Научная статья на тему 'Искусствоведческое образование в Красноярске в конце XX – начале XXI вв.: образовательная практика'

Искусствоведческое образование в Красноярске в конце XX – начале XXI вв.: образовательная практика Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусствоведческое образование / Красноярск / образовательная практика / Красноярский государственный университет / Сибирский федеральный университет / кафедра искусствоведения / В. И. Жуковский / Н. П. Копцева / О. А. Карлова / art history education / Krasnoyarsk / educational practice / Krasnoyarsk State University / Siberian Federal University / Department of Art History / V. I. Zhukovsky / N. P. Koptseva / O. A. Karlova

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — А В. Кистова, Н Н. Пименова, М И. Букова

Статья посвящена системе искусствоведческого образования, сформированного в Красноярском государственном университете, после – Сибирском федеральном университете. Статья исследует историю становления искусствоведческого образовательного направления и рассматривает специфику подхода к обучению основателей факультета искусствоведения и культурологии – Владимира Ильича Жуковского, Натальи Петровны Копцевой и Ольги Анатольевны Карловой. Основные методы исследования – исторический анализ, описание, рефлексия, интервью преподавателей и выпускников кафедры. Исследование опирается на образовательную практику факультета искусствоведения и культурологии Красноярского государственного университета с 1999 по 2007 годы и кафедры культурологии и искусствоведения Гуманитарного института Сибирского федерального университета с 2008 года по настоящее время. Спецификой подхода к обучению искусствоведов является цельность и прочность теоретико-методологической платформы образования, комплексность освоения специфики художественной культуры эпох, совмещение регулярных и событийных форм образования, а также активное ведение научной работы. Анализ опыта искусствоведческого образования в Красноярске на базе факультета искусствоведения и культурологии Красноярского государственного университета, а затем кафедры культурологии и искусствоведения Гуманитарного института Сибирского федерального университета показывает, что почти за 30 лет существования и развития в Красноярске сложилась своя образовательная и научная школа искусствознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art History Education in Krasnoyarsk at the End of the 20th – beginning of the 21st Centuries: Educational Practice

This article is devoted to the system of art history education formed in the city of Krasnoyarsk at Krasnoyarsk State University, and then at Siberian Federal University. The article explores the formation history of art history educational direction and examines the specifics of the approach to teaching of the founders of the Art History and Cultural Studies Department – Vladimir Ilyich Zhukovsky, Natalya Petrovna Koptseva and Olga Anatolyevna Karlova. The main research methods are historical analysis, description, reflection, teachers and graduates of the department interviewing. The study is based on the educational practice of the Art History and Cultural Studies Department at Krasnoyarsk State University from 1999 to 2007 and the Cultural Studies and Art History Department of the Humanitarian Institute at Siberian Federal University from 2008 to the present. The specificity of the approach to training art historians is the integrity and strength of the theoretical and methodological platform of education, the complexity of mastering the specifics of the eras artistic culture, the combination of regular and event-based forms of education, as well as the research. The analysis of the experience of art history education in Krasnoyarsk on the basis of the Art History and Cultural Studies Department at Krasnoyarsk State University, and then the similar Department of the Humanitarian Institute at Siberian Federal University shows that over almost 30 years of existence and development, Krasnoyarsk has developed its own educational and scientific school of art history.

Текст научной работы на тему «Искусствоведческое образование в Красноярске в конце XX – начале XXI вв.: образовательная практика»

I Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2024 17(1): 137-153

EDN: HAGRVV УДК 7.072.2

Art History Education in Krasnoyarsk at the End of the 20th - beginning of the 21st Centuries: Educational Practice

Anastasia V. Kistovaa- b, Natalya N. Pimenova*a

and Maria I. Bukovab

a Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation bKrasnoyarsk Art Museum named after VI. Surikov Krasnoyarsk, Russian Federation

Received 03.12.2023, received in revised form 10.12.2023, accepted 15.12.2023

Abstract. This article is devoted to the system of art history education formed in the city of Krasnoyarsk at Krasnoyarsk State University, and then at Siberian Federal University. The article explores the formation history of art history educational direction and examines the specifics of the approach to teaching of the founders of the Art History and Cultural Studies Department - Vladimir Ilyich Zhukovsky, Natalya Petrovna Koptseva and Olga Anatolyevna Karlova. The main research methods are historical analysis, description, reflection, teachers and graduates of the department interviewing. The study is based on the educational practice of the Art History and Cultural Studies Department at Krasnoyarsk State University from 1999 to 2007 and the Cultural Studies and Art History Department of the Humanitarian Institute at Siberian Federal University from 2008 to the present. The specificity of the approach to training art historians is the integrity and strength of the theoretical and methodological platform of education, the complexity of mastering the specifics of the eras artistic culture, the combination of regular and event-based forms of education, as well as the research. The analysis of the experience of art history education in Krasnoyarsk on the basis of the Art History and Cultural Studies Department at Krasnoyarsk State University, and then the similar Department of the Humanitarian Institute at Siberian Federal University shows that over almost 30 years of existence and development, Krasnoyarsk has developed its own educational and scientific school of art history.

Keywords: art history education, Krasnoyarsk, educational practice, Krasnoyarsk State University, Siberian Federal University, Department of Art History, V. I. Zhukovsky, N. P. Koptseva, O.A. Karlova.

Research area: theory and history of culture, art (cultural studies).

© Siberian Federal University. All rights reserved

* Corresponding author E-mail address: npimenova@sfu-kras.ru

ORCID: 0000-0002-5309-4616 (Kistova); 0000-0002-0622-4465 (Pimenova); 0000-0002-8069-9522(Bukova)

Citation: Kistova A. V., Pimenova N. N., Bukova M. I. Art history education in Krasnoyarsk at the end of the 20th - beginning of the 21st centuries: scientific school and educational practice. In: J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci., 2024, 17(1), 137-153. EDN: HAGRVV

Искусствоведческое образование в Красноярске в конце XX - начале XXI вв.: образовательная практика

А. В. Кистова3- б, Н. Н. Пименоваа, М. И. Букова6

"Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск

бКрасноярский художественный музей им. В. И. Сурикова Российская Федерация, Красноярск

Аннотация. Статья посвящена системе искусствоведческого образования, сформированного в Красноярском государственном университете, после — Сибирском федеральном университете. Статья исследует историю становления искусствоведческого образовательного направления и рассматривает специфику подхода к обучению основателей факультета искусствоведения и культурологии -Владимира Ильича Жуковского, Натальи Петровны Копцевой и Ольги Анатольевны Карловой. Основные методы исследования — исторический анализ, описание, рефлексия, интервью преподавателей и выпускников кафедры. Исследование опирается на образовательную практику факультета искусствоведения и культурологии Красноярского государственного университета с 1999 по 2007 годы и кафедры культурологии и искусствоведения Гуманитарного института Сибирского федерального университета с 2008 года по настоящее время. Спецификой подхода к обучению искусствоведов является цельность и прочность теоретико-методологической платформы образования, комплексность освоения специфики художественной культуры эпох, совмещение регулярных и событийных форм образования, а также активное ведение научной работы. Анализ опыта искусствоведческого образования в Красноярске на базе факультета искусствоведения и культурологии Красноярского государственного университета, а затем кафедры культурологии и искусствоведения Гуманитарного института Сибирского федерального университета показывает, что почти за 30 лет существования и развития в Красноярске сложилась своя образовательная и научная школа искусствознания.

Ключевые слова: искусствоведческое образование, Красноярск, образовательная практика, Красноярский государственный университет, Сибирский федеральный университет, кафедра искусствоведения, В. И. Жуковский, Н. П. Копцева, О. А. Карлова.

Научная специальность: 5.10.1. — теория и история культуры, искусства.

Цитирование: Кистова А. В., Пименова Н. Н., Букова М. И. Искусствоведческое образование в Красноярске в конце XX — начале XXI вв.: научная школа и образовательная практика. Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманитарные науки, 2024, 17(1), 137-153. EDN: HAGRVV

Введение

Искусствоведческое образование является одной из актуальных тем культурологических, исторических, педагогических и искусствоведческих исследований рубежа XX-XXI веков не только в России, но и в мире (Gradle, 2007; Smith, 2005; Context..., 1995). Особенно активно к истории и отдельным практикам в этой области в нашей стране стали обращаться в начале XXI века, спустя более 150 лет с момента постановки вопроса о необходимости специального системного образования, готовящего специалистов по истории, теории, методологии искусства, будущих сотрудников музеев, художественных вузов и школ, исследовательских центров.

Первыми центрами искусствоведческого образования в России стали Московский университет (с 1857 года существует отделение истории и теории искусства), Государственный институт истории искусств (существовал с 1912 по 1931 гг. в Санкт-Петербурге) и Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств (существует с 1936 года, ныне - в составе Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина). Именно в Москве и Санкт-Петербурге сформировались крупнейшие в России центры искусствоведческого образования и науки. Первым образовательным экспериментам в этой сфере посвящена статья Л. А. Сычен-ковой (Sychenkova, 2014), которая рассматривает опыт образовательных искусствоведческих практик в Санкт-Петербурге. Историю и современные проблемы академического искусствоведческого образования, построенного на базе художественных вузов, подробно раскрывает в своих исследованиях доктор искусствоведения Грачева Светлана Михайловна (Gracheva, 2022, 2009, 2009a, 2003, 2017, 2015).

Ближе к концу XX столетия центры искусствоведческого образования стали появляться в регионах: в 1960 году создана кафедра истории искусств в Уральском государственном университете им. А. М. Горького (Уральский федеральный университет), в 1990 году образована кафе-

дра теории и истории искусств в Кемеровском государственном институте культуры, в 1994 году открыто отделение искусствоведения в Красноярском государственном университете (в 1999 году создан факультет искусствоведения и культурологии). Основоположнику искусствоведческого образования на Урале Борису Васильевичу Павловскому посвящена статья Е. П. Алексеева (Alekseyev, 2022). Обзор исследовательской деятельности красноярского центра искусствоведческого образования представлен в статье Н. П. Копцевой (Koptseva, 2022). Опыт открытия в 2001 году и закрытия в 2017 году искусствоведческого образования в Перми анализируется И. Н. Мартыновым (Майупо^ 2017).

Большинство современных исследований посвящено актуальным проблемам искусствоведческого образования, связанным с изменениями в системе высшего образования в целом (Simonova, 2019; Gol'dman, 2011; Yamshanov, 2018; Filatova, 2016; Gol'dman, 2012), с использованием дистанционных форм работы со студентами (Portnova, 2023), с новыми форматами художественных практик, которые требуют новых методологических и инструментальных подходов ^П'сЫ^кауа-ВШепко, 2020; Savkina, 2016). Обращение к региональным образовательным практикам в сфере искусствоведческого образования носит эпизодический характер и не дает полноценного представления о деятельности.

Красноярское искусствоведческое образование в 2024 году будет отмечать свое 30-летие. Результат этой деятельности по обучению профессии искусствоведения заметен как в культурной жизни города и края, так и в науке, начиная с научных публикаций основателей искусствоведческого образования в Красноярске, в их разработке теоретических и методологических профессиональных опор (Zhukovskiy, Pivovarov, 1998; Zhukovskiy, Pivovarov, 1991; Koptseva, Zhukovskiy, 2008; Zhukovskiy, Pivovarov, Koptseva, 2006; Zhukovskiy, 2011). Большая часть выпускников кафедры продолжает выбранную специализацию и строит свою профессиональную жизнь как в сфере

культурных практик - в музеях и т.д., так и в науке, о чем свидетельствует большое количество публикаций, и в образовании, связанном с искусством, на всех его уровнях и в самых разных форматах. Большая часть научных публикаций связана с исследованием произведений искусства методом философско-искусствоведческого анализа (Kolesnik, 2019; Reznikova, 2019; Seredkina, 2019; Tarasova, 2021; Sitnikova, 2022; Sitnikova, Li, 2022; Kistova, 2022; Shpak, 2022; Sertakova, 2023; Kupriyanova, 2023; Shurmanova, 2023; Rumyantsev, 2023), а также широких феноменов сферы искусства -школ, направлений, эпох, жанров (Karlova, 2020; Sitnikova, Sertakova, 2022; Pimenova, 2023; Sang, 2023; Smolina, 2023; Borodina, 2023 а; Borodina, 2023b;), подходов такого изучения (Sergeyeva, 2023). И это не только отдельные статьи, но и посвященные искусству номера журналов, в том числе Журнала Сибирского федерального университета, и монографии (Novaya art-kritika, 2015).

Несмотря на значительный жизненный путь и высокую эффективность красноярского искусствоведческого образования, публикации, анализирующие опыт кафедры как специальной образовательно-исследовательской программы, до сих пор отсутствуют. В связи с этим в статье рассматриваются особенности организации и реализации пятилетнего учебного цикла, который осуществлялся в Красноярском государственном университете, а затем в Сибирском федеральном университете с 1994 по 2008 год. Данный принцип организации учебного процесса является базовым и для последующей образовательной практики, которую кафедра искусствоведения (ныне кафедра культурологии и искусствоведения) реализует по сей день уже в рамках бо-лонской системы высшего образования, находясь в составе Гуманитарного института Сибирского федерального университета.

Методология

Исследование опирается на образовательную практику факультета искусствоведения и культурологии Красноярского государственного университета с 1999

по 2007 годы и кафедры культурологии и искусствоведения Гуманитарного института Сибирского федерального университета с 2008 года по настоящее время, а также на высказывания преподавателей и выпускников кафедры.

Основные методы исследования — исторический анализ, описание, рефлексия, интервью. В качестве респондентов выступили заведующая кафедрой культурологии и искусствоведения, доктор философских наук, профессор Наталья Петровна Коп-цева, федеральный эксперт в сфере образования и социального предпринимательства, кандидат философских наук Мария Моисеевна Миркес, директор ГАУ С «Севастопольская телерадиокомпания» (Севастополь), генеральный директор АНО «За-Медиа» (Запорожская область) Александр Николаевич Назаров.

Специфика образовательной программы и принципов подготовки искусствоведов в Красноярске

Образовательная программа пятилетнего обучения по специальности «Искусствоведение» в Красноярском государственном университете изначально была построена основателями факультета искусствоведения и культурологии (создан в 1999 году на базе отделения «Искусствоведение» психолого-педагогического факультета КГУ) по принципу полноценного погружения студента в эпоху с целью формирования у него целостного представления о художественной культуре эпохи как части культуры. Именно поэтому в каждом из семестров студенты параллельно осваивают эстетико-философские учения, историю изобразительного искусства и архитектуры, курсы по литературе и музыке определенного периода. «Главное — было понять, как готовить искусствоведов в городе, где нет Лувра, Эрмитажа и музея Метрополитен. Владимир Ильич Жуковский и Даниил Валентинович Пивоваров разрабатывают понятие визуального мышления, которому была посвящена докторская диссертация Жуковского (Zhukovskiy, Pivovarov, 1991; Zhukovskiy, Pivovarov, 1998; Zhukovskiy,

Pivovarov, Koptseva, 2006; Zhukovskiy, 2011). Визуальное мышление можно формировать, пропуская восприятие человека через коммуникацию с шедевром. Следовательно, надо обучать истории искусства на изучении и аналитике шедевров, невзирая на то, что Лувр далеко. Второй принцип -это принцип системности и историчности. Изучаем историю искусства погружением в эпохи - 1 семестр - Древни мир (Египет и Индия), 2 семестр - Античность, 3 семестр - Средние века и т.д. Погружение должно было включать историю изобразительного искусства, архитектуру, музыку, литературу, философию и религию этого периода», - вспоминает Наталья Петровна Копцева, декан факультета искусствоведения и культурологии КГУ с 2001 года (ныне заведующая кафедрой культурологии и искусствоведения СФУ).

Таким образом решается задача объемного и целостного представления о культуре эпохи, в том числе художественной, а также даются возможности контекстного понимания произведений и других явлений в сфере искусства и культуры. Семестры первого курса были отведены на освоение истории искусства и культурного контекста Древнего мира, второго - Средних веков (в т.ч. Древней Руси) и Ренессанса, с третьего курса начиналось освоение истории искусства и культуры Нового времени России и Европы, на пятом курсе изучалось Новейшее время.

Нетрудно заметить, что подход такого обучения предполагает формирование если не искусствоведа-универсала, хотя такой потенциал заложен в учебной программе, то искусствоведа с возможностью специализации в наиболее близкой и интересной для него области. Ведь изучение искусства не сводится к освоению теории и истории архитектуры, скульптуры и живописи и методологии философско-искусствоведческого анализа произведений изобразительного искусства, а включает также освоение теории музыки и литературы, пробы анализа музыкальных и литературных произведений, знание истории всех видов искусства в комплексе и взаимосвя-

зи. Педагогический состав включал в себя экспертов во всех этих областях самого высокого статуса в науке. Основателями факультета выступили: Владимир Ильич Жуковский, искусствовед, доктор философских наук, Наталья Петровна Копцева, философ, доктор философских наук, Ольга Анатольевна Карлова, литературовед, доктор философских наук.

При этом педагогическим составом факультета с самого начала используются все возможные ресурсы для действительного погружения студентов в материал, в том числе технические. С целью освоения студентами содержания курсов, опорой для которого служит огромное количество визуального и аудиального материала, преподавательским составом для проведения занятий был оборудован ряд аудиторий университета. Для дисциплин, предполагающих творческие практики студентов, факультетом на территории университета были оборудованы и действовали мастерская по художественной обработке дерева и гончарная мастерская. Также ведущими преподавателями изданы многочисленные учебные пособия по их авторским курсам с целью обеспечения студентов необходимым для них материалом.

Большим достоинством подготовки искусствоведов красноярской школы является прочная и комплексная методологическая платформа, сформированная в рамках деятельности созданной научной школы «Гносеологические, онтологические, методологические и коммуникативные потенции произведений изобразительного искусства». Такими основаниями выступили разработанные и многократно опробованные теория визуального мышления, теория искусства, методология истории искусства, метод философско-искусствоведческого анализа произведения искусства (Zhukovskiy, Pivovarov, 1991; Zhukovskiy, Pivovarov, 1998; Zhukovskiy, Pivovarov, Koptseva, 2006; Zhukovskiy, 2011). В основе подхода к подготовке искусствоведов основателями факультета был положен принцип комплексного взаимодействия теории, истории и практики, как исследо-

вательской, так и творческой. Это также работает на становление и развитие в ходе обучения искусствоведа в трех его ведущих аспектах — как знатока искусства, как исследователя и как майевтика, то есть того, кто связывает искусство и зрителя/ слушателя/ читателя, способен организовать условия для продуктивного диалога человека с произведением искусства. По словам Н. П. Коп-цевой: «Готовили искусствоведов, которые должны были досконально знать историю мирового и отечественного искусства, прежде всего шедевров. Считали, что искусство — развивающая среда и что коммуникация с шедевром обязательно изменить зрителя, в данном случае нашего студента. Что такой человек будет годен для широкого спектра профессий. В это время в городе начались процессы, связанные с развитием сфер культуры и искусства, и наши выпускники оказались крайне нужными».

Дисциплины из учебного плана студентов-искусствоведов можно представить как составляющие крупных блоков по освоению ими теории искусства, истории искусства в хронологической последовательности, оснований исследовательской и майевтической деятельности, основ художественной практики.

А. Блок освоения теории: Теория искусства, Методология истории искусства, Теория музыки и анализ музыкальных произведений, Теория композиции, Теория литературы, Психология художественного творчества, Эстетика, Введение в специальность, Музееведение, Основы археологии.

Б. Блоки освоения истории искусства и культурного контекста:

— История изобразительного искусства и архитектуры в хронологии: Введение в историю искусства, Общая история изобразительного искусства и архитектуры, Искусство Древнего мира (Египет), Искусство Древнего мира (Индия), Античное искусство, Европейское искусство Средних веков, Изобразительное искусство и архитектура XVII века, Изобразительное искусство и архитектура XVIII века, Изобразительное искусство и архитектура XIX века в Западной Европе, Изобразительное ис-

кусство и архитектура XX века, Искусство Древней Руси, Русское искусство XIX века, История декоративно-прикладного искусства, История книги, История искусства Красноярского края.

— История музыки в хронологии: Музыка Древнего мира и Средних веков, Музыка эпохи Возрождения, Музыка XVII века, Музыка XVIII века, Западноевропейская музыка XIX века, Музыка XX века, Музыка Древней Руси, Русская музыка XIX века.

— История литературы в хронологии: Зарубежная литература от древности до эпохи Возрождения, Зарубежная литература XVII—XVIII веков, Русская литература, Зарубежная литература ХХ века.

— История эстетико-философских учений в хронологии: Эстетико-философские учения Египта, Эстетико-философские учения Античности, Эстетико-философские учения Средневековья, Эстетико-философские учения Возрождения, Эстетико-философские учения XVII века, Эстетико-философские учения XVIII века, Эстетико-философские учения XIX века, Эстетико-философские учения ХХ века.

В. Блок освоения оснований исследовательской деятельности: Описание и анализ памятников искусства, Методология истории искусства, исследовательские курсовые и дипломная работы. Студенческие курсовые и выпускные работы как поле реальной пробы научного исследования, применения знаний и умений, сформированных в учебных дисциплинах, пробы себя в роли исследователя выступали и выступают важнейшей составляющей блока освоения исследовательской деятельности искусствоведа. Логика построения работы над курсовыми такова, что для студентов каждого из курсов это исследование разного рода текстов и произведений искусства как текстов на языке определенного вида искусства. В течение цикла обучения студент имеет возможность совершить пробу в исследовании произведений как текстов на языках разных видов искусства. Опорой для этого действия ему служат курсы по теории и истории изобразительного искусства, литературы, музыки. Логику рас-

пределения работ по курсам можно описать следующим образом: на 2 курсе студенты разделялись по группам, соответствующим таким видам искусства, как литература и музыка, на 3 курсе анализировали философские тексты, в том числе тексты по эстетике, на 4 курсе анализировали произведения изобразительного искусства, а диплом на 5 курсе зачастую был ориентирован на разработку методологических и теоретических вопросов и связан с материалом уже проведенного практического исследования конкретного произведения на 4 курсе. Интересные результаты исследований в рамках курсовых работ становились докладами студентов на ежегодной весенней конференции, в формате которой весь коллектив кафедры - и преподаватели, и студенты - представляли результаты собственных исследований, имели возможность участия в научной дискуссии, получали в качестве ориентира эталоны для своей исследовательской деятельности и всей профессиональной сферы искусствоведения, могли сверяться по этим образцам.

Г. Блок освоения оснований майевти-ческой деятельности искусствоведа. Базовыми для формирования этого аспекта профессиональной определенности искусствоведа в его работе с аудиторией стали дисциплины, позволяющие освоить основы психологии и педагогики, а также майевти-ческой практики - художественной критики: Психология и педагогика, Психология развития, История педагогических идей, Методика преподавания мировой художественной культуры, Педагогика искусства, Введение в учебную деятельность, История художественной критики.

Д. Блок освоения основ художественной практики. Еще одним принципом обучения профессии искусствоведа в Красноярске стало обязательное наличие освоения специфики художественных практик - и как реальных проб студентов, и в качестве освоения теории художественных практик. В этот принцип легло представление о том, что искусствовед, чтобы судить о процессах искусства, должен быть детально знаком с ними. То есть знать все

о материале, иметь возможность понимания хода творческого процесса как диалога художника и материала изнутри, а также иметь представление о техниках и технологиях процессов, связанных с созданием произведений и другой работой с ними, как, например, консервация и реставрация. Блок таких дисциплин содержал в себе следующие элементы: Художественная обработка и роспись по дереву, Пластические проекты и гончарное дело, Художественная пластика и керамика, Хор, Техники изобразительного искусства, Основы практического рисунка, Основы компьютерного дизайна, Реставрация памятников живописи. Курсы «Техники изобразительного искусства» и «Реставрация памятников живописи» в большей степени направлены на освоение теории этих процессов, тогда как остальные - это практики работы студентов-искусствоведов с разными материалами (глиной в технике лепки и в работе с ней на гончарном круге, деревом в разных техниках резьбы, материалами рисунка и живописи, собственным вокалом).

В ходе реализации образовательной программы по подготовке искусствоведов профессорско-преподавательским составом факультета/ кафедры успешно и продуктивно совмещаются различные образовательные технологии: регулярная учебная деятельность совмещена с форматами событийного образования - такими, в которых создаются условия для действительного развития, роста их участников. В то же время регулярные занятия - лекции и семинары -также содержали в себе элементы устойчивых условий событийности. В большинстве из них была сделана ставка на совершение студентами личного открытия, как при прослушивании лекции, когда это открытие совершается в условиях проблематизации материала, по пути следования за рассуждением преподавателя и в попытках поиска ответа на задаваемые вопросы, так и при анализе произведений и глобальных явлений (традиций, направлений, стилей...) в ходе семинарских занятий. Тем не менее регулярная деятельность выстраивалась также и в более привычной логике действия по об-

разцу: на лекциях задается образец анализа произведения с учетом метода и ряда данных контекста, а семинар предполагает пробу собственного действия в соответствии с этим образцом. Это позволяет постепенно наращивать умение анализировать и рефлексировать, оттачивать способы искусствоведческой деятельности. Событийные же форматы позволяют участникам на основании этих постепенно выращенных навыков и их регулярного количественного прироста совершить качественный «скачок» в связи с принятым вызовом новых задач и условий, невозможностью действовать из-за малой определенности и преодолением этого кризиса, необходимости аккумуляции всех своих сил и умений, ведь «если говорить о событии в предельной рамке, то это сдвиг жизни — «вхождение в энергию жизни больше, чем энергия входящего» (ЕГкошп, 2017: 13). Одним из важнейших элементов создания условий развития на факультете была и остается встреча студентов с сильнейшими педагогами и профессионалами своего дела, являющими собой идеальные культурные формы — науку и исследовательские способы, культуру, искусство. Это обеспечивается работой докторов наук и профессоров со студентами всех курсов, начиная с первого, в формате ведения занятий по дисциплинам. С первого курса основатели специальности «Искусствоведение» в Красноярском государственном университете В. И. Жуковский, Н. П. Копце-ва, О. А. Карлова вели у студентов лекции, а в русле некоторых дисциплин и семинарские занятия.

Стоит отметить, что в практике факультета искусствоведения и культурологии КГУ/ СФУ образовательными событиями становились как мероприятия довольно традиционных для науки и образования форматов, так и экспериментальные, а потому и по форме наиболее событийные. Среди традиционных для науки и позволяющих студентам как молодым ученым присоединиться к культурной форме исследовательской деятельности, представления ее результатов и ведения научной дискуссии, можно назвать следующие:

1. Научно-методические конференции, включавшие в себя также отдельный день студенческих докладов. Сначала это были конференции краевого уровня под названием «Региональный аспект художественной культуры: методология, методика преподавания, художественная практика» (И^юпаГпуу аБрек:..., 2001), с 2003 года факультет организует всероссийские конференции «Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика» (№иЛпууе ко^егеШзи..., 2007; Khudozhestvennaya киГШга..., 2003; Khudozhestvennaya киГШга..., 2005; Khudozhestvennaya киГШга..., 2006). По результатам конференций ежегодно издавались сборники статей. Традиционно в эти два дня конференции студенты могли увидеть своих преподавателей в позиции исследователей, ученых, услышать доклады других ученых и совместные обсуждения. А также на этом примере присоединиться к культуре презентации результата исследования в докладе, ведения научной дискуссии (культура задавания вопросов, высказывания отношения, культура диалога и удержания рамок предметности и т.д.). В то же время это было место первых проб в роли исследователя-докладчика, представляющего результаты собственной работы, что, безусловно, давало возможность собственного роста и осознания этого развития. Дипломантами конференции становились три докладчика (1—3 места), набравшие наибольшее количество голосов в живом открытом голосовании аудитории.

В настоящее время традиция конференций продолжается в формате учебно-научно-методического семинара «Теория и практика прикладных культурных исследований» и всероссийских конференций, организуемых кафедрой культурологии и искусствоведения, в которых также с докладами участвуют студенты. Часть семинаров «Теория и практика прикладных культурных исследований» посвящена искусствоведческой проблематике, и такие семинары включают в себя две части: первая выстроена из докладов преподавателей и студентов как предъявление результатов

их искусствоведческих исследований, вторая представляет собой встречу с художником. Среди современных красноярских художников, с которыми студенты уже имели возможность пообщаться, Александр Суриков, Василий Слонов, Александр Закиров, Иван Милованов, а также Владимир Ильич Жуковский, встречи с которым состоялись в марте и октябре 2023 года, на второй из них он презентовал новый альбом с серией своих произведений.

2. Творческая мастерская «Актуальные проблемы анализа художественного текста», которая была организована В. И. Жуковским еще до создания факультета и открытия специальности «Искусствоведение». Тогда в мастерскую им приглашались студенты из числа тех, кто слушал общие курсы по истории искусства, которые читались для студентов всех направлений Красноярского госуниверситета. Как об этом говорит в интервью Наталья Петровна Копцева, «Ректор Красноярского госуниверситета Вениамин Сергеевич Соколов был сторонником инноваций в высшем образовании, при нем появилась и была внедрена идея всеобщего эстетического образования, изучения истории музыки, искусства, литературы и философии искусства для всех специальностей - физиков, химиков, биологов, филологов, юристов и т.д. Для этого он приглашал известных в городе людей в качестве лекторов. При психолого-педагогическом была открыта кафедра эстетического воспитания, которая затем стала основой для создания отделения искусствоведения, так как приглашенные специалисты решили, что для таких педагогических инноваций нужны профессиональные искусствоведы». Эти курсы входили в базовый эстетический цикл дисциплин, разработанный в том числе основателями факультета искусствоведения госуниверситета.

Мастерская В. И. Жуковского сочетала в себе как более привычные форматы, где студенты имели возможность обсуждать свои собственные работы по исследованию памятников мирового искусства, о художественной критике, участвовать в дискуссии

о современных направлениях в области истории и теории искусства, так и нетрадиционные форматы - творческие и исследовательские эксперименты.

3. Олимпиада для школьников по мировой художественной культуре «Искусство в образовании XXI века». Олимпиада создавалась силами преподавателей и инициативных студентов факультета, к участию в ней приглашались школьники Красноярска и края, а победители имели возможность получить дополнительные баллы при поступлении на специальность «Искусствоведение». Впервые олимпиада состоялась в 2001 году, и коллектив факультета проводил ее вплоть до 2010-х годов. Очный тур олимпиады проводился на площадке университета в качестве состязания не только на правильность ответов участников, но и на скорость выполнения заданий, оригинальность идей и мобильность ее участников, ведь в ходе олимпиады необходимо было пройти несколько пунктов, задания на которых посвящены определенному виду искусства, а по итогам иметь возможность участия в следующем уровне, беседуя с сильнейшими экспертами -В. И. Жуковским и Н. П. Копцевой. Студенты кафедры принимали участие не только в проведении олимпиады (оформление пунктов в аудиториях, организация, навигация участников, помощь в проверке заданий), но и в ее проектировании на стадии составления заданий для одного из пунктов под руководством ответственного преподавателя. Это позволяло студентам под новым углом взглянуть на имеющиеся у них самих знания.

Среди наименее традиционных событийных форматов стоит отметить следующие:

4. Игра-погружение как формат введения в специальность студентов первого курса (а во время возрождения игры с 2019 года как образовательного формата для студентов кафедры - и для студентов других курсов, не имевших опыта игры). Традиционно игра проводится в одни из осенних выходных вне пространства университета, ставшего студенческой повседневностью. Рас-

считанная на 1,5 дня непрерывной работы по решению игровой задачи, игра создает условия для партнерского взаимодействия студентов и преподавателей всех уровней (командами на игре являются смешанные группы из преподавателей и студентов), их равенство перед условиями задачи. В качестве ведущих в игре участвуют также и преподаватели, и студенты. Это разработчики (авторы игры), которыми с самого начала были Ольга Анатольевна Карлова и Мария Моисеевна Миркес, кандидат философских наук, участвующая в создании игр до сегодняшнего дня, а также игротехники из числа старших студентов — помощники для работы каждой группы, те, кто уже имеет опыт игры. Важными составляющими игры как события являются: принятие вызова игровой задачи, для решения которой не существует наработанного шаблона, активное включение мышления для поиска возможных решений, получение опыта совершенно нового и непривычного действия, в то же время открывающего своим содержанием специфику профессиональной деятельности (как студентов в связи с выбранной специальностью/ направлением, так и преподавателей).

5. Семинары-эксперименты: ряд преподавателей во время семинарских занятий в группах организовывали образовательные события на стыке предметностей их курсов, разных видов искусства. Это событийные семинары, позволяющие освоить языки видов искусства, выявить принципы стилевого единства и т.д. Ярким примером может служить семинар по переводу произведений искусства на языки других видов искусства, проводимый в русле курса по искусству XVII века несколькими преподавателями факультета, ведущими курсы по истории изобразительного искусства и архитектуры, литературы и музыки этой эпохи.

6. Организация среды с высоким потенциалом событийности путем непосредственных и ярких встреч с художниками и профессиональной предметностью, расширения границ и условий действия студентов. Несмотря на то что обучение

студентов-искусствоведов проходит в университете, с самого начала они погружены в среду, насыщенную современным искусством. В аудиториях и деканате присутствовали постоянные экспозиции произведений В. И. Жуковского, а также устраивались временные выставки как его произведений, так и художественной фотографии преподавателей М. М. Миркес и М. В. Тарасовой. Также важным элементом были встречи с практиками искусства: они организовывались не только в университете. Так, с ведущим архитектором города А. С. Демирха-новым студенты-искусствоведы посещали его объекты и мастерскую. А с творчеством А. Г. Поздеева также знакомились в его мастерской. Сегодня формат встреч с художниками с возможностью реального общения поддерживается учебно-научно-методическими семинарами «Теория и практика прикладных культурных исследований». В то же время границы действия студентов существенно расширялись посредством включения их в действительную работу искусствоведа. Помимо составления экспозиций студенческих работ в витринах факультета в пространстве университета таким было приглашение В. И. Жуковским студентов к созданию экспозиций на биеннале и для других выставочных проектов в реальном музейном пространстве. Как, например, опыт выставки В. И. Жуковского в зале произведений А. Г. Поздеева в Музейном центре «Площадь Мира» (тогда — Красноярский музейный центр), состоявшейся в 2007 году и названной «Отношение». Тогда экспозицию своих работ В. И. Жуковский создавал со студентами 4 и 5 курсов и некоторыми преподавателями, обсуждая появляющиеся решения и формируя представление о том, с какой целью, в расчете на что и как именно делается экспозиция, как в ней учитывается диалог произведений двух мастеров и зритель.

7. Ряд событийных форматов, проводимых совместно преподавателями и студентами факультета/ кафедры, направлены на формирование и передачу культуры сообщества. Среди них устойчивыми событиями были и являются посвящение в сту-

денты и ежегодная встреча первокурсников всем составом кафедры - преподавателями и студентами всех курсов. Эти форматы также в первую очередь создают условия для передачи энергии увлеченности профессией через увлеченность преподавателей и старших студентов, восстановления и передачи ключевых профессиональных смыслов и инструментов понимания произведений искусства и других явлений.

А. Н. Назаров, выпускник кафедры искусствоведения 2004 года, так вспоминает о пятилетнем образовательном цикле: «Практически каждый день я внутренне благодарю наших преподавателей и наш факультет за то, что он дал нам во время учебы. Это базовый фундамент понимания мира, понимания себя в этом мире, понимания искусства. Базовая система координат. На эту теорию я фактически нанизываю весь свой последующий практический опыт, в качестве творческой единицы и в качестве продюсера творческих продуктов. Вся моя профессиональная деятельность сегодня связана с созданием контента, созданием произведений в разных языковых областях (тексты, музыка, видео), с формированием и донесением смыслов через искусство. Кроме того, в нашем образовании было заложено главное. Понимать, о чем ты говоришь и быть готовым ответить за каждое слово. Ответственность. А также умение самостоятельно анализировать информацию и искать то, что нужно. Это очень важные прикладные умения и навыки, которые были наработаны за 5 лет учебы. Это помогает по сей день. Я не представляю, как бы я работал без них».

Сегодня, спустя почти 30 лет, можно попробовать оценить тот эффект, который произвело созданное в Красноярске научно-образовательное пространство искусствоведческого образования. Современное положение дел позволяет утверждать, что красноярская школа искусствознания выполнила свою главную задачу - обеспечение отрасли культуры и образования в сфере искусства и художественного творчества в регионе квалифицированными научно-педагогическими и администра-

тивными кадрами. Выпускники кафедры искусствоведения (кафедры культурологии и искусствоведения) Красноярского государственного университета (Сибирского федерального университета) работают в министерстве культуры Красноярского края, в главном управлении культуры города Красноярска, в краевых государственных музеях художественного и краеведческого профилей, в муниципальных музеях и музейно-выставочных центрах в разных городах и районах края, в Красноярском художественном училище им. В. И. Сурикова, в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского, в Региональном отделении Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, в Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева, в художественных школах и школах искусств, в частных образовательных организациях и садиках, в Красноярской краевой филармонии, в Красноярском музыкальном театре и многих других организациях и учреждениях культуры и образования.

Наталья Петровна Копцева, отвечая на вопрос о красноярской школе искусствознания, считает ее сложившейся и имеющей перспективы развития: «Школа сложилась. Неоднородная, быть может. И менее теоретичная, чем двадцать лет назад. Новые художественные практики хотелось бы хотя бы описать, не до теории, не до философии искусства. Но, возможно, появятся искусствоведы, которые захотят продвинуть именно нашу знаменитую теорию. Никак не дождусь, когда новые теории знаков кто-то захочет ввести в статусный анализ художественного образа. Так, на концепции Чарльза Пирса вот уже 25 лет и основываемся. А можно было что-то еще более сложное попробовать увидеть в этом вечно живом искусстве».

Мария Моисеевна Миркес, федеральный эксперт в сфере образования и социального предпринимательства, кандидат философских наук и преподаватель кафедры искусствоведения рассказывает про пребывание на кафедре и в той, образовательной среде, которую создавали Влади-

мир Ильич Жуковский, Ольга Анатольевна Карлова и Наталья Петровна Копцева, как об опыте приобретения очень важного инструмента познания мира и себя: «Чудо произведения искусства в чем состоит? Оно конкретно до неприличия: какие-то кони, какая-то краска, мазки. Но если оно хорошо сделано, то сквозь все это проступает сущность всеобщая, всепоглощающая и вечная. Вот умение видеть в конкретном нечто всеобщее, трансцендентное - это самое ценное. Это ведь свойственно не только произведениям искусства, а работает, например, в сторителлинге. Когда через тщательное внимание к конкретным деталям проступает что-то божественное. Для меня это главная ценность».

Выпускник кафедры 2004 года, а ныне директор ГАУ С «Севастопольская телерадиокомпания» (Севастополь) и генеральный директор АНО «ЗаМедиа» (Запорожская область) Александр Николаевич Назаров так говорит о значении полученного им искусствоведческого образования в своей профессиональной деятельности: «Ставить все под сомнение, читать книжки и критически воспринимать их содержание, вычленять главное. Это все важно для современного информационного пространства, где есть куча фейков и все надо анализировать. Теорию искусства, я считаю, надо преподавать всем - это база образования. Такая же, как математика или русский язык. Погружения надо обязательно использовать как образовательную технологию. Командная работа, решение мировоззренческих задач. Я только что закончил обучение в «Мастерской новых медиа» и могу сказать, что там я как будто вернулся на свой родной факультет только в другой вселенной. Обучение на МНМ было и по механике, и, по сути, очень похоже на наши игры-погружения. Я отчетливо вижу эту параллель. В начале

Список литературы / References

2000-х в Красноярске делали то, что стало актуальным через 20 лет».

Заключение

Анализ опыта искусствоведческого образования в Красноярске на базе факультета искусствоведения и культурологии Красноярского государственного университета, а затем кафедры культурологии и искусствоведения Гуманитарного института Сибирского федерального университета показывает, что почти за 30 лет существования и развития в Красноярске сложилась своя образовательная и научная школа искусствознания. Школа эта обладает своими яркими лидерами — В. И. Жуковский, Н. П. Копцева, О. А. Карлова, оригинальной теоретико-методологической позицией, которая нашла отражение во множестве публикаций и защитах кандидатских диссертаций, сообществом выпускников, продолжающих образовательные и научные традиции школы.

Особенно удачен образовательный опыт красноярского университета, опирающийся на принципы целостности, системности, всеохватности искусствоведческого обучения, а также на концепции визуального мышления, культуры как идеалообразования, произведения искусства как художественного образа и на метод философско-искусствоведческого анализа. Комплексное освоение специфики художественной культуры эпох показало свою эффективность, а совмещение регулярных и событийных форм образования демонстрирует успешность этого подхода в достижении действительного развития студентов и формирования искусствоведов-профессионалов.

Опыт научно-исследовательской работы красноярской школы искусствознания нуждается в более подробном анализе и требует отдельного рассмотрения.

Alekseyev Ye. P. Osnovopolozhnik iskusstvovedcheskogo obrazovaniya na Urale: stranitsy biografii Borisa Vasil'yevicha Pavlovskogo (1922-1989). [The founder of art history education in the Urals: pages from the biography of Boris Vasilyevich Pavlovsky (1922-1989)], In: Vesenniye iskusstvovedcheskiye cht-eniya - 2022: k 100-letiyu B. V. Pavlovskogo. Sbornik nauchnykh trudov Vserossiyskoy s mezhdunarodnym

uchastiyem nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii, Ural 'skiy federal 'nyy universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. Yel 'tsina, Yekaterinburg [Spring art readings - 2022: on the 100th anniversary of B. V. Pavlovsky. Collection of scientific papers of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin. Ekaterinburg], 2023, 11-25.

Andrey Pozdeyev: iz muzeynykh sobraniy [Andrey Pozdeev: from museum collections]. Krasnoyarsk, 2018. 432 p.

Borodina M. A. Khudozhestvennyy obraz sibirskoy identichnosti V. I. Surikova kak vizual'nyy pattern v izobrazitel'nom iskusstve Krasnoyarska [The artistic image of V. I. Surikov's Siberian identity as a visual pattern in the fine arts of Krasnoyarsk]. In: Sibirskiy iskusstvovedcheskiy zhurnal [Siberian art history journal], 2023, 2(2), 36-45.

Borodina M. A. Religioznaya problematika istoriko-revolyutsionnykh proizvedeniy «surovogo stilya» [Religious issues of historical and revolutionary works of the «severe style»]. In: Severnyye Arkhivy i Eks-peditsii [Northern Archives and Expeditions], 2023, 7(2), 15-26.

Context, content, and community in art education: beyond postmodernism. New York, 1995. 260 p.

El'konin B. D. Razmyshleniya o sobytii s avtorami knigi i derzhatelyami sobytiynykh praktik. In: Obrazovaniye za predelami obydennogo: sobytiye deystviya, sobytiye ucheniya - sobytiye sebya [Education beyond the ordinary: an event of action, an event of teaching - an event of oneself], 2017, 12-23.

Filatova O. I. Istoriko-iskusstvovedcheskiy tsikl (napravleniye "arkhitektura") v modernizatsii vysshego obrazovaniya [Historical and art history cycle (direction "architecture") in the modernization of higher education]. In: Sovremennyye tekhnologii v nauke i obrazovanii - STNO-2016. sbornik trudov me-zhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy i nauchno-metodicheskoy konferentsii [Modern technologies in science and education - STNO-2016. collection of proceedings of the international scientific-technical and scientific-methodological conference], 2016, 3-7.

Gol'dman I. L. Iskusstvovedcheskaya podgotovka v sisteme srednego i vysshego rossiyskogo obrazo-vaniya v sovremennykh usloviyakh [Art history training in the system of secondary and higher Russian education in modern conditions]. In: Sovremennoye iskusstvo v kontekste globalizatsii: nauka, obrazovaniye, khudozhestvennyy rynok. Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Sankt-Peterburgskiy gumanitarnyy universitet profsoyuzov [Contemporary art in the context of globalization: science, education, art market. Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference. St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions], 2011, 192-194.

Gol'dman I. L. Integratsiya iskusstvovedcheskikh znaniy v protsesse kul'turologizatsii obrazovaniya na raznykh stupenyakh obucheniya [Integration of art history knowledge in the process of culturalization of education at different levels of education]. In: Sotsial 'no-gumanitarnyye nauki: problemy i puti resheniya v usloviyakh sovremennogo obshchestva [Social sciences and humanities: problems and solutions in modern society]. Stavropol, 2012, 69-93.

Gracheva S. M. Kachestvo iskusstvovedcheskogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh [The quality of art history education in modern conditions]. In: Problemy upravleniya kachestvom obrazovaniya v gumanitarnom vuze. Tezisy dokladov VIII Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy mezhvuzovskoy konferentsii [Problems of managing the quality of education in a humanitarian university. Abstracts of reports of the VIII All-Russian scientific and methodological interuniversity conference]. Sankt-Peterburg, 2003, 113-114.

Gracheva S. M. Akademicheskaya sistema iskusstvovedcheskogo obrazovaniya v sovremennoy khu-dozhestvennoy kritike [Academic system of art history education in modern art criticism]. In: Nauchnyye trudy [Scientific works], 2009, 8, 258-270.

Gracheva S. M. Iskusstvovedcheskoye obrazovaniye v rossiyskoy akademii khudozhestv: istoriya, problemy i perspektivy [Art education in the Russian Academy of Arts: history, problems and prospects]. In: Iskusstvo i obrazovaniye [Art and education], 2009, 3 (59), 137-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gracheva S. M. Sovremennoye akademicheskoye iskusstvovedcheskoye obrazovaniye v Rossii: trad-itsii, realii, perspektivy [Modern academic art history education in Russia: traditions, realities, prospects].

In: Iskusstvo Sibiri i Dal 'nego Vostoka: naslediye, sovremennost', perspektivy. Materialy mezhregional 'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Art of Siberia and the Far East: heritage, modernity, prospects. Materials of the interregional scientific and practical conference with international participation], 2015, 228-231.

Gracheva S. M. Rossiyskoye iskusstvovedcheskoye obrazovaniye v usloviyakh bolonskogo protsessa (na primere izucheniya klassicheskoy akademicheskoy traditsii Sankt-Peterburga) [Russian art history education in the context of the Bologna process (on the example of studying the classical academic tradition of St. Petersburg)]. In: Iskusstvovedeniye v kontekste drugikh nauk vRossii i za rubezhom: Paralleli i vzai-modeystviya. Sbornik trudov Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Moskva [Art history in the context of other sciences in Russia and abroad: Parallels and interactions. Collection ofproceedings of the International Scientific Conference, Moscow], 2017, 54-62.

Gracheva S. M. Traditsionnoye i aktual'noye v sovremennom akademicheskom iskusstvovedcheskom obrazovanii [Traditional and relevant in modern academic art history education]. In: Aktual 'nyye problemy teorii i istorii iskusstva [Current problems of theory and history of art], 2022, 12, 802-813.

Gradle S. Ecology of place: Art education in a relational world. In: Studies in Art Education, 2007, 48 (4), 6-12.

Karlova O. A., Koptseva N. P., Reznikova K. V., Sitnikova A. A. Vospitatel'nyy potentsial literaturnogo zhanra fentezi dlya sovremennoy podrostkovoy kul'tury [Educational potential of the literary fantasy genre for modern teenage culture]. In: Science for Education Today, 2020, 10(4), 189-201.

Khudozhestvennaya kul'tura: teoriya, istoriya, kritika, metodikaprepodavaniya, tvorcheskayaprak-tika Sb. materialov Pervoy vseros. konf., 26-27 apr. 2003 g. [Artistic culture: theory, history, criticism, teaching methods, creative practice Sat. materials of the First All-Russian Conf., April 26-27. 2003]. Krasnoyarsk, KSU, 2003. 218 p.

Khudozhestvennaya kul'tura: teoriya, istoriya, kritika, metodika prepodavaniya, tvorcheskaya praktika. Tret'ya Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: sbornik nauchnykh statey [Artistic culture: theory, history, criticism, teaching methods, creative practice. Third All-Russian Scientific and Practical Conference: collection of scientific articles]. Krasnoyarsk, KSU, 2005. 104 p.

Khudozhestvennaya kul'tura: teoriya, istoriya, kritika, metodika prepodavaniya, tvorcheskaya praktika: sbornik nauchnykh statey IV Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Artistic culture: theory, history, criticism, teaching methods, creative practice: collection of scientific articles of the IV All-Russian scientific and methodological conference]. Krasnoyarsk, KSU, 2006. 130 p.

Kistova A. V. Dashi Namdakov. Transformatsiya. Chto khotel skazat' avtor? [Dashi Namdakov. Transformation. What did the author want to say?]. In: Sibirskiy iskusstvovedcheskiy zhurnal [Siberian Art History Journal], 2022, 1(1), 53-72.

Kolesnik M. A., Leshchinskaya N. M., Sertakova Ye. A. Obraz poeta-tvortsa v simvolizme Gyustava Moro [The image of the poet-creator in the symbolism of Gustave Moreau]. In: Sibirskiy antropologicheskiy zhurnal [Siberian Anthropological Journal], 2019, 3(4), 25-37.

Koptseva N. P. Regional'nyye iskusstvovedcheskiye issledovaniya v sovremennoy Rossii (vstupi-tel'naya stat'ya) [Regional art historical research in modern Russia (introductory article)]. In: Zhurnal Sibirskogo federal 'nogo universiteta. Gumanitarnyye nauki [Journal of the Siberian Federal University. Humanitarian sciences], 2022, 15 (1), 4-8.

Koptseva N. P., Zhukovskiy V. I. The Artistic Image as a Process and Result of Game Relations between a Work of Visual Art as an Object and its Spectator. In: Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 2008, 1(2), 226-244.

Kupriyanova A. «Dyuymovochka 21 veka» A. Kuznetsovoy-Ruf - zamknutost' v tsifrovoy real'nosti: filosofsko-iskusstvovedcheskiy analiz proizvedeniya [«Thumbelina of the 21st century» by A. Kuznetsova-Ruf - Isolation in digital reality: philosophical and art analysis of the work]. In: Sibirskiy iskusstvovedcheskiy zhurnal [Siberian Art History Journal], 2023, 2(3), 8-16.

Martynov I. N. Iskusstvovedcheskoye obrazovaniye v Prikam'ye. Epilog odnogo obrazovatel'nogo proyekta [Art history education in the Kama region. Epilogue of one educational project]. In: Akademich-

eskoye iskusstvo i obrazovaniye: traditsii i innovatsii. Materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Academic art and education: traditions and innovations. Materials of the interregional scientific and practical conference], 2017, 110-121.

Nauchnaya shkola «Gnoseologicheskiye, ontologicheskiye, metodologicheskiye i kommunikativnyye potentsiiproizvedeniy izobrazitel'nogo iskusstva» [Scientific school «Epistemological, ontological, methodological and communicative potential of works offine art»]. Avaliable to: https://famous-scientists.ru/ school/189

Nauchnyye konferentsii na baze fakul'teta iskusstvovedeniya i kul'turologii lYeiGN SFU [Scientific conferences on the basis of the Faculty of Art History and Cultural Studies of the IEiGN SFU]. Avaliable to: https://news.sfu-kras.ru/pdf/1852?ysclid=lpi3qbb69l87415880

Novaya art-kritika na beregakh Yeniseya [New art criticism on the banks of the Yenisei]. Krasnoyarsk: Sibirskiy federal'nyy universitet, 2015. 340 р.

Ot avangarda i banki supa Uorkhola do smartfona v v ogne: krasnoyartsev priglasili na unikal 'nyye kursy pro iskusstvo [From the avant-garde and a Warhol can of soup to a smartphone on fire: Krasnoyarsk residents were invited to unique courses about art]. - Avaliable at: https://newslab.ru/news/883916

Pablik «Programma issledovaniya iskusstva Andreya Pozdeyeva» v sotsial 'noy seti VKontakte [Public "Andrey Pozdeev's Art Research Program" on the social network VKontakte]. - Avaliable at: https://vk.com/ andreypozdeev

Pimenova N. N., Sertakova Ye.A., Shpak A. A. Transformatsiya arkhitekturnykh stiley v sovetskom iskusstve 1917-1922 gg. [Transformation of architectural styles in Soviet art 1917-1922]. In: Zhurnal Sibir-skogo Federal 'nogo Universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Journal of the Siberian Federal University. Series: Humanities], 2023, 16(4), 566-579.

Pokhabova K.YU. 60 let so dnya rozhdeniya Vladimira Il'icha Zhukovskogo, doktora filosofskikh nauk, professora Gumanitarnogo instituta Sibirskogo federal'nogo universiteta [60 years since the birth of Vladimir Ilyich Zhukovsky, Doctor of Philosophy, Professor of the Humanitarian Institute of the Siberian Federal University]. In: Kray nash Krasnoyarskiy: kalendar' znamenatel 'nykh i pamyatnykh dat na 2011 g. [Our Krasnoyarsk Land: calendar of significant and memorable dates for 2011]. Krasnoyarsk, 2010, 36-38.

Portnova I. V. Prepodavaniye iskusstvovedcheskikh distsiplin v usloviyakh onlayn-obrazovaniya [Teaching art history disciplines in online education]. In: Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo uni-versiteta im. A. S. Pushkina [Bulletin of Leningrad State University named after. A. S. Pushkin], 2023, 2, 142-155.

Regional'nyy aspekt khudozhestvennoy kul'tury: metodologiya, metodikaprepodavaniya, khudozhest-vennayapraktika: sbornik materialov vtoroy krayevoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 20-21 aprelya 2001 g. [Regional aspect of artistic culture: methodology, teaching methods, artistic practice: collection of materials from the second regional scientific and practical conference, April 20-21, 2001]. Krasnoyarsk, KSU, 2001. 135 p.

Reznikova K. V., Sitnikova A. A., Zamarayeva YU.S. Filosofiya iskusstva v tvorchestve Egona Shile [Philosophy of art in the works of Egon Schiele]. In: Sibirskiy antropologicheskiy zhurnal [Siberian Anthropological Journal], 2019, 3(4), 38-48.

Rumyantsev I. A. Filosofsko-iskusstvovedcheskiy analiz khrama Notr-Dam-dyu-o v Ronshane [Philosophical and art criticism analysis of the Notre-Dame-du-eau temple in Ronchamp]. In: Sibirskiy iskusst-vovedcheskiy zhurnal [Siberian art history journal], 2023, 2(1), 78-95.

Sang M. Analiz sovremennykh kitayskikh proizvedeniy strit-arta «Hu» (2022) i «Privet, soobsh-chestvo» (2021) [Analysis of contemporary Chinese street art works "Hu" (2022) and "Hello Community" (2021)]. In: Sibirskiy antropologicheskiy zhurnal [Siberian Anthropological Journal], 2023, 7(3), 11-24.

Savkina M. A., Sinel'nik, D.YU. Semioticheskiy podkhod v iskusstvovedcheskom obrazovanii [Se-miotic approach in art history education]. In: Nauchnyy al'manakh [Scientific almanac], 2016, 5-3 (19), 570-572.

Seredkina N. N., Kistova A. V., Pimenova N. N. Tri kartiny Edvarda Munka: filosofsko- iskusstvoved-cheskiy analiz tsikla «Friz zhizni» [Three paintings by Edvard Munch: philosophical and art historical

analysis of the cycle «Frieze of Life»]. In: Sibirskiy antropologicheskiy zhurnal [Siberian Anthropological Journal], 2019, 3(4), 49-64.

Sergeyeva N. A. Metodologicheskiye podkhody k issledovaniyu vizual'noy kul'tury [Methodological approaches to the study of visual culture]. In: Sibirskiy antropologicheskiy zhurnal [Siberian Anthropological Journal], 2023, 7(3), 37-43.

Sertakova Ye.A., Kolesnik M. A., Omelik A. A. Obraz nauchno-tekhnicheskogo progressa v izobrazi-tel'nom iskusstve Pavla Nikolayevicha Filonova [The image of scientific and technological progress in the fine arts of Pavel Nikolaevich Filonov]. In: ZhurnalSibirskogo Federal'nogo Universiteta. Seriya: Guman-itarnyye nauki [Journal of the Siberian Federal University. Series: Humanities], 2023, 16 (4), 594-607.

Shpak A. A. Monumental'naya mozaika v tvorchestve Pavla Dmitriyevicha Korina [Monumental mosaic in the work of Pavel Dmitrievich Korin]. In: Sibirskiy iskusstvovedcheskiy zhurnal [Siberian art history magazine], 2022, 1(3), 21-28.

Shurmanova A. A. Filosofsko-iskusstvovedcheskiy analiz kartiny «Igroki v karty» Polya Sezanna [Philosophical and art criticism analysis of the painting "Card Players" by Paul Cezanne]. In: Sibirskiy iskusstvovedcheskiy zhurnal [Siberian art history journal], 2023, 2(3), 20-32.

Simonova A. A. Polozheniye iskusstvovedcheskikh distsiplin v sisteme sovremennogo obrazovaniya [The position of art history disciplines in the system of modern education]. In: Aktual 'nyye problemy sovre-mennogo obshchestva. sbornik nauchnykh statey po materialam Vserossiyskoy (natsional'noy) nauchnoy konferentsii [Current problems of modern society. collection of scientific articles based on materials from the All-Russian (national) scientific conference]. Orel, 2019, 75-78.

Sitnikova A. A. Vizualizatsiya sushchnosti tvorchestva Anri Russo na kartine «Prazdnik rebenka (rebenok s marionetkoy)» (1903) iz sobraniya Vinterturskogo khudozhestvennogo muzeya [Visualization of the essence of Henri Rousseau's creativity in the painting «Children's Party (child with a puppet)» (1903) from the collection of the Winterthur Art Museum]. In: Sibirskiy iskusstvovedcheskiy zhurnal [Siberian Art History Journal], 2022, 1(2), 32-54.

Sitnikova A. A., Li S. Obraz Kitaya v tvorchestve Krasnoyarskogo khudozhnika Sergeya Forostovsk-ogo [The image of China in the work of the Krasnoyarsk artist Sergei Forostovsky]. In: Severnyye Arkhivy i Ekspeditsii [Northern Archives and Expeditions], 2022, 6(4), 87-98.

Sitnikova A. A., Sertakova Ye. A. Khudozhestvennyy obraz iskusstvennogo intellekta v animatsii XXI veka [Artistic image of artificial intelligence in animation of the 21st century]. In: Sotsiologiya iskusstvennogo intellekta [Sociology of artificial intelligence], 2022, 3(2), 57-70.

Smith R. A. Aesthetic education: Questions and issues. In: Arts Education Policy Review, 2005, 106 (3), 19-34.

Smolina M. G. Reprezentatsiya tsennostey i etnicheskoy kul'tury v dekorativno-prikladnom iskusstve korennykh narodov Sibiri (na primere nagrudnykh ukrasheniy) [Representation of values and ethnic culture in the decorative and applied arts of the indigenous peoples of Siberia (using the example of breast jewelry)]. In: Severnyye Arkhivy i Ekspeditsii [Northern Archives and Expeditions], 2023, 7(3), 103-108.

Sychenkova L. A. Pervyye eksperimenty v sfere iskusstvovedcheskogo obrazovaniya: nezapolnennyy probel v istorii nauki ob iskusstve [The first experiments in the field of art education: an unfilled gap in the history of art science]. In: Uchenyye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Scientific notes of Kazan University. Series: Humanities], 2014, 156(3), 223-231.

Tarasova M. V., Smolina M. G. Proizvedeniya naskal'nogo iskusstva Yuzhnoy Sibiri: model' miroot-nosheniya [Works of rock art of Southern Siberia: a model of world relations]. In: Sibirskiy antropologicheskiy zhurnal [Siberian Anthropological Journal], 2021, 5(4), 34-52.

Vil'chinskaya-Butenko M. E. Iskusstvovedcheskoye obrazovaniye i urbanisticheskoye iskusstvo: didakticheskiy podkhod [Art education and urban art: a didactic approach]. In: Trudy instituta biznes-kommunikatsiy [Proceedings of the Institute of Business Communications]. Sankt-Peterburg, 2020, 19-28.

Yamshanov I. V. Aktual'nost' iskusstvovedcheskogo i arkhitekturnogo obrazovaniya na sovremennom etape podgotovki spetsialistov [The relevance of art history and architectural education at the present stage of specialist training]. In: Vestnik GGU[GSUBulletin], 2018, 3, 73-78.

Yefimovskiy A. F. Zhukovskiy, Vladimir Il'ich [Zhukovsky, Vladimir Ilyich]. In: Yeniseyskiy entsiklo-pedicheskiy slovar' [Yenisei Encyclopedic Dictionary]. Krasnoyarsk, 1998. 205 p.

Zhukovskiy V. I. Teoriya izobrazitel'nogo iskusstva [Theory offine arts]. Sankt-Peterburg, 2011. 495 p.

Zhukovskiy V. I. Zritel' i proizvedeniye izobrazitel'nogo iskusstva: problema dialoga v obrazova-tel'nom prostranstve [The viewer and the work of fine art: the problem of dialogue in the educational space]. In: Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice]. Tambov, 2021, 3(17), ch. I, 84-86.

Zhukovskiy V. I. Pivovarov D. V. Intellektual 'naya vizualizatsiya sushchnosti [Intelligent visualization of essence]. Krasnoyarsk, 1998, 221 p.

Zhukovskiy V. I., Pivovarov D. V. Zrimaya sushchnost': Vizual'noye myshleniye v izobrazitel'nom iskusstve [Visible essence: Visual thinking in the visual arts]. Sverdlovsk, 1991, 284 p.

Zhukovskiy V. I., Pivovarov D. V., Koptseva N. P. Vizual 'naya sushchnost' religii [The visual essence of religion]. Krasnoyarsk: KGU, 2006. 460 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.