Научная статья на тему 'ИРБИТСКАЯ ЯРМАРКА И КУПЕЧЕСТВО ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ (ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII - НАЧАЛА XIX ВВ.)'

ИРБИТСКАЯ ЯРМАРКА И КУПЕЧЕСТВО ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ (ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII - НАЧАЛА XIX ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯРМАРКА / КУПЕЧЕСТВО / ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ИРБИТ / ПУШНИНА / ТОВАР / ГОСТИНЫЙ ДВОР / ЛАВКА / ТОРГОВЛЯ / FAIR / MERCHANTS / TOBOLSK PROVINCE / IRBIT / FUR PELTRIES / GOODS / GOSTINYI DVOR / SMALL SHOP / TRADE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Задорожняя Ольга Анатольевна

В статье исследуется проблема участия купечества городов Тобольской губернии последней четверти XVIII - первой четверти XIX вв. в Ирбитской ярмарке в качестве поставщика, продавца и покупателя. Показан основной и второстепенный ассортимент товара, в котором заинтересованы зауральские купцы. Выделена роль Ирбитской ярмарки для купечества Западной Сибири как основного центра торговли с российскими оптовыми торговцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRBIT FAIR AND MERCHANTS OF TOBOLSK PROVINCE (THE LAST QUARTER OF THE 18TH AND EARLY 19TH CENTURIES)

The article examines the problem of the participation of the merchants of the Tobolsk province cities in the last quarter of the 18th and early 19th centuries in the Irbit Fair as a supplier, a seller and a buyer. The main and minor range of goods is shown, in which the Zauralsk merchants are interested. The role of the Irbit Fair for the merchants of Western Siberia as the main center of trade with Russian wholesale traders is singled out.

Текст научной работы на тему «ИРБИТСКАЯ ЯРМАРКА И КУПЕЧЕСТВО ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ (ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII - НАЧАЛА XIX ВВ.)»

УДК 94(571.12)

Задорожняя О. А.

Zadorozhnyaya O. A.

ИРБИТСКАЯ ЯРМАРКА И КУПЕЧЕСТВО ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ (ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII - НАЧАЛА XIX ВВ.)

IRBIT FAIR AND MERCHANTS OF TOBOLSK PROVINCE (THE LAST QUARTER OF THE 18th AND EARLY 19th CENTURIES)

В статье исследуется проблема участия купечества городов Тобольской губернии последней четверти XVIII - первой четверти XIX вв. в Ирбитской ярмарке в качестве поставщика, продавца и покупателя. Показан основной и второстепенный ассортимент товара, в котором заинтересованы зауральские купцы. Выделена роль Ирбитской ярмарки для купечества Западной Сибири как основного центра торговли с российскими оптовыми торговцами.

The article examines the problem of the participation of the merchants of the Tobolsk province cities in the last quarter of the 18th and early 19th centuries in the Irbit Fair as a supplier, a seller and a buyer. The main and minor range of goods is shown, in which the Zauralsk merchants are interested. The role of the Irbit Fair for the merchants of Western Siberia as the main center of trade with Russian wholesale traders is singled out.

Ключевые слова: ярмарка, купечество, Тобольская губерния, Ирбит, пушнина, товар, гостиный двор, лавка, торговля.

Keywords: fair, merchants, Tobolsk province, Irbit, fur peltries, goods, Gostinyi dvor, small shop, trade.

Ярмарочная форма торговой деятельности способствовала при отсутствии регулярного транспортного сообщения между регионами обмену товарами собственного производства и транзитными. Для купечества Тобольской губернии в указанный период Ирбит был единственным торговым центром для приобретения европейского и сбыта азиатского, китайского и сибирского товара. Эта ярмарка играла роль от мелкого торжка до оптового рынка, который был привлекательным для различных категорий торговцев [12, c. 31]. Отметим, что здесь велась торговля как в розницу для низших сословий, так и оптом для состоятельного купечества. Сроки проведения ярмарки были определены еще во времена царствования Михаила Федоровича: конец января - март месяц, что позволяло побывать во многих обменных центрах Сибири, в том числе Кяхте [10, c. 134]. Пик торговой активности приходился на вторую половину февраля и длился до середины марта. Как правило, к этому времени прибывали российские, иностранные поставщики европейского товара и начинался обмен на товары сибирского купечества.

Также важнейшим аспектом для сохранения и развития Ирбита являлись исторические события конца XVIII в.: статус города небольшой населенный пункт получил, после того как жители не только не поддержали восстание Е. Пугачева, но и оказали сопротивление, создав отряд для сопротивления мятежникам [5; 6, c. 317]. В знак благодарности Екатерина Вторая разрешила жителям не строить обязательные торговые помещения, а вести торговлю в собственных домах или постоялых дворах. Этой привилегией пользовались все купцы, в том числе сибирские, имеющие собственные или арендованные дома и торговые помещения. Оптовая торговля проводилась в закрытом помещении без присутствия лишних людей, а розничная - только на рыночной площади.

Тобольский губернатор Чичерин приказал создать в городе магистрат, ратманов для которого каждый город Тобольской губернии должен был присылать на 1 год [11, c. 48].

Так, обязанности ратманов выполняли тобольский купец Смирноборовков, туринский купец Красиков, вновь записавшийся купец Архимандритов [13, с. 31].

Ирбит стал самым западным торговым центром для купечества Западной Сибири, а Макарьевская - для Восточной Сибири. Такое разделение не только ослабляло конкуренцию во внутренних районах Сибири, но и привлекало в качестве торговцев различные слои населения, которые могли приобрести в одном месте российские, немецкие, китайские, персидские и бухарские товары. Сюда же приезжали «греки, армяне, евреи, бухарцы из владений калмыцкого князя Галдана-Церена: ...и всякий товар привез с собой своей земли и провез через Архангельск вино, французскую водку и прочие...» [15, с. 300]. В начале XIX в. в «Казанских Известиях» публиковались ежегодные отчеты об Ирбитской ярмарке, где «купцы были почти всех городов Российских и сверх того Армяне, Бухарцы, Ташкенцы, Татары Казанские и тамошних губерний» [16, с. 244].

По данным источников, в 1814 г. и 1816 г. на ярмарке постоянно присутствовало 287 (всего 290) и 421 (423) гильдейских купца (см. табл. 1). В 1816 г. Ирбитскую ярмарку посетило на 183 купца больше, чем два года назад. В целом наблюдалось увеличение численности торговцев, в том числе за счет купцов из центра России - на 71 человека, Поволжья - на 19 человек, Урала - на 12 человек. Больше всего увеличилось число приезжающих купцов из сибирских городов на 75 человек.

Таблица 1

Количество купцов, торговавших в Ирбите в 1814 г., 1816 г.

[15, с. 300-301; 16, с. 244-245]

Регион 1814 год 1816 год

человек % человек %

Сибирь 107 36,9 182 38,5

Урал 64 22 76 16

Европейская Россия (без Поволжья) 84 29 155 32,8

Поволжье 31 10,7 50 10,6

другие территории России 4 1,4 10 2,1

Всего 290 100 473 100

На Ирбитской ярмарке присутствовали купцы из обеих частей Сибири, но численное преимущество было у представителей Западной Сибири. Если обратиться к губерниям, то первенство принадлежало городскому купечеству Тобольской губернии, на которых приходилось в 1814 г. - 26,6%, в 1816 г. - 16,3% от общего числа. В Ирбите в 1814 г. на ярмарке торговало 77 купцов из 8 городов указанной губернии (Ишим, Курган, Омск, Тара, Тобольск, Тюмень, Туринск, Ялуторовск), в 1816 г. из 10 городов (дополнились к первому списку - Березово и Сургут). На Ирбитскую ярмарку приезжали тобольские купцы (1814 г. - 24, 1816 г. - 43 человека), тюменские (12,11), ишимские (30,4), туринские (3,6), тарские (1,6) курганские (4,1), ялуторовские (2,1), омские (1,1), березовские и сургутские (1816 г. по 4 человека). Так, все города Тобольской губернии были представлены собственным купечеством, что обеспечивало местный рынок товарами из Ирбита. В документах отсутствуют данные о численности иностранных купцов, например, в 1831 г. их было 53 человека [4].

Особое положение Ирбита среди ярмарок России обеспечивало «обязательное участие» в торгах королевского товара, которым для купечества Тобольской губернии была мягкая рухлядь (см. табл. 2). Вся вывозимая из Сибири пушнина сбывалась «высокого качества» на Ирбитской, а «худшего качества» - в Кяхте.

Далее мягкая рухлядь поставлялась на запад России, так как российские купцы являлись только перекупщиками сибирского товара для Европы. Конечно, спрос на

различные виды пушного зверя диктовался европейским рынком, например, шкурки зимнего бобра шли на мужские шубы, летние бобры - на шляпки, а жирные бобры на верхнюю одежду.

«Прямая торговля, т.е. торговля, производимая непосредственно с нацией, у которой покупают из первых рук, гораздо выгоднее», - отмечал Дьяконов. Но купечество Тобольской губернии предпочитало быть только поставщиками товара для российских перекупщиков. Предположим, что тобольский, ишимский или омский купец отправился в Курск, Варшаву или Париж. Этот путь занял бы около года, т.е. купец не посетил бы ни Кяхтинскую, ни местные ярмарки. Но и российский купец не смог бы сбыть свой товар в Ирбите, т.е. нарушение движения королевского товара в одном месте вызвало бы «хаос» на всероссийском рынке. Даже начатая не вовремя Кяхтинская ярмарка отражалась на Ирбите - «Кяхтинские отпуска двумя месяцами опоздали <...>, следовательно, <...> Ирбитская ярмарка осталась без китайских товаров, что вексельный курс там будет туг... легко можно предугадать, в какой тон, повсюду взойдут цены на чай, китайку» [15]. Да и поездку в европейскую часть России купцы Тобольской губернии считали «весьма дорогим удовольствием» из-за больших дорожных расходов и вынужденного повышения цен на товары.

В первой четверти XIX в. наблюдалось некоторые колебания товарооборота Ирбитской ярмарки в сторону увеличения. 1816 г. являлся некоторым исключением из-за ограниченности в несколько лет китайской торговли по политическим мотивам и восстановления народного хозяйства Российской империи после Отечественной войны 1812 г. Купечество в 1824 г. смогло доставить товара на 5 162 805 рублей больше чем десять лет назад. При этом на товар гильдейских купцов Западной Сибири в среднем приходилось от 60 до 70%.

Таблица 2

Соотношение привезенного и проданного товара на Ирбитской ярмарке

(1803-1824 гг.) [7, а 430; 15, 16]

Год Объем товарооборота (рублей)

привезено продано

1803 * 3.692.500

1814 2.015.800 3.871.910

1816 11.907.125 20.281.725

1824 7.178.605 5.457.847

Примечание: данные отсуствуют.

Ирбит имел две важных особенности, связанные с товаром: не весь товар купцам удавалось продать; часть не проданного товара купцы оставляли до следующей ярмарки. Поэтому в документах нередко сумма проданного товара превышала общую оценку привезенного. Так, в 1814 г. Ирбит «был переполнен» товаром из Степи, Кяхты и внутренних территорий Сибири, доставленный сибирскими купцами. Повысился спрос на шелковые ткани, которых было ввезено немного, но с прошлого года остался запас - это позволило удовлетворить потребности покупателей полностью [14]. Среди непроданного товара чаще всего упоминались шелковые и бумажные ткани [20, а 3-6].

Ассортимент Ирбитской ярмарке состоял из товаров, привезенных российскими, иностранными и сибирскими купцами. В 1785 г. последними были куплены таганрогская бакалея, грецкие и волоцкие орехи, изюм, чернослив, рожки, винные ягоды и немного деревянного масла [9]. Большая разница между ярмарочными ценами и продажными на местах обеспечивала прибыль купцов, например, на 2 тысячи наличных рублей можно было купить 10 тысяч пудов ржаной муки, 4 тысячи четвертей овса, 100 лошадей, 400 коробов или хороший дом с надворными постройками в Ирбите. Не только сибирское, но

и российское купечества не имело достоверных сведений о ситуации на мировом рынке, поэтому не всегда могли предугадать спрос на конкретные товары. После Отечественной воны 1812 г. из-за разорения промышленных предприятий товара было из центра мало.

Вторую группу товара привозили купцы в основном Тобольской и Томской губерний: китайка, различные бумажные изделия, «пряденая бумага», шелковые ткани и т. д. После 1810-х гг. наблюдался высокий спрос на мед, который стали продавать за серебро, а пушнина ежегодно повышалась в цене от 5 до 10 рублей. В описи товаров тарского купца за 1772 г. М. Бекешева указаны группы товаров, которые были доставлены в Ирбит: ушканины (5 294 штуки), медведей (5), соболей (26), хвостов собольих (28), красных лисиц (45), волков (4), хорьков (627), рыбного клея (38 фунтов), коровьего масла (60 пудов) [1; 2, л. 1 об.]. Купец распродал весь товар, полученная прибыль была в два раза больше предполагаемой. В целом пушнина в указанный период пользовалась большим спросом среди покупателей. Это связано с тем, что помимо самих гильдейских купцов на ярмарке присутствовала группа закупщиков товара из других регионов.

Большая часть российского и европейского товара покупалась купцами Тобольской, Томской, Енисейской, Пермской, Оренбургской губерний и Омской области. Для организации торговой деятельности в Ирбите был построен каменный гостиный двор, в котором число лавок с 158 увеличилось до 272, большинство сдавалось в аренду [12, с. 300]. Например, лавки сибирского купечества в 1814 г. были заполнены самым востребованным товаром в гостином дворе: 10 - с чаем и китайкой, 9 - с кожей; вне гостиного двора: 20 лавок с рыбой, шелковыми и другими товарами, 5 - с пушниной [19, с. 300]. При необходимости на торговой площади города устраивали 152 временных балагана для продажи в розницу штучного товара и продуктов питания [3, с. 247-249].

При достаточно большом объеме привезенного товара у купцов была возможность купить его по низким ценам, но отсутствие в стране стабильной финансовой системы не позволяло это делать. Поэтому купцы вынуждены были обращаться к «заимодавцам», т.е. частным лицам, но и они оказались не готовы к такой ситуации. Из-за отсутствия товара или не продажи часть срочных кредитов оказалась неоплаченной и продлевалась до Макарьевской ярмарки, где была надежда на получение наличных деньг. Расплатиться за товар сразу купцы не могли также по причине большого ассортимента товара и длительного периода ярмарки. Ишимские купцы составляли «заключения условий по торговым записям с отсрочкой платежей до ярмарок...», в том числе в Ирбите и Шадринске [4, с. 171-174].

Таблица 3

Объемы оплаты за приобретенный товар на Ирбитской ярмарке (1814-1831гг.)

[14-16; 20].

Год Наличными Векселями Осталось товара на Всего рубль

рубль % рубль % рубль %

1814 2774060 55,3 1097850 21,9 1143890 22,8 5015800

1815 * * * * * * 9509765

1816 8803615 73,9 1478110 12,4 1625400 13,7 11907125

1831 * * * * * * 3396389-50

Примечание: данные отсутствуют.

Отсутствие кредитующих учреждений становилось важной проблемой сибирских ярмарок в целом. По данным Казанских Известий в 1813 г. купцы жаловались на отсутствие наличности. Так, в 1814 г. было продано товара на 5015800 рублей, из которых наличные было оплачено только 2774060 рублей или 55,3%, выписано векселя на -1097850 рублей или 44,7%. Нередко стороны приобретали товар в долг или с отсрочкой платежа,

например, в 1814 году сумма векселей составляла 20% от той, на которую был продан товар, в 1816 году - 15% [14-16].

Так, Ирбитская ярмарка в последней черти XVIII - первой четверти XIX вв. являлась одним из важных торговых центров для Зауральского края. Она выполняла роль не только крупного оптового пункта, но и мелкой ярмарки, торжка и даже биржи. В конце XIX века сибирские купцы в обращении к председателю Общества содействия промышленности и торговли графу Н. И. Игнатьеву писали: «Для торгового сословия Сибири Ирбитская ярмарка всегда имела, и будет иметь огромное значение как удобный пункт обмена сибирских произведений на фабрично-заводские изделия и, особенно, по торговым сношениям с богатыми заводами горного Урала, продукты которого приобретаемы для Сибири на Ирбитской ярмарке <...> Более чем двухвековое существование служит доказательством полного соответствия пункта, существующим требованиям, тяготевшего к нему промышленного района...» [8, а 120-125]. На протяжении вышеуказанного периода Ирбит оказывал большое влияние на появление новых купеческих сфер вложения капитала. Например, из-за отсутствия централизованных транспортных путей купцы стали заниматься доставкой груза как по сухопутным трактам, так и по рекам [16-19].

Литература

1. Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске»). Ф. 364. Оп. 1. Д. 68.

2. ГБУТО. Ф. 382. Оп. 2. Д. 43.

3. Древняя российская Вивлиофика. М. : изд. Н. И. Новиковым, 1791. Ч. 18. 455 с.

4. Завалишин И. Описание Западной Сибири. М.: В тип. Грачева, 1862. Т. 3. 414 с.

5. Заволжский Муравей. 1832. Ч. 1. № 1

6. Заволжский Муравей. 1832. Ч. 1. № 6.

7. Известия о Ирбитской ярмарке // Журнал Министерства Внутренних Дел. 1829.

№ 32.

8. Ирбитский ярмарочный листок. 1895. № 32.

9. Ирбитский ярмарочный листок. 1896. № 20.

10. Ирбитский ярмарочный листок. 1910. № 1.

11. Ирбитская ярмарка. Справочная книжка на 1915 г. Ирбит : Изд-во А. А. Аникина, 1915. 48 с.

12. Исследование Ирбитской ярмарки на основании переписи в феврале 1880 г. Пермь : Тип. Губернского правления, 1882. 302 с.

13. Казанские Ведомости. 1832. № 4.

14. Казанские Известия. 1813 г. № 17.

15. Казанские Известия. 1814 г. № 21.

16. Казанские Известия. 1816 г. № 66.

17. Казанские Известия. 1816 г. № 67.

18. Казанские Известия. 1816 г. № 68.

19. Казанские Известия. 1816 г. № 69.

20. Прибавление к Казанскому Вестнику. 1832. № 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.