нитарные отношения с большим количеством стран. В этой связи можно отметить особые отношения Киргизстана с Белоруссией, Украиной, Японией и др. Но именно великие державы и государства Центрально-Азиатского региона определяют основные тенденции внутреннего и внешнего развития Киргизской Республики.
«Мир и политика», М., 2012 г., № 2, с. 105-111.
Александр Шустов,
кандидат исторических наук (МГСП, Ярославль) ИСЛАМИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ТАДЖИКИСТАН, КИРГИЗИЯ, КАЗАХСТАН)
Центральная Азия - регион, с которым Россию объединяют многочисленные политические, экономические, военные, культурные и семейно-родственные связи, - после распада СССР испытывает растущее влияние радикального ислама. Исламизация Центральной Азии для России - вопрос не только военной безопасности, которая окажется под угрозой в случае дестабилизации ситуации в одной или нескольких странах региона, но и внутриполитической стабильности, тесно связанной с постоянно растущей трудовой миграцией.
Влияние ислама в государствах Центральной Азии всегда было различным. В Узбекистане и Таджикистане - странах с древней земледельческой культурой, оседлым населением и городской цивилизацией, ислам занимал гораздо более сильные позиции, чем в посткочевых обществах - Казахстане, Киргизии и Туркмении. Северная Киргизия и Казахстан были раньше включены в состав Российской империи, испытав более сильное влияние русской культуры. На этих территориях гораздо выше была численность славянского населения, широкое распространение получил русский язык, вследствие чего уровень русификации коренных этносов оказался более значительным.
В постсоветский период республики Центральной Азии стали позиционировать себя как светские государства, исламские - по культуре, историческому и духовно-религиозному наследию. В результате светская идентичность стала быстро вытесняться мусульманской. На территории Центральной Азии были построены сотни мечетей, мектебов, медресе. Однако интересы ислама в политической системе представлены не были. Местные политиче-
90
ские режимы боялись возрастания политического влияния ислама и всячески блокировали проявления его общественной активности.
Единственной страной, где ислам оказался институционально представлен в политической жизни, стал Таджикистан. После заключения соглашений 1997 г. Исламская партия возрождения Таджикистана (ИПВТ) была легализована и вошла в парламент, где до сих пор имеет представительство. Гражданская война и последовавшая за ней интеграция исламской оппозиции в политическую систему и силовые структуры привели к тому, что по уровню исламизации общества Таджикистан оказался лидером в регионе Центральной Азии.
В республике официально функционируют 27 центральных, 325 соборных мечетей и 3 тыс. 334 мечети для пятничных молитв. В среднем одна мечеть приходится на 2 тыс. жителей. Некоренные -европейские - этносы с началом гражданской войны почти полностью покинули Таджикистан. Из 388,5 тыс. русских, проживавших в республике, по данным переписи 1989 г., осталось не более 30 тыс. человек. В итоге Таджикистан стал одной из наиболее однородных в этноконфессиональном отношении стран СНГ. Ислам исповедуют 99% населения. Абсолютное большинство из них -сунниты ханафитского толка, около 200 тыс. исповедуют исмаи-лизм, распространенный в Горном Бадахшане.
К усилению влияния ислама власти относятся настороженно. Опасения усиливаются распространением радикальных мусульманских течений - ваххабитов, «Хизб ут-Тахрир», «Джамоати Таб-лиг». За два последних года более 100 активистов «Хизб ут-Тахрир» и «Джамоати Таблиг» были приговорены к различным срокам заключения. В Таджикистане представители «Джамоати Таблиг», возникшей в конце 1940-х годов на территории Индии, появились в 1997 г., после завершения гражданской войны. Главная цель организации - привести к «истинному» исламу всех «заблудших» мусульман, а в идеале - исламизировать всю планету. Обеспокоенность ростом влияния радикальных религиозных течений вынудила власти принять ряд мер. В июле 2010 г. нижняя палата парламента Таджикистана (мажилис) одобрила проект закона об ответственности родителей. В соответствии с ним дети не могут быть членами религиозных объединений и имеют право посещать мечети только в религиозные праздники, объявленные выходными днями, - Рамадан и Курбан-байрам. В августе президент Таджикистана выступил с инициативой вернуть домой студентов, обучающихся в зарубежных религиозных образовательных учреж-
91
дениях, после чего на родину вернулось около 1000 человек. Регулярно проводятся операции по закрытию нелегально действующих религиозных школ. Если в 2010 г. было закрыто 20 незаконно действующих медресе, то лишь в мае-июне 2011 г. - 58. На законных основаниях в республике действуют 19 медресе и Исламский университет, где образование можно получить как на платной, так и на бюджетной основе.
Киргизия в отличие от Таджикистана традиционно была менее исламизированной. В недавнем прошлом киргизы были кочевниками, в связи с чем ислам, особенно на севере страны, не получил среди них широкого распространения. Почти втрое выше в республике была и численность славянского населения. Однако влияние ислама на киргизское общество в последние годы также заметно возросло. В настоящее время мусульманами считают себя более 80% киргизов, которые составляют почти 3/4 населения страны. За полтора десятилетия количество мечетей в республике удвоилось. В Киргизии официально действуют более 1700 мечетей, девять исламских вузов, около 60 медресе и целый ряд различных мусульманских центров и объединений. Только за 2010 г. регистрацию прошли около 100 новых мечетей. Несколько сотен мечетей действуют неофициально. Многие из них строятся за счет мусульманских, главным образом арабских стран. Число постоянных прихожан, регулярно посещающих пятничные намазы, оценивается более чем в 250 тыс. человек.
Исламизация заметна и в Казахстане. В последние годы республика столкнулась с распространением радикальных мусульманских течений и, как результат, ростом террористической угрозы. В 2011 г. в Казахстане произошло несколько крупных терактов. Наиболее широкий резонанс получили события в поселке Шубарши Актюбинской области, где члены местной общины са-лафитов в отместку за задержание их товарища в начале июля расстреляли двух полицейских. В ходе операции по их преследованию казахстанские силовики попали в засаду, был убит спецназовец. Власти были вынуждены начать в Актюбинской области полномасштабную войсковую операцию с привлечением тяжелой бронетехники, авиации, спецподразделений МВД Казахстана «Сункар» и «Беркут». Девять из 11 салафитов были обнаружены и ликвидированы в одном из домов поселка Кенкияк, где они оборонялись всю ночь.
Распространение ислама в Казахстане заметно и на внешнем уровне. Женщины в традиционной мусульманской одежде на ули-
92
цах городов стали обычным явлением. Без имамов или мулл не обходится ни одно более или менее значимое общественное мероприятие. Распространение получили течения не только традиционного для Средней Азии ханафитского толка. Наблюдатели отмечают рост интереса к нетрадиционным направлениям ислама, особенно в Южном и Западном Казахстане, где преобладает казахское население. Среди имамов мечетей встречаются, в частности, салафиты и кораниты.
Обострение общественно-политической обстановки в таких условиях во многом является неизбежным. По мере роста числа сторонников радикальных мусульманских движений их борьба со светскими режимами переходит из религиозно-идеологической в военно-политическую плоскость.
«Проблемы идентичности: Кросс-культурный диалог»,
Ярославль, 2012 г., с. 162-168.
93