Научная статья на тему 'ИРАН И БОЛЬШОЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ'

ИРАН И БОЛЬШОЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / РОССИЯ И ИРАН / IRAN / "ЯДЕРНОЕ ДОСЬЕ" / "NUCLEAR FILE" / ТУРЦИЯ / TURKEY / ПАКИСТАН / PAKISTAN / АФГАНИСТАН / AFGHANISTAN / РОССИЯ / ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА / NUCLEAR PROGRAM / RUSSIA AND IRAN / КЛЮЧЕВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИРИ / KEY POSITION OF IRI / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СИЛЫ / REGIONAL GEOPOLITICAL CENTRE OR FORCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Драганов А.А.

В статье рассматриваются геополитические интересы Ирана на Большом Ближнем Востоке в рамках современных международных отношений. Подробно анализируются отношения между Ираном и странами Центральной Азии, в частности Пакистаном, Афганистаном и Туркменистаном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRAN AND BIG MIDDLE EAST IN THE PARADIGM OF MODERN REGIONAL GEOPOLITICAL PROCESSES

The article deals with the geopolitical interests of Iran in Big Middle East in the paradigm of modern international relations. The relations between Iran and countries of Central Asia, specifically Pakistan, Afghanistan and Turkmenistan are thoroughly analyzed.

Текст научной работы на тему «ИРАН И БОЛЬШОЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

Однако принципиальная в нерешенном вопросе позиция Афин, о чем свидетельствует иногда чрезмерно открытая конфронтация с некоторыми западными державами (в первую очередь с США), а также то, что Греция с недавних пор де-факто осталась без союзников вблизи своих границ, может послужить катализатором развития российско-греческих отношений. Утратив свое влияние в регионе после распада СССР, сегодня Москва продолжает поддерживать традиционно дружеские отношения лишь с Сербией и Грецией. При этом в последней особенно сильно проамериканское лобби, что играет достаточно негативную роль в процессе консолидации взглядов Греции и России. Возможно, именно «македонский рычаг» способен оказаться козырем в «рукаве» Москвы, дающим возможность реализовать свои внешнеполитические задачи на Балканах.

А.А. Драганов,

преподаватель Пятигорского государственного лингвистического университета

Иран и Большой Ближний Восток в парадигме современных региональных геополитических процессов

Це

1,ель статьи — определение геополитических интересов Ирана на Большом Ближнем Востоке. Данная проблема является актуальной для всего мирового сообщества, поскольку внешнеполитический курс Исламской Республики Иран (ИРИ) определяется, прежде всего, разработкой ядерной программы. Одним из первых определяющих решений нового президента после его избрания в 2005 г. было возобновление переработки урана на заводе в Исфахане. Этим шагом Ахмадинежад дал понять, что страна избирает новый, более активный политический и независимый курс в отношении ядерной программы, поддерживая официальные контакты с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).

Действия иранского президента вызвали отрицательную реакцию со стороны Европейского Союза. Особенно резко против планов ИРИ по обогащению урана выступила так называемая европейская тройка — Великобритания, Франция и Германия. Европейские государства настаивают на полном прекращении иранской деятельности по обогащению урана. Взамен они обещают масштабное экономические сотрудничество и содействие в освоении современных технологий. Однако Иран твердо намерен продолжать свои ядерные исследования. Лейтмотивом иранской позиции по ядерной программе являлось создание собственного ядерного топливного цикла в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Иран проявляет готовность сотрудничать с МАГАТЭ в разрешении неясных моментов в деятельности ИРИ по освоению мирного атома1.

1 См.: Мирский Г. Иран и США: Противостояние на фоне «ядерного кризиса» // Мировая экономика и международные отношения. 2006. 7. С. 11.

133

Вместе с тем иранская позиция по ядерной программе в отдельных вопросах становилась более жесткой и бескомпромиссной. Прежде всего это выразилось в приостановке меджлисом процесса ратификации Дополнительного протокола к соглашению о гарантиях МАГАТЭ. 24 сентября 2005 г. на заседании Совета управляющих МАГАТЭ была принята достаточно жесткая резолюция, открывающая путь для передачи иранского «ядерного досье» на рассмотрение Совета Безопасности ООН с перспективой введения международных санкций против ИРИ. При голосовании резолюцию поддержали 22 страны, воздержались — 12, в том числе Китай, Россия и Пакистан1.

В ответ на это меджлис призвал пересмотреть внешнеэкономические связи ИРИ в пользу тех государств, которые отказались поддержать резолюцию. М. Ахмадинежад заявил, что «позиция Франции в отношении мирной ядерной программы Ирана является тормозом в развитии двусторонних отношений», добавив, что Иран ожидает от Франции позитивных шагов по «восстановлению испорченных отношений между двумя странами». Кроме того, на встрече с премьер-министром Турции Ахмадинежад высказал намерение ИРИ экспортировать мирные ядерные технологии в другие страны исламского сообщества. Выступая на заседании кабинета министров 21 сентября х 2005 г., Ахмадинежад подчеркнул, что Тегеран не собирается действовать с ^ позиции силы, однако в случае усиления давления со стороны Запада реакция к иранской стороны будет адекватной. Такие действия иранского руководства

разочаровали представителей ЕС, особенно США2. § В то же время Иран попытался договориться с рядом неевропейских □Е государств, в первую очередь со странами—членами Совета управляющих МАГАТЭ и членами движения неприсоединения по ядерной иранской программе. Практическим воплощением этой тактики стали визиты иранских высокопоставленных лиц в столицы ядерных государств региона — Китая, Индии, Пакистана и России. Особую признательность Иран выразил Китаю ° за его позицию по иранской ядерной программе. Президент Ахмадинежад к подчеркнул готовность Ирана развивать сотрудничество с Китаем и поднять т двусторонние отношения на новый уровень. Министр иностранных дел ИРИ ш Моттаки, посетивший Китай в октябре 2005 г., призвал китайский бизнес к активным инвестициям в иранскую экономику, особенно в нефтегазовый сектор. Китай заинтересован в иранской нефти. Иран занимает второе ме-134 сто в ряду поставщиков энергоресурсов этого региона. Товарооборот между

- Ираном и Китаем за 8 месяцев 2005 г. увеличился в полтора раза и составил

9 млрд долларов3.

? Одной из стран Центральной Азии, с которой ИРИ поддерживает тесные связи, является Пакистан. Это мусульманское государство, хотя официально данный статус не запротоколирован. Нельзя не учитывать и то, что Пакистан

1 См.: Примаков Е. Это Ближний Восток, это своя специфика // Международная жизнь. 2006. 4. С. 25.

2 См.: У ядерного порога: уроки кризисов Северной Кореи и Ирана для режима нераспространения / под ред. А. Арбатова // Разоружение и безопасность. 2004—2005: новые подходы к международной безопасности: сборник. М., 2007. С. 35.

3 См.: Малышева Д. Геополитические маневры на Каспии // Мировая экономика и международные отношения. 2006. 5. С. 77.

с

с

о

сч

Ol "U

и д

обладает ядерным оружием и баллистическими ракетами (последнее испытание баллистических ракет, способных нести в себе ядерный заряд, произошло 23 февраля 2007 г.)1.

Принимая во внимание последний факт, можно утверждать, что Пакистан имеет предрасположенности к контролю над всеми политическими процессами в данном регионе. Однако некоторые противоречия между Пакистаном и Индией, которая также обладает ядерным оружием, являются препятствием для расширения политического влияния данной страны на весь Ближний Восток. В этом случае Пакистан должен руководствоваться интересами своей национальной безопасности.

В Афганистане после военной кампании Советского Союза возрос конфликтный потенциал внутри страны. После начала военных операций Соединенных Штатов против религиозного движения «Талибан» уровень интенсивности возникновения новых конфликтов неуклонно растет. Можно дискутировать о том, насколько правомерно подобное заявление, но факты ® трудно оспорить: различные контртеррористические операции стран блока в НАТО, ответные террористические акты со стороны движения «Талибан» ® и т.п.2 Данные факты не позволяют нам утверждать, что конфликтный по- Н тенциал в Афганистане будет угасать. X

Несмотря на то, что у Афганистана, как и у других стран данного ре- -о гиона, имеется большой запас природного газа и энергоресурсов, наличие 3 внутренних вооруженных конфликтов идет вразрез с представлениями о | государстве, которое претендует на главную роль в региональных геополи- н -р тических процессах Среднего Востока. § §

Россия не отказалась от своей прежней позиции поддержки иранской 3 Б мирной ядерной программы и после принятия резолюции МАГАТЭ. Именно Л § благодаря позиции России и Китая в резолюции по Ирану не была указана т 3 конкретная дата передачи этого вопроса в Совет Безопасности ООН. Россия с Б и Китай пытаются убедить Иран проводить более взвешенную политику по ядерной проблеме.

Ю.Г. Романченко утверждает, что в настоящее время наибольшую значи- о 5< мость для национальных интересов России и Ирана будут иметь противо- С ° речия глобального характера3. Они связаны с будущим истощением энерге- ° К тических ресурсов и возникновением различного рода межгосударственных конфликтов вследствие борьбы за контроль над источниками энергии. 135

«Мирный атом» — это один из путей решения проблемы обеспечения энер- -

гетическими ресурсами.

Поддержка Россией мирной ядерной программы Ирана определяется ря-

X *

дом причин. Успешное завершение строительства в Бушере может обеспечить ^ России новые подобные контракты в других районах Ирана. В перспективе » ИРИ планирует построить 20 новых атомных электростанций, что позволит |

1 См.: Пахомов Е. Пакистан успешно испытал ракету, способную нести ядерные боеголовки // РИА-Новости. URL: http://rian.ru/society/20070223/61149557.html (дата обращения: 08.12.09).

2 См.: Маркедонов С. Уроки Афганистана: Афганистан.Ру. URL: http://www.afghanistan.ru/ doc/8209.html (дата обрашения: 08.12.09).

3 См.: Романченко Ю.Г. Российско-иранские отношения в контексте обеспечения безопасности в Центральной Азии, Закавказье и Каспийском бассейне // АЗИЯИНФОРМ. 2007. 7 марта.

_Q X

со

России извлечь большую экономическую и финансовую выгоду1. Кроме того, Российская Федерация поставляет Ирану военную технику и вооружения оборонительного порядка и не захочет потерять этот выгодный рынок. Имея нормальные дипломатические отношения с иранским режимом, Россия не заинтересована в его дестабилизации. В результате смены режима в Тегеране к власти могут прийти проамериканские силы, что может создать опасную ситуацию в Центральной Азии и особенно на Кавказе. В то же время Россия не заинтересована в том, чтобы Иран овладел атомным оружием, так как это, несомненно, создаст определенную напряженность и опасность на южных границах России. Поэтому российские политические деятели неоднократно подчеркивали, что иранская ядерная программа создается только в мирных целях, исключая создание атомного оружия.

Как представляется, планы Ирана расходятся с этими пожеланиями. Иран стремится именно к созданию атомного оружия, считая, что только оно может обеспечить безопасность государства и исламского режима. Сегодня перед иранскими руководителями стоит сложный вопрос: как защитить «жесткий» курс в отношении ядерной программы ИРИ и в то же время выглядеть умеренными политиками. В связи с этим руководство Ирана пытается осуществлять двойную тактику. С одной стороны, игнорируя европейцев, Иран рассчитывает на иракский тупик, лабильный мировой рынок нефти и развитие экономического сотрудничества с Китаем и Россией. С другой стороны, Иран эксплуатирует свое законное право на использование атом-m ной энергии в мирных целях под контролем МАГАТЭ. Одновременно ИРИ стремится расколоть движение неприсоединения и убедить его лидеров в s том, что меры, принятые против ИРИ, носят дискриминационный характер < и могут быть использованы США и Европой как прецедент, который позволь лит закрыть доступ к получению мирной энергии атома и другим странам. Такая политика, приносит определенные плоды. Россия и Китай вместе с десятью государствами движения неприсоединения воздержались при голосок вании по иранской атомной программе в МАГАТЭ2. Нынешнее руководство g ИРИ пытается поднять ядерную программу до уровня одного из основных ш национальных интересов современного иранского государства. с Иран озабочен возможной дестабилизацией ситуации в регионе, присутствием многотысячных американских войск в соседних странах, осо-136 бенно в Ираке и Афганистане. Он опасается, что ему не на кого будет

- рассчитывать в критической ситуации, так как он находится в окружении

проамерикански настроенных стран либо государств, на территории которых расположены американские войска или базы. Сегодня военной мощи ИРИ недостаточно, чтобы эффективно противостоять потенциальным противникам в лице Израиля и США. Все это обусловливает скрытое стремление Тегерана к обладанию ядерным оружием, что на практике скорее всего означает озабоченность ИРИ приобретением своеобразного

1 См.: Макаркин А. Иранские маневры России // Prime-Тайм. URL: http://vmeste.org/prime/ prime_politkom3.htm (дата обрашения: 14.12.09).

2 См.: Абазева А. Россия и ислам: политические и экономические аспекты диалога // Центральная Азия и Кавказ. Швеция. 2006. 2. С. 157.

с О IZ

О

0J

Ol "U

и д

фактора сдерживания потенциального агрессора в условиях отсутствия явных и надежных союзников в регионе.

На сегодняшний день Иран принимает активное участие во всех процессах, происходящих на Ближнем Востоке. Следствием этого является увеличение активности ИРИ на международной арене. Можно с уверенностью утверждать, что Иран стремится занять ключевое положение в регионе. Данный вывод основывается на ряде объективных факторов, которые позволяют нам говорить об Иране как об одной из влиятельных стран Ближнего Востока.

Ключевое положение ИРИ заключается в ее уникальном географическом положении, а также сосредоточении в Иране большого экономического потенциала (наличие углеводородных ресурсов, развитие высоких технологий). Иран активно взаимодействует с государствами Южного Кавказа, в частности, с Арменией, интересы которой отвечают внешнеполитическим интересам ИРИ. Азербайджан и Армения, заслуживающие особого внима- § ния, являясь странами Южного Кавказа, в свою очередь, попадают в сферу в интересов США и Российской Федерации. ®

Поскольку после исламской революции Иран приобрел статус мусуль- Н манского государства, стремящегося стать региональной державой, вполне X понятно, что страны мусульманского мира находятся в сфере его стратеги- -о ческих интересов. Естественно, что к мнению Ирана будут прислушиваться 3 все геополитические региональные и внерегиональные «игроки» и «центры | силы» данного региона. н -р

Подводя итоги проведенного анализа политики непосредственно со- § § седствующих с Исламской Республикой Иран государств, а также самого 3 Б Ирана и его взаимодействия с ближайшими соседями, можно с уверен- Л § ностью утверждать, что данные страны Среднего Востока и Центральной т 3 Азии в силу определенных нами обстоятельств в ближайшем будущем не ¡¡¡Б будут выступать в качестве региональных геополитических держав. Четко прослеживается активное стратегическое сотрудничество с Туркменистаном: между Туркменистаном и Ираном подписаны свыше 150 различных до- о 5< кументов, регламентирующих сотрудничество в разных областях. Связи ¡¡С ° Туркменистана и Ирана, тем самым, очевидно, укрепляются. Тем не менее ° К возможности расширения сотрудничества Ашхабада с Тегераном лимитируются неоднозначным отношением мирового сообщества к политике 137

руководства Исламской Республики Иран, и особенно к атомным проектам -

Тегерана. Мягкая изоляция Ирана препятствует, например, реализации масштабных проектов экспорта туркменских энергоносителей на внешние ^ рынки через иранскую территорию1. Так же активно ИРИ взаимодействует с ^ Пакистаном в торгово-экономической сфере (энергоресурсы). Афганистан и »

X *

Ирак не могут рассматриваться как стратегические партнеры Ирана в силу s их высокого конфликтного потенциала, тем более что на их территории ® присутствуют вооруженные силы США. Что касается О.А.Э. и Саудовской Аравии, то они, являясь проамериканскими государствами во внешней

1 См.: Куртов А.А. Туркменистан и Иран: взаимоотношения соседей // АЗИЯИНФОРМ. 2007. 15 янв.

политике, пытаются выступать как относительно самостоятельные игроки на Среднем Востоке, без претензий на региональное лидерство.

Стремлением ИРИ закрепиться в качестве регионального геополитического центра силы объясняются также определенные шаги со стороны Ирана принять более активное участие в Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), где он является на сегодняшний день наблюдателем. Как представляется, в случае принятия в ШОС Иран полностью состоится как региональный геополитический актор на Кавказе и Большом Ближнем Востоке, тесно сотрудничая с Россией и Китаем.

л

X

со

М.С. Зинченко,

преподаватель Пятигорского государственного лингвистического университета

Проблема политизации ислама в современном мире: вопросы теории и практики

На протяжении последних десятилетий мир был свидетелем не-

< уклонного усиления политической роли ислама как во внутреннем, так и во о внешнем развитии целого ряда стран. После революции в Иране (1979 г.) за-<с говорили о «возрожденческом движении почти всемирного масштаба», «ре-с генерации исламского этноса», о том, что мусульманский мир вступил в ^ «одну из наиболее решающих фаз своей религиозной и культурной истории»1. ^ Обобщая взгляды большинства зарубежных и отечественных исследова-^ ний, можно выделить три генеральных направления политической мысли, о характерных для современного ислама, каждое из которых активно борется ^ за усиление своего влияния на верующих. Среди них — традиционализм,

< модернизм и исламизм (политический ислам). Все они появляются как от-§ вет на идеологический вызов Запада и отражают три возможные реакции: □Е попытку законсервировать идеи и институты дозападного мира, признание с главенства Запада и приспособление к нему и борьбу с Западом посредством

утверждения собственной идейной и практической альтернативы.

Наиболее активным вариантом выстраивания отношений ислама и политики является исламизм — политический ислам, представляющий собой о антизападный и антилиберальный вариант реформизма, который в отличие о от модернизма не ведет к секуляризации, объясняя политические явления ^ исключительно через события сакрального мира. По своей гибкости и умению ^ приспосабливать старую догматику к новым условиям (то есть активному использованию иджтихада) исламизм сравним с традиционализмом. Однако исламисты изменяют догмы не для того, чтобы легитимизировать правящие режимы и не для того, чтобы приспособиться к народной религиозности,

1 См.: Косов Г.В. Политическая концепция ислама: проблемы цивилизационного и политологического анализа. Ставрополь, 2008. С. 145.

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.