Научная статья на тему 'Искусство как мир чувственных образов'

Искусство как мир чувственных образов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
421
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ЧЕЛОВЕК / ГУМАНИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЯ / ПСИХИКА / ДУША / ХАРАКТЕР / ЧУВСТВА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СОВЕСТЬ / ЛЮБОВЬ / ART / HUMAN BEING / HUMANISM / PERSONALITY / UPBRINGINGS / PSYCHIC STATE / SOUL / CHARACTER / FEELINGS / FAIRNESS / CONSCIOUSNESS / LOVE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарипова Эркайым Козуевна, Курбанбаев Калычбек Азимович

В данной статье искусство анализируется как средство формирования моральных качеств личности, а также как мир чувственных образов. В контексте рассуждений о кризисе современного искусства, особую актуальность приобретают вопросы изучения роли искусства в социокультурной жизни. Искусство рассматривает явления и предметы не ради их простого отображения, а чтобы возбудить эмоциональное состояние души.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шарипова Эркайым Козуевна, Курбанбаев Калычбек Азимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art as the world of sensory images

Art is analyzed as a means of shaping the moral qualities of a personality, and also as a world of sensory images. The study of the role of art in sociocultural life becomes topical under the conditions of describing its contemporary crisis. Art considers phenomena and objects not as simple imaging, but as means of exciting the emotional state of the soul.

Текст научной работы на тему «Искусство как мир чувственных образов»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ОБЩЕСТВА

Искусство как мир чувственных образов

Шарипова Эркайым Козуевна

Доктор философских наук, профессор Ошского государственного университета, Кыргызская Республика

Erkaiym K. Sharipova

Doctor of Philosophical Sciences, Professor of Osh State University, the Kyrgyz Republic

e-mail: ossu.oms@gmail.com

Курбанбаев Калычбек Азимович

Кандидат философских наук, доцент Ошского государственного университета, Кыргызская Республика

Kylychbek A. Kurbanbaev

Art as the world of sensory images

В данной статье искусство анализируется как средство формирования моральных качеств личности, а также как мир чувственных образов. В контексте рассуждений о кризисе современного искусства особую актуальность приобретают вопросы изучения роли искусства в социокультурной жизни. Искусство рассматривает явления и предметы не ради их простого отображения, а чтобы возбудить эмоциональное состояние души.

Ключевые слова и словосочетания: искусство, человек, гуманизм, личность, воспитания, психика, душа, характер, чувства, справедливость, совесть, любовь.

Art is analyzed as a means of shaping the moral qualities of a personality, and also as a world of sensory images. The study of the role of art in sociocultural life becomes topical under the conditions of describing its contemporary crisis. Art considers phenomena and objects not as simple imaging, but as means of exciting the emotional state of the soul.

Keywords: art, human being, humanism, personality, upbringings, psychic state, soul, character, feelings, fairness, consciousness, love.

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Osh State University, the Kyrgyz Republic

e-mail: ossu.oms@gmail.com

УДК 094.5(575.2)

Непосредственная область действия искусства - это чувства, а через чувства и душу человека искусство влияет на личность в целом. Только посредством переживаний, чувств, эмоций человек открывает для себя мир искусства. Все продукты, т.е. произведения искусства, предназначены для восприятия органами чувств: зрением и слухом, именно посредством их передается содержание и смысл произведения искусства.

Социально-культурные традиции общества

Чувственный аспект в искусстве не остался без внимания. Аристотель называл искусство «вероятным бытием, иллюзией реальности, способной вызвать эмоциональную реакцию зрителя».

Существует множество теорий в понимании термина «чувство» и «эмоция». Есть точка зрения, что эмоции связаны с гомеостазом организма, т.е. со стремлением его поддерживать свою «внутреннюю среду» на постоянном уровне, а чувства связаны с общественной жизнью человека, с «гомеостазом общественного организма».

Чувственный характер искусства отмечал Л.Н.Толстой: «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает испытанное им чувство и другие люди заражаются этими чувствами и переживают их» [8, ^168].

Однако у Л.Н. Толстого следует отметить узость определения понятия искусства. Это отсутствие у него следующих необходимых факторов художественной деятельности:

- художник;

- художественный материал;

- художественная среда;

- бессознательное.

Для Толстого искусство - это сильнейшая степень заразительности, причем главное здесь - это искренность автора.

Искусство является сферой выражения нравственных качеств личности, интегративным видом духовного наследия народов. В этом контексте необходимо глубже исследовать преобразующее влияние искусства на общество. Искусство - это одна из древнейших форм общения мира и человека, с помощью которого вводятся в контекст культуры фрагменты реальной жизни.

Искусство - это средство общения между людьми, второй язык, на котором о многих важнейших и глубочайших вещах можно сказать лучше, чем на обыкновенном языке. Однако в ближайшей исторической перспективе реализуется другой вариант развития событий. Единый поведенческий стандарт реализуется на первой стадии данного процесса без наличия единого универсального языка [10, ^160].

Общение при помощи искусства имеет свои особенности. Искусство всегда затрагивает сферу чувств. При этом переживания искусства - это «движение чувств» от прошлого через настоящее в будущее. «Всеобщая стихия общения, несущая нас на себе и скрепляющая человеческое общество, — снова и снова провоцирует коммуникативную потребность художников выразить себя в словах, истолковать самих себя и сделать себя общепонятными....» [2, ^122].

Все умение, навыки, формы деятельности человека, а не только моральные качества, связаны с общественным характером его бытия. Это верно до такой степени, что в отдельных случаях, когда дети выпадали из человеческой среды и вырастали среди диких зверей, они начисто были лишены человеческих способностей, не умели говорить, не умели даже ходить на двух ногах. Поэтому мало сказать, что мораль ответственна за человеческое общежитие.

Социально-культурный и духовный кризис общества является результатом разрушения духовных, моральных качеств личности. Детерминантами духовного распада социума можно рассматривать преобладание материального над духовным, объективного над субъективным и общего над индивидуальным и творческим. В условиях преобладания идеологии бюрократического социализма подвергалась трансформации аксиологическая система: материально-прагматическое стало отрицать моральные ценности общества [10, ^203].

Искусство воздействует на человеческие чувства, эмоции. Достигнутый в произведении искусства порядок вызывает в нас эмоцию совершенно особого характера, не имеющую ничего общего с нашими обычными ощущениями и нашими реакциями на впечатления повседневной жизни. Художник совмещает в одном лице творца и зрителя. Художник не просто фиксирует реальность, но и оценивает ее. Она есть выражение явлений действительности с точки зрения духовного мира, интересов и потребностей его личности. «Человеческое творение неизбежно несет на себе печать человека — animalrationale». Оценивая явления действительности, художник вместе с тем оценивает их политически и морально, и социально. Но настроение художника и настроения зрителя или слушателя - не одно и то же, а совсем разные по существу состояния: у одного - творческое напряжение, чтобы передать, у другого - критическое наслаждение от успеха передачи. Художник, испытывающий от своего произведения удовольствие, одинаковое со зрителем или слушателем, испытывает его как зритель или слушатель, как критик себя самого, а не как творец своего произведения.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 2/2018

- 51 -

Socio-cultural traditions of a society

В искусстве человек может создавать несуществующий, неизвестный ему мир в формах мира. существующего, известного ему, узнаваемого им. Это дает ему возможность переживать процесс «переиначивания» мира, процесс фантазирования, наслаждаться им, и, в конечном счете — возможность не только идеального, но и фактического самоутверждения в действительности.

Таким образом, именно в искусстве утверждающе значимая деятельность фантазии находит наиболее яркое выражение, что, в свою очередь, дополнительно определяет константный характер генеральных установок общества на его существование.

Искусство - это особый мир чувственных образов, целенаправленно созданных с помощью определенной формы и материала. В этом и заключается специфика искусства, его чувственно-образная природа. Все другие его особенности могут быть правильно поняты лишь в связи с этой главной характеристикой, только на ее основе.

Чувства, вызванные искусством, не могут прямо передаваться в сознание человека, эмоцию в искусстве несут образы, знаки и символы. Образ в искусстве содержит и нечто большое и нечто меньшее по сравнению с реальностью. Чувственный образ в искусстве - это всегда художественный образ. Его особенность в том, что это есть образ искусственно созданный человеком посредством материала, предназначенный для восприятия, обладающей смысловой многозначностью, эмоциональной выразительностью и социальной «заразительностью», способный передавать социально значимое содержание и производить на реципиента синтетическое психологическое действие.

Искусство - это средство от одиночества, «отчуждения», т.к. искусство способно «вести» диалог видимый и невидимый. Искусство создается человеком, для человека и во имя Человека.

Значение искусства - это гуманизировать и социализировать личность.

Искусство - это зона взаимодействия индивидуального и общественного, процесс социализации (гуманизации) личности. Искусство способно преобразовывать социальную жизнь человека. Оно не только обогащает повседневное существование человека, но возвышает его над бытом, способствуя созданию высшего слоя духовной жизни человека и общества. Искусство постоянно питается жизненными соками, реагирует на общественные процессы, выражает и оценивает жизненные явления своими специфическими средствами. При этом искусство свободно и самостоятельно, но не от социальной жизни, а в её рамках.

М.К. Мамардашвили замечает: «Человек - искусственное существо. Это значит, что в том человеческом, которое он в себе несет, он не есть природное существо {в пашем понимании биологическое). Человеческое в человеке не от природы... В природе нет такого фундамента, который порождал бы человеческое в человеке» [6, c.17].

Проблема сущности и бытия человека - это вечная проблема. Э. Фромм пишет: «Человеку нельзя дать определение, как столу или часам, и все же определение этой сущности нельзя считать полностью невозможным» [9, c.3].

Человек отражает в способах своей жизнедеятельности идеально и реально закономерные связи вещей, явлений, процессов.

Человек - это Мир, «внутренняя вселенная», особая «сознательная» реальность, это целостная индивидуальная система психических потребностей, интересов; это в высочайшей степени самосовершенствующая система [10, c.203].

Социальное - это общественное свойство человека, обусловленное его неразрывной связью с обществом [10, c.207].

Человек становится человеком только в обществе, вне общества он не может реализовать себя, осознать свое «Я».

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Искусство и ответственность. Работы 20-х годов. Киев. «Next». 1994. - С.7.

2. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - С. 229.

3. Гоббс Т. Левиафан. // Человек. - С. 332 .

4. Гумницкий Г.Н. Природа человека и мораль // Философский альманах. - № 7. - С.5.

5. Кант И. Соч. в 5 т. -М. 1963-1966. Т. 4. Ч. 1. - С. 260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.