Научная статья на тему 'Ислам, шариат и экология'

Ислам, шариат и экология Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
743
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам, шариат и экология»

ИСЛАМ, ШАРИАТ И ЭКОЛОГИЯ1*

Г.М. Керимов

Ислам не разделяет функции религии и государства, политику и мораль, нормы хозяйственной деятельности и образа жизни, и это позволяет рассматривать как религиозную проблему такое важнейшее явление современной жизни, как экологический кризис.

Ислам зародился в регионе с чрезвычайно жарким климатом, на Аравийском полуострове, где более 80% территории составляют пустыни. Поэтому горы, долины, лесные островки, источники воды в арабских и других мусульманских странах — священные места. Их описание в Священном Коране в картинах райского блаженства вдохновляло мусульманских и не только мусульманских поэтов.

Мусульманское представление о природе и человеке носит сакральный характер, ибо и человек, и природа — великие священные творения Бога. В Исламе человек несет ответственность перед Богом за сохранность чистоты и красоты природы. Пророк Мухаммад в одном своем хадисе (изречении) говорит: «Аллах Красивый, Он любит красоту». Мусульманские богословы говорят: «Любить Аллаха означает любить Его творения — природу, человека, животный мир».

Многовековая история кочевников свидетельствует об их благоговейном отношении к среде обитания. Бедуины не имели научных знаний о природе, но жизненный опыт научил их беречь ее первородную чистоту и гармонию. В деле защиты природы и сейчас полезен опыт давних поколений мусульман Востока.

Циклический кочевой образ жизни обитателей территорий Азии и Африки был связан с естеством живой природы и не нарушал ее гармонии и равновесия. Переходя из одной долины в другую, кочевники тем самым давали пастбищам возможность отдохнуть и обновить себя. Никогда оседлые народы, безусловно, не вернутся к кочевому образу жизни, однако множество «деталей» представле-

ний и поступков мусульман в их отношениях с природой могут быть полезными и в наше время.

Изучая миграционные процессы, завоевательные походы древних и средневековых народов, историки уделяют основное внимание их социально-экономическим причинам. Кроме названных, завоевательные походы древних египтян, ассирийцев, вавилонян, греков, персов, римлян, средневековых арабов, тюрков и монголов имели и экологические причины. Возникшие конфликты между человеком и природой, демографический взрыв на Аравийском полуострове и в регионах обитания тюркских и монгольских племен приводили к тому, что занимаемые ими земли не могли прокормить людей и скот.

До великих арабо-мусульманских завоеваний Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Испании и Сицилии несколько веков на Аравийском полуострове не утихали межплеменные войны за жизненные пространства. Сильные племена вытесняли слабые с плодородных земель и пастбищ, чем нарушались традиционные циклические перемещения кочевников из одной долины в другую. Земле не давали возможности отдохнуть и восстановить себя. Но уставшая земля не могла прокормить и победителей. Уход с прежних земель оказывался единственным выходом из положения, и это было благом и для людей, и для природы. В поисках новых жизненных пространств арабы двинулись на земли соседних стран: в первую очередь Ирана и Византии.

Ислам объединил враждующие племена Аравийского полуострова. За четверть века под знаменем Ислама они завоевали центры древнейших цивилизаций — Месопотамии, Египта, Сирии, Ирана, Средней Азии, Северной Африки, восточные колонии Византии. Почти 80% арабов навсегда покинули Аравийский полуостров. Сегодня, спустя четырнадцать веков, их насчитывается во всем ми-

** Публикуется по: Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман: Ответ Шариата на проблемы современности. СПб., 2007. С. 289-300.

ре более трехсот миллионов, но пятеро из каждых шести арабов проживают за пределами обители своих предков.

Так, завоеваниями УП-УШ вв. арабы-мусульмане разрешили проблемы своего выживания, избавившись на тот момент от экологической угрозы, но если нарушается гармония в отношении людей к природе, опасность подобной угрозы оказывается реально близкой. И она должна рассматриваться применительно не только к масштабной деятельности человека — вырубке лесов, отводу рек в новые русла и т.п., или, как теперь говорят, к перенасыщению промышленными предприятиями и возведению мегаполисов: природа беззащитна и перед бездумной и небережливой деятельностью всякого отдельного человека.

Пророк Мухаммад говорил: «Для мусульман являются общими: вода, огонь, пастбища и соль». В древние времена выжить на Аравийском полуострове можно было лишь сообща, и поэтому пастбища и источники воды были общей собственностью. Общинный контроль над их использованием гарантировал мирное сосуществование людей и оберегал природу от насилия.

Греховность частной собственности на землю зафиксирована в шариатских законах о землепользовании. Климатические условия и характер хозяйствования людей на земле породили эти законы. Земледелие могло быть эффективным лишь при использовании искусственного орошения, а оно неизбежно должно быть делом государства, общины. Пригодных для орошения земель в странах мусульманского Востока всегда было недостаточно, поэтому мусульманское право — Шариат осуждает собственников, которые по каким-либо причинам не орошают и не возделывают свои земли и при этом никому их не уступают. Бывало, что правители забирали невозделываемые участки земли у их владельцев: такая мера предотвращала социальный и экологический кризис.

С точки зрения Ислама, человек, животный мир и природа в целом являются творением Бога. В Коране утверждается, что Бог сотворил и небо, и землю, и животных, чтобы они дали пользу людям: «А если ты их спросишь, кто сотворил небеса и землю, они, конечно, скажут: "сотворил их Славный и Мудрый, который устроил для вас землю колыбелью и устроил для вас на ней дороги, и, может быть, вы пойдете прямо"» (24: 8-10).

По Исламу долг человека — охранять землю и соразмерно использовать ее во благо. Человек стоит на земле, и небо посылает ему воду, чтобы земля дала свои плоды человеку: «и который низвел с неба воду по мере. И подняли Мы ее страну мертвую».

Природа не всегда и не везде благоприятна для человека: ураганы, наводнения, землетрясения, засуха и прочие катаклизмы причиняют людям беды. В Коране, изречениях Пророка, в трудах теологов утверждается, что все эти стихийные природные бедствия происходят по воле Бога: Он испытывает людей и ждет, чтобы человек своим умом превозмог бедствия — ведь свыше ему дан разум. Для мусульманина большой грех проклинать природу. Сподвижник Пророка Мухаммада Абу Абу-л-Мунзир Убай бин Ка'б рассказывает, что благословенный посланник Аллаха говорил: «Не ругайте природу, потому что она подчиняется Господу. Когда вы видите неприятное в природе, произносите молитвенные слова: "Господи! от Тебя просим благо природы. Ищем у Тебя убежища от ее злости и причиняемого нам ущерба"». Другой знаменитый сподвижник Мухаммада Абу-Хурейра приводит слова Пророка: «Ветер является даром и благом Божьим. Иногда он причиняет человеку горе, а иногда приносит благо. Не проклинайте ветер, просите благо от Бога и ищите убежище у Господа от беды природы».

В Коране сказано, что Бог сотворил животных, «...чтобы вы утверждались на их спинах, а потом понимали милость Господа вашего, когда утвердитесь на нем, и говорили: "Хвала Тому, кто подчинил нам это, когда мы не были в силах достичь этого. И поистине мы к Господу нашему возвращаемся"» (24: 12-14).

Пророк Мухаммад и его сподвижники внушали людям заботу и любовь к животным, которые облегчают их труд. В одном из хадисов рассказывается, что имам Али, двоюродный брат и зять Пророка, когда садился на верблюда, говорил: «Бисмиллах» (во имя Аллаха), а когда удобно устраивался на спине животного, то благословлял Бога за то, что Он дарил людям животное для преодоления (ими) слабости своей.

Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн Умар рассказывал: посланнику Аллаха стало известно, что некая женщина заперла кошку в помещении, не кормила и не поила ее и не допускала, чтобы кошка ела насекомых, вследствие чего кошка погибла. Пророк сказал, что эта женщина подвергнется му-

чительному наказанию в аду. Далее Ибн Умар рассказывает, что группа юношей из рода курайшитов упражнялась в стрельбе из лука по живым птицам, и они платили определенную плату хозяину птицы за каждую не попавшую в цель стрелу. Когда юноши увидели Ибн Умара, то разбежались. Ибн Умар сказал: «Кто стрелял, будь он проклят».

Как известно, в мусульманских странах, — как и в других, — ставили клеймо на своих животных, чтобы было легко их отличить. Сподвижник Му-хаммада Ибн Аббас рассказывает, что однажды благословенный Пророк заметил клеймо на морде животного и выразил свое неодобрение: он сказал, что если необходимо поставить клеймо на животном, нужно выбирать другое место на его теле. По указанию Ибн Аббаса клеймо стали ставить на бедре, так как клеймо в этом месте наименее болезненно для животного; первым, кто ставил клеймо именно так, был сам Ибн Аббас.

Пророк Мухаммад предостерегал людей от жестокого отношения к животным и птицам. Есть такой хадис Пророка. Сподвижник Мухаммада Ибн Масуд рассказывает, что однажды он вместе с посланником Аллаха путешествовал. Благословенный Пророк удалился, чтобы совершить ритуальное омовение. В это время он увидел маленькую горную птичку с двумя детенышами. Он взял детенышей птички. Когда птичка не обнаружила своих детенышей, от горя она стала биться крылышками. В это время Пророк вернулся и, заметив, что произошло, повелел положить птенцов на место. Он также пристыдил Ибн Масуда за то, что тот поджег гнездо муравьев. Пророк говорил, что наказание огнем — дело только Аллаха.

О жестоком отношении к животным образно говорил халиф Али — двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада: «У животных нет кладбища, а у человека есть кладбища. Желудок человека является местом кладбища животного».

У арабов самое универсальное животное, которое с головы до ног используется в быту, — это верблюд. В пустыне верблюд не имеет себе равных. Мясо, шерсть, молоко, кожа верблюда всегда были необходимы арабам-кочевникам, но и этим не исчерпывается использование верблюда. «Помет верблюда служил топливом, а моча употреблялась как косметическое средство или как лекарство. При

отсутствии воды бедуинки мыли своих младенцев этой жидкостью. Она служила испытанным средством для борьбы с паразитами. По этой причине бедуинки предпочитали эту жидкость воде, когда делали себе прически. Согласно рецептам народной арабской медицины, верблюжья моча — лучшее лекарство против лихорадки; она же употребляется и как тонизирующее средство; желудочный сок, извлеченный из молодого верблюда, считается очень хорошим средством при болезни желудка»2.

Существует теория, связывающая происхождение доисламской арабской поэзии с ритмичным движением верблюда: «Когда ехавший на нем бедуин приноравливал свое пение к размеренному шагу животного, в то же время ритм этого пения вызывал соответствующий ритм шага у музыкально восприимчивого верблюда»3.

Пение бедуина, соответствующее ритмичному шагу верблюда, и ритмичные звонки колокольцев приводили в возбуждение как верблюда, так и бедуина, и все это помогало снять усталость и уныние. На основе ритмичного движения верблюда и звука его колокольчика были созданы десятки музыкальных макаматов, которые легли в основу музыкальных произведений многих народов Ближнего и Среднего Востока.

Еще одна деталь. В противовес утверждениям, будто верблюд — равнодушное, глупое и трусливое животное, арабы-бедуины считают верблюда красивым, умным и чувствительным. Когда верблюда собираются резать, в его глазах видны слезы и страх. Пожалуй, нет ни одного доисламского и более позднего поэта-араба, который не воспел бы красоту верблюда.

Любопытны сведения, характеризующие верблюда как животное, обладающее тонким чутьем, помогающим при движении каравана. Вот что написано в известном философском трактате XI в. «Расаил Ихван ас-сафа» («Послание Братьев чистоты»): «Среди животных имеются такие, которые являются более совершенными по чувственной силе и ориентировочным способностям. Например, верблюд, несмотря на длину своих ног, шеи и удаленность головы от земли, хорошо видит в темноте место и разбирает расстояние своих шагов от пропасти во время трудного пути. Он видит то, что люди не могут видеть и при свете лампы»,

2 Беляев Е.А. Арабы, Ислам и арабский халифат в раннее Средневековье. М., 1965. С. 58.

3 Там же. С. 59.

и далее: «Братья чистоты объясняют своеобразное строение тела верблюда таким образом: "Причина длины шеи верблюда состоит в том, что, во-первых, шея должна быть пропорциональна его длинным ногам, во-вторых, чтобы он мог доставать и есть траву с земли, и, в-третьих, длинная шея верблюда помогает ему легко подняться с земли. Верблюд нуждается в длинной шее еще и для того, чтобы

« „4

своей мордой доставать и чистить все тело"» .

Местом, где разводят самых лучших в мусульманском мире одногорбых верблюдов, продолжает оставаться арабский мир. Арабский словарь терминов, связанных с верблюдом, содержит десятки наименований этого животного и множество самых добрых и лестных эпитетов, свидетельствующих о гармонии отношения мусульман к животному миру, не ограничивающегося только меркантильными интересами.

Добыча диких зверей и птиц, а также ловля их для расселения в различных регионах, использования в зоопарках, а также для изучения животных в целях развития зоологии и защиты от истребления редких животных, является важным научно-хозяйственным ремеслом мусульманских народов. Для мусульман же все, связанное с животным миром, имеет и морально-нравственное значение, освященное их религией.

Ислам допускает охоту на тех диких животных, мясо которых позволено употреблять в пищу, а также на хищных животных, истребление которых приносит хозяйственную пользу. Ислам требует во время охоты соблюдать определенную этику и правила: для всякого дела должен быть предел и мера при надлежащем порядке. Нельзя охотиться каждый день, нельзя допускать изнеможения себя, природы и животных. Шариат предписывает не садиться на низкорослого коня, ибо даже видный собой человек на низкорослом коне кажется жалким, если же он мелкий и низкого роста, то на большом коне кажется высоким, а пристойный вид охотника — это наслаждение для окружающих.

На спокойного в беге коня следует садиться только в путешествии, ибо, если конь спокоен, то человек может сидеть в седле уверенно, — говорится в некоторых дидактических книгах Ислама; на охоте же и в свите, чтобы быть заметным в обществе, предпочтительнее садиться на коня беспокойного и быстрого.

Как правило, цари, эмиры, вельможи, молодые люди из состоятельных мусульманских семей занимались охотой ради развлечения, а не для добычи пищи, но чаще всего они дарили свою добычу бедным мусульманам, и это считалось благородным исламским милосердием, благотворительностью.

В Коране и Сунне имеются любопытные высказывания относительно осла и петуха. Голос осла считается самым отвратительным, а крик петуха — благородным. Утренний крик петуха совпадает со временем начала утренней молитвы. В одном хадисе Пророка Мухаммада говорится: «Если вы услышали рев осла, произносите: "Прибегаю к Господу от сатаны", и если услышите пение петуха, то просите Бога о Его благодеянии, потому что он увидел ангела».

Гармония и взаимозависимость существования человека и природы, доброе отношение человека к среде обитания, рачительное отношение к ней — такова суть «экологического кодекса» Ислама. Сегодня этот кодекс приобретает огромное значение и особое современное звучание.

Заклание животных, по правилам Шариата, является не только пищевым, но и экологическим вопросом.

С точки зрения Шариата основополагающим требованием при заклании животного является исключение практики умерщвления в результате применения успокоительного шока, поскольку по своим условиям и нравственным нормам исламский способ заклания является наиболее предпочтительным, так как позволяет отнестись к животному с наибольшей милостью и благосклонностью и смягчить его страдания.

Неслучайно Совет Исламской академии в ходе своей X сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 28 июня — 3 июля 1997 г., рассмотрел вопрос «О жертвенных животных и правилах Шариата, регламентирующих принесение животных в жертву».

В материалах сессии прежде всего приводится хадис — изречение Пророка Мухаммада: «Тот, кто совершает с нами молитву, обращается к нашей кибле, ест мясо наших жертвенных животных, является мусульманином, на коего распространяется покровительство Аллаха и Его Посланника».

Для правильного заклания животного необходимо руководствоваться следующими правилами:

4 Закуев А.К. Философия «Братьев чистоты». Баку, 1961. С. 64.

- лицо, совершающее заклание, должно быть совершеннолетним, в здравом уме, мусульманином или человеком Писания (христианином, иудеем);

- человек, осуществляющий заклание, должен во время заклания произнести имя Аллаха над животным; использование магнитофонной записи достаточным не является.

Правильное заклание животного требует соблюдения следующих правил, соответствующих Шариату и подразумевающих доброе отношение и милосердие к животному до заклания, во время и после него:

- нельзя затачивать нож или другой инструмент, используемый для заклания, в присутствии животного;

- нельзя резать животное тупым инструментом, принося ему тем дополнительные страдания;

- нельзя отрубать какую-либо часть тела животного до его заклания;

- нельзя сдирать с животного шкуру до его заклания;

- нельзя выщипывать перья птицы до ее заклания;

- не разрешено практиковать успокоительный шок с помощью игольчатого пистолета, топора,

молотка, а также используя нагнетание воздуха по английскому методу (для заклания животного);

- запрещено применять успокоительный шок к птице, если опытным путем доказано, что значительная часть птиц гибнет при этом;

- разрешено применять к животным успокоительный шок на основе смеси двуокиси углерода с воздухом или кислородом, а также с помощью шарикового пистолета, если это не приводит к гибели животного до заклания;

- мусульмане, проживающие в неисламских странах, должны стремиться получить от властей разрешение производить заклание животных по исламской методике без успокоительного шока;

- мусульманам, посещающим неисламские страны или постоянно проживающим в них, разрешено употреблять в пищу мясо животных, зарезанных людьми Писания (т.е. христианами и иудеями), если эти животные разрешены для такого их использования с точки зрения Шариата. Следует также убедиться, что к мясопродуктам не примешаны запрещенные Шариатом ингредиенты. Это разрешение не действует, если достоверно известно, что животное было зарезано с нарушением норм Шариата.

© Керимов Г.М., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.