Научная статья на тему 'ИСКАЖЕНИЕ ИСТИННОГО ВЕРОУЧЕНИЯ У ИНОСЛАВНЫХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА'

ИСКАЖЕНИЕ ИСТИННОГО ВЕРОУЧЕНИЯ У ИНОСЛАВНЫХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инославие / Римо-католическая Церковь / Протестанты / искажение вероучения / Священное Писание Нового Завета / Единство Церкви / экуменизм / Heterodoxy / Catholic Church / Protestans / Distortion of the true Creed / Holy Scripture of the New Testament / Unity of the Church / Еcumenism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Александр Михайлович Воробьев

Настоящая статья посвящена выявлению отношения Священного Писания Нового Завета к искажению истинного вероучения в отношении инославных вероисповеданий: Римо-католической и протестантских Церквей. В статье рассматривается также понимание Единства Церкви с толкованием святых отцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTORTION OF THE TRUE DOCTRINE OF THE NON-ORTHODOX FROM THE POINT OF VIEW OF THE HOLY SCRIPTURES OF THE NEW TESTAMENT

This article is devoted to revealing the attitude of the Holy Scripture of the New Testament to the distortion of the true doctrine in relation to nonOrthodox faiths: the Roman Catholic and Protestant Churches and examines the understanding of the Unity of the Church with the interpretation of the Holy Fathers.

Текст научной работы на тему «ИСКАЖЕНИЕ ИСТИННОГО ВЕРОУЧЕНИЯ У ИНОСЛАВНЫХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА»

Ипатьевский вестник. 2022. №4 (20). С. 36-43 Ipatievsky vestnik. 2022. №. 4 (20). Р. 36-43

БОГОСЛОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 225

DOI: 10.24412/2309-5164-2022-4-36-43

Искажение истинного вероучения

у инославных с точки зрения

Священного Писания Нового Завета

Воробьев Александр Михайлович, Костромская духовная семинария, Кострома, Россия, aleksvorobiov@yandex.ru

Аннотация. Настоящая статья посвящена выявлению отношения Священного Писания Нового Завета к искажению истинного вероучения в отношении инославных вероисповеданий: Римо-католической и протестантских Церквей. В статье рассматривается также понимание Единства Церкви с толкованием святых отцов.

Ключевые слова: инославие, Римо-католическая Церковь, Протестанты, искажение вероучения, Священное Писание Нового Завета, Единство Церкви, экуменизм

Для цитирования: Воробьев А. М., свящ. Искажение истинного вероучения у инославных с точки зрения Священного Писания Нового Завета // Ипатьевский вестник. 2022. № 4. С. 36-43. https://doi.org/10.24412/2309-5164-2022-4-36-43

THEOLOGICAL STUDIES

Scientific article

Distortion of the true

doctrine of the non-orthodox from the point of view of the

Holy Scriptures of the New Testament

Vorob'ev Alexander Mikhailovich, Kostroma theological seminary, Kostroma, Russia, aleksvorobiov@yandex.ru

© Воробьев А.М., 2022. 36

Священник Александр Воробьев, Костромская духовная семинария, магистрант Санкт-Петербургской духовной академии /

Priest Alexander Vorob'ev, Kostroma Theological Seminary, Master's student of the St. Petersburg Theological Academy

Abstract. This article is devoted to revealing the attitude of the Holy Scripture of the New Testament to the distortion of the true doctrine in relation to non-Orthodox faiths: the Roman Catholic and Protestant Churches and examines the understanding of the Unity of the Church with the interpretation of the Holy Fathers.

Keywords: Heterodoxy, Catholic Church, Protestans, Distortion of the true Creed, Holy Scripture of the New Testament, Unity of the Church, Ecumenism

For citation: Vorob'ev A. M., priest. Distortion of the true doctrine of the non-orthodox from the point of view of the Holy Scriptures of the New Testament // Ipatievsky vestnik. 2022. № . 4. P. 36-43 (In Russian). https:// doi.org/10.24412/2309-5164-2022-4-36-43

ИНОСЛАВИЕ появившееся после распространения Евангельского учения

Господа Нашего Иисуса Христа по лицу всей земли, стало измененным и адаптированным под «человеческие нужды» взглядом на вероучительные, догматические истины, а также и на жизнь духовную, нравственную. Способствовали этому расколы внутри тела Церкви Христовой, которые привели к появлению целого ряда христианских конфессий со своими трактовками Священного Писания, и каждое из этих религиозных течений утверждало, что именно оно является той истиной, которую оставил нам Господь Иисус Христос.

Вполне логичным видится и то, что инославные церкви создали для себя иные канонические нормы и правила, отличные от православных христиан, которые регламентируют жизнь инославного верующего.

Но каким образом понять, что инославие нарушает саму суть христианского вероучения? Ведь римо-католики считают православных христиан раскольниками, а протестанты уверены, что объединение православных и инославных Церквей возможно и даже нужно и принципиальная позиция Православия только вредит единству Церкви.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо рассмотреть, каково отношение Священного Писания Нового Завета к любому искажению вероучения с обязательным толкованием святых отцов, и таким образом понять отношение к нововведениям, которые произошли в жизни некогда Единой Церкви.

Начать разбор стоит со слов из Евангелия от Иоанна: «да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да (и) мир веру имет, яко Ты Мя послал еси» (Ин. 17:21).

Эти слова, по толкованиям святых отцов, в частности, святителя Афанасия Великого, выражают учение о Единстве Церковном, на котором нам стоит остановиться и рассмотреть его немного подробнее.

«Единство Сына и Отца для всех служит образцом и уроком, из которого, взирая на естественное единство Отца и Сына, люди могут научиться, как и они должны в образе мыслей сделаться едино друг с другом»1, — пишет святитель Афанасий в своем послании против ариан.

1 Афанасий Великий, свт. Творения: в 4-х томах. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 2. С. 397.

«Церковное единство рассматривается как богоданное свойство, которое неотъемлемо в силу того, что через Христа и во Христе Церковь причастна божественному естеству»1.

О тесной связи Христа и Церкви, всех уверовавших в Него народов земных, от иудеев до язычников, а чрез это — Единстве — свидетельствуют слова Спасителя: «...будет едино стадо и един пастырь» (Ин. 10:16).

Рассмотрим еще несколько примеров, касающихся свойства Единства Церкви:

Об опасности внутренних церковных разделений апостол Павел предупреждал еще в первом послании к Коринфянам: «У вас говорят: Я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов» (1 Кор. 1:12). Говоря о том, что только Господь Бог истинный глава и начальник Церкви, апостол задает вполне логичный вопрос общине: «Разве разделился Христос?». Конечно же, Церковь, как тело Христово — «едина только под главою Христом» (1 Кор. 1:13)2 — пишет святитель Феофан Затворник в толковании этих слов, отмечая, что Церковь не может быть Единой, если будет поставлена под разные главы.

Единство во Христе выражалось у верующих, согласно книге Деяний святых апостолов, в постоянном пребывании в истинном вероучении, молитвенном и евхаристическом общении: «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Данные слова свидетельствуют, что общение верных происходит через участие в евхаристии и молитве, что является важнейшей составляющей жизни христианина.

Вышеперечисленные цитаты из Священного Писания говорят о Единстве всех членов Церкви в Боге через евхаристическое и молитвенное общение друг с другом. Эти элементы внутренней церковной жизни являются определяющим фактором для последователей христианского вероучения. Православные Церкви не осуществляют евхаристического и молитвенного общения с Церквями инославных вероисповеданий, так как не едины во взглядах на вероучительные истины.

Таким образом, инославие, как разделение внутри Тела Христова, является нарушением заповеданного Богом Единства церковного, изложенного в Евангелии. «Верующие только тогда смогут сохранить взаимное единение, когда будут пребывать в Отце и Сыне»3. Из этого следует, что инославные не сохранили истинного единения во Христе, так как имеют разногласия в различных аспектах вероучения и духовной жизни.

А истинное Единство возможно только там, где вера в Бога остается неповрежденной, не изменившейся под действием различных сил: греховных, политических, экономических, и личных устремлений человека. Таким образом,

1 Зайцев А. А. Границы Церкви. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный Центр: Православная энциклопедия, 2006. Т. 12. С. 266.

2 Феофан Затворник, свт. Толкование посланий Святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. М.: Типо-литография И. Ефимова, 1893. С. 49.

3 Лопухин А. П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. Т. 3. С. 474.

Православная Кафолическая Церковь не может признавать инославные вероисповедания равными ей, сохранившими неповрежденной истину.

Рассмотрев понимание церковного Единства верующих христиан, перейдем теперь к изучению того, что говорится об искажении преподанного Богом вероучения на основании Новозаветных Писаний.

Прекрасным примером могут послужить самаряне, как олицетворение синтеза языческой и иудейской культуры. Господь Иисус Христос, посылая своих учеников проповедовать Евангелие, говорил: «на путь язык не идите и во град самарянский не внидите» (Мф. 10:5). Хоть данное повеление Господа апостолам и было впоследствии отменено тем, чтобы они проповедовали всем народам, однако в толковании святых отцов можно встретить и переносный смысл данного выражения. Его придерживается, например, блаженный Иеро-ним Стридонский, говоря, что христианам заповедуется: «Чтобы не блуждали по пути еретиков и язычников, так что, отделяясь [от них] в вере, мы должны отличаться [от них] и своей жизнью»1. Эти слова показывают важную для христианина взаимосвязь духовной жизни и сохранения неповрежденной догматики.

В послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, держащих истину в плену у неправды» (Рим. 1:18). Эта цитата отражает отношение апостола к искажению истины, предупреждая о наказании Божьем всех тех, кто вносит свои изменения в вероучение.

Читая толкование этого отрывка из апостольского послания, а именно понимания термина «нечестие» согласно святителю Феофану Затворнику, мы видим, что нечестие — это «неверие или неправое верование, ложные веры»2.

О единственно возможной истине пишет в своем толковании на вышеупомянутые строки из послания к Римлянам и святитель Иоанн Златоуст: «Пути нечестия многочисленны, а путь истины один»3. Эти слова подтверждают для нас понимание того, что истина, преподанная Богом, не может дробиться, разделяться, изменяться, быть многоликой. Истина может быть только одна, и она сохранилась неповрежденной в Православии.

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя слова из второго соборного послания апостола Иоанна Богослова «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2 Ин. 1:9), писал о важности точного следования словам Священного Писания, напоминая, что «тот, кто живет в точности по сему учению, усвояет себя Богу»4. Любое отклонение от истинного вероучения рассматривается блаженным Феофилактом как жизнь без Бога,

1 Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. М.: Сибирская благозвон-ница, 2018. С. 118.

2 Феофан Затворник, свт. Толкование послания святого апостола Павла к Римлянам. М.: Типолитография И. Ефимова, 1890. С. 85.

3 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. С. 510.

4 Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на деяния и послания святых апостолов. М.: Сибирская благозвонница, 2011. Т. 1. С. 485

отречение от Него, грех богоотступничества: «кто удаляется от него (вероучения), тот безбожник»1.

Еще одним примером может послужить послание апостола Павла к Ефеся-нам: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). Блаженный Феодорит Кирский в своем толковании этих слов писал о единстве и единомыслии веры в Бога2. Видя разное понимание вероучительных истин, различное отношение к таинствам, установленным Господом Иисусом Христом, разницу в опыте духовной жизни, можно прийти к выводу об отсутствии у инославных вероисповеданий единомыслия по многим вопросам веры с православными христианами.

Хорошим и обличающим примером, показывающим современное положение дел инославных вероисповеданий, могут послужить слова Спасителя: «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф. 7:14-16). Эти слова Господа предостерегают православных христиан о том, что самая большая опасность таится в скрытности намерений людей, желающих свести с праведного пути верующих, зачастую под благовидным предлогом.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя этот отрывок, писал: «Дьявол всегда к истине присоединяет обман. Здесь под именем лжепророков Христос разумел тех, которые, ведя развратную жизнь, прикрывают себя личиною добро-детели»3.

Видя «благие намерения» инославных вероисповеданий, мы можем делать определенные выводы, следуя словам Спасителя. К «благим намерениям» ино-славных вероисповеданий можно отнести такие современные литургические нововведения, как:

— введение интеркоммуниона4 и попытки присоединения к этой идее христиан всех направлений и течений, в том числе и сильно удаленных от традиционного понимания христианства;

— Лимская литургия, как одно из вариантов евхаристического общения христиан, входивших в состав Всемирного Совета Церквей. В Лимской литургии отказались принимать участие Православная и Римо-Католическая Церкви;

— ложная по своей сути богословская концепция теории Ветвей, предложенная протестантами. Центральная идея данной концепции выражается в том, что все христиане являются своеобразными «ветвями» одного «дерева» — Христа.

Поэтому, помня слова апостола Павла в послании к Галатам: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стали благовествовать вам не то, что мы благове-ствовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8), православному христианину нужно

1 Там же. С. 485.

2 Феодорит Кирский, блж. Толкования на четырнадцать посланий святого апостола Павла. М.: Сибирская благозвонница, 2013. С. 425.

3 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. М.: Сибирская благозвонница, 2010. С. 408.

4 Интеркоммунион (intercommunion) — участие в евхаристическом общении христиан различных конфессий.

быть очень строгим в плане отношения к инославным вероисповеданиям и их нововведениям, порой, незаметным для простого верующего человека, неискушенного в тонкостях богословской мысли.

Особенно стоит отметить написанные апостолом Павлом слова во втором послании к Тимофею: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим.4:3,4).

В этом отрывке апостол Павел предупреждает Тимофея о временах, когда люди не захотят следовать за Богом и исполнять Его повеления, но начнут подстраивать преподанное вероучение под свои искаженные представления об этом мире. Об этом в своих толкованиях на данный отрывок из послания писал святитель Феофан Затворник1 и множество других святых отцов. И примеры такого искажения и подведения веры под свои извращенные грехом жизненные стандарты под прикрытием гуманизма, помимо описанных выше допущений со стороны инославных, можно усмотреть в современное время:

— введение в некоторых инославных лютеранских и англиканских Церквях института ординации женщин2 — появления женского духовенства для удовлетворения запросов различных течений феминизма и его последователей;

— венчание гомосексуальных пар, выражающееся в поддержке ЛГБТ-сообществ, также встречающееся у некоторых инославных вероисповеданий. Данное нововведение является прямым нарушением и осквернением христианского понимания брака, где союз мужчины и женщины воспринимается как союз Христа и Церкви.

Причиной таких изменений служит, в первую очередь, общемировое нравственное падение, выражающееся в желании убрать из вероучения неугодные или обличающие грех понятия. Современный человек не стремится следовать за Богом, он желает, чтобы Бог следовал за ним.

Также причиной можно указать давление со стороны различных правозащитных организаций, светских по своей сути, иначе взглянуть на отношение Священного Писания к людям с нетрадиционной ориентацией3 или предоставить женщинам право служения Божественной Литургии и проповеди в Церкви.

Таким образом, исходя из свидетельств Нового Завета об искажении вероучения и на основании толкования святых отцов, инославные вероисповедания можно отнести к категории неправого верования, искаженного учения Христова, в которое руками поврежденного грехом человечества были внесены

1 Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. Пастырские послания. М.: Правило веры, 1995. С. 619.

2 Англиканская церковь впервые избрала епископом женщину [Электронный ресурс]. — URL: https://foma.ru/anglikanskaya-tserkov-vpervyie-izbrala-episkopom-zhenshhinu.html (дата обращения: 04.01.2021).

3 Markham Myles. What Does the Bible Say About Homosexuality? [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hrc.org/resources/what-does-the-bible-say-about-homosexuality (дата обращения: 05.01.2021)

изменения на основании запросов всё более отвергающегося от Христа и обращающегося к греху мира.

Инославие — как иной взгляд на вероучение, отличное от вероучения, преподанного Господом Иисусом Христом своим ученикам и апостолам, а через них—и всем последующим поколениям христиан, явно осуждается Священным Писанием Нового Завета.

Инославные вероисповедания нарушают заповеданное Богом Церковное Единство и искажают глубокий духовный смысл христианского вероучения, отделяя от «духовной сокровищницы» все неугодные современному «гуманизму» положения, что в итоге приводит к нравственной деградации и духовному падению.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 2000. — 1337 с.

2. Афанасий Великий, свт. Творения: в 4-х томах. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 2. — 510 с.

3. Зайцев А. А. Границы Церкви. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный Центр: Православная энциклопедия, 2006. Т. 12. — 752 с.

4. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий Святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1893. — 632 с.

5. Лопухин А. П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. Т. 3. — 1097 с.

6. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. М.: Сибирская благозвонница, 2018. — 461 с.

7. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. — 864 с.

8. Феофан Затворник, свт. Толкование послания Святого апостола Павла к Римлянам. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1890. — 974 с.

9. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на деяния и послания святых апостолов. М.: Сибирская благозвонница, 2011. Т. 1. — 512 с.

10. Феодорит Кирский, блж. Толкования на четырнадцать посланий святого апостола Павла. М.: Сибирская благозвонница, 2013. — 703 с.

11. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. М.: Сибирская благозвонница, 2010. — 736 с.

12. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. Пастырские послания. М.: Правило веры, 1995. — 656 с.

13. Англиканская церковь впервые избрала епископом женщину [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foma.ru/anglikanskaya-t serkov-vpervyie-izbrala-episkopom-zhenshhinu.html (дата обращения: 04.01.2021)

14. Markham Myles. What Does the Bible Say About Homosexuality? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.hrc.org/resources/what-does-the-bible-say-about-homosexuality (дата обращения: 05.01.2021)

REFERENCES

1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. M.: Ros-siyskoye Bibleyskoye Obshchestvo, 2000. — 1337 s. (In Russian).

2. Afanasiy Velikiy, svt. Tvoreniya: v 4-kh tomakh. M.: Izdaniye Spaso-Preobrazhenskogo Valaamskogo monastyrya, 1994. T. 2. — 510 s. (In Russian).

3. Zaytsev A. A. Granitsy Tserkvi. Pravoslavnaya entsiklopediya. M.: Tserkovno-nauchnyy Tsentr: Pravoslavnaya entsiklopediya, 2006. T.12. — 752 s. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Feofan Zatvornik, svt. Tolkovaniye poslaniy Svyatogo apostola Pavla. Pervoye poslaniye k Korinfyanam. M.: Tipo-Litografiya I. Yefimova, 1893. — 632 s. (In Russian).

5. Lopukhin A. P. Tolkovaya Bibliya, ili kommentariy na vse knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. Stokgol'm: Institut perevoda Biblii, 1987. T.3. — 1097 s. (In Russian).

6. Iyeronim Stridonskiy, blzh. Tolkovaniye na Yevangeliye ot Matfeya. M.: Si-birskaya blagozvonnitsa, 2018. — 461 s. (In Russian).

7. Ioann Zlatoust, svt. Besedy na Poslaniye k Rimlyanam. M.: Izdatel'skiy otdel Moskovskogo Patriarkhata, 1994. — 864 s. (In Russian).

8. Feofan Zatvornik, svt. Tolkovaniye poslaniya Svyatogo apostola Pavla k Rimlyanam. M.: Tipo-Litografiya I. Yefimova, 1890. — 974 s. (In Russian).

9. Feofilakt Bolgarskiy, blzh. Tolkovaniye na deyaniya i poslaniya svyatykh apostolov. M.: Sibirskaya blagozvonnitsa, 2011. T.1. — 512 s. (In Russian).

10. Feodorit Kirskiy, blzh. Tolkovaniya na chetyrnadtsat' poslaniy svyatogo apostola Pavla. M.: Sibirskaya blagozvonnitsa, 2013. — 703 s. (In Russian).

11. Ioann Zlatoust, svt. Tolkovaniye na Yevangeliye ot Matfeya. M.: Sibirskaya blagozvonnitsa, 2010. — 736 s. (In Russian).

12. Feofan Zatvornik, svt. Tolkovaniye poslaniy apostola Pavla. Pastyrskiye poslaniya. M.: Pravilo very, 1995. — 656 s. (In Russian).

13. Anglikanskaya tserkoV vpervyye izbrala yepiskopom zhenshchinu [Elektron-nyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://foma.ru/anglikanskaya-tserkov-vpervyie-izbrala-episkopom-zhenshhinu.html (data obrashcheniya: 04.01.2021) (In Russian).

14. Markham Myles. What Does the Bible Say About Homosexuality? [Elektron-nyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.hrc.org/resources/what-does-the-bible-say-about-homosexuality (data obrashcheniya: 05.01.2021) (In English).

Статья поступила в редакцию 15.09.2022; одобрена после рецензирования: 13.10.2022; принята к публикации 27.10.2022.

The article was submitted 15.09.2022; approved after reviewing: 13.10.2022; accepted for publication 27.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.