СКУССТВО КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ РЕКЛАМНОГО ОБРАЗА: ЭНДИ УОРХОЛ И CALVIN KLEIN
УДК 7.01:659.128
DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10407
Е. С. Ежова
Российский государственный гуманитарный университет
Автор исследует использование произведения искусства как определённого набора социокультурных реалий в рекламе на примере работы Энди Уорхола «Элвис 11 раз» в снимке марки Calvin Klein. Анализируемый пример ярко демонстрирует построение композиции кадра с помощью создания условных горизонталей и вертикалей, задающих нужный рекламодателю тон восприятия снимка. Задействование именно этой работы художника подчёркивает и композицию кадра, и создаваемую им атмосферу. Помимо визуального нарратива, реклама бренда также использует текст, легенду к фотографии как ключ к направленному восприятию зрителем заложенных смыслов. Переданная посредством нескольких высказываний с параллельными конструкциями, легенда формирует условные равенства между именем Уорхола и его работой и названием бренда Calvin Klein и его продукцией, закрепляя в сознании и социокультурном пространстве зрителя ассоциации рекламируемых предметов с классикой.
Ключевые слова: реклама, фотография, серийность, композиция, восприятие, медитативность.
Ekaterina S. Ezhova
Russian State University for the Humanities, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Miusskaya sq. 6, 125993, Moscow, Russian Federation
The author explores the use of a work of art as a certain combination of social and cultural realities in advertising on the example of Andy Warhol's "Elvis (Eleven times)" in a Calvin Klein campaign. The case clearly illustrates creation of a composition via drawing conventional horizontal and vertical lines, setting the mood, sought by the brand, for perception of the shot. The reference to this particular work of art underlines both the architecture and the atmosphere it enhances. In addition to the visual narration, the brand's advertisement uses some text, a legend to the photo, as a guideline for a viewer to grasp the embedded senses. In a couple of parallel phrases, the legend draws some equations between Warhol and his work and Calvin Klein and its products, fixing in the mind and the social and cultural space of a viewer precise associations of the promoted items with classics.
Keywords: advertising, photo, seriality, composition, perception, meditativeness.
ЕЖОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА - аспирант Российского государственного гуманитарного
университета, старший корреспондент-переводчик, ФГУП МИА «Россия сегодня» EZHOVA EKATERINA SERGEEVNA - PhD student, the Russian State University for the Humanities, senior correspondent-translator, the Federal State Unitary Enterprise International Information Agency "Russia Today"
ART AS A MEDIUM FOR CREATING AN ADVERTISING IMAGE: ANDY WARHOL AND CALVIN KLEIN
e-mail: [email protected] © Ежова Е. С., 2020
^ Эстетика
Для цитирования: Ежова Е. С. Искусство как средство создания рекламного образа: Энди Уорхол и Calvin Klein // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 4 (96). С. 70-78. DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10407
Изобразительные произведения искусства в рекламе использовать начали в XIX веке, эта тенденция получила дальнейшее и широкое развитие в ХХ веке. В результате этот вид экономической деятельности был полностью переосмыслен, что, в свою очередь, дало ему мощный импульс для эволюции на каждом из уровней человеческого восприятия. Разработанные техники, параллельно с бурным развитием новых технологий и методов, были приняты на вооружение в первые два десятилетия XXI века, о чём могут засвидетельствовать частые референции к произведениям искусства начала второй половины XX века, когда реклама сформировала новый стиль - поп-арт. Именно это новое направление, прославляющее продукты потребления и массовой культуры, вернуло фокус искусства на предмет как таковой, который и является базисом рекламы.
Зародившийся в начале 1950-х годов поп-арт декларировал «возвращение к реальности», но, согласно Н. В. Трубниковой во «Всеобщей истории рекламы», - реальности середины XX века, опосредованной мас-смедиа. Она называет этот стиль как наиболее интересный и значимый пример взаимодействия искусства и рекламы в XX веке, стиль, использовавший «эстетику и образы рекламной графики для художественного отражения особенностей середины XX века - расцвета общества потребления» [9]. Поп-арт вдохновлялся своим «потребительски ориентированным» окружением, щедро представленным различными глянцевыми журналами, телевидением, кино, фотографией и рекламой, что, как мы можем ви-
деть, замыкает круг и приводит «творение» к среде, в которой оно было создано.
Приблизительно в одно время, согласно А. Руйе - примерно 1970-е годы, с уже почти уверенными шагами поп-арта фотография, которая, как мы уже сказали, служила одним из источников вдохновения этого нового стиля, становится полноправным культурным и художественным явлением. «Успешное вхождение фотографии на территорию культуры и искусства происходит в момент исторического заката, без сомнения, бесповоротного, её практического применения» [6, с. 8]. Перерождение фотографии как явления можно во многом объяснить именно вхождением поп-арта в полноправную силу, когда это направление уже начало восхождение по «социальной лестнице», от андеграундного до богемного, с растущей аудиторией и стоимостью работ. Слияние фотографии и искусства было во многом, если не полностью, определено увлечением Энди Уорхола, художника, чьё имя наиболее часто ассоциируется именно с поп-артом, особым способом трафаретной печати, сериграфией. «С помощью фотографии и таких фотомеханических процессов, как сериграфия, Уорхол подрывает канонические ценности учёной культуры в пользу ценностей массовой» [6, с. 384]. Руйе также отмечает, что в 1960-х годах, как раз когда Уорхол выходит на сцену американского искусства, фотография прессы занимает значительное место в национальной культуре страны.
Начав в 1961 году с рисования акриловыми красками первых страниц американских газет, значительно увеличивая их мас-
штаб, Уорхол делает определённый выбор. «Технический выбор состоит в том, чтобы использовать фотографическую сери-графию на полотне, а иконографический - в том, чтобы извлекать из прессы фотографии наиболее знаковых и характерных для повседневной американской народной культуры фигур (звёзд кино, шоу-бизнеса и политики, таких как Элвис Пресли, Мэрилин Монро, Джеки Кеннеди, затем Лиз Тейлор и Марлон Брандо) и происшествий (автокатастроф, самоубийств, пищевых отравлений, стихийных бедствий, мятежей)» [6, с. 385]. Начав с масштабирования кадров хроники событий, Уорхол тем самым закладывает основы собственной иконографии со своими «святыми» и «мучениками», образами актёров, певцов и других знаменитостей, недостижимых для обычных людей, но растиражированных настолько, что их ценность определяется количеством копий.
Представляется вполне логичным и закономерным, что герои иконографии Уор-хола теряют свою первоначальную природу и закрепляют за собой именно тот или те образы, которые были созданы художником. Вполне естественным можно назвать и то, что реклама, пройдя путь от некой узкой и сперва сугубо прикладной отрасли экономической деятельности, главной функцией которой было информирование о предложенных товарах и услугах, до отдельной крупной финансовой отрасли, стала выходить на новый для себя уровень воздействия на свою аудитория, а также готовить почву для будущего, апеллируя к молодым поколениям, по природе своей близким ко всем новым, только зарождающимся направлениям искусства, бунтарским и конфликтующим с «классикой» предыдущих поколений. В качестве яркого
примера можно привести рекламную кампанию водки Absolut 1986 года с участием Уорхола [9].
Другим примером, но уже синтезирующим не только искусство, культуру и рекламу, но ещё и фотографию, который и является предметом анализа данной статьи, является реклама американского модного бренда Calvin Klein. Занимая полный разворот в глянцевом журнале, цветная реклама представляет собой фотографию пары молодых людей, расположенных спиной к зрителю, которые стоят в рефлексирующих позах перед работой Уорхола с повторяющимся Элвисом Пресли. Пара босых молодых людей, расположенных на левом развороте, - это девушка в джинсах и белой майке и юноша в нижнем белье. Юноша слегка опирается на девушку, положив руку вокруг её шеи, что намекает на близкие и даже интимные отношения между героями данной съёмки. Невольно у зрителя могут появиться ассоциации при виде этой пары, например, вполне допустимы отсылки к Адаму и Еве как первым людям на Земле, согласно Библии, - аллюзия, которая подкрепляется запечатлённым на фото пустым залом, куда устремляется мгновением позже взгляд зрителя. Ещё можно подумать о другой известной паре, созданной пером Уильяма Шекспира, Ромео и Джульетте, на что может намекать примерный возраст персонажей и близкое расположение. Такие референции могут быть отнесены к укоренившимся в нашем сознании культурологическим типажам влюблённых, стоящих рядом и касающихся друг друга, чьи образы мгновенно считываются зрителем и принимаются им как составляющие привычной картины мира, что упрощает задачу рекламы ввести зрителя-потребителя в свою реальность.
Оказавшись в привычной для себя среде зритель погружается в созданную для него рекламой реальность, представляющую на анализируемом примере зал галереи или музея. На данном этапе восприятия предложенной реальности в силу вступает сама композиция кадра. В теории фотографии композиция определяется как «объединение отдельных элементов в единое целое». «У зрителя моментально складывается общее впечатление от фотографии, даже если глаз поначалу не в состоянии распознать детали. Эффективность изображения определяется его композицией, формальной организацией» [5, с. 10]. А. Рисслер поясняет, что композиция состоит из различных, обладающих уникальными качествами элементов. Они могут контрастировать, придавая ей выразительность, или же дополнять друг друга.
Рассматривая композицию рекламного снимка Calvin Klein, можно отметить, что первым элементом, притягивающим внимание зрителя, является описанная выше пара молодых людей. Это подтверждается теорией зрительного восприятия, когда внимание наблюдателя прежде всего привлекают изображённые на фотографии рисунки или объекты, особенно человек или животное. Рассмотрев пару молодых людей, взгляд зрителя устремляется вглубь изображения, скользит по пустому полу, чей неравномерный бежевый цвет с тёмными вкраплениями добавляет пространства, и останавливается на белой стене с работой Энди Уорхо-ла «Элвис: 11 раз». Портрет певца, или, лучше сказать, портреты, тянутся почти во всю длину фотографии, помещаясь строго по её середине, разделяя пространство на белое, представляющее собой стену, и бежевое - пространство пола. Таким образом, перед зрителем вырисовываются условные
вертикали, представленные парой молодых людей и изображёнными Уорхолом Элвисами, и условные горизонтали, представленные линиями картины Уорхола и линией пола. Согласно Ш. Вайсу, «в отличие от диагонали, вертикаль направлена не наискось, а устремляется прямо вверх. Вертикаль выражает силу, витальность, стойкость и величину» [2, с. 245]. Вертикали и горизонтали возвращают нас к теории композиции, которая различает статику и динамику визуального нарратива. Как указывает в своей статье Е. Семёнова, каждой линии в композиции придаётся конкретное значение. «Ровные горизонтальные - покой и размеренность. Вертикальные более динамичны, хотя по степени не сравнятся с диагональю» [7]. Статическая композиция позволяет лучше воспринять послание произведения искусства, появившегося в кадре.
Xарактерные для анализируемого нами снимка горизонтали и вертикали, которые «мы ассоциируем со спокойным устойчивым состоянием» [7], передают зрителю ощущение неспешности и даже полной остановки всякого действия, что подчёркивается нарративом изображения - пара молодых людей остановилась перед произведением изобразительного искусства, рассматривает его и размышляет. Такая меди-тативность приводит к тому, что и зритель рекламы внимательнее относится к появившейся в кадре картине, как бы обходя взглядом пару молодых людей, находящихся на переднем плане, и приближаясь мысленно к картине Уорхола, на которой 11 раз изображён кадр с Элвисом Пресли с пистолетом в руках. Выбор именной этой работы Уорхола кажется не случайным. Как сказал Джон Карлин в книге «Иконография Элвиса», которую процитировал В. Бокрис в биографии Уорхола, «как и во многих других
лучших уорхоловских работах, абсолютные неподвижность и безмолвие - вот что придаёт им выразительность» [1, с. 208]. Создаваемая «оптическая иллюзия» приближения картины, находящейся внутри фотографии на заднем плане, помещает зрителя прямо перед Элвисами, погружая его в атмосферу музея и в состояние условной медитации и созерцания, чего, видимо, и добивались создатели этой рекламы.
В нижнем левом углу снимка зритель может видеть легенду к кадру:
«Энди Уорхол: Элвис 11 раз, 1963. © Фонд изобразительных искусств Энди Уорхола.
Calvin Klein: классические трусы (Calvin Klein Underwear, 1981) и классические джинсы из денима (архивная модель, 1980) с хлопковой майкой.
Сфотографировано в Музее Энди Уорхола, Питтсбург».
Легенда фотографии состоит из трёх высказываний, при этом первые два имеют идентичные конструкции, содержащие имя или бренд, название произведения или продукции, год создания или вывода на рынок. При наложении первых двух высказываний можно вывести равенство, почти математическое, что имя равно бренду, а произведение искусства равно продукции марки, то есть определённым предметам одежды, представленной на моделях, которыми на снимке являются описанные ранее молодые люди.
Первое полученное нами равенство Энди Уорхол - Calvin Klein получается обманно кратким при всей его глубине и ёмкости. Кратким оно может показаться по количеству задействованных слов и их понятности для зрителя - имя художника, практически заменяющего собой понятие поп-арта в массовом восприятии и социо-
культурном пространстве, и название американского модного бренда, прославившегося и опять же закрепившегося в массовом восприятии и социокультурном пространстве как производителя нижнего белья, -идея, которая также подтверждается референциями в кинематографе, в частности, в трилогии американского режиссёра Роберта Земекиса «Назад в будущее», где главному герою, попавшему в прошлое, приписывают имя Кельвина Кляйна по надписи на нижнем белье.
Можно предположить наличие более тесных связей между художником и маркой, что подтверждается рядом фактов, включая, например, пресс-релиз самого бренда о четырёхлетнем соглашении о сотрудничестве с Фондом изобразительных искусств Энди Уорхола, подписанным в 2017 году. Контракт позволяет креативному директору Calvin Klein, на момент заключения соглашения это был Раф Симонс, инкорпорировать искусство художника в свой дизайн. С одной стороны, коллаборация разрешает марке использовать неизвестные широкой публике работы американского художника. С другой стороны, финансовая помощь от Calvin Klein помогает фонду спонсировать в виде грантов создание, презентацию и документирование современного визуального искусства [4]. «Я понял, что глубина гения Уорхола не ограничивается яркими изображениями супа Campbell. Ему удалось ухватить все грани американской действительности, включая её тёмные стороны. В искусстве Уорхола куда больше правды об этой стране, чем где бы то ни было», - сказал Симонс [4]. Таким образом, мы можем заключить, что Уорхол, представленный в рекламе своей работой «Элвис 11 раз», является не просто знаком рекламного языка и истории, рассказанной брендом, а непосред-
ственной частью коллаборации с маркой, задействованной как на физическом уровне, то есть представленной визуально на рекламной фотографии, на эмоциональном уровне, создающем определённую «музейную атмосферу» для восприятия фотографии зрителем, так и на психологическом уровне, объединяющем первые два и закрепляющем в сознании зрителя и его социокультурном пространстве глубокую связь между художником и брендом.
Слова бельгийского дизайнера находят отражение во мнении, высказанном доцентом Родосского колледжа в Мемфисе, штат Теннесси, Дэвидом МакКарти о том, что «может быть, правда, что зеркала не врут, но значит ли это, что они говорят правду? Искусство Энди Уорхола часто описывается как зеркало своего времени, и это неоспоримо, что его образы, особенно созданные в 1960-е годы, являются основополагающими свидетельствами этого десятилетия» [8].
Точкой пересечения марки и художника также является их географическая и национальная принадлежность американской земле, культуре и обществу. Эту мысль подтверждают слова исполнительного директора Calvin Klein Стива Шифмана о том, что соглашение с фондом является частью долгосрочной приверженности бренда продвижению американских художников и их творчества [4]. Следует также отметить тот факт, что Уорхол пришёл к искусству именно через моду как рекламный художник и что в 1970-х годах он познакомился с новым поколением нью-йоркских дизайнеров, в число которых, безусловно, входил и Кельвин Кляйн, со-основатель модного дома. В биографии Уорхола В. Бокрис также указывает на важность иконологии моды для художника, дружившего со мно-
гими дизайнерами и редакторами модных журналов, включая Диану Вриланд.
Переходя ко второму выведенному нами равенству из легенды к рекламе, которая является также ключом к восприятию заложенного в ней смысла, мы получаем формулу, что произведение «Элвис 11 раз» 1963 года условно эквивалентно продукции марки, а именно - «классические трусы (Calvin Klein Underwear, 1981) и классические джинсы из денима (архивная модель, 1980) с хлопковой майкой». В первой части нашего равенства находится сама работа Уорхола, представляющая собой повторяющиеся изображения Элвиса в художественном образе американского ковбоя с пистолетом. Изображения Пресли относятся к периоду весны и лета 1963 года, когда, «словно взяв паузу для того, чтобы отдать должное героям, которые подпитывали и будут подпитывать его творчество, а также чтобы подготовиться к тому, что станет его основной сферой деятельности, Уорхол нарисовал множество выдающихся портретов. Серии шестифутовых серебристых Элвисов Пресли со стволом в руках, как в кадре из фильма, были среди лучших из них» [1, с. 208]. О серийности художника говорит и Руйе, замечая, что общество зрелищ является обществом товарного фетишизма и серийных продуктов. Именно серийный характер работ Уорхола сильнее сближает его с фотографией «и в той же мере удаляет от живописи-как-живописи» [6, с. 387].
Как отмечает Руйе, произведения художника полностью структурированы в серии начиная с 1962 года. «Речь идёт не о темах, которые художники более или менее свободно варьируют от одного полотна к другому, а скорее о сериях, где каждое полотно - единица, глубоко связанная с другими идентичностью формы. В противовес
большому искусству, создающему настоящий культ уникальности и ауры произведения, искусство Уорхола насквозь серийно, как и фотография, сериграфия, товары и изображаемые сюжеты. Произведение, следующее логике индустриального продукта, позволяет глянцевому журналу некоторым образом проникнуть в музей, массовой культуре - вторгнуться на территорию культуры элитарной. Сам по себе закон повторения стремится уничтожить закон сингулярности, различия» [6, с. 389]. Мы видим, что эти серии, включая «Элвисов», дублируют массовое производство предметов потребления, обыденных и привычных для каждого человека.
Выведенная во второй части равенства продукция марки Calvin Klein представляет собой не что иное, как массовое производство, которое, как мы указали выше, также является частью серийного мифотворчества Уорхола. Модная марка в легенде перед своей продукцией также повторяет прилагательное «классические» относительно показанных на рекламе трусов и джинсов. Поскольку оригинальный вариант рекламы был создан на английском, представляется логичным посмотреть значение употреблённого прилагательного classic в словаре Уэбстера, где первым, а следовательно, основным значением является «служащий стандартом превосходства; традиционный; характеризующийся простыми линиями в моде, используемыми из года в год» [10]. В русском языке прилагательное «классический» также имеет основное значение «созданный классиком», «совершенный, образцовый» [3; 11]. Таким образом, можно сказать, что, употребляя это прилагательное со своей продукцией, Calvin Klein говорит о том, что созданные брендом трусы и джинсы являются образ-
цовыми, давно вошедшими и осевшими в сознании и культуре потребителей продуктами, чья ассоциация с самим брендом была нами описана в рассмотрении первого равенства. «Классичность» продукции Calvin Klein также подчёркивается маркой при упоминании года производства - 1981 и 1980, согласно легенде-ключу к восприятию, что дублируется традиционным указанием года создания произведения искусства, как это можно видеть в первой части рассматриваемого равенства «Элвис 11 раз, 1963». Получается, что тиражность массового производства может быть приравнена к классике, которая возвела тиражность в культ искусства.
Третье высказывание подтверждает закреплённое ранее в восприятии зрителя ощущение нахождения в музее, потому что оно говорит о том, что место съёмки данной рекламы, а следовательно, и место созерцания и медитации зрителя - это музей, в данном случае Музей Энди Уорхола в его родном городе Питтсбурге. То есть, реклама ещё и переносит зрителя в его созерцании произведения искусства прямо в средоточие работ художника, как если бы зритель мысленно перевёл взгляд за пределы снимка и увидел бы другие работы Уорхола, висящие на таких же белых стенах.
В итоге, мы можем утверждать, что использованная в рекламном снимке на заднем плане работа Уорхола является основным инструментом создания нужной для рекламодателя атмосферы для зрителя, погружающей его в некую медитативность, заставляя его уделить больше времени созерцанию фотографии, изучению её элементов, ведя вглубь от выведенных на первый план молодых людей до самого произведения искусства. Использование именно этой работы Уорхола задало рекламной фотографии
определённый ритм изучения и восприятия её зрителем через композицию, образующую статичность с помощью вертикалей и горизонталей. Использование краткой легенды-ключа к «считыванию» рекламной фотографии также направляет восприятие представленной продукции марки зрителем как «классики» и неотъемлемой ча-
сти своего социокультурного пространства. Следовательно, можно говорить о том, что визуальное цитирование работы Уорхола служит для зрителя вектором восприятия рекламируемой продукции в нужном для рекламодателя ключе на физическом, эмоциональном и психологическом уровнях воздействия.
Список литературы
1. Бокрис В. Уорхол / [перевод с английского Л. Речной]. Москва : РИПОЛ классик, Пальмира,
2019. 647 с.
2. Вайс Ш. Фотография обнажённой натуры : перевод с немецкого. Санкт-Петербург : БХВ-Петербург,
2012. 320 с.
3. Евгеньева А. П. Словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.ru/search.
aspx?s=0&p=3068&di=vmas&wi=23755
4. Пресс релиз Calvin Klein [Электронный ресурс]. URL: https://www.businesswire.com/news/
home/20171128005869/en/Calvin-Klein-Announces-Multi-Year-Collaboration-Andy-Warhol
5. Рисслер А. Язык композиции. Создаём выразительные фотографии / перевод с английского
Ю. Цыганковой : [научные редакторы А. Железнов, Е. Петрова]. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. 192 с.
6. Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством : перевод с французского.
Санкт-Петербург : Клаудберри, 2014. 712 с.
7. Семёнова Е. Приёмы: Правило диагоналей [Электронный ресурс] // Профессиональный портал для
работников телевидения, кино и радиовещания : [веб-сайт]. URL: https://tvkinoradio.ru/article/ article16646-priemi-pravilo-diagonalej
8. Сайт об Элвисе Пресли «Elvis Information Network» [Электронный ресурс]. URL: https://www.
elvisinfonet.com/spotlight_warhol_ang.html
9. Савельева О. О., Трубникова Н. В. Всеобщая история рекламы [Электронный ресурс]. Москва :
Дашков и К°, 2019. URL: https://is.gd/691rZq
10. Уэбстер Н. Американский толковый словарь английского языка [Электронный ресурс]. URL:
https://www.merriam-webster.com/dictionary/classic
11. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://
ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=23679
References
1. Bokris V. [Bockris Victor] Uorkhol [Warhol]. Moscow, Publishing House "RIPOL classik", Publishing
House "Palmira", 2019. 647 p. (In Russian)
2. Vays Sh. [Weis Stefan] Fotografiya obnazhennoy natury [Professional Nude Photography]. St. Petersburg,
Publishing house "BHV-Peterburg", 2012. 320 p. (In Russian)
3. Evgenyeva A. P. Slovar russkogo yazyka [Russian Dictionary edited by Evgenyeva A. P.]. Available at: http://
slovari.ru/search.aspx?s=0&p=3068&di=vmas&wi=23755 (In Russian)
4. Press release Calvin Klein. Calvin Klein Engages in Long-Term Partnership with Andy Warhol Foundation.
Available at: URL://https://www. businesswire.com/news/home/20171128005869/en/Calvin-Klein-Announces-Multi-Year-Collaboration-Andy-Warhol (In English)
5. Rissler A. [Rissler Albrecht] Yazyk kompozitsii. Sozdaem vyrazitel'nyefotografii [Photographic Composition:
Principles of Image Design]. Moscow, Publishing House "Mann, Ivanov, Ferber", 2017. 192 p. (In Russian)
6. Ruye A. [Rouille Andre] Fotografiya. Mezhdu dokumentom i sovremennym iskusstvom [A Photography.
Between Document and Contemporary Art]. St. Petersburg, Publishing House "Klaudberri", 2014. 712 p. (In Russian)
iifilllS 1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2020 ♦ 4 (96) июль - август ^
7. Semenova E. Priemy: Pravilo diagonaley [Techniques: the Rule of Diagonals]. Available at: https://
tvkinoradio.ru/article/article16646-priemi-pravilo-diagonalej (In Russian)
8. Web site about Elvis Presley. Elvis Information Network, Andy Warhol - The Elvis Works. Available at:
https://www.elvisinfonet.com/spotlight_warhol_ang.html (In English)
9. Savelyeva O. O., Trubnikova N. V. Vseobshchaya istoriya reklamy [The Whole Story of Advertising].
Available at: https://is.gd/691rZq (In Russian)
10. Dictionary by Merriam-Webster. Available at: https://www.merriam-webster.com/dictionary/classic
(In English)
11. Ushakov D. N. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language Edited
by Ushakov D. N.] Available at: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=23679 (In Russian)
*