Научная статья на тему 'Мустафа Чокай-бей - совесть Востока'

Мустафа Чокай-бей - совесть Востока Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
364
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСТАФА ЧОКАЙ-БЕЙ / ТУРКЕСТАН / АК-МЕЧЕТЬ / ПРЕЗИДЕНТ / ПАРИЖ / ПРОСВЕТИТЕЛЬ / КОМПЬЕН / ПРЕДЕЛЫ / ПРАВДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самигуллин В.К.

В статье рассказывается о забытой в нашей истории личности Мустафе Чокай-бее (1890-1941), который, несмотря на все препятствия и сложности, получил прекрасное воспитание и образование и в различных социальных условиях отстаивал права народов Туркестана. Он был сторонником образования Туркестанской Федерации (Конфедерации). На Всетуркестанском конгрессе всех политических сил (партий и движений) Туркестана (Коканд, 22 ноября 1917 г.) было объявлено о создании Кокандской автономии, и Мустафа Чокай-бей был избран президентом этого автономного образования. Оказавшись в эмиграции, Мустафа Чокай-бей занимался научно-исследовательской, просветительской и публицистической деятельностью. Во всех этих сферах увлечения Мустафы Чокай-бея важное место занимает деятельность, направленная на защиту прав и интересов коренных народов Центральной Азии. В свое время Мустафа Чокай-бей был очень популярной личностью. Однако отношение к его личности и его деятельности по настоящее время оценивается неоднозначно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мустафа Чокай-бей - совесть Востока»

УДК 929 (575.4) "19"

В. К. САМИГУЛЛИН, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)

V. K. SAMIGULLIN, professor of the department of constitutional law of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of law, professor (Ufa)

МУСТАФА ЧОКАЙ-БЕЙ - СОВЕСТЬ ВОСТОКА MUSTAFA CHOKAI-BEYE - CONSCIENCE OF THE EAST

Аннотация. В статье рассказывается о забытой в нашей истории личности -Мустафе Чокай-бее (1890-1941), который, несмотря на все препятствия и сложности, получил прекрасное воспитание и образование и в различных социальных условиях отстаивал права народов Туркестана. Он был сторонником образования Туркестанской Федерации (Конфедерации). На Всетуркестанском конгрессе всех политических сил (партий и движений) Туркестана (Коканд, 22 ноября 1917 г.) было объявлено о создании Кокандской автономии, и Мустафа Чокай-бей был избран президентом этого автономного образования.

Оказавшись в эмиграции, Мустафа Чокай-бей занимался научно-исследовательской, просветительской и публицистической деятельностью. Во всех этих сферах увлечения Мустафы Чокай-бея важное место занимает деятельность, направленная на защиту прав и интересов коренных народов Центральной Азии. В свое время Мустафа Чокай-бей был очень популярной личностью. Однако отношение к его личности и его деятельности по настоящее время оценивается неоднозначно.

Ключевые слова: Мустафа Чокай-бей, Туркестан, Ак-Мечеть, президент, Париж, просветитель, Компьен, пределы, правда.

Annotation. The article tells about the personality trapped in our history - Mustafa Chokai-bei (1890-1941), who, despite all the obstacles and difficulties, received an excellent upbringing and education and defended the rights of the peoples of Turkestan in various social conditions. He was a supporter of the formation of the Turkestan Federation (Confederation). At the All-Turkestan congress of all political forces (parties and movements) of Turkestan (Kokand, November 22, 1917), the establishment of the Kokand autonomy was announced, and Mustafa Chokay-bey was elected president of this autonomous entity.

Once in exile, Mustafa Chokai Bey was engaged in research, education and journalistic activities. In all these areas of Mustafa Chokay-Bey's passion, an important place is occupied by human rights activities aimed at protecting the rights and interests of the indigenous peoples of Central Asia. At one time, Mustafa Chokai Bey was a very popular person. However, the attitude to his personality and to his activities is currently not clearly characterized.

Keywords: Mustafa Chokay-Bey, Turkestan, Ak-Mosque, President, Paris, Enlighten-er, Compiegne, limits, true.

Популярен афоризм «Восток -дело тонкое». Хотя «Ex Oriente Lux!»

(«Свет идет с Востока!»), для многих Восток все еще нечто темное. Известно,

где тонко, там рвется, а где темно -можно заблудиться. Восток - это не только часть света. У каждой страны есть свой Восток. И когда чрезмерно увлеченный Западом вдруг обращается к Востоку, то он может обнаружить удивительные вещи. Его ждут открытия в том смысле, что в пантеоне мыслителей и ученых могут появиться совершенно новые имена, чья жизнь, деятельность, творчество достойны внимания и анализа более взвешенного, чем когда-то в прошлом.

На рубеже 1990-1991 гг., когда перестройка в СССР была в самом разгаре, тюрки (турки, туркестанцы) Афганистана, Ирана, Китая, Монголии, Турции, стран Арабского Востока, Европы и Азии широко отметили 100-летие со дня рождения и 50-летие со дня смерти Мустафы Чокай-бея, назвав его вождем национальной борьбы Туркестана.

Об этом человеке мы знаем немного. Это в какой-то мере объяснимо, потому что долгое время его труды в нашем отечестве не публиковались. На его имя было наложено табу. В этих условиях тот, кто обращался к вопросам, рассматриваемым Мустафой Чокай-беем, сильно рисковал. Такого человека власть предержащие с легкостью могли отнести к недоброжелателям, противникам сложившегося политического режима, социальная природа которого все еще до конца не выяснена. И сегодня опасно. Но чего же стоит мыслитель и ученый, если он не стремится к свету, истине, добру и справедливости. Руководствуясь этой идеей, не без известной боязни, я решился по мере возможности объективнее рассмотреть, кто же он, этот самый Мустафа Чокай-бей, что он исповедовал, за что его любили и ненавидели.

Мустафа родился в городе Ак-Мечеть (Кзыл-Орда) 7 января 1890 года. Его отец Чокай-бей (Шокай-бек) и дед Тургай Даткаха (Торгай - датхан) представляли известный в тюркской среде клан торайгыров из кипчакского рода.

Считается, что по материнской линии он был выходцем из династии казахских ханов Хивы.

Начальное образование Мустафа получил на родном языке у себя дома, в ауле. Среднее - в русской гимназии в Ташкенте, которую окончил вместе Александром Керенским, русским политическим деятелем. Причем с наградой первой степени. Преодолев определенные сложности, он отправился в Петербург, где поступил на юридический факультет столичного университета, обучение в котором завершил с отличием.

Во время турецко-балканской войны 1912 года Мустафа Чокай-бей принимал деятельное участие в движении, приняв сторону братьев по крови. Определенную известность он приобрел, сотрудничая с Мусульманской фракцией, образованной в Государственной Думе депутатами российских территорий, в которых тюркское население было значительным. В Учредительном собрании Мустафа Чокай-бей возглавлял комиссию представителей по защите прав народов Туркестана.

Как известно, в феврале 1917 года (по новому стилю в марте) состоялось буржуазно-демократическая революция, приведшая к падению самодержавия династии Романовых в России и формированию Временного правительства. Рассказывают, что А. Ф. Керенский, став главой этого правительства, предложил Мустафе Чокай-бею портфель министра, но Мустафа не согласился. Это похоже на правду, если учесть то, что интересы Мустафы Чокай-бея не совсем совпадали с взглядами и намерениями А. Ф. Керенского. Мустафу Чокай-бея сильно занимала идея об автономии Туркестана в составе единой Туркестанской Федерации (Конфедерации).

В Коканде 22 ноября 1917 года состоялся Всетуркестанский конгресс всех политических сил (партий и движений) Туркестана, на котором было объявлено о создании Кокандской авто-

номии. Ее первым президентом был избран Мустафа Чокай-бей. В принятых документах отстаивались идеи и принципы о политической, национальной, культурной, демократической самостоятельности. Отношения с Россией предполагалось строить на началах равенства и взаимного уважения, учитывая насущные интересы сторон. В декабре 1917 года в Оренбурге было образовано казахское правительство во главе с лидером национальной партии «Алаш-Орда» Алиханом Букейхановым.

Однако в соответствии с решением Совета народных комиссаров, образованного в Ташкенте 16 ноября 1917 г., в начале января 1918 года Кокандская автономия была разгромлена совместными усилиями красногвардейцев Ташкентского гарнизона, милиции, отрядов вооруженных рабочих, красных казаков. Вскоре была разгромлена и Казахская автономия под эгидой «Алаш-Орды». Мустафа Чокай-бей бежал. Вначале он примкнул к басмачам (с тюрк. «бас-мак» - налетчик), а затем перебрался в Грузию. В 1920 году Мустафа Чокай-бей уехал в Турцию. Оттуда он переехал в Германию, в Берлин, затем - во Францию, где обосновался в пригороде Парижа.

С той поры в течение 20 лет Мустафа Чокай-бей занимается научно-исследовательской, просветительской и публицистической деятельностью. Во всех этих сферах важное место занимает, говоря сегодняшней терминологией, правозащитная деятельность, направленная на защиту прав и интересов коренных народов Центральной Азии: казахов, кара-калпаков, киргизов, таджиков, туркмен, узбеков и др. Не оставался безразличным и к случаям нарушений прав конкретных людей, кем бы они не были по своему этническому происхождению. Во время Второй мировой войны 1939-1945 гг. в одном из нацистских лагерей военнопленных он спас от расстрела несколько десятков молодых грузин, принятых немцами за евреев и

осужденных на расстрел. Рискуя своей жизнью, Мустафа Чокай-бей задержал исполнение приговора, объяснив ужасную ошибку [1, с. 135].

За пределами России Мустафа Чокай-бей стал весьма популярной личностью как просветитель, пропагандист истории и культуры народов Средней Азии и Казахстана. Он успешно сотрудничал со многими изданиями, имел обширные связи среди представителей западной интеллигенции и в эмигрантских кругах. Этому во многом способствовало то, что Мустафа Чокай-бей, по свидетельству современников, был полиглотом. Он прекрасно владел не только русским языком и языками многих тюркских народов, а еще фарси, английским, немецким, французским, арабским языками.

В день, когда Гитлер - фюрер германских национал-социалистов - напал на Союз ССР (как известно, это случилось 22 июня 1941 года), Мустафа Чокай-бей был внезапно арестован. Его вместе со всеми русскими эмигрантами, находившимися тогда во Франции, водворили в концлагерь Компьен под Парижем. Там он пробыл две недели. Его освободили также внезапно, как и арестовали. Вероятно, национал-социалисты хотели использовать его в своих интересах.

Карис-бей, оказавшийся в августе 1941 года в плену и помещенный в концлагерь в городе Сувалки, пишет, что Мустафа Чокай-бей поспособствовал переводу его в другой лагерь, где находилось несколько тысяч туркестан-цев. По его словам, Мустафа Чокай-бей, обращаясь к находящимся в лагере пленникам, сказал следующее.

«Мои дорогие соотечественники!

Сердце мое обливается кровью, глядя на вас. Неужели вы заслужили, чтобы вас держали за колючей проволокой? Нет! Да видит Аллах, свободолюбивым сынам Туркестана место в беспредельных степях нашей родины. И верю, что Он поможет нам освободить-

ся из немецкого плена и зажить мирным и честным трудом у себя дома. И для этого нам необходимо сплотиться в одну тесную семью и быть друг другу братьями в полном смысле этого слова.

Самой насущной заботой моей будет устроить вас на разные специальные работы, чтобы каждому из вас приобрести специальность, нужную для строительства нашей будущей родины -Туркестана!» [1, с. 132-133] .

Мечты сбываются и не сбываются. Мустафе Чокай-бею не удалось убедиться ни в первом, ни во втором, так как он умер в Берлине 27 декабря 1941 г. Об обстоятельствах ухода его в иной мир много неясного. Ануар Алимжанов склоняется к тому, что Мустафа Чокай-бей был убит нацистами за отказ сотрудничать с ними [1, с. 156]. Едва ли кто сможет дать однозначный окончательный ответ, не подлежащий сомнению и никакой отмене никем и никогда, если не изучить должным образом материалы фактического характера.

Что понимал Мустафа Чокай-бей под Туркестаном? По его мнению, это обширная территория, образованная после государства эфтамидов (между 563567 гг.) турками, была прозвана Туркестаном в VI веке иранцами. Территория новообразованной империи простиралась от границ Китая до границ Персии и Византии, к северу от служившей тогда границей между нею и сассанидской монархии реки Аму-Дарьи до пределов Китая, доходя на востоке до Инда. Западная граница заходила за реку Урал, который еще Птолемею был известен под название Даике (Джик или Яик). Он правильно отмечает, что эта река стала именоваться Уралом лишь с 1775 года, когда Екатерина II, желая наказать яиц-ких казаков за их участие в пугачевском движении, переименовала их в уральских казаков с повелением одновременно и реке называться впредь Уралом.

Мустафа Чокай-бей писал, что в древности Туркестан был ареной величайших исторических событий. С ним

связаны воспоминания о таких древних государствах, как Бактриа, Трансокса-ния, Согдиана, Парфия. Через Туркестан совершались великие переселения народов. Он считает установленным турецкое (тюркское) происхождение гуннов, которые двигались с Востока на Запад. Кир, Ксеркс, Александр Великий, Чингис-хан, Тамерлан (Тимур), Надир-шах - всем этим историческим личностям Туркестан был не только известен, но и являлся ареной их деятельности.

Интересно то, что Мустафа Чокай-бей различает политические и этнографические пределы Туркестана. В политическом отношении границы Туркестана менялись с изменениями политических условий. Политическая история Туркестана - это история подъемов и упадков, единства и распрей. Туркестан завоевывался китайцами, арабами, монголами. Со второй половины XIX века он становится достоянием России. Политические и этнографические границы Туркестана не совпадают. В этнографическом отношении Туркестан Мустафа Чокай-бей делит на три неравные части, входящие в состав трех государств: а) Восточный Туркестан (Синьзян) в составе Китая; б) Западный Туркестан -России (СССР); Южный Туркестан («Чахар вилайет», распадающийся на четыре провинции - Баданшан, Большой и Малый Маймене и Анахой) -Афганистана.

По его убеждениям, коренное население Туркестана состоит из двух численно неравных частей - турок и таджиков. Соотношение между ними 15:1. Первых в Европе знают по их кличкам - «казак(х)», «кара-калпак», «киргиз», «туркмен», «узбек». Все они говорят на одном общем языке, распространенном от Северного-Ледовитого до Адриатического моря, - турецком. Таджики - по крови и языку иранского происхождения. Но турки и таджики, живя бок о бок много сотен лет, в культурном и экономическом отношении переплелись столь сильно, что могут

рассматриваться как одно целое, нигде не противопоставляя друг другу. Любопытно, Хади Мифтахутдинович Атласи [Хади Атласи (1876-1938)] пишет: «... Скифией ученые Греции называли места расселения тюрков, т. е. Туркестан, носивший у иранцев название Ту-ран. Иначе говоря, Туран, Туркестан и Скифия - разные названия одного и того же края». По его мнению, «народы, известные в Европе под названием скифы, сарматы, гунны, авары, половцы, татары, - выходцы из предместий Алтая и озера Ыссык, все дети тюрков, расселившихся на обширной территории» [2, с. 13-14].

Туркестан - это не только политика, где мир и война чередуются, а еще и высокая культура, в которой велико значение мусульманского компонента суннитского толка. Мустафа Чокай-бей с гордостью называет имена тех мыслителей и ученых [Аль-Хорезми Мухаммед бен Муса (ок. 780-ок. 850), Ибн-Сина Абу-Али (Авиценна) (980-1037), Улуг-бек (?), Бурхан-эд-Дин Маргинани (XII в.), Султан Бабер (Бабур (?) и др.], чья деятельность самым лучшим образом сказалась на развитии европейской интеллектуальной мысли.

В творчестве Мустафы Чокай-бея вопрос о колонизации и деколонизации Туркестана занимает одно из центральных мест. Он приводит высказывание обычного туркестанца, «бедняка-мусульманина», оглашенное 5 июня 1919 г. на заседании Третьего краевого съезда Коммунистической партии Туркестана в Ташкенте: «Мы, бедные мусульмане, как находились при Николае Кровавом скотиною, так находимся и теперь при нынешнем пролетарском правительстве. И даже хуже, хотя не сопротивлялись советской власти ...» [1, с. 25-26].

Тревожный факт, который не могли оставить без внимания ни националисты, ни социалисты, ни коммунисты, ни либералы, ни демократы - никто, кто не был равнодушен, а озабочен нормальным развитием людей, несмотря на

жизнь в разных условиях. Искренне стремясь дать правдивую картину о ситуации в Туркестане в разные исторические периоды, Мустафа Чокай-бей приводит факты, свидетельствующие о том, что действительно в крае в период Имперской России в области индустриальной и аграрной политики, культуры и образования, межнациональных отношений было неблагополучно. Вместе с тем он обращает внимание и на то, что за первые два десятилетия Советской власти в крае ситуация в этих областях не только не изменилась в лучшую сторону, а кое в чем, ухудшившись, даже еще и обострилась. В частности, он указывает на то, что в Туркестане все еще не изжит великодержавный шовинизм, который принимает порой скрытые формы, что здесь идея о национальном самоопределении народов вплоть до отделения реализуется непоследовательно.

Оперируя цифрами, он показывает, что тюрки-мусульмане в массе своей остаются неграмотными или малограмотными; рабочая и партийная прослойка среди них незначительная; население коренных народов не вовлечено в должной мере к осуществлению местного самоуправления. Его сильно беспокоит распространение пьянства - порока, к которому мусульманская часть Туркестана раньше была не приобщена; тревожат факты хищений народного достояния, насилия, особенно над женщинами.

Вроде бы ничего, что расходилось бы с действительностью, проза жизни, все - Правда. За Правду одни любили его. Другие за нее же его ненавидели.

Мустафа Чокай-бей для одних -гуманист, демократ, человек энциклопедических знаний, исследователь основ культурных связей народов, в частности, народов Туркестана, Кавказа и Украины. Вот как характеризовал Мустафу Чокай-бея профессор А. Шульгин: «Мустафа Бей был большим государственным деятелем, выдающимся писателем и

журналистом, но он был, прежде всего, человеком, интересной, оригинальной личностью. Мустафу Бея без Туркестана невозможно мыслить, настолько в каждом его слове и жесте чувствовался Туркестан. Да и сердцем своим он не мог ни на минуту забыть свою родину, ее прошлое и нерадостное настоящее. Но, оставаясь верным своим традициям, он имел в себе все то ценное, человеческое, что может и должно связывать между собой людей самых разных и, казалось бы, непонятных друг другу народов. Высокая гуманность, доброта сердца, верность дружбе, вер-ность раз данному слову - вот черты, которыми характеризовали Мустафу Бея. Но кроме этой чисто моральной его сущности в нем было еще редкое уменье проникать в самые основы человеческой культуры. Туркестанец до мозга костей, он великолепно понимал русскую жизнь, среди которой получил образование. Он отлично разбирался в Европейских отношениях и поражал не меня одного меткостью своих суждений. Этот Тур-кестанец - был одновременно высоко образованным Европейцем» [1, с. 133].

Доктор Тахир Чагатай пишет: «Когда однажды спросили одного европейца, друга Туркестана, почему он так любил Мустафу Чокая, он ответил: "Потому что Мустафа Чокай является такой личностью, которая в единственном числе может представить эту огромную страну. Идея и любовь Туркестана нашли в себе в его лице свое

выражение, в полном смысле этого слова" - и этим ответом она нарисовал самый полный портрет» [1, с. 129, 152].

Для других же Мустафа Чокай-бей - «пантюркист», «враг народа», «турецкий шпион», «агент мировой буржуазии».

Кто же прав?

Тюркский мир не менее велик, чем Русский мир. Причем эти два огромных мира не только соседствуют, а еще взаимодействуют, пересекаясь и дополняя друг друга. Еще в далекой древности среди тюркских народов было принято различать внутренних и внешних тюрок. Эта классификация актуальна также и для современных башкир, казахов, татар и для других тюркских и даже нетюркских народов. Чтобы преодолеть односторонность в оценках и выводах, точнее определиться в поставленном вопросе, надо бы основательнее изучить жизнь, деятельность, творчество Мустафы Чокай-бея, опираясь на его публикации, которые стали доступными для изучения благодаря гласности, демократии и другим позитивным составляющим социального развития постсоветского периода и современности.

Эта статья - лишь шаг в этом направлении, который, надеюсь, будет полезен нашему современнику, во многом дезориентированному и (кажется, сам того не замечая) теряющему понимание смысла жизни.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Чокай-оглы Мустафа. Туркестан под властью Советов: статьи, воспоминания. Алма-Ата: «Айкап», 1993.

2. Атласов Х. М. История Сибири / пер. А. И. Бадюгиной. Казань: Татар. кн. изд-во,

2005.

© Самигуллин В. К.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.