УДК 297:327
А.М. Родригес
ИСЛАМ: ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В широком аспекте статья посвящена актуальной проблеме роли и места мусульманской культуры в современном мире.
История свидетельствует о том, что ни одна западная модель не имела успеха в странах, принадлежащих мусульманской цивилизации. Отсюда - многочисленные поиски собственного пути развития, что, в свою очередь, вызывает особую тревогу государств Запада. Поэтому на повестке дня стоит вопрос не только о преодолении дисбаланса между мусульманским и западным миром, но и об определении путей возможного их гармоничного взаимодействия.
собственный путь развития, культура, цивилизация, современный мир, западные страны, восточные общества, мусульманские ценности, глобализация, вызов.
За последние десятилетия как в отечественной, так и зарубежной литературе резко возрос интерес к изучению такого сложного феномена, как цивилизация. При этом особое внимание уделяется пониманию многообразия цивилизаций современного мира и их противоречий. Такой интерес к данной проблематике не случаен. Уже не первый год активно обсуждаются вопросы глобализации. При этом крупные социально-экономические и культурные общности, имеющие давние исторические традиции, обеспокоены тем, как им пойти в новую систему бытия и практики человеческих отношений. Безусловно, одной из центральных проблем становится проблема самоидентичности и идентичности.
Как известно, исследовательская литература о цивилизациях весьма обширна. Но, как правило, основной интерес многочисленных ученых от Дж. Тойнби 1 и Н.И. Конрада 2 до А. Раймона 3 и П. Сорокина 4 был связан с выработкой общих подходов к пониманию цивилизаций, динамики их развития и изменения, а также к их геополитическим ориентирам. Вместе с тем, важным представляется изучение цивилизаций в их конкретных характеристиках, особенностях и спецификах, а также взаимодействиях между собой.
Принято считать, что все основные цивилизации являются либо континентальными, либо субконтинентальными. Но лишь одна из них, а именно мусульманская цивилизация, объединяет общности, которые при всем своем различии в традициях, этнической и расовой принадлежности, самосознании и языках считают себя частью мусульманской цивилизации, не имеющей четко заданных географических ориентиров. Их сплачивает именно принадлежность к религиозной общности, которая и является основой солидарности народов и стран, считающих себя частью мусульманской цивилизации. И эта особого рода солидарность позволяет сегодня говорить о существовании мусульманской цивилизации как о несомненном явлении. Понятно, что ислам в различных странах мира имеет свою специфику, делающую страны мусульманской цивилизации непохожими друг на друга, то есть ислам в своем конкретном проявлении не менее многообразен, чем цивилизации.
Но есть что-то общее, что объединяет народы и государства в систему мусульманской цивилизации, где религия, безусловно, является доминирующей основой солидарности, но, видимо, не сводится только к ней. Поэтому мусульманская цивилизация не есть эпифеномен монолитный и бесконфликтный, но представляет собой результат особого рода кросс-культурного взаимодействия многочисленных народов и стран, считающих себя принадлежащими к мусульманской цивилизации.
Представляется, что ислам - это больше, чем религия. Даже не являясь государственной религией в ряде стран, он оказывает огромное влияние на политические и социальные институты, образ жизни тех, кто считает себя принадлежащим к мусульманскому сообществу. Можно сказать, что базовые мусульманские ценности и институты ислама и лежат в основе рассматриваемой солидарности. Жизненность этой цивилизации связана с гибкостью, динамичностью и
1 Тойнби Дж. Постижение истории. М., 1991.
2 Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966.
3 Раймон А. Этапы развития социологической мысли. М. : Прогресс-Политика, 1993.
4 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
© Родригес А.М., 2017
пластичностью различных способов внутреннего согласования ее составляющих, включая способность к самым глубоким инновациям. Разумеется, принятие той или иной инновации связано с идеей ее возможности поддержать и развить жизнестойкость мусульманской цивилизации в целом.
Мусульманская цивилизация, несомненно, имеет глубокую историческую память, которая позволила ей на протяжении многих веков считать себя способной к диалогу с другими цивилизациями и в этом смысле считаться открытой к взаимодействию с последними. Вместе с тем, XX век, в частности его вторая половина, принес мусульманам большие унижения -понимание того, что западная цивилизация и те, кто за ней, ушел в своем развитии далеко вперед. Более того, осознание того факта, что Запад вторгся во все аспекты жизни мусульманина, вызывал и вызывает достаточно болезненную реакцию. И хотя мусульманские модернизаторы -реформаторы пытались соединить достижения западной науки и технологии с базовыми ценностями и институтами ислама, полученные результаты были достаточно удручающими 5.
История свидетельствует о том, что ни одна западная модель не имела успеха в странах, принадлежащих мусульманской цивилизации. Отсюда - многочисленные поиски собственного пути развития, что, в свою очередь, вызывает особую тревогу государств Запада. Поэтому на повестке дня стоит вопрос не только о преодолении дисбаланса между мусульманским и западным миром, но и об определении путей их возможного гармоничного взаимодействия. При этом важно, чтобы эти цивилизации пытались понять и услышать друг друга, а не видеть в них то, что они хотят видеть. Речь идет о проблеме стереотипов, то есть об искажении представлений о том, что в частности связывается с мусульманской цивилизацией, стереотипов, которые приводят или могут привести к непредсказуемым последствиям для всего человечества. Достаточно сказать, что теории «столкновения цивилизаций» или «войны миров», в основе которых лежит идея агрессивного противостояния между основными религиями, в частности между исламом и христианством, и являются результатом, порожденным многочисленными стереотипами: идеологическими, культурными, политическими и даже бытовыми.
Еще совсем недавно в литературе всему исламу приписывался радикализм - «исламский радикализм», а сегодня это понятие трансформировалось в так называемую «исламскую угрозу» 6. При этом имеется в виду, что угроза исходит не от конкретного религиозного фанатика или группы экстремистов, а от всего ислама как духовного феномена, который исповедует более миллиарда жителей всех континентов. И такая подмена понятий и легкость их употребления часто приводит к непредсказуемым последствиям. В частности, некоторые исследователи стали говорить о необходимости защиты от ислама вообще. Но важно иметь в виду, что агрессивные умонастроения, которые связывают с исламом, не имеют ничего общего не только с исламом, но и с любой другой религией, которая основана на идеях добра и гуманизма. Другое дело, что иногда мы встречаемся с искажением отдельных догматов ислама и попытками приспособить их в угоду тем или иным
7
политическим интересам .
Нет необходимости объяснять, что ислам нельзя сводить только к религиозному вероучению. Ислам - это целостная система, устанавливающая и регламентирующая как образ жизни и поведение, так и систему нравственных ценностей и психологических установок и восприятий.
В современную эпоху глобализации человечество при всем своем разнообразии пришло к рубежу необратимого взаимодействия всех сфер жизни: экономической, политической, культурной и духовной.
Глобализация как процесс интеграции различных компонентов человечества в ходе эволюции, в противоположность процессу дифференциации человечества, порождает качественно иное понимание последнего, представляя его в виде глобальной общности. Анализ многочисленной литературы по проблеме глобализации показывает, что возрождается в новом виде дихотомическое видение развития современного мира. Два полюса этого процесса можно представить следующим образом: с одной стороны, глобализация неизбежна и фатально предопределена, универсализирует и нивелирует все различия от экономических до культурных, тождественна вестернизации или американизации, безальтернативна, устраняет понятие суверенного государства, с другой - не неизбежна, а обратима, имеет альтернативу в виде религиозных и национальных идентичностей, противополагаемых вестернизации и американизации, углубляет неравенства между богатыми и бедными государствами, легализует господство глобального корпоративного капитализма.
Здесь не ставится задача дать всесторонний анализ неоднозначно понимаемому понятию и процессу глобализации, последняя рассматривается как тенденция к созданию некой единой
5 Ланда Р.Г. Социология современного Востока. М., 2006. С. 398.
6 Кёпель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М., 2004. С. 24.
7 Левин З.И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период. М., 1999. С. 114.
мировой цивилизации и культуры. Как правило, в многочисленных теориях и политических конструкциях глобализацию рассматривают не как порождающую новую культуру и цивилизацию, а считают, что она должна быть построена либо на господстве ценностей одной из них, либо на преодолении ценностного подхода и сведении проблемы идентичности к идее информационно-культурной.
Каждый из этапов глобализации был непосредственно связан с достижениями науки и техники и поступательной сменой доминирующих социальных укладов. Каждое из выдающихся технических достижений (от паровой машины до современных информационных технологий) открывало новую страницу в истории глобализации. Влияние этих открытий на динамику общемировых процессов оказывалось возможным лишь в том случае, когда они были востребованы обществом. Постоянная модернизация Запада и изменение социального устройства способствовали расширению границ влияния Запада в широком смысле слова на остальной мир.
Между тем специфика социальной структуры Востока, которую, в частности, можно рассматривать как консервативную, начиная с XVII века, препятствовала активной экспансии Запада, как политической, так и культурной. При этом собственного потенциала для модернизации она не имела. Поэтому процессы глобализации были направлены от «центра» к «периферии». Таким образом, понятие глобализации на самом деле есть понятие «вестернизации». Подтверждением этому является тот факт, что из 188 стран, входящих в ООН, 36 представляют европейский континент, а 125 - страны, которые в то или иное время находились в пространстве западного колониализма. Видимо, историческая правда не должна приноситься в жертву политической корректности, то есть можно сказать, что глобализация в ее историческом развитии вплоть до настоящего времени является процессом установления европейского доминирования над миром (США, Канада, Австралия и Новая Зеландия рассматриваются как «боковые ветви Запада»). И если говорить, что сегодняшний процесс глобализации проходит по «сценарию США», то принципиально это сути дела не меняет 8.
Исторические уроки глобализации на протяжении последних 70 лет показывают, что одной из ее особенностей было формирование новой социальной и экономической культуры в отдаленных регионах мира. Так или иначе, данный процесс способствовал ускоренному развитию населявших эти регионы народов. Разумеется, европейская колонизация вовсе не была абсолютным благом для стран третьего мира. Колониализм и его последствия остаются и сегодня достаточно спорной проблемой мировой истории. Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, хотелось бы отметить, что влияние процессов глобализации на развитие стран третьего мира, включая и мусульманские страны, можно оценивать, по крайней мере, с двух точек зрения. Во-первых, если рассматривать основную цель культуры как средство выражения человеческой универсальности в социальной форме, то можно сказать, что духовно-ценностные основания общественной жизни стран мусульманского Востока так или иначе достаточно жестко привязаны к социальной среде. Но, во-вторых, история развития мусульманской культуры показывает, что ее выдающиеся достижения не являются непосредственным результатом социума. Социум можно рассматривать как нечто производное, а религия и религиозное понимание личности - исходные начала мусульманского сообщества. Однако это противоречит достаточно известной аксиоме о том, что ислам - «религия общины». Трудно сегодня говорить о каком-либо однозначном понимании влияния процессов глобализации на развитие мусульманской цивилизации, поскольку мусульманский мир весьма неоднороден и дисперсен в различных сферах духовной жизни народов, считающих себя принадлежащими к мусульманской цивилизации. Эта проблема требует достаточно внимательного и серьезного изучения. Представляется, что в целом важно ответить на вопрос, что несет с собой глобализация: усиление однородности или разнородности человечества. Видимо, такой ответ, базируясь на продолжении модернизации, будет найден вне рамок нынешнего баланса сил, созданного глобализацией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кёпель, Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма [Текст]. - М., 2004.
2. Конрад, Н.И. Запад и Восток [Текст]. - М., 1966.
3. Ланда, Р.Г. Социология современного Востока [Текст]. - М., 2006.
4. Левин, З.И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период [Текст]. - М., 1999.
5. Раймон, А. Этапы развития социологической мысли [Текст]. - М. : Прогресс-Политика, 1993.
6. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество [Текст]. - М., 1992.
8 Asian Research Trends. Tokyo, 2012. N 9.
7. Тойнби, Дж. Постижение истории [Текст]. - М., 1991.
8. Asian Research Trends [Text]. - Tokyo, 2012. - N 9.
REFERENCES
1. Kepel', Zh. Dzhihad. Ekspansiya i zakat islamizma [Text]. - M., 2004.
2. Konrad, N.I. Zapad i Vostok [Text]. - M., 1966.
3. Landa, R.G. Sotsiologiya sovremennogo Vostoka [Text]. - M., 2006.
4. Levin, Z.I. Obshchestvennaya mysl' na Vostoke. Postkolonial'nyy period [Text]. - M., 1999.
5. Raymon, A. Etapy razvitiya sotsiologicheskoy mysli [Text]. - M. : Progress-Politika, 1993.
6. Sorokin, P. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Text]. - M., 1992.
7. Toynbi, Dzh. Postizhenie istorii [Text]. - M., 1991.
8. Asian Research Trends [Text]. - Tokyo, 2012. - N 9.
A.M. Rodriguez
ISLAM. CHALLENGES OF GLOBALIZATION
The investigation of civilization as a complex phenomenon has become especially relevant in modern conditions of globalization. Even stable social-economic and cultural communities are growing increasingly concerned about the problem of integration and the preservation of self-identity. Muslim civilization, which is neither continental nor sub-continental, has united national entities in different parts of the world, which have different cultural traditions, different ethnic and racial traditions, self-awareness and languages. Muslim civilization, which doesn't have common geographical landmarks, is united by religious traditions. History shows that no western model of development has proved to be successful in countries with Muslim traditions. Muslim civilization has its own model of development, which frightens the western world. The issue of finding a way of harmonious co-development of the Muslim world and the western world is very important. We should cast away all stereotypes based on the idea of aggressive contradiction between different religions, including Islam and Christianity.
unique way of development, culture, civilization, modern world, western countries, eastern countries, Muslim values, globalization, challenge.