Научная статья на тему 'Ипатьевская летопись как источник для изучения епископских кафедральных соборов Руси в 1118–1198 гг. '

Ипатьевская летопись как источник для изучения епископских кафедральных соборов Руси в 1118–1198 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
811
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Ипатьевская летопись / епископский кафедральный собор / храмостроение / епархии / Русь в XII в. / the Hypatian Codex / Episcopal Cathedral / temple building / dioceses / 12th- century Rus’.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валентина Игнатьевна Панова

Киевский свод 1198 г. по Ипатьевской летописи справедливо считается княжеским летописным сводом. Основные события, упоминаемые в нем, касаются князей правящего рода Рюриковичей — истории их княжений и межкняжеских отношений. Но церковная история также постоянно находится в поле зрения летописца. Достаточно сказать, что она присутствует в 75 статьях из 80, составляющих летописное повествование. Сводчик касается самых разных сторон истории Церкви на Руси в XII в., в том числе храмостроения. Он не говорит о храмах вообще. Речь идет о храмах как местах службы высших иерархов, о мирских и о монастырских храмах. Цель настоящей статьи — изучение и анализ летописных упоминаний о кафедральных епископских соборах — главных храмах в городских епархиальных центрах Руси XII столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The hypatian codex as a Source of evidence on Russian episcopal cathedrals in 1118–1198.

The Kiev Chronicle of 1198 within the Hypatian Codex is rightfully considered as a princely chronicle. It is centered on the representatives of the Rurik ruling dynasty: the history of their reigns and interrelations. Yet, Church history also received due attention of the chronicler, being present in 75 of 80 articles that are in the manuscript. The chronicler mentions various aspects of the Russian Church history in the 12th century, including temple building. The document does not speak about temples in general but rather considers them as places where the highest hierarchs performed their services. Special attention is given to common (“mirskie”) and monastery churches. The purpose of this article is to study and analyze the references to Episcopal Cathedrals — the main temples of urban dioceses in the 12th-century Rus’.

Текст научной работы на тему «Ипатьевская летопись как источник для изучения епископских кафедральных соборов Руси в 1118–1198 гг. »

DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10019

исторические науки

В.И. Панова

нпатьевскал летопись как источник для изучения епископских кафедральных СОБОРОВ РУСИ в 1118-1198 ГГ.

Киевский свод 1198 г. по Ипатьевской летописи справедливо считается княжеским летописным сводом. Основные события, упоминаемые в нем, касаются князей правящего рода Рюриковичей — истории их княжений и межкняжеских отношений. Но церковная история также постоянно находится в поле зрения летописца. Достаточно сказать, что она присутствует в 75 статьях из 80, составляющих летописное повествование. Сводчик касается самых разных сторон истории Церкви на Руси в XII в., в том числе храмостроения. Он не говорит о храмах вообще. Речь идет о храмах как местах службы высших иерархов, о мирских и о монастырских храмах. Цель настоящей статьи — изучение и анализ летописных упоминаний о кафедральных епископских соборах — главных храмах в городских епархиальных центрах Руси XII столетия.

Ключевые слова: Ипатьевская летопись, епископский кафедральный собор, хра-мостроение, епархии, Русь в XII в.

С упоминаниями о епископах в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи неразрывно связаны упоминания о епископских кафедральных соборах. Информация о них в Ипатьевской летописи встречается достаточно часто, хотя само понятие «кафедральный собор епископа», так же как и «кафедральный собор митрополита», Киевский свод 1198 г. по Ипатьевской летописи не знает. Летописец, чтобы подчеркнуть, что речь идет о епископском соборе, делал пояснения. Так, в связи с событиями в Пе-реяславле Русском в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи в статье под 6632 (1124/25) г. первый раз упоминается епископская церковь св. Михаила. Сообщая о ее падении в мае 1124 г., сводчик Ипатьевской летописи назвал церковь великой, которую создал Переяславский епископ Ефрем: «падесл цркви великиж стго Михаила оу Пережславли» «юже бЪ създалъ и оукрасилъ блаженыи епспъ ЕфрЪмъ» [ПСРЛ, 2, стб. 288]. В другой раз, рассказывая о намерении Изяслава бороться за власть в Киеве, летописец сообщил, что перед тем, как идти в Киев из Переяславля, князь «вземъ млтвоу оу сТомъ МихаилЪ оу епспа оу Ефимьж» [ПСРЛ, 2, стб. 323]. В статье под 6657 (1149) г. летописец записал: «^слоуша обЪднюю (Изяслав. — В. П.) оу сТомъ МихаилЪ и поиде изъ цркве Иефимьжноу» [ПСРЛ, 2, стб. 380]. Первый раз летописец назвал строителя епископского храма в Переяславле — Ефрема. Второй раз показал переяславский епископский храм св. Михаила как место службы Переяславского епископа Евфимия. В третий раз летописец назвал церковь св. Михаила в Переяславле церковью епископа Евфимия. Всего в Ипатьевской летописи встречается семь упоминаний о «цркви стго Михаила» в Переяславле в шести погодных статьях (6632, 6649, 6654, 6657, 6658, 6695) [ПСРЛ, 2, стб. 288, 309, 323, 380, 383, 404, 653].

Чаще всего сводчик Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи делал записи о кафедральном соборе св. Богородицы во Владимире Ростово-Суздальской земли. Сведения о нем начинают появляться в Киевском своде 1198 г. с середины 50-х гг. XII в. и встречаются до конца текста летописного свода в 14 погодных статьях (6663, 6666, 6669, 6672, 6674, 6680, 6681, 6683, 6684, 6689, 6690, 6691, 6695, 6700) [ПСРЛ, 2, стб. 482, 490-491, 511-512, 524, 525, 551-553, 566, 582, 593-594, 602, 624, 626, 630, 653,

Валентина Игнатьевна Панова — кандидат исторических наук, доцент, Воронежский государственный университет (г. Воронеж) ([email protected]).

674]. Это объясняется тем, что с этого времени одним из основных источников Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи стал владимирский источник. Первый раз о церкви св. Богородицы во Владимире сводчик Ипатьевской летописи сообщил в статье под 6663 (1155/56) г. [Бережков, 1963, 157] в связи с уходом Андрея Боголюбско-го из Вышгорода в Суздаль «безъ мтнЬ вол'», причем тот захватил с собой икону св. Богородицы, которую установил «въ цркви своей сто' Бци Володимири» [ПСРЛ, 2, стб. 482]. В это время церковь еще не называется епископской церковью. Далее, описывая храмостроительную деятельность Андрея Боголюбского, в статье под 6666 (1158/59) г. [Бережков, 1963, 160-161] сводчик Ипатьевской летописи сообщил: «кнзь же Андреи самъ оу Володимири заложи црквь камАну стои Бци» «и створи в н'и епсПью» [ПСРЛ, 2, стб. 491]. Строительство храма завершилось в 6668 (1160) г. [Бережков, 1963, 172, 173]. Андрей Юрьевич обеспечил эту церковь разными льготами: «даж и много им'ниж и свободи купленыж и с даньми и села л'пшаж и десАтины въ стадехъ свои* и торгъ десАтыи» и «оукраси ю паче ин'хъ цркви», — записал летописец [ПСРЛ, 2, стб. 490-491, 511-512]. С этих пор составитель Ипатьевской летописи продолжал отслеживать историю храма св. Богородицы во Владимире. Например, в статье под 6691 (1184) г. в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи сохранились сведения о большом пожаре в городе, во время которого «кнАжь дворъ великыи сгорЬ и црквии числомъ лв и сбор-наж цркви стаж Бца Златоверхаж и вса 5 верховъ златаж сгор'Ь» [ПСРЛ, 2, стб. 630].

Кроме епископской церкви во Владимире в Ростово-Суздальской земле один раз в Ипатьевской летописи упоминается «сборнаж» «цркви стоа Бци» в Ростове и два раза упоминается церковь св. Богородицы «епископья» в Суздале. О ростовской церкви летописец упомянул в статье под 6669 г., где о епископском кафедральном соборе сообщается в связи с пожаром в Ростове в том году. Как бы сожалея о случившемся, летописец отметил, что во время пожара в Ростове сгорели «цркви вси и сборнаж дивнаж великаж цркви стож Бца жкожже не было николиже ни будетъ» [ПСРЛ, 2, стб. 512]. Это единственное прямое упоминание о ростовском кафедральном соборе в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи. Но в статье под 6670 г. составитель Ипатьевской летописи записал рассказ о возвращении ранее изгнанного Ростовского епископа Леона. Летописец уточнил, что Андрей Боголюбский не разрешил Леону сидеть в Суздале и велел ему находиться в Ростове («възврати wпАть... в Ростовъ а въ Суждали не да ему с'д'ти»). Видимо, после случившегося пожара Леон не хотел ехать в Ростов, но князь Андрей настоял на своем, так как постоянным местом нахождения епископа в Ростово-Суздальской земле был Ростов. Это подтвердил составитель Ипатьевской летописи, когда употребил глагол «с'д'ти» по отношению к месту, где должен занимать свою кафедру (стол) епископ, то есть находиться постоянно, и где он не должен «с'д'ти».

Церковь св. Богородицы «епископью» в Суздале сводчик Ипатьевской летописи отметил в статьях под 6682 г. и 6700 г. В статье под 6682 г. летописец сообщил о погребении «въ цркви стЬи Бци вь Суждали въ епискупьи» родного брата Андрея Боголюбского Святослава Юрьевича [ПСРЛ, 2, стб. 579-580]. В статье под 6700 г. составитель Ипатьевской летописи записал об обновлении Всеволодом Большое Гнездо церкви св. Богородицы в Суздали «извЬстью» «и быс' жко нова» [ПСРЛ, 2, стб. 674].

Изученные тексты Ипатьевской летописи показывают, что информацию о трех епископских храмах в Ростово-Суздальской земле во второй половине XII в. не следует понимать так, что здесь в это время были три епископских кафедры, возглавлявшиеся тремя епископами. Материалы Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи не говорят о том, что территория Ростово-Суздальской земли в XII в. делилась на три епархии, каждая со своим епископом во главе. Напротив, в материалах Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи подчеркивается, что всегда речь идет об одном Ростовском епископе Владимиро-Суздальской земли. Записывая информацию о трех епископских кафедрах во Владимиро-Суздальской земле при Андрее Боголюбском, сводчик Ипатьевской летописи подчеркнул мысль об активной церковной политике князя Андрея Юрьевича. В главных городах своей земли, где часто бывал Ростовский

епископ, князь Андрей создал храмы для временного пребывания в них церковного иерарха во время объезда им своей епархии.

В четырех погодных статьях в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи упоминается епископский храм «стго Спса» в Чернигове (6654, 6656, 6658 и 6706). Летописец зафиксировал сначала договор между черниговскими князьями Изяславом, Владимиром Давидовичами и Святославом Ольговичем в поддержку князя Игоря Ольговича против Изяслава Мстиславича в 6654 (1146) г., а затем договор черниговских князей с князем Изяславом Мстиславичем о том, чтобы «ворождоу про ИгорА йложити в Роускои земли блюсти и быти всимъ за wдиинъ братъ». Договоры были закреплены обрядом крестоцелования, который совершался в Чернигове в церкви св. Спаса. Первый раз летописец записал: «ИзАславъ же Двдвчь Ьха в борз' ч'ловалъ бо бАше хрстъ оу стго Спса съ братомъ с Володимиромъ къ Игореви и къ братоу его Стосла-воу» [ПСРЛ, 2, стб. 324-325]. Во второй раз в статье под 6656 (1148) г. читаем: «на томъ цЬловаша хрстъ оу стомъ СпсЬ» [ПСРЛ, 2, стб. 365-366].

В статье под 6658 (1150) г. сводчик Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи сообщил: «Стославъ Юлговичь перенесе мощи брата своего ИгорА ^ стго Семена ис Копырева конца в Черниговъ и положиша оу стго Спса в терем'» [ПСРЛ, 2, стб. 408]. В статье под 6706 (1198) г. сводчик Ипатьевской летописи отметил погребение черниговского князя Ярослава Всеволодовича «во црькви стго Спса во епспьи» [ПСРЛ, 2, стб. 707]. Изученная информация показывает, что церковь св. Спаса в Чернигове в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи епископской церковью первый раз называется в статье под 6706 г., то есть в конце 90-х гг. XII в.

В трех погодных статьях в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи дана информация о епископском кафедральном соборе св. Апостолов в Белгороде (6652, 6695, 6705). Белгородский епископский храм св. Апостолов называется Белгородской епископией (епспьА БЬлогородьскаж) в Ипатьевской летописи в статье под 6705 г., т. е. так же, как и церковь св. Спаса в Чернигове в конце 90-х гг. XII в. Летописец рассказал о создании каменной епископской церкви в Белгороде киевским князем Рюриком Ростиславичем и об ее освящении 6 декабря 6705 (1197) г. [ПСРЛ, 2, стб. 706; Бережков, 1963, 208]. В статье под 6695 (1188) г. церковь называется деревянной [ПСРЛ, 2, стб. 658]. 26 сентября 1188 г. Белгородский епископ Максим венчал в ней дочь Всеволода Большое Гнездо, Верхуславу, и сына Рюрика, Ростислава. Первый раз церковь св. Апостолов в Белгороде упоминается в статье под 6652 (1144) г. [Бережков, 1963, 141, 146]. Летописец отметил: «на великъ днь сщена быс' цркви оу БЬлЬгородЬ стхъ апслъ» [ПСРЛ, 2, стб. 314].

Смоленский кафедральный епископский собор св. Богородицы в двух погодных статьях упоминается три раза. Два раза — как место погребения смоленских князей Святослава Ростиславича в 6680 (февраль 1169 — начало марта 1170) г. [Бережков, 1963, 182-183] и Романа Ростиславича в 6688 (1180) г. [Бережков, 1963, 200]. «Епископьей» церковь называется в статье под 6680 г.: «положиша т'ло его с честью оу стЬи Бци въ епискупьЬ» [ПСРЛ, 2, стб. 550-551]. Третий раз епископская церковь св. Богородицы в Смоленске упоминается в статье под 6688 г. в связи с вокняжением на смоленском столе князя Давида Ростиславича. Летописец записал: «и вшедъ двдъ въ црквь стыж Бца и с'де на столЬ д'да своего мца своего» [ПСРЛ, 2, стб. 616-617].

По два раза в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи упоминаются кафедральные епископские храмы «стои Софьи» в Новгороде (6656, 6686) и «стй Бци» «епспьж» во Владимире-Волынском (6680, 6703).

В статьях под 6656 и 6686 гг. в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи рассказывается о посещении храма св. Софии в Новгороде Великом князем Изяс-лавом Мстиславичем зимой 6656 (1148) г. и Мстиславом Ростиславичем в 6686 (сентябрь 1179 — апрель 1180) г. [Бережков, 1963, 199]. Летописец отметил, что Изяслав «Ьхаста къ стои Софьи на мб'днюю» [ПСРЛ, 2, стб. 369-370], а Мстислав «вшедше во стоую Софью и поклонишасА стмоу Спсоу и стЬи Бци и с'де на стол' д'да своего и мца своего» [ПСРЛ, 2, стб. 607]. И в первом, и во втором случаях церковь св. Софии

в Новгороде епископским кафедральным храмом в Ипатьевской летописи не называется. В первом случае новгородский собор св. Софии назван местом, где совершается церковная служба. Во втором — местом, где можно поклониться святыням и где совершается вокняжение на стол. Это не значит, что церковь св. Софии в Новгороде не была епископской кафедральной церковью. Из Новгородской первой летописи видно, что в притворе новгородской церкви св. Софии хоронили Новгородских епископов, например епископа Аркадия в 1163 г. [НЫ, с. 218]. Новгородские епископы заботились о благоустройстве св. Софии, например Нифонт [НЫ, с. 213, 215]. В притворе храма св. Софии в Новгороде хоронили новгородских князей, например Мстислава Ростиславича [НШ, с. 225].

По одному разу в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи называются епископские церкви св. Георгия в Каневе (6652), св. Богородицы «старЪи» в Полоцке (6667) [ПСРЛ, 2, стб. 495], св. Богородицы в Смоленске (6680) [ПСРЛ, 2, стб. 550] и св. Богородицы в Галиче (6695) [ПСРЛ, 2, стб. 656].

В статье под 6652 (1144/45) г. [Бережков, 1963, 141, 146] составитель Ипатьевской летописи записал: «заложена быс' цркы КанЪвьскаж стго Гешргиж Всеволодомъ кнземъ мсца июнл въ е днь» [ПСРЛ, 2, стб. 317]. Летописец не назвал Каневскую церковь св. Георгия епископской, но другой церкви в Поросье по летописям, в том числе по материалам Ипатьевской летописи, неизвестно.

В статье под 6667 (1158) г. сводчик Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи упомянул церковь св. Богородицы в Полоцке. Он сообщил: «Начаша Ростислава звати... къ стЪи БЦи къ СтарЪи на Петровъ днь» [ПСРЛ, 2, стб. 495]. Из текста не видно, идет речь о епископской церкви в Полоцке или нет, так как сводчик таковой ее не называет. Прилагательное «старая» подразумевает наличие новой церкви с таким же названием. Но другой церкви св. Богородицы в Полоцке Киевский свод 1198 г. по Ипатьевской летописи не знает. Между тем Полоцкие епископы упоминаются в материалах Ипатьевской летописи до конца XII в.

Епископский кафедральный храм св. Богородицы во Владимире-Волынском упоминается в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи в конце статьи под 6680 (1170) г. мартовским годом в связи с погребением князя Мстислава Изяславича. Летописец записал: «престависл кнлзь Мьстиславъ мсца августа вь ет» «и положиша тЪло его вь стЫ Бци вь епспьи юже бЪ самъ созда въ ВолодимЪри» [ПСРЛ, 2, стб. 559].

В статье под 6695 (1187) г. [Бережков, 1963, 203] в Ипатьевской летописи сообщается о галичской церкви св. Богородицы. Летописец записал: «престависл Галичький кнлзь ^рославъ снъ Володимеръ мсца мкГЛ. въ а" днь а во вторыи днь положенъ бы во цркви стыж Бца» [ПСРЛ, 2, стб. 656]. Сводчик Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи не отметил, что церковь св. Богородицы в Галиче была епископским храмом. Однако местонахождение церкви в главном городе Галичской земли, погребение в ней известного галичского князя Ярослава Осмомысла, а также возведение на стол галичского князя Даниила в 1211г. [Котляр, 2006, 19, 82] позволяют не сомневаться в том, что церковь эта была местом постоянной службы епископа Галичской епископии после ее открытия и до конца XII в.

В Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи не упоминаются не только кафедральные храмы епископов в Турове и Юрьеве, но и вообще какие-либо церкви в этих городах. Епископской церковью Юрьевской епископии, построенной для Юрьевского епископа, можно считать храм св. Георгия в Каневе, как отмечалось ранее.

Из приведенных примеров видно: уточнения о том, что речь идет о епископском кафедральном соборе в Ипатьевской летописи, касаются не всех храмов, а только переяславского, ростовского, владимиро-волынского, смоленского, белгородского и черниговского, т. е. шести храмов. Конечно, это не значит, что в других городах — епархиальных центрах, а их к концу XII в. насчитывалось 11, как уже отмечалось, не было кафедральных церквей. В поле зрения составителя Киевского княжеского летописного свода 1198 г. по Ипатьевской летописи попадали прежде всего епископские храмы, имевшие отношение к наиболее важным, на взгляд летописца, южнорусским событиям.

Упоминания о таких кафедральных соборах, как св. Спаса в Чернигове, св. Апостолов в Белгороде, св. Богородицы во Владимире-Волынском, св. Георгия в Каневе, св. Богородицы в Полоцке и св. Богородицы в Галиче в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи встречаются редко, с длительными промежутками во времени. Это может свидетельствовать о том, что в их деятельности были перерывы, как об этом писал, например, М. Д. Присёлков. Но, возможно, это объясняется княжеским характером самого источника. Например, нельзя на основании того, что в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи новгородский собор св. Софии упоминается лишь два раза с промежутком в тридцать лет, сказать о том, что он не функционировал в те годы, какие не нашли отражения в Ипатьевской летописи. К тому же упоминания о епископах Владимира-Волынского, Полоцка, Юрьева, Белгорода, Чернигова встречаются в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи гораздо чаще, чем упоминания о кафедральных соборах, в которых они служили. Более или менее точно на основании показаний Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи можно сказать о 10 кафедральных соборах (в Турове церковь не упоминается) в Русской земле к концу XII в., которые к этому времени являлись несомненными центрами епархий.

Что касается границ епархий, центрами которых были названные кафедральные соборы, то в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи о них не говорится. Сводчик Ипатьевской летописи не употребляет даже самого понятия епархия (епи-скопия). Возможно, это свидетельствует о неразвитости церковно-территориального деления Русской земли в XII в., а возможно — о том, что составителя княжеского свода церковные события интересовали гораздо меньше гражданских событий. Сводчик Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи и не стремился к подробному изложению церковной истории Русской земли своего времени.

Е. Е. Голубинский считал, что границы епархий в Древней Руси совпадали с границами княжеств. А поскольку княжеств было больше, то и епархий на Руси в условиях наступившей раздробленности, по мнению историка, было больше [Голубинский, 1901-1904, 341, 664-666], чем сообщают летописи. Е. Е. Голубинский пытался показать пределы отдельных княжеств, а значит, и епархий. По мнению М. Д. Присёлкова, как отмечалось ранее, границы епархий в Русской земле в XII в. не раз изменялись князьями в ходе междоусобной борьбы [Присёлков, 2003, 183-184]. Ипатьевская летопись таких подробностей не дает.

Киевский свод 1198 г. по Ипатьевской летописи отмечает факты создания кафедральных соборов для епископов и их реконструкцию князьями. Из 10 известных епископских церквей Русской земли, упомянутых в материалах Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи, три раза летописец назвал создателями храмов князей (Каневская, св. Апостолов в Белгороде и св. Богородицы во Владимире-Волынском). Например, каменную церковь как кафедральную для Юрьевского епископа в 1144 г. построил тогда киевский князь Всеволод Ольгович [ПСРЛ, 2, стб. 317; ПСРЛ, 1, стб. 312; ПСРЛ, 25, 37]. Особенно интересные данные сохранились в материалах Ипатьевской летописи о епископской церкви св. Апостолов в Белгороде. Летописец записал, что в 1144 г. церковь была освящена Всеволодом Ольговичем [ПСРЛ, 2, стб. 314]. Старый деревянный кафедральный собор св. Апостолов в Белгороде, видимо, перестраивался Всеволодом, после чего он был освящен, что и отметил сводчик. Конечно, следует учитывать, что выражение летописца «церковь была освящена князем», которое он часто использовал, нельзя понимать в буквальном смысле. Чин освящения храма предполагал специальный обряд, исполняемый служителями Церкви. В Константинопольской Церкви, откуда на Русь пришло христианство, а вместе с ним и церковное Предание, среди других существовал и чин освящения храма. Самое раннее свидетельство о существовании на Руси чина освящения храма, сохранившееся до наших дней, относится к XIV в. [Желтов, 2005, 149]. Князь лишь придерживался церковных традиций, установившихся и устанавливавшихся в Русской земле в XII в. В 6705 (1197) г. киевский князь Рюрик Ростиславич построил каменный кафедральный собор св. Апостолов в Белгороде [ПСРЛ, 2, стб. 706].

Андрей Юрьевич Боголюбский вместо старой деревянной церкви св. Богородицы во Владимире, упоминаемой в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи в 1155 г., заложил новый каменный собор св. Богородицы в 1158 г. и завершил его строительство в 1160 г. [ПСРЛ, 2, стб. 491, 511-512]. Называя князей создателями кафедральных храмов для епископов, летописец, возможно, хотел подчеркнуть активную позицию князей правящего рода Рюриковичей в вопросах храмостроения в Русской земле в изучаемое время.

Только один раз, задним числом, сводчик сообщил о создании переяславского кафедрального храма епископом Ефремом, что отмечалось выше. Создатели остальных шести епископских церквей (черниговской, полоцкой, ростовской, смоленской, новгородской и галичской) в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи не отмечаются.

В Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи сводчик сохранил некоторые упоминания о богослужении в епископских храмах. Например, в записи под 6656 г. летописец сообщил: «в Новъгород приде (киевский князь Изяславъ. — В. П.) с великою чстью и въ днь нед'льныи и тоу оуср'те снъ его ^рославъ с божръ Новгородьцкыми и Ьхаста къ стои Софьи на мб'днюю» [8, стб. 369-370]. В погодной статье под 6657 г. читаем: «ИзАславъ ^слоуша об'днюю оу стомъ Михаил' и поиде из цркве». Обедня, как и вечерня — службы в русских храмах, которые упоминает сводчик Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи, — относятся к повседневным службам суточного круга. М. С. Желтов выделяет три периода в истории богослужения в русских храмах. Богослужение XII в. он относит ко второму периоду и отмечает в это время «господство Студийско-Алексиевского устава и древней к-польской редакции чи-нопоследований литургии и таинств ^^ГУ вв.)». Он пишет, что их совершение на Руси в XII в. подтверждается нелетописными памятниками этого времени, в частности посланием митрополита Никифора I к киевскому князю Владимиру Мономаху [Желтов, Правдолюбов, 2000, 485, 486, 487]. В Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи отмечаются факты совершения служб суточного круга и в других случаях, но не даются их описания, что естественно для княжеской летописи.

Летописец сообщил, что в храмах русские князья в XII в. отмечали церковные праздники и дни памяти святым. Это видно из ряда примеров, приведенных в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи. Например, князь Андрей Юрьевич в 1150 г., чтобы отпраздновать праздник «чстьнаго ха оуздвижениж» «оу цркви стго Михаила», остался у брата в Переяславле, а наутро поехал в Киев к отцу [ПСРЛ, 2, стб. 404]. Один раз, как уже отмечалось, сводчик Ипатьевской летописи сообщил о венчании новобрачных. В статье под 1188 г. летописец записал: «приведоша же ю (Верхусла-ву. — В. П.) в БЬлъгородъ на ЮфросЬньинъ днь а заоутра Бгослова а в'нчана оу стхъ апсъ оу деревАнои церкви блжнымъ епспомъ Максимомъ» [ПСРЛ, 2, стб. 658]. Содержание чина венчания в летописи отражения не нашло. М. С. Желтов отмечает, что чины и последование таинства Брака сохранились в Служебниках XIV в. От XI-XIII вв. последования этого таинства не сохранилось. По Служебникам XIV в., как пишет М. С. Желтов, таинство Брака на Руси совершали епископы и белые священники [Желтов, Правдолюбов, 2000, 490]. В вышеприведенном случае брачующихся венчал Белгородский епископ Максим, что и отметил летописец.

Киевские князья и князья, посещавшие Киев, не только приходили поклониться святыням митрополичьего кафедрального собора св. Софии в Киеве, но поклонялись святыням и в других кафедральных соборах, например св. Спаса в Чернигове, св. Софии в Новгороде, св. Михаила в Переяславле. В храмах князья брали благословение на благополучное завершение события (6654) [ПСРЛ, 2, стб. 323]. До конца столетия сохранялась традиция торжественного возведения в храмах князей на стол «деда и отца своего» (6686) [ПСРЛ, 2, стб. 607]. В храмах заключались договоры между князьями (6654, 6656) [ПСРЛ, 2, стб. 324-325, 365-366]. Митр. Макарий (Булгаков) отмечал, что обряд возведения на стол епископов «несомненно» существовал «и у нас с самого начала» [Макарий (Булгаков), 1868, 275-276]. В материалах

княжеского Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи «настоловаше еписко-повъ» отражения не нашло.

Одной из главных функций, которую выполняли кафедральные епископские церкви в разных землях Руси в XII в., была функция усыпальницы. Киевский свод 1198 г. по Ипатьевской летописи свидетельствует о том, что, в отличие от митрополичьего кафедрального собора св. Софии в Киеве, епископские кафедральные храмы до конца столетия являлись традиционным местом захоронения князей и княгинь правящего рода Рюриковичей. Например, кафедральный собор св. Софии в Новгороде в качестве усыпальницы отмечается в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи под 1179 г. [ПСРЛ, 2, стб. 609-610], когда здесь был захоронен новгородский князь Мстислав Ростиславич. Дважды как усыпальница в Киевском своде 1198 г. по Ипатьевской летописи упоминается кафедральный собор св. Богородицы во Владимире-Волынском. Здесь были погребены Мстислав Изяславич (19 августа 1170 г.) [ПСРЛ, 2, стб. 559] и Всеволод Мстиславич (апрель 1195 г.) [ПСРЛ, 2, стб. 682-684]. В кафедральном соборе Св. Богородицы в Смоленске были похоронены Святослав Ростиславич (1170 г.) [ПСРЛ, 2, стб. 550-551] и Роман Ростиславич (1180 г.) [ПСРЛ, 2, стб. 616-617]. В соборе Св. Богородицы в Галиче был захоронен Ярослав Владимирович Осмомысл (1 октября 1187 г.) [ПСРЛ, 2, стб. 656]. В кафедральном соборе св. Михаила в Переяславле были похоронены: 1) Андрей Владимирович (22 января 1142 г.) [ПСРЛ, 2, стб. 309], 2) сын суздальского князя Юрия Ростислав Юрьевич (6 апреля 1151г.) [ПСРЛ, 2, стб. 418], 3) внук Юрия Владимир Глебович (18 апреля 1187 г.) [ПСРЛ, 2, стб. 652-653].

Особенно часто княжеской усыпальницей выступал собор св. Богородицы во Владимире Ростово-Суздальской земли. Сводчик Ипатьевской летописи записал о шести погребениях здесь в изучаемое время: 1) сына суздальского князя Юрия Долгорукого, Ярослава Юрьевича (12 апреля 1166 г.) [ПСРЛ, 2, стб. 525], 2) Андрея Юрьевича Бого-любского (29 июня 1174 г.) [Бережков, 1963, 192; ПСРЛ, 2, стб. 593-594], 3) Мстислава Андреевича (28 марта 1172 г.) [ПСРЛ, 2, стб. 566], 4) сестры Всеволода Большое Гнездо Ольги Юрьевны (1182 г.) [ПСРЛ, 2, стб. 624], 5) Изяслава Глебовича (1183 г.) [8, стб. 626] и 6) Бориса Всеволодовича (1187 г.) [ПСРЛ, 2, стб. 653].

Источники и литература

1. Бережков (1963) — Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. 376 с.

2. Голубинский (1901-1904) — ГолубинскийЕ.Е. История Русской Церкви. 2-е изд. М.: Университетская типография, 1901-1904. Т. 1: Период первый, киевский или домонгольский. Первая половина тома. 1901. 968 с.; Вторая половина тома. 1904. 926 с.

3. Желтов (2005) — Михаил Желтое, диак. Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в. // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. Вып. 14. С. 147-157.

4. Желтов, Правдолюбов (2000) — Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви X-XX вв. М., 2000. С. 484-492.

5. Котляр (2006) — Котляр Н. Ф. Галицко-Волынский свод: летопись или собрание повестей? // Средневековая Русь: Сборник статей. К 75-летию академика Леонида Васильевича Милова. М.: ИНДРИК, 2006. № 6. С. 119-137.

6. Макарий (Булгаков) (1868) — Макарий (Булгаков), архиеп. Харьковский. История Русской Церкви. 2-е изд., испр. СПб.: Тип. Ю. А. Бокрама, 1868. Т. 1. 286 с.

7. Н1Л — Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А. Н. Насонова. М.; Л.: Издательство Академии наук, 1950. 642 с.

8. Присёлков (2003) — Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб.: Наука, 2003. 234 с.

9. ПСРЛ, 2 — Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. СПб.: Типография М.А. Александрова, 1908. 938 стб.; Приложения. Разночтения из Ермолаевского списка. 84 с.; Примечания. С. 85-87.

10. ПСРЛ, 1 — Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись и Суздальская летопись по Академическому списку. М.: Издательство восточной литературы, 1962. 578 стб.

11. ПСРЛ, 25 — Полное собрание русских летописей. Т. 25: Московский летописный свод конца XV века. М.: Языки славянской культуры, 2004. 463 с.

Valentina Panova. The Hypatian codex as a Source of Evidence on Russian Episcopal Cathedrals in 1118-1198.

Abstract: The Kiev Chronicle of 1198 within the Hypatian Codex is rightfully considered as a princely chronicle. It is centered on the representatives of the Rurik ruling dynasty: the history of their reigns and interrelations. Yet, Church history also received due attention of the chronicler, being present in 75 of 80 articles that are in the manuscript. The chronicler mentions various aspects of the Russian Church history in the 12th century, including temple building. The document does not speak about temples in general but rather considers them as places where the highest hierarchs performed their services. Special attention is given to common ("mirskie") and monastery churches. The purpose of this article is to study and analyze the references to Episcopal Cathedrals — the main temples of urban dioceses in the 12th-century Rus'.

Keywords: the Hypatian Codex, Episcopal Cathedral, temple building, dioceses, 12th-century Rus'.

Valentina Ignatievna Panova — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at Voronezh State University (Voronezh) ([email protected]).

Sources and References

1. Berezhkov (1963) — Berezhkov N. G. Khronologiya russkogo letopisaniya [The Chronology of the Russian Chronicle Writing]. Moscow: Akademiya nauk SSSR Publ., 1963. 376 p. (In Russian).

2. Golubinskiy (1901-1904) — GolubinskiyE.E. Istoriya Russkoy Tserkvi [The History of the Russian Church]. 2nd ed. Moscow: Universitetskaya tipografiya, 1901-1904. Vol.1: Period pervyy, kiyevskiy ili domongol'skiy [The First Period, Kievan or Pre-Mongolian]. 1st half of the vol., 1901, 968 p.; 2nd half of the vol., 1904. 926p. (In Russian).

3. Kotlyar (2006) — Kotlyar N. F. Galitsko-Volynskiy svod: letopis' ili sobraniye povestey? [The Galician-Volhynian Codex : a chronicle or a collection of narratives?]. Srednevekovaya Rus': Sbornik statey. K 75-letiyu akademika Leonida Vasil'yevicha Milova [Mediaeval Rus'. Collected articles commemorating the 75th anniversary of Leonid Vasilievich Milov]. Moscow: INDRIK, 2006, no. 6, pp. 119-137. (In Russian).

4. Makariy (Bulgakov) (1868) — Makariy (Bulgakov), archbishop. of Khar'kov. Istoriya Russkoy Tserkvi [The History of the Russian Church]. 2nd ed., corr. Saint Petersburg: Tip. of Yu. A. Bokram, 1868, vol. 1, 286 p. (In Russian).

5. NIL — Novgorodskaya pervaya letopis' starshego i mladshego izvodov [The Novgorod First Chronicle]. Ed. by A.N.Nasonov. Moscow; Leningrad: Akademiya nauk Publ., 1950, 642p. (In Russian).

6. Priselkov (2003) — Priselkov M. D. Ocherki po tserkovno-politicheskoy istorii Kiyevskoy Rusi X-XII vv. [Essays on the Church and Political History of Kievan Rus in the 10th — 12th centuries]. Saint Petersburg: Nauka, 2003, 234p. (In Russian).

7. PSRL, 2 — Polnoye sobraniye russkikh letopisey [The Full Collection of Russian Chronicles]. Vol. 2: Ipat'yevskaya letopis' [The Hypatian Codex]. Saint Petersburg: Tip. of M.A. Aleksandrov, 1908. 938 col. (In Russian).

8. PSRL, 1 — Polnoye sobraniye russkikh letopisey [The Full Collection of Russian Chronicles]. Vol. 1: Lavrent'yevskaya letopis' i Suzdal'skaya letopis'po Akademicheskomu spisku [The Laurentian Codex and the Suzdal Codex according to the Academic Copy]. Moscow: Izdatel'stvo vostochnoy literatury, 1962, 578 col. (In Russian).

9. PSRL, 25 — Polnoye sobraniye russkikh letopisey [The Full Collection of Russian Chronicles]. Vol. 25: Moskovskiy letopisnyy svod kontsa XV veka [The Moscow Chronicle of the Late 15th Century]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2004, 463 p. (In Russian).

10. Zheltov (2005) — Zheltov M., deac. Chiny rukopolozheniy po drevneyshemu slavyanskomu spisku: Rukopis' RNB. Sof. 1056, XIV v. [Ordination according to the Oldest Slavonic Chronicle: RNB. Sof. 1056, 14th cent.] Vestnik PSTGU I: Bogosloviye i filosofiya [Trudy kafedry Liturgicheskogo bogosloviya]. Moscow, 2005, is. 14, p. 147-157. (In Russian).

11. Zheltov, Pravdolyubov (2000) — ZheltovM.S., Pravdolyubov S., archpr. Bogosluzheniye Russkoy Tserkvi X-XX vv. [Sacred Services of the Russian Church in the 10th — 20th centuries]. Moscow, 2000, pp. 484-492. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.