Научная статья на тему 'ИСЛАМ ШАГИАХМЕТОВ: ЗАБЫТЫЕ ГЕРОИ 1917 Г'

ИСЛАМ ШАГИАХМЕТОВ: ЗАБЫТЫЕ ГЕРОИ 1917 Г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ ШАГИАХМЕТОВ / МУСУЛЬМАНСКИЙ ЮРИСТ / ПОМОЩНИК ПРИСЯЖНОГО ПОВЕРЕННОГО / "МУСУЛЬМАНСКАЯ ГАЗЕТА" / МУСУЛЬМАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТУРКЕСТАНСКАЯ (КОКАНДСКАЯ) АВТОНОМИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усманова Диляра Миркасымовна

Статья посвящена биографии Ислама Шагиахметова (1886-1922?) - общественного и политического деятеля, оставившего заметный след в истории мусульманского политического движения 1917-1918 гг. Обращение к данному историческому персонажу диктуется рядом обстоятельств. Во-первых, в год столетия революции 1917 г. в исторической науке, а также в публичном пространстве происходит активное переосмысление трагических событий вековой давности. Несмотря на появление в последние десятилетия большого количества обстоятельных работ по истории национальных движений, еще остается много «белых пятен» и лакун как относительно разных аспектов революционной истории, так и отдельных исторических персонажей. Фигуру И. Шагиахметова можно отнести к числу таких незаслуженно забытых и подчас незаслуженно игнорируемых исторических деятелей той эпохи. И. Шагиахметов происходил из интеллигентной мусульманской семьи г. Оренбурга, получил высшее юридическое образование и уже в юности стал принимать активное участие в общественной жизни российских мусульман. В частности, в 1912 г. выступал инициатором и соиздателем «Мусульманской газеты». Однако самые яркие и в то же время трагические страницы его биографии пришлись на переломный 1917 год. Сразу же после Февральского переворота и падения самодержавия молодой юрист и мусульманский общественный деятель с головой уходит в общественно-политическую сферу. Он принимает активное участие как в общемусульманском национальном движении, так и в движении за автономию в Туркестане. Именно участие И. Шагиахметова в создании «Туркестанской автономии» (также в литературе встречается название «Кокандская автономия») можно рассматривать как высшую точку его политической карьеры. Разгром Туркестанской автономии большевиками привел к аресту его руководителей, завершившегося тяжелой болезнью героя данного очерка. Дальнейшая судьба Ислама Шагиахметова оставалась неизвестной даже его друзьям и соратникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМ ШАГИАХМЕТОВ: ЗАБЫТЫЕ ГЕРОИ 1917 Г»

УДК 94(470)

Ислам Шагиахметов: забытые герои 1917 г.

Д. М. Усманова,

Казанский федеральный университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

Islam Shagiakhmetov: the unheralded heroes

of 1917

D. M. Usmanova,

Kazan Federal University, Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation

Аннотация

Статья посвящена биографии Ислама Шагиахметова (1886-1922?) - общественного и политического деятеля, оставившего заметный след в истории мусульманского политического движения 1917-1918 гг. Обращение к данному историческому персонажу диктуется рядом обстоятельств. Во-первых, в год столетия революции 1917 г. в исторической науке, а также в публичном пространстве происходит активное переосмысление трагических событий вековой давности. Несмотря на появление в последние десятилетия большого количества обстоятельных работ по истории национальных движений, еще остается много «белых пятен» и лакун как относительно разных аспектов революционной истории, так и отдельных исторических персонажей. Фигуру И. Шагиахметова можно отнести к числу таких незаслуженно забытых и подчас незаслуженно игнорируемых исторических деятелей той эпохи. И. Шагиахметов происходил из интеллигентной мусульманской семьи г. Оренбурга, получил высшее юридическое образование и уже в юности стал принимать активное участие в общественной жизни российских мусульман. В частности, в 1912 г. выступал инициатором и соиздателем «Мусульманской газеты». Однако самые яркие и в то же время трагические страницы его биографии пришлись на переломный 1917 год. Сразу же после Февральского переворота и падения самодержавия молодой юрист и мусульманский общественный деятель с головой уходит в общественно-политическую сферу. Он принимает активное участие как в общемусульманском национальном движении, так и в движении за автономию в Туркестане. Именно участие И. Шагиахметова в создании «Туркестанской автономии» (также в литературе встречается название «Кокандская автономия») можно рассматривать как высшую точку его политической карьеры. Разгром Туркестанской автономии большевиками привел к аресту его руководителей, завершившегося тяжелой болезнью героя данного очерка. Дальнейшая судьба Ислама Шагиахметова оставалась неизвестной даже его друзьям и соратникам.

Abstract

The article is devoted to the biography of Islam Shagiakhmetov, a bright public and political figure of the Muslim political movement of 1917-1918. The appeal to this historical personality is specified by a number of arguments. First of all, during the 100th anniversary

of the Revolution of 1917, an active réévaluation of the century-old tragic events takes place in historical science and in public space. Despite the emergence of a large number of detailed analyses on the history of national movements in recent decades, many blank pages and gaps in terms of various aspects of both the revolutionary past and certain historical figures still remain unstudied. Islam Shagiakhmetov can be ascribed to the number of overlooked and unheralded historical figures of that period. Islam Shagiakhmetov was born in an educated Muslim family in Orenburg in 1886. He obtained a degree in law in Saint-Petersburg. Already in his youth Shagiakhmetov took active part in the public life of the Russian Muslims. In 1912 he initiated the "Muslim newspaper" (1912-1914). However, the most striking and at the same time tragic events of his biography were during the watershed point of 1917. Just after the February Revolution and the downfall of the autocracy the young lawyer and a Muslim public figure threw himself into the social and politic sphere. He took an active part both in general Islamic national movement and the movement for autonomy in Turkestan. His participation in the creation of the "Turkestan autonomy" (also called the "Kokand autonomy" in literature) can be regarded the culmination of his political career. The defeat of the Turkestan autonomy by the Bolsheviks led to the arrests of its leaders, which resulted in a serious disease of the author. The further fate of Islam Shagiakhmetov remained unknown even to his friends and associates.

Ключевые слова

Ислам Шагиахметов, мусульманский юрист, помощник присяжного поверенного, «Мусульманская газета», мусульманская журналистика, Февральская революция, мусульманское политическое движение, Туркестанская (Кокандская) автономия.

Keywords

Islam Shagiakhmetov, a Muslim lawyer, attorney-at-law assistant, "Muslim newspaper", Muslim journalism, The February Revolution, Muslim political movement, Turkestan (Kokand) autonomy.

Как и любая иная революционная эпоха, 1917 г. породил целую плеяду молодых политиков, «звезда» которых взошла вместе с революцией. В мусульманском политическом сообществе к таковым, без сомнения, могут быть отнесены Ильяс Алкин, Мирсаид Султан-Галиев, Ахмед Цаликов, Мустафа Чокаев и др. До начала эпохи кардинальных перемен их имена были известны чрезвычайно узкому кругу лиц. В 1917 г. они приобрели широкую популярность, прежде всего, в среде политически активной общественности. В числе подобных деятелей можно назвать и героя данного очерка - Ислама Шагиахметова, в 1917 г. находившегося в эпицентре многих важных событий. Судьба большинства этих деятелей оказалась, как правило, печальной. В частности, А. Цаликов и М. Чокаев были вынуждены уехать в эмиграцию, а оставшиеся на родине И. Алкин и М. Султан-Галиев стали жертвами сталинского режима. Не менее трагичной была и судьба Ислама Шагиахметова, о последних днях жизни которого нет практически никакой информации. Впрочем, в советское время его имя также было предано забвению и стало возвращаться в публичное пространство лишь в исторических работах последних двух десятилетий1.

Ислам (Шах-Ислам) Шагисултанович Шагиахметов родился 21 ноября 1886 г. в Оренбурге в татаро-башкирской семье чиновника-юриста Султана Шагиахметова и его супруги Гайнизиган Мухаммед-Садыковны Нигматуллиной.

Его отец Шагисултан Шагиахметович Шагиахметов (1855-1896) происходил из «башкирцев» Мензелинского уезда Уфимской губернии. После окончания полного курса на юридическом факультете Казанского университета (1876) и успешной защиты диссертации на соискание звания кандидата права под названием «О подсудности гражданских исков мировых установлений» (1877) Султан Шагиахметов переехал в Оренбург. Здесь он был определен на должность преподавателя Оренбургской татарской учительской школы. В 1890 г. перешел в сферу практического права и вплоть до смерти служил в должности судебного следователя в различных судебных учреждениях Оренбургского края. В 1885 г. С. Шагиахметов был удостоен чина коллежского советника, в 1889 г. - чина статского советника, а также награжден орденом Св. Станислава 3-й степени2. У четы Шагиахметовых было шестеро детей: два сына (Шах-Гали и Шах-Ислам) и четыре дочери (Биби-Марьям, Биби-Галия, Биби-Салия и Биби-Зухра). Примечательно, что сыновья пошли по стопам отца и избрали юриспруденцию в качестве своей будущей профессиональной сферы. В частности, старший брат Ислама - Шах-Гали (1882-?) в 1903-1909 гг. в качестве башкирского стипендиата учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, а в августе 1910 г. перевелся в Юрьевский университет3.

Ислам Шагиахметов в 1905 г. с удовлетворительными оценками завершил полный курс в Оренбургской мужской гимназии и подал прошение о зачислении на восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Однако осенью того же года, получив именную стипендию из «башкирских сумм» и, возможно, не без влияния старшего брата4, он перевел документы на юридический факультет того же университета. Вплоть до 1909 г. Ислам Шагиахметов в качестве башкирского стипендиата был освобожден от платы за учебу. В том же 1909 г. он вступил в брак с Ольгой Викторовной Бенедской. К концу 1910 г. завершает полный университетский курс и в январе следующего 1911 г., получив выпускное свидетельство, подал документы о зачислении в Санкт-Петербургскую судебную палату5. Во время обучения на юридическом факультете Ислам Шагиахметов сдружился с Саидом Ибрагимовичем Габиевым (1883-1963), с которым проживал в одном доме (по ул. Пушкинская, д. 7).

Хотя по официальным документам Ислам Шагиахметов (также, как и его отец и старший брат) был записан в число «башкирцев» и благодаря этому пользовался так называемой «башкирской стипендией», в действительности же он был скорее татарином со светским русскоязычным образованием. Именно так его воспринимали в Туркестане во время событий 1917 г. Вероятно, еще и потому, что его мать была татаркой, а сам Ислам воспитывался в татарской среде г. Оренбурга и в качестве родного языка указывал татарский язык. Впрочем, этническая принадлежность не всегда выступала главным маркером самоидентификации, особенно в условиях проекта создания единой мусульманской политической нации, активно артикулировавшейся в начале ХХ столетия.

«Мусульманская газета» - проект общемусульманского печатного органа

Студенческая дружба Ислама Шагиахметова с Саидом Габиевым имела продолжение: в 1912 г. они выступили инициаторами издания «Мусульманской газеты» (Санкт-Петербург, 12.10.1912-8.06.1914)6. Первые три номера газеты выходили

Ислам Шагиахметов: забытые герои 1917 г.

под общим редакторством. Затем единоличным редактором-издателем остался лишь Саид Габиев, а Ислам Шагиахметов выступал в качестве автора статей на различные политические темы. Газета выходила на русском и частично (один лист из четырех) татарском языке, существуя, в том числе, и за счет финансовых пожертвований татарских купцов и представителей дворянства (среди которых казанский купец Сулейман Аитов, екатеринбургские предприниматели братья Агафуровы, генеральша Маги-Парваз Шейх-Али и др.). По мнению цензора В. Д. Смирнова, газета имела «характер крайне оппозиционный, если не сказать возмутительный». Поэтому издание часто подвергалось репрессиям: редакгоры привлекались Электронный ресурс. Режим доступа: https:// к уголовной ответственности vivaldi.nlr.ru/pn000170146/view.

и штрафам, отдельные номера Mushm newspaper. - 1912. - December 8. арестовывались и даже уничто- Electronic source. Available at: https://vivaldi.nlr. жались (№ 7, 13, 18 и др.). ru/pn000170146/view.

Участие Ислама Шагиахметова сначала в инициировании издания, а затем в качествеавтораполитическихстатейпридавалогазетеособыйхарактеробщественно-политического издания. Основное внимание он уделял обзорам деятельности мусульманской фракции Государственной думы7, политической жизни страны в целом, а также проблемам модернизации политических институтов и становлению гражданского общества. Примечательно, что Ислам Шагиахметов разделял взгляды российских либералов, полагавших, что преобразования в стране должны носить общий характер, что мусульманское движение не должно обособляться от других аналогичных демократических движений за права различных народов. В статье, появившейся после первого месяца работы последней 4-й Государственной думы, он писал следующее: «мусульманам уже время окончательно порвать с иллюзиями, что права гражданина даются путем самоуправления... Мусульмане должны были понять, что благо каждой народности находится в зависимости от блага других народностей - от устройства на правовых началах государства, не знающего подразделения своих граждан на различные разряды»8.

Впрочем, уже с 1913 г. Ислам Шагиахметов по непонятным причинам отходит от издательских дел, а «Мусульманская газета» быстро превращается из общемусульманского печатного издания в орган, уделяющий большее внимание делам и проблемам мусульман Северного Кавказа. В июне 1914 г., с отъездом на

C.-n»Nf*ifni С у44411 I имСф* Ц |2 (14Д.

1ГОЛШШШ-

ГАЗЕТА

ГОШЬИИ МЛШ'1ЛПШ 1 жцглн nci Огь РышлЬ L

¡¡г iT-Л». " * I

Wim винтим i

8 Ii Ядш цдш а ниуииУ

1» Нот Г ом .ЖМЫШСШ ГАЗЕТА" ijmn швднть n ist надг» рал

Г«1ЬЫ1* rpinnupTi еотрдоимп trtn irj-чти ы чип. Myr>,l.uii'E>]i ||Ш> I n^qr

ffti и №2 раэошиивь ect, но мслаюшМ ихъим1ть иогутъгёрвтнться рвдамшо.

ШШМШЩ ГНЕТ Г

Мусульманская газета. - 1912. - 8 декабря.

родину серьезно заболевшего Саида Габиева, газета сначала начинает выходить в уменьшенном формате, а потом и вовсе прекращает свое существование.

Что касается самого Ислама Шагиахметова, то в предреволюционные годы он занимался адвокатской практикой в статусе помощника присяжного поверенного: 31 августа 1912 г. он был зачислен в помощники столичного присяжного поверенного Бруно Германовича Лопатина-Барта (1877-1938)9. В период Первой мировой войны, по меньшей мере, с 1916 г. проживал в Коканде, занимаясь профессиональной юридической практикой, а также общественной деятельностью (являлся секретарем просветительского общества «Гейрат», в качестве туркестанского корреспондента сотрудничал с газетой «Русские ведомости» и пр.)10.

«Кокандская автономия» - звездный час и личная трагедия Ислама Шагиахметова

После Февральской революции Ислам Шагиахметов принял самое активное участие в общемусульманском политическом движении, даже оказываясь в эпицентре судьбоносных и весьма трагических событий. Вероятно, контакты с представителями мусульманского политического класса у него сохранились еще с периода проживания в столице.

В середине марта 1917 г. он приезжает в Санкт-Петербург для участия в совещании мусульманских общественных деятелей под председательством Ибниямина Ахтямова11. Совещание признало необходимым организовать в столице «Временное центральное бюро российских мусульман», в состав которого было решено включить членов мусульманской фракции Государственной думы, бюро при ней и делегатов с мест12. В связи с этим весной 1917 г. Ислам Шагиахметов был избран членом и секретарем Всероссийского мусульманского национального совета (Милли шуро), а с начала июля исполнял обязанности председателя Исполнительного комитета этой организации. В период июльских совещаний членов Мусульманского совета он выступал за включение мусульманских представителей в новый состав Временного правительства (в качестве министра без портфеля). И его кандидатура, наряду с кандидатурой Ахмеда Цаликова, рассматривалась в качестве одной из наиболее вероятных для рекомендации в новый состав правительства. Сам И. Шагиахметов полагал, что мусульмане должны способствовать укреплению Временного правительства, помогая ему идти по пути демократических преобразований и созидательной работой, противостоя разрушительной стихии революции13. В качестве одного из руководителей центрального Мусульманского совета он являлся участником II-го Всероссийского мусульманского съезда (Казань, 1917) и в начале августа принимал участие в переговорах мусульманской делегации с правительством по вопросу об образовании мусульманских воинских формирований.

Благодаря юридической квалификации и активной позиции в мусульманском политическом сообществе, а также, будучи знакомым с положением туркестанских мусульман, кандидатура Ислама Шагиахметова была включена в состав Особого совещания по составлению проекта Положения о выборах в Учредительное собрание. Осенью того же года он принял участие в избирательной кампании и был избран делегатом Учредительного собрания по Общеферганскому списку мусульманских организаций (список № 4)14.

Помимо активной роли в общероссийском мусульманском движении, Ислам Шагиахметов был ключевой фигурой и в Туркестане, где он оказался в центре борьбы за провозглашение Туркестанской автономии. На I-ом Всетуркестанском мусульманском съезде (14-22 апреля 1917 г.) был избран сначала в президиум съезда, а по итогам работы съезда - членом Туркестанского краевого мусульманского совета (Тукрамус) под руководством Мустафы Чокаева. По мнению последнего, Мусульманский совет был органом туркестанских младореформаторов, в основном представлены мусульманской молодежью, получившей русское светское образование. Основной задачей этого органа, которому оппонировали более традиционные объединения консервативных представителей мусульманского духовенства (Шуро-и Голяма), являлась борьба за переустройство жизни местных мусульман на европейских началах. Для выпускника юридического факультета столичного университета идея переустройства страны в целом на новых гражданских принципах, а также включение мусульманского сообщества в этот процесс политической трансформации и становления демократического гражданского общества была близка еще с дореволюционного периода. Подобные же идеи он артикулировал на страницах русскоязычных газет «Туркестанские ведомости» и «Туркестанский край» (1917). Ислам Шагиахметов выступал в качестве официального издателя, редактора и автора многочисленных публикаций последнего издания, который фактически являлся органом Туркестанского краевого мусульманского совета.

Еще на II-ом Туркестанском краевом общемусульманском съезде (8-11 сентября 1917 г.) И. Шагиахметов выступал в поддержку «национально-территориально-федеративной» автономии Туркестанского края, составив ее проект с идеей последующего внесения на рассмотрение Учредительного собрания. Вслед за выступлениями оратора в защиту переустройства страны на федеративных началах последовало активное его включение в движение за провозглашение Туркестанской (Кокандской) автономии (27 ноября 1917 г. -18 февраля 1918 г.).15 В первом составе правительства Туркестанской автономии Ислам Шагиахметов занимал пост министра, заместителя председателя правительства16. Позднее он совмещал ее с должностью заместителя министров финансов. Но, что даже более важно, И. Шагиахметов являлся и автором проекта конституции Туркестанской республики17. Мустафа Чокаев вспоминал, что его близкий друг и соратник обладал большим литературным талантом, имел острое перо, чувство слова и стиля, а также имел основательную юридическую подготовку18. Все эти качества вкупе со свободным владением литературным русским языком делали персону Ислама Шагиахметова ключевой фигурой при составлении большинства политических текстов, созданных в период борьбы за Туркестанскую автономию.

Правительство Кокандской автономии было многонациональным (в его состав входили казахи, узбеки, татары и даже еврей на должности министра финансов), демократической ориентации (в основном, джадиды, члены «Шуро-и исламия»), антибольшевистским и антисоветским по политической платформе, в то же время политически неоднородным и раздираемым внутренними противоречиями, что предопределило ее скорое падение. Во время разгрома Кокандской автономии в феврале 1918 г. Ислам Шагиахметов был арестован большевиками и посажен в местную тюрьму. Вероятно, обстоятельства разгрома

Делегаты 4-го Чрезвычайного краевого съезда. Коканд, 26-28 ноября 1917 г. // Исхаков С. Российские мусульмане и революция. 1917-1918. - М., 2004.

Delegates of the Fourth Extraordinary Regional Congress. Kokand, November 26-28, 1917 // Iskhakov S. The Russian Muslims and the Revolution. 1917-1918. - М., 2004.

автономии и зверства в отношении его сторонников, условия содержания, меры физического и эмоционального воздействия, а также иные переживания привели к серьезной болезни арестованного. Весной 1918 г. в ряде туркестанских газет (например, в татароязычной газете «Олуг Туркестан» (Великий Туркестан)19 появилась информация о душевном заболевании и помещении Ислама Шагиахметова в тюремный лазарет, где он находился с апреля по май 1918 г. Вскоре в той же газете была помещена заметка о попытке суицида и изолировании арестованного в отдельной камере.

После того, как в мае 1918 г. Ислам Шагиахметов был освобожден, он бежал в Индию (где сосредоточилась наиболее многочисленная и сплоченная туркестанская эмиграция), но вскоре вновь заболел и попал в больницу (1920). По ходатайству друзей (в том числе и Мустафы Чокаева) был возвращен к родным во Владивосток. В 1922 г., будучи уже в Париже, Мустафа Чокаев получил последние сведения о своем друге, по-прежнему находившемся в незавидном положении20. Дальнейшая его судьба неизвестна.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. К числу подобных работ можно отнести ряд монографий, освещающих историю так называемой «Кокандской автономии»: Агзамходжаев С. Туркистон мухторияты. - Ташкент, 1996. - 290 с.; 2006. - 263 с.; Исхаков С. М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. - лето 1918 г.). - М., 2004. - 592 с.; Абдуллаев Р. Национальные политические организации Туркестана в 1917-1918 гг. - Ташкент, 2014. - 218 с. Усманова Д. М. Шагиахметов Шахислам Шагисултанович // Ислам в Санкт-Петербурге: энциклопедический словарь. - М.: «Медина», 2009. - С. 273-274.

2. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), ф. 14, оп. 3, д. 43526, л. 23-29.

3. Там же, л. 6-7.

4. Старший брат Ислама Шах-Гали также первоначально записался на восточный факультет, однако вскоре перевел свои документы на юридический факультет. Обосновывая свой перевод, Шах-Гали писал следующее: «изучение родных мне, как инородцу, хорошо известных языков вряд ли окажут мне пользу при исполнении юридических обязанностей среди родных мне инородцев, а незнание многих юридических наук будут весьма ощутительными» (см.: ЦГИА СПб, ф. 14, оп. 3, д. 55915, л. 59). Возможно, такие же аргументы побудили Ислама перейти с восточного факультета на юридический.

5. ЦГИА СПб, ф. 14, оп. 3, д. 55915, л. 7.

6. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 776, оп. 10, 1912 г., д. 454; ф. 777, оп. 108, 1912 г., д. 336.

7. О деятельности мусульманской фракции подробнее см.: Усманова Д. М. Мусульманские представители в Российском парламенте. 1906-1917. - Казань, 2005. - 584 с.

8. Мусульманская газета. - 1912. - № 3. - 24 ноября.

9. Список присяжных поверенных округа Санкт-Петербургской судебной палаты и их помощников к 31 января 1914 г. - СПб., 1914. - С. 90-91.

10. Мич [Чукай углы Мостафа], Шаhислам Шаhэхмэд бэк // Яшь Теркестан. - 1931. -№ 14.

11. В ташкентской татароязычной газете «Олуг Туркестан» было сказано, что туркестанские татары, видимо «предчувствуя грядущую революцию», 20 февраля собрались на совещание, в котором участвовало по одному представителю от каждого города. Участники данного совещания, обсудив свои национальные и политические дела, решили послать в столицу юриста Шагиахметова. На эти цели было даже собрано около 11 тысяч рублей (см.: Измайлов Ш. Теркестан татарлары // Олуг Туркестан. - 1917. - № 2. - 30 апреля).

12. Исхаков С. М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. - лето 1918 г.). -М., 2004. - С. 120.

13. Там же. - С. 160.

14. Тормыш. - 1917. - № 764. - 10 декабря; Список членов Учредительного собрания. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 9.11.2017). Примечательно, что в данном списке фамилия Ислама Шагиахметова указана в составе дополнительного списка (№ 700), правда в фамилии допущена ошибка. О составе членов Учредительного собрания подробнее см.: Протасов Л. Г. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. - М., 2008. - 463 с.

15. Историография «Кокандской автономии» чрезвычайно обширна. Среди первых ее историографов можно назвать М. Чокаева, А.-З. Валиди, Н. Тюрякулова, Т. Рыскулова,

П. Алексеенков и др. Среди современных авторов в первую очередь следует назвать С. С. Агзамходжаева, Д. А. Алимову, Р. М. Абдуллаева и др. (подробнее см.: Мадьярова С. Н. Историография Туркестанской автономии (1917-2008 гг.). Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Ташкент, 2010. - 27 с.).

16. Первый состав членов правительства «Кокандской автономии» см., например: Олуг Туркестан. - 1917. - № 43. - 13 декабря; «Туркестанская автономия». Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 9.11.2017). В большинстве работ фамилия И. Шагиахметова пишется с ошибками как «Шоахмедов» (см., например, указанные работы С. С. Агзамходжаева, Р. М. Абдуллаева и др.), а в качестве имени указывается имя его отца «Султан» и пр. К большому сожалению, это ошибочное написание имени и фамилии Ислама (Шах-Ислама) Шагиахметова кочует из одной работы в другую уже не одно десятилетие.

17. Олуг Туркестан. - 1917. - № 27. - 7 сентября; № 28. - 10 сентября.

18. Мич [Мустафа Чокаев], Шаhислам Шаhиэхмэд (дуслык вазифасы) // Яшь Теркестан. - 1931. - № 14. - С. 6-8.

19. Олуг Туркестан. - 1918. - № 71. - 19 марта; № 74. - 26 марта.

20. Мич [Мустафа Чокаев], Шаhислам Шаhиэхмэд (дуслык вазифасы) // Яшь Теркестан. - 1931. - № 14. - С. 8.

Список литературы

Абдуллаев Р. М. Национальные политические организации Туркестана в 19171918 гг. - Ташкент, 2014. - 218 с.

Агзамходжаев С. С. Туркистон мухторияты. - Ташкент: Фан, 1996. - 290 с. Агзамходжаев С. С. Туркистон мухторияты. - Ташкент: Тошкент ислом университети, 2006. - 263 с.

Агзамходжаев С. С. Туркистон мухторияты: борьба за свободу и независимость (1917-1918 гг.). Дисс. ... док. ист. наук. - Ташкент, 1996. - 289 с.

Исхаков С. М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. - лето 1918 г.). -М.: Изд-во «Социально-политическая мысль», 2004. - 598 с.

Мадьярова С. Н. Историография Туркестанской автономии (1917-2008 гг.). Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Ташкент, 2010. - 27 с.

Протасов Л. Г. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. - М.: РОССПЭН, 2008. - 463 с.

Усманова Д. М. Мусульманские представители в Российском парламенте. 19061917. - Казань, 2005. - 584 с.

Усманова Д. М. Шагиахметов Шахислам Шагисултанович // Ислам в Санкт-Петербурге: энциклопедический словарь. - М.: «Медина», 2009. - С. 273-274.

References

Abdullaev R. M. Natsionalnye politicheskie organizatsii Turkestana v 1917-1918 gg. [National political organizations of Turkestan in 1917-1918. In Russ.]. Tashkent, 2014, 218 p.

Agzamkhodzhaev S. S. Turkiston muhtoriyate [Turkestan Autonomy. In Russ.]. Tashkent, FAN publ., 1996, 290 p.

Agzamkhodzhaev S. S. Turkiston muhtoriyate [Turkestan Autonomy. In Russ.]. Tashkent, Toshkent islom universiteti publ., 2006, 263 p.

Agzamkhodzhaev S. S. Turkiston muhtoryate: borba za svobodu i nezavisimost (1917-1918 gg.) Diss. ... dokt. ist. nauk [Turkestan Autonomy: struggle for freedom and independence (1917-1918). Dod hist. sci. diss. In Russ.]. Tashkent, 1996, 289 p.

Iskhakov S. M. Rossiyskie musulmane i revolyutsiya (vesna 1917 g. - leto 1918 g.) [Russian Muslims and the Revolution (spring 1917 - summer 1918). In Russ.]. Moscow, Izd-vo "Sotsialno-politicheskaya mysl'" publ., 2004, 598 p.

Madyarova S. N. Istoriografiya Turkestanskoy avtonomii (1917-2008 gg.). Avtoref. diss. ... kand. ist. nauk. [Historiography of Turkestan Autonomy (1917-2008). Cand. hist. sci. diss. In Russ.]. Tashkent, 2010, 27 p.

Protasov L. G. Lyudi Uchreditelnogo sobraniya: portret v interyere epohi [People of the Constituent Assembly: a portrait in the interior of the era. In Russ.]. Moscow, ROSSPEN publ., 2008, 463 p.

Usmanova D. M. Musulmanskie predstaviteli v rossiyskom parlamente. 1906-1917 [Muslim representatives in the Russian parliament. 1906-1917. In Russ.]. Kazan, 2005, 584 p.

Usmanova D. M. Shagiahmetov Shahislam Shagisultanovich [Shakhislam Shagisultanovich Shagiakhmetov. In Russ.]. IN: Islam v Sankt-Peterburge: entsiklopedicheskiy slovar [Islam in St. Petersburg: Encyclopedic Dictionary. In Russ.]. Moscow, Medina publ., 2009, pp. 273-274.

Сведения об авторе

Усманова Диляра Миркасымовна, доктор исторических наук, профессор Казанского федерального университета, e-mail: dusmanova2000@mail.ru.

About the author

Diliara M. Usmanova, Doctor of Historical Sciences, Professor at Kazan Federal University, e-mail: dusmanova2000@mail.ru.

В редакцию статья поступила 20.09.2017 г., опубликована:

Усманова Д. М. Ислам Шагиахметов: забытые герои 1917 года // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2017. - № 3/4. - С. 166-175.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Submitted on 20.09.2017, published:

Usmanova D. M. Islam Shagiahmetov: zabytye geroi 1917 goda [Islam Shagiakhmetov: the unheralded heroes of 1917. In Russ.]. IN: Gasyrlar avazy- Eho vekov, 2017, no. 3/4, pp. 166-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.