Научная статья на тему 'Исламофобия в немецком обществе'

Исламофобия в немецком обществе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
603
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМОФОБИЯ В ГЕРМАНИИ / АНТИИСЛАМИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / PEGIDA / МУСУЛЬМАНЕ / ДЕМОНСТРАЦИИ И ПРОТЕСТЫ / ISLAMOPHOBIA IN GERMANY / ANTI-ISLAMIST MOVEMENTS / MUSLIMS / DEMONSTRATIONS AND PROTESTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матсон О.О.

В статье рассматриваются возможные причины формирования негативного отношения к исламу в Германии. Беспокойство немцев связано с увеличением мусульманской диаспоры в стране. По мнению большей части населения, ислам является носителем чуждой для немцев системы ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possible reasons for forming negative attitude to Islam in Germany are considered in the article. The concerns of Germans are connected with the growth of the Muslim diaspora in the country. The generality of the population thinks that Islam represents an alien value system to Germans.

Текст научной работы на тему «Исламофобия в немецком обществе»

УДК 94(430).087

ИСЛАМОФОБИЯ В НЕМЕЦКОМ ОБЩЕСТВЕ

О.О. Матсон

В статье рассматриваются возможные причины формирования негативного отношения к исламу в Германии. Беспокойство немцев связано с увеличением мусульманской диаспоры в стране. По мнению большей части населения, ислам является носителем чуждой для немцев системы ценностей.

Ключевые слова: исламофобия в Германии, антиисламистские движения, Pegida, мусульмане, демонстрации и протесты.

Выступая с речью по поводу двадцатой годовщины объединения Германии, президент страны Кристиан Вульф (Christian Wulff) отметил, что «ислам является частью Германии» [13]. Немецкое общество бурно отреагировало на это высказывание. Спустя пару недель Федеральный канцлер Германии выразила совершенно противоположное мнение: «Идея проживания бок о бок людей с различными культурными корнями провалилась». Премьер-министр Баварии Хорст Зеехо-фер (Horst Seehofer) согласился с ней, высказавшись за ограничение иммиграции из арабских стран и Турции [11].

В Германии проживает около 4 млн. мусульман, что составляет примерно 5 % всего населения страны. Отношение немцев к ним крайне неоднозначное, основной причиной чего является исламская религия. Многочисленные опросы отражают подобные умонастроения, например, 67% немцев считают, что мусульмане отвергают базовые ценности немецкого общества, 55% уверены, что мигранты-мусульмане являются обузой для немецкого общества [3].

Согласно опросу, проведенному в 2009 году Институтом рыночных и политических исследований (dimap) по заказу Первого канала немецкого телевидения (ARD), распространение ислама в ФРГ беспокоит три четверти немцев [14]. Результаты исследования, проведенного Фондом Бертельсмана (Bertelsmann Stiftung), показывают, что в Германии растет предубеждение против ислама, особенно эта тенденция заметна в восточных землях. Больше всего страха там, где проживает наименьшее количество мусульман. С 2012 года число жителей, видящих в исламе угрозу, выросло на 4 %, составив 57 % [20]. Ранее проведенные опросы выявили, что каждый второй немец считает, что ислам чужероден Германии, причем с этим мнением согласилось 18 % мусульман, проживавших в стране [4].

Что же заставляет немцев опасаться этой религии? По мнению профессора эрфуртского университета Кая Хафеца (Kai Hafez), немцы, особенно проживающие в провинциальных городах, нечасто сталкиваются с мусульманами в повседневной жизни, а их образ создают на основе информации, получаемой от СМИ. Масс-медиа рассказывают в первую очередь о насилии исламистов в Сирии и Ираке, о терроризме и угнетении женщин, но ничего не говорят о мусульманской культуре и самом исламе [12]. Глава парламентского комитета по внутренней политике Вольфганг Босбах (Wolfgang Bosbach) считает, что немцы испытывают страх не перед исламом как таковым, а перед агрессивным исламизмом. По разным оценкам, в стране проживает около 40 тыс. исламистов, небольшая часть которых допускает применение насилия. Социальный психолог Андреас Цик (Andreas Zick) полагает, что стереотипы об агрессивно-настроенных мусульманах возникли после теракта 11 сентября 2001 года в США [8].

Также причинами возникновения боязни исламизации Европы могли послужить действия радикально-направленной группировки, известной под именем «Исламское государство», и сообщения СМИ о завербованных ею немцах, приобретающих опыт ведения войны в странах Ближнего Востока, позже возвращающихся в Германию и представляющих угрозу для страны [2]. Министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер (Thomas de Maizière) подтвердил, что за последние несколько лет количество уезжающих на Ближний Восток для участия в джихаде постоянно увеличивалось. По его заявлениям, существуют данные о 550 немецких боевиках, отправившихся в Сирию и Ирак для участия в войне в рядах группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» [9].

В стране не утихают дискуссии о необходимости изменения правил, касающихся иммиграции и предоставления убежища. Почти две трети населения Германии считают, что правящая коалиция уделяет недостаточно внимания вопросу о растущем числе беженцев и иммигрантов, согласно опросу по заказу еженедельника Der Spiegel, ведь только за первый квартал 2014 г. Германия приняла 36890 человек. Успех партии «Альтернатива для Германии», в числе требований которой - упорядочение притока иностранцев в страну и принятие канадской модели иммиграции, лишь подтверждает результаты опроса. Если в 2013 году ей не удалось преодолеть пятипроцентный барьер для прохождения в бундестаг, то в 2014 году ее представители попали в три ландатага страны.

Помимо этого, каждый третий респондент выразил мнение о растущей «исламизации» Германии, так как наибольшее число беженцев прибывает из Сирии, Афганистана и Пакистана. Поэтому эта часть опрошенных разделяет точку зрения объединения «Европейцы-патриоты против исламизации Старого Света» (Pegida), которое стало проводить в Дрездене антиисламистские выступления [5]. Если на первых демонстрациях, называемых самими сторонниками движения «вечерней прогулкой» [24], в октябре 2014 года, участников было всего несколько сотен, то в конце года их количество возросло до 17 тыс. человек. Опрос немецкого журнала Stern показал, что 13 процентов респондентов приняли бы участие в выступлениях Pegida, если бы они проходили рядом с местом их проживания [16].

Pegida преподносит себя как гражданское движение, выступающее против возможного усиления иностранного влияния в Германии и опасающееся чрезмерного распространения ислама в стране. Его лидеры отвергают насилие, поэтому помимо праворадикалов и неонацистов, организаторам объединения удалось привлечь в свои ряды обычных граждан (обывателей) из среднего класса [21]. У сообщества есть своя страница в социальной сети Facebook, где вербуются новые сторонники и назначается время шествий. Цели объединения определяет организационная группа из 12 человек, одним из них является Лутц Бахман (Lutz Bachmann), выступающий с речами на демонстрациях. Он не скрывает, что ранее был осужден за уголовные преступления, в числе которых торговля наркотиками, воровство и уклонение от уплаты алиментов [6]. Однако, выступая на демонстрациях, он говорит, что все его грехи искуплены, призывая при этом к «нулевой терпимости к нарушившим закон мигрантам» [1].

Все это беспокоит бундесканцлера Ангелу Меркель, которая уделила значительное внимание данной организации в своей новогодней речи. Она призвала людей прекратить оказывать поддержку Pegida и отказаться от участия в их демонстрациях. Меркель заявила, что демонстранты объединения, использующие лозунг «Народ - это мы», под которым в прошлом выступали жители восточной Германии, вкладывают в него иной смысл: разделение населения по цвету кожи или

История

177

религии. Бундесканцлер упомянула и о растущем числе беженцев, многие из которых «буквально избежали смерти», прибыв в Германию. По ее заверениям страна и дальше будет оказывать помощь тем, кто нуждается в убежище. Федеральный канцлер особо отметила, что приток населения «приносит всем только пользу» [15].

Свое отрицательное отношение к движению Pegida высказали на страницах немецкого журнала Bild 80 известных людей Германии - политиков, музыкантов, спортсменов. Среди них экс-канцлеры Хельмут Шмидт и Герхард Шредер. «Протесты Pegida взывают к неясным предрассудкам, ненависти к иностранцам и нетерпимости, что не характерно для Германии. Она должна оставаться открытой для мира и толерантной», - заявил Шмидт. Бывший канцлер Шредер выразил одобрение демократическим партиям и церкви, занявших четкую позицию по отношению к Pegida.

Менеджер национальной сборной Германии по футболу напомнил, что в составе бундестим, ставшей чемпионом мира, имеются игроки с миграционным прошлым. Поэтому интеграция в обществе должна работать так же, как и в национальной команде [18].

В январе в ряде крупных городов Германии прошли демонстрации, в которых приняли участие тысячи людей, желающих выразить протест росту антиисламизма, ксенофобии и расизма [10]. В Берлине они собрали 5000 людей, в Штуттгарте -8000, в Гамбурге около четырех тысяч человек призывали к терпимости и открытости по отношению к беженцам и другим культурам. Также противники антиисламского движения призывают открыто высказывать свою позицию в интернете, ставя у себя на социальных страницах подписи «За разнообразную Германию, скажем нет Pegida!». Все эти выступления не помешали одиннадцатой демонстрации Pegida в Дрездене стать самой крупной с количеством участников в 18 тыс.человек [22], но уже 10 января 2015 года 35 тысяч человек вышло на улицы города для участия в акции против экстремизма [25].

Антиисламские умонастроения в обществе вызвали интерес ученых, занимающихся проблемами миграции и самоидентификации немецкого общества. Председатель немецкого совета по миграции Вернер Шиффауэр (Werner Schilfauer) заявил о необходимости заново дать определение понятию «немцы» и о расколе в обществе, причиной которого стала Pegida [19]. Главной причиной споров о миграционном вопросе, по его мнению, является огромное количество беженцев и людей, ищущих лучшей жизни. Шиффауэр полагает, что Германия должна «смириться с такими процессами и найти способ интегрировать все общественные группы, тем самым создавая базу для сосуществования в условиях плюралистического и многообразного общества с новой идентификацией всех его членов». В крупных немецких городах, как отметил ученый, многообразие религий и культур уже воспринимается как данность [7].

Вызывает любопытство исследование берлинского университета им. Гумбольдта о самоидентификации немцев. Согласно ему, для большинства жителей Германии немец - это человек обладающий паспортом гражданина ФРГ и хорошо разговаривающий на немецком языке человек. Однако 38 % населения считают, что мусульманская женщина, носящая платок, не может быть немкой [17]. Как отметила социолог Найка Форутан (Naika Foroutan) в своем твиттере: «Получается немецкий парадокс: мы за многообразие, но, если можно, без мусульман, цыган, нуждающихся и чужих культур» [23].

Хотя, как считает Кай Хафец (Kai Hafez), профессор университета в Эрфурте, анализ Pegida с научной точки зрения в данный момент времени не представляется возможным, так как сперва необходимо классифицировать это движение среди других право-популистских организаций. Их отличие от правоэкстремистских и неонацистских движений состоит в том, что они не пытаются упразднить демократию. Их целью является дестабилизация общества, используя возможности, предоставляемые ею. Они пытаются ограничить права меньшинств и обвинить их во всех неудачах социального развития [12].

Подводя итоги, стоит отметить противоречивость немцев в отношении к исламу. С одной стороны, это страх перед распространением мусульманской религии в стране, выражающийся в крупных демонстрациях, и появление антиисламистких движений, вроде Pegida. C другой стороны - многотысячные акции в защиту ислама. На наш взгляд, главной причиной боязни ислама является его неправильное восприятие гражданами Германии, которые знают об этой религии только то, что говорят СМИ, а также непонимание разницы между исламом и исламизмом, грань между которыми действительно весьма зыбкая. Исправить ситуацию можно, рассказывая людям, что представляет собой мусульманская культура на самом деле, постепенно избавляя их от предрассудков и помогая сформировать более осознанное отношение к мусульманскому сообществу.

The possible reasons for forming negative attitude to Islam in Germany are considered in the article. The concerns of Germans are connected with the growth of the Muslim diaspora in the country. The generality of the population thinks that Islam represents an alien value system to Germans. Keywords: islamophobia in Germany, anti-islamist movements, Pegida, Muslims, demonstrations and protests.

Список литературы

1. Антиисламистское движение Pegida как зеркало современной Германии // Euronews. - 05.01.2015. URL: http://ru.euronews.com/2015/01/05/pegida-darkens-immigration-climate-in-germany/

2. Баэрс Х., Шпаковская И. Как движение Pegida манипулирует страхами немцев // Deutsche Welle. - 18.12.2014. URL: http://dw.de/pAE6T3

3. Варкентин А. Немцы спорят о роли ислама в Германии // Deutsche Welle. - 11.10.2010. URL: http://dw.de/p/PbPe

4. Вачедин Д. Опрос: Половина немцев видит в исламе угрозу // Deutsche Welle. - 28.04.2013. URL: http://dw.de/p/18OdR

5. Демидова О. Опрос: Немцы недовольны иммиграционной политикой властей // Deutsche Welle. - 13.12.2014. URL: http://dw.de/p/1E3oX

6. Жолквер Н. Почему не утихают протесты в Дрездене // Deutsche Welle. - 3.01.2015. URL: http://dw.de/p/1EEK8

7. Жолквер В. Движение Pegida стало объектом внимания ученых ФРГ // Deutsche Welle. - 5.01.2015. URL: http://dw.de/p/1EFFH

8. Хуммель У, Капустина О. Чем объясняется страх немцев перед исламом? // Deutsche Welle. - 05.02.2013. URL: http: //dw. de/p/17Xw7

9. Количество немецких джихадистов в Ираке и Сирии выросло до 550 // RFI. - 22.11.2014. URL: http://ru.rfi.fr/evropa/20141122-kolichestvo-nemetskikh-dzhikhadistov-v-irake-i-sirii-vyroslo-do-550/

10. Шаталин В. Тысячи немцев протестовали против ксенофобии и расизма // Deutsche Welle. - 5.01.2015. URL: http://dw.de/p/1EFOj

11. Angela Merkel: German multiculturalism has «utterly failed» // The Guardian. - 17.10.2010. URL:

http://www.theguardian.com/world/2010/oct/17/angela-merkel-german-multiculturalism-failed

12. Backfisch M. Islambild: Erfurter Wissenschaftler über Pegida und Paris // Thüringer Allgemeine. - 09.01.2015. URL: http://www.thueringer-allgemeine.de/web/zgt/politik/detail/-/specific/Islambild-Erfurter-Wissenschaftler-ueber-Pegida-und-Paris-836401551

13. Die Rede von Bundespräsident Christian Wulff zum 20. Jahrestag der Deutschen Einheit am 3. Oktober 2010 in Bremen*// Bild. - 23.12.2010. URL: http://www.bild.de/politik/2010/tag-der-deutschen-einheit/seine-rede-im-wortlaut-14175828.bild.html

14. Drei von vier Deutschen haben Angst vor dem Islam // Die Welt. - 11.12. 2009. URL: http://www.welt.de/politik/deutschland/article5495238/Drei-von-vier-Deutschen-haben-Angst-vor-dem-Islam.html

15. Kade C. Merkel warnt vor Pegida - «Folgen Sie denen nicht» // Die Welt. - 31.12.2014. URL: http://www.welt.de/politik/deutschland/article135886217/Merkel-warnt-vor-Pegida-Folgen-Sie-denen-nicht.html

16. Mathes W. 13 Prozent der Deutschen würden für Pegida marschieren // Stern. - 1.01.2015. URL: http://www.stern.de/politik/deutschland/fuer-pegida-auf-die-strasse-13-prozent-der-deutschen-wuerden-mitmarschieren-2163092.html

17. Migrationsrat fordert «Deutschsein» neu zu definieren // Frankfurter Rundchau. - 05.01.2015. URL: http://www.fr-online.de/politik/migrationsrat-fordert--deutschsein--neu-zu-definieren,26577298,29484912.html

18. Nein zu Pegida! // Bild. - 6.01.2015. URL: http://www.bild.de/politik/inland/pegida/promis-sagen-nein-zu-pegida-39208948.bild.html

19. Reimann A. Umgang mit Pegida: Forscher fordern neues Deutschland-Bild in Lehrplänen // Spiegel Online. - 5.01.2015. URL: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/pegida-migrationsforscher-fordern-neues-leitbild-fuer-deutschland-a-1011260.html

20. Studie der Bertelsmann-Stiftung: Mehrheit fühlt sich vom Islam bedroht // ARD.de. - 8.01.2015. URL: http://www.tagesschau.de/inland/islam-101.html

21. Stute D. Wer steckt hinter Pegida? // Deutsche Welle. - 8.12.2014. URL: http://dw.de/p/1E0sh

22. Tausende protestieren gegen Pegida // ARD.de. - 5.01.2015. URL: http://www.tagesschau.de/inland/pegida-anhaenger-und-gegner-protestieren-101. html

23. Foroutan N. // MDIntegration. - 22.11.2013. URL: https://twitter.com/MDIntegration/status/403847258124582912

24. Was ist Pegida? // SWR-Fernsehen. - 5.01.2015. URL: http://www.swr.de/landesschau-aktuell/hintergrund-was-ist-pegida/-/id=396/nid=396/did=14773072/1yebksc/

25. 35.000 Dresdner demonstrieren für Toleranz // MDR Sachsen. - 10.01.2015. URL: http://www.mdr.de/sachsen/demonstrationen-in-dresden-und-bautzen100.html

Об авторе

Матсон О.О. - аспирант кафедры всеобщей истории Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, overtan@mail.ru

УДК 947.083.3+378.4

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ФАКУЛЬТЕТЫ БЕЛГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1920-Х ГГ.

ГЛАЗАМИ РУССКОГО ЭМИГРАНТА2

С.И. Михальченко, Е.В. Ткаченко

Статья посвящена описанию юридического факультета и историко-филологического отделения философского факультета Белградского университета в неопубликованных «Воспоминаниях» российского ученого-обществоведа Е.В. Спекторского (1875-1951). Анализируется восприятие ученым особенностей организации учебного процесса, приводятся данные им оценки профессорам и преподавателям, характеризуется отношение к университету со стороны властей Королевства сербов, хорватов и словенцев.

Ключевые слова: Белградский университет, Королевство сербов, хорватов и словенцев, русская эмиграция, Спекторский Е.В., мемуары,

История университетов - одно из перспективных направлений в рамках истории образования. В последнее время в России вышли в свет ряд изданий по истории отечественных университетов. Специальное внимание при этом уделяется истории профессорской корпорации, месту университета в городском пространстве, его влиянию на развитие культуры[2; 12]. Важнейшими источниками по истории университетов продолжают оставаться мемуары профессоров и выпускников университетов, они позволяют глубже понять академическую жизнь учебного заведения[1]. Особый интерес здесь представляют свидетельства представителей русской эмиграции первой волны, оказавшихся в вынужденном изгнании в 1920-егоды[4]. Многие из них, опираясь на багаж, полученный в России, сами стали преподавать в университетах Европы. Одним из высших учебных заведений, принявших значительное количество русских профессоров, стал молодой Белградский университет в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Роль русских профессоров в развитии этого университета уже характеризовалась в исторической науке[3;9;10;11]. Между тем, восприятие внутриуниверситетских реалий глазами эмигрантов остается пока вне поля зрения исследователей. Одной из причин этого, несомненно, является, ограниченность источников. Тем большее значение приобретают обнаруженные недавно в историческом архиве Института Восточной Европы Бремен-ского университета «Воспоминания» юриста и философа Е.В.Спекторского, не полностью пока введенные в научный обо-рот[5]. Характеристике социально-гуманитарных факультетов Белградского университета глазами Спекторского, преподававшего в нем в 1920-1924 и в 1927-1930-х гг., и посвящена настоящая статья.

Как отмечал мемуарист, русские профессора после устройства в университет увидели, что они имеют дело «с молодым университетом в молодой стране, у которой не более двух поколений настоящей интеллигенции» [8, л.463], при этом Белградский университет был очень богат. «Он располагал огромным количеством «задужбин», т.е фондов, завещанных ему иногда даже безграмотными людьми. Случалось, что человек наживал миллионы, отказывая себе во всем, а затем иногда еще при жизни, но чаще по завещанию оставлял все свое состояние или его львиную долю университету... Проходя по городу, можно было постоянно видеть на стенах домов мраморную таблицу с надписью: университетская задужбина такого-

2 Выполнено при поддержке РГНФ (грант 15-01-00209)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.