Научная статья на тему 'Искусство скифов Алтая и картина мира'

Искусство скифов Алтая и картина мира Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
610
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусство скифов Алтая и картина мира»

С. Я. Щеброва

Искусство скифов Алтая и картина мира

В современном гуманитарном знании искусство рассматривается как один из регуляторов поступков людей и их отношения друг к другу, к обществу и природе. Любое произведение искусства представляет собой сложную систему знаков, или семиотический текст. Используя структурно-функциональный анализ знаков-символов скифского искусства можно реконструировать особенности картины мира скифов Алтая I тыс. до н.э.

Во 11-1 тыс. до н.э. в степных и предгорных областях Евразии начался переход к кочевому скотоводству. Причиной этого перехода стал кризис традиционного комплексного хозяйства, вызванный социальными, антропогенными, геоморфологическими и климатическими явлениями, а также «включение скотоводов в широкую систему общественного разделения труда»1. Появление меновой стоимости на скот и продукты скотоводства превратило скот в «первую форму денег, легко отчуждаемое богатство»2, захватить или уберечь которое можно было только с помощью оружия. В результате война стала для кочевника постоянным промыслом, «видом труда», фактором социального отбора, образом мысли и характера, нормой жизни. Военные столкновения из-за скота и ценных вещей способствовали быстрому развертыванию процессов имущественной дифференциации и социальной неоднородности кочевого общества. Переход к кочевому образу жизни и перестройка экономики на базе кочевого скотоводства произошли на Алтае, в Минусинской котловине, Забайкалье и Северной Монголии около VII в. до н.э3.

Археологические и палеоэтнографические исследования (XIX-XXI вв.) на Алтае4 выявили особенности культуры скифо-сибирского мира Евразии, уточнили её периодизацию, реконструировали социальную структуру кочевого общества I тыс. до н.э. Источником реконструкции послужили материалы палеоэтнографии, в частности, полученные при раскопках Пазыркских, Башадарских и Укокских курганов.

В результате изучения археологических, этнографических и палеоэт-нографических материалов выяснено, что скифское общество Алтая I тыс. до н.э. было социально стратифицированным. Социальная структура скифского общества была представлена царями (военная аристократия), жречеством, рядовыми свободными воинами (включая женщин-воинов), а также рабами. Погребальные обряды скифов Алтая можно подразделить на элитарные, воинские элитарные, воинские рядовые и рядовые.

По элитарному погребальному обряду хоронили царей, жрецов, знатных женщин. Для военно-аристократической страты скифского общества

123 © Щеброва С. Я., 2007

предназначались воинские элитарные обряды. В соответствии с воинскими элитарными обрядами хоронили вождей (бывших одновременно воинами и жрецами), военную дружину царя, женщин-воинов, детей, принадлежащих к военно-аристократической страте скифского общества. В соответствии с воинским рядовым погребальным обрядом хоронили свободных воинов-кочевников. Сопроводительный инвентарь был небогатым, но оружие, одежда и конское погребение в общих чертах повторяют воинский погребальный обряд, характерный для знати. По воинскому обряду хоронили мальчиков-подростков и женщин-воинов. Детей младшей возрастной группы и женщин, не участвующих в военных сражениях, хоронили в соответствии с рядовым погребальным обрядом.

Археологические материалы выявляют важность военной деятельности для скифского общества, что подтверждается находками оружия в 7073% мужских погребений5, в большинстве погребений мальчиков-подростков и, отчасти, женщин. Тема войны есть в петроглифах (сцены сражений, боевые колесницы, всадники, оружие)6, «оленных камнях» (памятниках погибшим воинам), элементах декоративно-прикладного искусства, используемых для украшения оружия, головных уборов и одежды воинов. Преобладание предметов, связанных с военной сферой деятельности, позволяет говорить о «культуре войны» - идеальном образе деятельности, стереотипах сознания и стилях поведения, соответствующих полу, возрасту и социальному статусу кочевника. Так как все явления культуры есть системы знаков, и все они имеют определенное культурное значение, то понятие «культура войны» в данном исследовании можно определить как совокупность знаков, моделирующих сферу военной коммуникации скифов Алтая I тыс. до н.э.

Совокупность идеалов и ценностей культуры войны как интеграторов скифского социума, раскрывается знаками-символами искусства. Во время совершения погребального обряда эмоционально переживаются и усваиваются этнические ценности, нормы и идеалы, осмысливаемые с помощью социальной символики (вербальных, звуковых, вещностно-предметных и других символов). Этнические ценности переосмысливаются как знаки-символы, которые люди используют в целях этноиденти-фикации, и лежат в основе процессов этнической мобилизации7.

Локализация знаков-символов (изображения хищных птиц, зверей, фантастических животных, выполненные в «зверином стиле») на мужской и женской одежде различна, и соответствует представлениям скифов о строении Вселенной. Верхний мир, согласно скифскому зооморфному коду8, был связан с хищными птицами, средний - с копытными животными, а нижний - с рыбами, хищными зверями и фантастическими существами.

Основные знаки-символы, по наличию которых можно судить о принадлежности мужчин к военной аристократии, сосредоточены на головных уборах, шейных гривнах, наборных поясах и оружии. Воинский шлем завершался в виде позолоченной головы хищной птицы. На макушке птичьей головы прикреплялась фигурка коня с рогами козерога -символа возрождения мира. Вторая фигурка коня с рогами козерога прикреплялась к лобной части шлема, а слева - фигурка оленя. Вся композиция размещалась на фоне войлочной поверхности шлема красного цвета - символа войны в Китае и индоиранском мире. Все фигурки животных, а также птиц были позолочены.

Символом власти военной аристократии были позолоченные резные шейные гривны и наборные пояса. На концах гривн укреплялись фигурки хищников - барсов, львиных грифонов, волков. Основными сюжетами пряжек наборных поясов - атрибутов власти9, были готовящиеся к прыжку звери кошачьей породы, борьба двух сопоставленных хищников кошачьей породы10 или борьба копытного с хищным зверем. В элитном воинском погребении восьмилетнего мальчика из кургана № 2 могильника Ак-Алаха-1 деревянная пряжка пояса выполнена в виде хищных зверей. На серебряной пряжке вождя-воина из Второго Пазырыкского кургана изображена сцена терзания львом горного козла11. Мотив терзания хищником копытного был широко распространен на седлах и седельных покрышках боевых коней скифской военной аристократии. Разноцветные войлочные аппликации в виде терзания хищниками (львами, тиграми, волками) или фантастическими грифонами копытных (лосей, оленей, козлов, горных баранов) наиболее полно сохранились в курганах Пазы-рыка и Укока.

Оружие украшалось изображениями хищных зверей, интерпретируемых исследователями как обереги-талисманы12, охраняющие воинов и отпугивающие врагов и злых духов. Агрессивность, молниеносная реакция, свирепость и безжалостность хищного зверя соответствовали стремлениям скифов, всадников и воинов, быстро настигнуть и поразить врага. «Звериный стиль» отражал особенности психологии воинов, для которых красивым было то, что гарантирует выживание и победу: «все быстрое, сильное, стремительное»13.

В соответствии с характером производственной деятельности знаки-символы, размещаемые на одежде, воплощали идеальные образы, соответствующие социальным ролям мужчин и женщин.

Главным среди образов скифской культуры войны был Фарн14 - символ воинской доблести и славы. Истоки этого образа уходят в древнюю историю Ирана15 и Средней Азии, где Фарн представал как бессмертная сущность, душа мира и человека, воплощавшаяся в процессе реинкарнации в Барана, Солнце, Свет, Птицу, Коня, Верблюда, Кабана, Воина. По-

сле смерти воина-кочевника его душа виделась перемещающейся по мирам Вселенной в образе хищной птицы-Фарна. Обнаруженную в северной части плоскогорья Укок в кургане № 3 могильника Верх-Кальджин-2 мумию молодого воина можно рассматривать как наглядное подтверждение существования образа Фарна в культуре скифов Алтая. Птичий облик воину придавали белая меховая шуба с «хвостом» и войлочный шлем в виде птичьей головы. Блеск и славу Воина-Птицы-Фарна символизировали богатые одежды скифской военной аристократии, дополненные позолотой на украшениях воинских шлемов, шейных гривн и оружия (курганы Катанды, Пазырыка и Укока). Образу Фарна соответствует символика одежды ребёнка восьми лет, похороненного в соответствии с элитным воинским погребальным обрядом в кургане № 2 могильника Ак-Алаха-1. О популярности образа Фарна в среде рядовых кочевников свидетельствуют найденные археологами воинские шлемы в виде головы птицы и сохранившиеся части одежды воинов.

Вторым образом скифской культуры войны является образ Великой Матери или Великой Богини. С эпохи первобытности у древних народов существовало поклонение этому божеству, возрождающему жизнь. Символом материнского начала Вселенной является погребение скифской «жрицы» на плато Укок в кургане № 1 могильника Ак-Алаха-3. Основные знаки-символы образа Великой Богини сосредоточены на причёске и головном уборе. Это позолоченные фигурки двух оленей и пятнадцати птиц, прикрепленные к высокому войлочному лепестку, символизирующему Мировое древо - символ плодородия.

Образы Фарна и Великой Матери у скифов Алтая свидетельствуют о разделении труда между мужчинами и женщинами в условиях кочевого хозяйства, повышении роли военной аристократии и мужчины-воина в экономике скифского общества. В целом, в скифских мотивах украшений одежды, головных уборов и оружия выявлены две идеи кочевой культуры: «мужчины существуют для войны, а женщины - для воспроизводства воинов»16. Эти идеи воплощались в образах мужской и женской «Вселенных», определяя производственные задачи членов кочевого общества, разграничивая мир на пространство «своего и чужого», оправдывая не только жестокость в сражениях по отношению к врагам, но и законное положение военнопленных, обращенных в рабов и находящихся на самой нижней ступени социальной лестницы скифского общества.

1 Артамонов М. И. Сокровища саков. (Аму-Дарьинский клад. Алтайские курганы. Минусинские бронзы. Сибирское золото). - М., 1973. - С. 5-6. - (Памятники древнего искусства).

2 Маркс К. Сочинения. Т. 23. /К. Маркс, Ф. Энгельс. - С. 99.

3 Грязнов М. П. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири // Эпоха бронзы и раннего железа Сибири и Средней Азии. - Л., 1961. -211 с. - С. 7-31, 7. - (Археологический сборник № 3, 1961).

4 Культуру скифов Алтая исследовали В. В. Радлов, А. В. Адрианов, М. П. Грязнов, С. И. Руденко, С. В. Киселёв, А. П. Окладников, К. Ф. Смирнов, С. С. Сорокин, А. П. Уманский, Л. С. Марсадолов, Е. А. Окладникова, В. И. Молодин, Н. В. Полосьмак, С. Г. Кляшторный, В. А. Кочеев, В. А. Могильников, Д. Г. Савинов, Ю. Ф. Кирюшин, А. А. Тишкин и многие др.

5 Дашковский П. К. Социальное развитие кочевников Алтая в скифскую эпоху / П. К. Дашковский, А. А. Тишкин // Социально-демографические процессы на территории Западной Сибири (древность и средневековье). Материалы Всесоюзной конференции. - Кемерово : 2003. - С. 74-81.

6 Петроглифы Горного Алтая. - Новосибирск : Наука, 1980. - 140 с. -Табл. 61. Участок VIII, рис. 3. - С. 99; Окладникова Е. А. Петроглифы средней Катуни. - Новосибирск : Наука, 1984. - 112 с. - Табл. 26. Ороктой, рис. 2. - С. 90; Окладников А. П.. Петроглифы урочища Сары-Сатак (долина р. Елангаш) /

A. П. Окладников, Е. А. Окладникова, В. Д. Запорожская и др. - Новосибирск, 1982. - 148 с. - Табл. 100. Участок XIII, рис. 18. - С. 145; Петроглифы Чанкыр-келя. Алтай. Елангаш. - Новосибирск : Наука, 1981. - 146 с. - Табл. 33. Участок X, рис. 7. - С. 73; Петроглифы долины реки Елангаш (юг Горного Алтая). - Новосибирск, 1979. - 136 с. - Табл.18. Участок 2, рис. 1. - С. 59.

7 Окладникова Е. А. Этнос. Общение. Ценность: учеб. пособие. Выпуск II. Этнические ценности : Спецкурс. - СПб., 2004. - С. 46.

8 Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тыс. до н.э. - М., 1985. - С. 141; Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. - М., 1977. - С. 121.

9 Widengren G. Le symbolisme de la ceinture. - «Iranika Antiqua». - Leiden, 1968, v. 8. - Р. 133, 148-150.; Манцевич А. П. О скифских поясах. - С. 19-30. // СА, VII, 1941. - С. 19.

10Могильников В. А. Курган раннего железного века на Чумыше /

B. А. Могильников, А. П. Уманский // КСИА. Вып. 167. Археология Сибири, Средней Азии и Кавказа. - М., 1981. - С. 80-86, 81.

11 Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. АН СССР. Институт истории материальной культуры. - М.; Л., 1953. - С. 124. (Табл. XXVII, 1 и 2).

12 ГраковБ. Н. Скифы. Научно-популярный очерк. - М., 1971. - С. 99-100.

13Хазанов А. М. Золото скифов. - М., 1975. - С. 35.

14 Литвинский Б. А. Кангюйско-сарматский фарн (к историко-культурным связям племен южной России и Средней Азии). - Душанбе, 1968.

15 Кузьмина Е. Е. Мифология и искусство скифов и бактрийцев: (Культурологические очерки) = Mythology and Art of Scythians and Bactrians: (Essays on cultural history). - М., 2002. - С. 34.

16 Фейблман Дж. Типы культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. - СПб., 1997. - С. 211. - (Культурология XX век).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.