МРНТИ 18.67.91 УДК 791.
DOI:10.56032/2523-4684.2022.4.4.88
А.С. Бейсенова1 1 Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)
ИСКУССТВО КИНО И КАЗАХСТАНСКАЯ КИНОИНДУСТРИЯ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Аннотация
Настоящая статья посвящена вопросам развития современной киноиндустрии Казахстана. В контексте раскрытия проблемы были даны некоторые понятия искусства кино, касающиеся основной темы, изучен кинематограф как вид искусства, предпосылки рождения и развития кинематографа, его влияние на культуру. В статье рассматриваются современное состояние и возможности развития казахстанской киноиндустрии, в частности аспекты создания кино. Рассмотренные проблемы даются на основании взгляда людей причастных к созданию кино.
Ключевые слова: киноискусство, проблемы кино, отечественный кинематограф, современная киноиндустрия, кинодеятели.
А.С. Бейсенова1 1 Казак улттык хореография академиясы (Астана, Казакстан)
КИНО ©НЕР1 ЖЭНЕ КАЗАКСТАНДЫК КИНОИНДУСТРИЯ: 1ШК1 К©ЗКАРАС
Аннотация
Осы макала Казакстаннын заманауи киноиндустриясын дамытудаFы мэселелердi жария етуге арналFан. Мэселенi ашу контекс^нде, непзп такырыпка катысты, кино енер'!н'!н кейбiр тYсiнiктерi бер'тд'г. кинематография - енер тYрi рет'!нде, кинематографиянын жаратулыы мен дамуынын алFышарттары жэне онын мэдениетке эсерi зерттелдi. Макалада казакстандык киноиндустриянын казiргi жаFдайы жэне даму мYмкiндiктерi, атап айтканда кино жасау аспектiлерi карастырылады. КарастырылFан мэселелер кино тYсiруге катыскан адамдардын кезкарасы негiзiнде берiледi.
ТYЙ¡нд¡ сездер: кино енерi, кино мэселелерi, отандык кинематография, заманауи киноиндустрия, кино кайраткерлерi.
A.S. Beisenova1 Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan)
THE ART OF CINEMA AND THE KAZAKH FILM INDUSTRY: AN INSIDE LOOK
Annotation
This article is devoted to highlighting issues in the development of the modern film industry in Kazakhstan. In the context of the disclosure of the problem, some concepts of the art of cinema were given concerning the main topic, cinema as an art form, the prerequisites for the birth and development of cinema, and its influence on culture were studied. The article discusses the current state and development opportunities of the Kazakh film industry, in particular aspects of the creation of cinema. The considered problems are given on the basis of the view of people involved in the creation of cinema.
Key words: cinematography, cinema problems, domestic cinematography, modern film industry, filmmaker.
Введение. Актуальность темы настоящей статьи определяется вопросами развития киноиндустрии в Казахстане. Составляющей сферой киноиндустрии Казахстана является организация отечественного кинопроизводства. Тема особенно актуальна, поскольку сегодня, как бы это печально ни звучало, казахстанский кинематограф находится не в лучшем состоянии, а на экранах доминируют американские шедевры кино. Важным представляется дать сведения о понятии кино как вида искусства и взглянуть на кухню кинопроизводства изнутри. Поэтому для выявления некоторых проблем современной индустрии Казахстана были проведены интервью с известными деятелями киноискусства. Материалы интервью стали отправной точкой для определения тенденций современной
киноиндустрии Казахстана.
Методы исследования. В процессе изучения объекта и предмета исследования использовались различные методы: обобщение, исторический, сравнительный, интервьюирование. Для уточнения
понятийного аппарата была изучена теоретическая литература.
Обзор литературы по теме. Об основах киноязыка, который является содержательным, превращаясь в объект сообщения, о необходимости формирования кинозрителя пишет Ю.М. Лотман в своем исследовании «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» [1].
Ю.Н. Усов размышляет по поводу взаимоотношений зрителя с экранными видами искусства на уровне общих вопросов восприятия, интерпретации и эстетической оценки формы пространственно-временного повествования.
Исследователь утверждает, что необходимо «самому развить восприятие в практике общения с произведениями экранных искусств» [2].
Л.П. Прессман утверждает, что необходимо использовать любовь молодёжи к самому массовому искусству XX в., делая его «нашим союзником», однако не ставя знак равенства между литературным произведением и его экранизацией [3].
Результаты исследования. Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе фактического и теоретического материала дать представление об искусстве кино и выявить наиболее значимые показатели состояния отечественного
кинематографа, тенденций и проблемных вопросов его развития.
Задачи данной исследовательской работы заключаются в следующем:
— дать определение кино как виду искусства.
— выяснить какие компоненты классических видов искусств перенял кинематограф, и определить его как уникальный продукт современности.
— выявить основные проблемы при создании кино в Казахстане.
Данной теме посвящено очень мало работ. Большая часть исследований ограничивается кратким определением изданий, освещающих киноотрасль. Данная работа позволит взглянуть на киноиндустрию изнутри.
Искусство занимает особое место в социальной жизни людей. Искусство обладает способностью расширять границы человеческого общения и дает возможность зрителю, читателю, слушателю ощутить, понять, испытать то, что человеку зачастую не удается почерпнуть из обыденной жизни. Каждый вид искусства формирует диалог между автором и получателем. Автор через своё творчество передаёт определенное сообщение получателю, которое имеет различные формы, например, идеология, придуманный рассказ или же весть о чём-либо.
Одним из примеров такого диалога является кюй-легенда «Аксак-кулан», основанный на казахском предании, события которого связаны со смертью Джучи. Он был сыном Чингисхана. Автор данного кюя - кюйши Кетбуга. Здесь можно отметить то, что существует несколько версий легенды и кюя. Легенда гласит, что когда Джучи скончался от атаки Аксак-Кулана, никто не был в силах рассказать об этом известии Чингисхану, так как по древним обычаям за то, что человек приносил плохую весть, следовала смерть. Однако мудрый жырау Кетбуга прибыл к хану, и с помощью кюя на домбре, поведал ему о смерти его сына. Кетбуга молчал, и только музыка говорила. Поэтому Чингисхан залил домбру свинцом, из-за чего в ней появилось отверстие [4].
Искусство зародилось с самого начала существования человечества, поэтому
сформировалось множество различных видов искусства. Искусство как художественное творчество, включает в себя литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративное искусство, музыку, танец, театр, кино и др. Некоторые виды искусства являются синтезом. Под понятием синтез искусств подразумевается соединение или органичный союз окончательно сформировавшихся и устоявшихся искусств. Например, кинематограф изначально является синтезом театра, литературы, фотографии и музыки. Из литературы кинематограф вобрал в себя сюжет, его оригинальных героев, поэтичность и образность. Фотографии и живопись же добавили в кино сочетаемость цветовых гамм, работу с
композицией и перспективой. Музыка дала возможность творить настроение и атмосферу, и тем самым оживила и внесла гармонию в произведение.
«Кино — это искусство, способное создать нетленные шедевры, подобные тем, которые уже были созданы в свое время, на которые следует равняться. Есть смысл создавать шедевры, мне думается» - А. Тарковский [5]. Другими словами, кинематограф (от греч. кьу^ма, род. п. кьупмахо^ — движение и греч. урафш — писать, рисовать; то есть «записывающий движение») — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Он зародился в конце XIX и стал пользоваться популярностью в XX веке, потому кинематограф является относительно новым видом искусства. Его история в сравнении с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка. Однако относительная «юность» кино не мешает оставаться ему самым массовым видом искусства уже на протяжении нескольких десятков лет. Началом истории кино принято считать первый киносеанс, устроенный братьями Люмьер в Париже на бульваре Капуцинок в декабре 1895 года. Тогда они презентовали фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота».
Кино относится к зрелищному искусству и принадлежит к виду изобразительного искусства, представляя собой изображение видимого мира. Доказательством этому служит немое кино, так как оно является полноценным художественным искусством. Киноиндустрия начала масштабно развиваться с появлением телевидения. Таким образом, кинематограф не стоит на месте, а напротив идет в ногу с технологическим прогрессом. Раньше кино было немым и имело черно-белую картинку, а сегодня это целое зрелище со множеством спецэффектов и элементами компьютерной графики. В настоящее время кинематограф представляет из себя соединение таких двух сфер как бизнес и искусство. Если рассматривать его со стороны искусства, то кинематограф является культурным объектом, имеющим высокую творческую и
общественную ценность. Со стороны бизнеса кинематограф является привлекательной
инвестицией, имеющей возможность генерировать прибыль от вложенных в кинопроект средств. Поэтому ценность фильма зависит от его качества, а также от эффектного распределения выделенных на него средств.
Остановимся на основных взглядах современных деятелей киноискусства. Для режиссера его кинопроизведение является способом выражения чувств, мыслей и взгляда на этот мир, также, как музыка для композитора или картина для художника. Приходя в кинотеатр с членами своих семей, друзьями или одни на просмотр какой-либо новинки, люди преследуют только одну цель - расслабиться и получить удовольствие. Однако в реальности фильмы получают доступ к сознанию зрителей, так как в ходе киноленты автор пытается поведать о своей морали, идее или проблеме, а иногда и навязать собственные ценности. По мнению одного из респондентов, продюсера Алмаса Сагынулы «в Казахстане делаются фильмы, на которые «клюнет» зритель, а, к сожалению, наш дорогой зритель еще не воспринимает кино казахстанского производства. Особенно если фильмы сделаны не по привычному стандарту, а ведь большая часть фильмов, выходящих в широкий прокат в Казахстане от независимых продюсеров, которые снимают коммерческое кино на собственные деньги» [6]. По этой же теме продюсер добавил, что одна из проблем современной киноиндустрии Казахстана - это недостаток финансирования, поэтому выбор жанра -это просто результат. К проблемам можно отнести и то, что молодому поколению сложно пробиться в кино в самом начале пути. «Я видела режиссеров, которые давно готовы снимать и занять свое место в кино, но пробиться им не получилось. Мне кажется это огромной проблемой, потому что сфере пора молодеть, так как появилось куча актуальных проблем, которое старшее поколение режиссеров, не сможет рассказать, как наше» - отметила Томирис Аралбай [7]. Существует и хорошая сторона, люди
также через киноленту могут поведать об актуальных проблемах, тем самым помочь найти ответы зрителям на важные вопросы. Таким образом, возможности киноиндустрии огромны, так как она может содержать в себе воспитательную и этико-нравственную функцию, оказывая влияние на формирование человеческой личности. Еламан Шаубанов отметил, что наше кино теряется на фоне иностранных фильмов поскольку невозможно сделать хорошее кино для своего отечественного зрителя, не придавая фильмам национального духа, коего не найти в западных фильмах. Речь об отношении к жизни, об ощущении времени и пространства нашими зрителями, о национальных особенностях, в конце концов [8]. Алмас Сагынулы также добавил: «Одна из главных проблем - это выбранная тематика фильмов. О чем все последние фильмы? Об ужасных отношениях между двумя семьями, чьи дети решили пожениться. Наверное, уже больше 20 фильмов об этом произведено за последние 5 лет» [6]. Более того, по мнению Сатжан Енлик, режиссёра и выпускника КазНУИ: «Первая проблема современной киноиндустрии Казахстана -низкая кинокультура. Ведь, общество воспринимает поход в кино поводом вырваться из рутины и развлечься, а не искусством» [9].
Кино - самое массовое явление на сегодняшний день, и, если фильм адресован массовой аудитории, должен нести большую социальную нагрузку. По этой причине на современном этапе было бы правильно, чтобы кино рассматривалось в меньшей мере со стороны индустриального развития, и в большей как искусство, которое предназначено для развития человечества в лучшую сторону. По мнению А. Базена, кино решает прежде всего идею временного измерения пространства: «Впервые изображение вещей становится также изображением их существования во времени и как бы мумией происходящих с ними перемен» [10, с.45].
Киноязык оказывает огромное влияние на массы так как кино является одним из самых распространенных в мире средств массовой
коммуникации. Он превосходит этим другие виды искусства, а также имеет характеристики интернациональности и не теряет своей значимости со временем. Фильм способен заставить любую аудиторию (вне зависимости от возраста и вида деятельности) правильно реагировать на то, что происходит в киноленте, в одни и те же моменты. Кино передаёт через экран эмоции, чувства и мысли другого человека. И успех создателя кино зависит от того, понимают ли зрители то, что им хотят донести. Кинорежиссер И. Хейфиц писал о силе киноискусства: «Зритель всегда жаждет мысленно пожать руку такому вот «своему парню» и поблагодарить его за то, что он сказал за сидящего в зале заветные слова и совершил то, что хотел бы совершить сидящий в зале. Но сделал это искуснее, а главное — в самый подходящий момент» [11].
Знаменитый режиссер Аскар Узабаев, снявший такие популярные в Казахстане фильмы в жанре комедия, как «Келинка тоже человек» и «5 причин не влюбиться в казаха», в своём интервью отметил, что комедия зарекомендовала себя как жанр, который приносит деньги, поэтому многие продюсеры берутся именно за съёмки фильмов этого жанра. По его словам, «продюсеры боятся рисковать деньгами, поэтому им нужен большой процент вероятности того, что фильм окупится» [12]. Это также подтвердил выпускник КазНУИ, Дамир Бишаков: «Казахстанские зрители привыкли к незамысловатым комедиям, поэтому при выходе фильмов иных жанров, могут не воспринять сложные сюжеты, заставляющие думать, тем самым негативно принять картину нового жанра» [13]. «В кино самое главное - это сценарий. Посмотрев любой сегодняшний комедийный фильм, начинаешь представлять, какой был написан сценарий. И понимаешь, что его даже не было» - высказался Арман Асенов [14]. По данному вопросу также есть мнение режиссёра Еламана Шаубанова: «Первая и, скорее, самая болезненная проблема нашего отечественного кино, так это отсутствие «доброкачественного сценария». Наши некоторые киноделы, уже научились выдавать приятную глазу
картинку, но мне, как зрителю, после первых минут уже не интересно смотреть, если не проработана драматургия» [8].
В свою очередь, существует и противоположное мнение по поводу популярности жанра комедии в современной киноиндустрии Казахстана. Так, режиссёр и преподаватель КазНУИ, Аян Ушкын, сказал: «В этом нет ничего страшного» [15]. Как аргумент он привёл в пример ситуацию в России, когда вначале нулевых снимались только комедийные фильмы. И благодаря этому они вырастили, по его мнению, самую главную вещь -культуру просмотра российского кино в кинотеатрах. Все это привело к тому, что в 2017 году «Движения вверх» только в России собрал 60 млн. долларов США. «Когда условно новая казахстанская комедия может быть даже и не собрала ничего, но ее посмотрело 100 тысяч человек, тем самым про неё начали говорить, а завтра этой продюсерской компании будет проще находить инвесторов. Кинематографисты делают главную вещь - приводят в кино людей, спонсоров и зрителей. Они заставляют говорить о казахстанском кино, поэтому пусть хоть сто тысяч комедий выходит в год до тех пор, пока это приводит нового зрителя и создает новых инвесторов» - отметил он [15].
Двоякий вывод сделал его коллега, режиссёр Жанболат Хайруллин. Он назвал жанр комедии одновременно победой в киноиндустрии Казахстана, и проблемой для развития индустрии. «Режиссёр Нуртас Адамбаев является спасителем казахстанского кино, который вывел его на невероятно высокий уровень. Однако с его выпуском фильма «Келинка Сабина» в 2014 году, появилась проблема того, что мы врезались в свой личный потолок. У меня даже бывало такое, что инвесторы напрямую говорили, что готовы спонсировать только фильм комедийного жанра. Сам я лично принципиален насчёт этого жанра. Я хочу попробовать разные жанры и повторить успех Голливуда» [16].
Однако, это всего лишь часть всех проблем, на самом же деле есть и другие, которые будут
рассмотрены далее. Казахстан нуждается в поддержке индустрии в целом, так как сложно поверить, но многие наши артисты или работники сферы искусства работают или не по своей специальности, или в службе такси и доставки. Многими режиссерами была отмечена проблема недостатка квалификации работников в сфере кино. В университетах не хватает практики. Хоть наши киношколы имеют собственные программы обучения и многочисленные мастерские, но, к сожалению, наше кинообразование не вполне соответствует международным стандартам, так как большинство дипломов не признаются миром, а те специалисты, которые имеются, редко оцениваются по достоинству в части оплаты. Данияр Амангельдиев, режиссёр-самоучка, поведал нам интересную историю, как студенты наших вузов просили его снять им диплом. «У них во время всех лет обучения была только теория и никакой практики, поэтому они и не смогли сделать всё сами» [17]. Многие деятели искусства также высказываются в негативном ключе по поводу профессиональных навыков актёров, а точнее их отсутствия. Ардак рассказал, что было много ситуаций, когда актёр не проходил кастинг из-за незнания казахского, русского или английского языков. Он привёл в пример Китай, из которого к нам прибыли актёры с огромным багажом знаний. Актёры могли не только хорошо играть роль, но и скакать на лошадях, виртуозно играть на инструментах, знали много языков и обладали иными навыками, которых не хватает нашим актёрам. Модель и актер, сыгравший одну из главных ролей нашумевшего сериала 2021 г. «5:32», Шынгыс Бейбитулы прокомментировал неуважение со стороны многих организаторов. Зная, что актёры согласятся даже на маленькую сумму ради проекта, они, в свою очередь, могут превысить положенный график или вовсе отстать от графика, чем вызвать суматоху на съёмочной площадке [18].
По этой проблеме также высказался студент КазНУИ Арман Кожатай: «У молодых и начинающих людей нет больших денег, следовательно, нет
возможностей создавать кинокартины крупных масштабов. В этом случае могли бы помочь фонды, выделяющие деньги на проекты, однако деньги выдаются чаще уже известным людям, тем, кого уже знают» [19]. Аян Ушкын подтвердил, что в киноиндустрии, как и во всех странах, не любят новые лица. И если они появляются, то это либо случайность, либо огромное везение. «Путь, как правило, у всех очень длинный» [15]. Шолпан Бахытжанкызы рассказала о том, что при кастинге в Казахфильм, все проекты должны быть или патриотические, или исторические, фильмы на темы, наталкивающие зрителей на размышления, сразу отвергаются, что, следовательно, не нравится молодёжи, которая хочет снимать фильмы про современность, какие проблемы, какие мечты и мысли сегодня у людей [20].
Выводы. Заключение. Достигнутые результаты составляют основу для дальнейшего развития кинематографии, роста киноиндустрии и повышения качества и конкурентоспособности выпускаемых фильмов. Но при условии существенного изменения и доработки системы государственного регулирования и поддержки, реализации новых механизмов и мер, учитывающих текущую ситуацию и лучший зарубежный опыт. В этом заключается необходимость долгосрочной концепции развития киноиндустрии. Сегодня в сфере кино необходимо создать условия для поддержки творческих инициатив, внедрения инновационных форм кинопроизводства. Задача отечественного кино -донести до мирового сообщества уникальное историческое наследие Казахстана, самобытную культуру, традиции, наши глобальные достижения.
Список использованных источников:
1. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин: Ээсти Раамат, 1973. - 206 с.
2. Усов Ю. Н. В мире экранных искусств. - М.: БуР-Аргус, 1995. - 224 с.
3. Прессман Л. П. Использование кино и телевидения для развития речи учащихся. - М.: Просвещение, 1965. -160 с.
4. Жанайдарова О. Легенды Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана. - Алматы: Аруна, 2007.
5. Бейсенова А. Интервью с Cагынулы А. - Нурсултан. -15 марта 2021.
6. Бейсенова А. Интервью с Аралбай Т. - Нурсултан. - 23 февраля 2021.
7. Бейсенова А. Интервью.с Шаубановым Е. - Нур-Cултан. - 15 марта 2021.
8. Бейсенова А. Интервью.с Енлик C. - Нурсултан. - 15 марта 2021.
9. Радугина А. Эстетика. - М., 2002.
10. Базен А. Что такое кино? - М., Искусство, 1972. - 384. -
C.4S.
11. Плотникова СО. Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи // Молодой ученый. -2017. - № 1.1 (135.1). - C. 95-97.
12. Бейсенова А. Интервью с Узабаевым А. - Нурсултан.
- 27 марта 2021.
13. Бейсенова А. Интервью с Бишаковым Д. - Нурсултан.
- 23 февраля 2021.
14. Калымжанов А. Казахстанские комедии: трэш, эстетический фасфуд или успокоительное. // Интернет ресурс: https://brod.kz (Дата обращения 24.10.2022 время 18:50).
15. Бейсенова А. Интервью с Найзабековым А.У. - Нур-Cултан. - 14 марта 2021.
16. Бейсенова А. Интервью с Хайруллиным Ж. - Нур-Cултан. - 27 марта 2021.
17. Бейсенова А. Интервью с Амангельдиевым А. - Нур-Cултан. - 28 марта 2021.
18. Бейсенова А. Интервью с Бейбитулы Ш. - Нурсултан.
- 27 марта 2021
19. Бейсенова А. Интервью с Кожатай А. - Нурсултан. - 14 апреля 2021.
20. Бейсенова А. Интервью с Бахытжанкызы Ш. - Нур-Cултан. - 14 апреля 2021.
References:
1. Lotman Ju.M. Semiotika kino i problemy kinojestetiki. -Tallin: Jejesti Raamat, 1973. - 206 s. (In Russ).
2. Usov Ju. N. V mire jekrannyh iskusstv. - M.: SvR-Argus, 1995. - 224 s. (In Russ).
3. Pressman L. P. Ispol'zovanie kino i televidenija dlja razvitija rechi uchashhihsja. - M.: Prosveshhenie, 1965. -160 s. (In Russ).
4. Zhanajdarova O. Legendy Drevnego Kazahstana. Detskaja jenciklopedija Kazahstana. - Almaty: Aruna, 2007. (In Russ).
5. Bejsenova A. Intervju s Sagynuly A. - Nur-Sultan. -15 marta 2021. (In Russ).
6. Bejsenova A. Interv'ju s Aralbaj T. - Nur-Sultan. - 23 fevralja 2021. (In Russ).
7. Bejsenova A. Intervju.s Shaubanovym E. - Nur-Sultan. -15 marta 2021. (In Russ).
8. Bejsenova A. Intervju.s Enlik S. - Nur-Sultan. - 15 marta 2021. (In Russ).
9. Radugina A. Jestetika. - M., 2002. (In Russ).
10. Bazen A. Chto takoe kino? - M., Iskusstvo, 1972. - 384. -S.45. (In Russ).
11. Plotnikova S.O. Vlijanie kinoiskusstva na mirovozzrencheskie ustanovki molodezhi// Molodoj uchenyj. - 2017.
- № 1.1 (135.1). - S. 95-97. (In Russ).
12. Bejsenova A. Interv'ju s Uzabaevym A. - Nur-Sultan. - 27 marta 2021. (In Russ).
13. Bejsenova A. Interv'ju s Bishakovym D. - Nur-Sultan. - 23 fevralja 2021. (In Russ).
14. Kalymzhanov A. Kazahstanskie komedii: trjesh, jesteticheskij fasfud ili uspokoitel'noe. // Internet resurs: https://brod.kz (Data obrashhenija 24.10.2022 vremja 18:50). (In Russ).
15. Bejsenova A. Interv'ju s Najzabekovym A.U. - Nur-Sultan.
- 14 marta 2021. (In Russ).
16. Bejsenova A. Interv'ju s Hajrullinym Zh. - Nur-Sultan. - 27 marta 2021. (In Russ).
17. Bejsenova A. Interv'ju s Amangel'dievym A. - Nur-Sultan.
- 28 marta 2021. (In Russ).
18. Bejsenova A. Interv'ju s Bejbituly Sh. - Nur-Sultan. - 27 marta 2021. (In Russ).
19. Bejsenova A. Interv'ju s Kozhataj A. - Nur-Sultan. - 14 aprelja 2021. (In Russ).
20. Bejsenova A. Interv'ju s Bahytzhankyzy Sh. - Nur-Sultan.
- 14 aprelja 2021. (In Russ).