Египте), поскольку он варварский. Более того, надо свергнуть все режимы, даже те их них, что призывают к исламу в своих документах и конституциях" [2; С. 36].

Таким образом, "хакимийя исламийя" возможна только путем джихада и насилия. В результате его установления будет достигнута и социальная справедливость. Последняя у Кутба сводится к избранию властителя мусульманами, подчинение которому будет приравниваться подчинению Аллаху и его пророку. Подвластный правителю совет (шура) будет полностью контролировать исполнение в жизнь законов шариата.

Ж.-Ф. Рикс и Ж. Бланши делят все мусульманские страны (с точки зрения влияния ислама на их государственное право) на три группы: 1) страны, законодательство которых полностью вытекает из светского источника (Турция); 2) страны, применяющие шариат в частном праве и стремящиеся распространить его влияние на государственное право (Саудовская Аравия, Иран); 3) остальные мусульманские страны, образующие промежуточную группу [5; С. 234].

По степени интегрированности ислама и государства предложено выделять семь групп стран: 1) страны, где исламскому духовенству принадлежит верховная власть (Иран); 2) государства, где исламские настроения весьма сильны, но формально политическая власть принадлежит не духовенству (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн и т.д.); 3) светские авторитарные режимы (Ливия, Тунис), использующие ислам в целях светского носителя власти; 4) страны с мягкими, либеральными вариантами ислама, где власти вынуждены учитывать мнение мусульманского духовенства (Индонезия, Марокко, Иордания); 5) стра-ны, где правительство практически находится в состоянии гражданской войны с радикальными исламистами (Алжир, Киргизия, Узбекистан); 6) государства, которые подчеркива-

ют свой светский характер и политически ориентируются на Запад, или в некоторых случаях на Россию, которая с точки зрения мусуль-ман является частью Запада; 7) Афганистан, в настоящее время оккупированный западными войсками.

Согласно политической концепции ислама, считает Г.М. Керимов, разрешение на осуществление власти дает народ. При этом он обязуется быть верным и покорным правлению и власти. Само правление рассматривается как двусторонний договор между ними. По шариату община сохраняет за собой право смещения правителя, если тот узурпирует власть и нарушает договор. Однако конкретных способов смещения нарушителя законов не прописывается. При этом у правителя есть реальная возможность, используя государственный аппарат, армию, полицию, административные органы, защищать свою власть.

Политическая концепция ислама, восходящая к шариату, включает в себя еще один принцип: ислам отрицает наследственную передачу власти или ее приобретение; он выступает против применения силы для захвата власти. По шариату правитель ответственен перед народом и община имеет право выразить правителю недоверие.

1. Аятолла ИмамХомейни. Завещание. М., б.г.

2. Багдади А. Идейные истоки и идеология исламского фундаментализма. М., 1998.

3. Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986.

4. Керимов Г.М. Учение ислама о государстве и политике. М., 1986.

5. Политическая культура стран ислама. Вып. 1. М., 1981.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.