Искусственный интеллект в журналистике как современный медиатренд Artificial Intelligence in Journalism as a Modern Media Trend
Богатырёва В.Н.
Студент 4 курса, ф-т журналистики,
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
РФ, г. Архангельск e-mail: lerabogatyreva98@gmail. com
Bogatyreva V.N.
4 year student, Faculty of journalism,
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov,
Russia, Arkhangelsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
Сегодня в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием hi-tech происходит модернизация и машинизация всех сфер общества, включая такой социальный институт, как журналистика. Зарубежные СМИ активно внедряют искусственный интеллект в деятельность редакций и используют приложения для обработки Big data (больших данных). В данной статье рассматривается функциональный аспект искусственного интеллекта в журналистике, а также определяется прогноз на будущее журналистской профессии под влиянием технологического бума.
Annotation.
Today, in connection with scientific and technological progress and the rapid development of hi-tech, modernization and mechanization of all spheres of society, including such a social institution as journalism, are taking place. Foreign media are actively introducing artificial intelligence into the work of editorial offices and use applications for processing Big data (big data). This article discusses the functional aspect of artificial intelligence in journalism, and also defines the forecast for the future of the journalistic profession under the influence of the technological boom.
Ключевые слова: журналистика, медиа, искусственный интеллект, новые технологии, журналистика
данных.
Key words: journalism, media, artificial intelligence, new technologies, data journalism.
Ещё в 2017 г. информационное агентство Associated Press подготовило подробный отчёт о будущем дополненной реальности, где были отражены основные преимущества использования искусственного интеллекта (далее -AI) в журналистике. Среди них были выделены следующие:
• журналисты смогут заниматься более качественным и сложным отбором нужной информации в больших потоках данных, текста, изображений и видео;
• будут лучше понимать потребности аудитории, следить за тем, что в тренде среди потребителей в режиме реального времени;
• научатся создавать совершенно новые виды журналистских историй [8].
По оценкам AP, AI может освободить около 20% времени журналистов на проверку фактов и сбор информации, что даст больше времени, чтобы сосредоточиться на сторителлинге (содержании и рассказывании истории) [9].
В этом же году исследователи в области медиа прогнозировали широкое использование AI в редакциях СМИ спустя десять лет [2]. Однако уже сегодня журналистику отождествляют с креативным сектором экономики [5], который постепенно внедряет AI в производство журналистского контента.
В «Прогнозах для журналистики 2019 года», составленных NiemanLab на основе высказываний влиятельных людей в медиасреде, спрогнозировали будущее AI. Джереми Гилберт, директор отдела
стратегических инициатив газеты Washington Post, отметил, что AI, наконец-то, становится полезным: в 2019 году будут более достижимые проекты с использованием AI, такие как «подача репортерам советов по истории, автоматическое отслеживание данных для выявления мошенничества и сценарии для поддержания опубликованных историй в актуальном состоянии». Всё это, по его словам, облегчит работу журналистов [12].
В январе 2019 г. Ник Ньюман, старший научный сотрудник Института Рейтер по изучению журналистики, провёл опрос среди 200 цифровых лидеров (главных редакторов, генеральных директоров и руководителей отдела цифровых технологий) из 29 стран. Согласно опросу, 78% респондентов отметили важность вкладывать больше средств в AI для обеспечения будущего журналистики. При этом респонденты отметили, что редакторы по-прежнему значат больше, чем машины: необходимо сочетать искусственный интеллекта с человеческим [8].
Ньюман выделил три основных направления в использовании AI для журналистских редакций:
1) Персонализации контента и создание рекомендаций для аудитории;
2) Автоматизация историй и видео (так называемая робо-журналистика);
3) Инструменты, которые помогут журналистам в борьбе с информационной перегрузкой [8].
Первое направление основывается на учёте просмотров, лайков и комментариев пользователя (читателя),
в этом случае функционирует «контекстная журналистика»: благодаря AI он читает ту подборку текстов, которая ему нравится [3]. Это похоже на принцип, используемый социальными сетями: Facebook, Instagram, Vk, Twitter анализируют интересы аудитории на основании их пользовательской активности и предлагают персонализированный контент. Таким принципом пользуются многие зарубежные интернет-издания, например, The New York Times применет AI для персонализации новостных рассылок. NYT также использует AI для модерирования комментариев читателей: инструмент API (интерфейс прикладного программирования) под названием Perspective, разработанный Jigsaw и Google, фильтрует комментарии с нецензурной лексикой или вызывающим поведением, одним словом, флуд, чтобы модераторы могли сразу их увидеть и удалить/ответить на них в режиме реального времени [4]. Это помогает, во-первых, поддерживать «чистоту» под публикациями, а во-вторых, избегать отключения комментариев.
Робо-журналистика также процветает: AI генерирует тексты благодаря алгоритмам естественной обработки языка (natural language generation), и сейчас в СМИ публикуется всё больше таких материалов. Примером робо-журналистики можно назвать эксперимент The Washington Post с автоматизированным написанием новостей с использованием интеллектуального программного обеспечения Heliograf. Бот дебютировал летом 2016 года с освещением Олимпийских игр в Рио и составил новость, проанализировав данные об играх по мере их появления и сопоставив их с соответствующими фразами в шаблонах [6]. Bloomberg News также создаёт около трети своего контента с помощью Cyborg, системы, которая выпускает статьи о финансовых отчётах компании [1].
Третье направление достаточно обширно и включает в себя различные виды: организация рабочего процесса, отслеживание новостей, взаимодействие с аудиторией, проверка фактов, визуализация данных, распознавание изображений, создание видеосюжетов и т.д. Например, агентство Reuters использует систему Lynx Insight, чтобы обрабатывать массивы данных большого объема [4], а также разработало инструмент социального мониторинга The Reuters News Tracer, который может идентифицировать фейковые новости в Twitter^, анализируя миллионы твитов с почти 80-процентной точностью [10]. Forbes также использует искусственный интеллект под названием Берти, чтобы помочь журналистам подготовить первые проекты и шаблоны для новостных материалов [7]. USA Today и NBC используют программу Wibbitz для автоматического создания
черновой нарезки коротких видеосюжетов на основе скриптов новостных статей и отснятого видеоматериала [4]. Также редакции многих СМИ, например, the Guardian, используют чат-ботов для ответов на вопросы читателей.
Рисунок 1. Reuters News Tracer [11].
Однако, несмотря на все плюсы внедрения AI в медиасреду, у многих журналистов присутствует страх потерять работу, когда они слышат слово «робот». Действительно, существует некая дилемма: если роботы могут писать новости, зачем тогда нужны журналисты? В 2015 году BBC опубликовало статью о профессиях, которые стоят в первую очередь в зоне риска на случай, если массово «придут» роботы, в их число они включили и журналистику. Но BBC не стали категорически утверждать, что журналисты потеряют раоту - они взяли комментарий у главного научного сотрудника компании Narrative Science Кристиана Хаммонда, который ранее говорил, что через 15 лет 90% новостей будут написаны машинами. «Это не означало, что 90% рабочих мест журналистов уйдут. Это означает, что журналисты могут расширить свой охват. Мир новостей будет расширяться, журналисты не будут генерировать истории из данных. Эти недвусмысленные, не-открытые-для-интерпретации вещи будут сделаны машинами», - пояснил Хаммонд [13].
Как отмечает Элис Антеом, декан Школы журналистики Sciences Po в Париже, в ближайшие годы будет существовать разрыв «между журналистами, которые могут говорить с искусственным интеллектом, и журналистами, которые не могут». По её мнению, первые - это журналисты завтрашнего дня, которые, как она надеется, в будущем будут делать такой же вклад в развитие AI, как и инженеры-технологи [10].
Таким образом, AI в журналистике предлагает более эффективные способы упаковки и распространения контента посредством создания определённых алгоритмов, которые способны фильтровать данные точнее и скрупулёзнее, чем обычный журналист. Журналистам уже не достаточно просто владеть речью и держать в руках микрофон. Однако это не означает, что AI полностью заменит журналистов. Последние должны найти способы объединить свои уникальные человеческие ресурсы с новой волной технологий, чтобы максимизировать свой потенциал и создать наиболее эффективную и устойчивую журналистику в будущем [8]. Так, AI может стать настоящим спасением для журналистского ремесла, если работники редакций научатся грамотно владеть новыми технологиями, открывая новые горизонты в профессии и, возможно, в мире в целом. Будущее - не за роботами, а за людьми, которые умеют их использовать.
Список используемой литературы:
1. В сети появляется все больше статей, написанных ИИ Заменят ли роботы живых журналистов? / [Электронный ресурс] URL: https ://rb. ru/story/robot-j ournalists/
2. Журналистика и искусственный интеллект: 2027 год / [Электронный ресурс] URL: https://themedia.center/2017/04/11/zhurnalistika-i-iskusstvennYiY-intellekt-2027-god/
3. Искусственный интеллект для СМИ: страхи больше надежд / [Электронный ресурс] URL: https ://j rnlst. ru/robots-threat
4. Искусственному интеллекту нужна настоящая журналистика/ [Электронный ресурс] URL: https://medium.com/innovation-in-
journalism/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0% BD%D0%BE%D0%B C%D1 %83 -
%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83 -%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0-
%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B0%D1%8F-
%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B 0-2fda7edabba9
5. AI and Modern Journalism / [Электронный ресурс] URL: https://becominghuman.ai/ai-and-modern-j ournalism-eea5 33bafc89
6. Automated Journalism - AI Applications at New York Times, Reuters, and Other Media Giants / [Электронный ресурс] URL: https://emerj.com/ai-sector-overviews/automated-journalism-applications/
7. Did A Robot Write This? How AI Is Impacting Journalism / [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.com/sites/nicolemartin1/2019/02/08/did-a-robot-write-this-how-ai-is-impacting-journalism/#7a78a6d97795
8. Newman N. Journalism, Media, and Technology Trends and Predictions 2019 / University of Oxford, 2019.
— 48 p.
9. The future of augmented journalism/ [Электронный ресурс] URL: https://insights.ap.org/uploads/images/the-future-of-augmented-journalism ap-report.pdf
10. Are you fluent in AI? / [Электронный ресурс] URL: https://www. niemanlab.org/2017/12/are-you-fluent-
in-ai/
11. The making of Reuters News Tracer / [Электронный ресурс] URL: https://blogs.thomsonreuters.com/answerson/making-reuters-news-tracer/
12. Predictions for journalism 2019 / [Электронный ресурс] URL: https ://www. niemanlab. org/collection/predictions -2019/
13. Intelligent Machines: The jobs robots will steal first / [Электронный ресурс] URL: https://www.bbc.com/news/technology-33327659