Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / инновационные технологии / искусственный интеллект / машинное обучение / нейросети / education system / innovative technologies / artificial intelligence / machine learning. neural networks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Любовь Борисовна

В настоящее время искусственный интеллект начинает занимать лидирующее место во многих областях нашей жизни, раскрывая перед человеком многообразные возможности его применения, улучшая качество человеческой жизни и расширяя горизонты самореализации человека. Появилась необходимость использования инновационной технологии в системе образования для повышения качества обучения студентов. Использование цифровых технологий в образовательной системе способствует решению ряда актуальных проблем, связанных с изменениями содержания традиционного обучения, недостаточным вниманием к удовлетворению индивидуальных потребностей студентов и необходимостью повышения результативности обучения. В статье представлено научное обоснование понятия «искусственный интеллект», раскрывается содержание научных подходов к изучению данной научной категории, которые проанализированы автором. Одновременно изучено мнение студентов Тюменского индустриального университета в отношении использования искусственного интеллекта в образовательном процессе, оценена практическая полезность данной технологии в сфере профессиональной подготовки будущих специалистов. Содержание статьи раскрывает потенциал цифрового образования в вузе, возможности создания креативной среды обучения с учетом применения информационно-коммуникативных технологий. Кроме того, автором обозначены основные сферы применения и векторы развития данной технологии в учебном процессе; указаны преимущества и выявлены потенциальные риски, возникающие в условиях использования искусственного интеллекта. Следует отметить, что недостаток опыта применения искусственного интеллекта не позволяет в полном объеме определить их. Однако результаты исследования способствуют пониманию важности использования инструментов искусственного интеллекта в процессе обучения студентов для формирования креативных навыков, являющихся необходимым элементом для успешного профессионального развития будущего специалиста, что порождает необходимость дальнейшего изучения данной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Любовь Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN EDUCATION: REAL OPPORTUNITIES AND PROSPECTS

Currently, artificial intelligence is taking a leading place in many areas of our lives, revealing to humans the diverse possibilities of its application, improving the quality of human life and expanding the horizons of human self-realization. There is a constant need to introduce innovative technology in education to improve the quality of student learning. The use of digital technologies in the educational system helps to solve a number of pressing problems associated with changes in the content of traditional education, insufficient attention to meeting the individual needs of students and the need to improve learning effectiveness. The article presents the scientific justification of the concept of “artificial intelligence”, reveals the content of scientific approaches to the study of this category. Opinions of students of the Tyumen Industrial University regarding the use of artificial intelligence in the educational process was studied, and the practical usefulness of AI technology in the field of professional training of future specialists was assessed. The content of the article reveals the potential of digital education at a university, the possibility of designing a creative learning environment taking into account the use of information and communication technologies. In addition, the author outlines the main areas of application and vectors of development of this technology in the educational process; the advantages are indicated and potential risks arising from the use of artificial intelligence are identified. It should be noted that the lack of experience in the use of artificial intelligence does not allow them to be fully defined. However, the results of the study contribute to the understanding of the importance of using AI tools in the process of teaching students to develop creative skills, which are a necessary element for the successful professional development of a future specialist, creating the need for further study of this issue.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2024.1.5 УДК 004.8.378

Л.Б. Осипова

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время искусственный интеллект начинает занимать лидирующее место во многих областях нашей жизни, раскрывая перед человеком многообразные возможности его применения, улучшая качество человеческой жизни и расширяя горизонты самореализации человека. Появилась необходимость использования инновационной технологии в системе образования для повышения качества обучения студентов. Использование цифровых технологий в образовательной системе способствует решению ряда актуальных проблем, связанных с изменениями содержания традиционного обучения, недостаточным вниманием к удовлетворению индивидуальных потребностей студентов и необходимостью повышения результативности обучения. В статье представлено научное обоснование понятия «искусственный интеллект», раскрывается содержание научных подходов к изучению данной научной категории, которые проанализированы автором. Одновременно изучено мнение студентов Тюменского индустриального университета в отношении использования искусственного интеллекта в образовательном процессе, оценена практическая полезность данной технологии в сфере профессиональной подготовки будущих специалистов. Содержание статьи раскрывает потенциал цифрового образования в вузе, возможности создания креативной среды обучения с учетом применения информационно-коммуникативных технологий. Кроме того, автором обозначены основные сферы применения и векторы развития данной технологии в учебном процессе; указаны преимущества и выявлены потенциальные риски, возникающие в условиях использования искусственного интеллекта. Следует отметить, что недостаток опыта применения искусственного интеллекта не позволяет в полном объеме определить их. Однако результаты исследования способствуют пониманию важности использования инструментов искусственного интеллекта в процессе обучения студентов для формирования креативных навыков, являющихся необходимым элементом для успешного профессионального развития будущего специалиста, что порождает необходимость дальнейшего изучения данной проблематики,

Ключевые слова: система образования, инновационные технологии, искусственный интеллект, машинное обучение, нейросети.

Введение. В современных условиях происходят изменения содержания системы образования за счет внедрения инновационных образовательных технологий. Значимость освоения искусственного интеллекта подчеркивается на государственном уровне. Так в ходе выступления на международной конференции в 2022 г. Президент РФ В.В. Путин акцентировал внимание на необходимости включения вопросов по изучению искусственного интеллекта в образовательные программы по математике и информатике [1], что предусматривает внесение изменений в содержание образования.

© Осипова Л.Б., 2024

Осипова Любовь Борисовна - канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, е-таН; [email protected].

В настоящее время ИИ постепенно начинает использоваться в области образования, предоставляя возможности более гибкого и вовлекающего обучения. Например, применение адаптивного обучения способствует эффективному взаимодействию студентов с преподавателем. Интеллектуальные образовательные системы обеспечивают индивидуальный трек обучения с учетом уровня знаний и умений, способствуют установлению оперативной индивидуальной обратной связи. Формирование интеллекта студентов на основе цифровых технологий происходит в условиях гармоничной совместной работы, позволяющей своевременно выявлять конфликтные ситуации, ликвидировать встречающиеся ошибки и отклонение от темы. Внедрение искусственного интеллекта направлено не на замену человеческого ресурса, а на возможность стать ему помощником. При этом следует понимать, что инновации искусственного интеллекта зависимы от человека и требовательны к условиям создания ввиду отсутствия готовых шаблонов. Кроме того, нужны вычислительные мощности, накопление необходимого объема данных; наличие профессионально подготовленных специалистов для конструирования модели искусственного интеллекта. Благодаря развитию современной науки искусственный интеллект активно используется в различных производственных сферах. Однако в системе образования его применение несколько ограничено, что делает обозначенную проблему весьма актуальной.

Обзор литературы. Образовательная среда относится к разряду консервативных областей жизнедеятельности социума. Однако применяя информационно-коммуникативные технологии (например, ИИ), система образования претерпевает достаточно серьезные содержательные изменения. Своевременным стало издание Указа Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», который обозначил перспективы развития новой технологии. В нем отмечается, что искусственный интеллект есть комплекс технологических решений, имитирующий когнитивные функции человека и позволяющий при выполнении конкретных задач получать результаты, которые сопоставимы с результатами интеллектуальной деятельности человека [2]. Применение информационно-коммуникационных технологий становится «интегрирующей движущей силой в учебно-образовательном процессе» [3, с. 661]. Важно напомнить, что внедрение ИИ имеет свою историю реализации с момента конвергенции образовательных ресурсов офлайн и медиаформатов обучения [4, с. 86]. Известно, что родоначальником понятия «искусственного интеллекта» является испанский философ Р. Луллий, который еще в XIII в. предпринял попытку создать механическое устройство для решения интеллектуальных задач. Несколько позднее это идея была подхвачена Лейбницем и Декартом, которые независимо друг от друга предложили универсальные языки классификации практически для всех научных областей [5]. Публикации указанных авторов стали первыми научными достиже-

ниями в области искусственного интеллекта. Дополнением может служить позиция Д.Хофштадтера, отмечающая тесную связь ИИ с математикой, живописью и классической музыкой [6]. Противоположной точки зрения придерживаются И.В. Понкин и А.И. Редькина, утверждая, что искусственный интеллект представляет сложную кибернетическую систему с когнитивно-функциональной архитектурой и некими вычислительными и быстродействующими мощностями емкостей [7, с. 94]. В свою очередь Л.С. Болотова дает несколько упрощенное определение, говоря об искусственном интеллекте как компьютерной системе, способной имитировать интеллект человека, под которым понимаются способности получения, обработки, хранения информации, а также знания, помогающие выполнять различные действия и в совокупности составляющие мышление человека [8].

В современном научном дискурсе используется множество дефиниций ИИ, например:

• технология создания интеллектуальных машин и обучающих программ [9, с. 66];

• программная система, способная выполнять некоторые функции человеческого интеллекта [10, с. 46];

• интеллектуальная система по моделированию ментальных, когнитивных и образовательных процессов [11, с. 81];

• моделирование процессов человеческого интеллекта компьютерными системами, включающие процессы обучения, рассуждения, распознавания вербальных и невербальных знаков [12, с. 117-118];

• инструмент совершенствования методов и способов обучения [4, с. 88];

Как видим, по мнению исследователей, искусственный интеллект способен выполнять в образовательном процессе разнообразные функции:

а) различать и идентифицировать визуально и акустически воспринимаемые образы предметов;

б) формулировать и решать профессиональные задачи;

в) осуществлять поиск, обработку и использование информации;

г) понимать смысл некоторых аспектов человеческой деятельности и речи [10, с. 46].

Детализируя содержание искусственного интеллекта, С. Рассель и П. Нор-виг сформулировали четыре научных подхода к его определению. В содержании первых двух подходов берутся за основу критерии сходства информационной системы с человеком, что находит выражение в формуле «думающий как человек» (первый подход) и «действующий как человек» (второй подход). Это подтверждает, что искусственный интеллект есть «аппаратный и информационно-программный комплекс, действие которого аналогично действию механизмов человека» [13, с. 77]. Исследователи, раскрывая основные признаки искусственного интеллекта, уточняют: во-первых, это аппаратный и ин-

формационно-программный комплекс, а значит, он имеет внешнюю (аппарат) и внутреннюю составляющую (программное и информационное обеспечение); во-вторых, действия ИИ должны быть приближены к человеческому поведению. К сожалению, данная технология пока еще несовершенна и находится в стадии развития. Она не всегда может действовать в рамках механизма человеческого поведения и интеллекта.

Искусственный интеллект как способность машины помогает выполнять ряд человеческих действий, направленных на улучшение качества жизни в различных сферах деятельности. В его основе лежит программа, которая дает установку на выполнение создаваемых задач с целью получения необходимых знаний для решения человеческих проблем [14, с. 2]. Это подвело Игнаси Бел-да к мысли о том, что ИИ плавно и навсегда может войти в жизнь человека через создание системы, обладающей аналогичным уровнем эмоционального интеллекта, как и человек [15]. Это подтверждается и высказыванием профессора Т. Черниговской относительно области нейронауки: «мы зависимы от нашего мозга на все 100 %. Да, что-то слышим, что-то ощущаем, но наше миропонимание зависит только от нашего мозга. Именно он решает, что нам показывать и как. А значит, мы не всегда понимаем, что собой представляет реальность на самом деле» [16, с. 350]. Действительно, в реальности ИИ способен вызвать определенный «поток субъективных ассоциаций». В свою очередь, Н. Бострома отмечает, что «искусственный интеллект может быть менее человечен, чем пришелец» [17]. По этому факту разгораются ожесточенные споры в ученой среде. Одна группа исследователей склоняется к тому, что искусственный интеллект станет важным событием в истории человечества, другая часть ученых придерживается мнения, что ИИ представляет величайшую угрозу для людей и несет определенные риски, что обусловлено:

• неравномерностью доступа субъектов образовательного процесса к использованию искусственного интеллекта;

• нарушением этических аспектов, в частности конфиденциальности, защиты и использования данных субъектов образования;

• снижением уровня когнитивных и креативных возможностей субъектов образовательного процесса;

• неспособностью ИИ к восприятию социально-психологических состояний субъектов образования, например: удивление, волнение, раздражение, радость.

На основе вышесказанного И. Рич, характеризуя искусственный интеллект, акцентирует внимание на функции человека (восприятие, анализ, рассуждения и логический вывод) [18]. В свою очередь Дж. Ален утверждает, что «искусственный интеллект - это наука о создании машин, решающих задачи, которые могут успешно выполнять люди, но плохо компьютеры» [19]. В данном случае важность приобретает сочетание возможностей человека и машин.

Как считает французский ученый Ж.Л. Лорьера, «задача, для которой алгоритм решения неизвестен, априори связана с искусственным интеллектом» [20, с. 301].

Как сказано выше, ключевым показателем развития искусственного интеллекта является моделирование человеческих функций и качеств, иногда даже превзойдя человека в некоторых видах деятельности. К сожалению, существует проблема в связи с отсутствием отдельных критериев, по которым можно интерпретировать результаты деятельности в области искусственного интеллекта. Получается, что человек чаще всего выступает исполнителем собственных внутренних команд, что порождает не столь существенные различия между организмом и механизмом. Известно, что человека априори выделяет наличие осмысленности и осознанности, в то же время за искусственным интеллектом такое право вне зависимости от его возможностей отрицается. В связи с этим определение искусственного интеллекта можно представить в трех аспектах:

1) научное направление, включающее моделирование процессов познания и мышления с использованием инновационных методов решения проблем;

2) система с конкретным набором интеллектуальных критериев;

3) набор определений о знаниях, разуме и самом человеке, позволяющий моделировать интеллект [21, с. 100].

Таким образом, искусственный интеллект представляет собой область создания интеллектуальных компьютерных систем, традиционно связанных с человеческим разумом и обладающих возможностями понимания языка, обучения, способностью рассуждать и решать проблемы.

Методика исследования. С целью изучения использования технологии искусственного интеллекта в образовательном процессе было проведено авторское исследование. Опросу подлежали студенты Института сервиса и отраслевого управления Тюменского индустриального университета в количестве 236 человек. В ходе исследования сделан акцент на применении общенаучных методов: анализ, метод сравнения. В качестве инструмента использована анкета. Качественный анализ результатов опроса позволяет выявить особенности внедрения цифровых технологий в вузе, изучить мнение студентов относительно использования искусственного интеллекта в процессе обучения.

Результаты. Переход к цифровой экономике порождает необходимость формирования цифровых компетенций у будущих специалистов, в том числе в области искусственного интеллекта. В данном случае авторское исследование студенческих представлений по вопросу применения искусственного интеллекта приобретает актуальность. На вопрос «Известно ли Вам о наличии искусственного интеллекта?» получены следующие ответы:

да, известно..................

обладаю сведениями...

ничего не известно ......

затрудняюсь с ответом

53 % 34 % 10 % .. 3 %

При ответе на вопрос «Из каких источников Вы получаете знания об искусственном интеллекте?» респонденты представили множественные ответы, например: из СМИ - 37,4 %; из просмотра фильмов - 24,6 %; из научных источников - 13,3 %; при изучении информатики - 21,7 %; ответ «нет не известно, но интересно было бы узнать» - 3,0 %. Установлено, что больше половины респондентов (58,5 %) относятся с интересом к ИИ, без особых эмоций -32,0 %; с восхищением - 6,3 %, недоверием - 3,2 %.

Грамотное использование ИИ сокращает время на подготовку к учебным занятиям, способствует повышению степени усвоения знаний и конструированию индивидуальных образовательных траекторий для студентов. Расширение зоны использования методов ИИ, инструментов виртуальной реальности и доступа к средствам обработки данных дает возможность персонализировать процесс обучения и адаптировать его к индивидуальным способностям обучаемого [22, с. 167].

Это позволило студентам в ходе опрос указывать на положительные и отрицательные стороны искусственного интеллекта (несколько вариантов ответа):

Положительные стороны:

снижение воздействия вредного, опасного или монотонного

труда на человека...................................................................................15,3 %

исключение человеческого фактора (усталость, эмоции) .................21,5 %

продвижение науки................................................................................ 35,6 %

повышение престижа государства........................................................18,4 %

помощь обучающимся в процессе обучения....................................... 32,5 %

облегченный способ поиска нужной информации.............................32,8 %

более простая коммуникация................................................................ 34,5 %

Отрицательные стороны:

неспособность решения творческие задания.......................................21,2 %

существование людей станет бесполезным.........................................43,5 %

использование ИИ против человечества..............................................16,3 %

принятие ошибочных решений на основе обработки

массива информации.............................................................................. 27,5 %

сокращение рабочих мест......................................................................47,3 %

На вопрос «Согласны ли Вы принять участие в разработке искусственного интеллекта?» ответы распределились следующим образом: 51,4 % респон-

дентов дали положительный ответ, 38,3 % - отрицательный, затруднились с ответом 10,3 %. Как видим, студенты не возражают против внедрения искусственного интеллекта. Однако несмотря на положительное отношение к ИИ, пройти обучение по данной технологии согласились всего 17,5 % респондентов; отказались от прохождения обучения 38,7 %; 33,8 % считают, что достаточно получения знаний на занятиях информатики; 11,0 % выразили нейтральное отношение. Объяснение заключается в том, что основная часть обучающихся предполагает выполнение профессиональных обязанностей в традиционном режиме и недостаточно информированы об использовании технологий в условиях цифровой экономики.

Использование нейросетей в образовании представляет собой активно развивающуюся научную область, которая предоставляет уникальные возможности для повышения качества обучения и использования инновационных образовательных методик. Главная особенность нейросетей заключается в предоставлении самостоятельного обучения на основании предыдущего опыта, повышении качества обучения благодаря различным методам и техникам, таким как:

• адаптивное обучение: возможность адаптации к индивидуальным потребностям студента и созданию персонализированных учебных материалов и заданий;

• автоматическая обратная связь: предоставление автоматической обратной связи о производительности студента и предоставление рекомендации по улучшению результатов;

• интерактивность: создание и использование интерактивных учебных материалов, повышающих заинтересованность студентов к восприятию материала.

Индивидуализация образовательного процесса - важный тренд развития современного образования. В данном случае искусственный интеллект занимает ведущую позицию в реализации идеи персонализированного адаптивного обучения. Важным фактором образовательной платформы с использованием технологий ИИ является высокая степень адаптации, основанная на своевременном предоставлении нужной учебной информации с учетом индивидуальных возможностей студента, что способствует качественному выполнению учебных заданий обучающимся. Следует отметить, что с развитием ИИ интеллектуальные системы стали актуальными и востребованными в сфере образования, в том числе:

• системы управления цифровым обучением - Google Classroom, платформа Moodle, Blackboard;

• массовые открытые онлайн-курсы (МООК);

• образовательные программы для коллективной работы в режиме онлайн (Skype, Zoom);

• программы, отслеживающие посещаемость занятий (AccuTrain Connect) [23].

Все вышеуказанные программы интеллектуального обучения предусматривают определение индивидуальных траекторий обучения. С одной стороны, данные системы оказывают помощь преподавателю, становясь полезным инструментом в решении поставленных задач (например, проверке тестов, курсовых работ). С другой стороны, ИИ оказывает содействие в выборе учебных курсов, размещенных на онлайн-платформах, применительно к профилю обучающихся. Как видим, информационные технологии стали не только объектом изучения, но и мощным инструментом педагогической деятельности.

Кроме того, стали незаменимы нейросети в создании персонализированных учебных материалов, адаптированных к индивидуальным потребностям и уровню обучения каждого студента. На практике такие материалы чаще всего представлены в форме интерактивных уроков, ролевых игр или других форматах, что повышает привлекательность занятий для студентов. Кроме того, нейросети позволяют изучать новые темы в интерактивной форме, выступая в качестве стимуляторов в освоении учебного материала и формировании практических навыков [24, с. 108]. При проектировании образовательного процесса с учетом ИИ необходимо реализовывать системно-деятельностный, фундаментальный и межпредметный подходы для развития студентами умения учиться через активную учебно-познавательную деятельность [25, с. 205]. На вопрос «Как используются возможности нейросети в процессе обучения?» получены следующие ответы:

создание сайтов.......................................................................................18,4 %

оказание помощи к экзаменам...............................................................37,5 %

создание презентаций............................................................................. 43,7 %

обработка фото и других изображений..................................................7,5 %

перевод текста с иностр. языка................................................................ 8,9 %

написание текстов...................................................................................21,3 %

Как видим, нейросети предоставляют широкий спектр инструментов и возможностей для создания новых форм обучения, способствующих повышению эффективности образовательного процесса и оказанию помощи студентам в достижении высоких учебных результатов. Конкретными ответами подтверждается информированность студентов об использовании технологий ИИ в процессе обучения. ИИ оказывает помощь в разработке визуально привлекательных и интерактивных презентаций, учебных видеороликов и приложений, которые делают процесс обучения одновременно интересным и содержательным, открывая тем самым новые горизонты для обучения и помогая студентам достичь максимального потенциала в своем образовании.

В последнее время актуальным трендом в развитии образовательного процесса в вузе становится создание и использование чат-бота - компьютерной программы, обладающей способностью «общения» с человеком на обычном языке при помощи текста или голоса. Преподаватели вуза получают воз-

можность установления быстрого контакта со студентами через передачу информации в сжатом виде, что упрощает процесс получения знаний. Практика показала регулярность обращения студентов к чат-ботам «Курсовая работа» и «Производственная практика». Например, при написании курсовой работы всегда можно найти ответы на возникшие вопросы в материалах чат-бота. Алгоритм взаимодействия студента и преподавателя в нем позволяет свободно ориентироваться на всех этапах выполнения работы. Следует отметить, что чат-бот является полезным, интересным и достаточно удобным инструментом в организации работы со студентами. Кроме того, информационные технологии позволяют интенсифицировать процесс обучения и придать ему качественно новые стороны и выявить преимущества, включая повышение точности оценки, экономию времени и ресурсов, доступность независимо от объективных ограничений.

На вопрос «Как Вы считаете, готова ли система высшего образования к внедрению технологии ИИ?» ответы респондентов распределились следующим образом: 52,1 % оценили положительно готовность системы высшего образования и указали на своевременность использования инновационных технологий; треть опрошенных (29,3 %) ответили нейтрально, выразив согласие и ожидание позитивного от внедрения ИИ; каждый пятый респондент (18,6 %) выразил опасение относительно модернизации образовательной среды с учетом ИИ, считая, что необходимо время и ресурсы. Причем в основном студенты придерживаются точки зрения, что использование искусственного интеллекта стимулирует учебную мотивацию и способствует повышению качества обучения, предоставляя свободу действий для обучающихся. Причем такой подход позволяет каждому студенту развиваться в собственном темпе и наиболее эффективно осваивать учебный материал.

Кроме того, использование ИИ позволяет обрабатывать и корректировать значительные объемы учебной информации, выявлять проблемные зоны в процессе обучения, формировать профессиональные компетенции у студентов. Результаты исследования подтвердили высокую степень готовности студентов к использованию инновационных технологий посредством их интеграции в учебный процесс. Важно понять, что использование ИИ придает новый импульс обновлению системы образования, улучшает качество образовательных услуг, порождает новые форматы обучения и открывает новые возможности для автоматизации оценивания знаний и умений студентов, повышая тем самым рейтинг и конкурентоспособность вуза.

Выводы. Таким образом, организация образовательного процесса с учетом новейших технологий повышает познавательный интерес студентов к получению знаний. Информированность студентов о наличии и содержании инновационных технологий в вузе определяет их отношение к использованию ИИ в процесс обучения, ориентирует на активное включение в практическое

освоение данной технологии. Однако становится понятным, что для успешного использования ИИ в области высшего образования необходима подготовленность всей системы образования, включая компетентность руководящего звена вуза, а также готовность субъектов и объектов образовательного процесса и техническое обеспечение самих технологий.

Список литературы

1. Технологии искусственного интеллекта для обеспечения экономического роста [Электронный ресурс]: материалы междунар. конф. по искусственному интеллекту и машинному обучению Artificial Intelligence Journey. 24.11.2022. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69927 (дата обращения: 02.12.2023).

2. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 // Президент РФ: офиц. сайт. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (дата обращения: 21.11.2023).

3. Лавренов А.Н. Искусственный интеллект в современной информационной образовательной среде // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы междунар. науч.-практ. интернет-конф. / под ред. Л.Л. Босовой, Д.И. Павлова; Моск. пед. ун-т. -М., 2019. - С. 660-665.

4. Лучшева Л.В. Социальные проблемы использования искусственного интеллекта в высшем образовании: задачи и перспективы // Научный Татарстан. - 2020. - № 4. - С. 84-89.

5. Anglin W.S., Lambek J. The Heritage of Thales. - Springer, 1995. - Р. 12-15.

6. Solum L.B. Legal Personnnhood for Artificial Intelligences // North Carolina Law Review. - 1992. - № 70 (4). - P. 1231-1287.

7. Понкин И.В., Редькина А.И. Искусственный интеллект с точки зрения права // Вестник Российского университета дружбы народов. Юридические науки. - 2018. - Т. 22, № 1. - С. 91-109.

8. Болотова Л.С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 664 с.

9. Павлюк Е.С. Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 1. - С. 65-72.

10. Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. - 2018. - № 6. - С. 41-49.

11. Амиров Р.А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. - 2020. - № 3. - С. 80-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Паскова А.А. Технологии искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 3/42. - С. 113-122.

13. Рассель С., Норвиг П. Искусственный интеллект: современный подход: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Вильямс, 2007. - 1408 с.

14. Блануца В.И. Перспективы экономико-географических исследований в области искусственного интеллекта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Науки о Земле. - 2019. - № 1. - С. 1-8.

15. Белда И. Разум, машины и математика. Искусственный интеллект: его задачи: пер. с исп. - М.: DeAgostini, 2014. - 34 с.

16. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание. - М.: ЯСК, 2017. - 448 с.

17. Бостром Н. Искусственный интеллект: этапы, угрозы, стратегии / пер. с англ. С. Филина. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 496 с.

18. Russell S.L., Norvig P. Artificial intelligence: a modern approach. - Upper Saddle River, New Jersey: Prentice. - Hall Inc., 1995. - 905 p.

19. Allen J. AI Growing up // AI MAGAZINE. - 1998. - Vol. 19, № 4. -Р. 13-23.

20. Уинстон П. Искусственный интеллект. - М.: Мир, 1980. - 519 с.

21. Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. - М.: Мысль, 2010. - Т. 2. - 406 с.

22. Соколов Н.В., Виноградский В.Г. Искусственный интеллект в образовании: анализ, перспективы и риски в РФ // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-2. - С. 166-169.

23. Соколов Н.В. Анализ российского опыта внедрения технологий искусственного интеллекта в образование // Modern Science. - 2022. - № 6-2. - С. 95-99.

24. Коровникова Н.А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. - 2021. - № 2 (4). - С. 98-113.

25. Садыкова А.Р., Левченко И.В. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы // Вестник РУДН. Информатизация образования. - 2020. - Т. 17, № 3. - С. 201-209.

References

1. Tekhnologii iskusstvennogo intellekta dlia obespecheniia ekonomiches-kogo rosta [Artificial intelligence technologies to ensure economic growth]. Artificial Intelligence Journey. Proc. of Int. Acad. Conf. Available at: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/69927 (accessed 02.12.2023).

2. O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossiiskoi Federatsii [On the development of artificial intelligence in the Russian Federation]. Decree of the RF President dated 10.10.2019, No. 490, available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 44731 (accessed 21.11.2023).

fl.E. OcurnoBa

3. Lavrenov A.N. Iskusstvennyi intellekt v sovremennoi informatsionnoi obrazovatel'noi srede [Artificial intelligence in the modern information educational environment]. Aktual'nye problemy metodiki obucheniia informatike i matematike v sovremennoi shkole. Proc. of Int. Acad. Conf. Eds. L.L. Bosova, D.I. Pavlov. Moscow, MPU, 2019, pp. 660-665.

4. Luchsheva L.V. Sotsial'nye problemy ispol'zovaniia iskusstvennogo intellekta v vysshem obrazovanii: zadachi i perspektivy [Social problems of using artificial intelligence in higher education: Challenges and prospects]. Nauchnyi Tatarstan, 2020, no. 4, pp. 84-89.

5. Anglin W.S., Lambek J. The heritage of Thales. Springer, 1995, pp. 12-15.

6. Solum L.B. Legal personnnhood for artificial intelligences. North Carolina Law Review, 1992, no. 70 (4), pp. 1231-1287.

7. Ponkin I.V., Red'kina A.I. Iskusstvennyi intellekt s tochki zreniia prava [Artificial intelligence from the point of view of law]. VestnikRossiiskogo universiteta druzhby narodov. Iuridicheskie nauki, 2018, vol. 22, no. 1, pp. 91-109.

8. Bolotova L.S. Sistemy iskusstvennogo intellekta: modeli i tekhnologii, osnovannye na znaniiakh [Artificial intelligence systems: Knowledge-based models and technologies]. Moscow, Finansy i statistika, 2012, 664 p.

9. Pavliuk E.S. Analiz zarubezhnogo opyta vliianiia iskusstvennogo intellekta na obrazovatel'nyi protsess v vysshem uchebnom zavedenii [Analysis of foreign experience of the impact of artificial intelligence on the educational process in higher education institutions]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 2020, no. 1, pp. 65-72.

10. Rakitov A.I. Vysshee obrazovanie i iskusstvennyi intellekt: eiforiia i alarmizm [Higher education and artificial intelligence: Euphoria and alarmism]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2018, no. 6, pp. 41-49.

11. Amirov R.A., Bilalova U.M. Perspektivy vnedreniia tekhnologii iskusst-vennogo intellekta v sfere vysshego obrazovaniia [Prospects for the introduction of artificial intelligence technologies in higher education]. Upravlencheskoe kon-sul'tirovanie, 2020, no. 3, pp. 80-88.

12. Paskova A.A. Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v personalizatsii elek-tronnogo obucheniia [Artificial intelligence technologies in e-learning personalization]. Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 2019, no. 3/42, pp. 113-122.

13. Russell S., Norvig P., Artificial intelligence: A modern approach (Russ. ed.: Rassel' S., Norvig P. Iskusstvennyi intellekt: sovremennyi podkhod. Moscow, Vil'iams, 2007, 2nd ed., 1408 p.).

14. Blanutsa V.I. Perspektivy ekonomiko-geograficheskikh issledovanii v oblasti iskusstvennogo intellekta [Prospects of economic-geographical research in the field of artificial intelligence]. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaia seriia. SeriiaNauki o Zemle, 2019, no. 1, pp. 1-8.

15. Belda I. Mentes, máquinas y matemáticas: la inteligencia artificial y sus retos (Russ. ed.: Belda I. Razum, mashiny i matematika. Iskusstvennyi intellekt: ego zadachi. Moscow, DeAgostini, 2014, 34 p.).

16. Chernigovskaia T.V. Cheshirskaia ulybka kota Shredingera: iazyk i soznanie [Cheshire smile of Schrodinger's cat: Language and consciousness]. Moscow, IaSK, 2017, 448 p.

17. Bostrom N. Superintelligence: Paths, dangers, strategies (Russ. ed.: Bostrom N. Iskusstvennyi intellekt: etapy, ugrozy, strategii. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2016, 496 p.).

18. Russell S.L., Norvig P. Artificial intelligence: A modern approach. Upper Saddle River, New Jersey, Prentice. Hall Inc., 1995, 905 p.

19. Allen J. AI Growing up. AI MAGAZINE, 1998, vol. 19, no. 4, pp. 13-23.

20. Winston P.H. Artificial intelligence (Russ. ed.: Uinston P. Iskusstvennyi intellekt. Moscow, Mir, 1980, 519 p.)

21. Petrunin Iu.Iu. Iskusstvennyi intellekt [Artificial intelligence]. Novaia filosofskaia entsiklopediia, Moscow, Mysl', 2010, vol. 2, 406 p.

22. Sokolov N.V., Vinogradskii V.G. Iskusstvennyi intellekt v obrazovanii: analiz, perspektivy i riski v RF [Artificial intelligence in education: Analysis, prospects and risks in the Russian Federation]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2022, no. 76-2, pp. 166-169.

23. Sokolov N.V. Analiz rossiiskogo opyta vnedreniia tekhnologii iskusstven-nogo intellekta v obrazovanie [Analysis of Russian experience in introducing artificial intelligence technologies into education]. Modern Science, 2022, no. 6-2, pp. 95-99.

24. Korovnikova N.A. Iskusstvennyi intellekt v sovremennom obrazova-tel'nom prostranstve: problemy i perspektivy [Artificial intelligence in the modern educational space: Problems and prospects]. Sotsial'nye novatsii i sotsial'nye nauki, 2021, no. 2 (4), pp. 98-113.

25. Sadykova A.R., Levchenko I.V. Iskusstvennyi intellekt kak komponent innovatsionnogo soderzhaniia obshchego obrazovaniia: analiz mirovogo opyta i otechestvennye perspektivy [Artificial intelligence as a component of innovative content of general education: Analysis of world experience and domestic prospects]. VestnikRUDN. Informatizatsiia obrazovaniia, 2020, vol. 17, no. 3, pp. 201-209.

Оригинальность 81 %

Поступила 25.12.2023 Одобрена 10.01.2024 Принята к публикации 01.02.2024

L.B. Osipova

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN EDUCATION: REAL OPPORTUNITIES AND PROSPECTS

Currently, artificial intelligence is taking a leading place in many areas of our lives, revealing to humans the diverse possibilities of its application, improving the quality of human life and expanding the horizons of human self-realization. There is a constant need to introduce innovative technology in education to improve the quality of student learning. The use of digital technologies in the educational system helps to solve a number of pressing problems associated with changes in the content of traditional education, insufficient attention to meeting the individual needs of students and the need to improve learning effectiveness. The article presents the scientific justification of the concept of "artificial intelligence", reveals the content of scientific approaches to the study of this category. Opinions of students of the Tyumen Industrial University regarding the use of artificial intelligence in the educational process was studied, and the practical usefulness of AI technology in the field of professional training of future specialists was assessed. The content of the article reveals the potential of digital education at a university, the possibility of designing a creative learning environment taking into account the use of information and communication technologies. In addition, the author outlines the main areas of application and vectors of development of this technology in the educational process; the advantages are indicated and potential risks arising from the use of artificial intelligence are identified. It should be noted that the lack of experience in the use of artificial intelligence does not allow them to be fully defined. However, the results of the study contribute to the understanding of the importance of using AI tools in the process of teaching students to develop creative skills, which are a necessary element for the successful professional development of a future specialist, creating the need for further study of this issue,

Keywords: education system, innovative technologies, artificial intelligence, machine learning. neural networks.

Lyubov B. Osipova - Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor, Department of Marketing and Municipal Management, Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected].

Received 25.12.2023 Approved 10.01.2024 Accepted for publication 01.02.2024

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Осипова, Л.Б. Искусственный интеллект в образовании: реальные возможности и перспективы / Л.Б. Осипова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2024. -№ 1. - С. 60-73.

Please cite this article in English as:

Osipova L.B. Artificial intelligence in education: real opportunities and prospects. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 20224, no. 1, pp. 60-73 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.