I Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2023 16(8): 1396-1415
EDN: WYDHEA УДК 75.03
Creativity of the Krasnoyarsk Artist Viktor Sachivko
Aleksandra A. Sitnikova*
Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation
Received 12.05.2023, received in revised form 20.05.2023, accepted 23.06.2023
Abstract. The article presents the work of the Krasnoyarsk contemporary artist Viktor Sachivko. The relevance of the article is related to the insufficient study of V. Sachivko's work in Russian cultural and art history, despite the fact that he is one of the most prolific contemporary artists (almost every year he presents personal exhibitions in the Krasnoyarsk Museum Center "Ploshchad Mira"). The study was carried out using the methods of in-depth interviews with the artist and philosophical and art history analysis of V. Sachivko's works from the collection of the Museum Center "Ploshchad Mira". As a result of the study, the characteristic features of the artist's work were revealed - abstract and expressive artistic language, visualization of the immaterial in paintings, matrix composition, translation of the language of music into the language of painting; the concept of "combinatorial picture" is disclosed. On the example of the study of paintings from the series "Copies from paintings by famous artists" (2011, 2012-2013), the features of the appeal to traditions in the history of art in the artist's work are described. The key works are analyzed - "The Hunt for the Hippo" (1994-95), "Wooden Water" (2004), "Scheherazade" (2016), paintings from the series "Interiors of a Dream", presented at the exhibition "Looking at Night" in 2023. The results of the study can serve as a basis for further prospective study of the multifaceted work of V. Sachivko and Siberian contemporary art.
Keywords: Siberian Contemporary Art, Viktor Sachivko, Museum Center «Ploschad Mira». Research area: cultural studies.
Citation: Sitnikova A.A. Creativity of the Krasnoyarsk artist Viktor Sachivko. In: J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci., 2023, 16(8), 1396-1415. EDN: WYDHEA
© Siberian Federal University. All rights reserved
* Corresponding author E-mail address: [email protected]
Творчество красноярского художника Виктора Сачивко
Александра А. Ситникова
Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Аннотация. В статье представлено творчество красноярского современного художника Виктора Сачивко. Актуальность статьи связана с недостаточной изученностью творчества В. Сачивко в российской культурологической и искусствоведческой науке, несмотря на то, что это один из наиболее плодотворных современных художников (практически ежегодно он представляет персональные выставки в красноярском Музейном центре «Площадь Мира»). Исследование проведено методами глубинного интервью с художником и философско-искусствоведческого анализа произведений В. Сачивко из коллекции Музейного центра «Площадь Мира». В результате исследования выявлены характерные черты творчества художника -абстрактно-экспрессивный художественный язык, визуализация имматериального в произведениях живописи, матричная композиция, перевод языка музыки на язык живописи; раскрыто понятие «комбинаторная картина». На примере исследования картин из серии «Копии с картин известных художников» (2011, 2012-2013) описаны особенности обращения к традициям в истории искусства в творчестве художника. Проанализированы ключевые произведения - «Охота на гиппопотама» (1994-95), «Деревянная вода» (2004), «Шахерезада» (2016), картины из серии «Интерьеры сна», представленные на выставке «На ночь глядя» в 2023 году. Результаты исследования могут выступить основой для дальнейшего перспективного изучения многогранного творчества В. Сачивко и сибирского современного искусства.
Ключевые слова: сибирское современное искусство, Виктор Сачивко, Музейный центр «Площадь Мира».
Научная специальность: 5.10. - теория и история культуры, искусства.
Цитирование: Ситникова А. А. Творчество красноярского художника Виктора Сачивко. Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманитарные науки, 2023, 16(8), 1396-1415. EDN: WYDHEA
Введение
Художник Виктор Владиславович Сачивко живет и работает в Красноярске. Он получил образование на архитектурном факультете Красноярского политехнического института (окончил в 1981 году), несколько лет проработал в проектном бюро инженером и преподавал в Красноярском инженерно-строительном институте. С конца 1980-х годов начал заниматься живописью, участвовать в выставках, в первую очередь экспонировать свои произведения
в Красноярском культурно-историческом музейном комплексе, где с 2000 года являлся руководителем отдела актуальных практик. Сегодня он продолжает работать в Музейном центре «Площадь Мира» в качестве художника. Виктор Сачивко готовит ежегодные выставки для МЦ «Площадь Мира», принимает участие в красноярских музейных биеннале, его выставки проходили и проходят в других городах России и мира - в Санкт-Петербурге (галерея «Борей»), Москве, Таллине, Лилле и других.
Высокое качество произведений художника отмечено признанием на международном уровне - в частности, в 2004 году его картина «Деревянная вода» вошла в десятку финалистов европейского конкурса живописи LEXMARK EUROPEAN ART PRIZE и демонстрировалась на Triennale di Milano в г. Милане; и на российском уровне - Виктор Сачивко является обладателем Гран-при VII Красноярской музейной биеннале «Чертеж Сибири» за партиципаторную инсталляцию «Сетумаа: возвращение мечты», лауреатом VIII Красноярской музейной биеннале «Даль» за инсталляцию «Во сне».
Несмотря на то что занятие живописью и художественным творчеством (помимо живописных произведений художник создает графические работы, скульптуры, арт-объекты и видео) является единственной деятельностью В. В. Сачивко, и он создает произведения высокого художественного качества беспрерывно, его творчество не становилось ранее предметом исследовательского искусствоведческого интереса: основная информация о художнике, представленная в медиапространстве, носит публицистический характер. Целью настоящего исследования является поворот в сторону научного изучения творчества красноярского художника Виктора Сачив-ко, обозначения некоторых ключевых эстетических концепций его художественного творчества, проведение анализа некоторых избранных работ.
Материалы
и методология исследования
В качестве материалов для исследования были использованы произведения из фондов красноярского Музейного центра «Площадь Мира», где находится основная коллекция произведений художника. Большая часть произведений, представленных в Государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации, куда занесено более 500 единиц произведений Виктора Сачивко, находится в Музейном центре «Площадь Мира» в Красноярске, значительная часть произведений хранится в «Музейно-выставочном комплексе
«Музей Норильска», также несколько работ находится в Соловецком государственном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике и Мурманском областном художественном музее. Произведения разных лет представлены на персональных выставках художника - «На ночь глядя» (2023), «К лучшему» (2016), «Фризы» (2020-2021), «Картина» (2022).
Исследование проведено методами глубинного интервью с художником: первое интервью состоялось в 2019 году в рамках подготовки к выставке «После Поздеева», представленной на XIII Красноярской музейной биеннале «Переговорщики», вторая беседа состоялась как паблик-ток на открытии выставки «На ночь глядя» в 2023 году; на основе контент-анализа информации о творчестве художника в современной медиасреде; методом философско-искусствоведческого анализа В. И. Жуковского и Н. П. Копце-вой (Zhukovskiy, Koptseva, 2004; Tarasova, Sitnikova, Smolina, 2020; Kopseva, Avdeeva, Krupkina, 2020; Seredkina, Kistova, Pimenova, 2019; Kistova, 2022), методологическими подходами к изучению искусства, разрабатываемыми на кафедре культурологии и искусствоведения Гуманитарного института Сибирского федерального университета (Pimenova, Zamaraeva, 2023; Ivanova, Kistova, 2022; Pimenova, 2023; Kolesnik, Sertakova, Sitnikova, Zamaraeva, Ermakov, 2022; Sitnikova, Zhigaeva, Fedorova, Mao, 2022; Yurchenko, 2023); методами исследования региональной специфики произведений изобразительного искусства (Sitnikova, Li, 2022; Koptseva, Borisenko, Nemaeva, 2022; Kolesnik, 2022).
Обзор литературы
В современном медиапространстве информация о художнике Викторе Сачивко ограничивается преимущественно краткой информационной справкой и описанием творческой биографии. В публицистических изданиях встречаются интервью с художником и критические отзывы на выставки (Tolstova, 2009; Efanova, 2022; Makovskaya, 2019; Gruchina, 2009). В тексте
В. Ефановой, опубликованном в газете «Новая университетская жизнь», содержатся цитаты художника, поясняющие сложные произведения, представленные на выставке «Картина», что позволяет рассмотреть значительное число картин с выставки.
С 2016 года красноярский Музейный центр «Площадь Мира» снимает видеосюжеты о выставочных проектах художника - в 2016 году появилось видео к выставке «К лучшему», где в виде слайд-шоу представлены произведения с выставки; в 2022 году была записана авторская экскурсия с профессиональными комментариями к произведениям художника на выставке «Картина» от куратора и арт-директора Музейного центра Сергея Ковалевского; в 2023 году выставка «На ночь глядя» была сопровождена видеобеседой художника и Сергея Ковалевского. Данные видео содержат ценные векторы для понимания творческих принципов и направлений художественной мысли В. Сачивко. Единственная научная статья о творчестве В. Сачивко была написана искусствоведом А. Квитко на тему «Интерпретация христианских образов в современном искусстве (на примере творчества Виктора Сачивко)» (Куйко, 2012). Автор статьи анализирует такие произведения художника в жанре инсталляции, как «Сетумаа: возвращение мечты» и «Во сне», обнаруживая в них христианскую символику в переплетении с языческой.
Результаты исследования
В первую очередь важно описать некоторую особенную позицию Виктора Сачивко в красноярской художественной среде конца XX - начала XXI века. Для Виктора Сачивко изначально был важен выбор профессионального пути. Поскольку он окончил школу во время существования Советского Союза, то не сразу выбрал путь становления художником, так как отсутствовала перспектива заниматься свободным творчеством, а художники либо выполняли государственные заказы, либо вынуждены были вести бедное существование, занимаясь подработками: «Молодые люди, которые присутствуют здесь, не зна-
ют ситуации конца 1970-х - середины 1980-х вокруг выбора профессии, жизненного пути. Я художником совершенно не желал становиться. Идти в Суриковское училище и прочие заведения. Я не хотел этого вяло, а мой папа не хотел этого очень сильно, потому что это была траектория совершенно незавидной и безобразной жизни. Во всех случаях - в случае успеха и в случае неуспеха. Вариант успеха - коллаборационизм с идеологическим комплексом. Другой вариант -просто какая-то бедовая жизнь в качестве рисующего афиши кинофильмов. Поэтому я выбрал профессию, которая охватывала весь этот комплекс, и перспектива у нее была среднесоциальная. Интеллигентная работа проектным архитектором» (из интервью на паблик-токе в день открытия выставки «На ночь глядя» в 2023 году). Изменения, произошедшие в стране в 1990-е годы, позволили ему вернуться к тому занятию, которое увлекало с детства, и посвятить себя свободной живописи. В 1990-е годы утверждение себя в качестве художника должно было происходить через интеграцию в творческие союзы, например, через вступление в Красноярскую региональную организацию ВТОО «Союз художников России», что давало возможность вести активную выставочную деятельность на площадках организации, а иногда (редко) даже право получить мастерскую для работы. Данная организация в 1980-90-е годы отличалась консервативным подходом, строгим ориентиром на академические традиции живописи (реалистическое и академическое искусство XIX века, французская школа живописи рубежа XIX-XX веков, социалистический реализм), предпочтением жанровых произведений - пейзаж, портрет, жанровая живопись, что не соответствовало творческим ориентирам некоторых красноярских художников конца XX века, которые опирались на традиции авангардного, концептуального, абстрактного искусства, поэтому таким художникам приходилось искать свой путь в красноярской художественной среде. Для Виктора Сачивко таким путем стала независимая от творческих союзов (хотя он является членом другого союза - Твор-
ческого Союза художников России Международной Федерации IFA «ЮНЕСКО») художественная работа в Красноярском культурно-историческом музейном комплексе (ныне - Музейный центр «Площадь Мира»), в концептуальной деятельности которого был взят ориентир на современные формы искусства, на базе которого художник получил кабинет-мастерскую, а также возможность постоянно экспонировать свои произведения. С одной стороны, это привело к исключению художника из числа признанных в регионе творческих деятелей (не упоминается в каталогах и монографиях о красноярских художниках, не ведется профессиональная искусствоведческая работа и т.п.), с другой стороны, позволило художнику сохранить творческую самобытность и независимость.
Вторым значимым моментом при изучении творчества художника является необходимость определить спектр художественных традиций, к которым он обращается, объект-язык художника. Нужно начать с того, что Виктор Сачивко прекрасно знаком с историей изобразительного искусства начиная от первобытного искусства и заканчивая современными художественными практиками. Столкновение с визуальной новизной зарубежного искусства XX века в середине 1970-х годов стало отправной точкой для художника в изучении всей истории искусства: «....мы пошли в гости с моим братом к его приятелю Саше. (...) у него оказалась большая подборка журналов «Америка», цветных. Сидели, что-то обсуждали и журналы эти смотрели. Вот там я и увидел Ротко, Поллока, других художников американских. И что? Сильное впечатление. Оценок никаких, но впечатление сильное. Просто сильное и всё. А потом уже стала открываться какая-то подоплека, поэтика какая-то, дух творчества и так далее. Я же мало тогда чего знал. Постепенно пополнял свои представления об общей картине в искусстве. Это была, если можно так сказать, неразобранная корзинка лото. Нужно было из нее все вытряхнуть и расставить по циферкам. Смесь русского авангарда, Кандинского с Поллоком, Пикассо с импрессиони-
стами. И начался естественный процесс какой-то аналитики, разборки из этой корзинки: что мне нравится, что не нравится, что озадачивает, что привлекает внимание, что с чем связано и каким именно образом. Всё это продолжается до сих пор, поэтому не мне говорить о ком-то: я могу одному и тому же художнику дать и какую-нибудь очень уничижительную характеристику и после выдать полностью восторженную. И то, и другое будет правда» (из интервью 2019 года). В 2011 году авторское освоение истории искусства превратилось в совместный с Александром Флоренским кураторский проект для IX Красноярской музейной биеннале «Во глубине», где Виктор Сачивко представил свое произведение «103 художника, 103 картины» (рис. 1).
Произведение построено по характерной для художника матричной структуре: отдельные холсты одинакового формата собраны в единое полотно. В первом левом столбце художник перерисовал в своей авторской манере 20 картин XVII века, во втором слева столбце представлена 21 картина XVIII века, в центральном столбце 21 картина XIX века, во втором справа - 19 картин XX века, в правом столбце - 20 картин СССР. Каждый отдельный холст включает в себя несколько перерисованных произведений живописи, плотно, «тетрисом» (в зависимости от формата) скомпонованные друг с другом. Некоторые картины легко опознаются, так как являются шедеврами живописи - например, на правом верхнем холсте «перерисованы» знаменитые «Ме-нины» Д. Веласкеса, которые в своем творчестве цитировали и интерпретировали многие художники XX века, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, с меньшей легкостью благодаря сюжету опознается картина «Мученичество святого Филиппа» Хосе Рибера, также на этом холсте размещены еще четыре произведения из истории европейской живописи XVII века - бытовая сцена, портрет, женщина с ребенком на руках, полуобнаженная женщина, которые не являются хрестоматийными шедеврами и требуют специальной идентификации. В целом эстетика данного произведения на-
Рис. 1. Виктор Сачивко. 103 художника, 103 картины. Холст, масло. 2011 г. Собственность автора. Фотография из личного архива художника
Fig. 1. Viktor Sachivko. 103 artists, 103 paintings. Canvas, oil. 2011 The author's property. Photo from the artist's personal archive
поминает современное визуальное оформление интернет-поисковика по запросу «картинки», а мышление художника, перерабатывающего все многообразие мировой живописи в своем авторском экспрессивном стиле, напоминает современную эстетику нейронно-генеративных сетей 2020-х годов. Таким образом, художник предстает уникальной «нейросетью», обученной на истории мирового искусства, в которой, в отличие от искусственного интеллекта, у него есть свои интеллектуальные и эстетические предпочтения, так как в аннотации к проекту обозначено, что художник руководствовался своим личным художественным кредо, собственной рефлексией над историей искусства при выборе изображений для копирования. Устроенное подобным образом произведение, безусловно, вовлекает зрителя в игру на эрудированность. Данного принципа художественной интерпретации истории искусства художник придерживался в своем творчестве и позднее. В коллекции Музейного центра «Площадь Мира» находится произведение «Копии с картин известных художников», созданное в 20122013 годах (рис. 2).
Здесь объединены копии с таких избранных художником картин, как «Мастерская на вилле Калифорния в Каннах» П. Пикассо (1956), «Даная» Рембрандта (1636-1647), «Бар в «Фоли-Бержер» Э. Мане (1882), «Пьяцетта, вид на часовую башню» Каналетто (1728), «Автопортрет» К. Малевича (1933). Здесь уже в пределах одного холста объединены произведения живописи с XVII по XX век. Сравнение с оригиналами (рис. 3) позволяет оценить степень условности «копирования» произведения: при копировании некоторых картин меняются цвета, на всех исчезает детализированная проработка, но обязательно схватывается композиционная формула художественных образов и главные смысловые акценты - золотой свет над кроватью Данаи, отражение официантки в баре, жест руки К. Малевича, поддерживающий квадратную пустоту и др. Можно предположить, что художник воспроизводил эти изображения именно по памяти, которая «запомнила» именно те детали визуальных образов, которые создают смысл произведений искусства.
При анализе художественных традиций в творчестве В. Сачивко также необходимо
Рис. 2. Виктор Сачивко. Копии с картин известных художников. Холст, масло. 49,7 х 65,7 см. 2012-2013 гг. Красноярский Музейный центр «Площадь Мира». Фотография из фондов МЦ «Площадь Мира» Fig. 2. Viktor Sachivko. Copies of paintings by famous artists. Canvas, oil. 49.7 x 65.7 cm. 2012-2013 Krasnoyarsk Museum Center "Ploschad Mira". Photo from the funds of the MC "PLoschad Mira"
Рис. 3. Пабло Пикассо. Мастерская на вилле Калифорния в Каннах. Холст, масло. 114 х 146 см. 1956. Музей Пикассо в Париже. Источник изображения: http://picassolive.ru/blog/pictures/pablo-pikasso-masterskaya-
na-ville-kaliforniya-v-kannax-Fig. 3. Pablo Picasso. Workshop at Villa California in Cannes. Canvas, oil. 114 x 146 cm. 1956. The Picasso Museum in Paris. Image source: http://picassolive.ru/blog/pictures/pablo-pikasso-masterskaya-na-ville-kaliforniya-v-kannax-
отметить следующее: 1) на уровне сюжетов и образов в творчестве художника просматривается обращение и прямое цитирование произведений из всей истории живописи, это всегда создание осмысленного диалога с произведениями других мастеров, что свойственно эпохе постмодернизма в целом; 2) художественный язык произведений В. Сачивко продолжает линию развития абстрактного искусства, где произведения представляют собой разговор со зрителем именно цветом, перевод любых высказываний - вербальных и музыкальных (например, в серии работ с выставки «К лучшему», где музыкальные произведения переведены на язык живописи, рис. 4) на язык живописи, язык соотношения цветов и форм; а также линию развития экспрессионистической живописи, так как произведения художника зачастую не полностью абстрактные, и на них появляются фигуративные образы и антропоморфные персонажи, но изображения людей и предметов сильно искажаются (обезображиваются) ради передачи их психологических и имматериальных качеств.
Важной и повторяющейся особенностью субъект-языка художника является
построение картин по принципу матрицы, когда полотно собирается, набирается из нескольких холстов. Такие произведения художник создает и по причине материальных возможностей - ограниченность в возможностях написать картину на большом холсте в одном пространстве, и по причине того, что собирает цельный образ из определенного количества малых образов, имеющих законченную композиционную форму. Матричный принцип создания произведений всегда и во всем присутствовал в творчестве художника, начиная от отдельных произведений, созданных в 1990-е годы, заканчивая разработкой экспозиционных принципов для выставок в МЦ «Площадь Мира» и дизайнерскими решениями музейной рекламы. Помимо того что матричная композиция создает эффект собранности художественного образа из относительно самостоятельных частей и элементов, это также добавляет ощущение насыщенности, богатства и многообразия произведения (рис. 6).
Анализ избранных произведений
В творчестве художника было выделено несколько репрезентативных произведе-
Рис. 4. Виктор Сачивко. Брамс. Первый концерт для скрипки и оркестра. Холст, масло. 2016. Собственность автора. Фотография из личного архива художника
Fig. 4. Viktor Sachivko. Brahms. The first concerto for violin and orchestra. Canvas, oil. 2016. The author's property. Photo from the artist's personal archive
12 U 14 ц»
Рис. 5. Виктор Сачивко. Редкая скотина. 2019. Графика. Собственность автора. Фотография из личного архива художника
Fig. 5. Viktor Sachivko. A rare beast. 2019. Graphics. The author's property. Photo from the artist's personal archive
Рис. 6. Виктор Сачивко. По месту жительства. Ночные фрагменты. Холст, масло. Комбинаторная картина. 2023. Собственность автора. Фотография А. Ситниковой с выставки «На ночь глядя»
Fig. 6. Viktor Sachivko. At the place of residence. Night fragments. Canvas, oil. Combinatorial picture. 2023. The author's property. Photo by A. Sitnikova from the exhibition "Looking at night"
ний, которые позволяют отчасти описать спектр творческих интересов и художественных решений В. Сачивко. Для исследования были выбраны значимые произведения, созданные в период с 1990 по 2020-е годы, по одному для каждого десятилетия.
Анализ произведения В. Сачивко, созданного в 1990-е годы.
Здесь в качестве репрезентативного произведения будет рассмотрен живописно-пластический объект «Охота на гиппопотама» (1994-1995 гг.)
Произведение имеет богатую выставочную историю: экспонировалось на I Красноярской музейной биеннале в 1995 году, входило в состав выставки «Сомнения коллекционера» в 2000-2001 годах; в 2019 году на выставке «После Поздеева». В 2009 году произведение было приобретено в коллекцию красноярского Музейного центра «Площадь Мира».
Живописно-пластическая композиция состоит из 5 равных по высоте, но не по ширине частей. Каждая часть представляет собой относительно отдельную композицию, обрамленную штакетником, который создает «ковчег» для размещения внутри пластических объектов. В левой части внутри рамы разложены в одну плоскость останки стула (тканевая сидушка, три ножки, разло-
манная спинка), колесо от садовой тележки, разложенный в плоскость деревянный ящик с прикрученными шестеренкой и объектом неопознанного предназначения. Во второй слева части композиции размещена трехслойная аппликация из разноцветной бумаги: нижний слой представляет собой матрицу из восьми ярких разноцветных прямоугольников, средний слой - линию из четырех разноцветных прямоугольников, верхний слой из трех листов разноцветной бумаги, на которых вырезаны прямоугольные линии и абстрактный узор. Средняя часть имеет узкую вытянутую форму, в ее раме заключены четыре штакетины, окрашенные розовым цветом, которые внизу «заштопаны» прямоугольными кусками твидовой ткани с узором «гусиная лапка» и фетровой ткани. В четвертой слева части размещены штакетины, поверх которых прибиты пришедшие в негодность дачные инструменты и утиль - кусок ржавого железа, штык от лопаты, кусок проволоки, ножовка и другие. Пятая часть имеет форму квадрата, в ней размещена композиция из штакетин, зеленой москитной сетки, по центру квадрата размещен желтый надувной плавательный круг, в центр круга вставлен крест из дощечек, а по бокам от круга прикреплена разрезанная вдоль на две части голова желтого игрушечного
Рис. 7. Виктор Сачивко. Охота на гиппопотама. Живописно-пластический объект, состоящий из 5 частей. 65 х 300 см. Деревянная конструкция, рельеф, коллаж, смешанные материалы. 1994-1995. Из коллекции красноярского Музейного центра «Площадь Мира». Фотография из фондов МЦ «Площадь Мира» Fig. 7. Viktor Sachivko. Hippopotamus hunting. A pictorial-plastic object consisting of 5 parts. 65 x 300 cm. Wooden construction, relief, collage, mixed materials. 1994-1995. From the collection of the Krasnoyarsk Museum Center "Ploschad Mira". Photo from the funds of the MC «Ploschad Mira»
гиппопотама. В качестве аннотации к данному произведению в фондах красноярского Музейного центра «Площадь Мира» содержится следующая пояснительная записка: «Содержанием этой концептуальной «живописной скульптуры» является выяснение отношений между противоположными антагонистическими структурами: идеальным и материальным, романтическим и критическим. Использование бросовых материалов, как будто выхваченных из «бедного русского набора», соответствует жизненному укладу в той его части, которую можно охарактеризовать формулой «вторичного употребления». В интервью 2019 года художник так поясняет происхождение этой композиции: «Я тогда много своего времени проводил на даче, там повсюду заборы, двери, крыши, сортиры, старые какие-то вещи, помойки, опять заборы - ну, вот это всё... И вот глаз вырывает какие-то ситуации в духе спорадического, самопроизвольного Раушенбер-га - куда ни кинь, они везде. Ранний Раушен-берг. Я на всё это смотрел и думал, что, по сути, моё мышление производно от среды обитания. Я мыслю заборами, сараями, лужами, грязями. Я тогда штакетник покупал, нашел расчлененку желтого игрушечного гиппопотама, ну, если все так, то, значит, какая-то пластмассовая игрушка, на помойке найденная, скрюченная, в сарайчике, - это и есть что-то существенное. Фетишизм, просто. (...) Если вернуться к «Охоте на гиппопотама», то здесь есть впечатление от фильма «Окраина» Петра Луцика. (...) И накопленные впечатления можно выплеснуть: есть эти купленные палки, дрова, которые хочется пилить, строгать, что-то из них делать. Есть какие-то артефакты, найденная помоеч-ная пластмассовая жёлтая голова гиппопотама, которая была разрезана надвое, а потом я бегал, искал и нашёл, наконец, то, что мне надо было - жёлтый надувной круг такого же цвета, как этот гиппопотам. И, конечно, зелёная москитная сетка. Короче говоря, там всё просто. Ты хочешь сделать коллаж, и у тебя сразу несколько отправных точек, отправных пунктов:
в психоте разломанный стул, на который стыдно было потом смотреть и больно. Выбросить не выбросил, восстановить его невозможно. Решил, что сделаю из этого стула. То есть это утилизация всего сентиментального, безобразного, некрасивого, красивого».
Одним из значимых смыслов произведения является приземление образцов зарубежного концептуального искусства к сибирским реалиям конца XX века: ас-самбляжи Р. Раушенберга превращаются в переработку дачного и помоечного «хлама» в произведение искусства; знакомство со стульями Д. Кошута, колесом М. Дюш-ана в адаптацию этих образов к местным реалиям провинциальной глубинки, удаленной от мировых художественных центров. Создается дискурс вторичности провинциального художественного мышления, отправляющего во вторичную переработку то, что производят в центрах мирового искусства. Произведение было представлено на выставке «Сомнения коллекционера», где под сомнение ставилась сама возможность наличия коллекционера в провинциальной Сибири, а далее этот мифический коллекционер иронично ставился в ситуацию странного вынужденного выбора между вторичным Раушенбергом из дачных штакетин и вторичным Уорхолом из гофрокартона - такой единственной разновидностью современного искусства, с которой он здесь может столкнуться.
Анализ произведения В. Сачивко, созданного в 2000-е годы.
Как уже было обозначено в 2004 году картина «Деревянная вода» (рис. 8) вошла в десятку финалистов европейского конкурса живописи, проводившегося в Милане.
Данное произведение является репрезентативным для творчества художника, так как здесь присутствует образ «дождя», «эманации» корпускулярных волн в вещественный мир; создание диалога между материальным и имматериальным миром энергий; образы людей, превратившихся в идолов, истуканов, ограниченных существ. В интервью 2019 года худож-
Рис. 8. Виктор Сачивко. Деревянная вода. 2004. Холст, акрил. 160 х 120 см. Собственность автора. Фотография из личного архива художника
Fig. 8. Viktor Sachivko. Wooden water. 2004. Canvas, acrylic. 160 x 120 cm. The author's property. Photo from the artist's personal archive
ник так поясняет замысел этого произведения: «...в «Деревянной воде» два типа пространства: пространство вот такой турбуленции в матрице - это верхнее над горизонтом, а внизу - пространство деградировавшей фигурации, деградировавшей символической какой-то фигурации, деградировавшего социума, «фольк-аут», - или не готовое возродиться, или готовый памятник самому себе... А вверху турбуленция полная, но в матрице, т.е. там такие столбцы пунктиров-корпускул. Там видно, что каждый столбец этой турбуленции идёт в башку идола внизу». Действительно, картина строго по центру поделена на две части: в верхней части изображены семь вертикальных пунктирных линий, частицы которых представляют собой абстрактные разноцветные красочные мазки; в нижней части строго под вертикальными линиями расположено
семь персонажей истуканов, идолов (с одной стороны, они имеют антропоморфные очертания - глаза, нос, рот, намеки на руки и ноги; с другой стороны, они подобны мумиям, запелёнатые статуи, у некоторых из персонажей нет намека на изображение рта, что означает немоту, а выражения лиц действительно можно охарактеризовать как некоторую деградацию некогда одухотворенного и благородного человеческого лица) по своей цветовой гамме, совпадающих с цветами нисходящих на них эманационных вертикалей. Таким образом, бедные свойства эманационной энергии материализуются в представленных на картине лишенных энергичности и ума «одеревеневших» идолов. Для художника, который представлял данное произведение в Милане, значимо сравнение картины «Деревянная вода» с произведением Рафаэля Санти «Обручение Девы Марии»
(рис. 9), также хранящемся в миланском музее, поскольку художественный образ XVI века построен по подобному принципу - идеальное пространство с божественным храмом-ротондой в центре воплощается посредством эманационных квадратов орнамента городской площади в идеальных, с одухотворенными лицами и преисполненных достоинства быть людьми, людей эпохи Возрождения. В образе XXI века, созданном Виктором Са-чивко, мы наблюдаем деградацию этого великого представления о человеке.
Подобный принцип организации художественных образов характерен для художника и часто встречается в его произведениях - например, в композиции из 9 частей «Глубоко закопавшийся» 2009 года (рис. 10).
Анализ произведения В. Сачивко, созданного в 2010-е годы.
Важным направлением в творчестве В. Сачивко является работа по переводу произведений с музыкального языка на язык живописи. Художник постоянно визуализирует свои любимые музыкальные композиции - среди его живописных текстов есть произведения, созданные как адаптация к языку живописи музыки Бетховена, Брамса, Шопена и других композиторов. Среди ежедневных графических рисунков встречаются портреты значимых композиторов, которыми художник «заслушивается» в определенные периоды своей жизни - это всегда творцы классической инструментальной музыки, иногда знаменитые композиторы прошлого, иногда современники: например, на выставке «На ночь
Рис. 9. Рафаэль Санти. Обручение Девы Марии. Дерево, масло. 1504. Пинакотека Брера, Милан. Источник изображения: www.wikipedia.org
Fig. 9. Raphael Santi. The betrothal of the Virgin Mary. Wood, oil. 1504. Pinacoteca Brera, Milan. Image source: www.wikipedia.org
Рис. 10. Виктор Сачивко. Глубоко закопавшийся. Композиция из 9 частей. 100 х 70 см. каждая часть. Картон, масло. 2009. Красноярский Музейный центр «Площадь Мира». Фотография из фондов МЦ «Площадь Мира»
Fig. 10. Viktor Sachivko. Deeply buried. The composition consists of 9 parts. 100 x 70 cm. each piece. Cardboard, oil. 2009. Krasnoyarsk Museum Center "Ploschad Mira". Photo from the funds of the MC "Ploschad Mira.
Рис. 11. Виктор Сачивко. Римский-Корсаков. Шахерезада. 2016. Холст, масло. Красноярский Музейный центр «Площадь Мира». Фотография из фондов МЦ «Площадь Мира»
Fig. 11. Viktor Sachivko. Rimsky-Korsakov. Shaherezada. 2016. Canvas, oil. Krasnoyarsk Museum Center "Ploschad Mira". Photo from the funds of the MC " Ploschad Mira "
глядя» 2023 года был представлен графический портрет Симеона тен Хольта, голландского композитора рубежа ХХ-ХХ1 веков, чьи композиции художник с удовольствием слушал в течение последнего года. Наиболее планомерно работа по адаптации языка музыки к языку живописи была представлена в 2016 году на выставке «К лучшему». Одним из произведений на выставке была картина «Шахерезада», которая является живописным переводом одноименной симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова. Как и сюита, картина состоит из 4 частей, комбинаторно-матричная живопись становится адекватным средством для перевода звучания отдельных фрагментов музыкального произведения на соответствующие цветоформы из мира музыки.
Данный пласт творчества художника заслуживает отдельного междисциплинарного (музыковедческого и искусствоведческого) исследования.
Анализ произведения В. Сачивко, созданного в 2020-е годы.
В 2023 году художник представил в красноярском Музейном центре «Площадь Мира» персональную выставку «На ночь глядя», которая объединила разные медиа, в которых работает художник,-21 живописная картина, десятки ежедневных графических (преимущественно карандашных) зарисовок, десятки скульптур из папье-маше. Выставка была размещена в Белых залах музея: для В. Сачивко всегда важна адаптация произведений к худо-
жественному пространству, обязательное бытием. На выставке есть картины, сюжетно насыщение пространства большим коли- связанные с произведениями Карлоса Качеством произведений как богатством. станеды, - серия «Толтеки» и комбинатор-Во время общения с публикой после вы- ная картина «Площадь в Оахаке». При этом ставки художник говорил о том, что се- Виктор Сачивко на протяжении несколь-годня его в наибольшей степени интере- ких десятилетий занимался визуализацией сует доисторический период, искусство сновидений - еще в 2009 году на биеннале первобытных людей, которые создавали «Даль» была представлена его инсталляция свои произведения в пещерах как в местах «Во сне» (рис. 12), где над кроватью спящего уединения, после чего эти произведения человека пластически оживают его сновиде-и позволили людям начать рефлексировать ния. Тема значимости сновидений в жизни свою жизнь и начать развиваться. По ана- человека, дуализма сна и реальности также логии можно предположить, что музей объединяет творчество В. Сачивко и мисти-и музейные залы художник рассматривает ческие фантазии К. Кастанеды. как собственную «пещеру», которую он на- Несколько живописных полотен на вы-сыщает художественными образами, спо- ставке визуализируют тему дуализма сна собными помочь зрителям увидеть что-то и реальности - серия картин «Интерьеры о себе со стороны. Некоторые зрители за- сна» (рис. 13, 14, 15) и картина «Спящее су-метили визуальную схожесть древних си- щество» (рис. 16).
бирских петроглифов, специфику которых На комбинаторных картинах «Инте-
изучают многие исследователи (Тарасова, рьеры сна» в разной цветовой гамме пред-
Смолина, 2021; Дегтяренко, Менжурен- ставлены интерьеры жизни художника.
ко, Пчелкина, Шпак, 2022), и живописных На рис. 13 - интерьеры квартиры, в которой
произведений В. Сачивко. он живет более 40 лет, в серо-коричневой
Второй важной темой выставки стала холодной цветовой гамме, здесь опозна-
визуализация мистической фантазии Карло- ются отдельные элементы квартирного
са Кастанеды, изложенной в диалогах с пер- интерьера - лампа, стиральная машинка,
сонажем Доном Хуаном, на тему энергетиче- стулья, повторяющийся вид из окна. Как
ских потоков, управляющих человеческим было обозначено, каждая отдельная часть
Рис. 12. Виктор Сачивко. Фрагмент инсталляции «Во сне». 2009. Красноярский Музейный центр «Площадь Мира». Фотография из фондов МЦ «Площадь Мира»
Fig. 12. Viktor Sachivko. A fragment of the installation "In a dream". 2009. Krasnoyarsk Museum Center "Ploschad Mira". Photo from the funds of the MC "Ploschad Mira"
Рис. 13, 14, 15. Виктор Сачивко. Картины из серии «Интерьеры сна» на выставке «На ночь глядя». Холст, масло. 2023. Собственность автора. Фотографии А. Ситниковой
Fig. 13, 14, 15. Viktor Sachivko. Paintings from the series "Interiors of sleep" at the exhibition "Looking at night". Canvas, oil. 2023. The author's property. Photos by A. Sitnikova
Рис. 16. Виктор Сачивко. Спящее существо. Холст, масло. 2023. Собственность автора. Фотография А. Ситниковой
Fig. 16. Viktor Sachivko. A sleeping creature. Canvas, oil. 2023. The author's property. Photo by A. Sitnikova
комбинаторной картины способна существовать как самостоятельное произведение - в данном случае картина в жанре комнатного интерьера или унылого городского пейзажа. На рис. 14 - интерьеры дачи художника, решенные в глубокой синей (по В. Кандинскому «духовной») цветовой гамме с экспрессивно опасными, динамично диагональными движениями острых лестниц и треугольных окон. Наконец на рис. 15 узнаются элементы музейных интерьеров как еще одного пространства обитания художника - здесь опознаются отдельные залы красноярского Музейного центра «Площадь Мира», где нарисованы экспонирующиеся произведения художника - например, уже упомянутая композиция из 5 частей «Охота на гиппопотама» и архитектурный объект «Ваджра». Влияние окружающей среды, места обитания на сознание человека - часто обсуждаемая тема, в истории искусства художники часто изображали свои мастерские и места своей жизни как нечто рассказывающее о них самих - можно вспомнить хотя бы знаменитое произведение «Спальня в Арле» В. Ван Гога. На картинах В. Сачивко места его обитания, с одной стороны, рассказывают о состояниях души художника в этих разных пространствах, а с другой стороны, предстают пространствами обитания человека, которому снится сон про эти места.
Список литературы / References
Заключение
Виктор Сачивко является одним из наиболее продуктивных художников, живущих и работающих в Красноярске сегодня. Ежегодно он представляет публике персональные выставочные проекты, ежедневно создает по несколько графических рисунков, вдохновляясь случайными впечатлениями, пришедшими к нему в результате просмотра телевизионного контента, случайных уличных наблюдений, впечатлений от прослушивания музыки и т.д. На сегодняшний день творчество В. Сачивко недостаточно осмыслено и изучено, хотя, безусловно, он является оригинальным и заслуживающим исследовательского внимания художником.
В настоящей статье были выделены некоторые особенности творчества В. Сачивко: визуальная переработка всего многообразия истории живописи, абстрактно-экспрессионистический художественный язык, создание комбинаторных и матричных живописных композиций, которые способны как складываться в единое визуальное высказывание, так и дезинтегрироваться на отдельные самостоятельные образы; визуализация энергетических потоков, формирующих человеческий уровень бытия, внимание к теме сновидений и особенное умение переводить язык музыки на язык живописи.
Degtyarenko, K.A., Menzhurenko, Yu.N., Pchelkina, D.S., Shpak, A. A. Drevniye hudozhestvenniye proizvedeniya Tsentral'noi Sibiri [Ancient art works of Central Siberia]. In Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2022, 15, 6, 799-810.
Efanova, V. Bomba Sachivko tikaet [Sachivko's bomb is ticking]. In Novaya universitetskaya zhizn' [New university life]. 2022. Available at: https://gazeta.sfu-kras.ru/node/6552
Grushina, S. Viktor Sachivko "Ya dvigalsya v poiskah svobodi" [Viktor Sachivko "I moved in search of freedom"]. In gazeta "Konkurent" [Newspaper "Konkurent"]. 17th September. 2009, 13-14
Hudozhestvenniy proekt Viktora Sachivko "K lutshemu" [Art project by Victor Sachivko "Forward to the better"]. 2016. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=NkcwIHYCh_Q
Interv'uy s hudozhnikom Viktorom Sachivko [Interview with artist Viktor Sachivko]. At Kultura 24 [Culture 24]. 2019. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=MiK2qmx6SgE
Ivanova, L.S., Kistova, A. V. Sotciokulturnie vozmpzhnosti muzeev Krasnoyarska kak prostranstv mezhkulturnoi kommunikatcii [Sociocultural opportunities of Krasnoyarsk museums as spaces of intercultural communication]. In Severnie arhivi I ekspeditcii [Northern Archives and Expeditions]. 2002, 6, 2, 46-55.
IX Krasnoyarskaya muzeinaya biennale "Vo glubine" [IX Krasnoyarsk Museum Biennale "In the depths"]. Exhibition catalog edited by S. Kovalevskiy. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk museum center, 2012. 216.
Kistova, A. V. Dashi Namdakov. Transformatsiya. Chto hotel skazat' avtor? [Dashi Namdakov. Transformation. What did the author want to say?]. In Sibirskiy iskusstvovedcheskiy zhurnal [Siberian art journal]. 2022, 1, 1, 53-72. DOI 10.31804/2782-4926-2022-1-1-53-72. - EDN ULBGSR.
Kolesnik, M.A. "Surovii stil'" v sovetskoi zhivopisi v 1950-1960h gg. ["Severe style" in Soviet painting in the 1950s-1960s]. In Sibirskiy iskusstvovedcheskiy zhurnal [Siberian art journal]. 2022, 1, 2, 8-22. DOI 10.31804/2782-4926-2022-1-2-08-22. EDN FFSXIR.
Kolesnik, M. A. Krasnoyarskaya kistevaya rospis' po metallu: istoriya I osobennosti [Krasnoyarsk brush painting on metal: history and features]. In Sibirskiy iskusstvovedcheskiy zhurnal [Siberian art journal]. 2022, 1, 3, 1-21. EDN CGILGS.
Kolesnik, M.A., Sertakova, E.A., Sitnikova, A.A., Zanarayeva, Yu.S., Ermakov, T. K. Osobennosti razvitiya perticipatornogo iskusstva v gorode Krasnoyarske (Rossiiskaya Federatciya) v nachale XXI veka [Features of the development of participatory art in the city of Krasnoyarsk (Russian Federation) at the beginning of the XXI century]. In Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2022, 15, 6, 826-839.
Konovalova, E. Viktor Sachivko "V iskusstve dominiruet ne seksual'naya orientaciya, a tvorcheskaya misl' (Interviu s Viktorom Sachivko)" [Viktor Sachivko «Art is dominated not by sexual orientation, but by creative thought» (interview with Viktor Sachivko)]. At Informatcionniy resurs Newslab [Information resource Newslab]. 2009. Available at: https://newslab.ru/article/284723
Koptseva, N.P., Avdeeva, Yu.N., Krupkina, K.A. and others. Metodi izucheniya kulturi [Methods for studying culture]. Krasnoyarsk, Siberian federal university. 2020, 184. ISBN 978-5-7638-4350-7. EDN GEDBOV.
Koptseva, N.P., Borisenko, A.M., Nemaeva, N. O. Njvoe kulturnoe prostranstvo Sibiri (na material Krasnoyarskogo kraya) [New cultural space of Siberia (on the material of the Krasnoyarsk region)]. Krasnoyarsk, Siberian federal university. 2022, 209. ISBN 978-5-7638-4476-4. EDN EJYPQV.
Koptseva, N.P., Bralkova, A.V., Gerasimova, A.A. [and others]. Novaya art-kritika na beregah Yeniseya [New art-critic on the banks of Yenisei river]. Krasnoyarsk, Siberian Federal university, 2015, 340. ISBN 978-5-7638-2537-4. - EDN VIQKIB.
Koptseva, N.P., Kolesnik, M.A., Leschinskaya, N.M., Samarina, D. N. Russkaya kulturnaya identich-nost' v izobrazitel'nom iskusstve XIX - nachala XX veka [Russian cultural identity in the fine arts of the 19th - early 20th centuries]. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk regional public Organization "Commonwealth of Krasnoyarsk Enlighteners". 2023, 124. (Russian culture. Part 1). ISBN 978-5-6043407-4-5. EDN CBYTXX.
Koptseva, N.P., Sitnikova, A.A., Lisavina, E.P. and others. Itogi nauchnogo seminara "Teorii I praktiki prikladnih kulturnih issledovanii" 08 dekabrya 2022 goda (Museiniy tsentr "Ploschad Mira", Krasnoyarsk) v ramkah I nauchno-prakticheskoi konferentsii "Sibirskoe sovremennoe iskusstvo" [Results of the scientific seminar "Theory and practice of applied cultural research" on 8th December 2022 (Museum center " Ploschad Mira", Krasnoyarsk) as part of the I scientific and practical conference"Siberian contemporary art"]. In Sibirskiy iskusstvovedcheskiy zhurnal [Siberian art journal], 2023, 2, 1, 8-35. DOI 10.31804/2782-49262023-2-1-8-35, EDN XTLOER.
Kvitko, A. A. Interpretatciya hristianskih obrazov v sovremennon iskusstve (na primere tvorchestva Viktira Sachivko) [The interpretation of Christian images in contemporary art (on the example of Viktor Sachivko's oeuvre)]. In Architecton: izvestiya VUZov[Architecton: news of universities]. 2012, 38. 157-162.
Leschinskaya, N.M., Sitnikova, A.A., Sertakova, E.A., Koptseva, N. P. Zhurnal "Zodchiy" kak is-tochnik po istorii russkogo moderna kontsa XIX - nachala XX vekov [Magazine "Zodchiy" as a source on the history of Russian Art Nouveau in the late XIX - early XX centuries]. In Bylye gody. 2022, 17(3). 1237-1249. DOI 10.13187/bg.2022.3.1237. EDN BNRZCL.
Makovskaya, M. Sibirskoe iskusstvo bylo, est' I budet. Retcenziya na vistavku "Posle Pozdeeva" [Siberian art was, is and will be. Review of the exhibition "After Pozdeev"]. At Sodruzhestvo Prosvetitelei
Krasnoyar'ya. Umnie regioni - buduschee Rossii [Commonwealth of Enlighteners of Krasnoyarsk. Smart regions are the future of Russia]. 2019. Available at: https://www.intelsiberia.com/sibirskoe-iskusstvo
Malisheva, Yu. Hudozhnik actual'noi praktiki [Contemporary practice artist]. In gazeta "Izvestiya" [newspaper "Izvestiya"]. 9th December. 2004, 7.
Na noch' glyadya. Razgovor hudozhnika Victora Sachivko i art-directora muzeya Sergeia Kovalev-skogo [Looking at night. Conversation between artist Viktor Sachivko and museum art director Sergei Kovalevsky]. 2023. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=gLPEH3W5cHw
Pimenova, N. N. Sotcial'no-kulturnaya deyatel'nost' v Krasnoyarske: podhodi I sub'ecti (na materi-ale issledovaniya praktik Novoi hudozhestvennoi shkoli im. A. G. Pozdeeva) [Socio-cultural activity in Krasnoyarsk: approaches and subjects (based on the study of the practices of the New Art School named after A. G. Pozdeev)]. In Sibirskiy anropologicheskiy zhurnal [Siberian Anthropological Journal]. 2023, 7, 1, 17-26.
Pimenova, N.N., Zamaraeva, Yu. S. "Kulturnaya politika": konceptciya Davida Bella i Keit Okli ["Cultural Policy": Concept by David Bell and Kate Oakley]. In Severnie arhivi I ekspeditcii [Northern Archives and Expeditions]. 2023, 7, 1, 37-49.
Progulka po vistavke "Kartini" Viktora Sachivko s kuratorom Sereem Kovalevskim [Walk through the exhibition "Paintings" by Viktor Sachivko with curator Sergei Kovalevsky]. 2022. Available at: https://yan-dex.ru/video/preview/m0178844558597048
Semenova, A.A., Soshenko, M. V. Image of Siberia in Artist Aleksander Surikov's Works. In Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2011, 4, 12, 1743-1766. - EDN OKHXIH.
Seredkina, N.N., Kistova, A.V., Pimenova, N. N. Tri kartini Edvarda Munka: filosofsko-analis tsi-cla "Friz zhizni" [Three Paintings by Edvard Munch: philosophical and art analysis of "The Frieze of Life"]. In Sibirskiy anropologicheskiy zhurnal [Siberian Anthropological Journal]. 2019, 3, 4, 49-64. DOI 10.31804/2542-1816-2019-3-4-49-64. EDN WSEXKK.
Shpak, A. Znachenie kulturi v ekonomicheskih, tehnologicheskih i sotsial'nih transformatsiyah. Chast' 1 [The value of culture in economic, technological and social transformations. Part 1]. In Asia, Amerika i Afrika: istoriya i sovremennost' [Asia, America and Africa: history and modernity]. 2023, 2, 1, 76-101. DOI 10.31804/2782-540X-2023-2-1-76-101. EDN ADWFQK.
Shpak, A. A. Monumental'naya mozaika Moskvi: mezhdu utopiei I propagandoi. Retsenziya na knigu Anni Petrovoi, Ekaterini Ruskevich, Dzheimsa Hilla i Evgeniyi Kudelinoi [Monumental mosaic of Moscow: between utopia and propaganda. Book review by Anna Petrova, Ekaterina Ruskevich, James Hill and Evgenia Kudelina]. In Sibirskiy iskusstvovedcheskiy zhurnal [Siberian art journal]. 1, 1, 17-22. DOI 10.31804/2782-4926-2022-1-1-17-22. EDN ZRTOTS.
Shpak, A.A., Zamaraeva, Yu.S., Pimenova, N.N., Seredkina, N. N. Zhurnal "Niva" (1909 g.) kak is-tochnik po istorii hudozhestvennoi kulturi Rossiiskoi Imperii [Journal "Niva" (1909) as a source on the history of the artistic culture of the Russian Empire]. In Bylye gody. 2022, 17(4). 1976-1989. DOI 10.13187/ bg.2022.4.1976. EDN HRICPR.
Sitnikova, A. A. Retsenziya na knigu "Krasnoyarskiy arhitektor Leonid Chernishev" [Review of the book "Krasnoyarsk architect Leonid Chernyshev"]. In Severnie arhivi I ekspeditcii [Northern Archives and Expeditions]. 2020, 4, 1, 95-100. DOI 10.31806/2542-1158-2020-4-1-95-100. - EDN MLYDKA.
Sitnikova, A.A., Li, S. Obraz Kitaya v tvorchestve krasnoyarskogo hudozhnika Sergeya Forostovsk-ogo [The image of China in the work of the Krasnoyarsk artist Sergei Forostovsky]. In Severnie arhivi I ekspeditcii [Northern Archives and Expeditions]. 2022, 6, 4, 87-98. DOI 10.31806/2542-1158-2022-64-87-98. - EDN OOZXNN.
Sitnikova, A.A., Zhigaeva, A.A., Fedorova, A.A., Mao, S. Tvorchestvo krasnoyarskogo hudozhnika Vasiliya Slonova [Krasnoyarsk artist Vasiliy Slonov's oeuvre]. In Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2022, 15, 6, 879-893.
Tarasova, M.V., Sitnikova, A.A., Smolina, M. G. Laszlo Moholy-Nagy: napravleniya tvorchestva I vli-yanie na razvitie iskusstva XX veka [Laszlo Moholy-Nagy: directions of creativity and influence on the
development of art of the XX century]. In Sibirskiy anropologicheskiy zhurnal [Siberian Anthropological Journal]. 2020, 4, 4, 248-268. DOI 10.31804/2542-1816-2020-4-4-248-268. EDN ANHNDL.
Tarasova, M.V., Smolina, M. G. Proizvedenya naskal'nogo iskusstva Yuzhnoi Sibiri: model' miroot-nosheniya [Works of rock art of Southern Siberia: a model of world relations]. In Sibirskiy anropologicheskiy zhurnal [Siberian Anthropological Journal]. 2021, 5, 4, 34-52.
Tolstova, A. Interviu s Sergeem Kovalevskim "Hudozhnik, on vsegda perpendikuliar" [Interview with Sergei Kovalevskiy "Artist is always perpendicular"]. In gazeta "Kommersant. Vlast'" [Newspaper "Kom-mersant. Authority"]. 2009, 36. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/1234044
Viktor Sachivko "Ozareniya byvaiut postoyanno" [Viktor Sachivko "Flashes happen all the time"]. 2015. Available at: https://obtaz.com/personal_space_sachivko_01.htm
Viktor Sachivko. Zhivopis'/Obiekti na saite galerei "Borei" [Viktor Sachivko. Painting / Objects online at gallery "Borei"]. 2011. Available at: http://borey.ru/gallery/viktor-sachivko-zhivopis-obekty/
Yurchenko, V. V. Iskusstvo retrofuturizma: stimpank, diselpank, kiberpank. Decorativno-prikladnoe iskusstvo, zhivopis', kino [Retrofuturism art: steampunk, dieselpunk, cyberpunk. Arts and crafts, painting, cinema]. In Sibirskiy iskusstvovedcheskiy zhurnal [Siberian art journal]. 2023, 2, 1, 96-107.
Zhukovskiy, V.I., Koptseva, N. P. Propozitcii teorii izobrazitel'nogo iskusstva: uchebnoie posobie [Propositions of the theory of fine arts: [textbook]]. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk state university. 2004, 265.