Научная статья на тему 'ИСЛАМ В СФЕРЕ БЫТА: СУЩНОСТЬ, СТЕПЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ'

ИСЛАМ В СФЕРЕ БЫТА: СУЩНОСТЬ, СТЕПЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

370
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Быт / бытовой ислам / ислам в сфере быта / формы общественного сознания / культ и культовые учреждения / религиозные объекты / обряды и свадебные обряды / шариат / адат / life / consistent Islam / Islam in the sphere of everyday life / forms of social consciousness / cult and places of worship / religious objects / ceremonies and wedding ceremonies / sharia / adat

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Улаш Утаевич Мустафаев

В данной статье освещены такие узловые вопросы, как понятия «быт», “бытовой ислам”, регламентация быта исламом, шариатом и адатом, а также изложены специфические особенности проявления ислама в быту и даны выводы из всего изложенного. В быту изменения происходят медленно, надолго сохраняются исторически сложившиеся обычаи, привычки, в том числе религиозные обряды. Ислам в быту у узбекского народа занимает большое место.Таким образом, ислам в сфере быта был и есть, его нужно не только исследовать, но и необходимо в определенной мере использовать для воспитания молодого поколения, особенно в области нравственности, улучшения взаимоотношений между людьми, различными конфессиями, национальностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article highlights such key issues as the concepts of "everyday life", "everyday Islam", the regulation of everyday life by Islam, Sharia and Adat, and also outlines the specific features of the manifestation of Islam in everyday life and draws conclusions from all of the above. In everyday life, changes occur slowly, historically established customs and habits, including religious rites, are preserved for a long time. Islam occupies a large place in the everyday life of the Uzbek people. Thus, Islam in the sphere of everyday life was and is, it must not only be studied, but also must be used to a certain extent for educating the younger generation, especially in the field of morality, improving relations between people, various confessions, nationalities.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМ В СФЕРЕ БЫТА: СУЩНОСТЬ, СТЕПЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ»

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-386-390

ИСЛАМ В СФЕРЕ БЫТА: СУЩНОСТЬ, СТЕПЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ

Улаш Утаевич Мустафаев

Кандидат философских наук, старшый преподаватель кафедры философии Термезский государственный университет

В данной статье освещены такие узловые вопросы, как понятия «быт», "бытовой ислам", регламентация быта исламом, шариатом и адатом, а также изложены специфические особенности проявления ислама в быту и даны выводы из всего изложенного. В быту изменения происходят медленно, надолго сохраняются исторически сложившиеся обычаи, привычки, в том числе религиозные обряды. Ислам в быту у узбекского народа занимает большое место.Таким образом, ислам в сфере быта был и есть, его нужно не только исследовать, но и необходимо в определенной мере использовать для воспитания молодого поколения, особенно в области нравственности, улучшения взаимоотношений между людьми, различными конфессиями, национальностями.

Ключевые слова: Быт, бытовой ислам, ислам в сфере быта, формы общественного сознания, культ и культовые учреждения, религиозные объекты, обряды и свадебные обряды, шариат, адат.

This article highlights such key issues as the concepts of "everyday life", "everyday Islam", the regulation of everyday life by Islam, Sharia and Adat, and also outlines the specific features of the manifestation of Islam in everyday life and draws conclusions from all of the above. In everyday life, changes occur slowly, historically established customs and habits, including religious rites, are preserved for a long time. Islam occupies a large place in the everyday life of the Uzbek people. Thus, Islam in the sphere of everyday life was and is, it must not only be studied, but also must be used to a certain extent for educating the younger generation, especially in the field of morality, improving relations between people, various confessions, nationalities.

Keywords: life, consistent Islam, Islam in the sphere of

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

everyday life, forms of social consciousness, cult and places of

April, 2022

worship, religious objects, ceremonies and wedding ceremonies, sharia, adat.

Прежде чем рассмотреть содержание категории "бытовой ислам" следует разобраться с самим понятием "быт". Из существующих многочисленных определений "быта" наиболее продуманным является определение, данное И.М.Джабборовым: "Быт - это вне производственная, исторически сложившаяся устойчивая сфера человеческой жизни, условия, уклад и образ повседневной деятельности людей, связанных с различными формами удовлетворения их материальных и духовных потребностей, способствующих формированию и воспитанию социально активной личности" [1.с.6]. В широком смысле быт является укладом повседневной жизни. Формы его существования нужно различать, т. е. быт бывает общественный, городской, сельский, семейный, индивидуальный и т.д. При этом в нем особое место занимает соотношение таких аспектов, как материальной и духовной сторон; социального и индивидуального направления; типов социального объединения и общения. Под влиянием социальных, а также местных условий у различных народов вырабатываются обычаи, обряды, традиции, связанные с удовлетворением потребностей. Эти потребности насыщались религиозным содержанием и установками той религии, которая была господствующей в жизни народов в их историческом развитии. Таким образом, понятие «быт» в своем содержании отражает непроизводственную сферу человеческого бытия, непосредственно связанного с удовлетворением материальных и культурных потребностей. В ходе исторического развития народов в формировании вышеперечисленных элементов быта большое влияние имеет религиозный комплекс обрядов и праздников, связанных с повседневной жизнью верующих. Это особенно характерно для регионов традиционного распространения ислама. В быту народов Средней Азии, в том числе Узбекистана в силу огромного влияния ислама переплетены народные обычаи и нравы с религиозными обрядами и традициями, которые являются укладом жизни не только верующих мусульман, но и многих неверующих людей. Бытовая сторона ислама занимает основное место в поведении верующих, так как его религиозный комплекс, т.е. обычаи, обряды и праздники, в основном отправляются в быту. Быт - одна из важных сторон общественной жизни. От степени устройства быта, во многом зависит жизнедеятельность человека и производительность его труда, настроение и поведение, политическая активность. В быту же

April, 2022

387

изменения происходят медленно и надолго сохраняются исторически сложившиеся обычаи, привычки, в том числе религиозные обряды. У среднеазиатских народов быт является основным прибежищем ислама, источником сохранения и воспроизводства религии. Все формы общественного сознания, в том числе и религия, возникает и развиваются как отражение в головах людей материальной жизни общества. Религия как форма общественного сознания, в отличие от других форм общественного сознания отражает общественное бытие в форме сверхъестественных представлений, и объяснение тех или иных религиозных воззрений необходимо искать в реальной жизни. Но, вместе с тем, религиозные представления и предрассудки не автоматически следуют за изменениями общественного бытия и сознания людей. Они имеют и свою внутреннюю логику развития, причем важной чертой религии являются консервативность, тенденция к сохранению сложившихся взглядов и верований [2 ^^."Это чрезвычайно важно уяснить себе, - пишет С.А.Токарев,- потому что даже в очень высоких и сложных формах религии на поздних стадиях её развития...сохраняются элементы тех верований и обрядов, которые уходят своими корнями в глубочайшую древность" [3.с.61]. Ислам в быту всегда располагал и располагает несравненно большим количеством культовых учреждений и религиозных объектов. Здесь имеются ввиду не только мечеть, медресе, религиозные учебные заведения, но и другие объекты, служившие для укрепления ислама в сфере быта. В процессе арабских завоеваний, будучи средством политического и идеологического подчинения покоренных народов, ислам столкнулся с мощным сопротивлением национальных традиций и религиозных верований, которые ему главным образом удалось преодолеть. Однако в этом процессе со стороны местной знати были предприняты уступки, ведущие к ассимиляции определенных элементов доисламских верований. Об этом, например, пишет И.Гольдцер: "Ислам,сталкиваясь с традициями, устранение которых было избрано им самим исторической задачей, в процессе исторического развития трансформировал чужие религиозные предания и обычаи, перерабатывал и изменял их в духе своих идей"[3.с.18].Подтверждением этого является наличие доисламских верований в быту и сознании современных верующих-мусульман. Одним из главных элементов доисламских верований, который был ассимилирован исламом, стал культ святых, уходящих своими корнями в культ предков, родовых и племенных божеств"[4.с.8]. Г.П.Снесарев пишет, что у народов Средней Азии устойчиво

April, 2022

388

бытовали доисламские элементы, привычки "как овункулат, левират и сорорат, обычаи выкупа за невесту, остатки дислокальности брака, прослеживаемые в обрядности, система избегания; немало в семейных отношениях пережитков матриархата" [5.с.74]

Действительно, в узбекской семье в настоящее время среди семейных обрядов наблюдается множество магических приемов, которые, несомненно, относятся к области доисламских верований. Однако эти магические приемы верующими /иногда и неверующими/ людьми выполняются как необходимые элементы мусульманской обрядности. К ним относятся в свадебных обрядах: охранять жениха и невесту от возможного колдовства со стороны враждебно настроенных лиц. Среди семейных обрядов важное по своему значению место занимают обряды, связанные с рождением и воспитанием детей. В некоторых узбекских семьях привешивают своим детям различные обереги "от сглаза"/ чаще всего надевают браслет из черных в белую крапинку стеклянных бус, называемых кузмунчак, пришивают такие бусинки или амулет тумор к одежде. Когда девочке исполняется год, ей прокалывают уши для серег"[6. с.216]. В Средней Азии после окончательной победы ислама над древними религиями ортодоксальное духовенство мирно уживалось с суфиями, шаманами и знахарями. В народе продолжают сохраняться и тесно переплетаются с исламом релекты верований, различного рода мусульманские культы. И, поэтому сам ислам в Средней Азии правильнее рассматривать как синкретическую форму его проявления.Такой точки зрения придерживается и Г.П.Снесарев, отмечая, что в методической литературе последних лет, к сожалению,"совершенно не учитывается местная специфика этой религии"[7.с.21]. Вследствие того,что ислам охватывал все стороны жизни мусульман и отправление культа было обязательным для каждого мусульманина, что все больше укрепляло позицию ислама в быту. От этого во многом определялся жизненный уклад мусульман, было особенно многочисленным. Таким образом, повседневная жизнь-быт, семейно-брачные отношения строго регламентировались законами адата и шариата. В регионах традиционного распространения ислама, куда относится и Узбекистан, социальная и биологическая стороны семьи определялись, исходя из учения Корана, в котором указаны важнейшие принципы семейных отношений и они являются основополагающими для общей теории ислама. Из вышеизложенного вытекают нижеследующие выводы: во-первых, формирование и проявление ислама в сфере быта

April, 2022

389

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-386-390

необходимо рассмотреть исторически, т.е. это переходило от поколения к поколению; во-вторых, ислам в сфере быта рассматривается на двух уровня - в широком и узком смысле; в-третьих, существует понятие "бытовой ислам", в содержание которого входят семейно-бытовые обряды, ритуалы, праздники; в-четвертых, семейно-бытовые обряды,связанные с событиями семейной жизни -свадьба, обрезание, рождение детей, бешик той и т.д., существует поныне много доисламских верований. Поэтому семейно-обрядовый комплекс считать только исламским будет не точно; в-пятых в условиях независимости Республики Узбекистан, с принятием ее Конституции созданы широкое возможности для восстановления национальных традиций и обрядов, в том числе религиозных,что способствует укреплению исламских ценностей в сфере семейного быта.

REFERENCES

1. Джаббаров И.М. Социальный прогресс и преодоление пережитков ислама в быту.-М.,1972

2. Усанова М.М Семья и религия.-Алма-Ата:Мектеп,1986

3. Гольдциер И.Культ святых в исламе /Мухаммаданские эскизы/.М.:ГАИЗ!888

4. Вагабов М.В. Ислам и семья.-М.:Наука.1980

5. Древние обряды верования и культы народов Средней Азии. Историко-этнографический очерк.-М. :Наука,1986

6. Этнографические очерки узбекского сельского населения.-М.:Наука,1969

7. Снесарев Г.П. Релекты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма.-М.:1969

8. Мухамеджанова Л.А.(2021) "Тенденции изменения этических норм в информационном обществе". Материалы конференции Социальная реальность виртуального пространства. С. 48-54

9. Мухамеджанова Лалихон Ашуралиевна, Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ермоченко Константин Павлович, Шкуран Оксана Владимировна, Ивентьев Сергей Иванович. (2021) "Социальная истина и духовно-нравственная сфера человека" С.Ш-П8

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.