Научная статья на тему 'Искусство и бизнес в современной России'

Искусство и бизнес в современной России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
594
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / БИЗНЕС / МЕЦЕНАТЫ / PRODUCT-PLACEMENT / ARTS / ARTWORK / BUSINESS / SPONSORS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Конев Валерий Павлович

Рассматриваются вопросы взаимоотношения современной художественной культуры и бизнеса в постсоветском социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTS AND BUSINESS IN MODERN RUSSIA

The problems of arts business interrelationship in post-Soviet socium are considered.

Текст научной работы на тему «Искусство и бизнес в современной России»

ИСКУССТВО И БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Валерий Павлович Конев

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул.

Плахотного, 10, профессор кафедры гуманитарных наук, доктор культурологии

Рассматриваются вопросы взаимоотношения современной художественной культуры и бизнеса в постсоветском социуме.

Ключевые слова: искусство, художественное творчество, бизнес, product-placement, меценаты.

ARTS AND BUSINESS IN MODERN RUSSIA

Valery P. Konev

Ph.D., Prof., Department of Humanities, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo st., 630108 Novosibirsk

The problems of arts - business interrelationship in post-Soviet socium are considered.

Key words: arts, artwork, business, product-placement, sponsors.

Начиная с 90-х годов часть функций государства по поддержанию в художественной культуры взял на себя крупный бизнес: олигархи, компании, холдинги, акционерные общества и т.п. Процесс дележки и разворовывания народного достояния оказался занятием разлагающе увлекательным. Но в глазах общества бизнесменам нужно было выглядеть приличными людьми, поэтому они стали меценатами, спонсорами, покровителями и ценителями искусства.

После покушения на Б. Березовского тринадцать деятелей искусства -режиссеров (кино- и театральных), музыкантов, актеров, литераторов в открытом письме Президенту и Правительству РФ выступили в защиту «человеческой и деловой репутации» бизнесмена и бывшего исполнительного секретаря СНГ. Уже до этого в общественном сознании сложилось вполне однозначное убеждение в одиозности этой фигуры, что подтвердило последующее обвинение Генпрокуратурой Березовского в уголовных преступлениях и объявлении его в международный розыск. Мастеров культуры (О. Табакова, Ю.Любимова, В. Абдрашитова, Ю. Башмета, А. Вознесенского, Д. Меньшикова и др.) возмутила «однобокая информация» о деятельности Березовского в СМИ. Авторы писали: «Убивали не этого конкретного человека. Убивали ростки новой экономики, первые усилия поднять страну из паралича, убивали одного из выдающихся меценатов из когорты нынешних Морозовых, Третьяковых, Мамонтовых». Меценатство Березовского выразилось в том, что он создал и финансировал премию «Триумф» в искусстве. Все было бы вполне нормально (свобода выражения гражданской позиции), если бы не одно

обстоятельство: все подписанты - члены - члены жюри или лауреаты этой премии (50 тысяч долларов) [1].

Учреждение частных, в том числе олигархических, фондов, премий обусловливалось как благотворительными позывами (этого нельзя отрицать), так и заботой о престиже, о «лице» в глазах общества и власти, а нередко исходя из далеко идущих политических соображениях. Так. В. Столповских, известный промышленник президент Международного светотехнического холдинга «В.А.Б.С.» учредитель литературной премии «России верные сыны» не скрывал в 2004г., что в движение «Сыны России», которое возглавляет, он хочет превратить в партию с названием «Партия сынов России». Правда, это ему не удалось.

В 90-е года наблюдался всплеск интереса к искусству со стороны крупнейших российских корпораций. Банки, финансовые и торговые компании начали спонсировать выставки, конкурсы, учреждать художественные премии. В большом количестве стали формироваться корпоративные коллекции произведении живописи и скульптуры, появились частные музеи. Но кризис 1998 свел на нет создании частных коллекций. Произведения искусства частные компании перестали покупать. Собранные коллекции оказались неликвидными вследствие слабо развитого вторичного рынка произведений искусства, ибо пока в целом искусство в России не является выгодным способом вложения капитала.

Некоторые банки имели уникальные коллекции. Например рухнувший «СБС-АГРО» имел редкую коллекцию работ русских художников XVIII- первой трети ХХвв. Крупными собирателями были «Тверьуниверсалбанк» - коллекция русских портретов Х1Х-ХХвв., «Уникомбанк» - коллекция гобеленов;

Инкомбанк - коллекция живописи (произведения художников Возрождения, мастеров авангарда).

В 90-е годы представители бизнеса начинают активно входить в попечительские советы художественных учреждений. Как правило, попечительские советы объединяли в своем составе представителей государственных структур, частного бизнеса, общественных институтов, видных творческих деятелей. Так в 2004г. впопечительский совет Фонда «Друзья Русского музея» вошли среди прочих руководители Внешторгбанка, Сбербанка, «Северстали», представители АФК «Система». Государственный Русский музей в 2003 году заключил с корпорацией «Система» соглашение на 10 лет по которому музею будет перечислено 10 млн долларов. Ряд компаний входящих в АФК «Система»- «МТС», «Турист», «Роснано» - подписали персональные договоры о сотрудничестве с Русским музеем. В 2001 году был создан Попечительский совет Большого театра, куда помимо министра культуры РФ, мэра Москвы вошли банкиры, крупные предприниматели. Попечители разрабатывают выгодные для театра инвестиционные проекты, оказывают спонсорскую помощь, выплачивают ведущим солистам театра стипендии. В 1999г. Московский литературный фонд и Альфа-Банк объявили о создании постоянно действующего стипендиального фонда для поддержки

писателей, работающих над новыми произведениями, в том числе и в провинции.

В 1997г.российскими деловыми кругами для актеров, режиссеров и критиков была учреждена премия «Кумир». В жюри вышли 52 представителя крупнейших компаний. Председателем, так сказать, «лицом» премии был назначен популярный актер, народный артист СССР А.Баталов. В 2003г. миллиардером М. Прохоровым был создан благотворительный фонд для поддержки литераторов и книгоиздания, который возглавила его сестра И. Прохорова. Одно время театр «Ленком» спонсировала компания А. Таранцева «Русское золото», арестованного и высланного из США за сокрытие судимости в России при въезде. Пресса в то время много писала о криминальном прошлом спонсора. Большой симфонический оркестр России до ареста олигарха -миллиардера М. Ходоровский спонсировался его нефтяной компанией «ЛУКойл».Государственный Внешэкономбанк финансирует Мариинский и Большой театр, Государственный музей иностранного искусства им. А.С. Пушкина. В 2009г. Этот же банк спонсировал съемку фильма А. Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король», выделив 90млн долларов - самую большую сумму за постсоветское двадцатилетие - с расчетом на её возвращение в прокате на мировом экране. Но фильм провалился. Компания «Лукойл»-спонсор Большого Симфонического оркестра, отметившего в 2000г., свое семидесятилетие.

Бизнес, как отечественный, так и иностранный, не только участвовал в создании попечительских советов и благотворительных фондов, но и в учреждении (финансировании) различных литературных премий.

Премия «Русский Букер» за двадцать лет существования в России сменила несколько спонсоров (попечителей) из мира бизнеса: Среди них

Международная энергетическая компания ВР, компания РКСС и др. В 2000г. совместным решением Союзом писателей РФ и Акционерной компанией «АЛРОСА» учреждена «Большая литературная премия России». В 2001 г. Московский интеллектуальный-деловой клуб при поддержке российского отделения Фонда Форда (в России с 1996г.) учреждена всероссийская литературно - театральная премия «Хрустальная ваза Виктора Розова».

В 2002г. Обществом поощрения русской поэзии при поддержке (то есть на деньги) РАО «ЕС Россия» учреждена российская национальная премия «Поэт». Национальная детская литературная премия «Заветная мечта» в 2005г. была учреждена благотворительным фондом Группы компаний «Миан».В этом же году учреждена (с участием государства) общероссийская премия «Большая книга». Премия выплачивается из средств «Фонда поддержки отечественной словесности», созданного солидными спонсорами: группой компаний

«РЕНОВА», «Альфа-Банком», Торговым домом «ГУМ» и др. Бизнесмены-меценаты, учредившие премии и гранты для художников и художественных коллективов в свою очередь получают от благодетелей ответные награды. Так, например, известный промышленник В. Столповски, основавший фонд премии «Хрустальная роза Виктора Розова» в 2006г., награжден медалью «За вклад в

российскую культуру» фондом премии Александра Невского «России верные сыны».

Художники в ответ на спонсорскую и меценатскую помощь ответили с 2001 г. фестивалем искусств «Виват, меценат!». В фестивале принимают участие театральные коллективы и концертные программы, увидевшие свет благодаря поддержки спонсоров, благотворителей, меценатов. Главная цель фестиваля - отметить тех людей, которые помогают русскому искусству. Награждают почетными дипломами и золотыми значками руководителей промышленных, торговых, финансовых групп.

Спонсорскую помощь оказывал не только отечественный, но и иностранный бизнес, имеющий свои интересы в России. В 2001 г. Генеральным спонсором Государственного симфонического оркестра России стала алмазная компания Де Бирс.В 2000 г. Американский меценат - миллиардер А. Вилар, поддерживающий главные в мире музыкальные театры и фестивали, взял под покровительством Мариинский театр в Петербурге.

В рыночной экономике не только бизнес вкладывается в искусство, но и само искусство становится видом бизнеса, приносящим неплохие доходы. Таковы в литературе милицейский и шпионские жанры, детективы современные, исторические, интеллектуальные, политические, дамские, психологические, эротические и т.д. и т.п. (А. Маринина, Т. Устинова, М.Серова, В.Доценко, Б.Акунин, Л. Юзефович, Д.Донцова, Г.Романова, Т.Степанова, Н. Перфилова, Л. Турский и др.). Хорошо продается фантастика (С. Лукьяненко, В.Пелевин, П.Крусанов, А.Бушков, А.Зорич, О. Дивов, М.Успенский и др.). Но, пожалуй, более всего успешен в финансовом плане шоу-бизнесе, и, прежде всего, его «звезды», которые не только зарабатывают деньги прямым профессиональным трудом, но и вкладывают их в финансовые структуры, производство товаров народного потребления, в ресторанный бизнес и т.д. Если в советское время на первом месте по состоятельности были писатели (конечно, избранные, работавшие на систему), то сегодня на первом месте наиболее популярные и раскрученные в СМИ и прежде всего, телевидением, представители шоу-бизнеса.

В августе 2011г. журнал Форбс (Forbes) составил в седьмой раз рейтинг 50-ти российских знаменитостей-певцов, артистов, кинорежиссеров, шоуменов, телеведущих, спортсменов. Установлено, что если в 2005г. совокупный доход звезд составлял 116 млн. долларов, то в 2011г. - 208 млн. долларов. Доход звезд (из 50-ти человек неартисты только семь человек) складывался из концертов, издания книг, участия в корпоративах, продаже дисков и т.п., а также из доходов, полученных от ресторанного бизнеса, производства товаров, вложения денег в прибыльное производство и т.д.

На первых местах списка А. Пугачева, С. Михайлов, Г. Лепс, Ф, Киркоров, Н. Басков, Е.Ваенга, М.Галкин, Н.Михалков, Валерия, И.Ургант, К.Орбакайте,

B.Меладзе, Ранетки, Ж.Фриске, Т.Канделаки, А.Заворотнюк, А.Малахов, Мумий Тролль, Г.Мартиросян, С.Светлаков, В.Леонтьев, А.Цекало, Земфира,

C. Лазарев, М. Галустян, В . Гергиев (дерижер), Ю. Антонов и т. д.

У шоу-бизнеса свои четкие коммерческие правила, диктуемые современной экономической системой. Эти правила, которые нельзя обойти, где всё решают деньги: «Если у артиста нет больших денег (хотя бы для начала тысяч триста -долларов, разумеется) или нет состоятельного и влиятельного спонсора-альтруиста, то артист-певец никак не сможет попасть на телевидение, на популярный радиоканал (для мощной раскрутки), о нем не упоминает пресса, т.е.: нет денег - ты никто, тебя просто не существует. И будь ты хоть самим Карузо. Так что коммерческий пресс в данной ситуации, пожалуй, ничуть не лучше, а может, где-то и хуже идеологического пресса советского периода» [4].

Вопрос о спонсорстве часто решается исключительно посредством личных связей. Как признается худрук театры «У Никитских ворот» М. Розовский, если во главе театра стоит человек, умеющий правильно «дружить», то проблем со спонсорской помощью такой театр не испытывает «Спонсоры всегда возникают под хорошее настроение, под рюмочку. Чтобы какой-нибудь олигарх стал спонсором, нужно сделать очень многое: с такими людьми надо дружить, с ними надо выпивать, обмениваться анекдотами», ходить в баню [3].

Маргинальное и нищенское положение российских художников, в котором они оказались в 90-е, вынуждало их постоянно обращаться к государству и к бизнесу. В 2001г. Группа известных поэтов от имени всех поэтов России обратились с открытым письмом к бизнесу «Поэты - меценатам» с призывом поддержать отечественную поэзию: «В качестве первого и необходимого шага, -говорилось в письме, -мы призываем взять на себя попечение о единственном в России «толстом» поэтическом журнале «Арион»... мы призываем меценатов поставить существование этого уникального издания на прочную и надежную основу - и тем подать пример новой модели отношений русского бизнеса и высокой российской литературы» [4].Крупнейшие бизнесмены встретились с поэтами и обещали помощь, потому что они понимали, что в анналах истории остаются не только богатые, но и меценаты.

Мизерное государственное финансирование искусства заставляет его деятелей искать новые денежные источники. Здесь, как всегда, стал осваиваться западный опыт: размещение имиджевой рекламы - product placement-размещение информации о товаре или торговой марки в любом продукте индустрии развлечений с рекламным целями.

Как это ни удивительно, но пионерам отечественного «продакт -плейсмент» был знаменитый Э. Рязанов, режиссер фильма «Берегись автомобиля». Он признавался, что был заказ Горьковского автозавода на рекламу машины «ГАЗ-21». Тогда ГАЗ исправно расплатился с «Мосфильмом». Первой попыткой в постсоветское время решения финансовой проблемы были съемки фильма А. Балабанова «Брат» (1998 г.). Балабанов убедил питерскую сеть магазинов одежды Littewoods подключиться к финансированию картины. Герой, Данила Богров, отправляется за покупками в такой магазин. В «Брате-2» уже были съемки в магазинах «Крокус», «Аэрофлот» и водка «Столичная». В 2005 г. оказалась, что до 80% бюджетов российских фильмов и телесериалов -именно рекламное поступление. А некоторые компании - производители в

порядке алаверды предоставили информацию о влиянии кинорекламы на увеличение своих прибылей. Абсолютным чемпионом по количеству рекламы на минуту художественного фильма, стал «Ночной дозор». В лидерах и милицейско-бандитская сага: «Антикиллер» и «Антикиллер 2». Выяснилось, что основу бюджета изначально составляли вливания фирмы «Nemiroff». Продюсерам это принесло порядка миллиона долларов. Вложения оказались более чем оправданы. После того как «Антикиллеры» вышли на экраны и были растиражированы на видеокассетах, компания увеличила продажи продукции в России и странах СНГ почти в 2,5 раза. Второй по значимости спонсора «Антикиллера» - Panasonic. По ходу фильма герой Куценко то и дело тычет зрителю под нос ноутбук этой марки или звонит по своим бандитско-ментовским делам соответствующему сотовому телефону. Раньше Panasonic не делал серьезной ставки на свои сотовые телефоны на российском рынке сбыта. Удалось убедить вложится в фильм и теперь продажа сотовых телефонов- чуть ли не самый прибыльный сектор бизнеса японской фирмы.

Успехи в добывании рекламных денег так раззадорили продюсеров «Антикиллера», что они начали перегибать палку: в одном из эпизодов Гоша Куценко прямым текстом транслирует слоган Nescafe: «Хорошее начало дня»-и настойчиво вертит перед камерой банкой с растворимым кофе.

Сериал «Каменская» тоже создавался на деньги рекламодателей, и в первую очередь за счет все того же Nescafe (бесконечные стоны героини о невозможности работать без кофе?) и мебельного салона «Эксклюзив» -поставщика диванов, кресел и прочего для сериалов. Как признаются продюсеры «Улиц разбитых фонарей», одна из серий была снята исключительно для того, чтобы получить деньги от сети залов игровых автоматов - там по ходу действия фигурирует симпатичный бомж, который ни с того ни с сего выигрывает джекпот [5]. В 9G^ одна из выпускающих пиво фирм провела конкурс на лучший фантастический рассказ о себе. По итогам конкурса был выпущен сборник рассказов о себе «Право на пиво».

Планомерный продакт-плейсмент прижился на отечественном книжном рынке и приносит неплохие дивиденды соответствующим агентствам. В отечественных бестселлерах рекламируется преимущественно продукты питания, парфюмерия, лекарства, журналы. В фаворитах у рекламодателях ходят наиболее издаваемые авторы - Д. Донцова, Т. Устинова, А. Маринина, С. Лукьяненко. По признанию некоторых из них, они не знают, что название того или иного товара вписывает редактор. Хотя существует Статья 1G Закона о рекламе, запрещающая производить и размещать рекламу, которая «оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие». То же самое существует и на телевидении, где масштабы продакт-плейсмент гораздо шире.

Цветущая пышным цветом в постсоветское время лауреатско-премиальноорденоносная вакханалия тоже стала определенным видом бизнеса. Достаточно набрать в поисковике «диплом», «орден», «медаль» имени токого-то, то можно найти десятки предложений получить награду, перечислив энную сумму на определенный счет. Бизнесмены от искусства эффективно используют слабости мелкочестолюбивых, тщеславных «деятелей от искусства». Этот бизнес

приносит немалую прибыль учредителям премий и даже самим соискателям. Первым понятно почему. Вторым - звания дипломантов, лауреатов, орденоносцев и т.д. позволяют требовать от властей, особенно провинциальных, различные привилегии, преференции, деньги на издание своих сочинений, журналов, газет, фондов. Такие люди входят в различные творческие комиссии, становятся советниками по культуре и т.д.

Сегодня развитие меценатства и благотворительности в России идет по пути реализации концепции социально ответственности бизнеса. В современном мире традиционным является представление о бизнесе не только как о деятельности, направленной на получение прибыли путем производства товаров и услуг, но дополняется также пониманием бизнеса как источника роста общественного благосостояния.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Чертова дюжина Березовского // Росс.вести. 1995. 15 июля.

2. Шамардин А. Их есть у нас? //Литер.газета. 2010. 5-11дек.

3. Г рибоедова А. Художники хотят дружить бескорыстно // Культура. 2011. 5-11 авг.

4. ГалдинаМ. Зачем поэтам деньги? //Литер. Газета. 2001. 18-24 апр.

5. Благодаров К. Зачем антикиллер пил водку? // Нов.газета 2005. 9-15 февр.

6. Чупринина Ю. Съешь меня! // Итоги. 2005. №47.

© В.П. Конев, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.