Научная статья на тему 'Иран и "экономический пояс Шелкового пути"'

Иран и "экономический пояс Шелкового пути" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
288
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / IRAN / ECONOMY / TRANSPORT SYSTEM / FREE ECONOMIC ZONES / RAILWAYS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Федулов И.В.

Проект «Нового Шелкового пути» отвечает интересам Ирана и с точки зрения экономических, и с точки зрения геополитических интересов. Иран в рамках «Экономического пояса Шелкового пути» может быть включен и как часть сухопутного коридора, и как часть морского пути, и как часть энергетического моста. Участие Ирана в проекте «Шелкового пути» позволит модернизировать свою транспортную инфраструктуру и окажет положительное влияние на развитие экономики страны и усилит его позиции в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRAN AND "ECONOMIC BELT OF THE SILK ROAD"

The project of the «New Silk Road» meets the interests of Iran in terms of both economic and geopolitical interests. Iran within the framework of the Economic part of the «Silk Road» can be included both as part of the land route, and as part of the sea route, and as part of the energy bridge. Iran’s participation in the «Silk Road» project will help it to modernize its transport infrastructure and will have a positive impact on the development of the country’s economy and will strengthen its position in the region.

Текст научной работы на тему «Иран и "экономический пояс Шелкового пути"»

Федулов И. В.*

ИРАН И «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

I.V. Fedulov**

IRAN AND «ECONOMIC BELT OF THE SILK ROAD»

Аннотация: Проект «Нового Шелкового пути» отвечает интересам Ирана и с точки зрения экономических, и с точки зрения геополитических интересов. Иран в рамках «Экономического пояса Шелкового пути» может быть включен и как часть сухопутного коридора, и как часть морского пути, и как часть энергетического моста. Участие Ирана в проекте «Шелкового пути» позволит модернизировать свою транспортную инфраструктуру и окажет положительное влияние на развитие экономики страны и усилит его позиции в регионе.

Ключевые слова: Иран, экономика, транспортная система, свободные экономические зоны, железные дороги.

Abstract: The project of the «New Silk Road» meets the interests of Iran in terms of both economic and geopolitical interests. Iran within the framework of the Economic part of the «Silk Road» can be included both as part of the land route, and as part of the sea route, and as part of the energy bridge. Iran's participation in the «Silk Road» project will help it to modernize its transport infrastructure and will have a positive impact on the development of the country's economy and will strengthen its position in the region. Keywords: Iran, economy, transport system, free economic zones, railways.

Расширение и модернизация разных видов транспортной системы Ирана отвечает его стремлению стать одним из региональных центров силы. Экономическая политика Ирана, включая бюджетное планирование, направлена не только на улучшение транспортного обслуживания внутренних потребно-

«-» л о

стеи страны, но и на повышение транзитного потенциала. В каждый исторический период акценты делались на развитие разных видов транспорта. Если во второй половине ХХ века наибольшее внимание уделялось, как и в других странах, развитию автомобильного транспорта, строительству шоссейных дорог, то в уже в начале XXI века стало заметным стремление модернизировать железнодорожную систему. В последнее десятилетие транспортные проблемы, главным образом, проблемы развития железнодорожного транспорта, вошли в число наиболее приоритетных направлений Шестого пятилетнего плана развития Ирана (2017-2021 г.), а также бюджетных планов на 2017/18 г. и на 2018/19 г.

* Федулов Илья Викторович - к.т.н., заведующий Научно-издательским отделом ИВ РАН. kashan@online.ee

** Fedulov Ilya Viktorovich - PhD of Engineering, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences.

Кроме этого направления, Иран стал значительное внимание уделять развитию своих морских портов, помимо нефтяных терминалов. Оба эти направления транспортной политики удачно сочетаются с реализацией нового проекта «Нового шелкового пути», предложенного Китаем.

Китай в последние годы значительно усилил свое присутствие в Иране, воспользовавшись введенным в середине 2000-х годов санкционным режимом в отношении Ирана, и уходом с иранского рынка наиболее крупных западных компаний. После заключения СВПД появились новые возможности для работы в Иране западных и российских компаний, но и открылись новые перспективы для Китая. В участии в новом проекте «Шелкового пути» Иран, безусловно, заинтересован. Еще до подписания всеобъемлющего Соглашения с «шестеркой» Иран в апреле 2015 г. подал заявку о членстве в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций, главной целью создания которого является финансирование проектов «Экономического пояса Шелкового пути». И в числе 57 стран подписал Соглашение о создании этого банка в июне 2015 г., став одним из его акционеров (около 16 тысяч акций на 1,58 млрд долл.).

Иранские официальные лица неоднократно заявляли, что Ирану даже в силу своего географического положения необходимо принимать участие в переформатировании региона и в возрождении «Шелкового пути».

«Шелковый путь» рассматривается в Иране как «выгодный» проект -и с точки зрения экономических, и с точки зрения геополитических интересов, включая проблемы безопасности. Иран в рамках «Экономического пояса Шелкового пути» может быть включен и как часть сухопутного коридора, и как часть морского пути, и, конечно, как часть энергетического моста.

В процессе реализации этого проекта Иран сможет:

1. использовать свой транзитный потенциал;

2. увеличить экспортно-импортный потенциал;

3. восстановить связи, утерянные в результате санкционного режима;

4. увеличить присутствие в энергетических проектах, т. к. экспорт энергоресурсов продолжает оставаться главным источником получения валютных доходов.

Для России чрезвычайно важно подключение Ирана к проекту через МТК «Север-Юг», т. к. в перспективе это может обеспечить соединение МТК «Север-Юг» и транспортной инфраструктуры стран ЕАЭС с экономическим поясом «Шелкового пути» [1, с. 168]. В 2018 г. вводится в эксплуатацию мост через Астару, как часть МТК, который соединит железнодорожные сети Ирана, Азербайджана и России. В Москве 9 марта 2017 г. Иран, Россия и Азербайджан договорились о снижении до 50% тарифов на транзитные перевозки по железным дорогам, являющимся частью МТК «Север-Юг» [8].

08.11.2017 года Правительство РФ своим распоряжением № 2469-р утвердила Стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. В числе механизмов реализации этой Стратегии является формирование

международного транспортного коридора МТК «Север-Юг», а так же «сопряжение развитие транспортного и транзитного потенциала России, в том числе Каспийского региона, с китайской инициативой «Один пояс - один путь»[5].

Еще в конце 2014 г. был введен в эксплуатацию участок МТК «Север-Юг»: Иран - Туркменистан - Казахстан (около 1 тыс. км), который объективно может рассматриваться как часть «Шелкового пути» или проекта «Один пояс - один путь».

Через Иран идет также транспортный коридор «Трасека», или Азия-Европа (от Китая до Германии). Возможно и целесообразно продление транспортного коридора, соединяющего Южную и Восточную Азию, который идет от границ Ирана и Турции через Пакистан и Индию, до Бангладеш и далее в Юго-Восточную Азию. Возможно также подключение к «Шелковому пути» строящегося транспортного коридора Иран-Ирак. Иран планирует завершить иракский участок (550 км) - в 2018/19 г.

Иран рассматривает перспективы участия в проекте Шелкового пути через СЭС, создаваемые Ираном по периметру своих границ, главным образом, на побережье Каспия и Персидского залива. В настоящее время фактически под «Шелковый путь» создаются две новые свободные зоны - в Джаске и Бушере. В Джаске планируется создать второй по объему в стране терминал по экспорту нефти и газа после терминала Харк.

В Иране морской транспорт обеспечивает более 80% внешнего товарооборота, поэтому проект «Шелкового пути» предполагает их максимальное использование. На побережье Персидского залива создаются специальные промышленные зоны, к которым подводятся дороги и трубопроводы,а морские порты и терминалы - модернизируются.

Важнейшим пунктом на «Шелковом пути» становится морской порт Чах-бахар, в котором главным инвестором в настоящее время является Индия. В расширение мощностей терминалов этого порта вкладывает средства и Китай. Находящиеся недалеко друг от друга порты Гвадар в Пакистане и Чахбахар в Иране рассматриваются как два крупнейших хаба на «Шелковом пути». Чахбахар соединен через систему железных дорог со странами Центральной Азии, что увеличивает его транзитный потенциал. В 2016 г. Иран подписал соглашение с государственной индийской компанией IRCON о строительстве 500-километровой железнодорожной линии от порта и свободной экономической зоной Чабахар до Захедана, столицей провинции Систан-Белуджистан, в 1,6 млрд долл. в рамках создания транзитного коридора в Афганистан. Правительство Ирана также выделяет 125 млн долл. для строительства этой дороги [7, с. 44]. После завершения строительства железнодорожной магистрали из Чабахара в Захедан, железная дорога будет связана с городом Зарандже в Афганистане. Когда афганские грузы будут прибывать в Захедан, они смогут транспортироваться по железной дороге в Чабахар, а затем отправляться в Индию. Индия уже поставляет рельсы на 175 млн долл. для строительства этой железнодорожной линии.

Планы Китая по строительству скоростных железных дорог в рамках проекта Южной ветки «железнодорожного шелкового пути», который планируется проложить через Иран и страны Центральной Азии, отвечает интересам. Пущенная в эксплуатацию железная дорога через пограничный переход Инче-Барун связывает Иран с Туркменистаном, Казахстаном и далее с Китаем. Министр дорог и городского строительства Ирана Аббас Ахунди заявил о строительстве железной дороги Хаф - Герат, которая связывает Иран с Афганистаном. Предполагается ее связать также с железными дорогами Таджикистана, Кыргызстана и Китая, завершив формирование одного из железнодорожных маршрутов «Шелкового пути».

В январе 2016 г. состоялся официальный визит главы КНР в Тегеран, по итогам которого было подписано 17 документов [3, с. 18]. Стороны объявили о Всестороннем стратегическом партнерстве и договорились укреплять совместную борьбу с экстремизмом и терроризмом. Среди подписанных документов следует отметить заявление о поддержке Пекином вступление Ирана в ШОС на правах полноценного участника, межправительственный меморандум о взаимопонимании в целях поощрения и установления морского «Шелкового пути 21 века» и экономического пояса Иран-Китай в рамках этого проекта [6, с. 217].

Участие в проекте «Нового Шелкового пути», несомненно, увеличивает шансы Ирана на вступление в члены ШОС. Полноправное участие в ШОС и включенность в «Шелковый путь» увеличит для Ирана возможность не только восстановить нефтяной экспорт в Китай и Индию, но и увеличить экспортный потенциал иранского газа.

Особенный интерес представляет для Ирана завершение строительства газового трубопровода «Мир» для начала поставок газа в Пакистан. Из-за антииранских санкций Пакистан долго оттягивал строительство своего участка газопровода, хотя на иранской территории газопровод доведен до пакистанской границы [2, с. 61; 4]. Китай заявил о своей готовности финансировать (выделить 46 млрд долл.) строительство пакистанской ветки этого газопровода (от Ассалуйе до Навбахша) с перспективой продления его до китайской границы. В пакистанском порту Гвадар предполагается начать строительство завода по производству СПГ на базе поставок иранского газа.

Литература / References

1. Дунаева Е.В. Перспективы сотрудничества России и Ирана с третьими странами и международными организациями. РСМД. Доклад № 29/2017 Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития. М., 2017. С.163-171.

2. Ивин А.В. Энергетическая политика Исламской республики Иран. М., 2018.

3. Мамедова Н.М. Экономические связи Ирана и Запада - состояние и проблемы. Азия и Африка сегодня. 2017. № 3(716). С. 17-20.

4. Масумова Н.Р. Современное состояние трубопроводной системы Ирана и перспективы развития / Н.М.Мамедова, Н.Р.Масумова, Е.А.Васильева // Трубопроводный транспорт [теория и практика]. 2016. № 3 (55). С. 52-56.

5. Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/ media/files/zACqKSgh6AdU2b WZ ahEb92qpLifBzJIr.pdf (дата обращения: 17.03.2018)

6. Федорова И.Е. Китай-Иран. Особые отношения? Иран в мировой политике. XXI век. М., 2017.

7. Федулов И.В. Новые транспортные проекты в постсанкционном Иране. Восточная аналитика. 2016. № 4, С. 38-46.

8. Iran, Russia, Azerbaijan Agree on 50% Cut in Transit Tariffs // Financial Tribune. 09.03.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://financialtribune.com/articles/ domestic-economy/61098/iran-russia-azerbaijan-agree-on-50-cut-in-transit-tariffs (дата обращения: 09.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.