Научная статья на тему 'Искусство как психическая деятельность (по Е. А. Боброву)'

Искусство как психическая деятельность (по Е. А. Боброву) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛИЗМ / КРИТИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ / ИСКУССТВО / ЭСТЕТИКА / PERSONALISM / CRITICAL INDIVIDUALISM / ART / AESTHETICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хулапова Анна Александровна

В статье рассматриваются особенности феномена искусства согласно психологической концепции критического индивидуализма, разработанной Е.А. Бобровым. Анализируются вопросы об отношении искусства к нравственности, науке, религии, также дается описание психологического анализа личности художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art as a mental activity (by E.A. Bobrov)

The article deals with the phenomenon of art according to the psychological concept of critical individualism, developed by E.A. Bobrov. The questions about the relationship between art and morality, science, religion analyzed, also author describes the psychological analysis of personality of the artist.

Текст научной работы на тему «Искусство как психическая деятельность (по Е. А. Боброву)»

искусство

как психическая деятельность

(по Е.А. БОБРОвУ)

Хулапова А.А.

В статье рассматриваются особенности феномена искусства согласно психологической концепции критического индивидуализма, разработанной Е.АБобровым. Анализируются вопросы об отношении искусства к нравственности, науке, религии, также дается описание психологического анализа личности художника.

Ключевые слова: персонализм, критический индивидуализм, искусство, эстетика.

В начале ХХ века в Варшавском (с 1917 г. -в Донском) государственном университете продолжительное время работал специалист по истории философии, психологии и литературы профессор Е.А. Бобров. Многогранность научных интересов русского ученого проявилась в его научной деятельности, посвященной различным проблемам философии, гносеологии, психологии, логики, литературы и эстетики.

К сожалению, творчество этого выдающегося профессора практически неизвестно современным ученым. С начала 20 века труды Е.А. Боброва не переиздавались, в научных источниках имя профессора практически не упоминается, ссылок на его работы в современной литературе чрезвычайно мало. Следует отметить, что среди произведений Боброва десятки монографий, среди них 4-томная «Литература и просвещение в России 19-го века» и 6-томная «Философия в России», где ученый систематизировал огромное количество материалов.

Е. Бобров не занимался углубленным изучением какой-либо определенной проблемы, он совмещал философские, психологические и литературные исследования, и в каждую из этих областей знания он внес солидный вклад. За время своей педагогической деятельности ученый опубликовал более трехсот научных статей и монографий. Проблемы, которые затрагивал Бобров в своих работах, весьма интересны, а главное - они были новаторскими для того времени (к. 19 - н. 20 вв.). Основу мировоззрения профессора составлял персонализм. Евгений Александрович вместе с другим полузабытым русским философом Алексеем Козловым был сторонником этого философского направления. В центре персонализма Боброва находится признание личности как высшей духовной

ценности, а также идеи первичной данности реальности воспринимающему субъекту.

Свои психологические учения Е. Бобров развивал историко-критическим методом, а разработанную философскую концепцию воззрений на окружающий мир именовал «критическим индивидуализмом» (теория, в которой признается всеобщая одушевленность мира). Эстетику профессор называл наукой об искусстве и рассматривал как один из видов прикладной психологии. Свои труды «О понятии искусства» (1894) и «Отношения искусства к науке и нравственности» (1895) он посвятил разработке психологических основ эстетики в духе системы персонализма. В этих произведениях Бобров рассматривал искусство как психическую деятельность, подвергал анализу феномен прекрасного, откуда оно появляется, как связано искусство с религией, наукой, нравственностью.

Е. Бобров утверждал, что искусство, в силу своего громадного значения в духовной жизни личности и общества, не может не интересовать культурного человека. Эстетические потребности изначально присущи человеческой душе, и потому искусство живет в сердцах всех мыслящих существ.

В монографии «О понятии искусства» Бобров писал: «прекрасное для меня существует лишь постольку, поскольку я его ощущаю и соответственно чувствую. Для производства прекрасного равно необходима, как воздействующая вещь, так и воспринимающий субъект, без которого не будет и чувства прекрасного». Внешний мир и его прекрасные предметы - «есть не более как проекция, т.е. нами самими произведенное вынесение наружу и субстанцииро-вание своего собственного душевного содержания: представлений, впечатлений и пр., даже понятий и иных логических форм. Мы проектируем и свое со-

Психология искусства

стояние прекрасного». Таким образом, «прекрасного вообще нет вне нас; и наша душа есть единственное субстанциальное место его, как функции, пребывания; следовательно, прекрасное мы должны искать и изучать в себе, в своем духе» [3, с. 83-84].

Однако, эти положения не означают, что вне нашего «я» нет ничего, никакого внешнего мира. Окружающий мир «строится нами, по аналогии с собой, из подобных нам по духу субстанций, объединенных в стройную систему, куда и наше «я» входит как скромная часть». Прекрасное происходит в силу взаимодействия субстанций, следовательно, «определение сущности прекрасного есть часть метафизической задачи о взаимодействии монад» [3]. Бобров предполагал, что одна субстанция-монада действует на другую и своим движением производит в ней ощущение, координированное с чувством прекрасного.

Таким образом, прекрасное вызывается особого рода воздействием вещей на человека, которое совершается через ощущение. Отсюда само название эстетики, как науки о специфическом ощущении, связанном с особым чувством прекрасного [4].

Е. Бобров убежден, что необходимо изучать творчество как душевный процесс («поэтику» или учение о творческой деятельности духа), а также изучать ощущения, вызываемые произведениями искусства («эстетику» в собственном смысле) [1]. Из этого следует вывод, что эстетика заключает в себе две основные проблемы: проблему художественного творчества и проблему эстетического наслаждения.

Искусство как деятельность человеческого духа есть координация функций трех видов: движения, чувства и познания. Первым признаком искусства является особого рода творчество, т.е. движение. Исходя из этого тезиса, Бобров определял искусство как систему сознательных и бессознательных «координированных движений» [6].

В искусстве бывает два рода движений: чисто духовные в области познания (фантазия), которые руководятся чувствованиями и физические движения, которые направляются на телесные органы и производят ощущения [4].

С целью определения психологического характера искусства Бобров исследует фантазию, как один из главных моментов художественной деятельности. Фантазия, по его мнению, «есть движение идейных элементов, предшествующее художественному выбору и координирующееся с эстетическими чувствами». «Свобода фантазии состоит в возможности перетасовки идейных элементов и в бесцельности их движения; зависимость же фантазии от действительности заключается в том, что в основе образов всегда лежат непосредственные восприятия, полученные при метафизическом взаимодействии

с миром». «Чем больше в творчестве художника простых репродукций и меньше субъективных комбинаций, тем художник реалистичнее; и наоборот, чем свободнее его фантазия, тем менее его образы реальны» [3, с. 199].

Поскольку, согласно теории Боброва, творческая деятельность в искусстве относится к движению, то необходимо исследовать двигательную деятельность в искусстве в отличие от других проявлений той же деятельности в науке, нравственности, религии [5].

Сравнивая искусство с наукой, Е. Бобров утверждал, что наука и искусство - вещи различные. Художник - не ученый, цель науки - истина - нечто более серьезное, чем цель искусства - развлечение, особого рода наслаждение. Далее профессор приходит к заключению, что «искусство есть особого рода познание», отличающееся от научного только чувствами. В науке познание комбинируется с логическими чувствами, а в искусстве - с эстетическими. К сожалению, вопрос об отличии логических чувств от нравственных и эстетических ученый не раскрыл.

Бобровым решался вопрос о связи искусства с религией, в частности христианством. Для христианского художника мир духовный важнее мира материального, «мира плоти». Мировая любовь наполняет душу художника и воспламеняет его сердце. При этом координация эстетических чувствований с нравственными не обязательна, если рассматривать вопрос с психологической точки зрения: т.е. произведение искусства может производить эстетическое впечатление, даже если автор не руководствовался при его создании нравственными и религиозными ценностями. Знаменем искусства служит эстетическая свобода, знаменем христианской религии и морали -свобода личности, как разумного и нравственного существа [2].

Что касается вопроса о соотношении искусства и нравственности, то они причастны внешнему движению, так как искусство создает произведения, а нравственность выражается в поступках, следовательно, они состоят в том или ином воздействии субъекта на внешний мир. Бобров делает вывод, что искусство и нравственность могут стоять в тесной связи уже на начальном этапе художественной деятельности, замысле. В силу психических условий художественного творчества и нравственной деятельности искусство может быть нравственным, что обусловливается с одной стороны индивидуальной натурой художника, с другой - качеством его внутренней жизни [1].

Искусство и нравственность, кроме внутреннего момента имеют еще и внешний, выражающийся в воздействии нашего «я» на объекты внешнего мира. Этот момент наступает при совершении выбора образа или желания. Координация искусства захватывает

сторону движения, которым символизируется и выполняется задуманное. В искусстве это называется техникой, в нравственности - умением надлежащими средствами достигнуть цели [4].

Произведения искусства вызывают в нас различные ощущения. По закону взаимной координации функций ощущения, вызываемые художественным произведением, могут сопрягаться с чувствованиями-желаниями и мыслями. Произведения искусства через ощущение могут наводить воспринимающего на определенные мысли и побуждать к тем или иным поступкам. Это может быть достигнуто только через ощущение. Вследствие индивидуальных особенностей воспринимающих субъектов произведения искусства вызывают различные настроения и поступки, а иногда совсем остаются без ответа [3].

Отдельное внимание Бобров уделял психологическому анализу личности художника. Он утверждал, что искусство воспроизводит видение художника окружающих предметов и явлений действительности. В связи с этим Бобров отграничивал художественную фантазию от «специфического художнического дара». Вероятно, художники одарены некими свойствами психического движения, поэтому их ощущения отличаются от ощущений других людей. У художников координирована особая система специфических технических движений, необходимых им для символизации своих образов. Эта прирожденная координированность технических движений и представляет наряду с художественной фантазией особенность дарования художника [4].

Нравственность искусства в замысле зависит от индивидуальности художника, как нравственного существа, и от качества состава его фантазии. В данном вопросе важным является общее нравственное развитие личности художника, его характер, энергия его эстетических и этических чувствований, качество и ценность его мировоззрения. В то же время качество и сила фантазии обуславливают саму возможность творчества, поскольку можно быть нравственным человеком и плохим художником. От свойств и силы фантазии будет зависеть, должен ли художник, как нравственная личность, слепо отдаваться влечениям или бороться с ней, в силах ли он противостоять ей, или ему придется уступить порывам своего бурного воображения [3].

Художник живет в определенных физических условиях, в определенной нравственной атмосфе-

ре. Отсюда следует, что и фантазия, и порождаемые ею образы, и произведения, в которые эти образы облекаются, будут носить на себе печать условий жизни художника, следы того, что называется «духом времени», отголосок происхождения художника, его национальности, образования, религии и т.д. Среда может влиять на художника двояко: чем нравственнее и чище атмосфера, в которой жил и творил художник, тем нравственнее и его фантазия, тем нравственнее и его творения [3].

Автор отмечает у истинного художника особое отношение к его самосознанию, обнаруживающееся при его деятельности. Художественное творчество в высших его моментах отличается тем, что художник как бы забывает о своем собственном существовании и о существовании внешнего мира и весь как бы поглощается образами своей фантазии. Таким образом, Бобров приходит к заключению, что высшим мотивом искусства является любовь к ближнему и гуманные идеалы.

В заключение следует отметить, что определение понятия «искусства», согласно теории Е. Боброва, может быть добыто лишь из сравнения искусства, как психической функции, с другими идеальными деятельностями духа: наукой, религией и нравственностью. Различие между ними, согласно Боброву, полагается, с одной стороны в принадлежности к различным классам психических явлений, с другой -в различии специфических чувствований.

литература

1. Бобров Е.А. Искусство и нравственность // Вопросы философии и психологии. - 1893. -Кн. 20. - С. 1-29.

2. Бобров Е.А. Краткий отчет о занятиях во время ученой командировки летом 1898 г. с приложением двух рассуждений: О координальном бытии; Искусство и христианство. - Казань, 1899.

3. Бобров Е.А. О понятии искусства. Умозрительнопсихологическое исследование. - Юрьев, 1894.

4. Бобров Е.А. Отношение искусства к науке и нравственности. - Юрьев, 1895.

5. Козлов А.А. Теория искусства с точки зрения Тейхмюллера // Вопросы философии и психологии. - 1895. - Кн. 27. - С. 178-189.

6. Маковельский А.О. Работы профессора Е.А. Боброва по философии // Известия СКГУ. -1928. - Т. 3 (16). - С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.