Научная статья на тему 'Искусство эпохи викингов и портал в Урнесе (1060-1080)'

Искусство эпохи викингов и портал в Урнесе (1060-1080) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1046
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАНДИНАВСКОЕ ИСКУССТВО / ИСКУССТВО НОРВЕГИИ / ИСКУССТВО ЭПОХИ ВИКИНГОВ / МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ РЕЗЬБА / SCANDINAVIAN ART / NORWEGIAN ART / ART OF VIKING EPOCH / MONUMENTAL CARVING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курина Надежда Николаевна

Статья посвящена изучению портала церкви в Урнесе - древнейшего памятника скандинавской монументально-декоративной резьбы. Автор статьи приводит подробное описание и иконографический анализ памятника. Основное внимание сосредоточено вокруг центрального элемента резьбы портала - фигуры «льва». Опираясь на опыт скандинавских исследователей, автор проводит сравнительный анализ произведений предшествующих стилей, что позволяет наглядно увидеть эволюцию изображения одной из центральных фигур скандинавского орнамента. Новаторством статьи является предложение автора применить семиотический подход для изучения урнесской резьбы. Данный подход, основанный на проведении параллелей между поэтическими приемами и произведениями изобразительного искусства, помогает выработать новый метод в изучении скандинавского искусства эпохи викингов, способствующий более глубокому пониманию мировоззрению людей того времени, нашедшему отражение в памятниках изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Viking art and portal of stave church in Urnes (1060-1080)

Article examines the portal of the church in Urnes Scandinavian ancient monument monumental and decorative carving. The author gives a detailed description and analysis of iconographic monument. A figure of “lion” was focused around a central element of the portal. Based on the experience of Scandinavian researchers, the author provides a comparative analysis of the works of previous styles, which enables to see the evolution of the image of one of the central figures of the Scandinavian ornament. The novelty of this paper is the proposal’s approach to the semiotic study of Urnes thread. This approach is based on drawing parallels between the poetic techniques and works of fine art, helping to develop a new method for the study of the Viking Age Scandinavian art, contributing to a better understanding of people’s outlook at the time, which is reflected in the monuments of art.

Текст научной работы на тему «Искусство эпохи викингов и портал в Урнесе (1060-1080)»

21. Там же. С. 184.

22. Там же. С. 184.

23. Там же. С. 189.

24. Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 1. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 570.

Notes

1. Leonov M. L. Rannyaya proza: povesti i rasskazy [Early prose: novels and short stories]. Moscow. Sovremennik. 1986. P. 33.

2. Ibid. P. 34.

3. Ibid. P. 35.

4. Ibid. P. 38.

5. Ibid. P. 41.

6. Ibid. P. 43.

7. Ibid. P. 39.

8. Ibid. P. 40.

9. Ibid. P. 42.

10. Vakhitova T.M. Hudozhestvennaya kartina mira v proze Leonida Leonova: struktura, poehtika, ehvolyuciya: dis.... d ra filol. nauk [Artistic picture of the world in prose of Leonid Leonov: structure, poetics, evolution: dis. ... PhD]. SPb. 2006. P. 229.

11. Leonov L. M. Op. cit. P. 45.

12. Ibid. P. 51.

13. Ibid. P. 55.

14. Ibid. P. 149.

15. Ibid. P. 151.

16. Ibid. P. 163.

17. Ibid. P. 171.

18. Ibid. P. 171.

19. Ibid. P. 177.

20. Ibid. P. 177.

21. Ibid. P. 184.

22. Ibid. P. 184.

23. Ibid. P. 189.

24. Slavyanskie drevnosti. EHtnolingvisticheskij slovar'- Slavic antiquities. Ethnolinguistic dictionary: in 5 vols. / under the general editorship of N. I. Tolstoy. Vol. 1. Moscow. Mezhdunar. otnosheniya. 1999. P. 570.

УДК 745/749

Н. Н. Курина

Искусство эпохи викингов и портал в Урнесе (1060-1080)

Статья посвящена изучению портала церкви в Урнесе - древнейшего памятника скандинавской монументально-декоративной резьбы. Автор статьи приводит подробное описание и иконографический анализ памятника. Основное внимание сосредоточено вокруг центрального элемента резьбы портала - фигуры «льва». Опираясь на опыт скандинавских исследователей, автор проводит сравнительный анализ произведений предшествующих стилей, что позволяет наглядно увидеть эволюцию изображения одной из центральных фигур скандинавского орнамента. Новаторством статьи является предложение автора применить семиотический подход для изучения урнесской резьбы. Данный подход, основанный на проведении параллелей между поэтическими приемами и произведениями изобразительного искусства, помогает выработать новый метод в изучении скандинавского искусства эпохи викингов, способствующий более глубокому пониманию мировоззрению людей того времени, нашедшему отражение в памятниках изобразительного искусства.

Article examines the portal of the church in Urnes - Scandinavian ancient monument monumental and decorative carving. The author gives a detailed description and analysis of iconographic monument. A figure of "lion" was focused around a central element of the portal. Based on the experience of Scandinavian research-

© Курина Н. Н., 2014 172

ers, the author provides a comparative analysis of the works of previous styles, which enables to see the evolution of the image of one of the central figures of the Scandinavian ornament The novelty of this paper is the proposal's approach to the semiotic study of Urnes thread. This approach is based on drawing parallels between the poetic techniques and works of fine art, helping to develop a new method for the study of the Viking Age Scandinavian art, contributing to a better understanding of people's outlook at the time, which is reflected in the monuments of art.

Ключевые слова: скандинавское искусство, искусство Норвегии, искусство эпохи викингов, монументально-декоративная резьба.

Keywords: Scandinavian art, Norwegian art, art of Viking epoch, monumental carving.

Норвежские резные порталы - сложное явление в европейском искусстве, представляющее уникальную страницу развития средневековой культуры, результат взаимодействия скандинавских языческих и романских художественных традиций. Самым древним памятником является портал в Урнесе (область Согн] (рис. 1). Это произведение, датируемое 1060-1080 гг., является единственным сохранившимся памятником монументальной резьбы эпохи викингов, дающим представление о ее роли в декоре здания. В то же время портал в Урнессе является одним из самых поздних памятников эпохи этого времени, позволяющим не только увидеть уровень мастерства художников поздней эпохи викингов, но и ретроспективно взглянуть на историю развития звериных стилей скандинавского искусства.

Рис. 1. Северный портал церкви в Урнесе (1060-1080), (фото автора)

Несмотря на многочисленные изменения, Урнес и по сей день является прекрасным примером единства архитектуры и декора, который, вполне вероятно, был создан не единовременно: сухая резьба двери и фронтона может являться болей ранней по отношению выразительным резным панелям на стенах. Реконструция первоначальной церкви показала, что она представляла собой простую постройку с двухскатной кровлей, конструкция которой была образована угловыми столбами и рядом панелей между ними (рис. 2). Церковь была существенно перестроена после 1130 г., но сохранила ряд резных фрагментов, в число которых входят северный портал, две резные панели, один из угловых столбов и резьба фронтона, в настоящее время скрытая под крышкой.

Центральным произведением деревянной резьбы в Урнесе является северный портал. Его орнаментальная композиция представляет сложное плетение тел животных, при внимательном рассмотрении которых можно различить четырехногих зверей, двуногих змееподобных зверей среднего размера, змей и фигуру «большого льва», расположенную в левом нижнем углу [1]. «Большой лев», а также изображение двух четырехлапых животных в центральной части являются единственными, которых можно легко определить при первом взгляде на произведение. «Лев» может называться условным началом орнамента; две перекрещенные фигуры животных над входным проемом уравновешивают изображение, смягчая переход от одной стороны портала к другой, меньшей по размеру. Композиция рельефа представляет сложный зооморфный орнамент, равномерно заполняющий поверхность. Тела животных, больших по размеру, создают основной рисунок узора, а образовавшееся между ними пространство тонкой плетенкой занимают змеи. Высокий рельеф портала, его выразительная светотень подчеркиваются едва различимой резьбой двери, имеющей абрис рунического камня.

Орнамент, обрамляющий дверной проем, не являлся единственным декором здания. Согласно одному из вариантов реконструкции, предложенных Э. Хохлер, церковь в Урнесе представляла деревянную постройку с двускатной крышей, стены которой были украшены вертикальными полосами резьбы, соединявшимися с горизонтальным поясом, расположенным под скатом кровли [2]. Фронтоны здания также были украшены резьбой. Таким образом, вся церковь была оплетена сложным узором из зверей, терзающих друг друга.

Основным мотивом орнамента резьбы Урнеса является сцена борьбы большого зверя со змеями. Данная композиция появилась задолго до создания портала и впервые встречается на одной из сторон Йеллингского камня (стиль «Маммен»] (950 г.] (рис. 3), где помещено изображение животного, напоминающего грифона, с мощным телом, крепкими, приземистыми ногами и небольшой головой на тонкой шее, опутанной змеей [3].

В скандинавском искусстве эпохи викингов нет равномерного перехода стилей, большинство из них появилось почти одновременно, в сжатый временной отрезок. Поздний период искусства викингов охватывает 950-1100 гг. н. э. и делится на три группы: «Маммен», «Рингерик» и «Урнес». Датировка таких памятников относительна, обычно для определения хронологических границ выбираются произведения, наиболее ярко отражающие тот или иной стиль.

Мотив «большого льва», параллели которому можно найти в каролингском и англо-саксонском искусстве, нашел широкое распространение в произведениях Х в. стиля «Маммен». Его характерной особенностью являются зверь или фризы из фигур животных, окруженных плетением растительно-зооморфного орнамента (рис. 4].

Наряду с «Маммен» появился стиль «Рингерик», классическим примером которого служат навершия из церкви в Хегге (1000-1050 гг.] (рис. 5]. На стороне одного из них изображено животное, напоминающее изображение на памятниках предшествующих периодов. На обратной стороне навершия выгравирован орнамент в виде змея в форме восьмерки. На другом навер-шии - два оленя и птицы. Основной особенностью данных изображений является то, что фигура животного помещается в своеобразные «заросли» орнамента, состоящего из разветвлений рогов, хвостов, крыльев, ног, напоминающих растительные мотивы, которые отсутствуют в памятниках «Урнеса» [4]. Исчезновение побегов компенсируется сложным 8-образным плетением змееподобных животных, двойными петлями обвивающих тела друг друга, что придает орнаментам «Урне-са» экспрессивность.

Рис. 4. «Большой лев» в стиле «Маммен» (рис. П. Анкера)

Рис. 5. Навершие из церкви в Хегге (1000-1050 гг.) (рис. П. Анкера)

Переход стиля «Рингерик» в «Урнес» произошел к середине XI в. В качестве примера могут служить флюгер из Чёллунга и стела Рослагскула (о. Готланд), показывающие начало развития «Урнеса» [5]. Здесь, несмотря на схожие стилистические приемы, показаны две различные композиционные схемы. В первом случае (Чёллунг) животное изображено в форме правильной восьмерки, ось которой проходит через голову и хвост, в то время как змей из Рослагскулла не имеет ярко выраженной симметрии [6]. Это первое отличие стилей «Рингерик» и «Урнес». Второй, гораздо более важной чертой, является увеличение количества петель орнамента «Урнеса» - они становятся более вытянутыми и утонченными, линии тел животных, расширяясь к центру и сужаясь по краям, перестают быть монотонными, все части орнамента соподчинены друг другу. Основные композиционные схемы стиля «Урнес»: две перекрещенные петли или фигура в форме восьмерки (левая планка портала из Урнес и одна из сторон флюгера из Чёллунг); многопетельная («multi-looped») - три и более петель, перекрещенных друг с другом, но не спутанных. Систему петель можно назвать взаимопроникающей, когда каждая петля изображается отдельно или по касательной относительно другой [7].

Портал в Урнесе является одним из самых значимых произведений средневекового норвежского искусства. Помимо выдающейся художественной ценности, портал из Урнеса можно считать своеобразной точкой отсчета в изучении развития скандинавского искусства как в сторону становления романского стиля в Норвегии, так и вглубь веков. Отдельной темой, фактически не затрагиваемой в норвежской историографии, является семантика резьбы в Урнесе. Достаточно странным является тот факт, что в скандинавской литературе этот важный вопрос затрагивался лишь отчасти в рамках проблемы взаимодействия христианской и языческой культур. Оставлять данную точку зрения без внимания не стоит, однако она представляется слишком тривиальной.

Орнамент эпохи викингов на протяжении всей истории своего развития состоит исключительно из зооморфных элементов. В искусстве древнейшего периода, относящегося к V-VII вв., встречаются легко узнаваемые образы копытных и хищных животных, птиц. В ходе развития стилей идет тенденция к унификации, появляется универсальное изображение четырехногого животного с гибким змееобразным телом, которое, как правило, выступает в схватке со змеями. Этот зверь часто выступает в роли композиционно образующего элемента в большинстве памятников стиля «Урнес», его наиболее яркий образ встречается в северном портале церкви из Урнеса. Установление вида этого животного невозможно. Его фигура, условно названная львом, является собирательным образом хищного животного, порожденного скандинавским художествен-

ным видением. Композиция любого произведения стиля «Урнес» представляет сцену терзания между «львами» и змеями. В контексте христианского искусства такой мотив можно было бы интерпретировать как борьбу добра со злом, но данная композиция слишком часто встречается в произведениях, никак не связанных с церковью. Вероятнее всего, в отношении портала из Урнеса невозможна какая-либо трактовка, связанная с христианской религией, так как это произведение полностью принадлежит языческому искусству.

Одной из самых простых интерпретаций представляется апотропейное назначение этих рельефов. Но змеи и свирепые псы-волки в скандинавской мифологии являются представителями темных сил. Мировой змей Ёрмунганд и волки Гарм и Фенрир будут сражаться против богов в последней битве Рагнарёк. Ответ на вопрос, почему именно эти образы были выбраны в качестве стражей и можно ли в данном случае говорить о формальном отношении к использованию данного мотива, остается открытым.

Портал в Урнесе не может в полной мере называться порталом. Это, скорее, художественное обрамление дверного проема, выполненного в форме рунического камня, - деталь немаловажная, но часто остающаяся за рамками исследования. Реконструкция первоначального облика церкви помогает ответить на вопросы, связанные с историей архитектуры, но не в полной мере раскрывает проблему, роли резьбы в древнескандинавском монументальном искусстве. Церковь в Урнесе - единственный хорошо сохранившийся памятник, способный дать представление о том, как могла выглядеть дохристианская архитектура Скандинавии. Характер исполнения некоторых работ по дереву наводит на мысль, что изначально это искусство было ориентированно на произведения из металла и камня. Встреча со стилем «Урнес» вне контекста данного памятника возможна, как правило, в случае изучения ювелирных произведений и рунических камней. Рунические камни вполне могут быть отнесены к архитектуре малых форм, где перед художником стояли определенные композиционные задачи, связанные, прежде всего, с замкнутой формой. Оформление фасадов здания поставило перед художниками проблему нового характера, которая была успешно решена. Создается впечатление, что резчики Урнеса не смогли отказаться от прежнего художественного приема и «вставили» рунический камнь в стену здания, окружив его дополнительнымм полями орнамента. В любом случае данный памятник является одним из немногих свидетельств о декоративном решении древнескандинавских построек.

Касаясь темы интерпретации скандинавского искусства, необходимо вспомнить о поэзии, игравшей очень высокую роль в древнескандинавской культуре. Мед поэзии, священный напиток, дарующий вдохновение, был украден Одином у великана Гуттунга. В Асгарде Один наполнил напитком золотой сосуд и отдал его своему сыну, богу поэтов Браги. Считалось, что подлинное поэтическое искусство бывает только у тех, кого боги им наделяют. Божественное происхождение поэзии, неоднократно подчёркнутое в литературе, показывает ту высокую роль, которую она играла в жизни древних скандинавов. Хорошо сложенное стихотворное произведение могло не только прославить своего автора, но и спасти ему жизнь. В «Круге земном» указывается не менее десятка имен скальдов, которые увековечивали подвиги конунгов и нередко играли важную политическую роль при дворе и в военной жизни. Скальдическая поэзия являлась аристократическим искусством, но литературные памятники доказывают, что искусство стихосложения было неотъемлемой частью повседневной жизни.

Другая особенность древнескандинавской литературы - это широкое применение кённин-гов, представляющих описательное поэтическое выражение, состоящее как минимум из двух существительных и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны («олень заливов» - корабль, «земля кораблей» - море, «пламя моря» - золото, «липа золота» - женщина]. Каждый кеннинг можно рассматривать как своеобразную формулу. Эта «фор-мульность» характерна для всей древнескандинавской поэзии, особенно для официальных произведений, не лишенных некоторой вычурности. Учитывая чрезвычайно высокую роль устной поэтической традиции в древнескандинавском искусстве, можно предположить, что сложный рисунок скандинавских орнаментов можно рассматривать как попытку визуализации поэтических образов. Эта гипотеза, высказанная еще А. Я. Гуревичем, объясняется тем, что орнамент любого произведения скандинавского искусства эпохи викингов состоит из ряда определенных устойчивых элементов, также напоминающих формулы [8]. В большей степени это относится к стилю «Урнес», представленному немалым количеством рунических камней, каждый из которых можно рассматривать как определенный вид сочетания текста и изображения. Лучше всего увидеть составляющие элементы данного стиля помогает портал из Урнеса, где представлены все виды зверей. Семиотическое изучение стилей скандинавского искусства и рассмотрение каждого отдельного элемента как части некой общей изобразительной формулы было бы способно дать новые возможности в их интерпретации. 176

Примечания

1. Anker P. The art of Scandinavia. L., 1970. P. 394-396.

2. Hohler E. B. Norwegian stave church sculpture. Vol. I. Scandinavian University Press. Oslo, 1993. P. 235-237.

3. Anker P. Op. cit. P. 161.

4. Fuglesang S. H. Some aspects of Ringerike style. Odense University Press. Odense, 1986. P. 19.

5. Anker P. Op. cit. P. 396.

6. Fuglesang S. H. Some aspects of Ringerike style. Odense University Press. Odense. 1986. P. 21.

7. Ibid. P. 93-94.

8. Гуревич А. Я. Культура скандинавов IX-XI веков // Избранные труды. Древние германцы, викинги. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2007. С. 168.

Notes

1. Anker P. The art of Scandinavia. L. 1970. Pp. 394-396.

2. Hohler E. B. Norwegian stave church sculpture. Vol. I. Scandinavian University Press. Oslo. 1993. Pp. 235-237.

3. Anker P. Op. cit. P. 161.

4. Fuglesang S. H. Some aspects of the Ringerike style. Odense University Press. Odense. 1986. P. 19.

5. Anker P. Op. cit. P. 396.

6. Fuglesang S. H. Some aspects of the Ringerike style. Odense University Press. Odense. 1986. P. 21.

7. Ibid. Pp. 93-94.

8. Gurevich, A. J. Kul'tura skandinavov IX-XI vekov [Culture of the Scandinavians in IX-XI centuries] // Izbrannye trudy. Drevnie germancy, vikingi - Selected works. The ancient Germans, Vikings. SPb. Publishing house of St. Petersburg University. 2007. P. 168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.