Научная статья на тему 'Ислам в Саратовской области'

Ислам в Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
455
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семенов В. В.

«Ислам в Саратовской области», М., 2007, с. 1-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам в Саратовской области»

предложения о сотрудничестве с чеченскими «ваххабитами» Шамиля Басаева. В 1998 г. они осудили его призыв начать на территории республики джихад. «Новые мусульмане» стремились быть независимыми от внешнего влияния, в частности, от саудовских спонсоров, которые стремились навязать им свою интерпретацию ислама. Впоследствии, не встретив понимания властей, подвергшись преследованиям, Астемиров и его последователи стали на путь сотрудничества с Басаевым, что в конечном счете привело к кровавому полувосстанию в Нальчике в 2005 г., в ходе которого погибли десятки людей.

Новый президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков вскоре после своего прихода к власти признал, что в отношении ислама в предыдущие годы были допущены ошибки, чем подтвердил частичную вину властей за трагедию 2005 г. Тем самым было признано, что изначально сложившаяся вокруг Института исламских исследований община была не «ваххабитской», но стояла на иных позициях, и с ней можно и нужно было вести непростой диалог. Каковы перспективы оппозиционного ислама? Мнение на этот счет почти едино и у гордящихся своими победами силовиков, и у тех, кто относится к этим успехам скептически. Главные выводы таковы:

а) умеренная исламская оппозиция, т.е. та, с которой был возможен диалог, практически прекратила свое существование: кто-то отошел от дел, зато другие переходят в стан экстремистов;

б) экстремисты, потерпев ряд поражений, меняют тактику, уходя в подполье, где накапливают силы для следующих схваток;

в) экстремисты по-прежнему пользуются популярностью у части молодежи, которая остается их главным резервом, причем среди представителей молодого поколения все чаще встречаются люди с высшим образованием, осознанно разделяющие основные идеологические постулаты неосалафийи.

«Ислам для России», М., 2007, с. 30-37.

В.В. Семенов,

кандидат исторических наук

ИСЛАМ В САРАТОВСКОЙ области

Саратовская область. Здесь живут самые разные народы. Саратовцы привыкли к этнической и конфессиональной чересполосице.

33

В 1989 г. отмечали 1100-летие принятия ислама народами Поволжья. В регионе одно за другим проходили торжественные собрания и встречи. В Саратове начала выходить мусульманская литература. Сначала это были разовые приложения к различным местным изданиям. В мае 1990 г. тиражом 15 тыс. экземпляров был напечатан выпуск специального приложение к газете «Анонс» -«Мусульманский вестник». На двух страницах были размещены обращение к читателям имама-хатыба объединения «Ислам» М. Бибарсова, основные сведения об исламе и Пророке Мухаммеде, а также приглашение на национальный татарский праздник Сабантуй. В апреле 1991 г. «Мусульманский вестник» был зарегистрирован агентством «Союзпечать». Эта газета стала первым самостоятельным печатным изданием мусульман новой России. В январе 1991 г. на базе мусульманских общин Саратовской области был образован Саратовский мухтасибат Духовного управления мусульман европейской части России и Сибири, главой которого стал М. Бибарсов. Саратовский имам стал известен в широких кругах российской общественности. Его пытались привлекать в союзники различные политические силы, в том числе Исламская партия возрождения (ИПВ), созданная на съезде в Астрахани в июне 1990 г. Основателем был медик А. Ахтаев, а идеологом - философ Г. Джемаль. Их лозунгами было сохранение СССР, сотрудничество с исламским миром и противостояние вырождающемуся Западу. М. Бибарсов установил деловые отношения с лидерами партии Ва-лиахмедом Садуром и Г Джемалем, которые с его помощью провели в апреле 1992 г. в Саратове региональную конференцию ИПВ. Советский Союз к тому времени уже распался, и в партии произошел серьезный конфликт. Оказалось, что самое крупное отделение ИПВ - таджикское - активно поддержало действия центробежных сил в республике. Это было осуждено Джемалем. Партия раскололась, но без опоры на партийные ячейки в Средней Азии российское отделение ИПВ, насчитывавшее в общей сложности не более двух-трех сотен человек, существовать не смогло.

В августе 1992 г. М. Бибарсов поддержал группу имамов, требовавших отстранения верховного муфтия ДУМЕС Т. Таджуддина от руководства мусульманами. Причиной этих требований стали личные качества Таджуддина. Муфтий срочно собрал пленум ДУМЕС. На этом пленуме девять имамов-мухтасибов, в том числе М. Бибарсов, а также члены президиума ДУМЕС Н. Нигматуллин и Н. Аширов были отстранены от должности. Сра-

34

зу после этого М. Бибарсов объявил о создании независимого от ДУМЕС Межрегионального ДУМ Саратовской, Пензенской и Волгоградской областей, впоследствии переименованного в ДУМ Среднего Поволжья. 7 октября 1992 г. новая структура прошла регистрацию, а 15 августа 1993 г. вошла во Всероссийский координационный центр духовных управлений мусульман России. В 1992 г. при поддержке М. Бибарсова были созданы Исламский благотворительный фонд духовного возрождения и социальной защиты и просветительский Исламский центр Поволжья «ДА'ВА». Тогда же на Саратовском телерадиоцентре стал действовать мусульманский канал «Аллаху акбар». Один раз в месяц выходили в эфир телевизионные передачи, два раза - радиопередачи.

Исламским центром Поволжья «ДА'ВА» в летний период 1993 г. была впервые проведена просветительская работа в некоторых селах Саратовской, Волгоградской и Пензенской областей. Студенты-мусульмане, обучающиеся в Саратовском медицинском институте, во время летних студенческих каникул набирали на местах группы из сельских жителей, в которых изучались основы ислама и законы шариата. Впервые летом 1993 г. в рамках деятельности Исламского центра Поволжья «ДА'ВА» работали мусульманские оздоровительные лагеря. В обшей сложности в них побывали 280 детей из городов и сел Саратовской, Пензенской и Волгоградской областей. В этих лагерях имелись временные мечети, где дети совершали пятикратный намаз. С ними также проводились занятия по основам ислама и шариата. С тех пор организация летнего отдыха детей в мусульманских лагерях стала традиционной. В 1993 г. в качестве юридических лиц были зарегистрированы местные мусульманские религиозные организации (махалля) в следующих населенных пунктах области: с. Осинов Гай Ершовского района, с. Сафаровка Дергачевского района, г. Новоузенске, с. Новая Усть-Уза Петровского района, с. Алтата Дергачевского района, р. п. Дергачи, г. Пугачеве, г. Энгельсе. Все вновь зарегистрированные объединения вошли в централизованную религиозную организацию - ДУМ Среднего Поволжья, которое в следующем году было преобразовано в ДУМ Поволжья. 29-30 октября 1994 г. на I Съезде мусульман Поволжья, проходившем в Саратове, решением делегатов мусульманской общественности восьми субъектов Федерации главой вновь образованного Духовного управления мусульман Поволжья был избран М. Бибарсов. Первым заместителем руководителя ДУМП стал муфтий Т. Шангареев, председатель ДУМ

35

Ульяновской области «Ассоциация мечетей». ДУМП обозначило зоной своего влияния Саратовскую, Пензенскую, Волгоградскую, Астраханскую, Ульяновскую и Самарскую области, а также республики Чувашию, Мордовию и Калмыкию.

К этому времени в большинстве перечисленных регионов проходило становление собственных духовных управлений мусульман при поддержке местных властей, делавших ставку на своих имамов. В результате во всех регионах Поволжья сложилось по два-три управления, боровшихся между собой за мечети и прихожан. И только в Саратовской области все местные мусульманские организации вошли в одно управление (ДУМП), к которому тяготел ряд общин в соседних областях. Со временем получилось, что ряд общин, юридически приписанных к своим региональным ДУМ, признавали духовный авторитет ДУМ Поволжья и принимали участие в его делах. Практика постоянно показывала, что М. Бибарсов - религиозный и общественный деятель далеко не местного уровня. В 1994—1995 гг. в Саратовской области юридически зарегистрировались мусульманские общины в р. п. Александров Гай, г. Калининске, с. Максютово Пугачевского района, г.Хвалынске, с.Кучумбетово Перелюбского района. В преддверии парламентских выборов 1995 г. М. Бибарсов вел активную политическую деятельность. В сентябре этого же года, приехав в Москву на учредительный съезд мусульман России в качестве гостя, сумел в момент резких разногласий сгладить их и наладить конструктивную работу. Мукаддас-хазрат был избран спикером съезда, а затем и генеральным секретарем Союза мусульман России, пробыв на этом посту менее полугода.

После принятия Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 г. все религиозные организации были обязаны перерегистрироваться в соответствии с новыми правилами. В 1999 г. ДУМ Поволжья было перерегистрировано в органах юстиции под названием «ДУМ Саратовской области», при этом оно не оговорило себе право продолжать использовать уже ставшее привычным прежнее название. В 1999 г. при ДУМГТ был создан Департамент социальной поддержки и благотворительности, руководителем которого стал Али-хаджи Гянджалиев. Духовное управление и прежде занималось благотворительностью, но именно в то время в область стала прибывать новая волна беженцев и вынужденных переселенцев. Нужно было помочь десяткам тысяч человек, находившихся в крайне тяжелом положении.

36

В последние годы XX и в первые годы XXI в. сложились устойчивые формы участия ДУМ Поволжья в общественной жизни Саратовской области. Делегации ДУМП обязательно участвовали во всех заседаниях актива области, торжественных собраниях, митингах и демонстрациях по поводу государственных праздников России, в международных, всероссийских и региональных форумах, которые очень часто проходили в Саратове в период губернаторства Д. Ф. Аяцкова, во встречах с официальными делегациями из-за рубежа и из субъектов Федерации. Как показали опросы общественного мнения, проводившиеся СМИ и социологическими службами, М.А. Бибарсов стал одним из наиболее популярных людей области. ДУМП ежегодно начало проводить съезды женшин-мусульманок, мусульманской молодежи, фестивали культур мусульманских народов. В этих мероприятиях всегда участвовали представители высших эшелонов местной власти, традиционных конфессий и общественных организаций, гости из других регионов и из-за рубежа. Главные мусульманские праздники - Курбан-байрам и Ураза-байрам - широко освещались в СМИ, в том числе по телевидению. В ДУМП приходило множество писем с просьбами и благодарностями не только от мусульман. Лидер ДУМП получал очень большое количество приглашений на различные мероприятия в России и за рубежом и, что удивительно, успевал принять участие во многих из них. В марте 2003 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации было перерегистрировано общероссийское общественное движение «Мусульмане России». На состоявшемся вслед за этим заседании Совета движения его председателем был переизбран М. Бибарсов.

26 июня 2003 г. под эгидой ООПД «Мусульмане России» в Саратове состоялась общероссийская научно-практическая конференция «Взаимовлияние культур и цивилизаций», в которой приняли участие представители разных конфессий из многих регионов России. М. Бибарсов поблагодарил областные власти за создание в Саратовской области максимально благоприятных условий для свободы совести и сказал: «Наше движение не политическая партия. Мы готовы к сотрудничеству со всеми патриотическими, конструктивными силами общества. Хотя с мусульманами не всегда обходились справедливо, для нас, как граждан России, понятия "вера" и "Родина" не пустые. Потому что для нас другой Родины нет. Как составная часть всемирной исламской уммы, мусульмане в целом заинтересованы в том, чтобы Россия была великой держа-

37

вой. Необходимость этого для судеб мира подтверждают события в Афганистане, Ираке, Палестине. К сожалению, есть силы, которые пытаются превратить мусульман в нашей стране в "пятую колонну", помешать развитию отношений с мусульманскими странами в ущерб интересам России».

В сентября 2005 г. в Саратове состоялось событие, которому ДУМП придает особое значение, - торжественное открытие Исламского центра. На церемонии открытия присутствовали губернатор Саратовской области П.Л. Ипатов, руководство ДУМП, видные представители мусульманского сообщества из Москвы, республик Татарстан, Башкортостан, других регионов России, стран СНГ, Саудовской Аравии, Египта и Кувейта, главный федеральный инспектор по Саратовской области Р. Халиков, представители традиционных конфессий Саратова, другие гости. К торжеству была приурочена состоявшаяся 22 сентября 2005 г. международная мусульманская научно-практическая конференция «Исламский принцип золотой середины - в жизнь». Ее целями стали выработка предложений по преодолению крайнего радикализма и принятие соответствующих обращений к мусульманскому сообществу. Название было выбрано не случайно. Лейтмотивом конференции стало обращение к исламской концепции «серединности», хотя, как отметили организаторы, этот один из важнейших исламских принципов по-русски звучит немного искаженно. «Серединность» - вовсе не умеренность, а именно золотая середина. Представители крупнейших конфессий единодушно сошлись во мнении: главное в жизни - придерживаться золотой середины. Участники конференции высказали мнение, что сейчас налицо попытка определенной группы, имеющей влияние на власть, представить мусульман как некую аморфную массу - сообщество людей, которые называются мусульманами, но не живут по принципам ислама. Ей противостоит другая группа поборников фанатичного исполнения всех религиозных норм без учета реалий. Поэтому необходимо говорить о нахождении золотой середины, примиряющей две крайние позиции. Сегодня потеряна связь между поколениями, и без нахождения золотой середины трудно создать современные базис и идеологию.

Заметным событием в развитии сотрудничества различных конфессий стала общероссийская научно-практическая конференция «Взаимовлияние культур и цивилизаций», состоявшаяся в Саратове 26 июня 2003 г. Центральной темой выступления профессо-

38

ра Свято-Тихоновского богословского института А. Кураева стали вызовы XXI в. религиозному сознанию. По его мнению, ухудшение социально-экономических условий провоцирует всплеск интереса к религиозной тематике: в России грядет религиозный ренессанс. Нет сомнений, что Запад захочет сделать этот процесс управляемым и взять его под свой контроль. Поэтому новая религиозность будет создаваться в глобальных центрах власти. Нам уже пытаются (совсем не безуспешно) внедрить систему ценностей гедонистической цивилизации, озабоченной лишь тем, чтобы максимально комфортно обустроиться в этой встрече с Богом. Ее главный лозунг - «Сделать желудки полными, а сердца - пустыми». Серьезное давление на умы предпринимает язычество. Чтобы увидеть это, достаточно взглянуть на книжные развалы. Наибольшим спросом у массового потребителя сегодня пользуются книги по диагностике кармы. СМИ популяризируют некую глобалистскую псевдорелигиозность, девиз которой - «Взять понемножку лучшее из каждой религии». Конечно, современный человек живет в общепланетарной деревне, где разные религии не могут существовать замкнуто. Задача религии в этих условиях - уметь защитить свои традиции, свои ценности. А попытки создать общемировую единую религию, как показывает история, порождают лишь новые жертвы и конфликты.

В ноябре 2005 г. был создан Совет при губернаторе Саратовской области по взаимодействию с религиозными организациями. В состав совета вошли руководители Саратовской епархии Русской православной церкви, Духовного управления мусульман Поволжья, саратовской общины лютеранской церкви «Ингрия» и двух иудейских организаций, представляющих ФЕОР и КЕРООР, а также работники областного правительства и высших учебных заведений. 11 января 2006 г. на первом заседании совета религиозные лидеры области обратились к губернатору П.Л. Ипатову с просьбой ограничить повсеместную продажу алкоголя в регионе. Кроме того, религиозные лидеры считают необходимым решить проблему пагубного влияния игорных заведений на нравственность и социальный уклад жизни граждан. Они также попросили губернатора обратить внимание на введение в общеобразовательных школах предмета «Здоровый образ жизни». По их словам, главный акцент в преподавании этой дисциплины делается на сексуальной жизни, а в некоторых случаях «памятником культуры объявляется "Камасут-ра"». Это, как считают лидеры религиозных организаций, способ-

39

ствует росту числа школьников, начинающих половую жизнь в раннем возрасте.

В январе 2006 г. Бибарсов подвергся в СМИ критике со стороны Союза православных граждан. Эта общественная организация выразила возмущение в связи с выходом книги бывшего православного священника, принявшего ислам, Али-Вячеслава Полосина «Евангелие глазами мусульманина», которая, по словам членов Союза, оскорбляет религиозные чувства христиан. «Мы с глубоким сожалением констатируем, что начавшийся 2006 г. был омрачен крайне неприятной провокацией против христианского большинства нашей страны. Организация "Российское исламское наследие" (РИН) выступила инициатором издания оскорбительной для всех христиан книги о Библии, издевающейся над Священным Писанием», - говорится в заявлении Союза. Союз православных граждан возложил ответственность за публикацию книги «Евангелие глазами мусульманина» на лидера РИН Х. Джабраилова, написавшего к ней предисловие, и члена президиума РИН М. Бибарсова, давшего этому труду высокую оценку в своей рецензии. Оказывая уважение культуре народов, проживающих на территории России, мы желали бы также видеть и с их стороны взаимное уважение к культуре русского народа, который в своем абсолютном большинстве ассоциирует себя с православием: по данным последней всероссийской переписи населения (2002), в Саратовской области порядка 91,5% населения относят себя к православным и лишь 6% - к мусульманам.

«Ислам в Саратовской области», М., 2007, с. 1-17.

Роман Силантьев,

публицист

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТАХ НА КАВКАЗЕ

Населяющие Кавказский регион народы отличаются исключительным разнообразием, древней историей и богатыми традициями. Это обстоятельство напрямую сказалось не только на политико-административной, но и на религиозной карте современного Кавказа. Самой древней религией народов Кавказа были разнообразные языческие культы, которые к настоящему времени испове-

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.