Научная статья на тему 'ИОСИФ БРОДСКИЙ: "ПРИПАДАЮ К НАРОДУ..."'

ИОСИФ БРОДСКИЙ: "ПРИПАДАЮ К НАРОДУ..." Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная конференция / Иосиф Бродский / Николай Рубцов / «Гимн народу»

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Еременко Р. С.

В статье автор анализирует ход и итоги II Архангельской городской молодѐжной открытой научно-практической конференции «Собственный голос Иосифа Бродского»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИОСИФ БРОДСКИЙ: "ПРИПАДАЮ К НАРОДУ..."»

Р. С. Ерёменко

Муниципальный служащий городского округа Архангельской области «Северодвинск», заместитель председателя совета Ассоциации именных учебных заведений и учреждений культуры стран СНГ, член Русского географического общества

Иосиф Бродский: «Припадаю к народу...»

В статье автор анализирует ход и итоги II Архангельской городской молодёжной открытой научно-практической конференции «Собственный голос Иосифа Бродского».

Ключевые слова: научная конференция, Иосиф Бродский, Николай Рубцов, «Гимн народу».

31 марта 2023 года в стенах Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова состоялась II Архангельская городская молодёжная открытая научно-практическая конференция «Собственный голос Иосифа Бродского», проведённая Агентством по делам молодёжи Архангельской области (руководитель О.С. Чертова), Ассоциацией именных учебных заведений и учреждений культуры стран СНГ (председатель С.Н. Ушаков), Департаментом образования администра-

ции г. Архангельска (директор С.О. База-нова) и Международным научно-творческим объединением «Собственный голос» имени лауреата Нобелевской премии по литературе (1987) И.А. Бродского (руководитель М.П. Соболев). Организатором-исполнителем научного форума стала гимназия № 21 им. лауреата Нобелевской премии И.А. Бродского г. Архангельска (директор А.А. Сорокин, заместитель директора Л.Л. Грицюк).

Участники конференции 38

В связи с капитальным ремонтом здания гимназии конференцию решили не переносить на следующий год, но провести в усечённом составе (по приглашениям). Об этом участников конференции проинформировала заместитель начальника отдела организационно-аналитического обеспечения департамента образования администрации г. Архангельска Я.Н. Малинина.

Открыл научный форум и выступил на нём директор Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии А.В. Макулин. Артём Владимирович размышлял об одиночестве, поэзии... Он адаптировал сложные понятия для школьного возраста и восприятия (За участие в работе научно-практической конференции А.В. Макулина председатель Ассоциации именных учебных заведений и учреждений культуры стран СНГ С.Н. Ушаков и заместитель председателя М.П. Соболев направили «Благодарственное письмо» от 12 мая 2023 г. № 28 на имя ректора Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, доктора философских наук, профессора Е.В. Кудряшовой).

Заместитель председателя Ассоциации именных учебных заведений и учреждений культуры стран СНГ, член Союза журналистов России, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации М.П. Соболев рассказал о первом знакомстве И.А. Бродского с Архангельской областью в 1958 году. Целое лето провёл он в составе геологической экспедиции в п. Малошуйка Онежского района. Михаил Павлович рассуждал об искреннем отношении Иосифа Бродского к простому народу. В частности, о коношском периоде жизни в воспоминаниях Иосифа Бродского с удивительным постоянством звучат два словосочетания: «совершенно замечательно» и «хрестоматийная Русь». В 1965 году, по словам М.П. Соболева, И.А. Бродский написал гениальное стихотворение «Мой народ», которое начинается так:

Мой народ, не склонивший своей головы, Мой народ, сохранивший повадку травы: В смертный час, зажимающий зёрна в горсти,

Сохранивший способность на северном камне расти.

А заканчивается таким же потрясающим четверостишием:

Припадаю к народу, припадаю к великой реке.

Пью великую речь, растворяюсь в её языке. Припадаю к реке, бесконечно текущей вдоль глаз

Сквозь века, прямо в нас, мимо нас, дальше нас.

С неослабевающим вниманием участники конференции прослушали воспроизведённый М.П. Соболевым текст выступления Геннадия Красникова «... И буду жить в своём народе!» на выездном секретариате правления Союза писателей России «Николай Рубцов и духовная жизнь России», посвящённом 70-летию поэта (г. Вологда, 15 - 16 декабря 2006 г.): «В своей книге «Роковая зацепка за жизнь или В поисках утраченного Неба» я писал о странной связке, парности таких полярных во всём поэтов как Рубцов - Бродский. В притяжении этих противоположностей наиболее выпукло, рельефно открывается характер поэзии Рубцова. У Бродского тоже есть стихи о холмах, как будто бы похожие на рубцовские:

... Ты поскачешь во мраке по бескрайним холодным холмам

вдоль берёзовых рощ, отбежавших во тьме к треугольным домам...

Обратите внимание: у Бродского целый цикл - «Холмы». У Рубцова одно знаменитое стихотворение «Видения на холмах», где ключевое слово: ВИДЕНИЯ. Необъяснимые роковые сближения и расхождения порою в одном единственном слове. «Ты поскачешь во мраке по бескрайним холодным холмам» - у Бродского (Курсив мой. - Г.К.). «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» - у Рубцова. Кажется,

«холодные холмы» - лишь изящная звукопись, виртуозно спрятанная анаграмма. Но выбор слов - это выбор судьбы, как говорил сам Бродский, а всякая судьба чрезвычайно чувствительна к холоду как, впрочем, и к теплу. Для одного эти холмы - холодные, чужие, литературные, для другого - это:

. ночное дыханье и тайные сны неподвижных больших деревень...

И - «следы миновавших времён», то есть, всё наполнено теплом, тайною «задремавшей», ждущей пробуждения отчизны... И эта разность, разделяющая пропасть, тем очевидней, когда поэты говорят почти об одном и том же. Там, где Бродский пишет:

... Чем тесней единенье, тем кромешней разрыв, -там у Рубцова: С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую саму жгучую, Самую смертную связь.

«Связь» и «разрыв» - всего два слова, а в сущности - две несходимые, несводимые судьбы. Две России. Одна без прошлого, а значит, и без будущего, другая - живая, таинственная, где на духовном Куликовом поле не прекращается вечный поединок и где смерть, к сожалению, собирает ранний оброк лучшими из лучших, а потому, и самыми незащищёнными, какими были Шукшин, Вампилов, Рубцов.» [1, с.4].

Исследователи творчества И.А. Бродского и Н.М. Рубцова М.П. Соболев и Р.С. Ерёменко совместную статью «Целительный родник поэзии Николая Рубцова и Иосифа Бродского» посвятили гениям русской поэзии в научном журнале «На пути к гражданскому обществу» (№2(38), 2020 г., с.78 - 88).

М.П. Соболев подарил гимназии № 21 набор книг из личной библиотеки.

А теперь слово предоставим организатору-исполнителю конференции, заместителю директора гимназии № 21 им. лау-

реата Нобелевской премии И.А. Бродского Л.Л. Грицюк: «Инициатива присвоения нашей гимназии имени поэта и проведения конференции принадлежит историку-краеведу М.П. Соболеву. Он же и предложил постоянное название научного форума.

В течение учебного года учащиеся и их наставники готовили исследовательские работы, которые представили компетентному жюри: учитель русского языка и литературы Т.Г. Чегодаева, учитель русского языка и литературы Т.А. Кондратюк, учитель истории и обществознания Н.Н. Шевелёва, главный библиотекарь Г.Н. Лазарева (все из 21 -й гимназии).

Особые слова благодарности хочу выразить учителю русского языка и литературы 21-й гимназии Тамаре Борисовне Кононовой, подготовившей трёх учащихся на конференцию и помогавшей им погрузиться в сферу научных и творческих исследований.

Её подопечная учащаяся 11 -го класса Елизавета Шолохова представила вниманию слушателей конференции работу по теме «Образ воды в творчестве поэта» в конкурсе исследовательских работ по творчеству И.А. Бродского.

Поэты в своём творчестве трактуют образ воды по-своему, однако, по мнению Е. Шолоховой, ярче всего этот образ освещает Иосиф Бродский. На протяжении всего своего творчества Иосиф Бродский не перестаёт обращаться к образу воды, и обращение к ней находит отражение в целых циклах и отдельных стихотворениях.

Характер лирического героя в творчестве поэта исследовала и интеллектуально-эмоционально передала учащаяся 11 -го класса Елизавета Хабарова. Важная составляющая для понимания образа лирического героя - это сложность восприятия мира И. Бродским, необычное поэтическое мышление.

В конкурсе чтецов по произведениям И.А. Бродского «Милые стихи, в вас сердце я своё вложил» победила учащаяся 11 -го класса Анастасия Воронина («Ни тоски, ни любви, ни печали»).

Александр Первухин

Воспитанник учителя русского языка и литературы 21-й гимназии Ж.Е. Булатовой, учащийся 7-го класса Александр Первухин представил на суд зрителей интересную исследовательскую работу «И.А. Бродский детям и о детях». Детские стихи И. Бродского не про детей, а для них. И не беда, что написаны стихи полвека назад! «Дети с удовольствием прочтут о путешествии вокруг света на слоне, ките, орле, и о том, что бывает, когда теряешь бдительность, купая пса, и о том, чем отличается мышь белая, дрессированная, от обычной серой», - утверждает юный исследователь.

Учитель русского языка и литературы 21-й гимназии Т.Г. Чегодаева вместе с учащейся 10-го класса Юлией Хабаровой сделали глубокий анализ сложного стихотворения-поэмы И. Бродского «Бабочка». Вопросы жизни и смерти, живого и мёртвого, прекрасного и несчастного поднимаются в этом стихотворении. Если вникнуть в его философский смысл, то оно может стать ключом для понимания мироустройства и поиска своего жизненного пути.

Всех поразила девятиклассница 11-й средней школы Анастасия Костылева, прочитав потрясающе «Письма к стене». Заслуженные поздравления вместе с победительницей принимала учитель русского языка и литературы Е.Б. Лапоногова.

Самый младший из участников пятиклассник 25-й гимназии Максим Сорокин безупречно исполнил «И вечный бой...» (учитель русского языка и литературы 25-й гимназии Д.С. Счастная).

Анастасия Костылева

А.А. Сорокин и Максим Сорокин

Благодаря участию в конференции ребята получили незаменимый опыт и практику. Исследования и анализ творческого наследия поэта позволили учащимся проявить свои способности, реализовать свои устремления, а также приобрести навыки поиска, отбора и анализа необходимой информации!».

М.П. Соболев и А.А. Сорокин

Все семеро победителей двух конкурсов получили из рук директора гимназии № 21 им. лауреата Нобелевской премии И.А. Бродского А.А. Сорокина дипломы участников конференции. Александр Александрович выразил уверенность на встречу через год в здании отремонтированной гимназии, т.е. в родных пенатах.

Библиографический список:

1. Красников, Г. «... И буду жить в своём народе!» / Г. Красников // Российский писатель. 2006. № 1-2(125), январь 2006 г. - С.4.

©Ерёменко Р. С., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.