Научная статья на тему 'Иррациональность действий потери бюджета'

Иррациональность действий потери бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ОБЯЗАННОСТЬ / НАЛОГИ / ИСПОЛНЕНИЕ / КОНСТИТУЦИЯ / THE BUDGET / DUTY / TAXES / EXECUTION / THE CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахаткина Е. В.

Автор статьи указывает на необходимость проведения кардинальной и взвешенной реформы в стране, приводит основные требования к системе налогообложения Российской Федерации, которая должна обладать такими важными характеристиками, как способность реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве, иметь комплексный характер, быть эффективной и результативной, пользоваться доверием со стороны населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малахаткина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Irrationality of actions losses of the budget

The author of clause specifies necessity of realization of the cardinal and weighed reform for the country, results the basic requirements in system of the taxation of the Russian Federation which should have such important characteristics as ability to react on the changes occuring in a society and the state, to have complex character to be effective and productive, to enjoy confidence on the part of the population.

Текст научной работы на тему «Иррациональность действий потери бюджета»

ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ - ПОТЕРИ БЮДЖЕТА

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Малахаткина Е.В., к.ю.н., заместитель начальника

Межрайонная инспекция ФНС России № 45 по г. Москве

Аннотация. Автор статьи указывает на необходимость проведения кардинальной и взвешенной реформы в стране, приводит основные требования к системе налогообложения Российской Федерации, которая должна обладать такими важными характеристиками, как способность реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве, иметь комплексный характер, быть эффективной и результативной, пользоваться доверием со стороны населения.

Ключевые слова: Бюджет, обязанность, налоги, исполнение , конституция

Контактные данные автора: malahatkin@mail.ru

IRRATIONALITY OF ACTIONS -LOSSES OF THE BUDGET

Malakhatkina E. V., candidate of jurisprudence the deputy chief Interdistrict inspection

Interdistrict inspection Federal tax service of Russia 45 on Moscow

Annotation. The author of clause specifies necessity of realization of the cardinal and weighed reform for the country, results the basic requirements in system of the taxation of the Russian Federation which should have such important characteristics as ability to react on the changes occuring in a society and the state, to have complex character to be effective and productive, to enjoy confidence on the part of the population.

Key words: the budget, duty, taxes, execution, the constitution

Проблема наполнения бюджетов всех уровней, финансирование социальной сферы, оборонного комплекса и других важных государственных программ, что, вполне естественно, требует более пристального внимания к исследованию всего комплекса вопросов совершенствования налоговой системы России, в том числе, и наиболее "болезненного" из них - обязанность уплаты налогов. Не все хотят платить налоги, изыскивают способы уплаты налогов в меньших размерах, используя несовершенство законодательства.

Аналитический потенциал исследования правового регулирования обязанности уплаты налогов налогоплательщиками (агентами) состоит в том, что при изучении данной проблематики можно определить состояние важнейших общественных отношений, выявить перспективы развития госу-

дарства, охарактеризовать условия формирования тех юридических рамок, в которых функционируют само государство и его составные части, органы государственной власти, субъекты экономической деятельности, юридические и физические лица.

Нормы налогового права должны быть направлены на регулирование сложных действий субъектов правоотношений в исследуемой области. Они должны быть "работающими нормами", требования которых будут точно и, безусловно, выполняться большинством субъектов права, а их нарушители -непременно привлекаться к ответственности. На данный момент это основные условия решения одной из главных задач в сфере налоговых правоотношений Российской Федерации - задачи по обеспечению исполнения законной обязанности уплаты налогов.

Акты законодательства о принудительном привлечении к исполнению обязанности по уплате налогов неоднократно подвергались проверке на предмет их соблюдения прав и свобод граждан. Данное обстоятельство свидетельствует не только о затруднениях в применении актов налогового законодательства, их неоднозначности, а иногда и противоречивости, но и о недостаточной степени проработанности многих вопросов теории налогового обязательства в науке финансового права.

Сказанное в полной мере относится к вопросу о таком элементе налогового обязательства, как установлении обязанности по уплате налога и основании ее прекращения.

Поэтому, вопрос четкого, без неясностей и двусмысленностей, правового регулирования взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов был и в настоящее время остается одним из основных вопросов построения правового государства и возможности дальнейшего продолжения экономических реформ.

Для повышения эффективности процедур обращения взыскания, в настоящее время, необходимо внесение изменений в финансовое законодательство России, в частности, конкретизация отдельных правовых средств - взыскания недоимки.

Исходя из этого, основным моментом совершенствования российской налоговой системы является вопрос укрепления налоговой дисциплины, состояние которой определяется её важной составляющей - надлежащим исполнением уплаты налогов и сборов. В этой связи возникает потребность в выработке и наиболее эффективном применении экономических, политических, организационных, правовых и других средств обеспечения налоговых платежей в бюджеты различных уровней.

Ключевое место, на данный момент, в системе налогового законодательства занимает первая часть Налогового кодекса РФ. В ней определены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы, уста-

новлены федеральные, региональные и местные налоги и сборы, порядок их исчисления и взимания, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов и другие общие положения.

С первого дня введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации возникает необходимость внесения в него многочисленных поправок или издания подзаконных актов. Это свидетельствует о том, что в принятом Налоговом кодексе Российской Федерации существуют юридические пробелы.

Нормы налогового права должны, исходя из принципов разумности и справедливости, регулировать, направлять сложные действия субъектов правоотношений в нужном русле.

С 01.01.2007 г. вступил в силу федеральный закон № 137-ФЗ от 27.07.2006 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» (далее по тексту - Закон).

Много надежд возлагалось на грядущие изменения общей части налогового права в придверии принятия изменений Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс).

Однако, в целом, можно наблюдать тот факт, что законодатель процедурные моменты, которые фактически состоялись и их механизм слаженно работал (речь идет о проверках, проводимых налоговым органом) кардинально изменил. Фактически в налоговый кодекс в данной части трансформирован арбитражно-процессуальный кодекс.

Кодекс предусмотрел новый досудебный порядок урегулирования споров, а именно право судебного обжалования наступает лишь после обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган (ст. 101.2 НК РФ, вступает в силу с 01.01.2009 г.). Хотя возможно признак нарушения прав лиц, чьи интересы нарушены, в этом можно заметить, так как право на обращение за защитой интересов непосредственно в суд без каких-либо условий предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Если рассматривать Кодекс в целом, то его изменения - это порядок, предусмотренный сложившейся арбитражной судебной практикой, как положительной для бюджета, так и отрицательной.

Законодателем сделана попытка избежать проблемы с, так называемыми, «зависшими платежами»: введена обязанность для банков сообщать информацию клиенту и налоговому органу об отсутствии у банка денежных средств на корреспондентском счете.

Если обратить внимание на тот механизм исполнения обязанности по уплате налоговых платежей, предложенный законодателем, то следует заметить, что право бесспорного взыскания определено конкретными сроками, однако эти сроки не являют-

ся достаточно эффективными для реального пополнения в бюджет средств и погашения недоимки.

Так ст. 46 НК РФ с 01.01.2007 г. определено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. При этом поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании.

Возникает вопрос: зачем установлен срок равный целому месяцу? У налогоплательщика (налогового агента) есть, в данном случае, два возможных варианта к действию: либо, получив решение о взыскании и поняв, что начнется списание с расчетного счета, он бездействует и не препятствует погашению задолженности по налоговым платежам, либо полученное решение о взыскании, которое налоговым органом должно быть доведено до сведения налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя послужит сигналом к действию, и налогоплательщик (налоговый агент) - организация или индивидуальный предприниматель по мере возможности ограничит денежные средства на расчетном счете.

Далее, ст.47 НК РФ регламентирует направление решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Законодатель не устанавливает критерии, по которым налоговый орган определяет срок ожидания исполнения решения о взыскании налоговых платежей за счет денежных средств на счетах в банке.

Налоговый орган должен самостоятельно определить разумный период времени, через который необходимо вынести постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.

Срок, равный целому году, позволит недобросовестным налогоплательщикам снять денежные средства с расчетного счета в течение месяца до вынесения решения о взыскании налоговых платежей за счет денежных средств, и в течение года вывести активы предприятия, чтобы они не попали под взыскание налоговых платежей за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Если, предусмотрев конкретные разумные сроки для бесспорного взыскания налоговым органом налоговых платежей на законодательном уровне, упорядочив последовательность действий, был бы организован более эффективный порядок бес-

спорного взыскания по неисполненным налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

Также остался не урегулирован Кодексом процессуальный порядок отзыва поручений со счета в банке на списание денежных средств по бесспорному взысканию налоговым органом.

Одобрения заслуживает редакция ст. 45 НК РФ, вступившая в действие с 01.01.2007г., согласно которой одним из критериев признания обязанности по уплате налога не исполненной является следующее условие: если на день предъявления налогоплательщиком в банк поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняется в первоочередном порядке, и если на этом счете нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

Выше названная редакция нормы кардинально отличается от нормы ст. 45 НК РФ, действующей до 01.01.2007г., согласно которой обязанность считалась исполненной после помещения поручения в картотеку банка независимо от наличия денежных средств с учетом очередности платежей.

Всё гораздо проще по порядку взыскания обстоит у налогоплательщиков - физических лиц.

Статьёй 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом или налоговым агентом -физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган в течение шести месяцев со срока уплаты налога по требованию вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика.

Обратимся к статье 31 НК РФ «Права налоговых органов». В ней приведен перечень случаев, по которым налоговый орган может обратиться в суд, среди них законодатель не предусматривает предъявления в суды налоговым органом заявлений о взыскании сумм налогов или сборов с налогоплательщиков - организаций или налоговых агентов - организаций.

По общему правилу, закрепленному в статьях 46 и 47 НК РФ, принудительное взыскание налога и пеней с налогоплательщика - организации осуществляется во внесудебном порядке.

При этом, Постановлением Пленума ВАС РФ № 5 от 28.02.2001г. дано разъяснение: п.3

ст.46 НК РФ, предусматривает право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть

осуществлено. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п.3 ст.48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок с юридических лиц.

При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п.3 ст.48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п.3 ст.46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

За время действия налогового кодекса РФ, судебная власть, выработала свой собственный подход к нормам Налогового кодекса. Прослеживая судебную практику, видим, прецедентным является удовлетворение судами заявлений налогоплательщиков о признании недействительными требований об уплате сумм налогов и сборов. Основания различны: нарушены права налогоплательщика, так как требование направлялось по почте, и нет доказательств вызова налогоплательщика в инспекцию для получения требования и прочие. Устойчиво распространилась практика признания требования не действительным, если в требовании указана сумма пени, но не указана сумма налога. Основанием признания требования недействительным, суды указывают то, что в нарушение п.4, ст.69 НК РФ в требовании должна быть указана сума налога, на которую начисляется сумма пени, и именно так трактуют п.4 ст.69 НК РФ, хотя в ней через запятую перечисляются данные платежи /налоги, пени/. Не принимаются доводы инспекции о том, что в соответствии со ст. 70 НК РФ требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со срока уплаты налога по закону. Налогоплательщик не своевременно уплатил налог, но до выставления требования, соответственно, возникает сумма пени. Не убеждают

суды и представленные расчеты сумм пени налоговыми органами, и объяснения необходимости её взыскания, как института обеспечения несвоевременной уплаты налога.

Негативно для государства складывается в целом практика о признании требований об уплате налогов не действительными. Если заявление налогоплательщика о признании требования об уплате налога недействительным удовлетворено судом, налоговый орган принимает к сведению данное решение и не меняет платежную дисциплину налогоплательщика в карточке лицевого счета. По сути, суд не признал неправомерного начисления сумм налогов и пени, а лишь отменил ненормативный акт налогового органа в форме требования. Но налогоплательщик направляет в суд заявление с требованием признать бездействия налогового органа незаконными и обязать налоговую инспекцию возвратить суммы налогов и пени. И суд под-

держивает требование налогоплательщика, принимая преюдициальность, не оценивая доводы налогового органа.

В соответствии со ст. 127 Конституции России Высший Арбитражный Суд Российской Федерации осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики и применения законодательства. Но до настоящего момента суд не высказал мнения по правоприменительной практике НК РФ в целом, а не отдельных его статей, и не обозначил приоритетность исполнения конституционной обязанности по уплате налогов и сборов.

А главное, всем необходимо помнить и руководствоваться ст. 44 НК РФ, согласно которой обязанность по уплате налога или сбора прекращается:

- уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиков;

- со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим

- с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами.

И ничто иное не может послужить основанием неуплаты налогов. Формирование доходной части бюджета должно соблюдаться с учетом законодательства.

По мнению автора, главным направлением реформирования налоговой системы российского государства должно быть изменение ее целевой направленности.

Налоговые схемы должны строиться так, чтобы производитель и наемный работник были заинтересованы в эффективном использовании заработных средств, обеспечивающих поступательное развитие российской экономики.

Налогооблагаемая база должна увеличиваться за счет роста экономики и благосостояния населения, а не в результате увеличения налоговых ставок и введения новых налогов. Любые попытки повысить сбор налогов не будут давать должного эффекта в рамках существующей налоговой системы. В этой связи, по мнению автора, единственный способ обеспечить государство достаточными налоговыми поступлениями - это проводить кардинально взвешенную налоговую политику. При этом, основным принципом налогообложения должна быть эволюция, т.е. взвешенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы, которая привела бы к намеченным целям без существенных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики, с учетом таких особенностей как кризисное состояние экономики, ухудшение благосостояния отдельных слоев населения, продолжающееся падение производства. На первый план должна выходить не фискальная задача сиюминутного пополнения бюджета, а все-

мерное стимулирование производства, привлечение инвестиций в этот сектор.

Для решения поставленных задач необходимо провести кардинально взвешенную налоговую реформу. Следовательно, система налогообложения Российской Федерации должна обладать такими важными характеристиками, как способностью реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве, иметь комплексный характер, быть эффективной и результативной, пользоваться доверием со стороны населения.

Список используемой литературы:

1.Конституция РФ 12.12.1993г.//Российская газета, 25.12.1993, №237

2.Налоговый кодекс РФ часть первая//Собрание законодательства РФ, 1998, № 31,ст. 3824.

3.Закон РФ «О внесении изменений в часть первую и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 27.07.2006г. № 137-ФЗ// Электронный ресурс: «Консультант+». Официально не опубликован.

Рецензия

В статье автор рассматривает вопрос о соблюдении налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налоговых платежей. Анализируются нормы налогового права, позволяющие взыскивать налоги в принудительном порядке. Высказывается авторская позиция о иррациональности действий налоговых органов, являющихся следствием основ налогового законодательства.

В статье указывается на необходимость проведения кардинальной и взвешенной реформы в стране, приводятся основные требования к системе налогообложения Российской Федерации, которая должна обладать такими важными характеристиками, как способность реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве, иметь комплексный характер, быть эффективной и результативной, пользоваться доверием со стороны населения. Автор статьи полагает, что основным моментом совершенствования российской налоговой системы является вопрос укрепления налоговой дисциплины, состояние которой определяется её важной составляющей - надлежащим исполнением уплаты налогов и сборов. В этой связи возникает потребность в выработке и наиболее эффективном применении экономических, политических, организационных, правовых и других средств обеспечения налоговых платежей в бюджеты различных уровней.

Рецензируемая статья разрешается для публикации в открытой печати, не содержит элементов плагиата, может быть направлена для печати в журнале, рекомендуемом ВАКом для научных публикаций. Ю.И.Душкина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.