Научная статья на тему 'Энди Уорхол: поп-арт и реклама'

Энди Уорхол: поп-арт и реклама Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3085
775
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энди Уорхол: поп-арт и реклама»

КРУГОЗОР

J

В. ПРОНИН, профессор Московский государственный университет печати

На выставке «Энди Уорхол - художник современности », которая состоялась летом-осенью 2005 г. в Третьяковской галерее, Русском музее, демонстрировались экспонаты из музея Энди Уорхола в Питсбурге (The Andy Warhol Museum). Все показанное разделялось на два жанра: портреты и натюрморты, что было вовсе не случайно. Главная проблема всей его творческой деятельности - взаимодействие человека (портрет!) с вещной средой (натюрморт!). Однако ситуация неоднозначна. Человек на портретах Энди Уорхола выступает сам как предмет широкого потребления. Кумиры массовой культуры превращаются в добычу обывателя-потребителя. Они сами становятся жертвой рекламной раскрутки.

Творчество американского фотохудожника Энди Уорхола, соединившего рекламную продукцию с искусством, определяют как поп-арт и оценивают как одно из самых значительных явлений в искусстве второй половины ХХ в. Его называют отцом поп-арта, но это утверждение представляется весьма спорным. У истоков популярного искусства стоял Марсель Дюшан (18871968) - французский художник, который большую часть жизни провел в США. Именно ему принадлежит исходная посылка этого направления: «Искусство - все, на что указывает художник». Он по-своему интерпретировал принцип остранения, полагая, что, изымая любую вещь из ее функциональной среды и помещая ее в музейную экспозицию, художник превращает предмет в артефакт. Этот тезис он скандально проиллюстрировал своим творением «Не фонтан», поместив под таким названием в нью-йоркском «Салоне независимых» обыкновенный писсуар. Отсюда возникает второе толкование поп-арта: pop

Энди Уорхол: поп-арт и реклама

- отрывистый звук, хлопок, шок; популярный, недолговечный, преходящий, массовый, модный, шутливый.

Роберт Раушенберг (род. 1925) - один из лидеров поп-арта. В своих работах он первоначально использовал метод коллажа, наклеивая на красочную поверхность холста вырезки из газет и мелкие предметы. Затем холст снова закрашивается, нередко с добавлением в краску земли. «Что бы я ни делал, - заявляет он, - я всегда чувствовал, что не столько владею материалами, сколько сотрудничаю с ними: они словно сами создают картину, помогая друг другу». Далее зачинатель поп-арта отказался от станковой живописи, помещая на подрамник сами предметы. Скандальную славу приобрела его композиция «Кровать»: на подрамник было натянуто стеганое одеяло и подушка, покрытые красной краской. Экспонат не был принят на «Фестиваль двух миров», проходивший в 1958 г. в итальянском городе Сполето, но уже в 1964 г. Раушенберга наградили первой премией на XXXII Биеннале в Венеции, что европейской критикой было принято очень неоднозначно.

Между тем поп-арт постепенно внедрился в европейскую художественную жизнь. Свой вклад в становление поп-арта внесли европейские художники. В частности Йозеф Бойс, полемизируя с Марселем Дюшаном, заметил, что коль скоро любой обыденный предмет может быть преобразован художником в произведение искусства, то отсюда Дюшану следовало бы сделать вывод, что всякий человек - художник, что все дело в реализации творческих способностей, заложенных в человеке, а вовсе не талант художника. Для Йозефа Бойса творческий акт - магический риту-

Кругозор

159

ал, сакральное действо, а сам художник подобен шаману. В молодые годы Й. Бойс служил летчиком, и однажды его самолет был сбит. По его рассказам, это произошло в Крыму, где пилота нашли татары, которые вылечили его, закатав смазанное жиром тело в войлок и напитав полуживого вражеского летчика медом. Став признанным графиком и скульптором, Йозеф Бойс так трактовал роль художника: быть терапевтом; в качестве материала для своих пластических работ он использовал жир и войлок. По его признанию, он хотел тем самым отдать дань культуре кочевых народов. Искусствоведы интерпретировали его пространственные скульптурные композиции «Медовый насос», «Покажи мне свои раны», «Мокрое белье девственницы» как попытки защитить человека от тотальной угрозы человечеству.

Европейские авангардные художники акцентировали внимание на материале. Так, Гюнтер Юккер создавал гвоздевые композиции. Расположение гвоздей заменяло рисунок на плоскости, а в пространстве гвозди использовались для передачи агрессивных состояний: стул, пианино, швейная машина были утыканы гвоздями, что создавало ощущение дискомфорта и тревоги. Критики подчеркивали, что Гюнтер Юккер черпает средства для своих работ из области практического употребления вещей, перенося их в сферу эстетического и демонстрируя таким образом очевидную взаимосвязь повседневной действительности с искусством.

Энди Уорхол умел в своем творчестве аккумулировать находки своих предшественников и современников, придавая новый стимул развитию поп-арта. Так, Уорхол воспользовался находками Рэя Лихтенштейна, который превращал в станковую живопись фрагменты цветных комиксов, доводя их до грандиозных размеров, по-своему раскрывая и придавая лицам узнаваемых персонажей легкую ироничность. Д. Розенквист обратил на себя внимание «Этюдом к портрету Мерилин» (1962), где

угадывались лишь отдельные черты облика кинодивы, и это роднило его опус с галереей изображений Мерилин, созданной Э. Уорхолом.

Биография Уорхола - вариация американского мифа о том, как скромный провинциальный юноша становится мировой знаменитостью и миллионером.

Энди Уорхол (1928-1987) - сын словацких эмигрантов, настоящая его фамилия Вархола, имя Андрей. Мать Юлия и отец Андрей были родом из закарпатской деревни Миково. Семья жила в Питсбурге, где Энди посещал художественную студию при институте Карнеги. С девяти лет он увлекся фотографией, в одиннадцать стал коллекционировать фотографии кинозвезд. В семнадцать лет он поступил в технологический институт Карнеги, а с успехом окончив его, переехал в Нью-Йорк. Будучи студентом, он много экспериментировал с различными материалами и техникой. В Нью-Йорке занялся рекламой. Он рекламировал обувь, пепси-колу, водку, фильмы, театральные постановки и участвовал в различных издательских и рекламных проектах. Ему во всем сопутствовал успех, выражавшийся в наградах и деньгах. О том, как он начинал свой путь славы, существует много легенд. Вот одна из них. Он спросил

160

Высшее образование в России • № 5, 2007

совета у своей приятельницы: что ему рисовать? Та ответила: «Рисуй то, что ты любишь! » Он нарисовал деньги - точные копии долларовых купюр. Энди Уорхол изображал пресловутый суп Campbell's, гамбургеры, бананы, Элвиса Пресли и Мерилин Монро, президента Картера и саму скандальную знаменитость - Энди Уорхола. Он оставил огромное количество автопортретов начиная с пухлощекого подростка до исступленного, будто охваченного пламенем короля поп-арта - взъерошенного, опасливо всматривающегося в собственное прославленное отражение.

Энди Уорхол прославился изображениями знаменитостей. На вышеупомянутой выставке можно было видеть портреты Элвиса Пресли, Мерилин Монро, Жаклин Кеннеди, Роберта Мэплторпа, Мика Джаг-гера, В.И. Ленина, Эйнштейна, принцессы Монако Каролины - всех не перечесть. В этом ряду множество автопортретов. Изображая знаменитостей, он теснил их, отвоевывая свою нишу, ибо рисующий знаменитостей сам непременно станет знаменитым - таков пиар художника. Наличие произведений Э. Уорхола в коллекции кумиров массовой культуры инициировало желание иметь его работы у более широкой публики - не элитарной, но богемной. Энди Уор-

хол тиражировал свои работы с помощью клише, шелкографии и других средств воспроизведения. В его «Серебряной мастерской», стены которой были выкрашены серебряной краской, трудились подмастерья. Мастер давал им идеи и работу.

Вглядываясь в автопортреты Э. Уорхо-ла в хронологической последовательности, нетрудно заметить не только возрастные, но и чисто психологические изменения. С годами на лице Уорхола все сильнее заметны тревога, отчаяние, печаль. Страх потерять успех? Не только. Работа на износ, рассеянный образ жизни. Он очень тяжело пережил покушение на него, произошедшее у него в студии. Стреляла бывшая актриса, видимо, с психическими отклонениями. Хотя ранение не было опасным, он до конца дней ощущал беззащитность знаменитости от любого человека из толпы.

Король поп-арта однажды признался: «Все, что я делаю, так или иначе связано со смертью ». Это признание можно истолковать по-разному: то ли речь шла о том, что автор умирает в своих работах, то ли он декларировал принципиальный отказ от творческой индивидуальности. Возможно, он хотел подчеркнуть, что взятые им напрокат образы из масс-медиа лишены естественности и живости. По этой фразе можно догадаться о подсознательной тяге Э. Уорхола ко всему опасному, рискованному и катастрофичному. Не случайно он все чаще рисовал оружие.

Максимально реализовавшийся, востребованный, успешный, сумевший воплотить в реальность множество проектов, он тяжело переживал не просто старость, но обилие новоявленных продолжателей и подражателей.

Наследие Энди Уорхола огромно, но широкой публике во всем мире известны портреты Мерилин Монро и суп Campbell's. Эти работы - самые конкретные проявления поп-арта. В чем их секрет? Образ кинозвезды повторен множество раз с вариациями. Постоянство и вариативность главенствуют во всех творениях Э. Уорхола. Из-

Кругозор

161

менчивость раскраски - так ребенок в детстве раскрашивает черно-белые картинки - меняет акцент; зритель невольно сравнивает, сличает, ищет мелкие различия. Внимание его приковано к множеству почти тождественных изображений. Парадоксальность своеобразной галереи портретов одной героини заключается в том, что ее обликобретает агрессивность, он навязывается зрителю, актриса превращается в фантом. Много портретов, и ни одного-единственного, кинозвезда растворяется в многочисленных повторениях, уникальность личности исчезает, теряет себя ценой раздаривания и разбазаривания на потребу толпе. Образ Мерилин Монро - это, с одной стороны, торжество рекламы, а с другой - уничтожение человеческой индивидуальности, превращение образа в стереотип. Энди Уорхол подчеркивал, что начал придумывать образ Мерилин Монро сразу после известия о ее самоубийстве. Логика такова: уход ее самой не мешает придумывать, варьировать, мифологизировать ее образ. Тогда же, может быть не без влияния Энди Уорхола, А. Вознесенский выразился в стихах так:

...Я помню Мерилин Ее глядели автомобили На стометровом киноэкране в библейском небе

меж звезд обильных над степью с крохотными рекламами дышали Мерилин, ее любили... Изнемогают, хотят машины, Невыносимо.

Повторенная много раз во всей своей натуральной достоверности, консервная банка с супом интерпретируется как своего рода аналог натюрмортам старых мастеров, которые, разумеется, не рисовали консервы, но на больших полотнах изображали еду. Виноват ли Э. Уорхол, что амери-

канцы в ХХ в. едят не то, что голландцы в XVII в.?

Художник рисовал то, что потребляла публика: суп Campbell's, в готовом виде. В этом содержалась весьма емкая характеристика американского образа жизни - искусственного, прагматичного, утилитарного, разрекламированного и во многом абсолютно идентичного, даже независимо от банковского счета. Временами у Энди Уор-хола равенство потребителей вызывало восторг - богатые потребители покупают в принципе то же самое, что и бедные: «Ты смотришь телевизор и видишь кока-колу, и ты знаешь, что Президент пьет кока-колу, Лиз Тейлор пьет кока-колу, и только подумай - ты тоже можешь пить кока-колу. Кока-кола есть кока-кола, и ни за какие деньги ты не купишь кока-колы лучше, чем та, что пьет бродяга на углу». Энди Уор-хол, американец во втором поколении, был страстным патриотом Америки - не в политическом, а, скорее, в обыденном, бытовом плане.

Порой он просто хулиганит. Для создания биохимического опуса «Окисление» (1978) он пригласил в качестве помощника своего друга, который регулярно посещал уорхоловскую фабрику, чтобы помочиться на картину, покрытую металлической краской. Моча окисляла металлическое покрытие, менялся цвет, возникал эффектный узор, вызванный движениями ассистента знаменитого мастера. Такого рода выходками поп-арт шокировал и интриговал добропорядочных обывателей. Скандалы - важный компонент андеграунда; недавно сей «опус-пис-пис» был выставлен на аукцион Sotheby's со стартовой ценой 2,22,8 млн. долларов.

Художник современной жизни Энди Уорхол противоречив, как сама современная действительность. Его искусство, безусловно, провокативно, но заслуга его в том, что он будит творческую мысль зрителей и в особенности - художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.