Научная статья на тему 'IPO и современные тенденции развития бизнеза'

IPO и современные тенденции развития бизнеза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «IPO и современные тенденции развития бизнеза»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

стттттгсттттттгсттттттттттттттхттттт

Ядкяр. 2008. № 2

В.М. Резбаев

IPO И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Введение

Результаты становления и развития первичных публичных предложений акций насчитывают длительный период. В настоящее время это уже настроенный наравне с их заимствованием механизм привлечения денежных средств. Из опыта работы многих компаний известно, что обычно публичными становятся компании из числа крупнейших представителей динамично развивающихся отраслей народного хозяйства к коим можно отнести, в частности: телекоммуникации, металлургию, Фарминдустрию, сырьевые, потребительские и многие другие сектора и отрасли. Обострение конкуренции, приток иностранных инвестиций на российский рынок, ставят перед современными компаниями новые задачи по увеличению капитализации и обеспечению получения прибыли. Так, например, в редакционной статье журнала «Компания» за 28 июня 2004 г. было отмечено: «Вторая по величине американская фондовая биржа NASDAQ начала экспансию на российский рынок. В июне 2004 г. биржа объявила о создании своего представительства в Москве. В России NASDAQ планирует «рекрутировать» компании для размещения их акций и привлечь в свои ряды предприятия Топливно-энергетического комплекса и потребительского сектора. Глава Федеральной службы по финансовым рынкам О.Вьюгин заявил, что его ведомство не будет помогать NASDAQ находить клиентов в России. «Мы заинтересованы в том, чтобы инвесторы, желающие приобрести акции эмитентов приходили со своими капиталами на российские биржи. Поэтому задача ФСФР — развивать инфраструктуру российского фондового рынка», — считает Вьюгин. Таким образом, вне зависимости от того, на каких биржах пройдут регистрацию соответствующие российские компании, для привлечения внешнего акционерного капитала на публичных фондовых рынках им придется пройти через процесс первичного публичного размещения (IPO). Выход на зарубежные фондовые биржи налагает на эмитентов некоторые жесткие требования, прежде всего в сфере раскрытия информации, несоблюдение которых может привести к серьезным последствиям, вплоть до срыва процесса IPO и судебных разбирательств. В то же время первичное публичное размещение сигнализирует рынку, конкурентам и другим заинтересованным организациям и лицам, о том, что компания достигла совершеннолетия с точки зрения положения на рынке корпоративного управления и соответствующего уровня рас-

Резбаев Виль Мухтарович, кандидат экономических наук, профессор БашГУ, заслуженный экономист РБ

© Резбаев В.М., 2008

44

В.М. Резбаев

крытия информации. При этом, компании, которые желают продать акции на основной площадке, должны полностью раскрыть информацию о своей деятельности в проспекте эмиссии—очень объемном и дорогостоящем документе, на который приходится 50—60 % всех затрат при подготовке к IPO.

Механизм и особенности функционирования IPO

Данная тема связана с характеристикой одной из ценных бумаг — акции. Акция это ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на долевое участие в управлении им и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. В российском законодательстве акции относятся к эмиссионным ценным бумагам. Акция, как вклад в уставный (акционерный) капитал удостоверяет обязательственные права владельца по отношению к обществу. В экономической литературе отмечается, что под IPO обычно понимаются процессы публичного размещения акций на рынках. Содержание английских букв IPO расшифровывается как Initial Public Offerring, или место, где компания впервые продает свои акции общественности. Классическое понятие IPO в самом узком варианте означает — первое публичное предложение акций на рынке, делающееся самим эмитентом или по его поручению брокерами (андеррайтерами). Андеррайтер представляет собой сторону, гарантирующую эмитенту размещение его акций на рынке за специальное вознаграждение на оговоренных условиях. Этап проведения переговоров с различными инвестиционными банками и компаниями с целью выбора андеррайтера носит название Beauty Contest или по-русски «смотрины». Андеррайтер (Underwriter) — это участник торговли ценными бумагами новых выпусков, осуществляющий гарантированное размещение ценных бумаг. При этом он получает от эмитента в соответствии с договором генеральную скидку, в которой заложен дилерский спрэд, т.е. разница между ценой покупки и ценой продажи. Если в IPO участвует несколько андеррайтеров, то один из них выступает в роли ведущего менеджера. Он ведет все переговоры с эмитентом, разрабатывает график IPO и играет главную роль в проведении процессов ценообразования и распределения акций компании среди инвесторов. Во время IPO происходит продажа акций всех компаний и покупатель имеет возможность купить столько акций, на сколько ему хватит денег. При этом, цена IPO может меняться. Игроки имеют право тут же продать купленные во время IPO акции. Характеризуя современный этап развития рынка IPO, после экономического спада, вызванного стагнацией европейских рынков в 2000—2003гг., следует отметить, что в настоящее время наблюдается восстановление активности этого рынка. Известно, что IPO является одним из самых главных факторов и необходимых условий развития экономики. Характеризуя особенности функционирования IPO в Российской Федерации следует отметить, что это понятие здесь трактуется гораздо шире, так-как к нему причисляются и вторичное размещение на рынке значительного пакета акций через механизмы их публичного размещения. Массовое проведение IPO способствует вливанию капитала в экономику страны и более эффективному его размещению. От того, насколько инвестиционное сообщество будет испытывать потребность в объектах размещения настолько активно будут развиваться процессы их публичного размещения. Причем потребность должна быть именно в данной конкретной компании, в том секторе, который она представляет, тогда это позволит сформировать основу для эффективного размещения соответствующих акций. Таким образом, всегда следует помнить, о том, что благоприятная ситуация фондового рынка на те или иные ценные бумаги также определяет успешность проведения операций IPO и компаний.

Основные организаторы и участники процессов IPO

Рассматривая проблемы развития IPO, следует отметить, что многое в результативности и эффективности проведения мероприятий по организации и координации всего процесса размещения акций, зависит от организаторов и участников процессов IPO. В связи с этим встают проблемы поиска талантливыгх организаторов производства, которые могли бы, оправдывая доверие эмитентов выполнить все, стоящие перед ними задачи по успешному размещению акций на бирже. Между тем, очень часто организатор выхода банка на публичный рынок выступает в качестве профессионального консультанта, что позволяет в дальнейшем значительно экономить время на исправлении, возникающих ошибок. Следует отметить и то, что крупные компании сами определяются с организаторами IPO, что позволяет им обходиться без всякой помощи извне. Многолетняя практика функционирования, рассматриваемого механизма свидетельствует о том, что в любом случае за проблемы внутреннего характера отвечает эмитент, в то время как за внешнюю часть реакции рынка отвечает организатор, от которого зависит, насколько рынок сможет дать справедливую оценку деятельности компании. Поэтому, решение о выборе организатора размещения необходимо принимать, исходя из определения стадий развития компании и сложности задач, которые следует выполнить, реализуя процессы IPO. При этом, всегда особое внимание уделяется стратегическим проблемам деятельности компании на ближайшие годы, и только после этого можно начать переговоры с предполагаемыми организаторами, соответственно подготовив площадку для размещения. Это позволит принять наиболее верное решение о выборе подготовленного организатора, ибо его полномочия и круг обязанностей весьма широки и многообразны. Следует отметить и то, что отбор организатора обычно осуществляется посредством проводимого компанией конкурса. В зависимости от места размещения компании, организаторов условно делят на две группы. В случае, когда IPO проводят за рубежом, организаторами обычно выступают международные инвестиционные банки, а при внутренних размещениях предпочтение отдается различным финансовым структурам. При этом, надо отметить, что для зарубежных организаторов «двери» открыты всегда в связи с тем, что работа международного инвестиционного банка и капитала являются гарантами успешности операций IPO .Участие в этих процессах различных транснациональных структур свидетельствует о привлечении многих инвесторов, которым доверяет рынок. Так, например, Morgan Stanley и UBS Investment Bank являлись совместными глобальными координаторами размещения компании «Новатэк», при этом Morgan Stanley, UBS и Credit Suisse выступили совместными менеджерами книги заявок, а компания «Тройка Диалог — соведущим менеджером, «Альфа-банк» и «Внешэкономбанк» — соменеджерами размещения. На протяжении длительного времени лидером по количеству IPO были США. За последние четыре десятилетия, американские компании по результатам IPO получили более 509 млрд долл., из которых более 370 млрд после 1990 г. По общему количеству IPO лидируют такие отрасли как электроника и коммуникации. Из официальных данных известно, что в течении длительного времени европейский рынок IPO сильно уступал рынкам США . Например, в 1961—1982 гг.в Германии (ФРГ) состоялось только 19 IPO, в среднем менее чем одно IPO в год. Однако с конца 90-х годов количество IPO в континентальной Европе значительно увеличилось и в 2000 г. превысило количество IPO в США. Анализ деятельности английских бирж свидетельствует о том, что количество IPO в Европе и Англии превысило количество IPO в США в 1998, 1999 и в 2000 гг. ( Ritter, 2003) 1} В современных условиях, уже в основном сформировалась структура мировых рынков капитала, в рамках которой

R6

B.M. Резбаев

различают два типа фондовых бирж: глобальные и региональные. Каждый из этих видов бирж имеет свою рыночную нишу и экономическую специализацию. К глобальным относятся биржи, доминирующие в экономическом сообществе и, характеризующиеся самой высокой степенью капитализации, значительными объемами торгов и наибольшей ликвидностью. В глобальных биржах обращаются ценные бумаги и различные финансовые документы самых известных компаний, в том числе депозитарные расписки и вторичные размещения иностранных организаций. Основными участниками глобальных бирж являются как региональные, так и иностранные инвесторы со всего мира.

1}В Германии в 1997 г. была основана биржа для торговли акциями новых компаний - Neuer Markt. Аналогичные биржи были основаны в Италии (Nuovo Mercato), Нидерландах (Nieuwe Markt, Бельгии (NM Belgium) и Франция (Nouveau Marche). В 1999 г. эти рынки объединили в единую биржу Euro NM. В POOO г. объединение распалось. В POOP г.немецкий Neuer Markt был закрыт вслед за резким падением инвестиций.

Примерами таких площадок могут служить Нью-Йоркская (NVSE), Лондонская (LSE) и Токийская (TSE) фондовые биржи. На статус глобальной претендует также современная американская электронная биржа NASDAQ. NASDAQ—крупней-шая электронная биржа. На ней зарегистрировано более 3POO компаний. Следует отметить и то, что все компании, осуществляющие размещение на данной бирже, представляют лидирующие позиции в своих отраслях. Основными требованиями к листингу на NASDAQ являются: акционерный капитал — от lS млн долл. (стандарт 1, правила торгов RRPO а); рыночная капитализация — 7S млн долл. (стандарт 3, правила торгов RRPO с); минимальная стоимость акций — S долл.; количество акционеров — ROO; наличие корпоративной политики; все операции с акциями на этой бирже осуществляются с терминалов многочисленных отдаленных компьютеров, где зарегистрированы более S тыс. компаний, в том числе и российские. Традиционно она считается биржей для сектора высоких технологий и телекоммуникаций. Однако, сейчас это не совсем соответствует действительности, ибо PS % компаний, прошедших листинг, принадлежат к сфере информационных технологий, почти RO % — к финансовой и здравоохранению и менее 1 % к телекоммуникационной. В целом разместить акции на NASDAQ значительно легче, так как эта биржа изначально предназначалась для молодых и менее известных компаний. Так, например, в POO3 г. на нее пришлось 7O процентов всех первичных размещений IPO в США. Кроме этого, в настоящее время европейские и американские экономические сообщества проявляют инициативу по созданию новой электронной биржи International Sekurities Exchange.

О проблемах развития IPO в России

По расчетам аналитиков, российские организации в POO7 г. привлекли с помощью IPO P9,R млрд долларов. Это составило S6 % от общего привлеченного капитала по всем IPO из стран СНГ. Из этой суммы около PR млрд. выручено госкомпаниями за дополнительные эмиссии акций. В POO7 г. Россия стала первой среди стран Европы по количеству средств, привлеченных в ходе IPO, в частности в Великобритании удалось провести IPO только на PP млрд долларов, а в Германии — на 11млрд долл. Для сравнения в POO6 г. российские фирмы привлекли на фондовом рынке17, 6 млрд долл., более 1O млрд из которых пришлось на IPO «Роснефти». Известно, что выход на IPO имеет большое значение для жизни компаний. Привлекая соответствующие pеcуpсы, они получают шанс значительно улучшить финансовое состоя-

ние, повысить свой имидж, расширить круг кредиторов и свои отношения с клиентами и контрагентами. Выпуск акций позволяет привлечь внимание к компании, что также усиливает ее конкурентные позиции. Это обстоятельство способствует росту и структурной перестройке экономики, а также помогает в деле привлечения инвестиций и развития венчурного финансирования. Кроме того, развитие рынка IPO расширяет спектр ликвидных инструментов на российском фондовом рынке и повышает его капитализацию. Также следует отметить, что важнейшей особенностью российских IPO 2008 года является то, что доля продающих акционеров в общем объеме предложения акций обычно составляет не 10—20%, а 50—80 или же все 100%. В этом случае, объем IPO, рассмотренный с позиции его экономического смысла, будет составлять только ту часть финансовых ресурсов, которая пойдет в распоряжение компании-эмитента. Вполне естественно, что все эти проблемы затрагивают интересы очень многих организаций и частных лиц, что привлекает к их изучению очень солидные фирмы и организации. Так, например, Национальное Агентство финансовых Исследований (НАФИ) проанализировало ситуацию об отношении населения России к таким масштабным акциям как IPO крупнейших российских компаний по состоянию на 1 января 2008 года. Исследование проводилось на территории всей России и является одним из этапов исследовательского проекта НАФИ «Финансовые услуги для населения», посвященного изучению актуальных проблем финансовых отраслей России. В процессе функционирования данного проекта осуществляется регулярный мониторинг отношения россиян к финансовым институтам, уровню финансовой грамотности и осведомленности нашего населения, а также его активности и вовлеченности в современные механизмы управления денежными средствами. Например, о таких масштабных мероприятиях, как публичное размещение акций крупных российских компаний (IPO) осведомлены 13% населения. Из них хорошо знают об IPO только 4% респондентов, еще 9 «что-то слышали». Отмечается также, что респонденты продемонстрировали довольно высокий уровень знания российских банков, проводивших IPO. В частности, 34% россиян назвали Сбербанк России, 12 — банк ВТБ, 10% — нефтяную компанию «Роснефть». Остальные респонденты ошибочно назвали в качестве компаний, проводивших «народные» IPO и продававших свои акции населению, ЛУКОЙЛ (7%), ТНК- ВР (3) и «Норильский никель» (1%). Значительная доля россиян (26%) вообще затруднилась с ответом. В ходе опроса респондентам было предложено оценить «народное» IPO с точки зрения выгоды и надежности для населения. Россияне (27%) считают, что покупка акций компаний является для них выгодным вложением денег. Ровно столько же респондентов (27%) оценили покупку акций российских банков и компаний как невыгодное и неприбыльное вложение финансовых средств. Значительная часть респондентов (42%) нейтрально относятся к данному виду инвестирования личных накоплений, еще 3% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос. Если рассмотреть ситуацию по оценке надежности вложений в акции компаний, то среди респондентов, знающих про IPO, доля считающих покупку акций надежным вложением, составляет 39%, эта же доля в общем объеме респондентов — 22%. Доля респондентов, оценивающих покупку акций нейтрально, среди осведомленных об IPO составляет 27%, среди всех участников опроса она увеличивается до 45%. Среди респондентов, осведомленных об IPO, доля тех, кто готов приобрести акции заметно выше составляет 10%. Еще 23% скорее приобрели бы, чем нет. Респонденты, отказавшиеся от покупки акций в перспективе, составляют 34%. Следует отметить и то, что в 2008 г. также ожидается продолжение бума IPO, начавшегося в 2006 г. Около 60 банков и компаний заявили о своем намерении провести IPO, а общий объем публичных размещений по разным оценкам составит $ 30—50 млрд. Крупнейшие

48

В.М. Резбаев

банковские организации — пионеры размещения банковских акций, наглядно продемонстрировали другим банкам, как надо и как не надо проводить кампанию IPO. Банки меньших размеров должны усвоить эти уроки для своей же пользы, так как у них открываются широкие перспективы выхода на фондовый рынок. Наибольшей популярностью среди широкого круга инвесторов пользуются акции крупных банков всероссийского масштаба с развитой филиальной сетью. К ним можно отнести: Газпромбанк, Альфа-Банк, «Урал-Сиб», Банк Москвы, Росбанк и др. О планах размещения своих акций также заявили некоторые банки меньших размеров, не охватывающие своей филиальной сетью значительную часть территории страны, например, «Зенит», КИТ — Финанс, НОМОС-Банк, Юниаструм Банк и т.д. Таким образом, познав многие моменты акционирования, российские банки начали выходить на фондовый рынок, размещая как акции дополнительных эмиссий для увеличения собственного капитала, так и продавая акции существующих собственников, пожелавших определить рыночную стоимость своих активов. При этом, каждый банк преследует свои цели, однако средством их достижения являются IPO. Проведенные исследования показали, что функционирование рынка IPO для современных банков фирм и организаций очень важный фактор их становления, ибо это способствует дальнейшему развитию и расширению спектра ликвидных инструментов на российском фондовом рынке.

ЛИТЕРАТУРА

Макконнел K.P. , Брю С.Л. ЭКОНОМИКС. 13-е изд., 1999 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.