Научная статья на тему 'Искусство историки, или Cочинение о природе историки и истории, с рекомендациями, как писать историю, — общие размышления'

Искусство историки, или Cочинение о природе историки и истории, с рекомендациями, как писать историю, — общие размышления Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историка / всеобщее и отдельное / общие причины и частные предпосылки / подразделение исторической предметности. / historica / universal and separate / the reasons and prerequisiies / distribution of historical thing.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фоссий Г. Й.

Предлагаемый текст — продолжение перевода книги голландского богослова, историка и филолога Г. Й. Фоссия «Искусство историки», начатого в No 23–25 Vox. В седьмой главе показываются предпосылки первоначального импульса исторического развития в древневосточных Эфемеридах и рассказывается о попытке Асклериада определить и сопоставить возможные жанры, с помощью которых выражается ход исторического развития. Оценивается действенность применения историки в каждом случае истории при создании определённого исторического жанра. Многочисленность упоминаемых авторов должна подтвердить картину совокупного взгляда на исторический предмет. В восьмой главе кратко показано, каким образом средства историки позволяют создать цельную историческую картину, как производится деление внутри искусства историки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ars histоrica sive de historiae et historices natura historiaque scribende praeceptis commentatio

The proposed text is a continuation of the translation of the book of the Dutch theologian, historian and philologist G. J. Foscia «Art of the Historiса», started in No 23–25 «Vox». The seventh chapter shows the prerequisites of the initial impulse of historical development, in the ancient Oriental Ephemeris and describes the attempt of Ascleriad to identify and compare possible genres, by which the course of historical development is expressed. Evaluated the effectiveness of its application in each case of history when creating a certain historical genre. The multiplicity of the authors mentioned should confirm the picture of the cumulative view of the historical subject. The eighth chapter briefly shows how the means of historians make it possible to create a coherent historical picture; divisions are made within art by historians.

Текст научной работы на тему «Искусство историки, или Cочинение о природе историки и истории, с рекомендациями, как писать историю, — общие размышления»

Электронный философский журнал Vox: http://vox-journal.org Выпуск 26 (июнь 2019)

Искусство историки, или Сочинение о природе историки и истории, с рекомендациями, как писать историю, —

общие размышления

Фоссий Г. Й.

Аннотация: Предлагаемый текст — продолжение перевода книги голландского богослова, историка и филолога Г. Й. Фоссия «Искусство историки», начатого в № 23-25 Vox. В седьмой главе показываются предпосылки первоначального импульса исторического развития в древневосточных Эфемеридах и рассказывается о попытке Асклериада определить и сопоставить возможные жанры, с помощью которых выражается ход исторического развития. Оценивается действенность применения историки в каждом случае истории при создании определённого исторического жанра. Многочисленность упоминаемых авторов должна подтвердить картину совокупного взгляда на исторический предмет. В восьмой главе кратко показано, каким образом средства историки позволяют создать цельную историческую картину, как производится деление внутри искусства историки.

Ключевые слова: историка, всеобщее и отдельное, общие причины и частные предпосылки, подразделение исторической предметности.

Перевод с латинского и комментарии Лаврентьева Всеволода Серафимовича

lavrsv@gmail.com

Перевод выполнен по изданию: Gerardi Johanis Vossii Ars historica sive de historiae et historices natura historia que scribende praeceptis commentatio. Amstelodami Ex Typographie P. et J. Blaev, prostant apud Jansonio Waesbergius a someren et Goethals MDCLXXXXIX // G. J. Vossius. Opere. V. 4. Р. 1-48.

Глава седьмая

История бывает трёх видов: божественная, естественная и человеческая. Приверженцы других богов часто обращаются к христианству иначе, чем обозначено в авторских заголовках. Эфемериды и другие первоначальные священные книги обычно представляют божества в человеческом облике. Таковы палефатские1, египетские и всеблагие финикийские боги. Свидас ошибался относительно местонахождения родины санхониатов. Санхониаты заимствовали у египтян свое богоучение, переданное Манефоном2. Достойные авторы, рассуждавшие о животных, растениях и камнях. Человеческая история подразделяется на истину ложную и предположительную. Главным недостатком Асклепиада является по меньшей мере его особый взгляд на

1 Палефат — (предположительно) древнегреческий писатель IV в. до н. э., перипатетик. Автор сочинения «О невероятном».

2 Манефон — древнеегипетский историк, живший во времена царствования Птолемеев в конце IV — начале III в. до н. э.

ложные истории. В какой мере рассказанные сюжеты расцениваются как относящиеся к историческим? Менее тщательно у Асклепиада рассматриваются личные истории и свершения и соответствующие формы исторического изложения. В определённый период история становится дробной (поделённой на части), и в неё входят рассказы об отдельных людях. Прекрасный пример тому — древние хронографы и хорографы3, на которые не всегда обращают внимание. Личная же история подразделяется на вечную и сиюмоментную. Непрерывная история может быть всеобщей, частной и единичной — тем самым всеобщее удваивается, а из нанизывания бесконечного ряда особенностей возникает история в целом. С другой стороны, история происхождения какого-либо народа может не сохраниться в связи с утратой письменных источников. История сиюмоментная может рассыпаться по мелочам. Называние у Аристотеля и Филета4.

При первоначальном приближении необходимо прежде всего пересмотреть прежнее подразделение истории и возможности историки. С древних времён она так и подразделялась — на божественную, естественную (её завершением является наука) и человеческую, которая призвана быть искусством. Из божественной истории, вдохновляемой самими богами, мало что может считаться предпосылкой человеческой истории. У язычников многие эпизоды часто трактуются неверно. Всё, к чему можно прикоснуться людям у богов, — это их покров [т. е. сообщения], завёрнутые в покров таинства нельзя считать документами жизни. Интуиция здесь не может быть превращена в философскую истину. Об этом покрове иначе сообщает Фумут5, если не упоминать Корния6, чья книга «Теория божественного дуновения» написана по языческим источникам. Христиане же действительно говорили о сонме греческих богов. Можно назвать Феодорита7, который во второй части «Терапии» и ещё в великолепной «Этимологии» определяет слово «живое существо». Сведения о них, сохранившиеся в письменном виде, действительно не упоминаются у ранних христианских авторов: они называют язычников нечестивыми, хотя просто воспроизводят их таинства в христианских благочестивых и торжественных обрядах. Между тем, в рассказах о языческих богах не в философском, а в историческом аспекте многократно присутствуют люди, чьи достоинства преподносятся как божественные. Такой подход достаточно представлен у Евгемера, как это передаёт Энний8. Послушаем «наименее счастливого» из Октавиев9: «Возьмём сочинения стоиков с их мудрыми высказываниями: они говорят, что, помимо заслуг доблести и наград, среди людей, на мой взгляд, существуют боги. Евгемер10 тщательно исследовал их обиталища, страну, их породившую, погребения, их число и нынешнее местопребывание. Вот Арнобий11 в гл. 4 «Речи против иноземцев» указывает: «Возможно, особенно благородные выделялись среди обычных людей и объявлялись богами,

3 Хорография — описание местности.

4 Филет Косский (340-285 до н. э.) — древнегреческий учёный, грамматик и поэт.

5 Фумут — интерпретатор мифических текстов.

6 Корний Люций Анний (I в. н. э.) — древнеримский учитель и библиограф.

7 Феодорит Кирский (393-457) — раннехристианский богослов, епископ, представитель Антиохийской школы.

8 Энний (239-269 до н. э.) — родоначальник латинской поэзии.

9 Октавий — видный плебейский род в древнем Риме, ставший известным в III в. до н. э.

10 Евгемер из Мессены (340-260 до н. э.) — древнегреческий философ из школы киренаиков.

11 Арно бии (Старший) — раннехристианский богослов начала IV в., автор многотомного труда «Против язычников!».

непохожими на других, на это указывает или Евгемер из Аграгента, отвечавший на его сочинения, или Энтий, разъяснявший все поочерёдно труды, которые были распространены в форме бесед по всей Италии». Здесь можно привести также Никогора Киприса, Пеплео Леоне, Диогора Мелькия и многих других авторов, которые тщательно прослеживают особенности тайных культов, которые широко распространялись.

В сочинениях Палефата Египетского излагается египетское богоучение, упоминаемое у Свидаса. В нём изучаются сведения о деятелях, которые изображены в исторических рассказах, изобилующих недостоверными вкраплениями, — особенно в наиболее ценной книге «О невероятном». Здесь критика финикийского богословия, упоминание о Санхониатоне из Тира12, о котором пишет Свидас (Суда) и также Бертий. Последний рассказывает о Феодоре и его «Второй Терапии». В этом он предвосхитил Порфирия, и ему можно в определённой степени верить — так же, как и Свидасу: ведь мало что менялось в древних верованиях. Мы это видим у популярного Санхониатона, пытавшегося постичь, что происходило в это время в Финикии. Известно, что Мальхум13, как и Порфирий, был финикийцем. Истории, которые Фило Беритий14, по свидетельству Феодорита, переводил с финикийского на греческий. О том упоминает Порфирий в письме о «Евангельской истории» Евсевия, в кн. 10 Санхониатона: «Он изъяснялся по-финикийски, нашёл правильное направление познания истории в целом, собирающее воедино городские вести и священные книги». Иного мнения придерживался Манетон, который непосредственно повествует о египетских богах: что происходит с Изидой, Озирисом, Аписом, Серапионом и другими богами? Они сами направляли события — и это удостоверено Феодоритом в отдельных цитатах, взятых из древних сочинений. О том, как переводились египетские священные памятники, мы узнали из описания спора Иосифа с Апионом15.

Божественная история плавно переходит в естественную. Об этом много писали Аристотель и Теофраст16. Более кратко те же сведения изложены Лаэрцием17. Сюда же можно отнести Сострата18 с его книгой «О животных», Аполлодора19, написавшего «О зверях», «О рыбах»», Дориона и Эпенета20, Селена Фарсения — о рыбаках (где также упоминается Афеней, Аминтиана из школы Пиндара, писавшего о слонах, Демокрита — о жизни природы, Геллия — о ящерицах, Боэция — о птицах, и уже упомянутую «Историю о природе» Плиния. Нигидиус Фигулис21 рассказывает о животных, сравнивая их с природой человека. Фрагменты этих сочинений предвосхищены в записях лекций, которые собрал почтенный Ян Рутгерс22 (кн. 3, гл. 10). Сходные мысли высказывал

12 Санхониатон (или Санхуниатон) — древнефиникиский автор трёх книг о финикийской религии. Жил предположительно во второй половине II тысячелетия до н. э.

13 Мальхум — евангельскиий персонаж из окружения Христа.

14 Беритий Фило — один из толкователей финикийского пантеона.

15 Аппион (20-е гг. до н. э. — 45-48 н. э.) — древнегреческий грамматик эпохи Птолемеев.

16 Теофраст (370-285 до н. э.) — древнегреческий учёный и естествоиспытатель.

17 Лаэрций Диоген (VI в. до н. э.) — древнегреческий историк философии.

18 Сострат Книдский — архитектор эпохи Птолемеев, жил в первой половине III в. до н. э.

19 Аполлодор — скорее всего, афинский живописец, живший в V в. до н. э.

20 Эпинет (конец II — начало III в. н. э.) — древнегреческий кулинар, входивший в «Атенеум».

21 Нигидий Фигулий (98-45 до н. э.) — древнеримский писатель и политик, друг Цицерона.

22 Рутгерс Ян (1589-1625) — голландский поэт, филолог и дипломат.

89

Эмилио Мацер Веронензий23 о саранче (об этом превратно упоминается в вымышленной теогонии Нония). Об орнитологии и ботанике писал великолепный Скалигер, излагая жизнеописание Евсевия. Наряду с Трогом24 об описаниях животных у Фабиана сообщает Харисий25.

Теперь надо представить авторов, рассказывающих о растениях. Из греков это прежде всего Теофраст и Дискордий26, а также Фаний, который упомянут в «Атенеуме». Дионисий, написавший книгу «О растениях», — её хвалит Варрон, но она не лишена недостатков. Удачен подход Петра Виктория27. Можно упомянуть также Ктесифонта28 с его книгой «О растениях», на которого ссылается Плутарх Фламиний. Римский претор Макрум рассказывает об опийных деревьях, растущих в лесу. Об этом пишут также Макробий в кн. 3, Сатурналий в гл. 19, Апулей — [в книге] о растениях, о чём упоминает Сервий в «Четвёртой георгике». Кроме того, Плутарх в работе о реках приводит комментарии о камеях Агафапцида Самия29, Архелая30, Аристобула31, Дерцилия32, Доротея Халдейского33, Гераклита Сициона, Никия Маллотея34, Феофила35 и Фрасилла Мендесского36.

Но вот Сократ Родосский37 пишет «О межах, пшенице и камнях». Упоминает Афенея. Промолчим здесь о работе «О камнях» Аполлония Дисколия38 (гл. 36, в ней много комментариев, но все они не по делу). Этот ряд комментариев можно продолжить, но надо ли это? Наиболее основательна здесь история об отдельных явлениях. Отсюда возникает универсалия, которую при известных (философских) усилиях можно воспроизвести.

И в завершение — история человеческая. Первое — это рассказ о личных отношениях, написанный Асклепиадом39 в «Истории грамматики» по поводу работы Секста Эмпирика «Против математиков». Последняя — то ли [документальное] сочинение, то ли миф (как утверждает Транквилл в 76-м письме к Тиберию), о чём упоминает Цензорий. Вряд ли здесь можно говорить о сознательном умолчании чего-то, скорее о предположительности, как у Мёрсия40 о Плинии, а этому [источнику] можно доверять. Высказанное суждение вполне правдоподобно: оно представлено у Фукидида, Полибия, Саллюстия и других. Но оно касается не действительного, а возможного. Здесь уместно обратиться к аргументам о могуществе истины, приводимым Цицероном:

23 Веронензий/Эмилио Сацер — итальянский поэт и ботаник начала XVI в.

24 Трог Гней Помпей — древнеримский историк второй половины I в. н. э.

25 Харисий Флавий — древнеримский грамматик, IV в. н. э.

26 Дискордий (40-90) — древнегреческий физик, фармаколог и ботаник.

27 Пётр Викторий — итальянский литератор и издатель XVI в.

28 Ктесифонт (430-356 до н. э.) — афинский государственный деятель.

29 Самий — правитель Ларсы (Междуречье) в 1912-1877 гг. до н. э.

30 Апхелай — возможно, царь Спарты в IX в. до н. э.

31 Аристобул — царь Иудеи. Скончался в 49 г. до н. э.

32 Дерцилий — древнееврейский пророк в конце IX — начале VIII в. до н. э.

33 Доротей (Сидонский) — античный астролог, I в. н. э.

34 Никий Маллотей — афинский государственный деятель второй половины V в. до н. э.

35 Феофил — раннехристианский апологет, II в.

36 Фрасилл Мендосский — афинский государственный и военный деятель конца V в. до н. э.

37 Сократ Родосский — древнегреческий историк, I в. н. э.

38 Дисколий Вароний — итальянский систематизатор античного наследия, XVI в.

39 Скорее всего, Асклепиад Мирлейский — древнеримский грамматик, I в. н. э.

40 Мёрсий Йохан (1579-1639) — голландский филолог и историк, современник Фоссия.

90

«Сюжет или любое сложное предположение, о котором говорит Секст Эмпирик, затрагивают то, к чему нельзя прикоснуться. Эту особенность выяснял Асклепиад в вышеуказанном письме Сексту Эмпирику — речь идет о происхождении богов. И то, что поэты говорят об изменениях форм человеческого существования, об их большом разнообразии, исходит из веры в историческое происхождение и знаменуется историческими именами. Казалось бы, что можно возразить против того, что в истории главное — сюжет. Можно ли из-за этого осудить определение Асклепиада? Ведь мифическое действительно образует историю — и тогда получается история мифов, как у Гигинея и некоторых других авторов. Это же можно сказать и об историке, которая ей, истории, следует, или о поэтических сюжетах. Так, в частности, у Витрувия в кн. 5, гл. 10 сказано: «Многие наши мужи просто воспроизводят фигуры власти или поддержания короны; наши теламоны (кариатиды) к ним взывают, их замысел в том, чтобы не обращаться к истории вовсе. Греки же обращаются к Атлантам, Атлас несёт на себе весь мир». Об этом же пишет Страбон в первой своей книге: «Не поэзия обнаруживает очертания настоящего, но само расследование произошедшего — или с позиций личности, или с позиций самого действия».

Истинная история, по Асклепиаду, троична: первое — описание личности как таковой, второе — описание времени и места (привходящих обстоятельств). В-третьих, представляется само действие. Но действие в истории исходит от личности, что и запечатлевается в его описании. В привходящих обстоятельствах история также постигается через личность. Это связано с тем, что именно личность извлекает из совокупности обстоятельств. Так что их нельзя рассматривать по отдельности. У Андрона Александрина41, у Кресикла42 и Зосима43 дана хроника, известная в Афинах. Далее: за Апполондора свидетельствует Флегон44, за Дексиппа Стефана45 — «землепашцы», за Корнелия Непота — Геллий и т. д. Так пишутся многие трактаты. О мире в целом пишет только Эратосфен46, другие же ограничиваются эпизодами определённого содержания. Как, например, Гераклит Критский в «Гражданстве в Греции»47, которого далее цитирует Аполлон Дисколус. Ещё отметим не подтверждённые достоверно сочинения. Асклепиад совершенствует воспоминания Стефана48 о голубях и пр. В них также много свидетельств и воспоминаний. Подобным образом действуют Агафокл Милетский, Агафон Самосский49, Архелай50, Аристотель, Хризермус51, Ктесий Эфесский52, Демарат53,

41 Андрон Алексанлрийский — древнегреческий хронист эпохи Птолнмеев.

42 Кресикл — афинский комментатор той же эпохи.

43 Зосим Панополит — учёный александрийской школы.

44 Флегон из Трала — древнегреческий писатель, II в.

45 Дексипп — философ-неоплатоник, IV в. н. э.

46 Эратосфен — древнегреческий астроном и поэт александрийской школы, III в. до н. э.

47 Эта книга цитирована Аполлоном Дисколом — древнегреческим грамматиком, II в. н. э.

48 Стефан Александрийский — древнегреческий философ-неоплатоник, VI в.

49 Агафокл Милетский — писал об истории и природе. Упомянут у Агафона Самосского — древнегреческого историка. Автор «Истории скифов».

50 Архелай — древнегреческий философ, IV в. до н. э.

51 Хризермус — учёный из Александрии, I в. до н. э.

52 Ктесий Эфесский — древнегреческий учёный, служивший при дворе персидского царя Артаксеркса (конец V — начало IV в. до н. э.).

53 Демарат — один из двух царей Спарты в 515-491 гг до н. э.

91

Демострат54, Лев Византийский55, Никагор56, Никанор Самосский57, Сострат, все вкупе упоминаются Плутархом Фламинием. Сюда же можно отнести Клеанфа58, Ктесия Книда59 и Дерцилия, о котором мы уже упоминали.

Теперь о преходящих и отдельных обстоятельствах. Истинная история личности и беспрерывна, и индивидуальна. Постоянное развёртывание раскрывает, что составляет плоть истории. Она может быть всеобщей, частной и отдельной.

Всеобщее может охватывать всё без исключения либо, по крайней мере, всё родовое. Главные направления провозглашаются во всеуслышание или же подаются как предположение. Первые и составляют всеобщую историю, которая связывает всё в целом и в которой обозначаются отдельные эпохи.

Предположительная же истина исходит из того, каковы были суждения народов, начиная с древности. Такова история у Диодора Сицилийского, у Трота Помпея. Всеобщая история образуется лишь в том случае, когда не только времена, но и отдельные обстоятельства испрашиваются разумом, как это представляет Полибий. Согласно ему, в чреде времён происходит не многое, но только то, что точно совершается в судьбе достойных народов.

Частные же истории [также] бывают двух родов. (1) Пересказывается то, что осталось в общей народной памяти, и то первичное понимание о деяниях общества или, во всяком случае, о чём собраны некоторые сведения. Предшествующая, предваряющая история дана у Ливия, где римская история в целом теряется (до Августа) в описании жизни отдельных городов. (2) Последующая (дополняющая) включается в «Историю Пелопоннесской войны» Фукидида, в историю «Югуртинской войны» и войны с Катилиной Саллюстия, «[Комментариии] к Галльской войне» и к гражданской войне Цезаря.

В таком ключе написано много произведений. Из латинских историков это Сисений, анналы Клавдия Квадригалия60, Фабия Пиктора61, Кальпурния Пизона62, Кассия Гемина,63 Кнетия Геллия64, Целия Антипатрия65, Г. Фанния66, Валерия Антиата67, Гая Лициния Макри68 и многих других. Сходные способности и достижения проявляют также многие греки. Таковы Мирсилий Лесбийский69 и Филон Эфиопский70, упоминаемые

54 Демострат — афинский архонт 390-389 гг. до н. э.

55 Лев — император Византии с 888 по 912 г.

56 Никагор (235-221 до н. э.) — приближённый спартанского царя Клеомена III.

57 Никанор Самосский (предположительно IV в. до н. э.) — автор сочинения «О реках».

58 Клеанф (330-231 до н. э.) — древнегреческий философ-стоик, жил в Малой Азии.

59 Ктесий Книдский (конец V — нач. IV в. до н. э.) — древнегреческий историк.

60 Квадриналий Клавдий — римский анналист второй половины II в. до н. э.

61 Квинт Фабий Пиктор (254-210 гг. до н. э.) — первый древнеримский анналист.

62 Люций Кальпурний Пизон — консул в древнем Риме, II в. до н. э., автор «Анналов».

63 Кассий Гам — древнеримский анналист, II в. до н. э.

64 Кнетий Геллий — скорее всего, это имя искажено.

65 Целий Антипатр — древнеримский анналист, II в. до н. э.

66 Гай Фанний — древнеримский военачальник и анналист, II в. до н. э.

67 Антиат Валерий — древнеримский историк, I в. до н. э.

68 Гай Лициний Макри — древнеримский политический деятель, I в. до н. э.

69 Мирсилий Лесбийский — древнегреческий историк, VI в до н. э., упоминаемый у Архилоха и Порция Катона.

70 Возможно, один из миссионеров, распространявших христианство в Эфиопии в V в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

92

Антигоном Каристским71, а также Арктазий, Александр Корнелий72, Агафарцид73, Гермесианакт Кипрский74, Тимолай Фризский (?)75, Агафон Самосский76, Ктесипп Скифский77 Кемаарон, Клитофон Родосский78, Хрисермий Индийский79, он же — Хрисермий Пелопоннесский, Калисфен из Сибариса80, Дерцилий и Диоклий Родий Этолийский81, Лев Византийский82, Состений Иберийский83, Фрасилл Египетский84. И опять же на первом месте — Плутарх с его книгой о Фламниях. Сюда же можно причислить также принадлежащих к школе Пиндара Аркиния85 фессалийца Аттика, выходца из Бари Мегарика, извлечения Элиника из комедий «Эолика» и «Македонские торжества». Сходны [книги] Киприада Арнобия Филостефана86, Погадиппа87, известного как [Посидипп] Гнидский, и множества других. Многочисленные описания городов у Стефана, иначе Ермолая Землепашца88. Пишет также Аристогор Коршун89, Клавдий Юлий или Иолай Финикийский90, [к этому также относятся] «Гетика» Критона91, «Вифиника» Демосфена, «Финикика» Филона, коллективный труд о Ливии, Риан, написавший об Ахайе, Хилиаке, Тиагалике, Илиаке, Мессенике, Ксенион — о Крите92. И Страбон совершенно прав, равно как и Плиний, Афеней93, Павсаний, Фотий, Евстрафий94, Свидий и множество других греческих авторов, которые здесь не упоминаются.

Не совсем в том же ключе написаны сочинения о произошедших событиях, где описываются формы государства, законы и обычаи. О них можно судить по Критию

71 Антигон Каристский, II в. до н. э. — древнегреческий грамматик эпохи Птолемеев.

72 Корнелий Александр (100-40 до н. э.) — древнегреческий учёный, стремившийся к универсальному знанию

73 Ага(та)фарцид упоминается в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (I в. н. э.).

74 Гермесианис (или Гигулис) — древнегреческий поэт, автор эпиграмм. Жил предположительно во II в. до н. э.

75 Возможно, имеется в виду один из христианских мучеников, сожжённый в Кесарии в конце III в.

76 Агафон Самосский — древнегреческий историк и географ, III в. до н. э.

77 Ктесипп — наиболее известен как сын Геракла.

78 Клитофон Родосский — автор книги «Об Индии», упоминаемый Псевдо-Плутархом.

79 Хрисермий Коринфский — современник Плутарха Фламиния, автор «Индики».

80 Калисфен — древнегреческий историк, IV в. до н. э., летописец походов Александра Македонского.

81 Диоклий — древнегреческий учёный, о котором сохранились лишь отрывочные сведения у Плиния Второго.

82 Лев VI (866-912) — император Византии. См. также гл. 5 наст. издания.

83 Состений — возможно, церковный деятель XIII в. (1202-1282).

84 Фрасилл — афинский военачальник второй половины V в. до н. э.

85 Апкиний — религиозный деятель в Византии начала VII в.

86 Арнобий, Филостефан (Киренский) — древнегреческие историки эпохи Птолемеев, III в. до н. э.

87 Посидипп — древнегреческий поэт-эпиграммист. Вторая половина III в. до н. э.

88 См. гл. 2 в настоящем издании.

89 Аристогор — персидский наместник в Милете, спровоцировавший греко-персидскую войну начала V в. до н. э.

90 Иолай Финикийский — легендарный персонаж времён первоначального освоения островов

Средиземного моря.

91 Работа древнеримского врача, II в. н. э.

92 Названия нуждаются в проверке. — Ред.

93 Афеней — древнегреческий ритор II-III вв. н. э.

94 Евстафий (I-II вв. н. э.) — древнеримский полководец, обратившийся в христианство.

93

и Юлию Поллуксу95. Таким же образом Ксенофант Афинский писал о государственном устройстве Лакедемона, Котта Римский96 — с греческих позиций о государственном устройстве Рима, Аристокл97, Критий и Мольпий — о Лакедемоне98, также о персах, обычае убежища, о волнениях и о гармонии небесных тел — всё, что писал о лакедемонской политике Агафокл (согласно Самосской хронике). Если верить молве, о политике Птолемеев писал Аристотель в гл. 158 «Законов». Это подтверждает Лаэрт. Кроме того, о государственном устройстве писали Агригент, Аргоса, Тимер, Орхомена, Сикиона, Тарента, сообщает Юлий Поллукс. Можно ещё раз упомянуть Страбона, Атенея и других, писавших частные истории.

Отдельная (единичная) истина в истории связана с отдельной историей человека. Так обстоит дело у афинян Амфикрата «О выдающихся людях»99, Митиления «О статуях»100, Аммония101, Аполлодора Афинского и Горгия Афинского «Об афинских партиях». Можно отметить также книги Филострата, который в предисловии к ним написал о жизни софистов. Он автор жизнеописания Порфирия и философов до Платона. У Сотиона102 же, который был старше Порфирия, последний оказался перед ним. Но сочинения Сотиона утеряны. Между тем Порфирий вовсе не гордился своим происхождением и предпочёл, прежде всего, издать жизнеописание Пифагора, изданное Риттерсхузеном. Также утеряна история математики Эвдема, которая наполнена математическими случаями, жизнеописаниями и вообще всем основным, что относилось к этим занятиям. И не сохранилось ничего из жизнеописаний Гермиппа Перипатетика105, Антигона Карисского, Сатира, мужа-спорщика, но зато превосходно знающего музыку Аристоксена и некоторые сочинения церковных авторов, которые отражены в духовных книгах Иеронима. Сочинения Аристоксена103 о Пифагоре цитирует Геллий. Варианты их сочинений, касающиеся отдельных моментов их жизни, благожелательно и добросовестно приводит Иоганн Мёрзий в примечаниях к этим сочинениям.

Много греческих жизнеописаний издал Воверн104 в «Полиматии» (гл. 23, с. 97, 194). Рассказывая о латинянах, Геллий цитирует книги Юлия Гигиния о жизни замечательных людей. Он отдельно воздает хвалы и книгам о жизни, и книгам об африканских деяниях. К такому же аргументу [восхваления] прибегает Гай Оппий105. Сходным образом Гай Плиний описывает жизнь Нерона и жизнь Помпония Секунда106 — все они выражают их душевный склад. Жизнеописание Вописка107 — одно из наиболее удачных, ему следуют Марий Максмум Фабий Мацеллин и Гаргилий Марциал108. Сюда же можно добавить

95 Юлий Поллукс — ритор второй половины II в. н. э.

96 Котта Римский — военачальник и государственный деятель, II—I вв. до н. э.

97 Аристокл — древнегреческий философ, перипатетик, II в. н. э.

98 Эвмо — жреческий род в Аттике, известный также в Лаконии.

99 Амфикрат — афинский историк конца IV в. до н. э.

100 Митилений — древнегреческий философ начала II в. до н. э.

101 Аммоний Сккас (III в.) — древнегреческий философ, наставник Плотина.

102 Сотион из Алексведрии — древнегреческий доксограф и биограф начала II в. до н. э.

103 Аристоксен — древнегреческий философ и теоретик музыки, IV в. до н. э.

104 Воверин Йоганн, фон (1574-1612) — нидерландский писатель.

105 Оппий — древнеримский потер (род).

106 Армарний Секунд — древнеримский военачальник и государственный деятель, I в. н. э.

107 Вописк Юлий (ст.) — древнеримский консул, 473 г. до н. э.

108 Гаргилий Марциал — древнеримский писатель, III в. н. э.

94

Боноса109, упомянувшего Онесима110 в жизнеописании Проба. У Тацита есть описание жизни Августа, искусно переложенное Светонием. Много сочинений Транквилла посвящено жизни Августа, в том числе его политике. Ещё больше латинских и греческих авторов, в том числе современных, ссылаются на них.

Обратимся теперь к непрерывной истории. Выделим то, что может быть извлечено из произошедшего и запечатлённого, что основательно закрепилось в памяти, и рассмотрим то, что здесь сразу выявляется, то, где побеждает добродетель или порок, какой из народов или групп населения и в иных своих проявлениях не выходит за рамки установленного порядка. Это и есть тот исходный рубеж, на котором зиждятся предпосылки законности — Перцений111 в своих праздничных стихах называет их историей через сатуру112. Говорят о ней Лактанций113, а также Гигиний, на которого ссылается Геллий. Этот путь превозносил Каллисфен, который вспоминает о Поллуксе. Чтобы никого не забыть, упомянем Валерия Максима, восхваляемого Плутархом, стратегемы Полиена и Фронтини114 и тому подобное.

Справедливо говорят, что в истории связываются простые происшествия. Форма исторического описания соединяет много разных [тобытий], прямо не относящихся к истории. Здесь важны убедительность сюжета, естественность человеческих проявлений и тому подобное. Таковым представляется нам полигистор Солина115 и ему подобные. Они что-то смешивают, на какие-то мелочи обращают внимание или сопрягают что-либо с чем-либо по разным поводам. Как определяли греки, это высший вид исторического изложения, многоцветие, обнимающее историю в целом и не поддающееся исчислению, если не установлен порядок изложения. О том, каким образом, по Аристотелю, озаглавливаются произведения, свидетельствуют Лактанций, Филет и Атеней.

Так образуются различные формы исторических повествований, в которых только и становится понятной для нас сама человеческая история, единственная побудительная сила которой состоит в том, чтобы привести в движение личности и их свершения, притом не все, но те, которые можно запечатлеть в простом и непрерывном рассказе, в первую очередь об уже завершившемся. Создать не просто как бесконечное перечисление происходящего, но включить в описание их обусловленность конкретными проявлениями и развитием. Отсюда проистекают и гражданская рассудительность: о прошлом невозможно сказать ничего иного, что философия не утвердила бы примерами. Например, нельзя признавать в целом за великое благо то, что всегда пребывает в книгах, в которых передаётся сумма деяний; это не возвысит когда-либо историю до истинной и справедливой.

109 Бонос — император Древнего Рима в 276-282 гг.

110 Онесим — древнегреческий вазописец начала V в. до н. э.

111 Перцений — древнеримский актёр и военачальник, I в. н. э.

112 Сатура — жанр литературы, соединяющий разнообразные по форме и содержанию произведения. О «Менипповых сатирах» писал М. М. Бахтин в «Проблемах поэтики Достоевского». — Ред.

113 Лактанций (250-325) — христианский ритор и писатель. Родом из Африки.

114 Фронтини Юлий — итальянский писатель XVI в., описывавший архитектуру Древнего Рима.

115 Солин Гай Юлий (предположительно I в. н. э.) — древнеримский историк.

95

Глава восьмая

Подразделение искусства историки. Определение Лукиана частично отвергнуто. Для обсуждения предложены ещё три варианта.

Перейдём к искусству построения историки. Известна дефиниция Лукиана историки относительно пороков и славных дел. Он пишет: «Если говорят о произведении в целом, то часто возникают сомнения в том, что можно отбросить, а что принять как жизненно достоверное. В первую очередь описывается то, что может ускользнуть или что должно быть рассмотрено как таковое, например, многочисленные жизненные пути, попытаться объять их множество в целом; разумеется, из этого беспорядочного многообразия надо выбрать основную нить, на основании которой выстраивается цепь событий, включая и их единичные проявления, и по умолчанию предполагается, что бывает наверняка, а что можно окинуть беглым взглядом». Потом к этому прибавляются сопутствующие обстоятельства, [иногда] по умолчанию прокладывается линия, [охватывающая] те [события], которые ранее в неё не укладывались. Но в этом истолковании не очень привлекательно следующее: оно не учитывает грамматические приёмы, применяемые в речах варваров, но при этом выделяются те или иные погрешности, которые трактуются буквально, без учёта способов передачи высказываемого, но с умалением [смысла] сказанного в целом. Лукиан вовсе не избегает таких суждений: это изменение в действительности означает лишь признание диалектичности канона, и такую непоследовательность суждений мы можем видеть во многих книгах, в них констатируется лишь то, «что непосредственно не доходит до слушателя, либо возвышается, либо является ответом на умаление». Это означает, что такое проявление может быть и косвенным. Из него следует лишь то, что правильные жизнеописания не должны включаться в общий ход излагаемого и не могут пролагать основную линию жизнеописаний достойных людей. В этом предмете должно выделяться то, что является нейтральным.

Кроме того, история как искусство отличается от естественной истории. Историческая истина становится помимо конкретных исторических описаний. При любой речи возможно по меньшей мере двойное осознание высказанного: на уровне слов и собственно происходящее. На это указывает Цицерон («О красноречии», кн. 2): «Фукидид всё излагает мастерски, на мой взгляд, просто; сначала он слитно и живо излагает ход происходящего, а затем уже расставляет слова, последовательно обозначая суждения; таким образом создаёт предмет собственно ораторской речи, где суждения поясняют происходящее». Так, предмет истории дан как объект, не требующий двойного подхода. Мне всё же удобнее дать объяснение историку, исходя из двух оснований: одно обнимает всё, относящееся к гражданским добродетелям, а другое — только к словам. Не это ли отстаивал для нас Лукиан? Ибо он дал два завета пишущим историю: иметь политическую проницательность и уметь найти подходящее слово.

Действительно, при другом подходе иные части историки могут составить её основание и провозгласиться как истина. Эту перестановку во всех её тонкостях предварил Цицерон: каково слово, таково и воплощение. Такое построение может состоять из трёх этапов: непосредственно очевидного, первоначально записанного и затем выстроенного как определённое суждение. В этих трёх измерениях и образуется предмет во всём его красноречивом оформлении. Такова, очевидно, природа истории, образующая основные вилы историки.

0OCCMM r M. MCKyCCTBO MCTOpMKM

Ars histоrica sive de historiae et historices natura historiaque scribende praeceptis commentatio

Gerardi Johanis Vossii

Abstract: The proposed text is a continuation of the translation of the book of the Dutch theologian, historian and philologist G. J. Foscia «Art of the Historica», started in № 23-25 «Vox». The seventh chapter shows the prerequisites of the initial impulse of historical development, in the ancient Oriental Ephemeris and describes the attempt of Ascleriad to identify and compare possible genres, by which the course of historical development is expressed. Evaluated the effectiveness of its application in each case of history when creating a certain historical genre. The multiplicity of the authors mentioned should confirm the picture of the cumulative view of the historical subject. The eighth chapter briefly shows how the means of historians make it possible to create a coherent historical picture; divisions are made within art by historians.

Keywords: historica, universal and separate, the reasons and prerequisiies, distribution of historical thing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.