Научная статья на тему 'Исключительное право казенных учреждений на служебные произведения в системе МВД России'

Исключительное право казенных учреждений на служебные произведения в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
876
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРАВО НА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / STATE AUTHORITY / OFFICIAL WORK / SCIENTIFIC WORK / EXCLUSIVE RIGHT / THE RIGHT TO REMUNERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молчанов Александр Александрович, Афанасьева Елена Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению исключительного права казенных учреждений системы МВД России на служебные произведения, созданные их сотрудниками, а также возможность возникновения у работника (автора) права на вознаграждение за созданное им в пределах трудовых обязанностей произведение науки, литературы или искусства в контексте изменений гражданского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Молчанов Александр Александрович, Афанасьева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The exclusive right of state agencies for office work in the Ministry of interior of Russia

The article is devoted to consideration of the exclusive rights of state institutions of the Russian interior Ministry’s service works created by their employees, as well as the possibility of the employee (author) the right to remuneration for created within job duties the work of science, literature or art in the context of civil law.

Текст научной работы на тему «Исключительное право казенных учреждений на служебные произведения в системе МВД России»

Гражданское право, гражданский процесс

УДК 347.788.36

А.А. Молчанов*, Е.С. Афанасьева**

Исключительное право казенных учреждений на служебные произведения в системе МВД России

Статья посвящена рассмотрению исключительного права казенных учреждений системы МВД России на служебные произведения, созданные их сотрудниками, а также возможность возникновения у работника (автора) права на вознаграждение за созданное им в пределах трудовых обязанностей произведение науки, литературы или искусства в контексте изменений гражданского законодательства.

Ключевые слова: казенное учреждение, служебное произведение, научная деятельность, исключительное право, право на вознаграждение.

A.A. Molchanov*, E.S. Afanasieva*. The exclusive right of state agencies for office work in the Ministry of interior of Russia. The article is devoted to consideration of the exclusive rights of state institutions of the Russian interior Ministry's service works created by their employees, as well as the possibility of the employee (author) the right to remuneration for created within job duties the work of science, literature or art in the context of civil law.

Keywords: state authority, official work, scientific work, the exclusive right, the right to remuneration.

С переходом России к развитию рыночных отношений в 1990 г. система российского законодательства подверглась реформированию, однако процесс реформирования бюджетной сферы, в т.ч. бюджетных учреждений, в 90-х гг. остался почти в неизменном виде.

В существовавшем прежде правовом положении бюджетных учреждений самое большое волнение у авторов рыночных реформ пробуждало право учреждений автономно распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, что было связано с их недофинансированием и, как следствие, предоставлением учреждениям права независимо зарабатывать деньги на собственное содержание и быть независимыми в распоряжении внебюджетными доходами.

Органы публичной власти попросту содержали имеющуюся систему бюджетных учреждений независимо от объема и качества услуг, которые они оказывают, что не способствовало оптимизации и подъему результативности их деятельности. Такое положение не могло существовать долго.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [1] стал первым шагом по освобождению от части бюджетных расходов, сосредоточенных на организации деятельности сети бюджетных учреждений посредством розыска внебюджетных источников финансирования.

Принятие ФЗ от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ [2], направленного на совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений и порядка предоставления государственных (муниципальных) услуг, коренным образом изменило структуру и принципы организации сектора государственного управления.

В результате законодателем были предусмотрены три типа государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные. Согласно нормам ст. 161 БК РФ [3] (далее - БК РФ), финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответственного бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Основные характеристики федерального бюджета определяются, исходя из прогнозируемого объема валового

* Молчанов, Александр Александрович, профессор кафедры гражданского права, ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД Российской Федерации». Адрес: Россия, 198206, r. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. д.ю.н., профессор. E-mail: [email protected].

** Афанасьева, Елена Сергеевна, адъюнкт кафедры гражданского права, ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД Российской Федерации». Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1, E-mail: [email protected]

* Molchanov, Alexander Alexandrovich, professor of the civil law chair. St.-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. doctor of law, professor. E-mail: [email protected].

**Afanasieva, Elena Sergeyevna, adjunct of the civil law chair, St.-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Address: Russia, St. Petersburg, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. E-mail: [email protected] © Молчанов А.А., Афанасьева Е.С., 2015

Молчанов А.А., Афанасьева Е.С. Исключительное право казенных учреждений на служебные...

внутреннего продукта на основании ФЗ от 1 декабря 2014 г. N° 384-Ф3 [4], Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2014 г. № 1563 [5] и Приказа Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н [6].

Кассовое обслуживание бюджетной системы России, предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета поручены Федеральному казначейству, которое является федеральной службой в ведении Минфина РФ. В ведении Федерального казначейства находятся открытие счетов в банках для учета средств федерального бюджета, установление режима этих счетов, открытие и ведение лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюджета, управление операциями на едином счете федерального бюджета, подтверждение его денежных обязательств и совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств. Свою деятельность федеральное казначейство реализовывает не только непосредственно, но и через подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами [7]. Территориальные органы Федерального казначейства осуществляют проведение кассовых выплат не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления органами управления государственными внебюджетными фондами РФ, получателями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, федеральными казенными учреждениями платежных документов, в определенном Федеральным казначейством порядке [4].

Немаловажный этап в развитии гражданского законодательства, касающийся изменения положений о юридических лицах, связан с ФЗ от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ [8]. С 1 сентября 2014 г. юридические лица создаются исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК РФ. Как организационно-правовая форма юридического лица, учреждение отнесено к унитарным некоммерческим организациям и занимает особое место в системе некоммерческих юридических лиц [9, с. 486].

Понятие казенного учреждения дано в ст. 6 БК РФ, согласно которому казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3,5 ст. 41, п. 1 ст. 51 БК РФ) и нивелируются, учреждение при этом лишается права на их использование.

Гражданско-правовой статус казенного учреждения МВД России как юридического лица дает право участвовать в гражданском обороте от своего имени только для совершения сделок, направленных на обеспечение его внутрихозяйственной деятельности. В остальных случаях следует исходить из того, что сделки соответствующего ведомства должны рассматриваться как действия самого казенного учреждения МВД России. Договорные отношения с участием казенного учреждения МВД России отличаются определенной специфичностью, но, независимо от этого, действующее гражданское законодательство рассматривает учреждения МВД в качестве обычного субъекта гражданских правоотношений. Одним из направлений является деятельность, связанная с интеллектуальной собственностью.

В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [10], установлена необходимость применения в деятельности сотрудников полиции достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи и современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. При этом сотрудники полиции имеют право сами достигать определенных научных и иных творческих результатов, осуществляя по совместительству с основной работой творческую, в т.ч. научную, деятельность. Одновременно с этим данная деятельность не должна приводить к возникновению конфликта интересов, т.е. к ситуации, когда прямая или косвенная личная заинтересованность сотрудника ОВД воздействует или может сказаться на объективном выполнении им служебных обязанностей и при которой появляется или может появиться диссонанс между личной заинтересованностью сотрудника и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способный стать основанием причинения вреда их правам и законным интересам. Под личной заинтересованностью сотрудника ОВД, влияющей на беспристрастное выполнение им служебных обязанностей, разумеется вероятность приобретения им в связи с выполнением служебных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в т.ч. имущественных прав или услуг имущественного характера, для себя или для третьих лиц.

Осуществляемая по совместительству с основной работой творческая, в т.ч. научная, деятельность не должна приводить и к ухудшению выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел. Об осуществлении указанной деятельности сотрудник обязан уведомить своего непосредственного руководителя. Данное право сотрудников полиции закреплено в п. 4 ст. 34 ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11].

В настоящее время служебные произведения нашли достаточно широкое распространение в системе МВД России, а обеспечению прав авторов служебных произведений в органах внутренних дел уделено значительное внимание. Это связано с кардинальными изменениями в законодательной сфере. Продолжением процесса кодификации авторского права в России стало принятие Государственной

Гражданское право, гражданский процесс

Думой Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 35-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [12] (далее - ФЗ № 35-Ф3).

Как и планировалось при внесении законопроекта в Государственную Думу, в рамках Концепции развития гражданского законодательства РФ изменения в часть четвертую ГК РФ связаны прежде всего со стремительным процессом информатизации общества и с развитием телекоммуникационных сетей и, как следствие, с необходимостью защиты интеллектуальных прав правообладателей в информационно-коммуникационных сетях, а также с необходимостью решения выявленных правоприменительной практикой за период действия части четвертой ГК РФ проблем реализации отдельных норм Кодекса [13, с. 356].

При создании служебного произведения (например, научной статьи, научно-исследовательской работы) необходимо четкое регулирование отношений, возникающих между работодателем и автором данного творческого результата и третьими лицами. Согласно п. 1 ст. 1295 ГК, авторские права на служебное произведение принадлежат автору. А в соответствии с п. 2 этой же статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Указание на то, что речь идет именно о гражданско-правовом договоре, введено ФЗ № 35-ФЗ [12].

Вопрос о регулировании отношений между автором и работодателем в применении ст. 1295 ГК РФ решается таким образом, что автору, посредством творческого труда которого создается служебное произведение, принадлежат авторские права на созданное им служебное произведение. Данные права включают в себя, помимо исключительного права на использование произведения, и личные неимущественные (иные) авторские права. Работник (автор) данного служебного произведения затрачивает необходимые усилия, применяет накопленный им опыт и знания для того, чтобы создать в пределах своей трудовой функции произведение науки, литературы или искусства, но, несмотря на это, именно работодатель обладает исключительным правом на служебное произведение.

Согласно п. 2 ст. 1295 ГК РФ, работодателю принадлежит исключительное право на служебное произведение при условии, что иное не предусмотрено в трудовом или гражданско-правовом договоре работодателя с автором, в соответствии с которым автору должны выплачиваться суммы вознаграждения, которые по своей правовой природе не являются заработной платой. Такой договор продолжает действовать и после смерти автора: суммы вознаграждения по нему должны выплачиваться наследникам. Более того, в случаях, предусмотренных в п. 3 ст. 1295 ГК РФ, автор служебного произведения имеет право на получение вознаграждения на основе гражданско-правового договора сверх и независимо от заработной платы. Значит, если такой договор не был заключен при жизни автора, к наследникам переходит право на его заключение [14, с. 94]. Таким образом, переход к работодателю исключительного права на служебное произведение происходит в соответствии с положениями норм, содержащихся в п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 1295 ГК РФ. Считаем необходимым заметить, что нормы части четвертой ГК РФ не регламентируют вопросы определения величины и порядок выплаты авторского вознаграждения за служебное произведение.

Вместе с тем гражданским законодательством предусмотрены конкретные случаи возвращения исключительного права на служебное произведение от работодателя к работнику при условии, что работодатель после предоставления в его распоряжение служебного произведения: не приступит к использованию этого произведения (к примеру, распространение, воспроизведение и т.д.); не предоставит другому лицу исключительное право на него (по договору об отчуждении исключительного права); не информирует автора об оставлении произведения в тайне. В случае совершения работодателем в трехлетний срок одного из указанных выше действий у автора служебного произведения возникает право на вознаграждение.

При таком подходе материальные интересы автора не оказываются существенным образом ущемленными, поскольку вместе с изъятием имущественных прав автору предоставляется право на дополнительное авторское вознаграждение при использовании служебного произведения [15, с. 75].

В соответствии с Приказом МВД России от 29 декабря 2012 г. № 1153 «О подготовке литературы образовательными учреждениями и научно-исследовательскими организациями системы МВД России» [16] в учебной и научной деятельности образовательных организаций и НИО МВД России используется необходимая литература, которая включает в себя произведения науки, литературы или искусства, создаваемые работниками (авторами) в пределах их трудовых обязанностей. Основываясь на положениях данного Приказа, в системе МВД России воплощается в жизнь координация редакционного и издательского дела, утверждается Инструкция по разработке литературы образовательными организациями и НИО, а также ряд других мер, проводимых в целях повышения качества используемой литературы.

Таким образом, по результатам создания служебного произведения, образовательная организация высшего образования системы МВД России, как юридическое лицо, с целью закрепления результатов творческой деятельности за казенным учреждением МВД России, повышения эффективности использования научного потенциала, осуществляет и координирует редакционно-издательскую деятельность, получая доходы от реализации служебных произведений, создаваемых их сотрудниками полиции.

Список литературы

1. ФЗ от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ. - 2006. - № 45. - Ст. 4626.

Светличный А.Д. Актуальные вопросы восстановления гражданских прав и законных интересов

2. ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 (в ред. от 31.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СЗ РФ. - 2010. - № 19. - Ст. 2291.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 08.03.2015) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

4. ФЗ от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // СЗ РФ. - 2014. - № 49 (Части I-V). - Ст. 6893.

5. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2014 г. № 1563 (в ред. от 15.04.2015) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // СЗ РФ. - 2015. - № 1 (ч. III). - Ст. 316.

6. Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (в ред. от 17.04.2015) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // Финансовая газета. - 2013. - № 32.

7. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 (в ред. от 27.12.2014) «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. - 2004. - № 49. - Ст. 4908.

8. ФЗ от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2014. - №19. - Ст. 2304.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридические лица: Постатейный комментарий к главе 4 / под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2014. - 524 с.

10. ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

11. ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. - № 49. - Ст. 7020.

12. ФЗ от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные - акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2014. - № 11. - Ст. 1100.

13. Рузакова, О. А. Вопросы кодификации законодательства об авторском праве в Российской Федерации и Европейском союзе // Кодификация российского частного права 2015 // под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2015. - 447 с.

14. Гаврилов, Э. П. Право на интеллектуальную собственность: новеллы, внесенные Федеральным законом от 12 марта 2014 года № 35-ФЗ в главу 70 ГК РФ // Хозяйство и право. - 2014.

- № 9. - С. 86-98.

15. Судариков, С. А. Авторское право : учебник для бакалавров. - М.: Проспект, 2014. - 464 с.

16. Приказ МВД России от 29 декабря 2012 г. № 1153 «О подготовке литературы образовательными учреждениями и научно-исследовательскими организациями системы МВД России» [Электронный ресурс].

- URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=EXP;n=569286 (дата обращения: 20.06.2015).

УДК 347.124 А.Д. Светличный*

Актуальные вопросы восстановления гражданских прав и законных интересов органов внутренних дел

В статье исследуются правовые проблемы защиты гражданских прав Министерства внутренних дел Российской Федерации, на основании чего формулируются предложения по совершенствованию ведомственного законодательства.

Ключевые слова: органы внутренних дел, защита гражданских прав, ответственность, медиация, взыскание долга, юридические факты, восстановление права.

A.D. Svetlichny*. Topical issues of restoration of civil rights and legal interests of the bodies of internal Affairs. The article studies legal issues of protection of civil rights in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author puts forward suggestion on how to improve departmental legislation.

Keywords: bodies of internal Affairs, protection of civil rights, liability, mediation, debt recovery, legal facts, restoration of the rights.

Органы внутренних дел довольно активно участвуют в гражданском обороте в качестве юридически равных и независимых субъектов. Однако правовое регулирование этих отношений не лишено недостатков. Применительно к заявленной теме можно обозначить следующие проблемные

* Светличный Алексей Дмитриевич, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 644092, г. Омск, пр. Комарова, д. 7. Тел. 8-983-113-0921. E-mail: [email protected].

* Svetlichny, Alexey Dmitrievich, the teacher of chair of civil law disciplines, Omsk Academy of the Ministry of the Interior Affairs of Russia, candidate of legal sciences. Address: Russia, 644092, Omsk, Komarov pr., 7. Ph.: 8-983-113-0921. E-mail: [email protected].

© Светличный А.Д., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.