Научная статья на тему 'Irkutsk merchants-maecenas'

Irkutsk merchants-maecenas Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
476
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / КУПЦЫ / ТЕАТР / CULTURAL HERITAGE / CHARITY / MERCHANTS / THEATRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Kurets R. O.

People of Irkutsk (and Irkutsk Province) still remember the merchants who used to make charity as good people. Many institutions where citizens could learn and undergo treatment appeared just thanks to merchants. To them owe our contemporaries also the beautiful building of city theatre that was build for the money collected by principle many a little makes a mickle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Irkutsk merchants-maecenas»

выполняют портреты вождей, символы пролетарского государства, красные флаги и транспаранты. Церковное песнопение заменяет пение революционных песен, молитву - клятва.

Не удивительно, что на первых порах первомайские демонстрации в сельской местности путали с крестным ходом и назывались красным крестным ходом, а сам Первомай - Красной Пасхой. Но по своей сущности это уже был пролетарский способ самосознания, демонстрация своего классового превосходства, своих достижений, сопричастность к высшим целям построения Коммунизма, призыв к объединению пролетариев всех стран. По форме первые советские праздники тяготели к всенародному действу, коллективному празднованию победы Великого Октября. Но, растиражированные в красных днях календаря, они потеряли свой первоначальный смысл всеобщего единения, превратившись в формальный смотр трудовых достижений и чествование социальных и профессиональных групп. В Ростовском уезде раннесоветским праздникам были свойственны митинги с исполнени-

ем Интернационала и шествие рабочих с красными флагами и пением революционных песен.

Библиографический список

1. Детский праздник труда // Трудовые дни. -1923. - 26 мая.

2. Как мы праздновали 7-е ноября // Трудовые дни. - 1923. - 10 ноября.

3. К всемирному пролетарскому празднику 1-го мая // Известия Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. - 1918. - .№74. - 28 апр.

4. Приказ №1 Ярославского губернского отдела труда о днях отдыха на 1925 год от 24 декабря 1924 г. // Бюллетень Ростовского уездного исполнительного комитета. - 1925. - 16 янв.

5. Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уездов. -М., 1885. - 630 с.

6. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР - М.: Наука, 1985. - 191 с.

7. Тэрнер В. Символ и ритуал / Сост. В.А. Бейлис. - М.: Наука, 1983. - 277 с.

УДК 364.054

Курец Регина Олеговна

Иркутский государственный технический университет

shiШng@istu. edu

ИРКУТСКИЕ КУПЦЫ-МЕЦЕНАТЫ

Жители Иркутска (и Иркутской губернии) до сих пор вспоминают добрым словом купцов, занимавшихся благотворительностью. Многие учреждения, в которых горожане могли обучаться и лечиться, появились только благодаря купцам. Им же наши современники обязаны и красивейшим зданием городского театра, деньги на строительство которого собирались «с миру по нитке».

Ключевые слова: благотворительность, купцы, театр.

Идея просвещения жителей Иркутска впервые появилась у иркутского гу. бернатора Франца Николаевича Клички (1779-1783). Он попытался создать в городе школу для всех детей. Но большого успеха это благое начинание, к сожалению, не имело. Просто жители ещё не видели необходимости в обучении своих детей (да ещё и в школе). Должно было пройти весьма порядочное время, чтобы получение знаний стало для иркутских жителей насущной потребностью. И если бы не купечество, то так бы и осталась эта потребность только «голубой мечтой» (хотя уже в 1753 году в Иркутске открылась Навигацкая школа).

«Широкая благотворительность, коллекционерство и поддержка всякого рода культурных

начинаний были особенностью русской торгово-промышленной среды» [1, с. 104]. Иркутск не стал исключением. Как писал иркутский писатель Иван Тимофеевич Калашников, «богатейшими купцами» в начале XIX века «были: Сибиряков, Мыльников, Дудоровский, Сизов, Старцовы; потом возникли Трапезниковы, Баснины, Медвед-никовы, Чупаловы...». Отдельно И.Т. Калашников выделяет Николая Семёновича Чупало-ва (1754-1818) - «делая много добра, он выстроил каменный дом для больницы» [2, с. 270.]. Кроме этого, Н.С. Чупалов построил ограду Вознесенского монастыря. А также вышли «Описания чудес св. Иннокентия, напечатанные в первый раз иждивением иркутского купца Николая Семеновича Чупалова в 1805 г. в Иркутске». Об этом упо-

минает иркутский библиотекарь С.С. Попов в своей работе «Святитель Иннокентий Иркутский» («Русский паломник»), напечатанной в 1887. N 25. С. 303 [3]. В 1782 году губернатор Ф.Н. Кличка обратился к иркутским купцам с просьбой пожертвовать деньги на строительство краеведческого музея и библиотеки. Деньги дали Мельниковы, Дудоровские, Медведниковы, Трапезниковы, Баснины, Сибиряковы и Бутины. Купцы жертвовали и на строительство церквей. Преображенская церковь была построена с помощью Стефана Яковлевича Игнатьева, Ивана Никитича Сухих и Ефимия Андреевича Кузнецова.

Я хочу рассказать хотя бы о нескольких меценатах, имена их до сих пор с благодарностью вспоминают иркутяне. Семён Семёнович Дудоровс-кий создал в городе первую оранжерею редких растений, коллекционировал книги о Сибири, картины, скульптуры и художественную мебель. Евфимий Андреевич Кузнецов (1783-1850) пожертвовал много денег в помощь жителям Амура, давал деньги на училища для девочек и духовную семинарию, а также на Девичий институт. А на набережной Ангары до сих пор работает больница, построенная на деньги Е.А. Кузнецова. Горожане так и зовут её «Кузнецовской», «Куз-нецовкой». Василий Николаевич Баснин (17991876), один из представителей династии купцов Басниных, был страстным коллекционером книг, журналов, в его коллекцию входили и гравюры. Книги Василий Николаевич давал читать горожанам. Позже В.Н. Баснин подарил свою коллекцию гравюр Румянцевскому музею в Москве. В.Н. Баснин создал оранжерею, вёл переписку с известными учёными-ботаниками, «содействовал развитию театра, местного оркестра и хора» [4, с. 266]. В 1850-1854 годах он был городским головой.

Иван Степанович Хаминов (1817-1884). Его имя связано с созданием в Иркутске учебных заведений для девочек (в городе были две Хаминов-ские женские гимназии), училищ и приютов. Среди представителей иркутского купечества в этой деятельности И. С. Хаминову равных не было.

Елизавета Михайловна Медведникова (17871828). Вдова купца Логина Фёдоровича Медвед-никова. По завещанию Е.М. Медведниковой был создан Сиропитательный дом для девочек. Александра Ксенофонтовна Медведникова (18151899) (дочь Ксенофонта Михайловича Сибиряко-ва, жена Ивана Логиновича Медведникова) «распределила так» свой капитал: «500 тысяч рублей

на устройство в Иркутске больницы для хроников» (теперь это курорт «Ангара» в сосновой роще над рекой Иркут), «100 тысяч рублей бедным Иркутска, 500 тысяч рублей церквам и монастырям, причём каждой церкви Москвы и Иркутска по 100 рублей на годовой сорокоуст» [5, с. 414].

Дмитрий Васильевич Плетюхин. В его доме «на Большой улице против часовни» на углу улиц Большая и Ивановская (теперь улицы К. Маркса и Пролетарская) 14 ноября 1890 года состоялся первый спектакль иркутского театра после пожара 28 октября. Были поставлены «Преступление и наказание» - драма в двух частях - А. Бело и шутка А.П. Чехова «Предложение» [5, с. 222].

О династии купцов Трапезниковых вообще можно написать большую книгу. «Основателем её» был «Иаков Трапезников», который «прибыл в Иркутск во второй половине XVII века» [4, с. 33]. За ним шли Пётр Дмитриевич Трапезников (17481815), иркутский 1-й гильдии купец; его сыновья: Николай; Филипп (1772-1854) - «почётный гражданин, иркутский 1-й гильдии купец»; Никанор; Константин (1790-1860) - «потомственный почётный гражданин, иркутский 1-й гильдии купец. Константин был городским головою, старостой Воскресенской церкви, пять тысяч рублей он отдал на обучение сыновей бедного сословия наукам и ремёслам», и Андрей. «Когда в 1890 году в Иркутске сгорел деревянный театр, А.К. Трапезников пожертвовал на строительство три тысячи рублей». Иннокентий Трапезников (внук Петра Дмитриевича Трапезникова) основал в Знаменском предместье ремесленно-воспитательное заведение им. Никанора Петровича Трапезникова. Дети Никанора Петровича и Парасковьи Степановны: Александра (жена купца Портнова) -пожертвовала 20500 рублей на духовную семинарию [5, с. 404]), Аграфена (жена Платона Петровича Сукачёва, мать Владимира Платоновича Сукачёва). Платон Петрович Сукачёв пожертвовал «для Девичьего института Восточной Сибири 171 рубль, библиотеке иркутской прогимназии в 1868 году он подарил 230 предметов минералогической и зоологической коллекции» [4, с. 25].

Владимир Платонович Сукачёв (1849-1920). Он внёс деньги на техническое училище (1882 год), на экспедицию Г.Н. Потанина (1883 год). «6 ноября 1883 года пожертвовал Географическому обществу 143 тома книг о Восточной Сибири». Также Владимир Платонович «пожертвовал место для Глазковского училища» (в 1887 году). Кроме

этого, В.П. Сукачёв пожертвовал городу «усадебное место с жилыми постройками и 10 тысяч рублей на устройство колонии для малолетних преступников» (в 1897 году) [4, с. 49, 236-237, 240]. В 1870-е годы В.П. Сукачёв начал собирать картины: «Бедный ужин» В.М. Максимова, «Мальчик с гармоникой» М.А. Кудрявцева, «Лесной ручей» Г.Г. Мясоедова и «Вид города Аркашона»

A.П. Боголюбова, «Нищая» И.Е. Репина. С этого и началась его картинная галерея (теперь коллекция картин В.П. Сукачёва стала основой коллекции Иркутского художественного музея имени

B.П. Сукачёва). С 1885 года Владимир Платонович Сукачёв два срока был в должности городского головы Иркутска. В 1894 году он «пожертвовал 10200 рублей на строительство иркутского театра». А 2 декабря «по заказу городского головы» гимназистам показывали спектакли «Ревизор» и «Дочь русского актёра». Городской голова Иркутска (1885-1898), Владимир Платонович Сукачёв «всегда отстаивал необходимость гармоничного развития ребёнка». Основными компонентами гармоничного развития В.П. Сукачёв считал «всестороннее образование, трудовое воспитание, знакомство детей и с отечественным, и с мировым искусством (литературой, театром, музыкой, изобразительным искусством) [4, с. 100, 239]. После последнего пожара театр в Иркутске восстанавливали, что называется, всем миром. Список пожертвователей приведу полностью: мы должны быть благодарны им за то, что в Иркутске есть красивое здание драматического театра.

«Городской голова» (В.П. Сукачёв. - Р. К.) обратился к генерал-губернатору А.Г. Горемыки-

ну с предложением пригласить к себе видных купцов и крупных золотопромышленников и призвать их к пожертвованию средств на строительство театра в Иркутске...» Внесли: «Владимир Платонович Сукачёв - 10200... По 30000 Яков Андреевич Немчинов и Иннокентий Михайлович Сибиряков; по 25000 - Пётр Александрович Си-верс, Юлия Ивановна Базанова, Валентина Ивановна Базанова (Тельных). По 5000 - Андрей Яковлевич Немчинов, Александр Михайлович Сибиряков, Николай Львович Родионов. По 3000 - Андрей Константинович Трапезников, Иван Флегонтович Голдобин. По 2000 - Василий Федотович Колыгин, Степан Михайлович Тельных. По 1000 - Анна Ивановна Громова, Александр Федорович Второв, Алексей Евграфович Кухтерин и А.И. Шапельский» (к сожалению, мне так и не удалось найти, как же его звали. - Р. К.). 500 рублей внёс Андриан Павлович Пятидесятников (или Андриан Петрович). Первый владел столярными и малярными мастерскими, второй -чайными магазинами, и оба пожертвовали деньги на строительство театра, а в книге А.Д. Фатьянова не указываются имена и отчества в списке тех, кто жертвовал на театр. Феодосий Иванович и Пахолков также дали по 500 рублей. По 30 рублей пожертвовали Иван Александрович Мыльников, Иван Яковлевич Чурин. Последовали ещё взносы: по 1000 рублей - Андрей Яковлевич Немчинов, барон Б.Г. Гинзбург (сын барона Горация Г инзбурга). По 3000 - Андриан Павлович и Яков Григорьевич Патушинские. По 2000 - Прокопий Николаевич Верховинский, Михаил Дмитриевич Бутин. 1759 рублей пожертвовал Борис Григорь-

Рис. 1. Иркутский драматический театр (построен в 1898 году, архитектор Виктор Александрович Шретер) [6]

евич Патушинский. По 1000 рублей внесли Семён Семёнович Кальмеер, Крутер, Никифор Иванович Новицкий, Исай Матвеевич Файнберг; 800 рублей - Ефимий Иванович Замятин; 600 рублей - Александр Бенедиктович Валлернер; по 500 рублей - Василий Федотович Колыгин, Фёдор Харлампьевич Пушников; 400 рублей - Семён Иванович Толченов; 300 рублей - Диомид Васильевич Самсонов [4, с. 70-71, 316]. А купец Василий Андреевич Белоголовый (1875-1930) пожертвовал на строительство театра стёкла.

А вот данные в «Летописи города Иркутска за 1881-1901 гг.» Нита Степановича Романова немного отличаются от данных, приводимых Алексеем Дементьевичем Фатьяновым: Н.С. Романов говорит не о Валентине Ивановне Базановой, а о дочери Юлии Ивановны - Варваре Петровне (по мужу Кельх). Вместо Ивана Флегонтовича Голдобина он называет Е.И. Голдобина, а вместо

A.И. Шапельского - А.И. Шанявского и Ке. В состав театрально-строительного комитета вошли: «архитектор Кудельский, П.И. Звонников,

B.А. Рассушин, Иван Александрович Мыльников, Андриан Павлович Пятидесятников, Семён Семёнович Кальмеер, Василий Васильевич Жарников» (В.В. Жарников был бухгалтером комитета). Кроме того, у А.Д. Фатьянова сказано, что А.П. Патушинский внёс дополнительно 3000 рублей на строительство театра, а Н.С. Романов говорит о Л.Г. Патушинском. Ещё внесли: А.Р. Кухтерин - 1000 рублей, общество Николаевского железоделательного завода - 5000 рублей (этих данных в перечне А.Д. Фатьянова нет) [5, с. 373-374; 4, с. 267].

Можно долго говорить и о династии Базановых. Иван Иванович (1813-1883) завещал «более 600 тысяч рублей на благотворительные нужды. Кроме того, на создание специальных капиталов для Базановского приюта и детской больницы было передано 507000 рублей и 642000 рублей, соответственно». А после кончины И.И. Базанова, распоряжался капиталами муж дочери И.И. Базанова Екатерины Пётр Александрович Сиверс [7]. В апреле 1887 года П.А. Сиверс «пожертвовал в распоряжение генерал-губернатора Восточной Сибири 10000 рублей для раздачи через Иркутское благотворительное общество в единовременные пособия беднейшим из жителей города» [5, с. 153].

После смерти П.А. Сиверса наследницей капиталов И.И. Базанова стала его невестка Юлия

Рис. 2. Ивано-Матрёнинская детская больница (она названа в честь И.И. Базанова и его жены Матрёны и работает как детская больница до сих пор) [8]

Ивановна. В 1897 году Юлия Ивановна «пожертвовала 150000 рублей на устройство в Иркутске бактериологической пастеровской станции» [9, с. 390] Она жертвовала и на «приют для арестантских детей, детский сад, Базановский воспитательный дом, Казанскую церковь, кафедральный собор, женскую гимназию, сиропитательный дом Е. Медведниковой, библиотеки Иркутска. За свою огромную подвижническую деятельность Ю.И. Базанова была удостоена золотой медали на Анненской ленте (1897 г.) и звания почётной гражданки Иркутска (в 1909 г.)» [7]. Дочь Ю.И. Базановой Варвара Петровна Кельх также занималась благотворительностью (часто делала пожертвования вместе с матерью).

От центральных областей Российской империи Сибирь отличалась тем, что здесь относительно спокойно жили вместе люди разных национальностей и вероисповедания. В Иркутске было несколько купцов евреев: это уже упоминавшиеся Семён Семёнович Кальмеер - «гласный Иркутской городской думы, потомственный почётный гражданин, владелец магазинов мануфактуры и модных товаров. Пожертвовал 12 тысяч рублей на нужды евреев» [4, с. 286], Исай Матвеевич Файнберг, а также Давид Михайлович Кузнец, Яков Савельевич Домбровский и другие.

Исай Матвеевич Файнберг. «Купец, домовладелец». «1 октября 1907 года «еврейской общине» было «разрешено при еврейской начальной школе открыть ремесленные классы» на капиталы Исая Матвеевича Файнберга и Я. Кремера (как его звали, найти, к сожалению, не удалось). А «на пожертвования братьев Абрамовых, Исая Матвеевича Файнберга и Боннер» вместе с день-

гами, которые дало Иркутское погребальное братство, «открылся ...дом призрения престарелых евреев». Яков Давидович Фризер (1869-1933) -золотопромышленник, «пожертвовал 10 тысяч рублей на библиотеку Иркутского университета» [9, с. 58, 95, 526].

На деньги братьев Загидуиллы и Шайхуллы Шафигуллиных была «устроена в Иркутске мечеть, построено для неё каменное здание». А На-фиса, жена Шайхуллы, стала «попечителем школы для девочек» [10].

К сожалению, рамки статьи не позволяют рассказать обо всех купцах-меценатах нашего города, их было очень много. Жители Иркутска должны благодарить их за красивейшие здания, которые украшают центр города. За театр (названный позже драматическим) и музей... За здание Общественного собрания... В этом здании находились: (по хронологии смены названий) Благородное собрание, Дворянское собрание, Общественное собрание, затем Клуб Октябрьской Революции, Театр музыкальной комедии (сейчас это филиал Театра юного зрителя). Правда, сначала (в 1847 году) деревянное здание Благородного собрания строилось «в публичном саду у Спасской церкви, против губернского правления». Деньги собрали «с чиновников и купцов», и управлял постройкой «штабс-лекарь Иван Сергеевич Персин». Здание построили 16 сентября 1847 года. В строительстве здания Благородного собрания «принимал активное участие» генерал-губернатор Николай Николаевич Муравьёв (это позже он станет графом Муравьёвым-Амурским). Потом Благородное собрание перевели на Большую (сейчас К. Маркса) улицу. А красивое здание на улице Амурской (сейчас ул. В.И. Ленина)» было построено в конце XIX века «по проекту архитектора Владимира Александровича Рассушина» [11, с. 130-132].

За дома купцов Второва (Дворец пионеров, с которым связана жизнь очень многих иркутян) и Сибирякова (Научная библиотека ИГУ), за База-новский приют («глазная клиника», как говорят в -городе), за «Кузнецовскую» и Ивано-Матрёнинс-кую больницы, церкви и мечеть... Вот только, к сожалению, не сохранилось великолепное здание Казанского собора (он был взорван в 1932 году).

Библиографический список

1. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М.: Столица, 1990. - 349 с.

2. Калашников И. Т Записки иркутского жителя // Записки иркутских жителей / Сост. М. Д. Сергеев. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990. -

С. 255-396.

3. Чернышова Н.К. Жития св. Иннокентия Иркутского в дореволюционном российском книгоиздании. - Режим доступа: http://mюn. isu.ru/ pub/sb-confess/2 2.html

4. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990. - 352 с., ил.

5. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. / Под ред. С.Ф. Коваля. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993. - 544 с., ил.

6. http://kшo-teatr. ru/teatr/history

7. Сайт семьи Базановых: http://www.bazanov.info

8. Контышева О. Ивано-Матрёнинская детская больница // Копейка. - 2007. - 18 апреля.

9. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. / Вступ. ст. Н.В. Куликаускене. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. - 554 с., ил.

10. Бобкова Г.И. Мусульманская община Иркутска в конце XIX - начале XX веков // Конфессии народов Сибири в XVII - начале XX вв.: развитие и взаимодействие: материалы Всерос. науч. конф. (3-4 февр. 2005 г.). - Иркутск, 2005.

11. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во. - 192 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.