Научная статья на тему 'ИШИМСКОЕ ХАНСТВО В ИСТОЧНИКАХ И ИСТОРИОГРАФИИ'

ИШИМСКОЕ ХАНСТВО В ИСТОЧНИКАХ И ИСТОРИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
316
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИШИМСКОЕ ХАНСТВО В ИСТОЧНИКАХ И ИСТОРИОГРАФИИ»

14. Мустакимов И.А. Владения Шибани Абулхаир-хана по данным Таварихи гузида Нусрат-наме // Национальная история татар. Теоретико-методологическое введение. Казань, 2009. С. 214-232.

15. Полное собрание русских летописей. Том № 36. Сибирские летописи. Ч.1. Группа Есиповской летописи. М.: Наука, 1987. 381 с.

16. Рашид ад-Дин Сборник Летописей. т.1 ч. 1. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1952. 197 с.

17. Сабитов Ж.М. Таварихи Гузидайи Нусрат-нама как источник по генеалогии джучидов // Золотоор-дынская Цивилизация. Выпуск 2. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. С. 108-116.

18. Сабитов Ж. М. Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск. 2009. № 2. С. 166-180.

19. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. 278 с.

20. Таварих-и гузида-и Нусрат-наме. Исследование, критический текст, аннотированное оглавление и таблица сводных оглавлений кандидата филологических наук А.А. Акрамова. Ташкент: Фан, 1967. 358 с.

21. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2001. 752 с.

Сабитов Жаксылык Муратович, Ph.D., старший преподаватель Евразийского Национального Университета (Астана, Казахстан); babasan@yandex.ru.

Е.Ю. Коблова

Ишимское ханство в источниках и историографии

Политическая история сибирских ханств и княжеств привлекала и привлекает повышенное внимание исследователей. Особый интерес при этом вызывает проблема формирования государственности на территории средневекового Зауралья. В поле зрения исследователей чаще всего оказываются два (или три) политических объединения - Тюменское и Сибирское ханства, а также Сибирское (Искерское) княжество Тайбугидов, история которых нашла наиболее полное отражение в источниках. Отдельные исследователи упоминают и о раннем государственном образовании предков сибирских татар на р. Ишим [6, с. 101-102; 9, с. 21; 13, с. 192-193; 24, с. 37].

Большинство историков полагает, что сибирские ханства (в том числе и «царство» на р. Ишим) сформировались в недрах ордынского государства и обрели свою независимость, как и другие средневековые образования, в результате его внутриполитического кризиса и падения [15, с. 56; 23, с. 423; 33, с. 220-222; 41, с. 15-26]. Наиболее аргументированная позиция по данному вопросу была высказана В.И. Соболевым, отметившим, что влияние монголо-татар лишь ускорило процесс складывания государства в лесостепном Зауралье, поскольку, как полагает историк, в этом регионе уже имелись социально-экономические предпосылки к политогенезу [33, с. 224].

Иную позицию по данному вопросу занимает другая группа исследователей, по мнению которых, первичные формы государственности существовали в западносибирском регионе еще в домонгольский период. Так о ханстве «царя» Она, впоследствии вошедшем в Улус Джучи, упоминает Н.А. Миненко, отстаивают идею о возникновении этого политического объединения в домонгольский период И.А. Бокк, Г.Л. Файзрахманов и казахстанский исследователь С.Пресняков [5, с. 92; 19, с. 18; 27, с. 236; 30; 37, с. 125, 171].

В работах этих и некоторых других исследователей речь идет о так называемом Ишимском ханстве со столицей в Кызыл-Туре (Кызил-Тура, Кизил-Тура). Однако если И.А. Бокк лишь упоминает о создании этого политического объединения еще в IX в. тюркскими племенами кыпчаков и хатынов [5, с. 92], то в работах Г.Л. Файзрахманова, ряде статей С.Преснякова концепция существования Ишимского ханства принимает более законченный вид. По мнению Г.Л. Файзрахманова, Ишимское ханство было первым тюрко-татарским государством в западносибирском регионе. Хронологическую грань его образования исследователь относит к концу XI - началу XII вв. и связывает его появление с миграцией в Приишимье и Прииртышье кимаков и кыпчаков, объединившихся с местными тюркскими племенами. Просуществовало Ишимское ханство, по мнению Г.Л. Файзрахманова, приблизительно столетие, а затем вошло в состав Тюменского ханства [37, с. 117-124; 38, с. 98-103]. Версию Г.Л. Файзрахманова о существовании Ишимского ханства поддержали и другие исследователи [22, с. 140-149].

Сходную позицию занимает С.Пресняков, полагающий, что ханство или княжество в Приишимье (исследователь использует наряду с наименованием Ишимское ханство термины «Саргач-ское ханство-княжество», «Саргач»), было образовано кереитским племенем и управлялось князьями из династии Тайбугидов. Возникшее, по мнению автора, незадолго до завоеваний Чингисхана,

это политическое объединение с центром в Кызыл-Туре просуществовало до конца XVI столетия, временами попадая под гегемонию правителей Тюменского, впоследствии - Сибирского ханств [27; 28; 29].

Различные оценки в отношении времени возникновения и возможности существования ханства на р. Ишим во многом обусловлены состоянием источниковой базы. В большинстве сибирских летописей говорится, что владения легендарного «царя» Она (Он-Сон, Он-Сом, Ивани, Иван) располагались по р. Ишим: «На сей же реце Ишиме бе царь Моаметова закону именем Он». Далее повествуется о восстании против хана Она и захвате его престола неким Чингисом, о чудесном спасении сына «царя» Она Тайбуги. Летописи сообщают, что как только Чингису стало известно про существование Тайбуги, он принял его с «великою честию» и даровал ему княжение и «власть в людех». Тайбуга же основал на р. Тура город Чингидин (на месте современной Тюмени27), где жил вплоть до своей смерти [16, с. 10, 62; 26, с. 46].

В «Истории Сибирской» С.У. Ремезова приводятся иные сведения о ханстве на р. Ишим и его правителях: «Первоначалные с начала века цари бусурманские: именем Онсом хан, кочюя по Ишиму и живяше на усть Ишима реки, град на Красном Яру Кызыл-Тура и трои окопи; по Онсоме хане Иртышак царь, тем именем Иртыш река, конца не имать, то и ево царство безконечно будет, его же Чингыз, царь тюменскои, воиною преодолев; и по Иртышаке Саргачик царь до Кучюма, его ж Кучюм пленив» [30, с. 125].

Большинство исследователей XVIII-XX столетий в своих выводах апеллировали именно к этим источникам. Однако на рубеже XX - начала XXI вв. в работах отдельных историков появляются сведения о дорусских правителях региона, не известных по традиционным летописным источникам, в том числе об ишимских ханах. Одним из первых эти известия привел И.Б. Гарифул-лин. В работах другого историка - Г. Л. Файзрахманова указывалось, что эти сведения были взяты из сочинения И.Введенского (1883 г.), написанного, по мнению историка, «на основании не дошедших до нас источников» [7, с. 1-15; 9, с. 21; 37, с. 117-120; 38, с. 167].

Заметим, однако, что И.Введенский был далеко не первым исследователем, обратившим внимание на известия о правителях «татарского владения» на р. Ишим. Эти сведения появились в печати значительно раньше - в статьях Н.А. Абрамова «Город Тюмень» (1858 г.) и «Гора Алафейская (по-татарски Алафгали)» (1862 г.), а также И. Юшкова (1861 г.) со ссылкой на источник публикуемых ими сведений - летописец, хранящийся в библиотеке Тобольской семинарии (Н.А. Абрамов) и «Сибирскую летопись, названную Карамзиным новою сибирскою летописью неизвестного автора» (И.Юшков) [1, с. 380-381; 2, с. 109-111; 42, с. 548]. Текстологический анализ свидетельствует о том, что сведения, приведенные И.Введенским, скорее всего, были заимствованы им из более ранних работ Н.А. Абрамова (а именно «Город Тюмень»).

Источником, которым пользовались Н.А. Абрамов, И.Юшков, с большой долей вероятности была поздняя Черепановская летопись, в которой, в отличие от других сибирских летописей, не только говорится о существовании государственного образования на р. Ишим, но и приводятся имена его правителей (с упоминанием родственных связей). Автор летописи - И.Черепанов сообщает о том, что эти сведения были взяты им из «Описания о сибирских народах» С.У. Ремезова («второе Ремезово написание»), написанном в конце XVII в. [4, с. 186-189; 12, с. 159].

В этом сочинении первый хан назван именем Татар (вероятно, является народной этимологией этнонима). Его преемником был сын Кизил-Тин (Краснотелый), далее последовательно перечисляются еще пятнадцать правителей. Но сведений об их деятельности приводится немного. Так, например, летописец сообщает, что при Юраке, сыне Бахмура, началось собирание отдельных улусов и дани. О его внуке Юзаке говорится, что при нем во всех подвластных улусах начали пахать землю. В правление этого хана в юрте распространилось мусульманство [32]. В этой связи Г. Л. Файзрахманов сделал важное наблюдение, что несколько правителей Ишимского ханства носили мусульманские имена (Мамет и Аллагул) [38, с. 389]. Интересно, что эти правители находились во главе государства до Юзака, при котором, согласно сообщению источника, распространилось мусульманство.

После смерти этого хана остались два его сына - один из которых - Мунчак получил наследственное владение отца на р. Ишим, а другой - «притесняемый братом» Он-сон обосновался с пре-

27 Н.А. Абрамов и И. Юшков отмечали, что Тайбуга основал новый город - Яшил-Тура в местности, где расположено Липоярское село [2, с. 111; 41, с. 548]. Упоминаемые в предании сибирских татар, записанном С.У. Ремезовым, Бехтерские юрты, близ которых находился этот городок, существовали еще в конце XIX -начале XX вв. [3, с. 29]. В наши дни на р. Тобол располагается населенный пункт с наименованием «Бехтери».

данными ему улусами в устье Ишима и здесь образовал отдельный юрт. Таким образом, согласно приведенным выше сведениям, существовало как минимум два юрта в бассейне Ишима. Спустя некоторое время хан Он-сон распространил свою власть над территориями по Ишиму, Иртышу, Тоболу и Туре. После этого в летописи следовало сообщение об убийстве «царя» Она Чингисом и о внуке первого (сыне хана Иртышака) - Тайбуге. Это предание в несколько модифицированном виде зафиксировано в Есиповской, Строгановской и иных сибирских летописях.

Многие исследователи указывали на то, что сведения о дорусских правителях региона, попавшие на страницы сибирских летописей, имели в качестве своей основы предания сибирских татар. Об этом же свидетельствуют этнографические и фольклорные материалы. Так в дастане «Ильдан и Гульдан» фигурируют персонажи, известные по летописям (Чангы бий, Ишем хан с сыновьями Ансамом и Иртешэком), встречаются также топонимы Кызыл Тора и Чангы Тора [14, с.31].

Несмотря на скудные летописные известия о правителях ханства на р. Ишим, начиная со второй половины XVIII в., многие исследователи пытаются идентифицировать эти летописные персонажи. Особенное внимание историков привлекли фигуры «царя» Она, Тайбуги и Чингиса. Но если некоторые исследователи ограничиваются лишь повторением летописных сообщений о дорусских «царях» (например, о том, что «царь» Он был ногайским28) [15, с.57-60; 25, с.6], то другие пытаются отождествить их с реальными историческими деятелями. Г.Ф. Миллер, исследуя разные версии летописных сказаний, предположил, что Он-сон и Иртышак были одновременно (или один наследовал другому) татарскими правителями в Сибири во время правления Чингисхана: один владел землями по Ишиму, другой - по Иртышу. Чингисхан, завоевав эти земли, отдал их во владение одному из местных князьцов - Тайбуге [18, с.186-187].

Вслед за мнением, высказанным И.Э. Фишером, исследователи (Л.Н. Гумилев, Д.Н. Маслю-женко, С. Пресняков) связывают летописного «царя» Она с реальным историческим лицом - кера-итским правителем Тогрулом (Ван-хан) - современником Чингисхана. Если большинство историков лишь ограничиваются этим фактом, то Д.Н. Маслюженко выдвигает предположение, что Тогрул Ван-хан не имел никакого отношения к династии Тайбугидов, а возведение рода к нему носило характер сознательной фальсификации генеалогии для придания легитимности их правлению (возведение ее к «царю» Ону, передача власти от Чингисхана, родство с ним через брак с его дочерью) [10, с.128; 17, с.13, 156-165; 19, с.18; 27, с.236; 39, с.93-94].

Другая версия связывает летописного хана Она с Беконди-огланом, жившим во второй половине XIV в. и погибшим в войне между Тимуром и Тохтамышем, сражаясь на стороне последнего. Эта версия, высказанная в печати еще в начале XIX в. А.Х. Лербергом, также нашла своих последователей. М.Г. Сафаргалиев, взяв за основу мнение этого исследователя, предположил, что в летописном отрывке отразились отголоски противоборства Тохтамыша и Едигея, и летописец перепутал имена этих исторических деятелей, первого назвав Он-Сом-ханом, а второго - Чингием. Эта точка зрения была впоследствии поддержана В.И. Соболевым [15, с.57-64; 31, с.474; 34, с.505-506; 36, с.67].

В.В. Вельяминов-Зернов, обратив внимание на явное противоречие в сибирских летописях («князь» Тайбуга является сыном «царя» Она), выдвинул иную версию. По его мнению, упомянутый в летописях Он являлся Шейбаном (Шибан), сыном Джучи, на что указывает сходство имен этих персонажей. Тайбуга же, по версии историка, был сыном летописного Чингиса (под которым подразумевается Чингисхан), а не Он-Сона, как следует из летописных источников [8, с.390-393]. Существуют и иные, менее распространенные в исторических исследованиях версии идентификации летописных персонажей29.

Поскольку скудные известия источников не позволяют исследователям определить территорию Ишимского ханства, они сосредоточились на проблеме локализации столицы этого государственного образования. Основываясь на сведениях ряда источников, исследователи, как правило, располагают легендарную столицу в устье р. Ишим [6, с.101-102; 19, с.18] и связывают ее с терри-

28 Н.А. Миненко предположила, что «царь» Он происходил из кыпчакского рода, а его государство в отдельных источниках именовалось «Ибир-Сибир» [19, с. 17-18].

29 Например, по предположению Ю.Зотина, летописный Он-Сом хан пал от руки Тохтамыша, ставленника Тимура (в основе этой версии - сообщение Погодинского летописца о Чингии - Аксак-Тимуре). Тай-бугу этот исследователь отождествляет сразу с несколькими историческими лицами: Шибанидом Али, отцом Хаджи-Мухаммеда, а также ханом Шейбаном (персонажем предания о религиозной войне на берегах р. Иртыш в 1394/95 г.), получившем прозвище Вали-хан [13, с. 194-196].

торией современного с. Усть-Ишим (В.И. Соболев), Новоникольским городищем «Голая Сопка», расположенном на правом берегу Иртыша близ устья Ишима (В .А. Могильников), или находящимся неподалеку Красноярским городищем (Е.М. Данченко, М.А. Грачев, В. Фатеев). Дополнительным аргументом в пользу последнего объекта является то, что местоположение этого археологического памятника совпадает с топонимом «город царя Иртышака» на одном из чертежей С.У. Реме-зова [11, с. 119; 20, с. 258-261; 21, с. 130-135; 35, с. 9-10;]. Данный объект отсутствует в «Чертежной книге» С.У. Ремезова, но обозначен топоним «курган Она царя» при впадении в р. Ишим р. Урманка неподалеку от которого отмечены юрты Кызылтинковы (!) у одноименного озера, а также селение Красной Яр (!), что подтверждает правомерность поисков Кызыл-Туры на данной территории [40].

Другая группа исследователей придерживается мнения, что Кызыл-Тура находилась в верхнем течении Ишима, поскольку на одном из притоков этой реки находится старинное поселение Кзыл-Ту (Кокчетавская область Казахстана). Ставка же Он-Сома, по мысли этих исследователей, могла находиться в окрестностях современного города Тара [13, с. 194].

Рассмотрев сведения об Ишимском ханстве в источниках и историографии, отметим, что несмотря на отрывочность летописных известий, повествующих о нем, исследователи проявляют активный интерес к проблеме формирования этого государственного образования в западносибирском регионе. Они пытаются определить предпосылки его образования, хронологические рамки его существования, идентифицировать его правителей с историческими персонажами, а также локализовать местонахождение столичного города. В последнее десятилетие наряду с традиционными летописями историками стали привлекаться иные источники (этнографические, археологические, картографические), что несколько расширяет основу их исследований, позволяя верифицировать некоторые выводы. Тем не менее, в силу особенностей основных источников комплекс проблем, связанных с существованием Ишимского ханства, в настоящее время остается дискуссионным.

Список источников и литературы

1. Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень СофтДизайн 1998. С. 380-417.

2. Абрамов Н.А. Гора Алафейская (по-татарски Алафгали) // Тобольские губернские ведомости. Сотрудники и авторы: Антология Тобольской журналистики конца XIX - начала XX вв. Тюмень: Мандр и Ка, 2004. С. 109-115.

3. Адрес-календарь Тобольской губернии на 1900 год. Тобольск: Губернская тип., 1899. 178 с.

4. Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. Вып. 1. XVII век. 2-е изд., исправ. и доп. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 280 с.

5. Бокк И.А. Корни и ветви сибирских татар // Сулеймановские чтения-2000: Материалы науч.-практич. конф. Тюмень: [б. и.], 2001. С. 92-93.

6. Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Изд-во Томского гос. ун-та, 1960. 150 с.

7. Введенский И. Исторические сведения о Сибири до покорения Ермаком // Тобольские губернские ведомости. 1883. № 3. С. 1-15.

8. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Кн. II. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1864. 498 с.

9. Гарифуллин И.Б. Очерки истории татарского населения Тюменской области. 2-е изд., испр. и доп. Тюмень: [б. и.], 2001. 221 с.

10. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве» пресвитера Иоанна. М.: Та-наис, 1993. 480 с.

11. Данченко Е.М., Грачев М.А. К характеристике погребального обряда населения южнотаежного Прииртышья эпохи позднего средневековья (по материалам Красноярского археологического комплекса) // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск; Ханты-Мансийск: Изд-во Омского пед. ун-та, 2002. С. 197-201.

12. Дергачева-Скоп Е., Алексеев В. «Философии разных наук употребляющий...» Семен Ремезов - тобольский просветитель XVII века // Тобольск и вся Сибирь. № 1. Тобольск Возрождение Тобольска, 2004. С. 137-172.

13. Зотин Ю. Тайбуга: чужой стране чужих: Версия // Лукич. 2003. Ч. 2. С. 191-202.

14. Исхаков Д.М. Об одном тюркском источнике сибирского летописания // Русские: Материалы VII Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11.12.2004 г., Тобольск). Тобольск: [б. и.], 2004. С. 31-32.

15. Лерберг А.Х. Исследования, служащие к объяснению древней русской истории / Пер. с нем. Д. Языкова. СПб.: Тип. Департамента народного просвещения, 1819. 454 с.

16. Летописи сибирские. Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1991. 272 с.

17. Маслюженко Д.Н. Южное Зауралье в средние века (этнополитический аспект): Дисс. ... канд. ист. наук. Курган, 2003. 219 с.

18. Миллер Г.Ф. История Сибири. 2-е изд. доп. Т. 1. М.: Восточная литература, 1999. 630 с.

19. Миненко Н.А. Тюмень: летопись четырех столетий. СПб.: Русь, 2003. 512 с.

20. Могильников В.А. О локализации Кизыл-Туры // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. Тюмень, 2001. С. 258-261.

21. Могильников В.А. О местонахождении Кизыл-Туры // Тобольский хронограф. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2004. С. 130-135.

22. Нация. Эпоха. Личность: Сб. памяти докт. ист. наук Г. Л. Файзрахманова. Казань, 2008.

23. Очерки истории СССР. Период феодализма. IX-XV вв. Ч. 2 / Под ред. Б. Д. Грекова (отв. ред.), Л.В. Черепнина, В.Т. Пашуто. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 811 с.

24. Очерки истории Тюменской области / Отв. ред. В.М. Кружинов. Тюмень: [б. и.], 1994. 270 с.

25. Патканов С. Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и сказаниям. СПб.: [б. и.], 1891. 75 с.

26. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 36. Сибирские летописи. Ч. 1. Гр. Есиповской летописи. М.: Наука, 1987. 384 с.

27. Пресняков С. Древние государственные объединения Приишимья // Северо-Казахстанская область: Энцикл. Алматы: Арыс, 2004. С. 236-237.

28. Пресняков С. Саргач // Северо-Казахстанская область: Энцикл. Алматы: Арыс, 2004. С. 490.

29. Пресняков С. Сибирские татары // Северо-Казахстанская область: Энцикл. Алматы: Арыс, 2004. С. 503.

30. Ремезовская летопись: История Сибирская. Летопись сибирская краткая Кунгурская. Т. 2. Научно-справочный аппарат факсимильного издания рукописи библиотеки Российской академии наук (Санкт-Петербург). Тобольск, 2006. 272 с.

31. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций... Из опыта образования и распада государств X-XVI вв. М.: ИНСАН, 1996. С. 280-524.

32. Сибирь XVII века глазами современника: С.У. Ремезов и его «История Сибирская» - концепция, текст, перевод, комментарии, иллюстрации (руководители проекта Е.И. Дергачева-Скоп, В.Н. Алексеев): [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mmedia.nsu.ru/vbook/vbook/obj230/INTERFACE.htm.

33. Соболев В.И. История сибирских ханств (по археологическим материалам). Новосибирск: Наука, 2008. - 356 с. (Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума; Т. 10).

34. Соболев В.И. История сибирских ханств (по археологическим материалам): Дисс. ... докт. ист. наук. Новосибирск, 1994. 648 с.

35. Соболев В.И. Осмотр памятников в новосибирской и Омской областях // Тезисы областной научно-практич. конф. «Памятники истории и культуры Омской области». Вып. 2. Археология. Омск: [б. и.], 1989. С. 9-10.

36. Соболев В. И. Распространение ислама в сибирских ханствах (к постановке проблемы) // Традиции и инновации в истории культуры. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. С. 64-72.

37. Файзрахманов Г. Л. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX века). Казань: Фэн, 2002. 488 с.

38. Файзрахманов Г.Л. Сибирские татары в составе Российского государства: Дисс. ... докт. ист. наук. Казань, 2005. 540 с.

39. Фишер И. Э. Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием. СПб., 1774. 604 с.

40. Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году. В 2-х тт. Т. 1. М.: Картография, 2003.

41. Шамильоглу Ю. Направления в исследовании Золотой Орды // Источниковедение истории улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2001. - С. 15-29.

42. Юшков И.Н. Сибирские татары // Тобольские губернские ведомости. Редакторский корпус: Антология Тобольской журналистики конца XIX - начала XX вв. Тюмень: Мандр и Ка, 2004. С. 545-600.

Коблова Елена Юрьевна, научный сотрудник Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета (сектор изучения этноконфессиональных отношений); koblovaelena@gmail.com.

А.В. Аксанов

Поход хана Мамука на Казань в свете официального русского летописания XVI века

После того, как в 1487 г. воеводы Ивана III помогли Мухаммед-Эмину захватить ханский трон, Казань вошла в фарватер московской политики. Однако союзнические отношения, установленные «саблей великого князя», время от времени давали сбой. Так, в 1496 г. казанская аристократия, при поддержке шибанского хана Мамука, выдворила из города Мухаммед-Эмина, вследствие чего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.