Научная статья на тему 'ИСЛАМСКАЯ ПРЕССА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ'

ИСЛАМСКАЯ ПРЕССА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пресса / исламская пресса культура / политическая культура / press / Islamic press culture / political culture

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ахматилов Мурад Хирамагомедович

В условиях стремительного развития технологий и коммуникаций пресса занимает стратегическое положение в обществе как канал доведения информации до общественности, способный формировать, просвещать, освещать и развлекать людей, чтобы они, могли узнавать о различных событиях. Автором сделана попытка представить реальную картину того, как пресса рассматривается с точки зрения ислама как средство формирования политической культуры. Исламская пресса, неся функцию проповеди, играет очень важную роль в формировании характера и идентичности человека. Изначально позиция и роль исламской прессы рассматривались как средство распространения информации в образовательных, развлекательных и других целях. Кроме того, к ней добавляются дополнительные функции образования, как религиозного, так и общественного. Исламская пресса является важным фактором формирования общественного мнения в мусульманском мире. Исследование политической культуры в исламской прессе помогает понять, какие мнения и взгляды доминируют в обществе, и какие проблемы наиболее актуальны для мусульман, Изучение влияния исламской прессы на формирование политической культуры в исламском мире включает анализ содержания публикаций в исламской прессе, их соответствия нормам ислама, политическим и социокультурным ценностям, а также реакцию читателей на эти публикации и их влияние на их политические убеждения и поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISLAMIC PRESS AS A MEANS OF SHAPING POLITICAL CULTURE: THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS

In the context of the rapid development of technology and communications, the press occupies a strategic position in society as a channel for bringing information to the public, capable of shaping, educating, illuminating and entertaining people so that they can learn about various events. The author attempts to present a real picture of how the press is viewed from the point of view of Islam as a means of forming a political culture. The Islamic press, carrying the function of preaching, plays a very important role in shaping a person's character and identity. Initially, the position and role of the Islamic press was considered as a means of disseminating information for educational, entertainment and other purposes. In addition, additional educational functions, both religious and public, are added to it. The Islamic press is an important factor in shaping public opinion in the Muslim world. The study of political culture in the Islamic press helps to understand which opinions and views dominate in society and which problems are most relevant for Muslims, The study of the influence of the Islamic press on the formation of political culture in the Islamic world includes an analysis of the content of publications in the Islamic press, their compliance with the norms of Islam, political and socio-cultural values, as well as the reaction of readers to these publications and their impact on their political beliefs and behavior.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКАЯ ПРЕССА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ»

■ ■ ■ ИСЛАМСКАЯ ПРЕССА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

Ахматилов М.Х.

Аннотация. В условиях стремительного развития технологий и коммуникаций пресса занимает стратегическое положение в обществе как канал доведения информации до общественности, способный формировать, просвещать, освещать и развлекать людей, чтобы они, могли узнавать о различных событиях. Автором сделана попытка представить реальную картину того, как пресса рассматривается с точки зрения ислама как средство формирования политической культуры. Исламская пресса, неся функцию проповеди, играет очень важную роль в формировании характера и идентичности человека. Изначально позиция и роль исламской прессы рассматривались как средство распространения информации в образовательных, развлекательных и других целях. Кроме того, к ней добавляются дополнительные функции образования, как религиозного, так и общественного. Исламская пресса является важным фактором формирования общественного мнения в мусульманском мире. Исследование политической культуры в исламской прессе помогает понять, какие мнения и взгляды доминируют в обществе, и какие проблемы наиболее актуальны для мусульман, Изучение влияния исламской прессы на формирование политической культуры в исламском мире включает анализ содержания публикаций в исламской прессе, их соответствия нормам ислама, политическим и социокультурным ценностям, а также реакцию читателей на эти публикации и их влияние на их политические убеждения и поведение.

Ключевые слова: пресса, исламская пресса культура, политическая культура

Для цитирования: Ахматилов М.Х. Исламская пресса как средство формирования политической культуры: теоретические и прикладные аспекты//Коммуникология. Том 8. N4. 2023. С.9-17.

Сведения об авторе: Ахматилов Мурад Хирамагомедович. Адрес: 367000, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул Дахадаева, 136. E-mail: murad-0709@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 28.10.2023. Принята к печати 22.12.2023. Введение

В широком смысле в понятие «пресса» все средства массовой информации, функция которых заключается в передаче информации, новостей, идей, мыслей человека или группы получателям контента. В узком смысле пресса классифицируется как издательская продукция, которая проходит процесс печати. Это газеты и журналы, которые называются печатными СМИ. Пресса - это первое средство массовой информации, являющееся неотъемлемой частью общества. Предметом настоящего исследования является пресса, которая ислам принимает в качестве своей идеологии.

Исламская пресса - это пресса, которая использует ислам в качестве основы для выполнения функций СМИ в своих институтах и ставит во главу

угла общественные интересы, прежде всего - мусульман. Основное отличие исламской прессы от других печатных СМИ заключается в «исламских» характеристиках публикуемого контента, и в целевой аудитории, интересующейся исламской проблематикой.

Исламская пресса также является своеобразной формой современной исламской проповеди и играет очень важную роль в формировании личности и индивидуальности человека. Кроме того, исламская пресса претендует на функцию защиты слабых, нуждающихся в помощи и поддержке.

Исламская пресса с самого начала рассматривалась как средство распространения информации в образовательных, развлекательных и других целях. Кроме того, к этим функциям добавлялись дополнительные функции, которые, возможно, не смогут заменить другие учреждения общей прессы, а именно функция религиозного образования и просвещения.

Исламская пресса является важным фактором формирования общественного мнения в мусульманском мире. Исследование политической культуры в исламской прессе поможет понять, какие мнения и взгляды доминируют в обществе, и какие проблемы наиболее актуальны для мусульман. Настоящее исследование включает некоторый анализ содержания публикаций в исламской прессе, их соответствия нормам ислама и политическим ценностям, а также реакцию читателей на эти публикации и их влияние на их политические убеждения и поведение. Особую ценность представляет анализ влияния исламской прессы на формирование политической культуры в исламском мире.

Генезис исламской политической мысли

Исламский мир в исторической перспективе

В 2014 году, 1435 году по мусульманскому календарю, население исламского мира составляло примерно полтора миллиарда человек1, что составляет примерно пятую часть человечества. В географическом плане ислам простирается через весь земной шар с востока на запад. Ислам последовательно развивался на протяжении всей истории, распространяясь на новые территории.

Культурный охват ислама можно разделить на пять географических блоков: Западная и Восточная Африка, арабский мир (включая Северную Африку), тюрко-иранские земли (включая Центральную Азию, северозападный Китай, Кавказ, Балканы и некоторые части России), Южной Азии (включая Пакистан, Бангладеш и многие регионы Индии) и Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур и меньшинства в Таиланде, на Филиппинах и, как следствие, в Австралии).

В 19-м веке две диаметрально противоположные тенденции занимали мусульманскую интеллигенцию в ее усилиях по социальному и религиозному обновлению. Модернизм предлагал адаптировать ислам к западным идеалам,

1 http://assets.press.princeton.edu/chapters/i10510.pdf

в то время как возрождение выступало за восстановление первоначальной динамики ислама. В начале 20-го века исламский мир стал свидетелем взрыва турецкого секуляризма; в его средний период он стремился к суверенитету и чести в арабском, иранском, пакистанском и индонезийском национализме; в конце 20-го века в нем стали все больше доминировать воинствующие тенденции. В начале 21-го века мир стал универсализироваться, благодаря мощи передовых технологий, скорости развития глобальной коммуникации и цифровых технологий. Демократические формы правления эхом отдаются в мусульманских странах через киберпространство.

Современный ислам жаждет новой парадигмы политической мысли, которая позволит ему построить свое будущее как мирный порядок в плюралистическом мире.

Характеристики исламской прессы в плюралистическом мире

Международная исламская пресса ныне находится на стадии формирования своих характеристик в соответствии с четырьмя ключевыми характеристиками пророка Мухаммада, которые состоят из шиддика, аманы, таблига и фатхоны. В этом случае исламская пресса пытается подражать этим ключевым характеристикам как части морали пророка Мухаммеда. Объяснение основных характеристик Пророка и того, что исламская пресса должна делать, подражая его чертам, объясняется следующим образом:

Шиддик означает истинный. Пророк Мухаммад САС является носителем истины. То, что он сказал, было истиной, которая пришла от Аллаха СВТ. Как носитель истины, пророк Мухаммад, безусловно, был очень значимой личностью, еще до того, как он был назначен Пророком. В своем социальном окружении он получил титул Аль-Амин (человек, которому можно доверять). Следуя этой характеристике, исламская пресса должна представлять честные новости или транслировать контент: факты и данные должны объясняться правильно, объективно и иметь достоверные источники, придерживаться исламской идеологии.

Амана (доверие)

Амана означает, что Расулулла Мухаммад САВ - это человек, который очень ответственно относится к работе или к тому, что ему поручено. Это человек, который всегда выполняет все дела, которые становятся его обязанностями, сдерживает свои обещания и никогда не предает. Таким образом, исламская пресса, которая иллюстрирует природу аманы, - это пресса, которая работает профессионально, пропорционально, объективно и социально ответственно.

Таблиг

Таблиг означает передавать. То есть Расулулла САВ всегда передавал исламские учения своему народу. Из-за своей табличной натуры Расулулла САВ был очень общительным человеком. Таким образом, исламская пресса, которая иллюстрирует природу таблицы пророка Мухаммеда, всегда должна откровенно и коммуникабельно доносить исламские истины до своей аудитории.

Фатхона

Пророк Мухаммад САС обладает характеристиками фатхона, что означает умный. Интеллект Расулуллы САС видно по тому, как он организовывал да'ват, политическую стратегию, войну и другие. Помимо того, что он обладает определенным интеллектом по натуре, он также интеллектуален, потому что учение ислама, которое он передает, является лучшим решением для человеческой жизни. Аллах СВТ сказал: «Вы - лучшие люди, которые были рождены среди людей, предписывали ма'руф, предотвращали зло и верили в Аллаха. Если бы люди Писания имели веру, это было бы лучше для них, среди них были те, кто уверовал, и большинство из них были нечестивыми людьми» [QSAli-Imran: 3: 110].

Исламская пресса, которая иллюстрирует природу фатоны Расулуллы САУ, означает попытку представить себя перед публикой, всегда предлагая решения проблем человеческой жизни. Свобода, которой должны пользоваться журналисты - это законность тех, кто раскрывает все, что выгодно обществу и становится предметом озабоченности большинства сообщества (общественное мнение или мнемозина). Кроме того, положительным воздействием могут воспользоваться все группы [Апат, 2008: 9]. Из этого можно сделать вывод, что свобода прессы, о которой идет речь, на самом деле является свободой, которая выражает общественные устремления, несет ответственность и не наносит вреда ни одной партии, и когда мы говорим о свободе прессы в исламе, мы также должны говорить о: 1) свободе мысли; 2) свободе мнений в соответствии с перспективой ислама.

Ислам гарантирует свободу мысли конкретным и реальным образом. Потому что эта свобода регулируется моралью и постоянно контролируется наблюдением Аллаха. Более того, в исламском мышлении рекомендуется проведение научных исследований и является формой поклонения и действенный метод достижения веры в Аллаха. Также раскрывает Его величие и силу. Логично, что свобода прессы (мышления и самовыражения), как и другие свободы в целом, не являются абсолютно безграничными. Существование ограничений направлено не на подавление творчества и свободы, а на уважение прав и свобод других людей. Ислам запрещает притеснения или действия, которые могут кого-то унизить. А также ислам, запрещает действия, которые не соответствуют общей этике, распространение зла через новости или иным образом, или акты враждебности по отношению к религиозным «си'ар-си'ар».

Кораническая методология реагирования на новости

Новости являются незаменимым элементом формирования и продвижения любой миссии. Актуальные и правдивые новости имеют большой шанс оказать положительное влияние на тех, кто их получит. Если распространяемая информация не соответствует действительности, то такая грубая фальсификация превратится для многих в проблему.

Ниже приведены методы, которые проповедует ислам, рекомендуемые при освещении новостей.

1. Возвращаясь к Корану, Сунне и улемам

Это основано на изречениях Аллаха, которые означают: «когда к ним приходят новости о безопасности или страхе, они затем передают их, и если они передадут это апостолу и улилю Амриди среди них, то, несомненно, те, кто хочет знать истину, (смогут) узнать это в «Исламских взглядах на управление прессой» (С. 124). Апостол и улиль Амри, «если бы не милость Аллаха к вам, конечно, вы последовали бы за сатаной, за исключением некоторых малых (среди вас)» [Сура Корана «Ан-Нисаа»: 83].

2. Табайюн

Табаюн - важная вещь, которую нужно делать при получении новостей. Это может относиться к исследованию правдивости новостей и осознанию этого. Суть Табайюна заключается в том, чтобы тщательно прояснять, перепроверять и анализировать проблемы. Нам нужно найти корень проблемы и проявить мудрость, рассмотрев причины и мнения всех сторон.

3. Наличие свидетелей

Это утверждение основано на словах Аллаха, которые означают «Почему они (те, кто обвинял это) не привели четырех свидетелей этой мистификации? Потому что они не привели свидетелей. Тогда будут у Аллаха те, которые лгут» [Сура «Ан-Нур»: 13].

4. Запрещение распространять то, что «не слышали» (т.е. то, чего не знаете)

Это основано на слове Аллаха, которое означает: «Воистину, тех, кто желает, чтобы (весть) о таких отвратительных деяниях распространилась среди верующих, ждет мучительное наказание в этом мире и в последней жизни, и Аллах знает, что вы не знаете». [Сура «Ан Нур»: 19].

Исходя из этих положений, становится ясно, что помимо журналистов, которые передают новости, люди, которые получают их, также должны быть мудрыми при реагировании на полученную информацию.

Заключение

Любая пресса не должна быть предвзятой или односторонней. То, что задачей исламской прессы является функция защиты слабых, рядом мусульманских СМИ определяется как второстепенная задача. Между тем, позиция и доля исламской прессы расматривались с самого начала, как важное средство распространения позитивной информации в сфере образования, развлечений и других направлениях жизнедеятельности. Кроме того, в последующем появились дополнительные функции, которые, возможно, не смогут быть заменены другими учреждениями общей печати, а именно могут быть реализованы соответствующей религиозной прессой. Отсутствие финансовой поддержки, используемой для производства информации, ныне многих СМИ вынуждает извлекать финансовую выгоду из публикуемой информации. Однако такой подход совсем неприемлем для исламских СМИ.

Журналистская практика в исламской прессе при подготовке новостей, с одной стороны, должна способствовать установлению и поддержанию мира,

чтобы новости не вызывали у читателей и общественности раздражения или совершения анархистских действий. С другой стороны - Исламская журналистика должна соответствует концепции ислама и являться средством формирования политической культуры. Исламская пресса не должна публиковать новости, которые являются провокационными, и не должна создавать новости, которые могут ухудшить ситуацию в конфликте. Отвечая на деликатные вопросы учитывая этническую принадлежность и другие различия, исламская пресса должна использовать наилучшие формулировки в новостях.

Источники

Алаев Л. Б. (2007). Политические системы и политические культуры Востока.

Асад Т. (2020). Возникновение секулярного: христианство, ислам, модерность.

Асташин Н. А. (2014). Политические системы современных государств. Т.4: Африка.

История Востока (2008). Т.6: Восток в новейший период (1945-2000 гг.).

Мельвиль А.Ю. (2002). Категории политической науки: учебник.

Политические системы современных государств (2012). Т.2: Азия.

Степанянц М. Т. (2001). Восточная философия. Вводный курс: избранные тексты.

Шарков Ф.И. (2004). Политический консалтинг. М.: Дашков и Ко.

Шарков Ф.И. (2016). Факторы гармонизации этноконфессиональных коммуникаций в современной России// Ислам в современном мире. Том 12. № 4. С. 171-182.

Шихалиев Шамиль. (2017). Исламская пресса в раннесоветском Дагестане и журнал «Мусульмане Советского Востока» // Исламология. 7 (2): 74.

Aisha Y. Musa (2013). The Qur'anists, Florida International University, accessed May 22,

Alan Jones, The Koran (1994). London, ISBN 1842126091, opening page. Its outstanding literary merit should also be noted: it is by far, the finest work of Arabic prose in existence.

An introduction to middle east politics, MacQueen, B., 2013.

Arthur Arberry (1956). The Koran Interpreted, London, ISBN 0684825074. Р. 191.

Biyun, Wang. (2018). Qingzhen duobao yanjiu [Research on qingzhen duobao]. Master Thesis. College of History and Culture of Northwest Normal University.

Fatmir Shehu, Mai Jianjun. (2021). Exploring Hui Muslims' Utilization of Islamic Press for the Revival of Islam during the Republic of China (1912-1949). In: Al-Risalah journal of islamic revealed knowledge and human sciences . Vol. 5. No 4.

Hisao Komatsu, Yasushi Kosugi. (eds.), Intellectuals in the modern Islamic world: transmission, transformation, communication, pp.117-142. New York: Routledge.

Islahi, Amin Ahsan (1989) [tr:2009]. Difference between Hadith and Sunnah. Mabadi Tadabbur i Hadith [Fundamentals of Hadith Interpretation] (In Urdu). Lahore: Al-Mawrid. Retrieved 1 June 2011.

Masumi, Matsumoto. (2006). Rationalizing patriotism among Muslim Chinese: The impact of the Middle East on the Yue Hua journal. In Stéphane A. Dudoignon,

Mingjun, Ding. (2017). The characteristics of the times in modern Hui newspapers and journals (jindai huizu baokan de shidai tezheng). Huizu Yanjiu, No. 1, pp. 89.

Mir Sajjad Ali, Zainab Rahman (2010) . Guan Publishing House Р. 24, citing N.J. Dawood's judgement.

Mohammed_Ibahrine. Islam and social media.In book:

Encyclopedia of social media and politics: In K. Harvey (Ed, Encyclopedia of social media and politics. (Vol, pp. 737741). Thousand Oaks, CA: SAGE Publication.

Mowlana Hamid. (1988). Mass Media Systems and Communication. In The Middle East, edited by Michael Adams, pp. 825-839.New York.

Neal Robinson (2013), Islam: A Concise Introduction, Routledge, ISBN 9780878402243, Chapter 7, pp. 85-89.

Wael B. Hallaq. (2012). The Impossible State: Islam, Politics, and Modernity's Moral Predicament. Columbia University Press.

Zainarti (2021). Islamic Perspectives on Press Management. Journal of Humanities and Social Sciences Studies, 3(1), 122-127. Retrieved from https://al-kindipublisher.com/index.php/jhsss/article/view/1248.

■ ■ ■ THE ISLAMIC PRESS AS A MEANS OF SHAPING POLITICAL CULTURE: THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS

Akhmatilov M.H.

Dagestan Islamic University, Makhachkala, Russian Federation

Abstract. In the context of the rapid development of technology and communications, the press occupies a strategic position in society as a channel for bringing information to the public, capable of shaping, educating, illuminating and entertaining people so that they can learn about various events. The author attempts to present a real picture of how the press is viewed from the point of view of Islam as a means of forming a political culture. The Islamic press, carrying the function of preaching, plays a very important role in shaping a person's character and identity. Initially, the position and role of the Islamic press was considered as a means of disseminating information for educational, entertainment and other purposes. In addition, additional educational functions, both religious and public, are added to it. The Islamic press is an important factor in shaping public opinion in the Muslim world. The study of political culture in the Islamic press helps to understand which opinions and views dominate in society and which problems are most relevant for Muslims, The study of the influence of the Islamic press on the formation of political culture in the Islamic world includes an analysis of the content of publications in the Islamic press, their compliance with the norms of Islam, political and socio-cultural values, as well as the reaction of readers to these publications and their impact on their political beliefs and behavior.

Keywords: press, Islamic press culture, political culture

For citation: Akhmatilov M.H. The Islamic Press as a Means of Forming Political Culture: Theoretical and Applied Aspects// Communicology: Electronic Scientific Journal. Vol. 8. N4. 2023, pp. 9-17.

Inf. about the author: Akhmatilov Murad Hiramagomedovich, Lecturer at Dagestan Islamic University. Address: 136 Dahadaev str., Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000, Russia. E-mail: murad-0709@mail.ru

Received: 28.10.2023. Accepted: 22.12.2023. References

Aisha Y. Musa (2013). The Qur'anists, Florida International University, accessed May 22,

Alaev, L. B. (2007). Political systems and political cultures of the East. Asad, T. (2020). The emergence of the secular: Christianity, Islam, modernity. (In Rus.).

Alan Jones, The Koran (1994). London, ISBN 1842126091, opening page. Its outstanding literary merit should also be noted: it is by far, the finest work of Arabic prose in existence.

An introduction to middle east politics, MacQueen, B., 2013.

Arthur Arberry (1956). The Koran Interpreted, London, ISBN 0684825074. P. 191.

Asad, T. (2020). The emergence of the secular: Christianity, Islam, modernity. (In Rus).

Astashin, N. A. (2014) .Political systems of modern states. Vol. 4: Africa. The History of the East. Vol. 6: The East in the modern period (1945-2000. 2008. (In Rus.).

Biyun, Wang. (2018). Qingzhen duobao yanjiu [Research on qingzhen duobao]. Master Thesis. College of History and Culture of Northwest Normal University.

Fatmir Shehu, Mai Jianjun. (2021). Exploring Hui Muslims' Utilization of Islamic Press for the Revival of Islam during the Republic of China (1912-1949). In: Al-Risalah journal of islamic revealed knowledge and human sciences . Vol. 5. No 4.

Hisao Komatsu, Yasushi Kosugi. (eds.), Intellectuals in the modern Islamic world: transmission, transformation, communication, pp.117-142. New York: Routledge.

Islahi, Amin Ahsan (1989) [tr:2009]. Difference between Hadith and Sunnah. Mabadi Tadabbur i Hadith [Fundamentals of Hadith Interpretation] (In Urdu). Lahore: Al-Mawrid. Retrieved 1 June 2011.

Masumi, Matsumoto. (2006). Rationalizing patriotism among Muslim Chinese: The impact of the Middle East on the Yue Hua journal. In Stéphane A. Dudoignon,

Melville A.Y. (2002). Categories of political science: textbook. Political systems of modern states. Vol. 2: Asia, 2012. (In Rus.).

Mingjun, Ding. (2017). The characteristics of the times in modern Hui newspapers and journals (jindai huizu baokan de shidai tezheng). Huizu Yanjiu, No. 1, pp. 89.

Mir Sajjad Ali, Zainab Rahman (2010) . Guan Publishing House P. 24, citing N.J. Dawood's judgement.

Mohammed_Ibahrine. Islam and social media.In book:

Encyclopedia of social media and politics: In K. Harvey (Ed, Encyclopedia of social media and politics. (Vol, pp. 737741). Thousand Oaks, CA: SAGE Publication.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mowlana Hamid. (1988). Mass Media Systems and Communication. In The Middle East, edited by Michael Adams, pp. 825-839.New York.

Neal Robinson (2013), Islam: A Concise Introduction, Routledge, ISBN 9780878402243, Chapter 7, pp. 85-89.

Political systems of modern states (2012). Vol. 2: Asia. (In Rus.).

Shamil Shikhaliev. (2017). The Islamic press in early Soviet Dagestan and the magazine «Muslims of the Soviet East» // Islamology.7 (2): 74. (In Rus.).

Stepanyants M. T. (2001). Eastern philosophy. Introductory course: selected texts. (In

Rus).

Sharkov F.I. (2016). Factors of harmonization of ethno-confessional communications in modern Russia// Islam in the modern world. Volume 12. No. 4. pp. 171-182. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2004). Political consulting. M.: Daskov and Ko. (In Rus).

Stepanyants M. T. (2001). Eastern philosophy. Introductory course: selected texts. Sharkov F.I. (2004). Political consulting. M.: Dashkov and Co. (In Rus.).

The History of the East (2008). Vol. 6: The East in the modern period (1945-2000). (In

Rus.).

Wael B. Hallaq. (2012). The Impossible State: Islam, Politics, and Modernity's Moral Predicament. Columbia University Press.

Zainarti (2021). Islamic Perspectives on Press Management. Journal of Humanities and Social Sciences Studies, 3(1), 122-127. Retrieved from https://al-kindipublisher.com/index.php/jhsss/article/view/1248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.