Научная статья на тему 'Ислам в США, Австралии и Новой Зеландии'

Ислам в США, Австралии и Новой Зеландии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
248
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам в США, Австралии и Новой Зеландии»

сталых или, используя другой термин, развивающихся странах, но и в развитых государствах.

«Азия и Африка сегодня», М.,2011 г., №3, с. 12-18.

Шамиль Биккулов,

кандидат филологических наук (г. Оренбург) ИСЛАМ В США, АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Ислам в США. В Америку ислам пришел не традиционным путем иммиграции с Востока, а «приплыл» на кораблях из Африки в начале XVII в., когда оттуда стали привозить рабов, часть из которых были мусульманами. На «новой родине» их насильно обращали в христианство и давали европейские имена. Впрочем, как видно из нынешней ситуации, современные афроамериканцы не забыли своих корней. В 1913 г. была основана первая «черная мечеть» в штате Нью-Джерси. А в 1940-1960-х годах прошлого века начался настоящий бум возрождения ислама среди чернокожего населения, чему в немалой степени способствовали иммигранты с Ближнего и Среднего Востока.

В это время так называемые «черные мусульмане» создают целый ряд исламских организаций, из которых самой известной стала «Нация ислама», основанная Луисом Фарраханом. Данная организация прославилась главным образом расистским компонентом своей доктрины, согласно которой «белые» считались генетическими мутантами без морали. Афроамериканцам предлагалось отказаться от христианства - религии белых людей и вернуться к традиционной вере своих предков - исламу, чтобы выжить во враждебном белом обществе. Такому резкому возрождению традиций ислама в немалой степени способствовало дискриминационное отношение к афроамериканцам со стороны белого большинства.

В такой ситуации появление мусульманских иммигрантов с Востока с их сплоченностью между собой и взаимовыручкой внутри своей общины представилось афроамериканцам «выходом из положения». Они посчитали ислам способом национального и культурного самоопределения, возможностью сохранить свою аф-роамериканскую идентичность. На протяжении всей истории «черных мусульман» в Америке их численность неуклонно росла,

и в 90-х годах XX в. американскому правительству пришлось признать их существование и влияние на афроамериканскую общину.

Сейчас «черные мусульмане» составляют по разным оценкам от 25 до 50% всех мусульман Америки. В афроамериканской общине мусульманином является каждый пятый. Согласно статистике один из десяти афроамериканцев принимает ислам в тюрьме, где среди чернокожего контингента проводится активная пропаганда исламских ценностей, причем со стороны организации «Нация ислама». Этот факт влияет на отношение к «черным мусульманам»: многие белые люди воспринимают их как маргиналов, как сообщество преступников. Итак, афроамериканцы стали первыми мусульманами в США.

Первые заметные потоки мусульман-иммигрантов с Востока начались в 1948 г., когда в Америку прибыли первые палестинские беженцы после создания Израиля и первой арабо-израильской войны. Мусульмане с Ближнего и Среднего Востока, а также из южной Азии (Пакистан, Индия, Бангладеш) сформировали значительное сообщество по всей стране, но в то же время они оставались для своих «белых соседей» практически незаметными, причем во многом по своей воле.

Одна из причин подобной пассивности заключалась в том, что многие иммигранты искали в Америке спасения от политических неурядиц и преследований на своей родине, а потому старались активно не выступать. Их не замечали до 1995 г., когда 19 апреля взрывом бомбы был разрушен административно-культурный центр в Оклахома-Сити. В результате взрыва погибли 168 человек. Сначала в этом происшествии обвинили именно мусульман, однако вскоре выяснилось, что взрыв был организован белым немусульманином по имени Тимоти Маквей.

Однако действительно пристальное внимание на мусульман было обращено после трагических событий 11 сентября 2001 г., когда террористы взорвали Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. После такой катастрофы рядовые американские граждане неожиданно для себя обнаружили, как много рядом с ними проживает мусульман. В последующие недели Коран стал одной из самых продаваемых книг в американских книжных магазинах.

Сразу же после теракта тогдашний президент США Джордж Буш-младший, предвидя возможную реакцию граждан, попросил нацию воздержаться от нанесения «ответного удара» по американским мусульманам. Тем не менее этот удар был нанесен. Реакция американцев была двоякой. С одной стороны, на арабов, мусуль-

ман и лиц, похожих на них, был совершен ряд нападений. В мусульманских кварталах прокатилась волна погромов. Несмотря на заявления многих американских и западноевропейских политиков о том, что нельзя отождествлять ислам и терроризм, некоторые христианские проповедники после 11 сентября обрушились на ислам как на религию террористов.

С другой стороны, такая атака на ислам и его приверженцев подогрела рост интереса к этой религии со стороны немусульманского населения Америки. Продажа книг по исламу стала одним из самых доходных видов бизнеса в этой области. Многие интернет-сайты исламских организаций Америки испытывали постоянные перегрузки.

Итак, перед мусульманским сообществом, с одной стороны, и правительством Америки - с другой, встала проблема дальнейшего сосуществования на одной территории. Между тем доподлинно неизвестно даже точное число проживающих в США мусульман. Цифры колеблются от 3 млн. (по самым скромным оценкам) до 15 млн. - по данным Исламского верховного совета Америки).

Рост популярности ислама среди немусульманского населения Америки, как полагают многие эксперты, вызван особенностями самой религии, а именно возможностью общения с Богом напрямую, без посредников. Кроме того, в вопросе прилива в ряды мусульман новых приверженцев большую роль играет сплоченность мусульманской общины, что очень важно для вновь прибывших иммигрантов из других, немусульманских стран. Действия мусульманской общины сейчас в основном направлены на развенчание мифов об исламе, созданных американскими СМИ. Так, в США начал вещание первый англоязычный кабельный телеканал для мусульман и всех, кто интересуется их религией.

Мусульманская община в Америке, несмотря ни на что, продолжает неуклонно расти. Увеличивается число мечетей (их сейчас в стране около 1500) и мусульманских школ, которые в последнее время стали чрезвычайно популярными в США. По данным исследования, проведенного Pew Research Center for the People and the Press, только 10% американских мусульман имеет низкий уровень дохода, 52 - относятся к среднему классу, 28% -могут назвать себя очень богатыми людьми.

Этим ситуация с мусульманским меньшинством в США отличается от ситуации, сложившейся в Западной Европе, где большинство людей, исповедующих ислам, принадлежит к рабочему

классу. Благодаря такой сравнительно высокой социальной принадлежности мусульманская община в Америке имеет немалое влияние на политическую и общественную ситуацию в местах своего компактного проживания. Социологи прогнозируют, что в 2010 г. исламская община станет второй по численности в США после христиан, обогнав иудейскую. С таким ростом количества мусульман в Америке связаны многие опасения американского правительства. Особенно эти опасения проявляются в связи с ситуацией в американской армии, где мусульмане составляют самое крупное религиозное меньшинство.

В целом надо сказать, что на данный момент обстоятельства в США складываются таким образом, что за исламом до сих пор сохраняется имидж «иной веры», «иной культуры». Отсюда и настороженное отношение ко всем мусульманам.

Ислам в Австралии. Недавно по Австралии, тихому континенту, стоящему в стороне от мировых бурь, прокатилась волна антимусульманских погромов, спровоцированных проблемами во взаимоотношениях коренного населения и иммигрантов. Между тем, оказывается, иммигранты - не единственные представители мусульманского сообщества «зеленого континента». Растет число местных жителей, принимающих ислам.

В настоящее время в Австралии проживают примерно 300 тыс. мусульман, что составляет 1,5% от 20 млн. населения страны. Но несмотря на то что количество людей, исповедующих ислам в Австралии, растет с каждым днем, их жизнь становится все сложнее, поскольку они постоянно ощущают на себе неприязнь сограждан и давление со стороны властей.

Ситуация значительно усугубилась после терактов в Лондоне 7 июля 2005 г. Премьер-министр Австралии Джон Говард спустя некоторое время после них объявил о намерении властей ввести наблюдение за мечетями и исламскими центрами страны с целью выявить имамов, проповедующих насилие и религиозную ненависть. А министр юстиции Крис Эллисон предложил внести в Конституцию поправки, согласно которым имамы, заподозренные в пропаганде насилия, будут депортированы из страны.

Таким образом, австралийские мусульмане более других страдают от принимаемых властями мер по предотвращению угрозы терроризма. Нередкими являются случаи, когда ни в чем не повинных людей арестовывают и вместо 48 час. по закону держат за решеткой до 7 суток. В то же время мусульмане Австралии делают

все возможное для того, чтобы не допустить в свои ряды экстремистов, которые дискредитируют ислам.

Надо отметить, что власти Австралии не собираются идти по пути некоторых своих европейских коллег и запрещать хиджаб в учебных заведениях. Министр образования Австралии Брендон Нельсон в свое время прямо заявил, что не намерен прислушиваться к призывам запретить школьницам-мусульманкам ходить на занятия в хиджабе. Так что не все плохо у австралийских мусульман, они могут надеяться на лучшее будущее для себя и своих детей,

Ислам в Новой Зеландии. Первые упоминания о мусульманах в Новой Зеландии относятся к 1874 г, Это были несколько семей из Гуджарата (Индия). К тому времени началась активная колонизация этой страны англичанами, которые вывозили индийских мусульман в другие части света, контролировавшиеся британской короной. Первые мусульмане в Новой Зеландии занимались мелкой торговлей в Окленде, экономической столице этой страны. В силу особенностей иммиграционного законодательства число приверженцев ислама в этом отдаленном уголке земного шара не превышало 100 человек до конца Второй мировой войны. К тому же многие из них приезжали сюда на заработки, а затем возвращались к себе на родину. Вообще количество мусульман в Новой Зеландии на протяжении почти всего XX в. росло медленно. По данным переписей населения, численность исламской общины между 1961 и 1971 гг. колебалась от 260 до 779 человек.

Относительно быстрый рост количества мусульман начался только в 80-е годы прошлого века. Это было связано с притоком беженцев из Сомали, Косова и Фиджи. Так, уже в 1996 г. перепись населения отметила 13 545 лиц, исповедующих ислам.

В настоящее время в Новой Зеландии проживает около 20 тыс. мусульман. Из них около тысячи - это принявшие ислам коренные новозеландцы, в том числе аборигены (маорийцы). Большая часть мусульман проживает в Окленде.

Первая исламская организация в стране появилась в 1950 г. именно в Окленде. Она называлась «Ассоциация мусульман Новой Зеландии». Ее основали несколько гуджаратцев, к которым вскоре присоединились турецкие и албанские семьи. В 70-е годы появились и другие организации местного уровня, в числе которых была «Анджуман химаят аль-Ислам», основанная индийцами с Фиджи. В то время мусульмане молились в домах частных лиц и в под-

собных помещениях принадлежавших им магазинов. На праздники арендовали большие залы.

В 1976 г., когда произошло объединение «Ассоциации» с общиной «Анджуман», было принято решение о строительстве первой в Новой Зеландии мечети. Она появилась в 1980 г. В настоящее время в этой мечети на пятничную молитву собирается до 500 мусульман. Сейчас уже строится третья мечеть. Действует также Исламский центр, занимающий помещение бывшей церкви. Праздничные намазы в Окленде проводятся в парках и в последние годы собирают 7-8 тыс. человек.

В стране действуют общеобразовательные мусульманские школы, и во многих из них удалось добиться разрешения на ношение хиджабов, хотя до конца эта проблема еще не разрешена. В стране действует даже мусульманская спортивная организация, которая в 1999 г. посылала на Фиджи свою команду для участия в мусульманском футбольном турнире.

Конечно, у местных мусульман есть и немало проблем. Новозеландское общество является весьма косным, оно веками получало искаженную информацию об исламе. В связи с этим порой возникали серьезные проблемы. Например, в 1998 г. антиисламские фанатики сожгли мечеть в городе Гамильтон. Этот акт вандализма потряс страну, и вскоре мечеть была отстроена заново.

В целом можно сказать, что мусульмане Новой Зеландии достаточно сплоченные и борьба за лидерство, раскольничество и сектантство хотя и имеют место, но очень ограничены в своем масштабе. Среди местных мусульман довольно высок уровень сознательности. Абсолютное большинство мусульманских женщин носит хиджабы.

«Евразийское ожерелье», Оренбург, 2010 г., вып. 10, с. 247-254.

Вячеслав Белокреницкий,

востоковед (ИВ РАН) ВОСТОК В XXI СТОЛЕТИИ

К рубежу XX и XXI столетий народы Азии и Африки добились заметных подвижек в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии. По сравнению с первым периодом после окончания Второй мировой войны, ставшим точкой отсчета современной истории, в их внутреннем состоянии и положении на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.