РАЗДЕЛ III. ВЛИЯНИЕ ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ
SECTION III. IMPACT OF THE POTSDAM CONFERENCE ON THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE ASIAN REGION
УДК: 327 JEL: N95, F50, D74
ИРАН ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ И ВЛИЯНИЕ ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НА ЕГО ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета,
Казань, Россия. Шагалов Вячеслав Александрович
ORCID: 0000-0002-8374-4245 Web of Science Researcher ID: M - 1457-2013 Author ID: 6603132438 sl_mail_59@mail. ru
Студентка
Института международных отношений Казанского федерального университета,
Казань, Россия Москвичёва Елена Александровна
elena.moskvi4yowa@yandex.ru
Аннотация
Цель. В статье предпринята попытка проанализировать влияние Потсдамских решений на положение Ирана после окончания второй мировой войны. Для наиболее полного раскрытия данной проблемы необходимо исследовать как имевшийся экономический и военный потенциал Ирана, его основные внутренние проблемы и противоречия, так и взаимоотношения государства с основными центрами силы накануне начала второй мировой войны. Данное исследование, в определенной степени, поможет объяснить современное положение Ирана в системе международных отношений.
Методы. Проводится исследование роли государства Иран в формировании биполярной системы на основе опубликованных воспоминаний о данном периоде иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, материалов Потсдамской конференции, а также отечественной и зарубежной историографии. Используются ретроспективный, историко-сравнительный и историко-генетический методы.
Результаты. В статье представлены мало исследованные ранее аспекты участия Ирана во второй мировой войне и особенности его взаимодействия с государствами антигитлеровской коалиции. Авторы пришли к выводу, что именно Иранский кризис 1946 года заложил основу противостояния двух сверхдержав - СССР и США и ознаменовал начало Холодной войны, придав ему характеристики биполярности вплоть до 1991 года. Кроме того, Иранский кризис впервые показал политику «двойных стандартов» международного сообщества в осуждении действий СССР.
Научная новизна. Данная проблема по-прежнему является изученной в недостаточной степени, так как точки зрения представителей отечественной и зарубежной историографии кардинально различаются по многим ключевым аспектам. Комплексный подход и изучение взглядов и мнений отечественных и зарубежных исследователей позволили составить наиболее глубокий и всесторонний анализ положения Ирана.
Практическая значимость. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что для стран-союзниц занятая Ираном позиция во Второй мировой войне имела большое значение. Первоначально заявленный нейтралитет, а впоследствии объявление войны нацистской Германии со стороны шахского правительства позволило союзникам занять наиболее благоприятное геостратегическое положение на Среднем Востоке, осуществлять поставки по ленд-лизу через территорию страны и обеспечить Советскому Союзу безопасность на своих южных границах.
Ключевые слова: Иран, СССР, США, Вторая мировая война, Холодная война, Западный Азербайджан, антигитлеровская коалиция.
Конфликт интересов: авторами не заявлен.
IRAN IN THE SECOND WORLD WAR AND THE IMPACT OF THE POTSDAM CONFERENCE ON ITS POST-WAR DEVELOPMENT
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of International Relations, World Politics and Diplomacy, Kazan Federal University, Kazan, Russia.
Shagalov Vyacheslav Alexandrovich ORCID: 0000-0002-8374-4245 Web of Science Researcher ID: M - 1457-2013 Author ID: 6603132438 sl_mail_59@mail. ru
Student of the Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russia Moskvicheva Elena Alexandrovna elena.moskvi4yowa@yandex.ru
Abstract
Objective. This article attempts to analyze the impact of the Potsdam decisions on the Iran after the end of the Second World War. To understand this problem it is
necessary to study both the existing economic and military potential of Iran, its main internal problems and contradictions, and the state relations with the main centers of power on the eve of the war. This study will help explain the current position of Iran in the system of international relations.
Methods. The author studies the role of Iran in the formation of the bipolar system on the basis of published memoirs about this period of the Iranian Shah Mohammad Reza Pahlavi, archival materials of the Potsdam conference, as well as domestic and foreign historiography.
Results. The article reflects previously little explored aspects of Iran's participation in the Second World War and features of its interaction with the states of the anti-Hitler coalition. It was concluded that the Iranian crisis of 1946 laid the foundation for the confrontation between two great powers - the USSR and the USA and marked the beginning of the Cold War, giving it the characteristics of bipolarity until 1991. In addition, the Iranian crisis for the first time showed the policy of «double standards» of the international community in condemning the actions of the USSR.
Scientific novelty. This problem is still insufficiently studied, since the points of view of representatives of domestic and foreign historiography differ crucially on many key issues. A comprehensive approach and study of the views and opinions of domestic and foreign researchers allowed us to make the most detailed and comprehensive analysis of the situation in Iran.
Practical significance. Based on this article, it can be concluded that the position taken by Iran in the Second World War had great importance for the allied countries. Initially declared neutrality and then the Declaration of War on Nazi Germany by the Shah's government, allowed the allies to occupy the most favorable geostrategic position in the Middle East, carry out lend-lease deliveries through the country's territory, and provide the Soviet Union with security on its borders.
Keywords: Iran, USSR, USA, the Second World War, Cold War, Western Azerbaijan, allied states.
Conflict of Interest: No conflict of interest is declared by the authors.
Введение
Соглашения и договорённости между странами-победительницами во Второй мировой войне во многом предопределили последующее состояние международных отношений и их развитие. По уровню значимости следует выделить, прежде всего, Потсдамскую конференцию, которая де-факто закрепила основные несущие конструкции биполярной системы международных отношений. Необходимо также подчеркнуть, что решения, принятые в Потсдаме, охватывали широкий спектр проблем, и, в частности, вопросы определения дальнейшей судьбы некоторых нейтральных территорий, играющих сегодня важную роль в региональной подсистеме международных отношений.
Иран сыграл особую роль как во второй мировой войне в целом, так и в межсоюзнических отношениях стран антигитлеровской коалиции. В дополнение к тому, что на территории Ирана в 1943 году прошла первая очная встреча глав СССР, США и Великобритании в рамках Тегеранской конференции, он стал так называемым «яблоком раздора» между великими державами и ознаменовал начало Холодной войны.
В нашем исследовании предпринята попытка проанализировать влияние Потсдамских решений на состояние Ирана после окончания второй мировой войны. Для наиболее полного раскрытия данной проблематики необходимо исследовать как имеющийся экономический и военный потенциал Ирана, его основные внутренние проблемы и противоречия, так и взаимоотношения государства с основными центрами силы накануне войны. Данное исследование, в определенной степени, поможет объяснить современное положение Ирана в системе международных отношений.
Данная проблема особенно актуальна в настоящий момент, по причине сложных и даже конфронтационных взаимоотношений Ирана со странами Запада, в особенности, с США. Иран включен в так называемую «Ось зла», его вооружённые силы (Корпус стражей исламской революции) в марте 2020 года Президентом Трампом объявлены террористической организацией и включены в перечень запрещённых в США организаций [11]. Однако насколько данное положение вещей коррелируется с мировой историей и ролью Ирана в ней? Возможно ли, что Потсдамские решения заложили вектор политического развития, как Ирана, так и новой системы международных отношений?
Основная часть
В середине 30-ых годов 20 века, на момент осложнения международной обстановки, Иран не имел тесных связей с государствами, вошедшими во время войны в антигитлеровскую коалицию [4]. Франция не обладала влиянием на территории Ближнего Востока и Азии, Великобритания, напротив, всячески стремилась вмешиваться во внутренние дела Ирана. В свою очередь, Советский Союз не рассматривал Иран в качестве надежного партнера. Реза-шах Пехлеви, заинтересованный в поиске потенциальных союзников, не мог не брать в расчёт Германию, которая оказалась в международной изоляции по итогам Версальской конференции. Определенным фактором, который способствовал сближению Ирана и Германии, стало отсутствие в истории последней периодов массовой колонизации и эксплуатации народов бедных и порабощённых стран.
Очень интересным представляется тот факт, что товарооборот между двумя государствами находился на достаточно высоком уровне. Так, если в период 1937-1938 гг. основным торговым партнёром Ирана являлся СССР, то затем ситуация изменилась, и в 1939-1940 Германия выдвинулась на первые позиции (товарооборот составлял 41,5 %) [6].
1936 год ознаменовался тем, что нацистское правительство Германии решило признать иранцев чистокровными арийцами [6].
Студенты и военнослужащие Ирана проходили профессиональную подготовку в Германии. Специалисты из Германии оказали ощутимое влияние на экономическое развитие Ирана и решение ряда проблем. Так, ярким примером является постройка исторической Трансиранской железной дороги, пересекающей Иран с севера на юг через горный массив Загрос, и железной дороги по маршруту Тегеран-Горган [4]. Берлин также оказал помощь по укреплению инфраструктурной базы и в других городах страны. Германия организовала постоянные поставки промышленного и технического оборудования в Иран, который, в свою очередь, являлся главным связующим
звеном с Азией и поставщиком необходимого для немецкой военной промышленности сырья - кожи, хлопка, шерсти и продовольствия.
Таким образом, постепенно был создан позитивный имидж Германии среди определенной части иранского населения. Однако нельзя забывать, что сближение Германии и Ирана произошло еще в начале 1920-х годов, задолго до обострения международной обстановки в Европе. Реза-шах, ставший главой государства в 1925 году, действительно был настроен прогермански, и ситуация изменилась, только когда к власти пришёл его сын - Мохаммад Реза Пехлеви.
Говоря об экономическом и военном потенциале Ирана накануне войны, следует отметить, что в тот период времени существовали оптимальные условия для внутреннего развития. Так, шах Реза Пехлеви, сосредоточивший в своих руках всю полноту политической власти, стремился развивать промышленность, укреплять социальную базу и создавать крупные инфраструктурные проекты. Он также пытался добиться большей независимости в нефтяной сфере, искал контакты с другими нефтедобывающими странами, несмотря на то, что эти планы шли вразрез с интересами Англо-Иранской нефтяной компании. Точная и достоверная информация оценки валового национального дохода (ВНД) отсутствует, однако, по сообщениям иранских историков от 1937 года и официальным данным ООН от 1949 года, уровень ВНД составлял примерно 85 долларов [3]. Основная часть трудоспособного населения (около 85 %) была задействована в сельском хозяйстве, которое ежегодно давало в казну 70-78 % ВВП [3].
Таким образом, мы можем сказать, что Иран являлся индустриальной страной, которая, тем не менее, активно пыталась идти по пути модернизации. Однако уже на тот момент Германия была абсолютно «встроена» и жизненно необходима для поддержания иранской экономики.
Всячески поддерживалось военное сотрудничество. Во-первых, согласно официальным данным, в первые восемь месяцев 1941 года (когда Иран уже заявил о своём в нейтралитете в войне) более 11 тысяч тонн немецкого вооружения было поставлено в Иран [6]. Во-вторых, Иран превратился в своеобразную базу немецкой разведки на Ближнем Востоке. Более того, Германия использовала территорию Ирана в качестве складов собственного вооружения. Наконец, активно шла агитация среди иранского населения. Руководство нацистской Германии пыталось убедить иранцев в силе и мощи немецкого оружия, которое, в том числе, будет использоваться для защиты мусульманского населения на всем Среднем Востоке.
Если в 1937 году Вооружённые силы Ирана составляли 1507 офицеров и 30872 рядовых, то к началу 1939 года были сформированы девять смешанных дивизий и пять независимых бригад [10].
Шаху приходилось всячески маневрировать между странами антигитлеровской коалиции и нацистской Германией, так как в самом начале войны - 25 июня 1941 года - Берлин потребовал у Тегерана немедленно вступить в войну на стороне Германии [2]. Однако Иран не желал ввязываться в ненужную для себя войну, и 26 июня официально подтвердил свой нейтралитет. Тем не менее, войска были приведены в полную боевую готовность, а в июле усилена охрана государственной границы на всей её протяжённости. Август ознаменовался всеобщей мобилизацией населения,
отзывом из отпусков резервистов, что позволило увеличить численность армии до 200 тысяч человек [12].
Несмотря на приверженность Ирана нейтралитету, продолжал сохраняться риск, что Гитлер «продавит» свою позицию. Другим опасным моментом стала оставшаяся возможность и право Ирана как нейтральной страны обеспечивать Германию сырьём. В некоторой степени позиция нейтралитета была даже более выгодной для Ирана, так как европейская война никак не угрожала его территориальной целостности, а использование транзитных путей могло улучшить экономическую ситуацию. Крайне прагматичный политик Реза-шах Пехлеви боялся реализации давних планов СССР на Западный Азербайджан и революцию на Ближнем Востоке, что однозначно привело бы к столкновению и затронуло бы непосредственно сам Иран и его границы. Англию же Тегеран традиционно считал экспансионистской державой и надеялся на её разгром в войне с Германией.
По этим причинам увеличилась вероятность укрепления советско-английского сотрудничества по иранскому вопросу, и уже в 1941 году возник план введения союзных войск в Иран. На этом особенно настаивала Англия, в то время как руководство Советского Союза сомневалось в своих возможностях удерживать инициативу в своих руках сразу на нескольких фронтах, поскольку было в достаточной степени информировано о состоянии армии Ирана.
Тегеран пошел навстречу требованиям союзников, и 23 августа 1941 года Реза-шах сделал официальное заявление о намерении выслать всех немецких специалистов. Однако операция «Согласие» была реализована, и в августе 1941 года союзные войска были введены в страну.
Вопрос о том, насколько это было выгодно для Ирана - остается открытым и спорным. В советской историографии превалировала точка зрения о том, что таким образом Иран был избавлен от немецкой оккупации и вероятности ведения военных действий на своей территории [8]. Также введение войск союзников по антигитлеровской коалиции всячески стимулировало экономическое развитие страны через активное использование Трансиранской железной дороги и портов в Персидском заливе для поставок по ленд-лизу и разработку нефтяных месторождений для удовлетворения потребностей союзной армии. Но, согласно иранским историкам, после оккупации в стране наступил продолжительный экономический кризис. Многие проекты были приостановлены, само население жило в постоянном страхе. Практически на всей территории страны действовали советская и английская спецслужбы, которые выявляли немецких шпионов и диверсантов. Однако зачастую под эту категорию попадали и лица из политических элит Ирана умеренного толка, которые высказывались против оккупации со стороны антигитлеровской коалиции.
Процесс занятия Ирана союзными войсками показал, что страна была совсем не готова к ведению боевых действий, а боеспособность армии находилась на крайне низком уровне . Военные учения в большей степени носили демонстративный характер, и поэтому после уничтожения аэродрома в Ахвазе (находилось пять иранских истребителей) и потопления двух иранских кораблей («Паланг» и «Бабр») и захвата ещё четырёх («Шаракх», «Симорг», «Шахбааз», «Каркас») в Персидском заливе со стороны союзников
сопротивление прекратилось, не успев начаться [7].Это признают даже сами представители политической элиты Ирана - так, сам молодой шах Мохаммед Реза Пехлеви позже писал в своих воспоминаниях, что: «иранская армия была застигнута врасплох, и наши солдаты подверглись бомбардировке в то время, когда они были в своих казармах... После того как закончился первый этап нападения, наши войска осознали, что сопротивление такому сильному противнику бесполезно» [15].
29 января 1942 года был подписан договор о Союзе между СССР, Великобританией и Ираном, согласно которому было подтверждено стремление союзников «уважать территориальную целостность, суверенитет и политическую независимость Ирана» и «защищать его всеми имеющимися в их распоряжении средствами против всякой агрессии со стороны Германии или любой другой державы». 9 сентября 1943 года Иран объявил войну Германии. Тогда же впервые был поднят вопрос о необходимости вывода союзных войск после окончания войны.
Своеобразным символом улучшения отношений между Ираном и странами антигитлеровской коалиции стало проведение Тегеранской конференции 1943 года, в рамках которой также была проведена двусторонняя встреча между И.В. Сталиным и В.М. Молотовым и молодым шахом Мохаммедом Реза Пехлеви.
Окончание Второй мировой войны требовало установления и упрочения нового мирового порядка с новыми центрами силы. На Потсдамской конференции, в частности, обсуждался вопрос дальнейшей судьбы Ирана. В архивных материалах этой конференции имеется единственный документ - Меморандум делегации Великобритании о выводе союзных войск из Ирана от 21 июля 1945 года [5]. В указанном документе содержится предложение Великобритании о поэтапном выводе англосоветских войск с территории Ирана. Планировалось первоначально вывести войска из Тегерана, затем - со всей территории Ирана, за исключением британских войск в Абадане и советских в северо-восточном и северозападном Иране. На заключительном этапе предполагалось освободить все районы Ирана.
Следует отметить, что вопрос вывода войск обсуждался ранее -в соответствии с Союзным договором между СССР, Великобританией и Ираном от 29 января 1942 года союзники обязаны были покинуть Иран через шесть месяцев после окончания военных действий.
2 марта 1946 года Англия приступила к выполнению всех заявленных ранее обязательств. Однако Сталин не спешил с выполнением договорённостей, так как, по его мнению, всё ещё существовала угроза безопасности Советскому Союзу. Было заявлено о выводе войск лишь из Семнана, Шахруда и Мешхеда. Однако на деле для СССР по окончании войны и во время Потсдамской конференции возникла возможность присоединить к Азербайджанской ССР территорию иранского Западного Азербайджана, где традиционно проживали этнические азербайджанцы.
Западный Азербайджан исторически представлял особенный интерес для Советского Союза. Когда Красная армия вошла Иран и заняла территорию Западного Азербайджана, у советского руководства уже в ноябре 1941 года появились первые планы о возможности территориальной экспансии в этом
регионе [1]. Но ухудшение состояния дел на фронте и подписание договора о Союзе вынудили советское руководство повременить. Реализация этого плана стала более вероятной лишь в 1944 году, когда стала очевидной победа антигитлеровской коалиции в войне.
Способствовала возможному отторжению территории и ситуация внутри самого Ирана. Жители Западного Азербайджана всегда испытывали крайнюю неприязнь к династии Пехлеви и проводимой ею политике. В это время в Западном Азербайджане возник новый слой интеллигенции, сформировавшийся при участии представителей Северного Азербайджана (Азербайджанская ССР), отправленных на работу в Иран. Именно эта объединённая категория населения могла стать движущим звеном национально-освободительного движения в регионе
Правительство Советского Союза всячески поддерживало подобные устремления - активно проводилась идеологическая обработка, раздача листовок, был организован выпуск газеты «За Родину!». Открывались местные школы и учреждения культуры, функционирующие на родном азербайджанском языке. Советские специалисты оказывали техническую помощь в решении проблем в системе здравоохранения
Естественно, действия СССР были осторожными, поскольку страны Запада могли воспринять такое поведение как процесс «усиления коммунистической угрозы». Первоначально было заявлено, что Советское руководство желает только помочь братскому азербайджанскому народу. Но затем было официально объявлено о намерении достижения более тесной экономической интеграции с регионом - так, увеличилось количество прибывающих советских специалистов, а также был поднят вопрос о возможности совместного поиска нефтяных месторождений
Тегеран постепенно утрачивал контроль над регионом. Закономерным стал следующий шаг - 12 января 1945 года в Тебризе было объявлено о создании Автономной Республики Азербайджан, во главе которой встал просоветский лидер Сеид Джафар Пишевари [1].
Международная ситуация обострилась в марте 1946 года, когда на территорию Южного Азербайджана были введены 15 советских бронетанковых дивизий, которые начали продвижение в сторону Тегерана. Экспертное сообщество выделяет два ключевых этапа военного вмешательства. Изначально планировалось захватить крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива, Турцию и Суэцкий канал, а затем уже полностью занять и аннексировать Южный Азербайджан.
По сообщениям консула США в городе Тебриз Роберта Россоу, ночью 3 марта 1946 года советские войска и техника в количестве 450 грузовиков, 20 танков и двух артиллерийских батарей начали покидать Тебриз, однако двигались они не в сторону советских границ, а по направлению к Тегерану [16]. 6 марта в Тебриз с миссией прибыла группа офицеров во главе с командующим Прибалтийским военным округом генералом Баграмяном, который взял под своё руководство советские части в Тебризе.
Иран всячески искал поддержки со стороны - интенсифицировалось сотрудничество с Соединёнными Штатами и Англией. Разведслужбы стран, дипломатический корпус аккумулировали информацию о количестве
и расположении советской техники. Ярким доказательством этому является увеличение объёма финансирования со стороны США своих дипломатических миссий и консульских учреждений на территории Ирана. Так, например, вместо ежемесячной суммы в 50 тысяч риалов Роберт Россоу в марте 1946 года получил 240 тысяч.
По поручению Гарри Трумэна руководству СССР была отправлена нота с требованием прояснить ситуацию. 8 марта 1946 была отправлена еще одна нота, более категоричного характера, выражающая недоумение США тем, что СССР, вместо вывода своих войск из Ирана, увеличивают их количество. Было заявлено о необходимости созыва Совета Безопасности, если советская сторона проигнорирует и вторую ноту. Можно сказать, что впервые после окончания Второй мировой войны возникла самая острая, напряжённая и конфликтная ситуация, требующая немедленного разрешения
Утром 10 марта 1946 года Мохаммед Реза провел встречу, на которой был обсужден вопрос возможности просоветского переворота в Иране, с послом США Мюрреем. Мюррей подтвердил готовность США поддержать Иран, если данный вопрос будет вынесен на обсуждение Совета Безопасности [13].
Мохаммед Реза не собирался сдаваться - в полной мере осознавая, что шансов на победу в военном столкновении с советской армией у него нет, глава делегации Ирана С.Х. Тагизаде подал первую официальную жалобу в Совет Безопасности ООН, обвинив Советский Союз в экспансионизме и стремлении к аннексии. Его подержали Великобритания и США. Президент США Гарри Трумэн заявил, что если Советский Союз не выведет свои войска в ближайшее время, то Вашингтон будет вынужден ввести свои войска для мирного урегулирования ситуации [14]. Следует также добавить, что ранее, 30 января 1946 года, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 2 о разрешении конфликта между СССР и Ираном [9].
Сталин пытался получить более выгодные условия для себя, а именно заключить сделки с нефтяными концессиями, что должно было стать условием вывода советских войск с территории Ирана. Новый посол СССР в Иране Иван Садчиков предложил премьер-министру Ахмаду Кавами учредить совместную нефтедобывающую компанию на севере страны, причём большая часть дохода - 51 % - должна была отходить СССР. Кавами пообещал вынести это предложение на обсуждение Меджлиса (впоследствии парламент проголосовал, против) Одновременно с этим, войска Западного Азербайджана начали наступление на Тегеран, но их действия были недостаточно организованы и согласованы между собой, в результате чего быстро захлебнулись.
Уже в мае 1946 года советская армия окончательно покинула территорию Ирана. В ноябре-декабре 1946 года республика была занята правительственными восками Ирана, а ее руководство вынуждено было бежать. С советской стороны, в свою очередь, было заявлено об отсутствии революционного кризиса и неготовности Западного Азербайджана к построению социализма и коммунизма по образцу СССР.
Заключение
Нам представляется, что в определённой степени именно Иранский кризис 1946 года можно считать точкой отсчёта начала Холодной войны, поворотным пунктом в двусторонних взаимоотношениях держав, так как именно с этого конфликта фактически началось противостояние СССР и США. Фултонская речь У. Черчилля, в которой также поднимался Иранский кризис 1946 года, лишь аккумулировала в себе все накопившиеся претензии и обиды между бывшими союзниками. Это впоследствии признавал даже Реза Пехлеви: ««Как мне кажется, историки подтвердят, что «холодная война» фактически началась в Иране. Хотя ее симптомы наблюдались также и в других районах земного шара, впервые признаки этой формы войны явственно проявились в Иране» [15].
Более того, соперничество держав приобрело важные особенности, которые стали актуальными вплоть до 1991 года. Во-первых, это стратегическое партнёрство между США и Англией, осознание ими общих интересов в новом миропорядке. Во-вторых, это активная манипуляция странами Третьего мира ради реализации своих целей. В-третьих, это «очернение» коммунизма и возникновение такого понятия, как «коммунистическая угроза». Наконец, последнее, но не менее важная черта -это окончательный отказ США от своих принципов изоляционизма, стратегический выход на международную арену, подкреплённый глобалистскими идеями либеральной демократии
Последующие попытки СССР укрепить свои позиции в Иране оказались тщетными. Как известно, до Исламской революции 1979 года политика Мохаммеда Реза Пехлеви носила проамериканский характер. В политическом дискурсе Иран был заявлен как стратегическая и жизненно-важная часть внешней политики Вашингтона.
Вплоть до распада биполярной системы, отношения между Ираном -СССР оставались напряжёнными и неустойчивыми. После смерти Сталина в 1953 году Хрущёв Н.С. пытался их улучшить, однако это так и не удалось сделать из-за сближения СССР с Ираком и в частности его лидером генералом Абдулкаримом Касимом, у которого были сложные отношения с шахом. И только после Исламской революции, Тегеран и Москва, наконец, смогли установить взаимовыгодное стратегическое, политическое и экономическое партнёрство.
Таким образом, противоречивое положение Ирана, обусловленное Второй мировой войной, прямым образом коррелируется с кризисом 1946 года и заставило Иран искать пути равновесия и политического выживания между двумя сверхдержавами.
В свою очередь, можно с уверенностью сказать, что Потсдамская конференция стала платформой реализации политических амбиций и предпринятых дипломатических акций стран-победительниц во второй мировой войне.
Список литературы
1. Гасанли Дж. СССР-Иран. Азербайджанский кризис и начало «холодной войны» 1941-1946 гг. - М., 2006. С. 282.
2. Кузнец Ю.Л. Длинный прыжок в никуда: так был сорван заговор против «Большой тройки» в Тегеране. - М., 1996. С. 57.
86
3. Мамедова Н. Экономический потенциал Ирана накануне и в период Второй мировой войны // Иран и вторая мировая война: сборник статей. - М., 2011. С. 63.
4. Махдиян М.Х. Иран во время и после Второй мировой войны // Иран и вторая мировая война: сборник статей. - М., 2011. С. 86.;
5. Меморандум делегации Великобритании о выводе союзных войск из Ирана. - URL.: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/berlin25.htm (Дата обращения: 10.10.2020).
6. Никулин А. Военный потенциал Ирана накануне и в период Второй мировой войны // Иран и вторая мировая война: сборник статей. - М., 2011. С. 92.
7. Оришев А.Б. Август 1941 г. Иранская операция Красной Армии. Новые данные. // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6. С. 7.
8. Оришев А.Б. Политика Германии в Иране в годы Второй мировой войны (по архивным материалам) // Иран и вторая мировая война: сборник статей. - М., 2011. С. 98.
9. Резолюция Совета Безопасности ООН № 2 от 30.01.1946. - URL.: https://undocs.org/ru/S/RES/2(1946) (Дата обращения: 10.10.2020).
10. СССР и страны Востока накануне и в годы Второй мировой войны. - М., 2010. С. 284.
11. Трамп признал иранский КСИР террористической организацией // РБК. URL.: https://www.rbc.ru/politics/08/04/2019/5cab59f79a7947da93e3f3cb (Дата обращения: 09.03.2020).
12. Armed Forces of World War II (Near East). - URL.: hhtp://www.members.tripod.com/-marcin_w/index-2.html#IRAN
(Дата обращения: 06.10.2020).
13. Foreign Relations of the U.S. 1946. Vol. VII. Pр. 350-354.
14. Harry S. Truman. Truman Speaks. - New-York, 1960. P. 71.
15. M.Reza Shah Pahlavi. Mission for my Country, London, 1961, Р. 70-71.
16. Rossow R. The Battle of the Azerbaijan, 1946. // The «Middle East» Journal, Winter, 1956. P. 17.
References
1. Hasanli J. USSR-Iran. The Azerbaijani crisis and the beginning of the «Cold war» of 1941-1946. - M., 2006. P. 282. (In Russ.)
2. Kuznets Y.L. Long jump to nowhere: how was disrupted the plot against the «Big three» in Tehran. - M., 1996. P. 57. (In Russ.)
3. Mamedova N. Economic potential of Iran before and during the Second World war // Iran and the Second World war: collection of articles. - M., 2011. P. 63. (In Russ.)
4. Mahdiyan M.H. Iran during and after the Second World war // Iran and the Second World war: collection of articles. - M., 2011. P. 86. (In Russ.)
5. Memorandum of the British delegation on the withdrawal of allied troops from Iran. - URL.: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/berlin25.htm (Date of access: 10.10.2020). (In Russ.)
6. Nikulin A. Military potential of Iran before and during the Second world war // Iran and the Second World war: collection of articles. - M., 2011. P. 92. (In Russ.)
7. Orishev A.B. Iranian operation of the «Red Army» in august 1941. New data. // Modern problems of science and education. 2008. № 6. P. 7. (In Russ.)
8. Orishev A.B. German Policy in Iran during the Second World war (based on archival materials) // Iran and the Second World war: collection of articles. -M., 2011. P. 98. (In Russ.)
9. UN Security Council resolution № 2 from 30.01.1946. - URL.: https://undocs.org/ru/S/RES/2 (1946) (Date of access: 10.10.2020). (In Russ.)
10. The USSR and the countries of the East on the eve and during the Second World war. - M., 2010. P. 284. (In Russ.)
11. Trump recognized the Iranian troops as a terrorist organization // RBC. -URL.: https://www.rbc.ru/politics/08/04/2019/5cab59f79a7947da93e3f3cb (Date of access: 09.03.2020). (In Russ.)
12. Armed Forces of World War II (Near East). - URL.: hhtp://www.members.tripod.com/-marcin_w/index-2.html#IRAN (Date of access: 06.10.2020).
13. Foreign Relations of the U.S. 1946. Vol. VII. P. 350-354.
14. Harry S. Truman. Truman Speaks. - New-York, 1960. P. 71.
15. M.Reza Shah Pahlavi. Mission for my Country, London, 1961, Р. 70-71.
16. Rossow R. The Battle of the Azerbaijan, 1946. // The «Middle East» Journal, Winter, 1956. P. 17.