Научная статья на тему 'Ислам в политике ливийского лидера Муаммара Каддафи (1970-1980-е гг. )'

Ислам в политике ливийского лидера Муаммара Каддафи (1970-1980-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1067
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИВИЯ / МУАММАР КАДДАФИ / ИСЛАМ / ИСЛАМСКИЙ СОЦИАЛИЗМ / ПОЛИТИКА МУАММАРА КАДДАФИ / ИСТОРИЯ ЛИВИИ / LIBYA / MUAMMAR GADDAFI / ISLAM / ISLAMIC SOCIALISM / LIBYA POLITICS / HISTORY OF LIBYA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Булаев О.О.

Революция 1969 г. в Ливии породила политический режим, чьи действия внутри страны и на международной арене базировались на концепции «исламского социализма». Эта идеология была продуктом политических взглядов Муаммара Каддафи, человека, руководившего страной в течение 42 лет. В ранние годы своего режима Каддафи претендовал на роль фундаментального преобразователя основных сторон общественной жизни в Ливии: экономики, политики и культуры. Религиозный исламский аспект занимал не последнюю роль в планах ливийского руководства. Каддафи рассматривал ислам двойственно: одновременно как традиционный элемент, структурирующий общественные отношения, и как духовную силу, способную придать новый импульс революционным движениям, преобразовывать историю и реальность. Такое восприятие ислама получило весомое отражение во внутренней и внешней политике ливийского лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islam in the policy of the Libyan leader Muammar Gaddafi (1970-1980)

The revolution of 1969 in Libya gave birth to a political regime whose actions inside the country and on the international scene were based on the concept of “Islamic socialism”. This ideology was the product of political views of Muammar Gaddafi, the man who had led the country for 42 years. In the early years of his regime, Gaddafi claimed to be the fundamental transformer of the main aspects of social life in Libya economy, politics and culture. Religious Islamic aspect was not less important in the plans of the Libyan leadership. Gaddafi considered Islam both as a traditional element structuring social relations and as a spiritual force capable of moving revolutionary movements, transforming history and reality. Internally, Gaddafi sought to create a new culture built around a mixture of Islamic and revolutionary values.

Текст научной работы на тему «Ислам в политике ливийского лидера Муаммара Каддафи (1970-1980-е гг. )»

О.О. Булаев

Ислам в политике ливийского лидера Муаммара Каддафи (1970-1980-е гг.)

О -О гм - О.

О

Революция 1969 г. в Ливии породила политический режим, чьи действия вну- ^ три страны и на международной арене базировались на концепции «исламского социализма». Эта идеология была продуктом политических взглядов Муаммара Каддафи, человека, руководившего страной в течение 42 лет. В ранние годы своего режима Каддафи претендовал на роль фундаментального преобразователя основных сторон общественной жизни в Ливии: экономики, политики и культуры. Религиозный исламский аспект занимал не последнюю роль в планах ливийского руководства. Каддафи рассматривал ислам двойственно: одновременно как традиционный элемент, структурирующий общественные отношения, и как духовную силу, способную придать новый импульс революционным движениям, преобразовывать историю и реальность. Такое восприятие ислама получило весомое отражение во внутренней и внешней политике ливийского лидера. Ключевые слова: Ливия, Муаммар Каддафи, ислам, исламский социализм, политика Муаммара Каддафи, история Ливии.

1 сентября 1969 г. в Ливии группа армейских офицеров, именуемая «Организация свободных офицеров юнионистов-социалистов», успешно осуществила свержение режима короля Идриса I в ходе одной из наиболее бескровных революций в современной истории. Революция провозглашала идеалы доминировавшей тогда во многих странах Ближнего Востока идеологии арабского национализма, а одному из непосредственных руководителей восстания, офицеру Муаммару Каддафи, предстояло стать человеком, чье политическое видение будет определять путь развития страны в последующие 42 года.

Амбиции лидера ливийской революции 1969 г. не ограничивались общей повесткой панарабской идеологии и внешнеполитической независимости. В ранние годы своего режима Каддафи претендовал на роль фундаментального преобразователя основных сторон общественной жизни в Ливии: экономики, политики и культуры. Религиозный исламский аспект занимал не последнюю роль в планах ливийского руководства. Еще в первом коммюнике временного правительства (Совета революционного командования) декларировалось: «СРК глубоко убежден в свободе религии, в моральных ценностях, содержащихся в Коране, и обещает защищать их» [1]. Значимость этого фактора Каддафи также подтвердил в «Зеленой книге», своем основном политическом труде:

о. «...Каждый народ должен иметь свою религию... тогда общественный 5 фактор придет в соответствие с религиозным фактором и будет восстановлена гармония» [2]. На протяжении всего времени правления Кадда-Л фи ислам имел важное значение как идеологическая компонента во вну-8 тренней и внешней политике страны.

03 В представлении Каддафи ислам должен был стать неотъемлемой

частью общественной жизни, всеобщим моральным законом. В области законодательства это выразилось в ряде официальных запретов, введенных в ранние годы после захвата власти: на алкоголь, азартные игры, использование латинского алфавита, изучение иностранных языков в начальных и средних школах [9]. Кроме того, в 1971 г. в рядах вооруженных сил Ливии был образован т.н. «Исламский легион», в составе которого проходили службу представители Сахеля [10]. В 1973 г., во время речи Каддафи в г. Себха, было провозглашено начало ливийской культурной революции, которая, среди прочего, закрепляла значение религии в новой Ливии. Провозглашались следующие пять мероприятий по преобразованию общественных отношений:

1) отмена всех существующих законов и замена их законами, основанными на шариате;

2) подавление коммунистов, консерваторов, атеистов, «Братьев-мусульман», сторонников капитализма;

3) вооружение народа;

4) административная реформа и чистка органов власти;

5) продвижение исламской мысли и отказ от любых неисламских идей, пришедших из других стран и культур [11].

Окончательно как основа ливийского законодательства шариат был закреплен в 1979 г. [3]. В целом, во внутренней политике режима Каддафи в его ранние годы мотивы социализма, антиимпериалистической борьбы и радикальной демократии оказались теснейшим образом переплетены с исламом как идеологической базой общественных отношений.

В то же время, внутренняя исламская оппозиция довольно жестко подавлялась режимом, что наглядно демонстрирует ранняя история двух ныне влиятельных в Ливии политических сил - движения «Братья-мусульмане» и Ливийской исламской группы.

Для ливийских «Братьев-мусульман» революция 1969 г. ознаменовала начало серьезных трудностей в легальной деятельности. Каддафи занимал жесткую позицию в отношении любых политических конкурентов и начал официальные преследования активистов движения в 1972 г. В ходе «культурной революции» происходили аресты и заключения в тюрьмы симпатизирующих движению студентов, представителей интеллигенции и активистов. В связи с этим, организация была вынуждена выживать в подполье и в эмигрантских кругах. Однако даже

о' -о ^

уход в подполье не стал спасением для ливийских «Братьев-мусульман». ¡2 5 ^ В 1989 г. спецслужбы страны раскрыли тайную ячейку, 150 членов кото- ^ | г-с рой были подвергнуты аресту [8]. Следует также упомянуть, что в 1970- ^ з ° 1980-е гг. появляются две организации, выделившиеся из ливийской ^ ячейки «Братьев-мусульман», но не сыгравшие заметной роли в полити- § е^ ке страны: «Национальный фронт спасения Ливии» и «Хизб ут-Тахрир». ^ *

Более воинственный фланг исламской оппозиции режиму, Ливий- о ское исламское движение, было основано в 1995 г. ветеранами войны ^ в Афганистане под именем Ливийская исламская сражающаяся группа (ЛИСГ). Большинство членов ЛИСГ также заявляли в прошлом о своей приверженности целям и идеалам этой организации, а с 2007 г. ЛИСГ являлась официальным подразделением Аль-Каиды в странах Исламского Магриба, в т.ч. и в Ливии. Помимо Аль-Каиды, по утверждениям представителей американских спецслужб [6], ЛИСГ имела и, возможно, имеет до сих пор, организационные связи с британской разведкой М16, совместно с которой в 1996 г. члены организации проводили подготовку неудавшегося покушения на Каддафи. После провала покушения членов организации активно преследовали ливийские спецслужбы. В 2000-е гг. ЛИСГ столкнулась с осложнениями в области снабжения и финансирования в связи с официальным признанием ее террористической организацией со стороны США1 и ООН с 2010 г. [5]

Эти два случая наглядно демонстрируют, что, апеллируя к исламу, режим был жесток в отношении любых оппонентов, пытавшихся выступать с исламских идеологических позиций.

Во внешней политике режима в 1970-1980-е гг. религиозный аспект также играл не последнюю роль. Ливийский режим поддерживал деньгами, оружием и предоставлением тренировочных лагерей национально-освободительные и революционные движения по всему миру. Идеология многих из них была тесно переплетена с исламом. Среди таковых: «Исламский освободительный фронт моро», действовавший на южных Филиппинах [14], Канакское мусульманское движение Малайзии, Нация Ислама и движение черных мусульман (США) [4], Фронт освобождения Эритреи. Кроме того, в 1980 г. Ливия вступила в прямой военный конфликт с режимом Чада, выступая с идеологических позиций ислама и панафриканизма [12]. Определенное международное влияние имела и политическая концепция Каддафи. Например, согласно утверждению американского исследователя Рэймонда Гэстила, под влиянием идеологии «исламского социализма» Каддафи находился «Объединенный революционный фронт» государства Сьерра-Леоне [7]. Нельзя не отметить

1 С 2004 г. разведка США также объявила об официальной охоте на основателя ЛИСГ -Абу Латиха аль-Либи [13].

о. и сотрудничество Ливии с одиозным режимом диктатора Иди Амина 5 в Уганде [5], для которого ислам также выступал своеобразным идеологическим элементом национально-освободительной борьбы, несмотря на тот Л факт, что мусульмане являлись религиозным меньшинством в стране. ° Подавляя радикальных (ЛИСГ) и умеренных («Братья-мусульмане»)

03 политических исламистов в Ливии, режим Муаммара Каддафи опирался на собственное видение ислама как идеологической базы внутренней политики Ливии и ее действий на международной арене. В политических взглядах ливийского вождя начала левой идеологии и исламской религии получили своеобразный синтез, оказавший противоречивое, но заметное влияние как на историю второй половины ХХ в., так и на современную радикальную политику.

Библиографический список

1. Егорин А.З. История Ливии. XX век. М., 1999.

2. Каддафи М. Зеленая книга. Ч. 3. Общественный аспект Третьей Всемирной Теории. URL: http://kaddafi.ru/zelknig3.html (дата обращения: 25.04.2017).

3. Малашенко А.В. Место и роль ислама в политическом устройстве современной Ливии // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. Сборник статей / Отв. ред. Ю.В. Ганковский. М., 1986. С. 70-78.

4. Arnold G. The Maverick State: Gaddafi and the New World Order. NY., 1998.

5. Foreign Terrorist Organizations // US Department of State. Bureau of Counter-terrorism. URL: http://www.state.gov/j/ct/rls/o1:her/des/123085.h1m(дата обращения: 25.04.2017).

6. Gambill G. The Libyan Islamic Fighting Group (LIFG) // The Jamestown Foundation. 23.03.2005. Archived. URL: http://web.archive.org/web/20060718051648/ http://www.jamestown.org/publications_details.php?volume_id=411&issue_ id=3275&article_id=2369477(дата обращения: 25.04.2017).

7. Gastil R.D. Freedom in the World: The Annual Survey of Political Rights & Civil Liberties 1996-1997 // Freedom House Survey Team. Collection / Eds R. Kaplan, G. Szamuely. NY, 1997.

8. Islamist Movements in Libya: Chances and Challenges of Political Power. Freid-rich Ebert Foundation. URL: http://www.fes.org.ma/common/pdf/FES%20 Libya%20English%20DEF.pdf(дата обращения: 25.04.2017).

9. Krasno J., La Pides S. Personality, Political Leadership, and Decision Making: A Global Perspective. Santa-Barbara, CA, 2015.

10. Nolutshungu S.C. Limits of Anarchy: Intervention and State Formation in Chad. Virginia, 1996.

11. Obeidi Amal S.M. Political Culture in Libya. Routledge, 2002.

12. Pollack K.M. Arabs at War: Military Effectiveness, 1948-1991. University of Nebraska Press, 2002.

13. Proscribed Terrorist Organisations // UK Government. Home Office. 7.04.2014. URL: https://www.gov.uk/government/publications/proscribed-terror-groups-or-organisations--2 (дата обращения: 25.04.2017).

14. Simons G.S. Libya: The struggle for survival. NY, 1993.

15. The Qaddafi, I know. URL: foreignpolicy.com/2011/03/24/the-qaddafi-i-know-2/ (датаобращения: 25.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.