♦
♦
удк 930.26(470.67) з.щ. Закарияев
ИРАНСКИЕ ШАХИ В АРАБСКОЙ ЭПИГРАФИКЕ ДАГЕСТАНА (по материалам новых нахолок надписей XVII - XVIII веков)
Статья посвящена анализу арабских надписей XVII - XVIII вв., которые были обнаружены автором в горных селениях южного Дагестана. В этих надписях, содержащих ценные сведения по истории и культуре Дагестана, упоминаются имена шахов Ирана. Авторские переводы сопровождаются историческими комментариями. Ключевые слова: арабская эпиграфика, Дагестан, Иран, шахи, история.
2.3Ь. 2акапуаеу
IRANIAN SHAHS IN THE ARABIC EPIGRAPHY OF DAGESTAN (on the bases of newly found inscriptions OF XVII - XVIII centuries)
The article deals with the analysis of the Arabic inscriptions of XVII-XVIII centuries, found by the author in the mountain villages of South Dagestan. The inscriptions, containing valuable data on history and culture of Dagestan, refer to the names of Iran shahs. The authors translations are accompanied by historical comments.
The key words: Arabic epigraphy, Dagestan, Iran, shahs, history.
Эпиграфические памятники на арабском языке -один из важнейших источников по истории и культуре Дагестана. Благодаря арабским надписям мы узнаем уникальную информацию, часто отсутствующую в других исторических источниках. Это не только сведения о политической, социально-экономической, идеологической и культурной жизни Дагестана. Надписи сообщают важную информацию о разнообразных связях Дагестана с соседними регионами.
Малоисследованной стороной дагестанской эпиграфики является ее пласт, повествующий о политических и культурных связях Дагестана с Ираном - одним из крупнейших государств мусульманского Востока. В частности, имена различных иранских шахов фигурируют в ряде эпиграфических надписей Дагестана, часть из которых составлена на персидском языке. Большинство этих надписей представляют собой строительные тексты. Среди имен иранских правителей в этих надписях чаще всего упоминаются шахи Сефевидской династии (1501 - 1722 гг), а также знаменитый Надир-шах Аф-шар (убит в 1747 г.).
С воцарением Сефевидов политическое и культурное влияние Ирана на Восточном Кавказе резко усиливается. В орбиту политического влияния Ирана оказался вовлечен и Дагестан, прежде всего Дербент с прилегающими районами. Именно в Дербенте были обнаружены почти все известные надписи с упоминанием иранских правителей.
В последние годы в ходе интенсивного поиска и исследования арабских надписей Дагестана нам удалось выявить и перевести на русский язык несколько текстов, где упоминаются иранские шахи. Примечательно, что все эти надписи, представляющие значительный интерес, выявлены в горных селениях южного Дагестана. В данной статье рассматриваются три такие надписи, обнаруженные на территории современных Курахского и Рутульского районов Республики Дагестан.
В горном лезгинском селении Гельхен (Курахский район) находится известная гробница шейха Ахмада, весьма почитаемая местным населением. Внутренняя
часть мавзолея состоит из двух камер, соединенных низким дверным проемом. Во второй (дальней) камере над могилой шейха установлена небольшая стела с врезной эпитафией из трех строк. Надпись выполнена арабским почерком «насх» и публикуется впервые:
»Л1
^ J У(_)> ^»? ^ ^С?^£
(«1) Обладатель этой могилы 2) шейх Ахмад, 3) - да простит их и всех Аплах!»)
Над входом во внутреннюю камеру вмонтирована прямоугольная плита с врезной надписью из пяти строк, выполненной каллиграфическим «насхом». Строки отделены друг от друга горизонтальными линиями. Эта надпись впервые была прочтена и переведена А. Р Шихсаидовым [3, с. 246 - 247]. Однако дешифровка и перевод этой ценной надписи были осуществлены не полностью, ибо чтение затруднял слой извести, покрывавшей текст
Во время посещения Гельхена в июле 2009 г. в составе археографической экспедиции Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН и Дагестанского государственного университета (руководитель экспедиции - проф. А.Р Шихсаидов) нам удалось расчистить надпись и сделать четкую фотографию, что позволило существенно дополнить и уточнить чтение и перевод. В частности, нами впервые прочтено название сооружения («мавзолей»), приводимое в начале текста, имя одного из заказчиков строительства, а также уточнено имя мастера-строителя, который назван суфием. Как оказалось, в надписи сообщается, что мавзолей был построен во время правления знаменитого иранского шаха из династии Сефевидов - Аббаса I. Предлагаемая нами новая редакция надписи и ее перевода выглядит следующим образом:
[М05] »Л» 1(^0гО ^£м1о .^с^ МОЬ JfC?^
... [ми] 4^0го J£І ^1м£ 6^6 ...
^1» £м1^ ^О ^с^ ^^^0 ^0“ ...
... .лр^О ?О »£^ 1^0 £^ц?»
есе^ Мо ^1» £^5 £0»? 1се£^0 ...
♦-----------------------------------------------------
(«1) [Построили] этот мавзолей (ал-кунбаз) Шабан и Мухаммад, сыновья Йусуфа, и Мухаммад 2) ... [сын] Мусы из селения Гельхен (Калхан) вилаййата Рича (Риджа), в подчинении Кумуха (Кумук)[во время правления]
3) шаха Аббаса в дату: тысяча тридцать первый год в ...
4) [месяце] рамадан по хиджре пророка, - да благословит его Аллах и приветствует! ... 5) Мастер (устад) суфи Махмуд б. Шахкули, да простит их всех [Аллах] .»)
Рамадан 1031 г. хиджры (мусульманское летоисчисление) соответствует 10.07. - 07.08.1622 г. Слово «мавзолей» передано в надписи термином «кунбаз» персидского происхождения. Проникновение персидских и тюркских слов в арабские тексты Дагестана усилилось в XVI - XVII вв., во время усиления политического и культурного влияния Ирана на Дагестан при династии Се-февидов. Впервые прочтено имя первого из приводимых в надписи заказчиков строительства - Шабан. Таким образом, мавзолей шейха Ахмада был возведен в правление иранского шаха Аббаса I Великого (1587 -1629), при котором Сефевидский Иран переживал пору расцвета.
Уверенно читается имя зодчего мавзолея - «суфий Махмуд». Следует отметить, что в гельхенской надписи 1622 г. зафиксировано самое раннее в дагестанской эпиграфике упоминание термина «суфий».
О самом шейхе Ахмаде известно очень мало. Судя по всему, он был суфием и одним из духовных авторитетов региона конца XVI - первой четверти XVII в. Нами установлено, что около двухсот лет назад часть потомков шейха Ахмада Гельхенского по неизвестным причинам переселились в соседнее лезгинское селение Ялак, расположенное на южных склонах Самурского хребта, в пределах современного Ахтынского района Республики Дагестан. Переселенцы были приняты в члены ялакского тухума «Салманар». Семейное предание о родстве с шейхом Ахмадом ал-Калхани передается среди его потомков из поколения в поколение. Примечательно, что среди мужчин этого рода встречается имя «Шейх» (в местном произношении - «Ших»).
В настоящее время мавзолей шейха Ахмада в Гель-хене является одним из наиболее известных и посещаемых в южном Дагестане. Сюда приезжают на зийарат верующие из различных уголков Дагестана.
Крупное лезгинское селение Курах (ныне райцентр Курахского района) - один из исторических центров южного Дагестана. Слева от входа в соборную мечеть Кураха установлена прямоугольная плита 48x33 см с врезными надписями. В центральном прямоугольном поле высечено четверостишие на персидском языке. По краю плиту окаймляет широкая эпиграфическая лента со строительной надписью на арабском языке:
6^ мо5 1 ^ 1» [с^^ ?] ^ 1 о 1<-!^
^1» £м1 ^ с5 ^1» 1^5 JCf“ 1^»
(«Построил (бана) этот дом Шах [Хосров ?] во время, когда умер шах Аббас и воцарился (хаййа) шах Сафи, -да простит его Аллах!»)
В этой уникальной надписи приводятся имена сразу двух иранских шахов Сефевидской династии: шаха Аббаса I Великого (1587 - 1629) и его преемника, шаха Сафи I (1629 - 1642). В Дагестане обнаружены лишь две арабоязычные надписи с упоминанием имени шаха Аббаса, и обе они выявлены нами на территории Ку-
рахского района. Имя шаха Сафи I зафиксировано в дагестанских надписях впервые. Внук шаха Аббаса Сам-мирза был назначен наследником после смерти своего отца и получил имя Сафи-мирза. Он взошел на трон в восемнадцатилетнем возрасте и вошел в историю под именем шаха Сафи I [1, с. 121]. Как явствует из надписи, она была составлена вскоре после смерти шаха Аббаса и воцарения шаха Сафи I, те. около 1629 г
Плита 37x25 см с комбинированной строительноисторической надписью обнаружена в древнем дагестанском селении Цахур в западной стене старого дома Саидова Тагира. Высокогорный Цахур расположен в верховьях реки Самур. Его населяет малочисленная дагестанская народность лезгинской группы - цахур-цы. Надпись из трех строк в плоском рельефе выполнена особенным каллиграфическим почерком «насх», характерным для эпиграфических текстов Дагестана XVIII - XIX вв.:
6^ м05 с^О
1 » И 5 JJ 1 ^ ^^с1о ^ 1 о"» ^
6^с ^ ^с^о 6с 1^1 ?£»е лД» £^»е ^с£
(«1) Построена (бана) эта благословенная мечеть во время прихода Тахмаз-2) шаха в область (вилайат) Дагестан. Он оставался в области (вилайат) 3) Кайтаг (Кайтах) [и провел] шестьдесят сражений с ними (жителями Кайтага. - 3.3.), но не смог одержать победу над ними и возвратился [без успеха]»)
Речь в надписи идет о строительстве в Цахуре мечети (вероятно, квартальной) в смутное и тяжелое для Дагестана время опустошительных военных походов Надир-шаха, который до коронации и принятия шахского титула носил, как известно, имя «Тахмасп-кули». О сражениях Надир-шаха с дагестанцами (в том числе и кайтагцами) сообщают и разнообразные нарративные источники дагестанского и восточного происхождения.
Вероятно, надпись была составлена в 40-е гг. XVIII в. В надписи приводится самое раннее в эпиграфических текстах упоминание названия исторической области «Кайтаг» (в форме «Кайтах») - тюркизированного варианта древнего дагестанского топонима «Хайдак».
Другая арабская надпись с именем «шаха Тахмаза» была обнаружена известным азербайджанским исследователем мусульманской эпиграфики Закавказья М.С. Неймат в цахурском селении Сувагиль (ныне За-катальский район Азербайджанской Республики). В строительной надписи о строительстве мечети в 1160 г.х. (1747 - 1748 гг) говорится, что мечеть была построена «в дни прибытия шаха Тахмаза» [2, с. 90]. По мнению М.С. Неймат, речь в надписи идет о картлийском царе Теймуразе, «который совместно с карабахским ханом совершал военные походы на Гянджу в 1162 г.х. (1748 -1749 г)». Азербайджанский ученый высказала предположение, что поход Теймураза проходил через Заката-лы [2, с. 205 - 206].
Обнаруженная нами строительная надпись из Ца-хура убедительно свидетельствует, что в обоих текстах под «Тахмаз-шахом» следует понимать именно шаха Надира, ибо царь Теймураз никогда не воевал в Кай-таге. Надир-шах, сумевший создать огромную империю и одержавший множество военных побед, встретил в Дагестане упорное сопротивление горцев. На-
♦
♦
дир-шах потерпел здесь тяжелые поражения, так и не сумев покорить дагестанцев. Он был убит, как известно, в мае 1747 г
1. Бакиханов А.К. Гюпистан-и Ирам. Баку: Элм, 1991.
2. Неймат М.С. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Баку: УЫБ, 2001. Т. 2. Арабо-персо-тюркоязычные надписи Шеки-Закатальской зоны (XIV - нач. XX вв.).
3. Шихсаидов А.Р Эпиграфические памятники X - XVII вв. как исторический источник. М.: Наука, 1984.
удк 94(47044) /-д. Колемасова,
П.П. Фролкин
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Авторы статьи изучают многие конкретные вопросы, связанные со вкладом населения Саратовской области в общую победу советского народа в Великой Отечественной войне. В статье рассмотрены социальные, экономические и политические аспекты этой темы, патриотическое движение жителей Саратовской области. В заключение сделан вывод о характере массового героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: Великая Отечественная, вклад, фронт, тыл, Саратовская область.
G.A. Kolemasova, P.P. Frolkin
THE SARATOV REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
The authors examine many specific issues related to the contribution of the population of the Saratov region to the common victory of the Soviet people in the Great Patriotic War. The article describes the social, economic and political aspects of this topic and the patriotic social movement in the Saratov region. The article concludes with the statement of the nature of mass heroism of the Soviet people during the Great Patriotic War.
The key words: Great Patriotic War, contribution, battle front, rear, the Saratov region.
Масштабность Великой Отечественной войны, значимость ее последствий и глубина исторической памяти о ней делают актуальным региональный аспект рассмотрения этого периода, который в истории Саратовского края соединяет героические и трагические составляющие времени. Проявлениями героизма служат подвиги саратовцев на фронте, патриотические почины и трудовые достижения на заводах и колхозных полях.
За период Великой Отечественной войны из Саратовской области было мобилизовано в Красную армию около 500 тыс. человек, что составляло четвертую часть всего населения края. Территория области стала местом формирования многих воинских частей, подготовки офицерских кадров в военных школах и училищах. Только до конца 1942 г отсюда было отправлено на советско-германский фронт 28 дивизий и бригад. Примечательно, что на саратовской земле создавались не только советские части, но и иностранные формирования. Так, осенью-зимой 1941 г в Татищеве была сформирована 5-я польская дивизия генерала Андерса. В декабре 1941 г. по этому поводу в Саратове побывал премьер-министр эмигрантского польского правительства Сикорский [1, с. 134]. Героизм выражался и в массовых патриотических движениях, например в добровольной мобилизации на производство и в армию. Летом 1941 г в Саратове была создана дивизия народного ополчения, из которой направлено на фронт более 30 тыс. обученных бойцов. 292 уроженца Саратовской области за время войны были удостоены звания Героя
Советского Союза, в их числе летчик Виктор Талалихин, политрук Василий Клочков, генерал Иван Панфилов, матрос Илья Калунов [8, с. 18].
День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу: они строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Так продолжалось долгих четыре года, в течение которых войска получали продовольствие, обмундирование и все, что им было необходимо. Действительно, героизмом является повседневный тяжелый труд саратовцев на своих рабочих местах. Они работали по 16 - 18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Особенно это относится к женщинам и подросткам. Женщины составляли 57% рабочих заводов и 85% трудоспособных колхозников области [7]. В мае 1942 г. саратовский авиационный завод посетил маршал К. Ворошилов и назвал его «детским садом», поскольку большинство рабочих завода составляли юноши и девушки 14 - 16 лет, которые в перерывах не только танцевали и пели, но играли во дворе в «чижики». Но этот «детский сад» выполнял все производственные программы. Завод за все время войны был дважды награжден орденами. В том же 1942 г. для детей колхозников 12 - 16 лет был введен обязательный минимум трудодней, который за редким исключением в Саратовской области выполнялся всеми сельскими школьниками [5, с. 23].
За годы войны в области было построено и введено в строй 40 промышленных предприятий и принято бо-