УДК 316
ао1: 10.21685/2072-3016-2024-1-2
Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе: взгляды молодежи
Н. В. Корж1, В. Н. Супиков2
1,2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1па1а1уа.когаЬ@та11.ги, 28ир1коу.уа&т@таЛ.ги
Аннотация. Актуальность и цели. В настоящее время общество захватила «цифровая революция». Цифровые технологии стали активно применяться людьми в их жизнедеятельности и постоянно совершенствуются. Общественное мнение относительно быстрого внедрения цифровых инструментов в жизнь человека имеет полярное значение: для кого-то цифровизация несет благо, для кого-то представляет угрозу. Сфера образования как одна из ключевых областей, влияющих на формирование и становление личности будущих специалистов, подвержена постоянным трансформациям. Внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс является наиболее обсуждаемой темой последнего времени. Новый резонанс в данной сфере вызвало использование студентами нейросетей при подготовке аттестационных работ. В этой связи академическое сообщество и «общественники» стали обсуждать применение запретов и ограничений в этой сфере. В этой связи важным является понимание, как молодое поколение относится к использованию нейросетей в образовании. Цель работы - изучение мнения молодых людей о применении искусственного интеллекта в образовательном процессе. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели был использован вторичный анализ данных, представленных Всероссийским центром изучения общественного мнения и Фонда «Общественное мнение», а также результаты авторских исследований: фокус-группы, анкетный опрос среди молодежи Пензенской области. В ходе исследования были применены системный и институциональный подходы. Результаты. Исследование показало, что молодые люди имеют четкие представления о том, что такое искусственный интеллект. Кроме того, молодежь пробует использовать возможности нейросетей, в том числе и в рамках обучения. Выводы. Современная молодежь быстро адаптируется к инновациям, с энтузиазмом начинает использовать достижения науки, считая их помощниками в своей жизни. По сравнению с более взрослым поколением молодые люди не видят угрозу, которою может нести искусственный интеллект для социума. Цифровые технологии воспринимаются молодым поколением как необходимость сегодняшнего времени, их использование позволяет упростить некоторые процессы и повседневные практики.
Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросеть, образование, молодежь, ChatGPT, образовательный процесс
Для цитирования: Корж Н. В., Супиков В. Н. Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе: взгляды молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2024. № 1. С. 15-26. 10.21685/2072-3016-2024-1-2
© Корж Н. В., Супиков В. Н., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
Using artificial intelligence in the educational process: youth views
N.V. Korzh1, V.N. Supikov2
1,2Penza State University, Penza, Russia [email protected], [email protected]
Abstract. Background. Currently, society has been taken over by the "digital revolution". Digital technologies have begun to be actively used by people in their lives and are constantly being improved. Public opinion regarding the rapid introduction of digital tools into human life is polar: for some, digitalization is a benefit, for others it is a threat. The sphere of education, as one of the key areas influencing the formation and development of the personality of future specialists, is subject to constant transformations. The introduction of artificial intelligence into the educational process is the most discussed topic of recent times. A new resonance in this area was caused by the use of neural networks by students when preparing certification papers. In this regard, the academic community and social activists began to discuss the use of prohibitions and restrictions in this area. In this regard, it is important to understand how the younger generation views in using neural networks in education. The purpose of this work is to study the opinions of young people about the use of artificial intelligence in the educational process. Materials and methods. To achieve this goal, secondary analysis of data presented by The Russian Public Opinion Research Center and Public Opinion Foundation was used, as well as the results of the author's research: focus groups, a questionnaire survey among young people in Penza region. The study used systemic and institutional approaches. Results. The results of the study showed that young people have clear ideas about what artificial intelligence is. In addition, young people are trying to use the capabilities of neural networks, including as part of their education. Conclusions. Modern youth quickly adapt to innovations and enthusiastically begin to use the achievements of science, considering them "helpers" in their lives. Compared to older generations, young people do not see the threat that artificial intelligence can pose to society. Digital technologies are perceived by the younger generation as a necessity of today; their use in their lives allows them to simplify some processes and everyday practices.
Keywords: artificial intelligence, neural network, education, youth, ChatGPT, educational process
For citation: Korzh N.V., Supikov V.N. Using artificial intelligence in the educational process: youth views. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ob-shchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2024;(1): 15-26. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2024-1-2
Введение
За последние несколько десятилетий все сферы жизнедеятельности российского общества претерпели значительные изменения. Стоит отметить, что на современном этапе скорость преобразований опережает возможность адаптации населения к ним. Одним из обсуждаемых вопросов становится сфера образования. Дискуссии вокруг образовательного процесса ведутся как в научных кругах, так и среди населения. Как отмечает Ф. Э. Шереги, сущность образования как социального института заключается в регулировании
отношений на уровне общества и потребления на уровне личности [1, с. 13]. Образование должно разрешать противоречия в обществе через эволюционную форму, нежели революционную. В настоящее время некоторые преобразования в образовательном процессе вызывают критику со стороны субъектов образовательного процесса. Если еще совсем недавно взвешивались за и против относительно дистанционного образования, быстрого распространения онлайн-курсов, то сегодня научное сообщество обсуждает влияние искусственного интеллекта на систему образования. Уже сегодня нейросети могут выполнять функцию проверки заданий обучающихся, составлять прогнозную аналитику выполненных заданий и т.д. Невозможно отрицать того, что постепенно искусственный интеллект проникает в образовательную среду, позволяя выполнять некоторые функции преподавателя. Однако алгоритмы стремительно совершенствуются. Технология генеративного искусственного интеллекта, или ChatGPT, позволяет создавать новый оригинальный контент, похожий на человеческий, а где-то превосходящий его.
Появление в конце 2022 г. ChatGPT произвело «эффект разорвавшейся бомбы». Искусственный интеллект не разрабатывался целенаправленно для образования, однако именно в этой сфере в большей степени был затронут вопрос о преимуществах и недостатках его использования. Обучающиеся активно стали пользоваться возможностями искусственного интеллекта в написании научных работ, курсовых проектов, выпускных квалификационных работ и т.д. В новостных строках стала появляться информация об эпизодах использования ChatGPT в обучении: студент сдал экзамен, защитил диплом, прошел тест и т.д. Такие вспомогательные технологии приводят к переосмыслению традиционного образовательного процесса. Активное использование искусственного интеллекта обучающимися не в созидательных целях спровоцировало реакцию в общественном мнении на запрет или ограничение его использования в образовании как в российской практике, так и за рубежом. Пока законодательная база не сформирована для введения запретов или ограничений использования и применения искусственного интеллекта, его возможности совершенствуются и применяются в различных сферах жизнедеятельности. В настоящий время в сфере образования ученые и преподаватели признают тот факт, что искусственный интеллект не исчезнет и с ним нужно будет научиться работать. Анализируя возможности ChatGPT, научное сообщество подчеркивает его влияние на изменение социального института образования.
И. Н. Трифонова отмечает, что будет происходить формирование новых ролей и функций в образовательном процессе с использованием искусственного интеллекта [2, с. 21-22]. Ряд авторов (Л. В. Константинова, В. В. Ворожихин, А. М. Петров и др.), анализируя роль генеративного искусственного интеллекта в образовании, прогнозируют успешную интеграцию человека и искусственного интеллекта при условии постепенного его внедрения в образовательный процесс [3, с. 36-48]. А. В. Резаев и Н. Д. Трегубова, рассматривая теоретико-методологические основания применения технологий
искусственного интеллекта, подчеркивают его влияние на трансформацию социального института высшего образования [4, с. 19-37].
Проблемы и возможности, которые появились с распространением ChatGPT, использованием его в образовании, обсуждаются в академическом сообществе, предпринимаются попытки формирования нормативной базы, однако пока все остается на уровне дискуссий. В настоящее время важно понимать, как относится молодежь к сложившейся ситуации. Анализ проблемы использования искусственного интеллекта обсуждается чаще всего со стороны субъектов образования, но не молодого поколения. Как известно, молодежь более лояльно относится ко всем инновациям и активно их использует. В связи с этим интересным представляется, насколько молодое поколение готово к интеграции человеческого и искусственного интеллекта, какие преимущества и ограничения видит сама молодежь в использовании СЬа10РТ.
Материалы и методы
С целью анализа отношения молодежи к распространению искусственного интеллекта, его применения в образовательном процессе были использованы количественные и качественные методы, а также вторичный анализ всероссийских исследований.
Эмпирической базой данного исследования выступили результаты авторского опроса, проведенного среди молодежи Пензенской области (2023 г., п = 395), и три фокус группы (2023 г., число участников в каждой - 8) среди студентов Пензенского государственного университета. Кроме того, в рамках рассматриваемой тематики были проанализированы результаты опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ): «Искусственный интеллект: угроза или возможность?» (2020 г.), «Искусственный интеллект: благо или угроза?» (2021 г.), «Искусственный интеллект: угроза или светлое будущее?» (2022 г.), «Нейросети и человек: начало пути» (2023 г.) и Фонда «Общественное мнение» (ФОМ): «Нейросети: отношение россиян к развитию и использованию нейросетей» (2023 г.).
Результаты
В настоящее время можно наблюдать, как социальная реальность трансформируется под воздействием цифровых технологий. Казалось бы, социальное взаимодействие очень сложно чем-то подменить, именно оно делает человека личностью. Однако уже сегодня существуют нейросети, способные поддержать беседу, помочь найти нужную информацию и т.д. С помощью искусственного интеллекта изменяются коммуникативные практики населения, появляются новые формы взаимодействия человека и техники. С каждым годом расширяется круг применения искусственного интеллекта в жизнедеятельности человека, изменяется осведомленность общества о нем и отношение к его применению. ВЦИОМ ежегодно проводит опросы среди
россиян, посвященные искусственному интеллекту. На рис. 1 представлены результаты осведомленности россиян о технологиях искусственного интеллекта.
160% -
140%
120% -51 %
100%
80% -36 %
49 %
32 % 19 %
60% 40%
2°% 29 % 46 % 25 %
0%
Слышал, смогу Слышал ранее, Впервые объяснить но не смогу слушу об этом объяснить
■ 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Рис. 1. Осведомленность россиян о технологиях искусственного интеллекта
(п = 1600) [5-7]
Данные показывают, что с каждым годом количество людей, понимающих и способных объяснить, что представляет собой искусственный интеллект, увеличивается (2020 г. - 29 %; 2021 г. - 32 %; 2022 г. - 36 %).
На фоне распространения информации о применении генеративного искусственного интеллекта в различных сферах в 2023 г. ВЦИОМ провел исследование среди населения о роли нейросети в жизни человека (п = 1600). Информированность россиян о ChatGPT относительно не высокая (12 % опрошенных хорошо осведомлены об этом, 51 % - что-то слышали, но подробностей не знают, а 37 % - вообще не слышали) [8]. Также в 2023 г. ФОМ занимался изучением отношения россиян к развитию и использованию нейросетей. Сравнительный анализ данных, полученные самыми крупными организациями, занимающимися изучением общественного мнения в России, показал, что результаты имеют аналогичное процентное соотношение. Рассматривая осведомленность о нейросетях в разных возрастных категориях, можно заметить, что молодые люди в возрасте 18-24 лет лучше всего знакомы с искусственным интеллектом (табл. 1).
Данные опросов показывают, что с возрастом объем знаний о нейросети у респондентов уменьшается. Чем старше респондент, тем меньше проявляет интерес к искусственному интеллекту. Современные молодые люди растут и воспитываются в эпоху гаджетов, они уже привыкли пользоваться 8ш, Алисой, Марусей, Алексой. Данные голосовые помощники представляют собой искусственный интеллект, ChatGPT на их фоне является более совершенным помощником.
Таблица 1
Осведомленность разных возрастных групп о нейросетях
Данные исследовательских центров 18-24 года*/ 18-30 лет** 24-34 года 35-44 года / 34-45 лет 45-59 лет / 46-60 лет Старше 60 лет
ВЦИОМ 35 % 17 % 13 % 9 % 3 %
ФОМ 37 % - 23 % 12 % 6 %
Примечание. *Возрастные группы, изучаемые ВЦИОМ; **возрастные группы, изучаемые ФОМ. Таблица составлена по [8, 9].
Современные молодые люди большую часть своего времени проводят в цифровой среде, которая оказывает значительное влияние на формирование ценностных ориентаций. С одной стороны, они приобретают навык пользования современными цифровыми инструментами, с другой стороны, утрачиваются навыки восприятия и осмысления информации, коммуникативные навыки и т.д. Именно поэтому среди молодых людей (чаще студентов) есть понимание того, как работает искусственный интеллект, как его можно использовать.
Молодежь от 18 до 24 лет, по данным опроса ВЦИОМ, по сравнению с другими возрастными группами чаще пользовалась или встречала результаты работы нейросетей. Так, ответ «не встречал / не использовал» на вопрос об осведомленности о нейросетях дали 30 % респондентов в возрасте 18-24 лет, 47 % -25-34 лет, 61 % - 35-44 лет, 71 % - 45-59 лет и 81 % - старше 60 лет [8].
Чаще всего молодые люди (18-24 года) используют ChatGPT для создания картинок, фотографий - 42 %, генерации текста - 17 %, для проектных/контрольных работ - 11 %, для создания иллюзий, фейков - 10 % и т.д., в то время как молодые люди от 25 до 34 лет в основном прибегали к помощи нейросети для создания фотографий и картинок - 37 % [8].
Таким образом, анализ выделенных возрастных групп и причин использования нейросети указывает на то, что чаще всего ChatGPT использовался молодыми людьми для сокращения времени при выполнении заданий во время обучения.
Проведенный опрос среди молодежи Пензенской области в 2023 г. (п = 395) показал, что молодые люди не против внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс (58 %) (рис. 2).
Важно отметить, что только 2 % респондентов считают, что внедрение нейросетей в образовательную среду может разрушить традиционную систему образования. Большинство опрошенных (да - 27,6 %, скорее да, чем нет -44,3 %) хотели бы улучшить свои навыки пользования искусственного интеллекта, и только 11,9 % респондентов пока не готовы обучаться с помощью искусственного интеллекта (ИИ), так как процессы обучения с его помощью не отлажены.
2%
■ Да, так как ИИ повышает качество услуг в сфере образования
■ Скорее да, чем нет, так как ИИ помогает сделать образование более комфортным
■ Скорее нет, чем да, так как процесс использования инструментов ИИ образовательными организациями не отлажен
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «На Ваш взгляд, следует ли использовать технологии искусственного интеллекта
в образовании?» (п = 395)
Данные проведенных фокус-групп среди студенческой молодежи Пензенского государственного университета показали, что студенты видят больше преимуществ от внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс, чем недостатков.
Жен., 18 лет, студентка: «Да, безусловно, применение технологий искусственного интеллекта в образовании может быть очень полезным. Среди основных преимуществ я бы выделила: простоту использования, быструю адаптацию под потребности пользователя, экономию времени студентов, новые методы оценки».
Муж., 21 год, студент: «Искусственный интеллект может быть полезным для преподавателей в определении индивидуальных потребностей и предпочтений в обучении обучающихся. <...> Благодаря нейросети, можно проанализировать сильные и слабые стороны каждого студента, а также учитывать их предпочтения в обучении, что позволит создать индивидуальные планы обучения».
Муж., 19 лет, студент: «Искусственный интеллект очень многообразен и сегодня может предложить инновационные подходы к обучению, что невозможно было реализовать в некоторых образовательных организациях. Это имеет огромное преимущество по сравнению со старой системой образования».
Жен., 19 лет, студентка: «Я считаю, что нужно применять технологии искусственного интеллекта в образовании, так как это сократит время и упростит
работу. Еще нейросеть может анализировать учебный процесс и выявлять проблемы и предлагать решение этих проблем».
Кроме того, результаты опроса, проведенного среди молодежи Пензенской области, показали, что 84 % молодых людей признают необходимость применения нейросетей в образовательном процессе. Около 60 % опрошенных готовы в ближайшем будущем использовать возможности нейросетей в своей профессиональной деятельности.
Результаты проведенных исследований показывают, что, с точки зрения молодежи, искусственный интеллект открывает ряд возможностей как для преподавателя, так и для обучающегося. Однако общественное мнение обеспокоено изменениями, которые могут произойти при внедрении нейросе-тей в образовательный процесс, в отличие от молодого поколения.
Как нейросети в будущем могут повлиять на образование, студенты мало представляют. В рамках фокус-групп студенты не смогли четко выделить, какие недостатки или ограничения несет искусственный интеллект для обучения личности.
Муж., 18 лет, студент: «Сложно сказать, какая опасность может быть при использовании нейросетей. Возможно, если из образовательного процесса уберут преподавателя, то это сильно повлияет на восприятия преподаваемого материала».
Жен., 21 год, студентка: «Использование искусственного интеллекта при аттестации студентов может снизить качество обучающихся. Скорее всего нейросеть будет ожидать от студента четкого определения или ответа. В настоящее время мы можем на экзамене рассказать суть вопроса, не заучивая материал наизусть. Главное - понимание проблемы».
Жен., 19 лет, студентка: «Мне сложно представить, как можно заменить традиционный образовательный формат на обучение с помощью нейросетей. Сегодня существуют онлайн-курсы по разным направления, которые позволяют получить специализацию, но люди в большинстве отдают предпочтение традиционному высшему образованию. "Живое общение" с преподавателем не возможно заменить».
Муж., 20 лет, студент: «По моему мнению, ничего страшного не произойдет. Скорее всего искусственный интеллект будет постепенно применяться в обучении, что позволит подготовить людей к новому формату обучения».
Результаты фокус-групповых дискуссий показали, что студенческая молодежь не осознает всю полноту опасности, которая кроется во внедрении нейросетей в повседневные практики людей. Анализ данных опроса ФОМ, проведенного среди россиян, показал, что респонденты среди последствий распространения ChatGPT выделили: умственную деградацию людей (8 %), появление безработицы из-за автоматизации многих функций (8 %), вытеснение людей искусственным интеллектом, их зависимость от него (5 %), распространение ложной, негативной информации (5 %), «восстание машин», уничтожение человечества (5 %), тотальный контроль за людьми (4 %) и т.д. [9].
Однако, как показывают данные опроса ВЦИОМ, жители нашей страны не верят, что в ближайшие 50 лет нейросети смогут выйти из-под контроля человека (табл. 2).
Таблица 2
Вероятность выхода из-под контроля человека нейросетей в ближайшие 50 лет, опрос ВЦИОМ, 2023 г. [8]
Варианты ответов 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет Старше 60 лет
Точно случится 3 % 5 % 14 % 5 % 5 %
Скорее случится 19 % 18 % 25 % 28 % 29 %
Скорее не случится 47 % 43 % 38 % 32 % 31 %
Точно не случится 29 % 31 % 26 % 20 % 16 %
Затрудняюсь ответить 2 % 3 % 7 % 15 % 19 %
Появление нейросетей в жизни человека пока что оценить объективно очень сложно. Даже сами разработчики не могут предсказать сценария развития искусственного интеллекта в дальнейшем. Исполнительный директор и главный инженер компании SpaceX Илон Маск в начале прошлого года призвал экспертов приостановить развитие мощных систем, аргументируя тем, что последствия их внедрения в жизнедеятельность человека могут представлять опасность для всего мирового сообщества.
Заключение
Внедрение цифровых технологий и инструментов в различные сферы происходит очень быстро, автоматизируя или исключая вообще рутинные функции, однако предсказать последствия таких изменения в долгосрочной перспективе очень сложно. Сфера образования является одной из важнейших областей, в рамках которой происходит становление мировоззрения личности, развитие креативности, критического мышления и т.д. В области профессионального образования происходит становление будущего специалиста, а замена традиционных функций обучения может привести к появлению специалистов, «выросших» в цифровой реальности, что может очень сильно отразиться на результатах их труда. Автоматизация, применение робототехники, внедрение нейросетей в различные профессиональные области и другие новшества могут отразиться на социализации личности, привести к утрате творческих и социальных навыков, необходимых как в личной, так и в профессиональной сфере. Такая ситуация в будущем может спровоцировать трансформацию всей парадигмы образования, где произойдет отказ от традиционного образовательного процесса и появление инновационных методов и технологий обучения.
Проведенное исследование показало, что с каждым годом осведомленность населения об искусственном интеллекте возрастает. Среди молодежи
возможности, которые предоставляют нейросети, активно начинают использоваться. Необходимо отметить, что молодые люди видят больше плюсов во внедрении искусственного интеллекта в различные сферы жизнедеятельности, чем минусов, в отличие от взрослого поколения. В результате фокус-групповых дискуссий молодыми людьми была озвучена сложность в применении нейросетей в настоящее время. По мнению молодых людей, пока общество не готово полностью заменить традиционный формат обучения, но в будущем молодые люди не исключают использование нейросетей в обучении. Кроме того, студенты не видят опасности в применении искусственного интеллекта в образовании. Участники фокус-групп не затрагивали возможные варианты развития будущего социума под влиянием ChatGPT: изменение процессов социализации личности, социально-профессиональной структуры общества, трансформация основных социальных институтов и т.д. Таким образом, молодое поколение готово идти в ногу со временем, используя научные достижения.
Споры и дискуссии, которые спровоцированы данной темой, еще долгое время будут актуальными, никто не может предсказать, какое будущее нам несут цифровые технологии.
Список литературы
1. Шереги Ф. Э. Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Россия реформирующаяся. : ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. М. : Новый хронограф, 2015. Вып. 13. С. 12-36.
2. Трофимова И. Н. Искусственный интеллект и специфика образовательных программ // Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития : XVI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Санкт-Петербург, 19 апреля 2023 г.). СПб. : СПбГУП, 2023. С. 21-22.
3. Константинова Л. В., Ворожихин В. В., Петров А. М., Титова Е. С., Штыхно Д. А. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. № 27 (2). С. 36-48. URL: https://doi.org/10.21686/ 1818-4243-2023-2-36-48
4. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 6. С. 19-37. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37
5. Искусственный интеллект: угроза или светлое будущее? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2022. 28 декабря. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-ugroza-ili-svetloe-budu-shchee
6. Искусственный интеллект: благо или угроза? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2021. 7 июля. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-blago-ili-ugroza
7. Искусственный интеллект: угроза или возможность? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2020. 27 января. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyj-intellekt-ugroza-ili-vozmozhnost
8. Нейросети и человек: начало пути // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2023. 5 апреля. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/neiroseti-i-chelovek-nachalo-puti
9. Нейросети: отношение россиян к развитию и использованию нейросетей // Фонд «Общественное мнение». 2023. 28 апреля. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14867
References
1. Sheregi F.E. Education as a social institution: functions and dysfunctions. Rossiya re-formiruyushchayasya: ezhegodnik = Reforming Russia: yearbook. Moscow: Novyy khronograf, 2015;(13):12-36. (In Russ.)
2. Trofimova I.N. Artificial intelligence and the specifics of educational programs. Dis-tantsionnoe obuchenie v vysshem obrazovanii: opyt, problemy i perspektivy razvitiya: XVI Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (g. Sankt-Peterburg, 19 aprelya 2023 g.) = Distance learning in higher education: experience, problems and development prospects: the 16th All-Russian scientific and practical conference with international participation (Saint-Petersburg, April 19, 2023). Saint Petersburg: SPbGUP, 2023:21-22. (In Russ.)
3. Konstantinova L.V., Vorozhikhin V.V., Petrov A.M., Titova E.S., Shtykhno D.A. Generative artificial intelligence in education: discussions and forecasts. Otkrytoe obra-zovanie = Open education. 2023;(27):36-48. (In Russ.). doi: 10.21686/1818-42432023-2-36-48
4. Rezaev A.V., Tregubova N.D. ChatGPT and artificial intelligence in universities: what kind of future can we expect? Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2023;32(6): 19-37. (In Russ.). doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37
5. Artificial intelligence: threat or bright future? Vserossiyskiy tsentr izucheniya ob-shchestvennogo mneniya. 2022. 28 dekabrya = The Russian Public Opinion Research Center. 2022. December 28. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-ugroza-ili-svetloe-budu-shchee
6. Artificial intelligence: benefit or threat? Vserossiyskiy tsentr izucheniya ob shchestvennogo mneniya. 2021. 7 iyulya = The Russian Public Opinion Research Center. 2021. July 7. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ iskusstvennyi-intellekt-blago-ili-ugroza
7. Artificial intelligence: threat or opportunity? Vserossiyskiy tsentr izucheniya ob-shchestvennogo mneniya. 2020. 27 yanvarya = The Russian Public Opinion Research Center. 2020. January 27. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyj-intellekt-ugroza-ili-vozmozhnost
8. Neural networks and humans: the beginning of the journey. Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya. 2023. 5 aprelya = The Russian Public Opinion Research Center. 2023. April 5. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/neiroseti-i-chelovek-nachalo-puti
9. Neural networks: Russians' attitude to the development and use of neural networks. Fond «Obshchestvennoe mnenie». 2023. 28 aprelya = Public Opinion Foundation. 2023. April 28. (In Russ.). Available at: https://fom.ru/SMI-i-internet/14867
Информация об авторах
Наталья Владимировна Корж кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии, экономической теории и международных процессов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
/ Information about the authors
Natalya V. Korzh Candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of sociology, economic theory and international processes, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Вадим Николаевич Супиков
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и государственного управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Vadim N. Supikov
Doctor of sociological sciences, professor, professor of the sub-department of management and public administration, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 18.01.2024
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 06.02.2024 Принята к публикации / Accepted 02.03.2024