Научная статья на тему 'Искусство историки, или сочинение о природе историки и истории, с рекомендациями, как писать историю, - общие размышления'

Искусство историки, или сочинение о природе историки и истории, с рекомендациями, как писать историю, - общие размышления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HISTORIAN / BORDER / NARRATIVE / HISTORICAL LAW / EVENT / PROOF / IMAGE / STORY / ИСТОРИКА / ГРАНИЦА / НАРРАТИВ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗАКОН / СОБЫТИЕ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗ / РАССКАЗ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фоссий Г. Й.

Предлагаемый текст продолжение перевода книги голландского богослова, историка и филолога Г. Й. Фоссия «Искусство историки», начатого в № 23-27 Vox. В десятой главе рассматривается вопрос о том, насколько энергия отдельных исторических деятелей способствовала развертыванию общей перспективы истории. Конкретные обстоятельства являются при этом лишь рамкой.The proposed text the continuation of translation of the Dutch theologian, historian and philologist G. J. Foss, «Ars historica», launched in № 23-27 «Vox». The tenth chapter discusses how the energy of individual historical figures contributed to the development of a common perspective of history. Specific circumstances are in this case only a framework. In the end, we talk about the way the tyrants exercise power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусство историки, или сочинение о природе историки и истории, с рекомендациями, как писать историю, - общие размышления»

Электронный философский журнал Vox: http://vox-journal.org Выпуск 28 (март 2020)

Искусство историки, или ^чинение о природе историки и истории, с рекомендациями, как писать историю, — общие размышления

Фоссий Г. Й.

Аннотация: Предлагаемый текст — продолжение перевода книги голландского богослова, историка и филолога Г. Й. Фоссия «Искусство историки», начатого в № 23-27 Vox. В десятой главе рассматривается вопрос о том, насколько энергия отдельных исторических деятелей способствовала развертыванию общей перспективы истории. Конкретные обстоятельства являются при этом лишь рамкой.

В конце рассказывается о способе осуществления власти тиранами.

Ключевые слова: историка, граница, нарратив, исторический закон, событие, доказательство, образ, рассказ.

Глава десятая

Историка — это не отстранение от друзей и не поношение заявляющих о действиях.

Сисенна1 в своей книге о Сулле. Отношение Анны Комниной2 к Созомену. Поджио поддерживает Макиавелли, выступающего против восхваления Отто Фрейзинского: как Фукидид Полибия. Тимей обвиняет Полибия иначе. Мнение Валерия Антия о том, что Сципион в Испании поступал непоследовательно, иначе, чем приписывал ему Полибий. Геллий полностью опровергает то, что Валерий Антий пишет, имея в виду книгу Невия3, в которой иначе описан Сципион. Испробовать это суждение рискованно, предлагая его письменно. Историки не

1 Сизенна (1 в. до н. э.) — римский государственный деятель и историк. Упоминание о Сулле содержится в 1-й книге «Истории», повествующей о событиях Союзнической войны (Марсийской) 91-88 гг. до н. э.

2 Анна Комнина — византийская императрица,1004 г. — 1053 г.

3 Невий — древнеримский поэт и драматург, политический деятель, представитель плебеев (269-199 гг. до н. э.).

должны восхвалять то, что существует в последующих суждениях, судить о том, что заслуживает или не заслуживает описания. Добросовестные изложения Сострата из Книда4.

Иное основание истории представляет Туллий, которое не может быть отвергнуто. Не этим определяется истина, но этим определяются другие отклонения, о которых не упоминает Сисенна в своём обзоре о Сулле. Вот что говорит Саллюстий о Югуртинской войне: удобнее просто наблюдать то, что даёт природа, описывая минимальные наблюдения, улучшая её, меньше говоря, вовсе не касаясь других мест о Сулле; таким образом Сиссена даёт цельное и живое исследование предмета, как мне представляется из его видения частностей. Не один Сисенна стушевался перед ними, но по обыкновению он считает историку неосновательной: приводя посторонние обстоятельства, отрицает самого себя. Тем самым мы не будем в нашем изложении воспроизводить эти недостатки и следующие отсюда упрёки, и необходимости приносить жертвы.

Вот, например, из предисловия Анны Комниной, обсуждающей книгу «Алексиада» по поводу Алексия: «Необходимо предельно сопровождать похвалы порицаниями, подтверждая то любовь, то ненависть, и максимально подчёркивать это действиями, поэтому необходимо по возможности осуждать пороки, вредность которых мы обнаружили здесь и сейчас. Поэтому друзей не осуждают, а недругов не принимают во внимание». Так это почти дословно излагается в книге Полибия о Филии и Фабии, в соответствующих разделах. Так же и в других сочинениях Полибия в целом. Казабон передаёт: «В этом, пожалуй, усматривают частную жизнь, которая не должна быть презренна, и поэтому достойный муж может быть другом иностранца; это вызывает между друзьями ожесточённые споры, иногда приводящие к жертвам; в этих спорах друзья находят путь к исторической истине, оправдывая другие исторические личности, ранее вообще забытые». Подразумеваются места, уместные для противостояния, и в целом хвалебные, следующие из содержания предмета, определяемые фактами: в каком-то смысле отвечающие истине или совершенно необходимые, но без тех постыдных пороков, которые были обнаружены в совокупности заблуждений. Свечение некоторых животных бесполезно воспроизводить, так же как ставить вопрос об истине в историческом изложении, которая превосходит простой рассказ, к которому бесполезно обращаться. Вследствие чего обвинения друзей во вражде нужно уравновешивать похвалами.

4 Сострат — древнегреческий архитектор из Книда, III до н. э.

64

Или же не изменяются связанные с ним (рассказом) другие толкования, которые уже звучали в обсуждении в целом, и остались в нём, но при этом не остаётся ошибок, похожих на истину, оставшихся от прежнего расклада, связанных с прежним порядком языка и вытекающих из прежних суждений о справедливости.

Сходное можно найти у Лукиана в книге «Об истории»: «Если лично и ненавидеть кого-либо и об этом сообщать во всеуслышание, то очень нужно наличие разных позиций, чтобы не опасаться погрешить против истины». И далее он продолжает: «Таков, на мой взгляд, историк, он боится остаться без дара соблазнительных способностей; лучше уходить от свободы в отношении истины — так привержен истине комик. И комики, накладывая одно на другое, всё же связывают эти позиции. И только не ненавидя, но и не объявляя кого-либо друзьями, не сочувствием, или состраданием, или даже простой заботой — главный путь к справедливости и доброй воле. И к тому же не принимать альтернативу за нечто постороннее, быть свободным с чужеземцами и пришельцами, не сведущими в законах; не могут они править ни сами, ни также и через тех, кто к ним благоволит, и вообще выступать как отдельная группа; их действия должны рассматриваться в каждом отдельном случае».

О том же напоминает Созомен:5 «Те, кто неукоснительно придерживается правоверия, уже этим бывают обмануты, избегая истины совокупности написанного» (Соч., т. 1. «История церкви», гл. 1). Не следует отдавать предпочтение порокам души, движимой стремлением к наслаждению. Вот из другого источника: «В истории невозможно составить картину без максимально искреннего отношения». И далее: «Истина, относящаяся к целому, должна заранее объявляться в тексте». Не считает это законом Поджий6 Флорентийский. В своей эпиграмме на Якопо Саннадзаро7, в шутовской манере восхваляя родину, Поджий отвергает чужестранцев: «Нет зла от гражданина, нет добра от историка».

Так же у Макиавелли, который подробно углубляется в жизнь Кастрии8, — именно о том, как пришельцы создали Флорентийскую республику. Несколько лучше Отто Фрейзингский с сыновьями и вообще родственниками, как его правильно воспроизводит Энео Сильвий: «Если

5 Созомен (400-450 гг.) — византийский адвокат, раннехристианский писатель-историк, автор «Церковной истории».

6 Поджио Флорентийский (1378 г. — 1450 г.) — итальянский гуманист.

7 Якопо Саннадзаро (итал. Jacopo Sannazaгo; 28 июля 1458, Неаполь — 6 августа 1530, Неаполь) — итальянский поэт и писатель. Писал на латыни, тосканском и неаполитанском наречиях. Наиболее известен как автор написанного прозиметром романа «Аркадия» и поэмы «Рождение Девы». Саннадзаро взял литературный псевдоним АсИш Syncerus.

8 Кастрия — деревня в Пелопонесе.

проследить всю оставшуюся в памяти родословную римских понтификов со всеми их потомками — кто из них был пришельцем, то, исходя из наблюдения, исторических законов, исторической истины из них не извлечёшь».

Иначе смотрят на это древние авторы, в том числе Фукидид, описывая жизнь Марцеллия, и в частности, его изгнание афинянами; решившего не оставаться там, следуя склонности своей души. Не так в сходных условиях действовал Клеон и выдвигавший ложные причины Брафий9. При этом Фукидид вовсе не доверяет Галикарнасцу, у которого всё пребывает на минимальном уровне выражения. У Полибия же, с одной стороны, заявлена любовь, а с другой — непременно следует вина. Лучше не ненавидеть и не восхвалять.

Правление Арата10 Ахейского в Греции прошло незамеченным и не рассмотренным Полибием в целом, но тем не менее оно осуждается в его книге. Этого избежали Филопомен11 и Ликорт12. Предшественники полагали, что наследуемая истина должна быть возлюблена.

Вследствие этого часто пренебрегали последовательностью смены узаконения правлений египетской власти. Как полагает Аристен13, нужно не созерцать то, на что нет ответа, а возвышать голос, не внимая Ликорту. Как можно не замечать несуразности власти сицилийского тирана Агафокла? В этом случае порицание историка равносильно похвале, к которой сам Агафокл не имеет отношения. В этом причина того, что Полибий не отрицает уверенности в том, что вышеупомянутый Сципион Африканский, взяв в плен испанских девушек, не отнёсся к ним как к добыче и отпустил их. И это много позже воспроизвёл благороднейший Тит Ливий по свидетельству Валерия Антия. Его слова воспроизводит также Геллий в кн. 6, гл. 8. Правильность этого представляет также Камерарий в своём «Дополненении», часть 1, стр. 49, к чему склоняет вышеупомянутый Антий. И один только Полибий описывает всё в целом. Так оно, очевидно, и есть. И Валерий Антий, по словам Геллия, выступает против этого в своих сочинениях. Об этом пишет Гелий Валерию, непосредственно воспроизводя слова Невия14: «Истина непосредственна». Это неправильно относить к сочинениям о Сципионе. Иногда молодому поколению молва приписывает недостаток суждений, противостояние власти, что мешает успехам благородных людей. Нельзя полностью

9 Брафий — пелопоннесский деятель (V в. до н. э.).

10 Арат — древнегреческий полководец (III в. до н. э.).

11 Филопомен — древнегреческий политик (253 г. — 183 г. до н. э.).

12 Ликорт — древнегреческий политик, отец Полибия (II в. до н. э.).

13 Аристен — древнегреческий политик (II в. до н. э.).

14 Невий — древнеримский поэт (III в. до н. э.).

отвергать нравы предков. Благородство римского народа воплотилось в духе его выдающихся мужей, которое всем очевидно, оно распространяет свою энергию в других странах и дарит надежду. Это позволяет мне занять нейтральную позицию относительно суждений Антия. Меньше моментов у Полибия, упомянутых у Камерария, мне представляются заслуживающими доверия. В свою очередь Плутарх преподносит слова Сципиона иначе, чем Полибий. По какой причине Плутарх обращается к Полибию? То, что установилось во время Троянской войны, не продолжалось в иные времена (при этом рождение Полибия в первую очередь связанно с Африкой). Сципион Эмилиан, прозванный Африканским и являвшийся его родственником, внимал божественным советам в военных делах. Можно подумать, что историкам сложно понять происходящее, согласно своим законам, в письменном изложении, и стоящий за ним способ властвования. Необходимо избирать другие пути, чтобы избежать произвольности, что и подразумевает Павсаний. В это целое может быть включён также и Веллий. Я действительно полагаю, что в настоящий момент нет причин, что Полибий не использовал знания, дошедшие от родителей. Поэтому Сципион мог использовать документ, доставшийся ему от Сципиона Эмилия, предполагая, что это произведение не может быть вымышленным, о чём негласно советовался с Полибием. Между тем Полибий вовсе не признавал, что фактические ошибки могли повлиять на воплощение событий в целом, поскольку они воспринимаются в их общей ценности, в то время как другие факторы не принимаются во внимание. Поэтому Лукиан в своей книге «Как пишут историю» не спешит законы истории считать более достоверными, нежели ночные сновидения. Не так поступали монахи, которые мыслили другие вероучения пространственно, без конкретного содержания. О спорах императоров с папами упоминалось выше. Об анафеме не шла речь, чтобы не связывать её с возможной ошибкой римских пап. Много говорилось о плаще того или иного римского папы; изучают формулу, которая была преподана аббатом Альбертом студентам в 1427 году. По этому поводу папа Пий II поведал в исследовании о работе архиепископа Могунтия, который вручил папам текст присяги, изложенный иными словами в «Дополнении» Успергенского аббатства. В первую очередь ценятся те моменты исторического изложения, которые можно наглядно измерить. Это то пространство, в котором расцветает сама история. Она не может прямо перейти в ошибочное утверждение. Нельзя продолжать просто неверные суждения и также сокрывать то, что может подразумеваться в нашем наблюдении и описании. Об этом по существу неявно прекрасно напоминает Лукиан в своих прежних сочинениях. В целом об этом часто вспоминают (разумнее

было бы об этом говорить). Но ныне принимают во внимание только обозримое время, в котором можно непосредственно произнести не только похвалу, но и обнаружить те силы, которые могут привести к победе. История составляется из незаменимых сочинений и иных от них производных. И достойный муж отделяет себя от всеобщей веры. Не льстить, никому не услуживать, но служить исключительно истине. Сохранять умеренную сдержанность и ценить правильное описание отдельных моментов. Эта благородная истина явлена Лукиану в прекрасном примере Сострата, архитектора из Книда, построившего маяк на Фаросе, обьявленный седьмым чудом света, памятником империи, изваянным в камне, действительный материальный знак господства Птоломея, который тогда правил. Конечно, в перспективе можно предусмотреть краткие литературные жанры, где такая последовательность исчезает. Могут возникнуть заглавия, которые просто подобны крепостным укреплениям. Добавляет Лукиан в завершающей книге: «Отправляясь от того, как составляется история, истина более всего ожидается в будущем, включая почтение к власть предержащим, в том числе и в настоящем времени. Так для себя определяется и измеряется настоящая история. Так же проверяют и воспроизводят наиболее подходящее и удобное для письменного изложения; если меньше проникаться невзгодами Краннона»15.

Наиболее добросовестным является сочинение, не подвергающее риску наши творческие силы или благополучие нашего государства. Это относится и к ныне живущим тиранам. Например, Кремутис Кордус16, восхвалявший Брута и Кассия, точно перечислил защитительные речи римских деятелей, погибших при Тиберии, они есть у Диона: книга, сообщающая о сожжении Патр, которую упоминает Тацит. Светоний обобщает эти сведения: Домициан умертвил Юния Рустика, который восхвалялся Тразеем Петом17, об этом же взывал к почтенным гражданам Гельвидий Приск18. О том же самом, но немного иначе рассказывает Тацит в жизнеописании Агриколы. Домициан задействовал Гермогена19 из Тарса, который всего лишь выдвигал исторические гипотезы. Отсюда видны основные принципы написания (истории): не обременять себя сожалением, что неумеренная свобода наказывается народом. Подводя

15 Краннон — Битва при Кранноне (2 августа 322 года до н. э.) — решающее сражение Ламийской войны между македонской армией и войсками греческих полисов.

16 Кремутис Кордус — историк, восхвалявший Брута и Кассия (I в. до н. э. — I в. н. э.).

17 Тразея Пет — Публий Клодий Тразея Пет, римский сенатор, консул-суффект 56 года н. э., неформальный лидер «стоической оппозиции» императору Нерону, принуждённый им к самоубийству.

18 Гельвидий — один из ярких государственных деятелей, республиканец (I в. н. э.).

19 Гермоген или Ермоген (др.-греч. 'Ep^oYevqg лат. Hermogenes; середина II века — начало III века) — христианский богослов, философ, художник, софист и ритор.

68

предварительные итоги: в этом истинная причина того, что тираны оберегают своё существование. Было бы правильно установить, как можно уязвить дурных правителей; примеры их высокомерия представляет данная эпоха; наше издание это дополняет. Вот, например, Тибериус: историю его почётного погребения утвердил сенат. Но позднее было замечено, что появились страстные обсуждения. В силу чего (если судить по сочинению Тацита) появлялось много необоснованных, легковесных, любительских сочинений, которые напоминали о возможных верованиях, так и не осуществившихся. Так, против наказания встаёт личность. Иногда вовне этого пространства бушует неистовство, не приносящее славы. Будущие пороки властвования тиранов трудно описать. Показательно заключение спартанца Песцения Чёрного20 о Диоклетиане: редко бывает так, чтобы тираны одерживали победу, скорее такое встречается в литературе; откуда возникает замысел (?), в целом возникают произведения, последовательно передающие ход событий. Наиболее важно почитаемое (или ужасающее), что искажает сочинение, при этом на первый план выводится нечто иное: впоследствии трудно сделать из этого какие-либо выводы. Какая из жизней наиболее заслуживает внимания: проведённая в войнах, которые ведут люди, или неизбежное возмездие.

Ars histórica sive de historiae et historices natura historiaque scribende praeceptis commentatio

Gerardi Johanis Vossii

Abstract: The proposed text — the continuation of translation of the Dutch theologian, historian and philologist G. J. Foss, «Ars histórica», launched in № 23-27 «Vox». The tenth chapter discusses how the energy of individual historical figures contributed to the development of a common perspective of history. Specific circumstances are in this case only a framework. In the end, we talk about the way the tyrants exercise power.

Keywords: historian, border, narrative, historical law, event, proof, image, story.

Перевод с латинского Лаврентьева Всеволода Серафимовича: lavrsv4@gmai.com

20 Песцений Чёрный — биограф римских императоров.

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.