Научная статья УДК 7.011
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2024-7-1-48-55
Культурология
ИСКУССТВО КАК ИСТОЧНИК СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Евгения Николаевна Васильева
Коллегия адвокатов «Гриднев, Харитонов и Партнеры» Москва, Россия
Аннотация. Статья посвящена изучению искусства и свободы. При этом автором искусство рассматривается как проявления свободы воли реформирующего свой внутренний мир человека. В то время как свобода раскрывается в трех аспектах: как возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач; как процесс самодетерминации личности, прошедшей через этапы социализации; и как способ существования человека, связанный не только с обновлением и преобразованием внешнего мира, с опредмечиванием в нем всего разнообразия и богатства реальности, но и с одновременной трансформацией духовного мира человека. В статье предпринята попытка доказать, что существует связь между социальным и индивидуальным: индивидуальное не может существовать без социального, так как развитие и становление человека происходит под влиянием общества. Творчество является проявлением всеобщей свободы, оно утверждает ценность индивидуальности и являет собой наивысшую форму интенсивного развития психо-интеллектуального уровня человека. Свобода проявляет себя в творчестве и в возможности реализовать свои устремления, мысли, чувства, желания, которые индивид не способен реализовать иным путем. Человек в результате своего творчества раскрывает глубину своих духовных исканий, реализует свое «Я» независимо от того, существуют ли внешние ограничители. Мировосприятие творящего имеет отличия от существующего бытия индивида, и в творчестве человек раскрывает свое индивидуальное мироощущение. Творческое восприятие мира проявляется в переосмыслении человеческих отношений, истории, культуры, возможности самому быть толкователем, интерпретатором реальности.
Ключевые слова: искусство, свобода, внешняя свобода, внутренняя свобода, творчество, социализация, самосознание, социум, восприятие
Для цитирования: Васильева Е.Н. Искусство как источник свободы человека. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2024;7(1):48-55.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Васильева Е.Н.., 2024 © Наследие и современность, 2024
Original article Culturology
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2024-7-1-48-55
ART AS SOURCE OF HUMAN FREEDOM
E.N. Vasilyeva
Bar Association «Gridnev, Kharitonov and Partners», Moscow, Russia
Abstract. The object of research is art and freedom. The subject of the research is art as a manifestation of free will of a person reforming his inner world and freedom as an opportunity for unhindered internal self-determination of a person in the fulfillment of certain goals and objectives; as a process of self-determination of a personality that has passed through the stages of socialization; as a way of human existence associated not only with the renewal and transformation of the external world, with the objectification of everything in it, the diversity and richness of reality, but also with the simultaneous transformation of the human spiritual world. The article attempts to prove, that there is a connection between the social and the individual: the individual cannot exist without the social, since the development and formation of a person takes place under the influence of society. The author came to the conclusion, that creativity is a manifestation of universal freedom, it asserts the value of individuality and is the highest form of intensive development of the psycho-intellectual level of a person. Freedom manifests itself in creativity and in the ability to realize one's aspirations, thoughts, feelings, desires that an individual is unable to realize in any other way. As a result of his creativity, a person reveals the depth of his spiritual quest, realizes his "I" regardless of whether there are external constraints. The worldview of the creator differs from the existing existence of an individual, and in creativity a person reveals his individual worldview. The creative perception of the world manifests itself in a rethinking of human relations, history, culture, the possibility of being an interpreter, an interpreter of reality.
Keywords: art, freedom, external freedom, internal freedom, creativity, socialization, self-awareness, society, perception.
For citation: Vasilyeva E.N. Art as source of human freedom. Heritage and Modern Times. 2024;7(1):48-55.
Для построения правовой гармонии и справедливости как основ построения правового государства необходимо обратиться к понятию свободы как высшей формы развития субъективного начала. Субъект-ность вступает во взаимодействие с общественным сознанием и самосознанием и, достигая своего высшего развития, становится свободой. Свобода характеризует деятельность субъекта во всех сферах деятельности и его отношение к окружающим объектам и самому себе. В то же время свобода должна рассматриваться в качестве возможности произвольного внутреннего самоопределения индивида в достижении разнообразных целей.
© Vasilyeva E.N., 2024 © Heritage and Modern Times, 2024
Существует связь между социальным и индивидуальным: индивидуальное не может существовать без социального, так как развитие и становление человека происходит под влиянием общества. В свою очередь, социум представляет собой совокупность разрозненных личностей, а потому также не может существовать без индивидуального. Наблюдаемая взаимосвязанность социального и индивидуального является причиной многих конфликтов и проблем, но также обеспечивает рост личности. Учитывая эту дихотомию, следует разделить понятие свободы на свободу социальную и свободу индивидуальную.
Взаимоотношения между личностью и окружающим социумом менялись на протяжении человеческой истории. Для первобытного общества и античности было свойственно практически полное слияние личности и общества. Индивид ощущал себя частью окружающей среды и был встроен в макрокосм, что находило отражение в культуре. Первобытное общество отличалось чувственно-материальным космо-логизмом, который выступал в качестве базовой структуры, лежащей в основе культуры. В публикациях А.Ф. Лосева подчеркивается, что основа античной культуры была представлена чувственным космосом [1].
Средневековье привносит изменения в макрокосм человека: вместе с усложняющейся структурой социума меняются мысли, взгляды и чувства, которые испытывает индивид. Взаимоотношения в социуме в дальнейшем продолжают трансформироваться, что наблюдается и сейчас. Однако изменения, происходящие в обществе и культуре, ведут к тому, что личность не может реализовать себя. Сложность современного мироустройства заставляет индивида терять себя, что ведет к саморазрушению личности. Для восстановления нарушенного баланса следует постепенно воспитывать силу личности, способствуя росту внутренней свободы.
Трансформация тоталитарного строя общества позволила расширить пределы самоопределения индивида, что связано с снижением уровня зависимости от экономической, духовной и политической жизни государства. Эти изменения ложатся в основу становления демократического общества.
Современные условия способствуют личностному развитию индивида, которое также подразумевает расширение границ свободы. Одной из причин данных преобразований является появление инновационных моделей и инструментов коммуникативного взаимодействия. Однако одновременно мы можем наблюдать разобщение личности, общества и государства.
Рост общественной свободы, информационное общество, возросший информационный поток, создание и активное развитие средств массовой информации и коммуникации - все это ведет к закрепощению сознания человека через массовое распространение стереотипов и преобладание массовой культуры в информационном поле. В это время мы наблюдаем снижение интереса общества к развитию культурной составляющей, что проявляется в виде сокращения разнообразия культурных продуктов. Наиболее важными для общества оказываются примитивные проявления духовной самореализации индивида.
Свободу, согласно одной из позиций, можно рассматривать в качестве процесса самодетерминации индивида, который прошел путь социализации. Последняя, в свою очередь, подразумевает освоение некоторой совокупности ценностей, знаний и норм. Благодаря данным знаниям индивид получает возможность полноценно существовать в обществе. Как указывает Н.Р. Вакулич, социализация индивида предполагает осознанную интеграцию в социально-организованное пространство. В процессе социализации человек адаптируется к бытовой, культурной и социальноэкономической жизни общества [2].
В процессе социализации индивид осознает принципы построения и функционирования социальных связей, а также создает взаимоотношения. Участие субъекта в общественных взаимоотношениях стимулирует их развитие. При этом свобода не является чем-то, что присуще личности или социуму изначально, она является результатом развития культуры.
Переходя к сравнению индивидуальной и социальной свободы, необходимо подчеркнуть, что индивидуальная свобода развивается при условии воздействия такими компонентами, как сознание и воля. Причем сознание и воля исходят не только от отдельного индивида, но и от других субъектов общества. Социальная свобода, в свою очередь, может оказывать двоякое воздействие. С одной стороны, социальная свобода может стимулировать личностное развитие, а с другой - ограничивать. Помимо прочего, в научной литературе принято обособлять внешнюю свободу индивида от внутренней. Под внешней свободой следует понимать состояние внешней среды, которое позволяет в полной мере развиваться индивиду по собственному усмотрению. Внешняя свобода определяет возможности физиологического и психологического развития человека. А.И. Казамиров указывает на то, что сфера внешних отношений включает в себя свободу индивидуальных наклонностей, образа жизни, выбора занятий и т.д. Свобода действий не ограничена до того момента, пока не происходит причинение неудобств окружающим [3, с. 20.]. Внутренняя свобода - это духовное состояние личности, при котором она ощущает независимость от внешних условий среды, таких как социум, культура. Ощущение внутренней свободы вовсе не означает, что человек теряет связь с социо-культурной матрицей, заложенной в него в ходе социализации. Независимо от ощущения, человек все равно является носителем социо-культурных особенностей своей среды обитания.
Взаимное сосуществование внешней и внутренней свободы наблюдается с давних времен по той причине, что в основе социализации человека лежит фактическое взаимодействие индивида и общества. Нередко отмечается возникновение одного феномена, который будет описан далее. Так, чем меньше возможностей предоставляется обществом, что ограничивает возможности личностной самореализации (иначе говоря, в случае наблюдения ограниченности внешней свободы), тем может быть выше уровень внутренней свободы. Индивиды, у которых наблюдаетсячрезвычайно высокий уровень внутренней свободы в усло-
виях ограничения внешней, способны привнести инновационные идеи социуму и даже способствовать модернизации общества.
Г. Гегель утверждал, что история является ходом развития принципа, в основе которого лежит сознание свободы [4, с. 54.]. Иными словами, история представляет собой процесс формирования свободы индивида. В рамках исторического развития создаются благоприятные условия для личностного развития и проявления. Данный подход разделяют многие исследователи. Например, Г. де Руджеро считал, что в начале человеческой истории категории свободы не существовало вовсе. Первые предпосылки становления понятия свободы возникли по мере исторического развития первобытного общества. Дифференциация человеческой деятельности способствовала расширению границ свободы. Связано это с тем, что субъектом любой деятельности стала выступать сложная личность [5].
В том случае, если внимание индивида направлено на переоценку бытия, можно говорить о проявлении свободной личности, которая обладает развитым творческим потенциалом. В процессе бытия такого человека осуществляются процессы переосмысления, разработки и дополнения различных подходов к познанию.
Человек, обладающий свободой, заинтересован в реализации процесса созидания. Индивид занимается теми видами деятельности, которые способствуют появлению нового. Свободным можно назвать только такого человека, чей выбор осуществляется без принуждения с внешней стороны. Личность не может стать рядовым предметом по той причине, что выступает в качестве начала внутреннего самоопределения в обществе. Данная особенность отражает принципы свободы. Причем критерии свободы напрямую зависят от состояния социокультурной сферы, в рамках которой осуществляется становление личности. Так, оптимальными условиями для личностного развития являются такие, в которых человек имеет возможность реализовать процесс внутреннего раскрепощения, не испытывая внешние ограничения. Е.С. Удалова считает, что свобода представляет собой достояние и личностную ценность [6].
Искусство можно рассматривать в качестве самостоятельного способа существования индивида. Искусство подразумевает, во-первых, трансформацию внешней среды, а, во-вторых, преобразование духовного мира личности. По этой причине искусство следует считать в качестве проявления свободы воли человека. Вторичное значение искусства заключается в возможности трансформации внутреннего сознания и внешнего мира других субъектов общества.
Многие отечественные исследователи склонны считать, что одним из основных значений искусства является раскрытие внутреннего мира человека. Этот подход разделяют такие философы, как С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, П.А. Флоренский и т.д. Указанный подход подразумевает, что в основе творческой деятельности лежит служение Творцу. Именно осознание Божественного начала и уважение к нему позволяют развить творческий потенциал благодаря наличию внутренней свободы.
Н.А. Бердяев указывал на то, что творчество приобретает особое значение по той причине, что выступает средой определения человеческой личности. Понимание того, что человек является дитем Божьим способствует творческому проявлению личности [7, с. 39]. Автор считает, что творчество выступает единственным способом познания смысла бытия, так как «от Бога исходит зов, чтобы человек осуществил свой творческий акт, осуществил свое призвание, и Бог ждет ответа на свой зов... Свобода, ничем не детерминированная, дает ответ на Божий зов к творческому деланию» [7, с. 18].
Бердяев отмечает тот факт, что творчество определяет возможности индивида наиболее полноценно проявить собственный потенциал. Творчество следует рассматривать в качестве инструмента превознесения себя, что определяет переход в «инобытие». Превосходя себя, личность переживает трансформационные процессы, выражая это в виде творческого акта. Соответственно, все процессы, которые определяют возможность реализации сущности индивида, следует рассматривать в качестве творческий проявлений, так как даже минимальный акт личности является творческим актом [7]. В работах автора свобода рассматривается в качестве творческого проявления. Подобного подхода придерживаются и другие философы. В его основе лежит понимание того, что творческий процесс является следствием достижения свободы внутри индивида. Группа других исследователей, напротив, склонна считать, что творчество выступает в качестве облигатного условия, без которого достичь свободы невозможно или крайне трудно.
Рассуждая о сущностном значении творчества, Б.П. Вышеславцев указывал на то, что любое творчество является синонимом воображения. Иными словами, под творчеством следует понимать реализацию образа или идеи [8, с. 83]. Исследователь предполагал, что истинное творчество подвластно исключительно Богу по той причине, что человек является лишь проводником Божественного начала. Любые творческие проявления осуществляются в соответствии с образцами, которые были дарованы человеку Богом. Б.П. Вышеславцев писал о том, что творческими можно называть только тех индивидов, которые способны воспринимать Божественные идеи [8].
Согласно позиции автора, ошибочным мнением является восприятие свободы в качестве возможности делать выбор между добром и злом. Свобода, напротив, проявляется в выборе между разнообразными творческими проявлениями [8].
Обобщая вышесказанное, отметим, что отечественные философы склонны воспринимать творчество в качестве проявления свободы. Благодаря творчеству существует возможность проявления личностных качеств, что обусловлено достижением определенного уровня интеллектуального и психологического развития. В творчестве отражается свобода, так как благодаря творческим проявлениям индивид получает возможность реализовать собственные желания, стремления, цели. Зачастую человек не имеет возможности проявить собственное начало иными способами. Творчество позволяет рас-
крыть сущность личностного поиска вне зависимости от существования внешних ограничений. Восприятие мира творческим человек значительно отличается от внешнего бытия. Продукты творчества отражают результаты переосмысления ценностей, норм и отношений, устоявшихся в обществе.
Литература
1. Лосев А.Ф. Античная литература. M.: ЧеРо, 1997. 543 с.
2. Вакулич Н.Р. Свобода и личность: социокультурные основания: дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2001. 131 с.
3. Казамиров А.И. Уголовно-правовая защита права человека на свободу: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. 179 с.
4. Гегель Г. Сочинения. M.; Л.: Соцэкгиз, 1935. Т. 8: Философия истории.
470 с.
5. Руджеро Г. де. Что такое либерализм? // О свободе: антология мировой либерал. мысли: (I половина XX века). M.: Прогресс-Традиция, 2000. 226 с.
6. Удалова Е.С. Свобода как социокультурное условие профессионального самоопределения личности в России // Изв. Пенз. гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. 2012. №27. С. 151-154.
7. Бердяев НА. О назначении человека. M.: Республика, 1993. 383 с.
8. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. M.: Республика, 1994. 368 с.
9. Берхин Н.Б. Специфика искусства: (психол. аспект). M.: Знание, 1984. 63 с.
10. Выготский Л.С. Психология искусства. M.: Искусство, 1986.
11. Гумницкий Г.Н. Основы этики: учеб. пособие. Иваново: Изд-во ИГА-СА, 1992.
12. Мальцева Л.В. Искусство, философия, общественное сознание // Общество: философия, история, культура. 2012. № 1. С. 19-22.
13. Раппопорт СХ. Искусство и эмоции. M.: M^bira, 1968.
14. Толстой Л.Н. Что такое искусство. [Статьи, письма, дневники]. M.: Современник, 1985.
15. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. M.: Mысль, 1981.
16. Guinn J. The sixteenth minute: life in the aftermath of fame / J. Guinn, D. Perry. - New York: Jeremy P. Tarcher/Penguin, 2005.
17. Hamann R. Theorie der bildenden kuenste / Berlin: Akademie Verlag,
1980.
18. Legal Design: современный подход к подготовке документов. Текст: электронный. - URL: https://bnplaw.ru/legal-design/ (дата обращения: 08.12.2022).
References
1. Losev A.F. Antichnaya literatura. M.: CheRo, 1997. 543 s.
2. Vakulich N.R. Svoboda i lichnost': sotsiokul'turnye osnovaniya: dis. ... kand. filos. nauk. Saratov, 2001. 131 s.
3. Kazamirov A.I. Ugolovno-pravovaya zashchita prava cheloveka na svobodu: dis. ... kand. yurid. nauk. Ryazan', 2003. 179 s.
4. Gegel' G. Sochineniya. M.; L.: Sotsekgiz, 1935. T. 8: Filosofiya istorii. 470 s.
5. Rudzhero G. de. Chto takoe liberalizm? // O svobode: antologiya mirovoi liberal. mysli: (I polovina XX veka). M.: Progress-Traditsiya, 2000. 226 s.
6. Udalova E.S. Svoboda kak sotsiokul'turnoe uslovie professional'nogo samoopredeleniya lichnosti v Rossii // Izv. Penz. gos. ped. un-ta im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. S. 151-154.
7. Berdyaev NA. O naznachenii cheloveka. M.: Respublika, 1993. 383 s.
8. Vysheslavtsev B.P. Etika preobrazhennogo Erosa. M.: Respublika, 1994. 368 s.
9. BerkhinN.B. Spetsifika iskusstva: (psikhol. aspekt). M.: Znanie, 1984. 63 s.
10. Vygotskii L.S. Psikhologiya iskusstva. M.: Iskusstvo, 1986.
11. Gumnitskii GN. Osnovy etiki: ucheb. posobie. Ivanovo: Izd-vo IGASA,
1992.
12. Mal'tseva L.V. Iskusstvo, filosofiya, obshchestvennoe soznanie // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2012. № 1. S. 19-22.
13. Rappoport S.Kh. Iskusstvo i emotsii. M.: Muzyka, 1968.
14. Tolstoi LN. Chto takoe iskusstvo. [Stat'i, pis'ma, dnevniki]. M.: Sovremennik, 1985.
15. Yuldashev L.G. Iskusstvo: filosofskie problemy issledovaniya. M.: Mysl',
1981.
16. Guinn J. The sixteenth minute: life in the aftermath of fame / J. Guinn, D. Perry. - New York: Jeremy P. Tarcher/Penguin, 2005.
17. Hamann R. Theorie der bildenden kuenste / Berlin: Akademie Verlag,
1980.
18. Legal Design: sovremennyi podkhod k podgotovke dokumentov. Tekst: elektronnyi. - URL: https://bnplaw.ru/legal-design/ (data obrashcheniya: 08.12.2022).
Сведения об авторе
Васильева Евгения Николаевна,
кандидат юридических наук, почетный член Российской академии художеств, член Творческого союза художников России, юрист коллегии адвокатов «Гриднев, Харитонов и Партнеры», Москва, Россия. Email: [email protected]
Author of the publication
Evgenia N. Vasilyeva, Ph.D. in Law, Honorary member of the Russian Academy of Arts, member of the Creative Union of Artists of Russia, lawyer of the Bar Association «Gridnev, Kharitonov and Partners», Moscow, Russia. Email: [email protected]
Раскрытие информации Conflicts of Interest
о конфликте интересов Disclosure
Автор заявляет об отсутствии конфлик- The author declares that there is no
та интересов. conflict of interest.
Информация о статье
Принята к публикации: 14 октября 2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Статья поступила в редакцию 05.12.2023; одобрена после рецензирования 15.12.2023; принята к публикации 14.02.2024.
Article info
Submitted: Sepmber 6, 2023 Approved after peer reviewing: Sepmber 18, 2023 Accepted for publication: October 14, 2023 Published: The author has read and approved the final manuscript.