Научная статья на тему 'Иордания'

Иордания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
824
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иордания»

Так или иначе, но, учитывая наличие проталибского лобби в силовых структурах и, возможно, даже в правительстве Пакистана, трудно представить, что талибы не задействованы в геополитических играх Исламабада. Через активизацию их вылазок или, наоборот, сведение их числа к минимуму можно весьма эффективно влиять на ситуацию в соседнем Афганистане. Американцам нужно сохранить там свои базы? Пожалуйста, можем посодействовать. Или наоборот. Как не вспомнить замечательные слова генерала Зия-уль-Хака о том, что если исламский мир - пояс Земли, то Пакистан - его пряжка. Можно ослабить, а можно и затянуть потуже.

Резюмируя все сказанное, еще раз подчеркнем, что будущее Афганистана точно так же, как и его прошлое, определяет географическое положение. Эту страну просто не могут оставить в покое - слишком большие выгоды сулит контроль над бесплодными афганскими горами и пустынями. Трудно сказать, кто следующий отважится воевать за право считать Афганистан «своим», но история попыток покорения страны, похоже, будет продолжена. Тем же, кто захочет попробовать стать следующим после Британкой империи, Советского Союза и Соединенных Штатов, стоит подумать над одним популярным в Афганистане анекдотом.

На базаре в Кабуле сидит старик, а мимо проходит иностранный (неважно, какой именно) солдат. «Добро пожаловать в Афганистан, сынок! - приветливо улыбаясь, говорит старик. -Прийти-то ты пришел, а вот как уходить будешь, подумал?»

«Однако», М., 2014 г., с. 242-250.

А. Демченко,

востоковед ИОРДАНИЯ

С начала 2011 г. Иорданское Хашимитское Королевство, подобно многим другим странам арабского мира, вступило в полосу народных волнений. Эти события стали результатом противоречивости и непоследовательности политики короля Абдаллы II как в политической, так и социально-экономической сфере. Главным требованием оппозиции стало проведение широкой конституционной реформы, которая бы существенно ограничила полномочия короля и повысила бы роль законодательного органа в управлении страной. Абдалла II за время протестов показал себя как крайне

неуступчивый политик в том, что касается радикального изменения Конституции. Это связано не столько с его нежеланием делиться властью с парламентом, сколько с пониманием того, что традиционная для страны слабость политических партий, соперничество и недоверие между иорданскими палестинцами и восточноиорданцами может привести к дестабилизации, если процесс реформ будет форсирован. Несмотря на то что внутриполитический кризис в Королевстве затянулся, этнодемографические особенности Иордании, специфика исламистской оппозиции, патриархальный характер политической жизни страны, низкая популярность партий и сложившийся баланс сил между различными группами населения, при котором король, чья легитимность подкрепляется происхождением династии от Пророка Мухаммада, находится над схваткой, выступает как главная консолидирующая сила и верховный арбитр, позволяют рассчитывать, что кризис в Королевстве, в отличие от некоторых арабских стран, не дойдет до опасной черты, и оно сохранит репутацию одного из самых стабильных государств арабского мира.

Абдалла II, занявший трон короля Иордании в 1999 г., одним из приоритетов своего правления объявил проведение реформ в политической и экономической областях. Он выдвинул идею создания устойчивых массовых светских партий, относительно лояльных властям и служащих противовесом исламистам -«Братьям-мусульманам» и их политическому крылу, Фронту исламского действия (ФИД). Вовлечение населения в политическую жизнь, по мысли монарха, должно происходить на основе иордано-центристких идей. С этой целью в октябре 2002 г. король предложил концепцию «Иордания превыше всего». Ее цель - сплотить население вокруг решения вопросов социально-экономического развития страны, отвлечь внимание от внешнеполитических региональных проблем (палестино-израильского и иракского конфликтов)1. Акцент на внутренних делах Иордании, четко обозначенный в названии документа, связан не только со стремлением оградить страну от негативного влияния из сопредельных государств, но и со структурой иорданского общества. По неофициальным данным, до 60% населения страны составляют палестинские беженцы и их потомки, которые являются полноправными

1 ]оп1ап Боситеп1 http://www.kingabdullah.jo/template.php7page_

1(!=94&тепи_111=245&тепи_111_рагеП= 17&lang_hmka 1=1

гражданами1. При этом палестинцы, в отличие от восточноиордан-ской части населения бедуинского происхождения и потомков выходцев с Северного Кавказа (черкесов и чеченцев, переселившихся в Иорданию в начале XX в.), никогда не считались абсолютно лояльными правящей династии. Представительство палестинцев в органах власти невелико, но зато они занимают хорошие позиции в бизнесе. Они традиционно более политизированы, восприимчивы к событиям вокруг ближневосточного конфликта и составляют значительную часть электората ФИД, причем не столько из интереса к политическому исламу, сколько потому, что им близок жесткий подход Фронта к Израилю.

Абдалла II является вполне вестернизированным, современным и динамичным лидером, понимающим неотвратимость глобализации, со всеми ее плюсами и минусами для стран Востока, осознающим необходимость соответствовать ожиданиям Запада, толкающего арабские режимы к демократизации. Именно поэтому он проявляет заинтересованность в модернизации политической системы. Король учитывает, что лояльные партии могут служить в качестве опоры его власти, а исламистская оппозиция имеет право на существование и также должна быть вовлечена в парламентскую жизнь, так как это способствует умеренности и удерживает ее в легальном поле. Наконец (возвращаясь к палестинскому фактору), для Абдаллы II важно расширить участие палестинцев в политической жизни страны при обязательном условии постепенности этого процесса и повышении лояльности подданных палестинского происхождения, усилении иорданской составляющей их идентичности.

В экономической сфере Абдалла II продолжил курс своего отца, короля Хусейна (1953-1999), на создание современной рыночной экономики, что особенно важно, так как страна не имеет значительных полезных ископаемых. Наиболее сложные времена иорданская экономика переживала в первой половине 2000-х годов из-за палестинской интифады, ухудшившей инвестиционный климат, и войны в Ираке, которая привела к росту цен на нефть. Однако увеличение помощи со стороны США и аравийских монархий, восстановление торгово-экономических связей с Ираком, увеличение объемов денежных переводов от иорданцев, работающих за рубежом, а также приток инвестиций со стороны состоя-

1 Аганин А.Р., Соловьева З.А. Современная Иордания. Справочник. - М., 2003. - С. 30.

тельных иракских беженцев способствовали экономическому буму 2005-2008 гг. В эти годы (пока не начался мировой финансовый кризис) рост ВВП достигал 8% в год. Власти сделали упор на осуществление приватизации, поддержку частного предпринимательства и повышение транспарентности в сфере бизнеса, облегчение условий торговли (особенно экспорта в зарубежные страны), привлечение инвестиций, развитие сектора услуг (туризма, образования и здравоохранения). Как отмечает российский арабист Л.Н. Руденко, «всё это способствовало позитивной трансформации иорданской экономики»1.

Реформы осложнялись непоследовательностью, избирательностью, сохранением административных барьеров для бизнеса. Преобразования во многом тормозились правящей элитой, чиновниками госсектора и даже частью общества (особенно в провинциях, где преобладают восточноиорданцы). Дело в том, что в 19501980-х годах государство играло большую роль в экономике, занимаясь ее планированием, распределением ресурсов, защитой внутреннего рынка, субсидируя основные продукты питания и бензин, выступая главным работодателем для населения и давая привилегии политикам и племенным лидерам. Даже сейчас заработная плата госслужащих составляет 58% от всех расходов правительства. Большинство госслужащих разного ранга - это восточноиорданцы, которые, таким образом, становятся главными противниками реформ. Не способствуют успеху преобразований частая смена правительств, а также то, что реформы осуществляются сверху небольшой группой технократов, ориентирующихся на рекомендации Международного валютного фонда2.

Абдалла II и оппозиция:

История отношений

Еще одна проблема, стоящая перед властями Иордании, -исламистская оппозиция. Королевство представляет собой пример наименее конфликтного и «мягкого» взаимодействия правящих кругов и исламистов. С одной стороны, власти проявляют заинте-

1 Руденко Л. Иордания: Приверженность экономическим реформам. Новое восточное обозрение, 31.01.2011. - http://journal-neo.com/?q=ru/node/4077

2 Sufyan Alissa. Rethinking Economic Reform in Jordan: Confronting Socioeconomic Realities // Carnegie Papers. Carnegie Middle East Center. № 4, July 2007, p. 9-10. - http://www.carnegieendowment.org/files/crnec4_alissa_jordan_final.pdf

ресованность в участии «Братьев-мусульман» в парламентской жизни страны; с другой - оппозиция демонстрирует отсутствие намерений сменить режим или сделать ставку на нелегальные методы политической борьбы. Специфику политическому исламу придает палестинский фактор, так как среди иорданских исламистов есть крыло, поддерживающее тесные связи с ХАМАС. Иорданские «Братья» всегда выступали на стороне радикально настроенных сил в Палестине, не признавая палестино-израильских соглашений в Осло 1993 г. и иордано-израильского мирного договора 1994 г.

Начало палестинской интифады аль-Акса в сентябре 2000 г. взбудоражило население Королевства, особенно его палестинскую часть. В преддверии парламентских выборов, намеченных на ноябрь 2001 г., во дворце посчитали, что у исламистов слишком хорошие шансы, и Абдалла II объявил о роспуске Национальной ассамблеи (парламента). Выборы в нижнюю палату были отложены до июня 2003 г. Несмотря на недовольство действиями властей, исламисты посчитали нецелесообразным бойкотировать выборы, и в Палату представителей было избрано 17 членов ФИД. После успеха «Братьев-мусульман» на парламентских выборах в Египте в декабре 2005 г., когда они получили 88 из 454 мест в законодательном органе, и победы ХАМАС на парламентских выборах в ПНА в январе 2006 г. в среде иорданских исламистов активизировались пропалестинские элементы. Генеральным секретарем ФИД был избран Заки Бани Иршад, тесно связанный с ХАМАС и оппонировавший руководителю «Братьев-мусульман» Салиму аль-Фалахату - представителю умеренного крыла.

В последующие годы пропалестинское крыло иорданских исламистов продолжало укрепляться. Обострившиеся разногласия между исламистами по палестинскому вопросу привели к их поражению на парламентских выборах в ноябре 2007 г. Сторонники ХАМАС призывали к отказу от участия в выборах, но не добились своего. В результате внутренней борьбы ФИД неудачно провел избирательную кампанию и получил лишь шесть мест в Палате представителей. Исламисты объясняли этот результат нелиберальным законодательством и фальсификациями властей. Провал на выборах способствовал укреплению радикального крыла «Братьев-мусульман». В мае 2008 г. на выборах нового главы организации победу с перевесом в один голос одержал иорданец палестинского происхождения Хаммам Сайд, опередивший умеренного Салима аль-Фалахата. Умеренные проиграли также выборы в Маджлис

аш-шура (Консультативный совет) «Братьев-мусульман» - высший руководящий орган организации. И хотя в июне 2010 г. после ожесточенной борьбы главой ФИД стал умеренный восточно-иорданец Хамза аль-Мансур, в исламистских организациях, особенно на низовом уровне, наблюдается рост влияния иорданских палестинцев, что беспокоит королевский режим.

В преддверии кризиса: Парламентские выборы 2010 г.

В конце 2009 г. власти Иордании предприняли обычный для них политический маневр, который многократно повторялся в истории страны, когда король сталкивался с недовольством подданных. Абдалла II 24 ноября распустил парламент, проработавший половину своего четырехлетнего срока. Решение короля объяснялось тем, что Палата представителей не пользовалась популярностью у населения и подвергалась критике за коррумпированность, некомпетентность, неэффективность. Традиционные упреки в адрес депутатов усилились на фоне социально-экономических проблем, которые переживала Иордания, затронутая мировым финансовым кризисом. Как свидетельствовали результаты опроса, проведенного американской организацией The International Republican Institute 8-11 августа 2009 г., более 50% иорданцев были не удовлетворены работой депутатов, а 42% считали, что законодатели не представляют их интересы1. В парламенте были слишком сильны консервативные настроения. Депутаты не спешили принимать законы, которые бы способствовали притоку инвестиций и развитию частного сектора. Как отмечает американский исследователь К. Райан, такое поведение депутатов имело свою причину: экономическая либерализация и приватизация укрепили позиции палестинского предпринимательского класса, что вызвало недовольство многих восточноиорданцев, занятых в госсекторе2.

1 'National Priorities, Governance and Political Reform in Jordan. National opinion public poll#7. The International Republican Institute, October 2009, p. 12, 21. -http://www.iri.org/sites/default/files/2009-October-27-Survey-of-Jordanian-Public-Opi-nion,August-8-11,2009.pdf

2 Curtis R. Ryan. Jordan's new electoral law: reform, reaction, or status quo? // The Foreign Policy, 24.05.2010. - http://mideast.foreignpolicy.com/posts/2010/05/24/ jordan_s_new_electoral_law_reform_reactior_or_status_quo

Вслед за роспуском парламента последовала отставка правительства Надира Дахаби, которого 9 декабря на посту премьер-министра сменил 43-летний технократ Самир ар-Рифаи. В послании новому кабинету министров Абдалла II говорил о необходимости продолжения реформ, модернизации, борьбы с коррупцией, повышения ответственности, эффективности работы чиновников, открытости органов государственной власти1. Исламисты одобрили роспуск королем парламента и начало разработки нового закона о выборах.

Однако принятый в мае 2010 г. закон был воспринят не только ими, но также интеллектуалами и либеральными политиками как шаг назад. Впрочем, и прежний закон 2001 г. с последующими поправками не давал исламистам серьезных шансов. Закон сохранил принцип «один избиратель - один голос», при котором избиратель может проголосовать только за одного кандидата. Иорданцы с наиболее традиционными взглядами (особенно из провинции), предпочитающие голосовать в первую очередь за представителей своих кланов и племен, не имеют возможности отдать дополнительные голоса за кандидатов от партий, политические платформы которых им близки. Численность парламента увеличилась со 110 до 120 депутатов. Количество мест, предназначенное для женщин, удвоилось - с шести до 12. Еще 12 мест отвели представителям этноконфессиональных меньшинств: для девяти депутатов от христианской общины и трех выдвиженцев от северокавказской. Резервирование в нижней палате мест для представителей религиозных и этнических меньшинств, поддерживающих короля, означало, что по этим квотам пройдут лояльные властям политики. Были выделены также два дополнительных места для депутатов, избиравшихся от Амманского округа, и по одному от городов Зарка и Ирбид. Власти разделили Королевство на избирательные зоны таким образом, что малонаселенные сельские районы и провинциальные города, где проживают коренные иорданцы, голосующие за лояльных королю клановых кандидатов, имеют непропорционально большое представительство в парламенте. Например, для Маанского избирательного округа на юге страны с населением в 143 тыс. человек в парламенте предусмотрено семь мест, а для столицы страны Аммана с 2,3 млн жителей -только 28. Весьма спорным стало деление географических избира-

1 His Majesty King Abdullah II's letter of designation to Samir Rifai. Amman, Jordan, 09.12.2009. - lah.jo/main.php?main_page=0&lang_hmkal=l

тельных округов на так называемые виртуальные подокруга, не имеющие географических границ. От каждого из 108 подокругов избирался один депутат (остальные 12 членов парламента избирались по «женской квоте»). Человек, зарегистрированный в своей избирательной зоне, имел право проголосовать за кандидата, выдвинутого от любого виртуального округа1. И хотя предполагалось, что избиратель благодаря виртуальным подокругам отойдет от местечковых предпочтений при голосовании, на деле во время голосования из широкого списка кандидатов он все равно может выбрать знакомого ему местного лидера.

По словам политического комментатора крупной иорданской газеты «Аль-Гад» Джамиля Нимри, новый закон мешает созданию кандидатами коалиций на основе их политических платформ и способствует формированию племенных альянсов. Эксперт Центра стратегических исследований Иорданского университета Мухаммад аль-Масри отмечал, что после того, как в 1993 г. был введен принцип «один избиратель - один голос», в обществе сохраняется доминирование традиционной идентичности, а социальные и экономические интересы отходят на второй план2. Увеличение женской квоты и появление дополнительных мандатов для депутатов от Амманского округа стало единственной уступкой властей в ответ на требование оппозиции увеличить представительство городского населения и палестинцев. Особенности деления страны на избирательные зоны и виртуальные округа привели к тому, что решающее слово на выборах принадлежало восточноиорданцам, голосовавшим исходя из племенных предпочтений.

Принятие нового закона спровоцировало обострение противоречий среди исламистов. Так как их лидеры не смогли прийти к согласию относительно участия в выборах, были опрошены руководители среднего звена в регионах, из которых более 73% выступили за бойкот3. Фронт исламского действия после собрания Консультативного совета 31 июля объявил о бойкоте выборов. Из 120 человек только 18 проголосовали за предложение идти на вы-

1 Канун аль-интихаб аль-урдуний ли маджлис навваб ли сана 2010. -http ://www.mopd.gov.jo/files/%202010.pdf

2 The Jordan Times, 09.05.2010.

3 Abu Rumman Muhammad. Jordan's Parliamentary Elections and the Islamist Boycott // Arab Reform Bulletin, October 20, 2010. Carnegie Endowment for International Peace. - http://www.carnegieendowment.org/arb/?fa=show&article=41769

боры. Видный член ФИД Абу ас-Суккар заявил, что, кроме опросов партийцев по всей стране, Фронт принял во внимание мнение руководства «Братьев-мусульман», которое рекомендовало не участвовать в выборах1. Глава Сената (верхней палаты парламента) Тахер аль-Масри признал, что решение оппозиции не участвовать в выборах ослабит будущий парламент. «Бойкот исламистов, главной оппозиционной группы в Иордании, означает, что мы получим парламент без организованной оппозиции», - заявил по-литик2.

Подготовка к парламентским выборам проходила в сложной внутри- и внешнеполитической обстановке. Население проявляло недовольство ростом цен на продукты питания, бензин (инфляция в 2011 г. составила 6,1%), высокой безработицей (по официальным данным, составляющей 13,3%, по неофициальным - 20%). Бюджетный дефицит достиг 2,1 млрд долл., внешний долг - 11 млрд, т. е. около 60% ВВП страны. Под влиянием мирового финансового кризиса сократились переводы от иорданцев, работающих за границей, снизился приток иностранных туристов и инвестиций. Прирост ВВП упал с 7,8% в 2008 г. до 2,3% в 2009 г. Эксперты МВФ оценивали прирост ВВП в 2010 г. в 4,1%. Финансовые трудности заставили власти снизить ассигнования, сдерживающие цены на социально значимые товары3.

В такой обстановке 9 ноября 2010 г. прошли выборы в парламент. Согласно официальным итогам подсчета голосов, оглашенным 11 ноября министром внутренних дел Найефом Кади, в Палате представителей только 17 депутатов из 120 представляют политические партии. Депутатский корпус нижней палаты, избираемой на четыре года, существенно обновился: 78 человек ранее не заседали в парламенте. Явка на выборах составила около 53% от более чем 2,4 млн избирателей (в Аммане - только 34%). Оппозиция указала на это как на признак недоверия населения к властям, однако такой показатель участия в голосовании обычен для Иордании: например, в 1989 г., когда после 22-летнего перерыва король Хусейн решился провести выборы и даже допустить к ним

1 The Jordan Times, 01.08.2010.

2 Maan, 09.11.2010.

3 Маап, 09.11.2010; Schenker David, Pollock David. Jordan: Heightened Instability, But Not Yet a Major Crisis. The Washington Institute for Near East Policy, 01.02.2011. - http://washingtoninstitute.org/templateC05.php?CID=3298; The Associated Press, 01.11.2011.

исламистов, явка была столь же низкой. В этой связи премьер-министр ар-Рифаи справедливо отметил, что «бойкот исламистами выборов не оказал влияния на голосование»1.

Коалиция оппозиционных сил - Демократической народной партии («Хашед»), Иорданской баасистской партии, Коммунистической партии Иордании и Партии национального единства -выставила восемь кандидатов. Из них в парламент прошла только Абла Абу Олба - генсек «Хашед», избранная по женской квоте в одном из районов Аммана. Как заявил пресс-секретарь «Братьев-мусульман» Джамиль Абу Бакр, «это не провал политических партий, это провал демократии и политической реформы». Из семи независимых исламистов в нижнюю палату прошел один. Помимо отсутствия исламистов, особенностью 16-го в истории Иордании состава парламента стало сокращение количества депутатов-палестинцев, которых и раньше не бывало более 20%, а в новом парламенте оказалось почти в два раза меньше2. Парламент остался традиционно лояльным королю и даже безынициативным, так как основную часть депутатов составили представители восточно-иорданских племен и кланов.

Динамика политического кризиса 2011 г.

Спустя два месяца после парламентских выборов у оппозиции появилась возможность оказать давление на власть в целях проведения серьезных реформ. В начале января 2011 г. в Иордании, под влиянием антипрезидентских выступлений в Тунисе, начались акции протеста. Население выступало против резкого роста цен на бензин и продукты питания, инфляции, высокой безработицы, коррупции. Волнения проходили в регионах (в городах Дибан, Керак, Салт), а потом распространились на столицу Амман и другие города (Зарку, Ирбид, Маан, Аджлун). Активное участие в акциях протеста жителей районов с преимущественно восточно-иорданским (а не палестинским) населением вызвало озабоченность властей. Хотя подобные выступления против плохих условий жизни в провинциях и конфликты между племенами и государством по вопросам принадлежности земель случались и прежде, на этот раз они приняли более массовый характер, а их

1 Agence France Presse, 11.11.2010.

2 A1 Jazeera, 10.11.2010. - http://english.aljazeera.net/news/middleeast/2010/ 11/2010111011597439770.html

география расширилась, так как зарубежный пример вдохновил недовольных и вселил в них уверенность в своих силах. Затем организацией более масштабных и громких акций протеста, особенно в столице, занялись основные оппозиционные силы: профсоюзы (14 профсоюзов, в которых насчитывается 200 тыс. членов), «Братья-мусульмане» и коалиция шести партий (ФИД, «Хашед», Коммунистическая партия Иордании, Иорданская социалистическая партия Баас, Арабская социалистическая партия и Партия народного единства). Таким образом, основными участниками акций протеста стали исламисты, либералы, левые, а также представители племен, что предопределило гетерогенность оппозиции.

Сразу после начала волнений власти постарались удовлетворить требования манифестантов. Был разработан пакет мер, предусматривавший расходование около 500 млн долл. на повышение зарплат госслужащих и регулирование цен на топливо и 12 социально значимых товаров. 1 февраля король Абдалла II отправил в отставку правительство непопулярного реформатора ар-Рифаи. На его место был назначен Маруф аль-Бахит - представитель одного из влиятельных восточноиорданских племен, бывший глава разведки и посол в Израиле и Турции. В 2005-2007 гг. аль-Бахит руководил правительством, став премьер-министром после взрывов в отелях Аммана в ноябре 2005 г. Оппозиции, в том числе исламистам, было предложено войти в состав нового кабинета министров, но она отказалась. Абдалла II поручил правительству заняться решением социально-экономических проблем, переговорами с протестующими, а также изменением выборного законодательства.

Протестующие посчитали финансовые меры властей недостаточными и рассчитанными на краткосрочный эффект. Недовольство вызвала фигура аль-Бахита - явного силовика, а не социально ориентированного реформатора. Нападкам подверглось не только новое правительство, но и парламент, который почти единогласно (111 депутатов из 120) голосовал после выборов за продление полномочий непопулярного кабинета ар-Рифаи. Оппозиция потребовала изменить Конституцию таким образом, чтобы повысить ответственность правительства перед парламентом, а также ввести норму, согласно которой кабинет министров формируется не королем, а парламентскими партиями. В результате иорданская1 монархия, по мнению оппозиции, лишь формально считающаяся конституционной, должна стать таковой на самом деле. Экономи-

1 The Jordan Times, 06.02.2011.

ческие промахи прежних правительств протестующие объяснили именно тем, что депутаты не могли влиять на их политику. При этом все партии постоянно подчеркивали, что «Иордания - это не Египет», что их целью является не смена режима, а политические реформы. Как заявил аль-Мансур, «мы признаем и подтверждаем легитимность Хашимитов»1. Несмотря на доминирование в рядах оппозиции исламистов, требования протестующих не получили религиозной окраски.

Активизация оппозиции вызвала беспокойство восточно-иорданской элиты, удовлетворенной сменой премьер-министра. Претензии части восточноиорданских политиков, отставных военных и шейхов племен были предъявлены лично королю. В середине февраля 36 глав бедуинских племен и кланов направили Абдал-ле II петицию, в которой раскритиковали его супругу, королеву Ранию, выразив недовольство как ее палестинским происхождением, так и политической и общественной активностью, противоречащей патриархальным ценностям «пустыни» и способствующей укреплению влияния палестинцев. Авторы обращения подчеркнули, что игнорирование их предупреждений может привести в Иордании к таким же беспорядкам, как в Тунисе и Египте2.

Реакцию руководства страны на действия оппозиции можно охарактеризовать как сдержанную, осторожную и отчасти компромиссную. Активно обсуждая вопросы, связанные с социальной сферой и борьбой с коррупцией, власти старались не заострять внимание на требованиях оппозиции по поводу изменения Конституции, ограничиваясь обещанием пересмотреть закон о выборах, повысить роль партий, содействовать развитию свободных СМИ и гражданского общества. По решению короля 15 марта был создан «Национальный комитет по диалогу», в который вошли 52 представителя общественно-политических кругов: оппозиционеры, общественные деятели, один министр, представители профсоюзов, ученые и правозащитники. Во главе комитета стал спикер Сената. Однако властям не удалось привлечь к участию в комитете исламистов, которые восприняли новый орган как излишне лояльный королю, созданный для того, чтобы дать властям возможность избежать серьезных уступок протестующим, а предпринятые законодательные изменения представить как итог широкого общест-

1 The Jerusalem Post, 02.01.2011; The Jordan Times, 01.02.2011.

2 Ammon News, 06.02.2011. - http://en.ammonnews.net/print.aspx?Articleno=

11523

венно-политического диалога. С целью подготовки поправок в основной закон 26 апреля 2011 г. Абдаллой II был создан Королевский комитет по пересмотру конституции.

Уступки властей не удовлетворили оппозицию, и она продолжила проводить ставшие уже традиционными демонстрации после пятничной молитвы. Кроме того, в условиях роста протест-ного движения и опасения властей прибегать к жестким мерам для его подавления активнее себя начали проявлять салафиты. 15 апреля они провели демонстрацию в Аммане с требованием возвращения к основам ислама, таким образом дистанцировавшись от «Братьев-мусульман» с реформистской повесткой. Столкнувшись с выступлением внесистемной оппозиции, власти действовали жестко: полиция применила слезоточивый газ для разгона демонстрантов, шестеро полицейских получили ножевые ранения. Столкновения стражей порядка с салафитами повторились в конце апреля в Зарке. В ходе беспорядков несколько десятков исламистов были задержаны, около 80 полицейских получили ранения1.

Несмотря на эпизодические вылазки экстремистов, которые не пользуются поддержкой большинства населения страны и контролируются иорданскими спецслужбами, главной заботой Аб-даллы II оставалась умеренная оппозиция во главе с исламистами. 21 мая она заявила о создании Национального фронта в поддержку реформ, в который вошли семь левых и центристских партий и ФИД, а также несколько профсоюзных организаций, женское и молодежное движения и ряд независимых общественных деятелей. Возглавил Национальный фронт Ахмад Обейдат, восточно-иорданец, занимавший в 1970-1980-е годы посты главы разведки, МВД и председателя правительства, а в 2007-2008 гг. возглавлявший Национальный правозащитный центр. На пресс-конференции Обейдат обнародовал программу фронта, которая совпала с предыдущими требованиями оппозиции. Основной акцент в документе делался на необходимости изменения Конституции, которая стала бы «действительной основой для создания парламентской

1 A1-Shishani Murad Batal. Jordan's Abu Sayyaf: The Key Islamist Actor in Maan. Militant Leadership Monitor, 30.11.2011. - http://ndm.jamestown.org/single/? tx_ttnews%5Btt_news%5D=387218rtx_ttnews%5BbackPid%5D=551&cHash=4e9acc 5ccb820039772bb45a0c9c440

конституционной монархической системы в демократической стране» .

В ответ на требования оппозиции Абдалла II 14 августа огласил поправки в Конституцию, которые были разработаны королевским комитетом. Они предполагали создание Конституционного суда, функции которого ранее выполнял Верховный суд во главе со спикером Сената. Также было решено сформировать независимую Центральную избирательную комиссию (ранее наблюдением за организацией выборов и подсчетом голосов занималось МВД). Король предложил снизить минимальный возраст депутатов парламента с 30 до 25 лет, запретить правительству принимать законы в период, когда парламент распущен, а также ограничить право короля досрочно прекращать полномочия членов нижней палаты. В соответствии с новыми правилами, в случае роспуска нижней палаты правительство автоматически отправлялось в отставку. Властями было обещано улучшить ситуацию в сфере соблюдения прав человека, включая ужесточение уголовной ответственности за посягательство на права и свободы граждан. Подчеркивался принцип невмешательства в частную жизнь граждан и тайну переписки. Король заявил, что для успеха политических реформ «необходимо, чтобы все силы и институты, сторонники политических партий, профсоюзные или общественные, были вовлечены в процесс реформ и сделали свой вклад в него»2.

Нижняя палата парламента 24 сентября проголосовала за принятие поправок. Из 99 присутствовавших депутатов 98 выступили за изменения в Конституции, один - против. 28 сентября состоялось голосование в Сенате. Две трети членов верхней палаты поддержали поправки, отказавшись проголосовать лишь за изменение ст. 70, посчитав неприемлемым снижение минимального возраста парламентариев до 25 лет. Абдалла II 30 сентября подписал указ о вступлении 41-й поправки в силу3.

Реакция оппозиции на изменения в Конституции была неоднозначной. ФИД охарактеризовал поправки как позитивные, но

1 The vision of Jordan's National Front for Reform. 25.05.2011. -http://www.middleeastmonitor.org.uk/articles/middle-east/2396-the-vision-of-jordans-national-front-for-reform

2 Remarks by His Majesty King Abdullah II on the occasion of presenting the suggested constitutional amendments by the Royal Committee on Constitutional Review. Amman, Jordan, 14.08.2011. - http://www.kingabdullah.jo/index.php/en_ US/speeches/view/id/482/videoDisplay/0.html

3 The Jordan Times, 29.09.2011.

недостаточные, и потребовал продолжить пересмотр Основного закона. Исламисты повторили свои прежние требования об изменении избирательного законодательства и о формировании правительства парламентским большинством. В день одобрения королем поправок оппозиция провела четырехтысячный митинг в центре Аммана, потребовав отставки правительства аль-Бахита, проведения более радикальных политических реформ и ужесточения антикоррупционных мер.

Непрекращающиеся акции протеста заставили власти вновь пойти на уступки. Большинство членов парламента 16 октября проголосовали за отставку аль-Бахита, который пользовался репутацией ретрограда, подвергался критике за неспособность вовлечь оппозицию в политический диалог. 17 октября король принял отставку главы правительства и назначил на его место 61-летнего юриста Ауна аль-Хасауну. Выбор аль-Хасауны в качестве премьер-министра был связан с тем, что его фигура не вызывала нареканий со стороны оппозиции. С 2000 г. он был судьей Международного суда ООН в Гааге, в том числе его вице-председателем в 2006-2009 гг. Таким образом, у нового главы кабинета министров была репутация человека, который прожил длительное время за рубежом и не был связан с иорданской политической элитой, обвиняемой исламистами в коррупции и кумовстве. Наряду с поручениями заняться решением социально-экономических проблем и развитием гражданского общества, король подчеркнул, что приоритетной задачей правительства является «завершение процесса изменения законов, регулирующих политическую жизнь, в первую очередь закона о выборах и закона о политических партиях». «Прежде чем законы будут приняты в соответствии с предусмотренной Конституцией процедурой, они должны быть разработаны в ходе эффективного и конструктивного национального диалога со всеми политическими силами и гражданскими институтами», -говорилось в письме короля к аль-Хасауне1.

Перемены в правительстве совпали с еще одним знаковым кадровым решением монарха. Пост главы разведки вместо Му-хаммада ар-Раккада, руководившего спецслужбой с 2008 г., занял бывший посол Иордании в Марокко, сотрудник спецслужб Фейсал

1 His Majesty King Abdullah II Letter of Designation to Awn Khasawneh. Amman, Jordan, 17.10.2011. - http://www.kingabdullah.jo/index.php/en_US/royalLet-ters/view/id/297. html

Шубаки1. Причиной смены главы разведки стало недовольство оппозиции вмешательством консерватора ар-Раккада в политику и слабой борьбой с коррупцией, которая находится в ведении ве-домства2.

Аль-Хасауне, как и его предшественнику, не удалось уговорить исламистов войти в состав кабинета. ФИД в обмен на свое согласие войти в правительство выдвинул следующие требования: изменение избирательного законодательства, роспуск действующего парламента, формирование правительства парламентским большинством, а Сената путем всеобщих выборов, ограничение полномочий короля по роспуску Палаты представителей. Исламисты выступили против участия в правительстве, так как аль-Хасауна отказался выполнять их условия3. Ранее, 19 октября, премьер отложил проведение муниципальных выборов, запланированных на 27 декабря. Свое решение он объяснил необходимостью изменения соответствующего закона. Скорее же всего, власти посчитали, что устраивать выборы, которые исламисты решили бойкотировать, слишком рискованно, так как их проведение в соответствии с действующим избирательным законом будет выглядеть как демонстративный отказ короля и правительства идти на уступки оппозиции и акции протеста лишь усилятся.

В октябре, после девяти месяцев «иорданской весны», в оппозиционном движении стала проявляться новая тревожная для властей черта. Со стороны отдельных, но заметных участников выступлений стала раздаваться критика не только в адрес правительства, парламента и властной элиты в целом, но и в адрес Аб-даллы II. Выпады против короля варьируют от обвинений в нежелании проводить реформы для установления в стране реальной, а не декларативной, с точки зрения оппозиции, конституционной монархии до намеков на возможность отстранения правителя от власти за его неспособность проводить реформы.

Так, в начале октября Национальный фронт в поддержку реформ после нападения сторонников короля на участников митинга оппозиции в одной из провинций обнародовал заявление, в кото-

1 Ammon News, 10.17.2011. - http://en.ammonnews.net/artide.aspx?article NO=14165

2 Barari Hassan, Schenker David. Jordan's Evolving Strategy toward the Pressures of the Arab Spring. The Washington Institute for Near East Policy, 01.11.2011. -http ://www.washington institute.org/templateC05.php?CID=3416

3 The Jordan Times, 23.10.2011.

ром отмечалось, что «монополистический [характер] иорданского режима и тот факт, что [власть] сконцентрирована в руках короля, означают, что король несет полную ответственность за коррупцию, насилие и жестокость [в стране]...» На встрече сторонников оппозиции в доме бывшего члена парламента Гази аль-Файеза в городке аль-Люббан хозяин, открывая мероприятие, заявил, что «Хашимитские короли - это красная линия», имея в виду негласный отказ оппозиции от критики монарших особ. Когда в ответ на эти слова несколько человек покинули собрание, аль-Файез сделал уточнение, что «единственная красная линия - это отечество». Другой участник встречи - бывший депутат парламента Ахмад Увайди аль-Абади - прямо сказал, что люди хотят свергнуть короля1. Позднее жесткую критику в адрес короля высказал Обейдат, который на конференции «Иордания за реформы» 7 января 2012 г. обвинил Абдаллу II в политическом кризисе, длящемся 12 лет, т.е. все время его правления. Бывший премьер-министр подчеркнул, что если режим продолжит использовать старые методы борьбы с коррупцией, бюрократией и способы решения социально-экономических проблем, шанс провести реформы будет упущен и страну ждет катастрофа2.

В связи с тем что новый премьер-министр не смог наладить диалог с исламистами, а в среде оппозиции зазвучали радикальные призывы, король 26 октября, выступая в нижней палате, пообещал, что парламент, который планируется переизбрать во второй половине 2012 г., будет избираться в соответствии с новым законом о выборах и о партиях, а парламентское большинство получит возможность сформировать правительство. Абдалла II сделал важное уточнение, отметив, что процесс перехода к парламентаризму будет постепенным, эволюционным; формирование правительства при участии парламента будет осуществляться на консультативной основе «до тех пор, пока система политических партии не достигнет зрелости и они не станут играть видную роль в парламенте»3.

1 ^^ m: Varulkar H. The Arab Spring in Jordan: King Compelled to Make Concessions to Protest Movement. The Middle East Media Research Institute, 18.12.2011. - http://www.memri.org/report/en/0/0/0/0/0/0/5906.htm#_ednl2

2 Arabs Today, 08.01.2012. - http://www.arabstoday.net/en/2012010877272/ obeidat-claims-jordan-is-in-crisis-due-to-king.html

3 Speech from the Throne By His Majesty King Abdullah II Opening the Second Ordinary Session of the 16th Parliament.Amman, Jordan, 26.10.2011. - http:// www.kingabdullah.jo/index.php/en_US/speeches/view/id/493/videoDisplay/0.html

Иордания и конфликт в Сирии

Определенное влияние на иорданскую внутриполитическую ситуацию и особенно международное положение Королевства оказывают события в Сирии, где в приграничном с Иорданией городе Деръа 15 марта 2011 г. начались акции протеста против правящего режима во главе с президентом Башаром Асадом. Сирийская диаспора в Иордании, где проживает около 6,5 млн человек, достаточно внушительна, хотя точных данных о ее численности нет. По информации МВД Королевства, на середину 1998 г. в стране находились 130 тыс. сирийцев1. Иорданские СМИ в 2011 г. приводили цифру в 200 тыс. человек2. С апреля 2011 г. представители диаспоры начали регулярно проводить митинги около посольства Сирии в Аммане и представительства ООН. Так, 21 мая сирийцы собрались около офиса ООН и призвали эту организацию, а также Лигу арабских государств к активным действиям с целью свержения баасистского режима. Один из организаторов митинга Мухаммад Отри заявил, что в отношении Дамаска нужно принять такую же резолюцию, какая была принята по Ливии (резолюция Совета Безопасности ООН 1973, обеспечившая вооруженное вмешательство сил НАТО в ливийский конфликт)3.

Другая сила в Иордании, которая выступила на стороне сирийской оппозиции, - это исламисты. В начале июля они сформировали Народный комитет в поддержку Сирии, в который вошли около 100 иорданских политиков, интеллектуалов, журналистов и такие видные исламистские деятели, как Салим аль-Фалахат и Заки Бани Иршад. В заявлении организации говорилось о намерении «быть солидарным с сирийским народом в этот решающий и исторический момент их героической борьбы против деспотизма». По поводу роли сирийского режима в борьбе с Израилем, который для исламистов является главным врагом, члены комитета отметили, что «заявление о том, что Сирия вдохновляла сопротивление против Израиля, не должно служить прикрытием для режима, который убивает своих сыновей и детей, заключает протестующих в

1 Аганин А.Р., Соловьева А.З. Современная Иордания. Справочник / Отв. ред. В.А. Исаев. - М., 2003. - С. 33.

2 The Jordan Times, 13.06.2011.

3 The Jordan Times, 25.05.2011.

тюрьмы и использует танки для разрушения домов»1. В последующие месяцы иорданские сирийцы и исламисты продолжали высказываться в том же духе, поддерживая радикальное вооруженное крыло сирийской оппозиции.

Отношение иорданских властей к событиям в Сирии, напротив, можно охарактеризовать как осторожное и взвешенное. Официальные лица воздерживаются от вмешательства в сирийские события, ограничиваясь общими заявлениями о необходимости прекращения насилия, начала диалога с оппозицией и проведения реформ. Амман старается балансировать между США, Саудовской Аравией, Катаром и Турцией, добивающимися ухода Асада, и собственными интересами. Первоочередным для Иордании является скорейшая стабилизация ситуации в САР либо под управлением Асада, либо под властью победившей оппозиции, но при условии, что в стране прекратится насилие, а не начнется межэтническая и межконфессиональная борьба и уничтожение прежней политической элиты. Это чревато появлением у границ Королевства третьего очага нестабильности вдобавок к Палестине и Ираку, усилением угрозы со стороны радикального исламизма и притоком в Иорданию большого числа сирийских беженцев2, тем более что в 2000-е годы страна и так приняла около 500 тыс. иракцев.

Поэтому с началом волнений в Деръа Иордания поддержала Асада, дав понять, что заинтересована в сохранении стабильности в Сирии. Абдалла II провел телефонные переговоры с сирийским президентом. Иорданский государственный министр по делам СМИ и коммуникаций Тахер Одван сообщил, что король выступил за сохранение стабильности и безопасности в Сирии. Чиновник опроверг сообщение сирийской газеты «Аль-Ватан» о том, что с территории Королевства в Деръа были направлены грузовики с оружием, а пересечь границу им помогли иорданские контрабандисты. Одван отметил, что такие публикации не повлияют на хо-

1 Jordanians unveil first gathering in support of Syrian revolt // Monsters and Critics, 12.07.2011. - http://news.monstersandcritics.com/middleeast/news/article_ 1650778.php/Jordanians-unveil-first-gathering-in-upport-of-Syrian-revolt

2 Точных сведений о числе сирийских беженцев и в Иордании нет. По данным Агентства ООН по делам беженцев, за год сирийского конфликта в Иорданию перебрались и зарегистрировались более 5 тыс. беженцев, а по словам представителя правительства королевства их реальное число составляет около 80 тыс.

рошие отношения между Иорданией и Сирией1. В апреле, еще до начала штурма Деръа, по приглашению президента Народной ассамблеи Сирии Махмуда аль-Абраша Дамаск посетила иорданская парламентская делегация во главе со спикером Сената Тахе-ром Масри. Асад заявил о намерении учесть иорданский опыт при проведении политических реформ, особенно в плане проведения выборов и деятельности политических партий2. Во время штурма сирийскими войсками Деръа в конце апреля, после того как сирийские власти отключили сотовую связь в приграничных районах, по неподтвержденным данным сирийской оппозиции, иорданская сторона сделала то же самое, чтобы жители Деръа не могли пользоваться услугами иорданских операторов для координации антиправительственных действий3.

По мере того как политический кризис в Сирии углублялся, Запад усиливал давление на Асада, а отдельные страны в индивидуальном порядке вводили санкции против Дамаска, Иордания проявляла все большую обеспокоенность затянувшимся сирийским кризисом. Глава МИД Королевства Насер Джуда 7 августа в интервью иорданскому информагентству Petra выразил сожаление в связи с ростом насилия в Сирии, призвав стороны конфликта к диалогу и проведению реформ, чтобы положить конец кризису. Также министр подчеркнул, что Иордания не вмешивается во внутренние дела Сирии, но для Королевства единство, безопасность и стабильность республики - это главное4. По сравнению с высказываниями иорданских властей по сирийским событиям весной, во второй половине 2011 г. заявления стали менее благоприятными для Сирии, так как внутренняя обстановка в республике осложнилась, усилилась международная изоляция режима Асада и ухудшились перспективы его сохранения. В результате Абдалла II в интервью Би-би-си 14 ноября сказал: «Если Башару небезразлична судьба его страны, он должен уйти в отставку». При этом король оговорился, что, прежде чем подать в отставку, сирийский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 The Jordan Times, 25.03.2011.

2 The Jordan Times, 12.04.2011.

3 Jordan Islamists (Hizb ut-Tahrir) demonstrate in support of Syrian protests // The Hizb ut-Tahrir Watch, 28.04.2011. - http://thehizbuttahrirwatch.wordpress. com/2011/04/28/hizb-demonstrates-in-jordan/

4 Jordan News Agency (Petra), 09.08.2011.

лидер «должен создать условия перехода сирийцев к новому этапу политической жизни»1.

Несмотря на ужесточение критики Асада, Иордания продолжила выступать против иностранного военного вмешательства в сирийские дела и поддержала курс на разрешение конфликта при посредничестве ЛАГ и ООН, которые активизировали свою деятельность на этом направлении в марте 2012 г.

Протесты в Иордании:

Предварительные итоги

«Арабская весна» в Хашимитском королевстве стала результатом половинчатости реформ, противоречивости и непоследовательности политики властей. Фактически реформы ограничивались двумя направлениями: экономикой и укреплением иорданоцентризма. При этом в политической сфере наблюдалось ужесточение действий властей и даже некоторый отход от политики либерализации по сравнению с периодом 1990-х годов. В 2011 г. Transparency International's поместила Иорданию на 56-е место из 183 стран по уровню коррупции (в 2003 г. Королевство занимало 37-е место)2. В 2010 и 2011 гг. американская организация Freedom House определила Иорданию как «несвободную страну», в то время как в предыдущих докладах Королевство фигурировало как «частично свободная страна»3. По мнению экс-главы МИД и заместителя премьер-министра Королевства Марвана Муашера, «после десятилетия попыток проведения политических реформ в Иордании очевидно, что этот процесс не продвинулся. На самом деле ... процесс не только остановился, но даже развивался в обратном направлении»4.

Усилившееся давление на оппозицию привело к уменьшению ее представительства в парламенте, который к тому же рас-

1 Jordan's king calls on Syria's Assad to step down // BBC, 14.11.2011. -http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-15723023

2 Corruption Perceptions Index 2011. The Transparency International, 2011, p. 4. - http://www.transparency.org/publications/publications/other/corruption_percep-tions_index_2011

3 Freedom in the World 2011, Jordan. The Freedom House, 2011. -http://www.freedomhouse.org/report/freedom-world/2011/Jordan

4 Muasher Marwan. A Decade of struggling reform efforts In Jordan. The resilience of the rentier system. Carnegie Endowment for International Peace, May 2011, p. 22. - http://carnegieendowment.org/files/jordan_reform.pdf

пускался нынешним королем дважды. Происходящие с начала 2011 г. в арабском мире события и их влияние на Иорданию оцениваются оппозицией, прежде всего исламистами, как исторический шанс на увеличение своего влияния и некоторую трансформацию политической системы страны. Оппозиция надеется, что в условиях недовольства народа социально-экономической ситуацией в стране, при благоприятном региональном фоне ей удастся добиться от властей больших уступок, чем предложение войти в состав правительства. Принятие Абдаллой II хотя бы одного из ключевых требований протестующих (изменение закона о выборах, изменение порядка формирования правительства и Сената, ограничение полномочий главы государства по роспуску парламента) уже будет оценено оппозицией как серьезный успех.

Тем не менее король чувствует себя достаточно уверенно. Власти, балансируя между оппозицией и восточноиорданской элитой, избрали выжидательную тактику. Для понимания действий властей важно учитывать, что Абдалла II воспринимает события в арабском мире прежде всего как следствие неудовлетворенности населения своим социально-экономическим положением, а не результат отсутствия политических перемен. В октябрьском интервью The Washington Post король сказал: «"Арабская весна" началась не из-за политики; она началась из-за экономики - бедности и безработицы»1. В результате иорданские власти видят свою главную задачу в том, чтобы традиционные пятничные митинги так и остались выступлениями партийных и профсоюзных активистов и не превратились в широкую волну народного недовольства. Во дворце надеются, что со временем оппозиция уйдет с площадей, а пока используют проверенные методы, рассчитанные на краткосрочный эффект: стараются заручиться поддержкой восточноиорданских низов путем финансовых вливаний, визитов короля и премьер-министра в регионы и т.п. Две отставки правительства, случившиеся в 2011 г., также обычное явление для Иордании (всего в истории страны с 1921 г. было 94 кабинета министров, из них девять при нынешнем правителе). Для обеспечения внутриполитической стабильности в долгосрочном плане одних кадровых перестановок и увеличения социальных расходов недостаточно, поэтому Абдал-ла II видит решение в создании в стране сильного среднего класса. При этом он не исключает перемен в политической сфере. «Монархическая власть, которую я передам своему сыну, не будет

1 The Washington Post, 24.10.2011

той, которую я получил от своего отца», - считает король. Он признает, что на эффективности работы правительства негативно сказывается то, что многие чиновники чувствуют себя ответственными перед королем, а не перед народом, так как их назначает король, а не выбирает парламент1.

Существенную помощь в решении внутриполитических проблем Иордании оказывают США и аравийские монархии. Вашингтон отводит небольшому Хашимитскому королевству важную роль в системе безопасности в регионе, тем более что с усилением в Египте «Братьев-мусульман» и салафитов и ростом критики египетско-израильского мирного договора ситуация в Иордании, заключившей мир с Израилем в 1994 г., отражается на безопасности еврейского государства. Что касается стран ССАГЗ, то для них Иордания представляет интерес в силу сходства политического устройства (для аравийских правителей важно не допустить дестабилизации монархического режима, чтобы не создавать опасный прецедент). Также арабские монархии стремятся консолидироваться перед лицом усиливающегося Ирана с его ядерными амбициями. В перспективе, если в Сирии будет свергнут режим Башара Асада, тесное сотрудничество с Иорданией облегчит аравийским монархиям как влияние на внутриполитические процессы в Сирии, так и создание нового транспортного коридора, соединяющего Персидский залив и Средиземноморье. В связи с тем, что иорданские власти пытаются купировать протестное движение путем повышения расходов на социальные нужды, а также из-за падения объема иорданской торговли с Европой через сирийскую территорию США и страны ССАГЗ в 2011 г. оказали Амману большую экономическую помощь для покрытия бюджетного дефицита. Например, Вашингтон предоставил Иордании пять грантов на сумму около 359,3 млн долл. по линии Агентства США по международному развитию. В 2012 г. ожидается, что в Иорданию поступит 360 млн долл. экономической помощи, еще 300 млн долл. составит военная помощь2. В июле 2011 г. Саудовская Аравия предоставила Иордании 1,4 млрд долл. помощи, а в сентябре

1 №йопа1 РиЪНе Ка&о (№К), 22.09.2011. - http://www.npr.org/2011/09/22/ 140670554/ккщ-аЪ(!и11а^оп1ап-пее118^аЫе-т111111е-с1а88

2 ТЪе .ТоМап Ттез, 18.12.2011.

страны ССАГЗ пообещали Королевству ежегодную помощь в объеме 2 млрд долл. в течение ближайших пяти лет1.

Оценки властей, рассматривающих нынешнюю ситуацию в Иордании как кризис, который можно преодолеть, но никак не катастрофу, подтверждаются данными опроса общественного мнения, проведенного в январе 2012 г. Центром стратегических исследований Иорданского университета. 60% опрошенных считают, что страна движется в правильном направлении, а 25% полагают, что положение ухудшается. По мнению оптимистов, правительство всерьез занимается реформами и борется с коррупцией. Те же, кто настроен пессимистично в оценке ситуации в стране, указали на плохое экономическое положение, коррупцию, непотизм как на главные проблемы2. Таким образом, иорданцев больше беспокоят вопросы социально-экономического порядка и проблемы эффективного управления, чем структура и функционирование политической системы.

Сравнение ситуации в Иордании с положением дел в других арабских монархических государствах, также столкнувшихся в 2011 г. с проявлениями недовольства в том или ином масштабе, позволяет говорить об устойчивости монархических режимов вообще. Аналитик британского «мозгового центра» The Transnational Crisis Proj ect H. Джакс указывает, что у монархов есть больше возможностей для уступок оппозиции в критической ситуации, так как, если тот или иной арабский король соглашается на ограничение полномочий, он в силу особенностей страны все равно остается центральным звеном политической системы, в то время как президент в этом случае рискует полностью потерять власть3.

На наш взгляд, развитие Иордании после спада протестного движения во многом будет зависеть от ситуации в регионе и умения властей проводить модернизацию, соблюдая при этом баланс сил между иорданскими палестинцами и восточноиорданцами. Проведение реформ при одновременном смягчении их негативных социально-политических последствий возможно при условии формирования сильного правительства, которое разработает план

1 A Full Agenda for King Abdullah of Jordan's White House Visit Schenker David, Makovsky David. The Washington Institute for Near East Policy, 13.01.2012. -http://www.washingtoninstitute.org/templateC05.php?CID=3441

2 The Jordan Times, 19.01.2012.

3 Jaques Nick. Jordan: Evolution or Revolution? The Transnational Crisis Project, 26.10.2011. - http://crisisproject.org/jordan-evolution-or-revolution

преобразований, прежде всего в сфере экономики, и будет иметь возможность реализовывать его в течение нескольких лет, не боясь быть отправленным в отставку через год-полтора. Проблема заключается в том, как добиться поддержки реформ восточно-иорданцами, которые в последние годы проявили себя как сдерживающий фактор модернизации. Тем более что для короля они и далее будут оставаться главной социально-политической опорой. Власть демонстрирует намерение вовлечь широкие слои восточно-иорданцев (особенно жителей отсталых провинций) в процесс модернизации, добиться их перехода из госсектора в частный. Этому должны способствовать вступление Иордании в ССАГЗ и реализация серии крупных инфраструктурных проектов общей стоимостью 30 млрд долл., инициированных властями Иордании. Рассчитанные на 20 лет, мегапроекты предполагают, в частности, строительство АЭС, чтобы к 2030 г. Королевство смогло не только покончить с зависимостью от импорта энергоносителей (на это сейчас уходит 25% госбюджета), но и стать экспортером электроэнергии. Предполагается реализация Red Sea project стоимостью 12 млрд долл., что даст возможность смягчить проблему нехватки пресной воды и остановить высыхание Мертвого моря. Также планируется строительство железной дороги протяженностью 1080 км, которая свяжет Иорданию с Сирией и Ираком и позволит ей стать важной транзитной зоной в Западной Азии (последний проект представляется наименее вероятным из-за неясности будущего Сирии).

«Ближний Восток, арабское пробуждение и Россия: Что дальше?», М., 2013 г., с. 321-337.

О. Бибикова,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (ИВ РАН) ТУРЕЦКИЕ ИММИГРАНТЫ В ГЕРМАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

К началу 2011 г. в Германии проживало более 4 млн турок, из них 1 658 083 обладали турецким гражданством1. Ныне турки являются крупнейшей национальной диаспорой Германии, в 2009 г. их численность составила 25% всех иностранцев. Официальное число турок в Германии, имеющих турецкое гражданство, снижается в основном из-за того, что некоторые категории получают немецкое гражданство. В 2000 г. был принят закон, согласно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.