Научная статья на тему 'Иронический заголовок как средство выразительности в журналистской деятельности (на примере региональных газет)'

Иронический заголовок как средство выразительности в журналистской деятельности (на примере региональных газет) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1456
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРОНИЯ / САТИРА / САРКАЗМ / ИРОНИЧЕСКИЙ ЗАГОЛОВОК / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА / ТЕКСТ / ФЕЛЬЕТОН / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНАЯ ИГРА / ЖУРНАЛИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / IRONY / SATIRE / SARCASM / IRONIC TITLE / THEMATIC DOMINANT / TEXT / FEUILLETON / INTERTEXTUAL GAME / JOURNALISTIC ACTIVITY / REGIONAL PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скибина О. М.

В статье рассматривается иронический заголовок как средство выразительности в журналистской деятельности на примере региональной прессы. Все больше журналистских текстов, создающихся в наше время, «заряжены» юмористической, комической или саркастической иронией. Ирония становится все более характерной чертой журналистского мышления, а иронический аспект в современной журналистике начинает занимать особое место. Заголовок привлекает читателей к тексту, фокусирует их внимание на смысловой тематической доминанте. Он характеризует смысловую собирательность, тематическую необозримость и широту публикации, выступая своеобразным конспектом содержания публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRONIC HEADING AS A MEANS OF EXPRESSION IN JOURNALISTIC ACTIVITY (ON THE EXAMPLE OF REGIONAL NEWSPAPERS

The article deals with the ironic title as a means of expressiveness in journalistic activity on the example of the regional press. More and more journalistic texts created in our time are "charged" with humorous, comic or sarcastic irony. Irony is becoming an increasingly characteristic feature of journalistic thinking, and the ironic aspect in modern journalism is beginning to take a special place. The title attracts readers to the text, focuses their attention on the semantic thematic dominant. He characterizes the semantic collectivity, thematic neobozrimost and breadth of publication, acting as a kind of summary of the content.

Текст научной работы на тему «Иронический заголовок как средство выразительности в журналистской деятельности (на примере региональных газет)»

УДК: 070.41 ББК: 76.02

Скибина О.М.

ИРОНИЧЕСКИЙ ЗАГОЛОВОК КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАЗЕТ)

Skibina O.M.

IRONIC HEADING AS A MEANS OF EXPRESSION IN JOURNALISTIC ACTIVITY (ON THE EXAMPLE OF REGIONAL NEWSPAPERS

Ключевые слова: ирония, сатира, сарказм, иронический заголовок, тематическая доминанта, текст, фельетон, интертекстуальная игра, журналистская деятельность, региональная пресса.

Keywords: irony, satire, sarcasm, ironic title, thematic dominant, text, feuilleton, intertextual game, journalistic activity, regional press.

Аннотация: в статье рассматривается иронический заголовок как средство выразительности в журналистской деятельности на примере региональной прессы. Все больше журналистских текстов, создающихся в наше время, «заряжены» юмористической, комической или саркастической иронией. Ирония становится все более характерной чертой журналистского мышления, а иронический аспект в современной журналистике начинает занимать особое место. Заголовок привлекает читателей к тексту, фокусирует их внимание на смысловой тематической доминанте. Он характеризует смысловую собирательность, тематическую необозримость и широту публикации, выступая своеобразным конспектом содержания публикации.

Abstract: the article deals with the ironic title as a means of expressiveness in journalistic activity on the example of the regional press. More and more journalistic texts created in our time are "charged" with humorous, comic or sarcastic irony. Irony is becoming an increasingly characteristic feature of journalistic thinking, and the ironic aspect in modern journalism is beginning to take a special place. The title attracts readers to the text, focuses their attention on the semantic thematic dominant. He characterizes the semantic collectivity, thematic neobozrimost and breadth of publication, acting as a kind of summary of the content.

На данный момент не существует единого подхода к пониманию такого многогранного и сложного явления, как ирония, что связано как с неоднозначностью смысловых трактовок, вкладываемых в сам термин, так и с отсутствием чёткого определения самого понятия иронии. Понятие sl рю [eiro], изначально определявшееся как «говорить», «говорю», подверглось осмыслению и со временем стало пониматься как sl pwvsrn - «притворство», «ложь», «обман», преимущественно в негативном ключе. Но здесь следует провести границу между схожими понятиями: «ложь стремится к сокрытию истины, маскировке имеющихся противоречий и несоответствий»1, в то

1 Коновалова, О.А. Ирония как атрибут культуры постмодерна: Философский анализ: автореф. дис... канд.филос.наук. - Кемерово, 2005. С. 3.

время как ирония ставит своей целью разоблачение лжи. По выражению А.Ф. Лосева, ирония «в отличие от обмана не просто скрывает истину, но и выражает её, только особым иносказательным образом»2. Выведение иронии на мировоззренческий уровень обусловлено ролью создания в процессе отражения реальности, протекающей в условиях противоречий между позицией индивида и окружающим миром. Ироническая позиция говорящего представляет собой средство обособления личности от общества и, одновременно, способ выражения пристрастности, скептического отношения говорящего к миру. В некоторых современных исследованиях ирония рас-

2 Лосев, А.Ф., Шестаков, В.П. История эстетических категорий [текст] / А.Ф. Лосев, В.П. Шестаков.- М.: Искусство, 1964. С. 12.

сматривается в качестве особого культурологического концепта с определённой лингвистической, культурно-исторической, психологической составляющей.

Новый виток активизации иронии и сатиры в российской журналистике 2010-х годах связан и с усилением оппозиционных настроений в обществе. С началом нового десятилетия наступила «эпоха разочарований», которая характеризуется озлоблением смеха, его радикализацией, политизацией. В период 2009-2011 годов произошел новый всплеск ироничной и сатирической журналистики. 27 января 2009 года появился первый рифмованный фельетон Дмитрия Быкова в «Новой газете». Всего через два дня -первое «Письмо президенту» Александра Минкина в «Московском комсомольце», в котором объектом критики являются первые лица государства. В марте на страницах того же «МК» появилась авторская рубрика Юлии Калининой «Жизнь глазами домохозяйки». В октябре 2009-го года Леонид Каганов стал писать фельетоны в стихах для «F5». В 2010 году Михаил Задорнов выступил в роли журналиста «МК». В 2011 году Виктор Коклюшкин стал писать публицистику для «АиФ». Таким образом, в эти три года наблюдалась активизация роли сатириков и юмористов в федеральной периодической прессе. Мы сознательно выбрали для анализа прессу до 2015 года, понимая, что за последние три года расставленные акценты сместились, и это обстоятельство требует нового осмысления.

В эти годы потребительский и общественный спрос на комическое, остроумное, смешное из федеральной прессы проник и на региональный уровень (в особенности, в оренбургскую прессу). На авансцену оренбургской региональной газетной периодики выходят остроумные ироничные тексты Дмитрия Урбановича в газете «Оренбургская неделя» и реплики-новости в радиопередаче «Урбановости» на радиостанции «Эхо Москвы в Оренбурге». В Орске набирает популярность иронично-сатирические фельетоны и тексты Константина Мазурен-ко в газете «Орская хроника». Большинство оренбургских изданий ещё не в полной мере воспользовались возникшим «трендом на юмор» для привлечения читательской ауди-

тории, но ведущие периодические печатные издания уже сейчас дают волю иронии на уровне заголовков материалов.

На территории Оренбургской области по состоянию на 31 марта 2013 года по данным территориального управления Роском-надзора зарегистрировано 458 средств массовой информации (279 печатных изданий: из них 202 газеты, 72 журнала, два справочника, два сборника и один альманах)1. Большая часть газет - районные информационные издания с малым тиражом. По-настоящему крупных игроков на рынке оренбургской печатной периодики (тираж 10 тыс. экземпляров и более) немного. В основной своей массе - это федеральная газетная пресса с региональной вкладкой («АиФ в Оренбурге», «МК в Оренбурге»), областные газеты («Южный Урал», «Оренбуржье») и городские («Оренбургская неделя», «Орская хроника»). Из этих периодических средств массовой информации мы отобрали три, в которых, на наш взгляд, отчётливо присутствуют искомые нами речевые средства иронии (иронические высказывания).

Первое издание - газета «Орская хроника». Издаётся в городе Орск периодичностью 4-5 раз в неделю (вторник, среда, четверг, пятница, суббота) заявленным тиражом в 16400 экз. (среда - 25 тыс. экз). Учредитель ООО «Хроника», главным редактором издания является Леонид Иванович Захаров. Газета «Орская хроника»1 2 является правопреемницей городской газеты, которая начала выходить в январе 1918 года. Газета известна в области своей сатирической направленностью, в особенности, благодаря рубрикам «Сатирическим пером» (в которой публикуются новости города Дырска), «Карикатуры».

Газета «Южный Урал» издаётся в Оренбурге 2 раза в неделю (среда, пятница) заявленным тиражом в 27 000 экз. Формат газеты А3. Учредителями газеты выступают Законодательное Собрание Оренбургской

1 Портал правительства Оренбургской области. [Электронный ресурс] // URL: http:

//www.orenburg-gov.ru. (дата обращения 14.05.2014)

2 Сайт газеты «Орская хроника» [Электронный ресурс] // URL:www.hron.ru (дата обращения

24.04.2014)

области, Федерация профсоюзов области, Агропромышленный союз области, Ассоциация муниципальных образований области, ЗАО «Редакция газеты «Южный Урал». Главный редактор до 2015 года - Владимир Иванович Никитин.

Газета «Оренбургская неделя» издаётся в Оренбурге 1 раз в неделю (среда) заявленным тиражом в 25 000 экземпляров (5 тыс. печатный - 20 тыс. электронный). Учредителем выступает ООО «Издательский дом «Оренбургская неделя», генеральный директор до 2016 года - Вячеслав Геннадьевич Моисеев1 2 3.

Для полноты и целостности исследования были установлены количественновременные рамки отбора номеров газет (период исследования - с января 2012 года по апрель 2014 года). Выбор данных временных промежутков обусловлен стремлением рассмотреть динамику развития указанных изданий в момент перемен в российской политической и социальной жизни (многократные массовые политические выступления граждан России по вопросу результатов выборов в Государственную думу VI созыва 4 декабря 2011 года и выборов Президента России, состоявшихся 4 марта 2012 года). Методом случайной выборки нами был сформирован массив исследуемых изданий, в который вошло по 2 номера газеты в месяц (в случае с газетой «Орская хроника» мы опирались на материалы, предоставляемые изданием на своём официальном сайте).

В итоге для анализа событийной информации были взяты 56 номеров газет «Южный Урал» и «Оренбургская неделя» -в общей массе 112 номеров. К этому количеству добавим количество архивных материалов, размещённых на сайте газеты «Ор-ская хроника». Так как газета ежедневная, мы взяли по 5 номеров газеты в месяц - 140 архивных номеров. Всего материалов, соответствующих тематике исследования, было проанализировано 203: 87 материалов - газета «ЮУ», 82 материала - газета «ОХ», 34 материала - газета «ОН» (следует отметить, что в список вошли не только матери-

1 Сайт газеты «Оренбургская неделя» [Электронный ресурс] // URL:http://onlineon.ru/ (дата обращения 22.04.2014)

алы, содержащие преимущественно ироничный текст, но и тексты, содержащие ироничный заголовок).

Прием создания иронических высказываний или языковой игры активно применяется при составлении статей и заголовков в современной прессе. Иронический смысл одних заглавий легко улавливается читателями без детального ознакомления с содержанием материала, подтекст некоторых других раскрывается лишь после прочтения и тщательного осмысления всего текста. При этом практически универсальным средством создания иронического заголовка являются такие стилевые фигуры речи, как метафора, сравнение, аллюзия, игра слов. Языковая игра в тексте превращается в эффективный инструмент воздействия на потенциального читателя. Вовлечение его в диалог через языковую игру считается основным средством привлечения и активизации внимания.

Например, одна из статей в газете «ЮУ» носит название ««Великан» угодил в финансовую яму»2 и повествует о текущем положении дома культуры «Великан», который не может открыться по причине недостатка финансирования. Эффект иронии здесь достигается за счёт каламбура - игры слов, при переплетении прямого «Великан -название ДК» и переносного «великан - человекоподобное существо огромных размеров» значений слова. За счёт олицетворения, переноса свойства живого объекта на неживое, достигается комический эффект.

о

Заголовок статьи «ФАС на яйца» , главной темой которого является ценообразование на куриные яйца, также удачно строится на омонимичном каламбуре. В данном случае аббревиатура Федеральной антимонопольной службы - ФАС (занимающейся регулированием цен на рынке), созвучно с командой, которую применяют при дрессировке собак. Здесь заголовок точно передаёт ситуацию происходящего:

2 «Великан» угодил в финансовую яму / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс] // URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7743 (дата обращения

14.05.2014)

3 ФАС на яйца / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс] // URL: http://uralpressa.ru/

news?doc=7624 (дата обращения 14.05.2014)

по причине резкого роста цен на яйца в процесс ценорегулирования был вынужден вмешаться заместитель министра ФАС по области Маслов.

Заголовок «Долги нарасхват»1 строится на языковом парадоксе. В большой статье автор рассматривает одну из серьёзных экономических тем - высокорисковых потребительских кредитов. Название статьи ярко говорит о содержании всего текста. Здесь проявляется эффект оксюморона -слияние контрастных значений «долги» и «нарасхват». Иронический подтекст возникает от контраста ситуации и слова. Хотя слова и не приобретают противоположное значение, однако интуитивно чувствуется ирония (ассоциативное мышление со словом «долг» - денежное обязательство, которое кредитор передаёт заёмщику с условием их возврата в будущем и выплаты вознаграждения и «нарасхват» - пользующийся повышенным спросом). Оксюморонпредложение нарушает логику, его ироничность объясняется тем, что мало кто из людей будет заниматься заёмными операциями без нужды.

Достаточно часто ироничный эффект в заголовках достигается посредством комического изменения слова или устойчивого словосочетания. Приведём ряд заголовков: «От увеличения порций сумма не меняется» , «Лес рубят - деньги летят» , «Не ленись наш брат — и козлом не будешь»4. Это одно из наиболее распространённых видов каламбура, который придаёт устойчивому высказыванию новый смысл, зачастую противоположный. Но для понимания этой игры слов необходимо воспринять его 1 2 3 4

1 Долги нарасхват / газета «Южный Урал»

[Электронный ресурс] // URL:

http://uralpressa.rn/news?doc=6190 (дата обращения

14.05.2014)

2 От увеличения порций сумма не меняется / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс] // URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7689 (дата обращения

14.05.2014)

3 Лес рубят - деньги летят / газета «Южный

Урал» [Электронный ресурс] // URL: http:

//uralpressa.ru/ news?doc=6361 (дата обращения

14.05.2014)

4 Не ленись наш брат - и козлом не будешь / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс] // URL: http://uralpressa.ru/news?doc=6557 (дата обращения

14.05.2014)

эстетико-эмоциональный заряд, при этом заранее зная исходную форму выражения.

Заголовок «От увеличения порций сумма не меняется» образовался на базовом арифметическом правиле - «от перемены мест слагаемых сумма не меняется». В тексте речь идёт об инициативе депутатов Государственной Думы РФ внести поправки в Трудовой кодекс РФ, который бы позволил россиянам получать заработную плату не два раза в месяц, как прописано в 136-й статье Трудового кодекса, а четыре. Заголовок статьи не только отчётливо передаёт суть законопроекта, но и не входит в противоречие с первоисточником - математической аксиомой.

Следующий заголовок «Лес рубят -деньги летят» строится на русской народной пословице «лес рубят - щепки летят». В тексте речь идёт о завершении следствия бывшего руководителя государственного учреждения «Илекское лесничество», которому инкриминируют мошенничество и превышение должностных полномочий, причинивших вред государственной казне на сумму более 200 тысяч рублей. Здесь заголовок трактуется буквально, вырубка леса принесла злоумышленнику крупную денежную прибыль.

Заголовок статьи, посвящённой международному женскому дню «Не ленись наш брат — и козлом не будешь», рассказывает о гендерной роли труда в жизни мужчин и женщин в исторической перспективе. Он строится на принципе трансформации устойчивого выражения из русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: «Не пей, братец, козленочком станешь». Комический эффект здесь достаётся за счёт заложенного в заглавии мгновенного перепада двух смыслов, дающих взрывной эффект неожиданности, сначала вызывающий замешательство, а затем осознание иронии.

Газета «Юрская хроника» также достаточно часто пользуется приёмом каламбура для создания языковой игры в заголовках. Большинство ироничных заголовков обыгрывает известную нам поговорку, цитату или выражение-клише. Заголовок фельетонного текста «Светлаков в конце тонне-

ля»1, рассказывающий о навязываемых банковскими учреждениями кредитах посредством использования в рекламе медийных персон, строится на удачном использовании ряда приёмов, таких как омофонные лексические элементы в тексте (звуковое сходство фамилии «Светлаков» и слова «свет», является причиной коммуникативного сбоя, в данный момент дискредитации подвергается медийная персона). Кроме того, здесь мы видим удачное обыгрывание выражения «свет в конце тоннеля», посредством которого появляется новое ироничное высказывание, второй план (подтекст) которого отсылает к тому, что плакаты с банковской рекламой будут беспокоить ещё и в загробной жизни.

Следующий газетный материал носит название «В России две беды — климат и население»2 и повествует о сложившейся коммунальной ситуации в Орске. Автор берёт известное всем апокрифическое высказывание «У России две беды - дураки и дороги» (приписываемые Гоголю, реже Карамзину и М.Е. Салтыкову-Щедрину) и трансформирует его до нового высказывания, более подходящего ему. За счёт нового смысла образуется новый подтекст, но в то же время сохраняется старая ассоциативная единица. Тем самым автор придаёт своему тексту ещё и второй скрытый подтекст.

Приведём ещё ряд ироничных заголовков, вызывающих эффект каламбура: «А

о

аттестаторы кто!» , «Доживем до среднего класса?4», «Россия в свете лучины»1 2 3 4 5 5, «Болотная с видом на майдан»6 7 8,

1 Светлаков в конце тоннеля / газета «Орская

хроника» [Электронный ресурс] // URL: http:

//www.hron.ru/?content=statya&t=42030 (дата обращения 18.05.2014)

2 В России две беды - климат и население / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс] // URL: http://www.hroaru/?content=statya&t=41738 (дата обращения 14.05.2014)

3 А аттестаторы кто! / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс] // URL: http://uralpressa.ru/ news?doc=7783 (дата обращения 14.05.2014)

4 Доживем до среднего класса? / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс] // URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7685 (дата обращения

14.05.2014)

5 Россия в свете лучины / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс] // URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7278 (дата обращения

п

«НеУГОмонные» , «Крым: сладкий вкус солидарности» , «Пошлем Мавроди на три буквы!»9, «Во поле Береза стоял...»10 11, «Муниципальный элемент»11, «Предвыборные записки Электората Голосуева: «Ку!» шесть раз»12, «Огурцы умирают лежа»13, «Ночная жизнь Орск-Вегаса»14, «Осваивали раньше целину, а теперь бюджеты»15, «Не лишайте отчан стабильного орчаяния!»16.

В одних заголовках ироничный эффект заметен сразу, даже без предварительной расшифровки. Это свойство присуще почти всем «игривым» фельетонным заго-

14.05.2014)

6 Болотная с видом на майдан / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс] // URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7810 (дата обращения

14.05.2014)

7 НеУГОмонные / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс] // URL: http://uralpressa.ru/ news?doc=6753 (дата обращения 14.05.2014)

8 Крым: сладкий вкус солидарности / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс] // URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7821 (дата обращения

14.05.2014)

9 Пошлем Мавроди на три буквы! / газета

«Оренбургская неделя» [Электронный ресурс] // URL: http://www.onlineon.ru/2012-05-08/artide/5181/

(дата обращения 12.05.2014)

10 Во поле Береза стоял.../ газета «Оренбургская неделя» [Электронный ресурс] // URL: http://www.onlineon.ru/2013-03-26/article/7873/ (дата обращения 12.05.2014)

11 Муниципальный элемент / газета «Оренбургская неделя» [Электронный ресурс] // URL: http://www.onlineon.ru/2013-09-27/article/9459/ (дата обращения 12.05.2014)

12 Предвыборные записки Электората Голо-суева: «Ку!» шесть раз / газета «Оренбургская неделя» [Электронный ресурс] // URL: http://www.onlineon.ru/2013-07-22/article/8909/ (дата обращения 12.05.2014)

13 Огурцы умирают лежа / газета «Оренбургская неделя» [Электронный ресурс] // URL: http://www.onlineon.ru/2013-06-26/article/8640/ (дата обращения 12.05.2014)

14 Ночная жизнь Орск-Вегаса / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс] // URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=39087 (дата обращения 14.05.2014)

15 Осваивали раньше целину, а теперь бюджеты / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс] // URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=39791 (дата обращения 14.05.2014)

16 Не лишайте отчан стабильного орчаяния! /

газета «Орская хроника» [Электронный ресурс] // URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=39940

(дата обращения 14.05.2014)

ловкам газеты «Орская хроника»: «У одних хобби, у других лобби»1, «Восторг - дело тонкое»2, «Коммуна... Руси жить хорошо?»3, «Белые, пушистые, с чистыми руками»4, «Чтоб сказку сделать пылью»5, «Средства мусорной инсталляции»6 и др. А в других журналистских материалах эффект иронии виден не сразу. Изначально необходимо предварительное прочтение материала. Заголовок «Во поле Береза стоял...», посвященный памяти Б. Березовского строится на удачном использовании как аллюзии, так и омонимичности слов. Русская народная песня «Во поле берёза стояла» усилиями автора трансформируется в новое выражение «Во поле Берёза стоял...». Омонимичность фамилии российского предпринимателя, государственного и политического деятеля, с одной стороны, и представителя рода листопадных деревьев, с другой, позволила создать очень многозначительный, глубокий по смыслу заголовок для некролога. По-своему символ новой истории России, Борис Абрамович, к концу своей жизни стал таким, каким описывает одинокую берёзу (также символ России) русская народная песня. Покинутый всеми, с большим количеством долговых обязательств перед кредиторами, по версии правоохранительных органов Великобритании Березовский покончил с собой.

1 У одних хобби, у других лобби / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс] // URL:

http://www.hroaru/?content=statya&t=38835 (дата обращения 14.05.2014)

2 Восторг - дело тонкое / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс] // URL: http://www.hroaru/?content=statya&t=38371 (дата обращения 14.05.2014)

3 Коммуна... Руси жить хорошо? / газета «Ор-

ская хроника» [Электронный ресурс] // URL:

http://www.hroaru/?content=statya&t=38292 (дата обращения 14.05.2014)

4 Белые, пушистые, с чистыми руками / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс] // URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=38044 (дата обращения 14.05.2014)

5 Чтоб сказку сделать пылью / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс] // URL: http://www.hroaru/?content=statya&t=37974 (дата обращения 14.05.2014)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Средства мусорной инсталляции / газета

«Орская хроника» [Электронный ресурс] // URL: http://www.hroaru/?content=statya&t=38183 (дата обращения 14.05.2014)

Заголовок статьи «Муниципальный элемент», в которой речь идёт о происшествии с обрушением части эркера (выступающая из плоскости фасада часть помещения1 2 3 4 5 6 7) на крышу книжного магазина «Книгочей». Эркер - один из декоративных архитектурных элементов (отсюда взято вторая составляющая заголовка), а само здание, на котором располагается эркер находится в муниципальной собственности (первая составляющая заголовка). Иронический окрас заголовка и принцип языковой игры становится очевиден лишь после прочтения журналистского текста.

Политический обзор в газете «Оренбургская неделя» под названием «Предвыборные записки Электората Голосуева: «Ку!» шесть раз» изначально не полностью понятен читателю. Он чувствует оттенок иронии в заглавии материала благодаря нарицательному имени персонажа - Электората Голосуева. Но дальнейшее продолжение заглавия «Ку!» шесть раз» (вернее, высказывание персонажа) останется ему непонятным, пока он не ознакомится со всем текстом. Из текста Дмитрия Урбановича становится ясно, что заявку на регистрацию в кандидаты в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области по 9-му оренбургскому избирательному округу подали заявки 6 человек с одинаково начинающимися фамилиями: Александр Кузнецов, Виталий Кукушкин, В.Н. Кузнецов, С.А. Кузнецов, М.Н. Кукушкин и Ю.В. Кукушкин. Лишь прочитав весь текст, мы можем заметить всю полноту ироничного эффекта, которую в заглавие заложил автор.

Как мы уже отмечали в теоретической главе, наиболее часто используемым приёмом каламбура в журналистском тексте (а особенно в заголовках) является приём комического трансформации слова или устойчивого словосочетания с целью придания им нового, а иногда и противоположного значения. Примером такого изменения может послужить заголовок «А аттестато-ры кто!». Он побуждает читателя вспомнить знаменитый монолог Чацкого из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Автор пишет о проблеме миграции, жизни мигран-

тов, об их взаимоотношениях с представителями органов внутренних дел (материал вышел через неделю после случившегося на Матвеевском рынке столицы, когда мигранты избили офицера МВД при бездействии рядом находящихся коллег). Автор разбирает послание президента по реформированию ведомства внутренних дел, комментирует новые назначения. Главная мысль текста автора звучит как «доверь овцу волку».

Много ироничных заголовков, как мы уже отмечали, строится на построении игры слов посредством омонимичных и омофонных лексических элементов. Как пример, статья «Восторг — дело тонкое», в которой автор рассматривает как главную тему инициативу китайских бизнесменов построить в Орске «Орскую овощную долину», то есть инвестировать средства на постройку производственной овощной базы полного цикла. Играя на звуковом сходстве слов «восток.» и «восторг», автор посредством омофонных лексических средств передаёт дискредитации главную тему материала, как бы сообщая, «не спешите особо восторгаться, инициатива китайских бизнесменов на данный момент является лишь перспективой».

Материал с заголовком «Коммуна... Руси жить хорошо?» описывает проблемную тему коммунальных платежей (общедомовые нужды, несвоевременная оплата или задержка оплаты). Заглавие текста строится как на эффекте каламбура (некрасовское вопросительное «кому» трансформируется в «коммуна» - изменение устойчивого выражения), так и на звуковом сходстве выражений: «Кому на Руси жить хорошо» и «Коммуна... Руси жить хорошо?».

Текст под названием «Средства мусорной инсталляции» также строится на принципе омофонно-лексического сходства - созвучность двух элементов: определения «средства массовой информации» и словосочетания «средства мусорной инсталляции» (заметим, что при возведении в аббревиатуру созвучие «СМИ» остается). В тексте речь идёт о политической акции в Ор-ске: «слова были выложены из битого кирпича, и ими обкладывалась какая-то загадочная личность: «Франц - враг народа». Заголовок тем самым не только констатиру-

ет факт инсталляции (пространственная композиция, созданная из различных элементов и являющая собой художественное целое) из битых кирпичей, но и передаёт подтекст - надпись сыграла роль послания к массовой аудитории, то есть стала своеобразным средством массовой информации.

Рассмотрим заголовок статьи «Спасут ли наши уши?»1, рассказывающей о преимуществах принятой оренбургскими депутатами Закона «О тишине». Он строится на звуковом сходстве последней части всем известного международного сигнала бедствия в радиотелеграфной связи SOS (спасите наши души) «души» и слова «уши». Посредством языковой игры автор пытается достичь определённого коммуникативного эффекта (привлечь максимальное внимание) и оказать определённое воздействие на получателя информации.

Отметим ещё одну важную деталь, характеризующую применение иронии в письменной речи. Заголовок журналистского текста «НеУГОмонные», в котором автор описывает ситуацию в латиноамериканской Венесуэле, в которой после смерти действовавшего президента Уго Чавеса наступил политический кризис. Здесь название статьи графически «играет» с именем экс-президента страны, тем самым предавая заглавию ироничный оттенок - неугомонные после смерти Уго. Этот приём достаточно часто используется в газетах и журналах: «ПредПРЕМЬЕРное волнение» , «Всадники ЖКХалипсиса»ъи др.

Проведя анализ фактического материала, представленного в оренбургских газетах, отметим, что иронический смысл одних заглавий (заглавия газеты «ОХ» и «ЮУ») легко улавливается читателями без детального ознакомления с содержанием материа- 1 2 3

1 Спасут ли наши уши? / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс] // URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7799 (дата обращения

14.05.2014)

2 ПредПРЕМЬЕРное волнение / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс] // URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=38119 (дата обращения 14.05.2014)

3 Всадники ЖКХалипсиса / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс] // URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=36275 (дата обращения 14.05.2014)

ла, подтекст некоторых других (заголовки в газете «ОН») раскрывается лишь после прочтения и тщательного осмысления всего текста. При этом практически универсальным средством создания иронического заголовка являются такие стилевые фигуры речи, как метафора, сравнение, аллюзия, игра слов. Языковая игра (в том числе и графическая) в тексте превращается в эффективный инструмент воздействия на потенциального читателя.

Большое количество примеров использования иронии в заголовках свидетельствует об эффективности данного риторического приёма в письменной газетной речи. Проведённый нами анализ раскрывает богатый потенциал позитивного воздействия иронии в заголовках на весь журналистский материал, привлекая внимание читателя к конкретному тексту, актуализируя его важные моменты и подчёркивая главную мысль текста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

1. А аттестаторы кто! / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс]. - URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7783 (дата обращения 14.05.2014).

2. Белые, пушистые, с чистыми руками / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=38044 (дата обращения 14.05.2014).

3. Болотная с видом на майдан / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс]. - URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7810 (дата обращения 14.05.2014) .

4. В России две беды - климат и население / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=41738 (дата обращения 14.05.2014).

5. «Великан» угодил в финансовую яму / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс]. - URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7743 (дата обращения 14.05.2014).

6. Во поле Береза стоял.../ газета «Оренбургская неделя» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.onlineon.ru/2013-03-26/artide/7873/ (дата обращения 12.05.2014).

7. Всадники ЖКХалипсиса / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=36275 (дата обращения 14.05.2014).

8. Восторг - дело тонкое / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=38371 (дата обращения 14.05.2014).

9. Доживем до среднего класса? / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс]. - URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7685 (дата обращения 14.05.2014).

10. Долги нарасхват / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс]. - URL: http://uralpressa.ru/news?doc=6190 (дата обращения 14.05.2014) .

11. Коммуна... Руси жить хорошо? / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=38292 (дата обращения 14.05.2014) .

12. Коновалова, О.А. Ирония как атрибут культуры постмодерна: автореф. дис... канд. филол. наук. - Кемерово, 2005.

13. Крым: сладкий вкус солидарности / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс] // URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7821 (дата обращения 14.05.2014).

14. Лес рубят - деньги летят / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс]. - URL: http://uralpressa.ru/news?doc=6361 (дата обращения 14.05.2014).

15. Лосев, А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий [текст] / А.Ф. Лосев, В.П.Шестаков. - М., 1965 г. - 374 с.

16. Муниципальный элемент / газета «Оренбургская неделя» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.onlineon.ru/2013-09-27/article/9459/ (дата обращения 12.05.2014).

17. Не ленись наш брат - и козлом не будешь / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс]. - URL: http://uralpressa.ru/news?doc=6557 (дата обращения 14.05.2014).

18. Не лишайте отчан стабильного орчаяния! / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=39940 (дата обращения 14.05.2014).

19. НеУГОмонные / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс]. - URL: http://uralpressa.ru/news?doc=6753 (дата обращения 14.05.2014).

20. Ночная жизнь Орск-Вегаса / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.hron.ru/?content=statya&t=39087 (дата обращения 14.05.2014).

21. Огурцы умирают лежа / газета «Оренбургская неделя» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.onlineon.ru/2013-06-26/artide/8640/ (дата обращения 12.05.2014).

22. Осваивали раньше целину, а теперь бюджеты / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=39791 (дата обращения 14.05.2014).

23. От увеличения порций сумма не меняется / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс]. - URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7689 (дата обращения 14.05.2014).

24. Портал правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.orenburg-gov.ru. (дата обращения 14.05.2014).

25. Пошлем Мавроди на три буквы! / газета «Оренбургская неделя» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.onlineon.ru/2012-05-08/article/5181/ (дата обращения 12.05.2014).

26. Предвыборные записки Электората Голосуева: «Ку!» шесть раз / газета «Оренбургская неделя» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.onlineon.ru/2013-07-22/article/8909/ (дата обращения 12.05.2014).

27. ПредПРЕМЬЕРное волнение / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=38119 (дата обращения 14.05.2014).

28. Россия в свете лучины / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс]. - URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7278 (дата обращения 14.05.2014).

29. Сайт газеты «Орская хроника» [Электронный ресурс]. - URL:www.hron.ru (дата обращения 24.04.2014).

30. Сайт газеты «Оренбургская неделя» [Электронный ресурс]. - URL:http://onlineon.ru/ (дата обращения 22.04.2014).

31. Светлаков в конце тоннеля / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=42030 (дата обращения 18.05.2014).

32. Спасут ли наши уши? / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс]. - URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7799 (дата обращения 14.05.2014).

33. Средства мусорной инсталляции / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=38183 (дата обращения 14.05.2014).

34. ФАС на яйца / газета «Южный Урал» [Электронный ресурс]. - URL: http://uralpressa.ru/news?doc=7624 (дата обращения 14.05.2014).

35. У одних хобби, у других лобби / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=38835 (дата обращения 14.05.2014)э.

36. Чтоб сказку сделать пылью / газета «Орская хроника» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.hron.ru/?content=statya&t=37974 (дата обращения 14.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.