Научная статья на тему 'Иордания: государство-"буфер"'

Иордания: государство-"буфер" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
457
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азимов К.

"Азия и Африка сегодня", М., 2003 г., № 8, с. 3135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иордания: государство-"буфер"»

для серьезных размышлений не только для Вашингтона, но и для Москвы". Уже в который раз Россия, к глубокому сожалению, сотрудничала и продолжает сотрудничать с некоторыми диктаторскими режимами саддамовского или исламского толка. В связи с этим встает вопрос: "Как отнесется к России иранская демократия завтра, если она добьется своей цели и свергнет "духовного лидера" Хаменеи, распустит формирования головорезов — басиджей, установит в стране современный, цивилизованный режим? ... И будут ли сторонники демократии считать нас союзниками? Или, напротив, сообщниками аятолл-мракобесов, столько лет издевавшихся над собственным народом?" И в заключение автор подчеркнул, что, конечно, "речь не идет о том, чтобы вмешиваться во внутренние дела Ирана. Но сделать заявление о недопустимости использования исламских боевиков против мирных демонстрантов. и жестких репрессий со стороны официальных властей ИРИ российский МИД, думается, вполне мог бы".

Так что время больших ожиданий продолжает работать на будущее, на прогресс и осуществление заветных целей и надежд!

Статья написана специально для бюллетеня "Россия и мусульманский мир".

К.Азимов,

кандидат исторических наук

(Ташкент)

ИОРДАНИЯ: ГОСУДАРСТВО-"БУФЕР"

Положение Иордании в Ближневосточном регионе уникально: королевство соседствует с Ираком, с Саудовской Аравией и, наконец, с Израилем. Новый король Иордании Абдалла бен Хусейн, старший сын короля Хусейна от второго брака с королевой Муной, британкой по происхождению, вступил на престол 7 февраля 1999 г. после смерти короля Хусейна.

Он не намерен сворачивать с политического курса, завещанного его отцом, внешняя и внутренняя политика королевства не стала резко меняться. Это означает, по его словам, "теснейшее сотрудничество с Вашингтоном во всех сферах".

Король Абдалла представляет новое поколение восточных лидеров, с которыми нам придется иметь дело в обозримом будущем.

Мать Абдаллы — европейка Антуанетта Гардинер (принцесса Муна). Из-за мамы-англичанки и из-за интриг других жен отца и родственников Абдалла чуть было не лишился престола. Наследным принцем он считался с рождения до трех лет, а потом этот титул перешел к его дяде, младшему брату отца Хасану, пока король Хусейн снова не передумал — уже накануне смерти. Наследником Абдаллы теперь является сводный брат — сын королевы Hyp Хамза: так хотела последняя жена отца, знатная сирийка, известная как королева Hyp, которая раньше детей от иностранки Муны соперниками не считала. Но у Абдаллы есть двое своих детей; семилетнего сына в честь деда назвали Хусейном. Король Абдалла — деятельный политик, успевший объехать полмира. У монарха есть многое, чтобы обрести новых союзников и на Западе, и на Востоке. В 1984 г. в Оксфорде он прошел спецкурс по международной политике, позже в Джорджтаунском университете в Вашингтоне укрепил свое политическое образование. Профессиональный военный, генерал-майор, он окончил Королевскую военную академию в Великобритании, служил в танковом батальоне, умеет управлять боевым вертолетом "Кобра", совершать затяжные прыжки с парашютом. Абдалла II пользуется авторитетом у военных, а это важно.

Со времени возникновения королевство корректировало свои позиции в зависимости от степени вовлеченности соседей в тот или иной конфликт. Иордании пришлось участвовать в арабо-израильских войнах, потеряв в 1967 г. Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. Однако от прямого участия в войне "Судного дня" в 1973 г. Иордания сумела уклониться, ограничившись лишь оказанием военной помощи Сирии.

Во внутренней политике король Иордании должен был постоянно учитывать палестинский фактор. На рубеже 80-90-х годов палестинская община в Иордании составляла половину общей численности населения. Власти постоянно испытывают беспокойство по поводу высокой рождаемости в палестинских семьях (по приросту населения Иордания, где этот показатель составляет 3,9% в год, занимает второе место в мире после Кении), что может изменить соотношение иорданского и палестинского населения в пользу последнего, а это, в свою очередь, может привести к непредсказуемым последствиям. Однако присутствие палестинцев в стране позволяет ей иметь дополнительные источники бюджетных поступлений. Переводы, которые присылают из-за рубежа 350 тыс. палестинцев, составляют около

800 млн. долл. в год, а это — около 15% иорданского ВВП. Такой источник доходов на рубеже 90-х годов играл большую роль, но проиракская позиция Иордании в период агрессии Ирака против Кувейта вызвала у некоторых стран Залива желание "наказать" Амман за его неадекватные отношения с Багдадом.

Особое внимание иорданское руководство всегда уделяло взаимоотношениям с Ираком. Как известно, в 1921 г. Великобритания посадила на трон в Трансиордании и Месопотамии монархов из семьи Хашимитов. Родственные связи позволяли сохранять добрососедские отношения (несмотря на наличие разногласий относительно небольшой территории в приграничном районе). В 1958 г. была провозглашена Хашимитская Федерация, однако уже спустя несколько месяцев в Ираке произошла революция. В 60-е годы отношения между двумя странами ухудшились. Наибольшее воздействие на иордано-иракские отношения оказал арабо-израильский конфликт, ибо позиция Багдада по его урегулированию отличалась от осторожной позиции Аммана своей воинственностью. Иордания была вынуждена принимать во внимание позицию агрессивного соседа и в подходе к ряду экономических проблем, в том числе в вопросе о совместном использовании водных источников, находящихся в пограничном районе.

В 1978 г. в Багдаде состоялся форум Лиги арабских государств, в результате чего Ирак получил возможность активизировать свою роль в региональной политике. Последствием этого была нормализация отношений с рядом стран, в том числе с Иорданией. В июне 1979 г. Саддам Хусейн посетил Амман, а меньше чем через год король Хусейн совершил ответный визит в Багдад. Озабоченность обоих лидеров вызывала ситуация в Иране, где только что был свергнут шах. На ирако-иранской границе уже было неспокойно, поэтому Ирак и Иордания подписали соглашение о сотрудничестве в случае нападения на одну из двух стран. Этот договор был выгоден прежде всего Ираку, только что рассорившемуся с Сирией, которую он обвинял в заговоре против Багдада. Еще накануне войны с Ираном Багдад проявил заинтересованность в использовании иорданского порта Акаба, предоставив Амману несколько крупных займов на его развитие. Именно тогда, в 1984 г., король Хусейн добился подписания соглашения по спорной территории, в результате чего Ирак уступил Иордании территорию размером в 50 кв. км. Анализируя отношения между двумя государствами, можно сделать вывод о том, что позиция

Иордании относительно ирако-иранского конфликта определялась экономическими интересами и стремлением не портить отношения с воинственным соседом.

Во время кризиса в Персидском заливе, когда Ирак предпринял агрессию против Кувейта, Иордания, в числе немногих занявшая проиракскую позицию, оказалась в состоянии международной изоляции. Ситуация неожиданно изменилась к концу 1991 г., когда экономика Иордании стала быстро расти. Это было связано с приездом в страну в 1990 г. 300 тыс. палестинцев, изгнанных из Кувейта и других государств Персидского залива. Приток капиталов в виде помощи западных стран и средств, привезенных палестинскими "возвращенцами", компенсировал потерю переводов из стран Персидского залива, которые страна получала в предыдущий период. Большая часть денег палестинцев была вложена в частный строительный бизнес, что привело к росту ВВП в 1991 г. на 11%. Это оказалось как нельзя кстати для Иордании, которая отказалась поддержать своих соседей в Персидском заливе и США в войне за изгнание Ирака из Кувейта и в результате могла оказаться не только в политической, но и в экономической блокаде. Однако согласие Иордании соблюдать санкции, наложенные Организацией Объединенных Наций в отношении Ирака в начале 1992 г., упрочило связи Аммана с Вашингтоном. За активное участие в процессе урегулирования арабо-израильского конфликта Иордания получила от США внушительные кредиты на развитие национальной экономики. Одновременно еще недавно прохладные отношения с Египтом потеплели после визита короля в Египет сразу после землетрясения в Каире.

Парадоксально, но именно в период агрессии Ирака против Кувейта отношения между Багдадом и Амманом значительно улучшились, что способствовало развитию взаимной торговли и сотрудничества в разных областях, в том числе и в военной области. Был подписан ряд соглашений и протоколов о сотрудничестве, Ирак предоставил Иордании несколько кредитов. Большая их часть направлялась на расширение порта Акаба, а также на переработку нефти.

Ситуация решительно изменилась в 2003 г. На случай начала "освободительной операции" в Ираке силами англо-американской коалиции представители иорданских властей заверяли, что США получат всю возможную помощь. С началом войны американским бомбардировщикам было разрешено летать через воздушное пространство Иордании, а врачи и группы по поиску и спасению раненных аме-

риканцев могли проводить свои операции с территории королевства. 23 марта 2003 г. Иордания первой среди арабских стран уступила требованиям США, согласившись выслать иракских дипломатов, а двоих из них даже арестовала. Платой за помощь США стало размещение вблизи Аммана трех комплексов "Patriot", впрочем, больше предназначенных для обороны Израиля. Вместе с тем, как заявил в конце марта король Абдалла II, Иордания решила не пропускать через свою территорию чьи-либо иностранные войска для ведения войны против Ирака. В приграничном с Ираком иорданском городе Рувейшиде был открыт лагерь беженцев, рассчитанный на 60 тыс. человек. В первые дни войны из Ирака поспешили выехать прежде всего иностранцы, работавшие там по контрактам, включая палестинцев. Одних только суданцев в Рувейшиде насчитывалось более 250 человек. Но оказалось, что численность беженцев была меньше, чем предполагалось.

Иордании при короле Абдалле II в определенной степени удалось нормализовать отношения с некоторыми арабскими странами. Амман смог восстановить связи с Оманом и Катаром. Улучшаются контакты с Египтом и ОАЭ. Отмечаются отдельные позитивные сдвиги в отношениях с Саудовской Аравией. Что касается отношений Иордании с Сирией, то они никогда не были безупречными. Дамаск понимал, что Амман более дорожит отношениями с Ираком, а также избегает каких-либо действий, которые могли бы вызвать раздражение в Израиле. Но в 1980 г., когда сирийская авиация бомбила позиции мусульманских радикалов в Хомсе и Хаме, правительство Иордании осудило действия Дамаска. В ответ президент Сирии Хафез Асад заявил, что сирийские исламисты получают поддержку от своих собратьев, живущих в Иордании. Премьер-министр Иордании А.Х.Шараф официально отверг обвинения Дамаска. Но осенью того же года сирийское руководство вновь заявило, что за спиной организаторов терактов в Сирии стоят иорданские исламисты. 26 ноября Дамаск двинул к границе с Иорданией войска — 20 тыс. военнослужащих и 400 танков. В конце концов ситуация была урегулирована благодаря вмешательству Саудовской Аравии.

Иордания, расположенная в одном из самых взрывоопасных регионов мира, не может абстрагироваться от межарабских проблем. В течение последних десятилетий королевство было своеобразным буфером между Израилем и основной группой арабских государств. В свое время дипломатическое искусство короля Хусейна позволило выгодно использовать этот фактор в интересах страны. В мирных пе-

реговорах на Ближнем Востоке Амман является одним из основных участников развивающихся событий. В 1988 г. король Хусейн отказался от притязаний Иордании на Западный берег Иордана и Иерусалим с явной целью расчистить путь Организации освобождения Палестины, чтобы она могла настаивать на обретении палестинским народом полной независимости. Однако ввиду экономической и политической сложности создания такого образования сами палестинцы в тот период пришли к выводу о необходимости совместного с Иорданией выступления на мирных переговорах в Мадриде в 1991 г. Вместе с тем наличие иордано-палестинской делегации не помешало палестинцам вести отдельные переговоры с Израилем, в частности о промежуточном периоде самоуправления.

Иордания — единственная арабская страна, имеющая достаточно тесные отношения с Израилем. Еще дед короля Хусейна — король Абдалла в 1951 г. пытался установить связи с молодым еврейским государством, за что поплатился жизнью — перед началом переговоров 20 июля его убили исламские экстремисты в иерусалимской мечети Аль-Акса. Мирное соглашение между двумя странами было подписано в октябре 1994 г. почти сразу после примирения израильтян с палестинцами. Документ положил конец состоянию войны между двумя странами и наметил программу налаживания всего комплекса иордано-израильских отношений.

Мир с израильтянами позволил королевству укрепить свое международное положение, надежнее обеспечить безопасность страны и решить территориальные проблемы. Среди проблем, которые Иордания пыталась урегулировать с Израилем, — ее притязания на 400 кв. км территории, главным образом вдоль границы Вади Араба, южнее Мертвого моря, а также вопрос о совместном пользовании водными ресурсами. В соответствии с мирным соглашением Израиль обещал поставлять в соседнюю Иорданию ежегодно 30 млн. кубометров питьевой воды. В начале 1995 г. была проведена демаркация иордано-израильской границы и начата передача иорданской стороне территории, ранее оккупированной Израилем. Политический курс Ариэля Шарона основан на тезисе об Иордании как уже существующем палестинском государстве. Эта точка зрения беспокоит правительство королевства. Отсюда проистекают решительные действия против про-палестинских демонстраций, а также соблюдение строгого пограничного режима в отношении Западного берега реки Иордан, чтобы воспрепятствовать исходу палестинцев из оккупированных областей.

Иордания не без оснований полагает, что возможный исход палестинского населения с Западного берега Иордана представляет угрозу ее существованию. В области экономики иордано-израильский договор позволяет Амману шире использовать свои водно-энергетические ресурсы и осуществлять совместные промышленно-коммерческие проекты с израильскими партнерами. В обмен на достижение мира с Израилем иорданскому правительству была обещана дополнительная финансово-экономическая и военная помощь со стороны США и других стран Запада. Израильтяне утверждают, что контакты с Абдал-лой, которые уже имели место, свидетельствуют о конструктивном настрое короля в двусторонних отношениях и в ближневосточном процессе в целом.

Несмотря на официально объявленный курс на постепенную демократизацию общественной жизни, власти продолжают жестко контролировать внутриполитическую ситуацию в стране. Король сформировал правительство во главе с Абдель Рауфом ар-Равабдой и призвал его "пересмотреть некоторые аспекты программы экономических реформ для преодоления спада в экономике". "Король Абдал-ла не принес ничего нового. Та же коррупция, даже больше. То же отсутствие настоящего арабского духа по палестинской проблеме. Демонстрации против сионистов в Иордании запрещены", — отмечает видный иорданский оппозиционер Лейс Шбилят, близкий к "Братьям-мусульманам". При короле Хусейне его трижды арестовывали за оскорбление монаршего достоинства.

Радикальная оппозиция осуждает молодого короля за то же, что и когда-то его отца: за чувство реальности и гибкость. Абдалла ведет умную, осторожную политику, продолжая курс отца. Молодой монарх стремится решить проблемы страны, а это 6 млрд. долл. внешнего долга, почти 30% безработных среди работоспособного населения, а также проблема водных ресурсов — типичная и важнейшая для пустынного Ближнего Востока. Ему симпатизируют подданные, среди которых более половины — палестинцы. За ним идут многие бедуинские племена, традиционно лояльные к его отцу.

Лидеры ведущих оппозиционных группировок — "Фронт исламского действия" и "Братья-мусульмане" — сохраняют значительное влияние на различные слои иорданского общества. С 1992 г. иорданское крыло организации "Братья-мусульмане" существует как политическая партия, однако в стране традиционно сильны шейхи племен и старейшины кланов, мнение которых по-прежнему доми-

нирует в бедуинских и полукочевых племенах. Поэтому основная сфера деятельности "Братьев" — студенческая и профсоюзная, т.е. рабочая среда, особенно рабочие-палестинцы.

Накануне своей смерти король Хусейн попытался вернуться к "добрым традициям" в отношениях с исламистами (так было сказано на встрече короля с журналистами 6 июня 1998 г.), но при новом монархе ситуация стала меняться коренным образом. Так, в 1999 г. разразился скандал вокруг присутствия в Иордании ячейки ХАМАС. Правительство заявило, что это иностранная организация, и поэтому она не имеет оснований для деятельности внутри страны. Членам организации было предложено или перейти в разряд законопослушных граждан, или покинуть территорию Иордании. И хотя реакция "Братьев-мусульман" была негативной, общественность страны поддержала решение правительства о депортации четверых членов ХАМАС и аресте 20 человек, считая, что в противном случае деятельность этой организации могла бы осложнить отношения с Израилем и дестабилизировать обстановку в самой Иордании. Правительство ввело ограничение на деятельность других, в том числе благотворительных, организаций исламистского толка. Кроме того, был принят закон, запрещающий вести партийно-политическую работу в мечетях. Министерству по делам вакуфов были даны указания относительно подбора кадров мулл и тематики проповедей. Благодаря деятельности спецслужб прекратили свое существование несколько организаций исламистского толка.

Характерно, что руководство страны не отказывается от диалога с представителями "Братьев-мусульман", которые видят в этом свое особое положение по сравнению с другими исламистскими организациями. Неоднократно точки зрения правительства и "Братьев" совпадали, например, в тех случаях, когда речь шла о правах мусульман на Балканах, в Чечне или ситуации вокруг Ирака. Козырной картой исламистов остается экономическое положение страны. Сохраняющийся уровень бедности, безработица, особенно среди палестинцев, экономическая и политическая зависимость от Запада — все эти факторы делают позицию правительства Иордании уязвимой. Тем не менее, Абдалла II уже дал понять иорданским исламистам, что его позиция по отношению к ним может стать и более жесткой.

В свою очередь, арабские экстремисты не намерены упускать момент для укрепления своих позиций внутри королевства. В своих публичных заявлениях они призывают короля Абдаллу не препятст-

вовать действиям исламистских боевиков. Они намерены использовать территорию Иордании как плацдарм для подготовки акций против Израиля. Тем не менее, кроме поддержки со стороны США и Израиля, у Абдаллы есть и другие козыри. Король пользуется авторитетом в армии и среди бедуинов, а его жена — палестинка. Совокупность этих трех факторов дает ему серьезные шансы на сохранение стабильности в стране. Иордания действительно живет спокойно. Власти сосредоточивают особое внимание, например, на совершенствовании системы образования в стране. Королевство, населенное палестинскими беженцами, сейчас "поставляет" богатым нефтью арабским соседям разного рода специалистов: докторов, инженеров, менеджеров, среди которых много палестинцев, закончивших иорданские учебные заведения.

Отношения Иордании с Россией в целом носят позитивный характер. Амман заинтересован в поддержании политических связей с Российской Федерацией, считая, что это способствует упрочению позиций королевства в регионе. 26 августа 2002 г. в сопровождении супруги Рании 39-летний монарх прибыл в Россию с первым официальным визитом. При посещении Тульской дивизии ВДВ Абдалла напомнил, что он проходил обучение в одной из частей российских ВДВ, когда был принцем. Правда, Москве сейчас трудно рассчитывать на возможность заключения крупномасштабных военных сделок с Амманом. Оружейный рынок Иордании очень небольшой. При этом на нем традиционно доминируют США и Великобритания. Вашингтон ежегодно оказывает Иордании, как дружественной стране, военную помощь в размере 70 млн. долл.

Тем не менее, во время визита Абдалла II заявил о стремлении "диверсифицировать источники вооружений страны". Амман якобы проявляет интерес к российской легкой бронетехнике, полицейскому оборудованию, противотанковым ракетным комплексам и системам противоракетной обороны. Однако пока дело не перешло в практическую плоскость. Амман более заинтересован в совместных проектах с Россией, связанных с ирригацией и строительством плотин. После визита короля в положительную сторону изменилась система выдачи виз российским туристам. Теперь всем желающим можно получить их прямо на границе Иордании — в аэропорту, в морском порту и на сухопутных границах, как было когда-то.

Хотя Абдалла II наполовину англичанин, в его лице российские руководители приветствовали ни много ни мало потомка самого по-

сланника Аллаха, так как иорданская правящая династия Хашимитов возводит свое происхождение к Пророку Мухаммеду. Абдалла — прямой потомок Пророка в 43-м поколении. При урегулировании конфликтов это весомый аргумент. Его особый статус как бы освящает соглашения. Вероятно поэтому в ходе российско-иорданских переговоров затрагивалась еще одна тема. В Иордании в позапрошлом веке сформировалась довольно большая чеченская диаспора. В глазах мусульман всего мира чеченцы — братья по вере. Слово потомка Пророка важно и для чеченской диаспоры в Иордании. Поэтому король Абдалла II при определенных условиях, действуя через иорданских чеченцев, мог бы повлиять на чеченских сепаратистов в России, поспособствовав тем самым возвращению мира на российский Кавказ. Впрочем, это последнее — скорее из области благих пожеланий на политические темы...

"Азия и Африка сегодня", М., 2003 г., № 8, с. 31—35.

Алексей Александров,

публицист

ТЕРРОРИСТ-САМОУБИЙЦА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Войны, в которых на полях сражений противоборствуют армии конфликтующих стран, стали достоянием истории. Для того, что пришло им на смену в XXI в., придуман новый термин — "иррегулярная война". Ее ведет против человечества мировой терроризм. И ударной силой в этой войне, рассчитанной на тотальное устрашение, являются террористы-смертники.

Оказалось, что гигантские запасы самого современного оружия, включая ракетно-ядерное, не могут служить защитой от действий террористов-смертников, готовых чуть ли не с ликованием взлететь на воздух, чтобы унести с собой как можно больше ни в чем не повинных людей.

Кем же являются эти "живые бомбы", что ими движет и как с ними бороться? Ответы на эти вопросы ищут сегодня ученые во многих странах мира. Первые же исследования выявили много неожиданного. В частности, выяснилось, что самые чудовищные преступления, бросившие вызов всем представлениям о морали и нравственности, обычно осуществляются не темными фанатиками, а ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.