Научная статья на тему 'Иоганн Якоб Меттенлейтер: реконструкция творческой биографии художника'

Иоганн Якоб Меттенлейтер: реконструкция творческой биографии художника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
361
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ / ЖИВОПИСЬ В ГОЛЛАНДСКОМ ВКУСЕ / ПОРТРЕТ / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ / ПЕЙЗАЖ / ПРИДВОРНЫЙ ЖИВОПИСЕЦ / "РОССИКА" / GENRE PAINTING / "DUTCH-STYLE" PAINTING / PORTRAIT / MONUMENTAL PAINTING / LANDSCAPE / COURT PAINTER / "ROSSICA"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бахарева Наталья Юрьевна

Статья посвящена истории жизни и творчества немецкого художника И. Я. Меттенлейтера, работавшего в России в конце XVIII первой четверти XIX в. На основании выявленных архивных и литературных источников и произведений мастера реконструируются основные этапы его деятельности, акцентируется внимание на особенностях российского периода творчества художника, подчеркивается важность исследования биографии И. Я. Меттенлейтера как одного из представителей «россики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOHANN JACOB METTENLEITER: RECONSTRUCTING THE PAINTER’S CREATIVE BIOGRAPHY

The article is devoted to the history of the life and creative work of the German painter J. J. Mettenleiter, who worked in Russia at the end of the XVIII in the first quarter of the XIX century. On the basis of available archival and literary sources and the artist’s paintings the author reconstructs the basic stages of his activity focusing on the peculiarities of the Russian period of the painter’s creative work. The paper emphasizes the importance of studying the biography of J. J. Mettenleiter as one of “Rossica” representatives.

Текст научной работы на тему «Иоганн Якоб Меттенлейтер: реконструкция творческой биографии художника»

Бахарева Наталья Юрьевна

ИОГАНН ЯКОБ МЕТТЕНЛЕЙТЕР: РЕКОНСТРУКЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ХУДОЖНИКА

Статья посвящена истории жизни и творчества немецкого художника И. Я. Меттенлейтера, работавшего в России в конце XVIII - первой четверти XIX в. На основании выявленных архивных и литературных источников и произведений мастера реконструируются основные этапы его деятельности, акцентируется внимание на особенностях российского периода творчества художника, подчеркивается важность исследования биографии И. Я. Меттенлейтера как одного из представителей "россики". Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/11 -1M.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 23-26. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

В итоге «ПЕГИДА», как правопопулистское протестное движение, затрагивает острые, насущные проблемы, касающиеся взаимоотношений не только народа и власти, но и главным образом коренных консервативных христиан и приезжего мусульманского населения, которое часто стремится следовать своим законам и обычаям, наперекор общепринятым. Характерным примером этого стало появление «полиции шариата», которая в темное время суток занимается «полицейскими функциями» в районах с высокой долей иммигрантов в городах ФРГ. Дополнительно тема взаимоотношений с мусульманами была затронута после терактов, совершенных исламистами во Франции, и массового потока беженцев с Ближнего Востока, после чего явление исламофобии стало набирать обороты. Прогремевшие на весь мир нападения сексуального характера на женщин, произошедшие в новогоднюю ночь 2016 г. в Кельне, совершенные мигрантами и беженцами из Ближнего Востока и Африки, лишь обострили недоверчивое отношение коренных немцев к мигрантам и в особенности к мусульманам.

Список литературы

1. Bundeszentrale für politische Bildung. Zerrissene Stadt: Kulturkampf in Dresden [Электронный ресурс]. URL: http://www.bpb.de/apuz/219407/zerrissene-stadt-kulturkampf-in-dresden?p=all (дата обращения: 25.07.2016).

2. Das Sechs-Punkte-Programm der Pegida ist eine Aufforderung an die Politik [Электронный ресурс]. URL: http://www.epochtimes.de/politik/deutschland/pegida-pressekonferenz-lutz-bachmann-kathrin-oertel-demo-19012015-wegen-terrordrohung-abgesagt-a1215497.html (дата обращения: 24.07.2016).

3. Geiges L., Marg S., Walter F. PEGIDA. Die schmutzige Seite der Zivilgesellschaft? Bielefeld: Transcript Verlag, 2015. 207 S.

4. Landtagswahlen 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/wahlergebnisse-der-landtagswahlen-2016-im-ueberblick-a-1082293.html (дата обращения: 25.07.2016).

5. Pegida - Patriotische Europäer gegen Islamisierung des Abendlandes [Электронный ресурс]. URL: http://www.netz-gegen-nazis.de/artikel/factsheet-und-zeitleiste-pegida-2918 (дата обращения: 25.07.2016).

6. Positionspapier der PEGIDA [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-finger.de/pegida-positionspapier.pdf (дата обращения: 24.07.2016).

"PEGIDA" AS CITIZENS' MOVEMENT AGAINST ISLAMIZATION

Antonov Aleksandr Evgen'evich

Kemerovo State University [email protected]

The article considers a current problem related to the protest movement of the German citizens against Islamization in Germany and Europe referred to as "PEGIDA". The aim of the paper is to analyze the nature of the movement and the reasons of its origin. The author analyzes the history, policy documents, as well as the influence of right-wing and especially populist forces on the qualitative development of the movement. Particular attention in the study is paid to the phenomena of local patriotism and traditionalism as the main reasons for the genesis of civil protest. In conclusion, on the basis of the analysis, the nature and character of the movement are revealed.

Key words and phrases: Dresden; protest; demonstration; Islamization; Islamism; migrants; traditionalism; right-wing populism; Alternative for Germany.

УДК 75(430)"17" Искусствоведение

Статья посвящена истории жизни и творчества немецкого художника И. Я. Меттенлейтера, работавшего в России в конце XVIII - первой четверти XIX в. На основании выявленных архивных и литературных источников и произведений мастера реконструируются основные этапы его деятельности, акцентируется внимание на особенностях российского периода творчества художника, подчеркивается важность исследования биографии И. Я. Меттенлейтера как одного из представителей «россики».

Ключевые слова и фразы: жанровая живопись; живопись в голландском вкусе; портрет; монументальная живопись; пейзаж; придворный живописец; «россика».

Бахарева Наталья Юрьевна

Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург [email protected]

ИОГАНН ЯКОБ МЕТТЕНЛЕЙТЕР: РЕКОНСТРУКЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ХУДОЖНИКА

Немецкий живописец Иоганн Якоб Меттенлейтер (Johann Jacob Mettenleiter) (1750-1825) приехал в Россию в 1786 году. Здесь он жил и работал вплоть до своей смерти. Направляясь в незнакомую страну, он был уже признанным мастером, чьи работы были известны в Германии и Голландии. Это позволяет выделить в биографии И. Я. Меттенлейтера два основных этапа - немецкий (1750-1786) и российский (1786-1825).

Первый период нашел отражение в немецких публикациях XVIII-XX веков. Второй период неоднократно привлекал внимание отечественных искусствоведов, занимавшихся изучением отдельных архитектурных памятников, в оформлении которых принимал участие И. Я. Меттенлейтер, и музейных коллекций, включающих созданные им произведения. Впервые реконструкция российского периода его творческой биографии была представлена в 1920-е годы в работах В. К. Макарова [10] и Е. К. Мроз [11]. Имеющиеся в них сведения были дополнены исследованиями К. П. Белавской [3] и Я. В. Брука [4].

Изучение как ранее известных, так и многочисленных вновь выявленных материалов, а также произведений, созданных живописцем, позволило нам ввести в научный оборот новые литературные и архивные источники, дополнить список исполненных художником работ [1; 2]. Это дает возможность более детально реконструировать творческую биографию мастера.

Сведения о первом периоде жизни и деятельности Меттенлейтера по-прежнему основываются на немецких источниках, важнейшим из которых следует считать статью И. Г. Мойзеля, написанную со слов самого художника и опубликованную в 1782 году [23]. Автобиографичность рассказа придает ему исключительную ценность. Он заключает в себе не только подробное изложение событий, но и сведения о творческих исканиях Меттенлейтера, становлении его как мастера, работавшего в «голландском вкусе».

И. Я. Меттенлейтер родился 9 августа 1750 года в местечке Гроскухен, расположенном в Швабии. В двенадцать лет его отдали в обучение к художнику И. Г. Цинку (J. G. Zink), жившему в Нересхайме. Но, находясь у него в течение почти трех лет, юноша в основном красил скамьи и столы и лишь иногда чистил старые картины. После смерти Цинка молодой художник неоднократно предпринимал попытки поступить учеником к местным живописцам. Однако недостаток средств позволял ему обращаться лишь к довольно посредственным мастерам. Вернувшись домой, он занялся написанием портретов, что позволило ему заработать необходимые средства на путешествия и учебу. В семнадцать лет он отправился в Аугсбург, где учился у И. Б. Шмона (Schmon), посещал академию и упражнялся в рисунке. Затем он побывал еще в нескольких немецких городах, стараясь попасть в обучение к известным живописцам и познакомиться с крупнейшими художественными собраниями [Ibidem, S. 13-17].

Меттенлейтер продолжал писать портреты, которые продавал во время своих путешествий. Особенно удавались ему пользовавшиеся популярностью изображения, исполненные «в манере» Б. Деннера.

В некоторых изданиях имеются указания на то, что Меттенлейтер служил солдатом в голландской армии [26, S. 179]. Мойзель приводит важные сведения, объясняющие такой неожиданный поворот в биографии художника. В этом эпизоде ярко проявились особенности характера живописца, которые, несомненно, не раз помогали ему в жизни и в карьере. В 1773 году, направляясь в Голландию, Меттенлейтер оказался пленником у вербовщиков, набиравших солдат для голландской армии, и был отправлен на Мыс Доброй Надежды. В непростых обстоятельствах на помощь художнику пришел его талант портретиста, который он старался продемонстрировать при каждом удобном случае. Он написал портреты своих тюремщиков, капитана корабля, благодаря чему ему удалось создать для себя относительно благоприятные условия в заключении и последующем длительном морском пути. Прибыв в Африку, Меттенлейтер, вопреки запрету хозяина корабля, желавшего оставить живописца при себе, отправился к местному губернатору. Чтобы показать свое мастерство, он запечатлел одного из губернаторских слуг. В результате художник был освобожден и оставлен при губернаторе. Он портретировал губернатора и его супругу, представителей местной знати [23, S. 17-21].

Заработав значительную сумму денег, Меттенлейтер отправился в Амстердам, где усердно занимался изучением произведений голландских художников. В 1776 году он совершил поездку в Рим и провел там почти год, знакомясь с наследием старых мастеров и копируя античные произведения [Ibidem, S. 21-22]. Но живописные традиции Голландии оказались наиболее близки мастеру. Жанровая живопись «в голландском вкусе», наряду с портретами, стала одной из основных тем в творчестве Меттенлейтера. Он копировал произведения Ф. ван Мириса и Г. Доу. Работая в пользующихся спросом «манерах» немецкого портретиста Б. Деннера и голландских жанристов, к началу 1780-х годов художник добился популярности и материального достатка [Ibidem, S. 22-24].

Известны также примеры обращения его в этот период и к другим жанрам. Так, в 1785 году он написал образ «Воскресение» для кафедрального собора Аугсбурга [25, S. 139; 26, S. 179]. В Амстердаме сохранилась серия картин на евангельские сюжеты, созданная им в 1780-е годы для капеллы Магденхауза (Maagdenhuisen) [24].

В 1778 году он поселился в Аугсбурге, женившись на дочери местного живописца И. Баура [23, S. 22].

В 1786 году И. Я. Меттенлейтер приехал в Санкт-Петербург. В. Ф. Левинсон-Лессинг предполагал, что такое решение было принято живописцем после встречи с Д. И. Фонвизиным, посетившим Аугсбург в 1785 году и купившим несколько его картин [9, с. 361]. Контрактов или других документов о приглашении художника обнаружить не удалось. Очевидно, как и многие другие иностранные мастера, он ехал в Россию в поиске новых, более выгодных заказов. Сразу по прибытии И. Я. Меттенлейтер начал активную деятельность и достаточно быстро нашел применение своим профессиональным навыкам.

В декабре 1786 года он представил в Императорскую Академию художеств две свои работы, изображавшие «сельские упражнения», за которые был признан «назначенным» [19, с. 145-146]. Он получил программу на звание академика, в соответствии с которой к январю 1788 года написал картину «Деревенский обед». Но сведения о присвоении художнику академического звания в документах отсутствуют. Согласно указанию И. Г. Георги, относящемуся к 1794 году, Меттенлейтер преподавал живопись в Академии [5, с. 571].

В отличие от Германии и Голландии, жанровая живопись не была столь востребована у русских заказчиков. Зато во второй половине XVIII века в Санкт-Петербурге велось активное дворцовое и храмовое строительство. И Меттенлейтер обратился к монументальной живописи.

В 1787-1789 годах он приводил в порядок и устанавливал в Лоджиях Рафаэля привезенные из Италии декоративные панно, дописывал недостающие фрагменты росписей, а также выполнял другие работы по Эрмитажу [2, с. 20]. В 1788 году художник исполнил росписи по искусственному мрамору в интерьере павильона Концертный зал в Царскосельском парке [14, д. 4022, 1788 г., л. 100-101]. Счета за работы в Лоджиях Рафаэля и в Царском Селе были поданы от архитектора Дж. Кваренги. Это означает, что первые работы Меттенлейтера в России были связаны с деятельностью в команде знаменитого зодчего.

В 1788-1790 годах живописец участвовал в оформлении Троицкого собора Александро-Невского монастыря [1, с. 221]. Меттенлейтером было создано несколько образов для костела св. Екатерины на Невском проспекте [Там же]. Точная дата выполнения этих работ неизвестна. Очевидно, они относятся к концу 1780-х годов.

С начала 1790-х годов И. Я. Меттенлейтер работал при дворе великого князя Павла Петровича. Мы не располагаем документальными свидетельствами о зачислении живописца на придворную службу. О его деятельности при «Малом дворе» говорят сохранившиеся произведения и документы об исполненных заказах. С этого же времени в источниках не встречаются упоминания о привлечении мастера к другим работам в Санкт-Петербурге.

Художник участвовал в оформлении дворца в Павловске. Он исполнил росписи шелковых обоев и обивки мебели в Парадной опочивальне, плафон в библиотеке Павла, живописные вставки в арках и плафоны в угловых круглых залах дворца (позже - Зал Войны и Зал Мира) [16, д. 99, 1803 г., л. 10, 15 об., 27, 37].

Очевидно, работы мастера понравились наследнику престола и его супруге, и он был оставлен при дворе. Круг обязанностей И. Я. Меттенлейтера был достаточно широк. Начиная с 1792 года и на протяжении многих лет он обучал рисованию и живописи великую княгиню Марию Федоровну [22]. Выполняя заказы великокняжеской четы, И. Я. Меттенлейтер работал в различных живописных техниках и жанрах. Среди созданных им станковых произведений были пейзажи, портреты, жанровые, религиозные и мифологические композиции.

После восшествия Павла I на престол И. Я. Меттенлейтер участвовал в оформлении его резиденций - Гатчины, Павловска и Михайловского замка. В 1797-1799 годах он работал над живописным убранством парадных залов Большого дворца в Павловске: исполнил плафоны для Картинного зала, картины в люнетах Туалетной Южной анфилады, живописные композиции на синем стекле, помещенные на стенах Третьего проходного кабинета, плафон и росписи в дворцовой церкви. По некоторым сведениям И. Я. Меттенлейтер был автором живописных вставок на потолке и стене в Пиль-башне в Павловском парке [6, с. 50, 55, 57; 8, с. 238, 262; 15, д. 1682, 1799 г., л. 9, 13, 14]. В 1797 году им был написан живописный плафон «Триумф Венеры» для павильона Венеры в Гатчинском парке [1, с. 223]. В 1799-1801 годах художник создал несколько монументальных полотен для Михайловского замка: плафоны для Галереи Рафаэля, Тронного зала и Галереи на половине императрицы Марии Федоровны и одной из комнат великого князя Александра Павловича [Там же, с. 222-223].

Меттенлейтер также выполнял заказы лиц, входивших в ближайшее окружение цесаревича и его супруги. Так, для барона Л. Г. Николаи в 1796 году он написал картину «Вид усадебного дома и парка Монрепо», а в 1802 году - большой живописный плафон, украшавший центральный зал дома усадьбы «Монрепо» [7, с. 26, 55, 89, 90, 143; 12, с. 128].

Живописец пользовался «особенным благоволением» императора Павла I и императрицы Марии Федоровны [20, д. 5960, 1846-1855 гг., л. 3 об., 5]. В воспоминаниях А. В. Эвальда содержится рассказ о том, что в ночь убийства Павла I Меттенлейтера пригласили в Михайловский замок. Он должен был загримировать лицо монарха, чтобы скрыть следы нанесенных заговорщиками ударов [21, с. 294]. Это не находит документального подтверждения, что вполне оправдано спецификой ситуации. Но сам факт существования подобного предания свидетельствует об особых отношениях Меттенлейтера со своими августейшими патронами, поскольку такое поручение предполагало чрезвычайное доверие художнику.

В документах упоминается только одна картина, созданная живописцем для императора Александра I, -его портрет в рост, написанный в 1802 году для конференц-зала Императорской Академии наук [13, стб. 254].

С 1801 года И. Я. Меттенлейтер находился на службе у вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Он по-прежнему оставался ее наставником в живописи и рисунке, по поручению августейшей заказчицы копировал полотна западноевропейских мастеров, писал станковые картины в различных жанрах, создавал рисунки для каминных экранов, бордюров, обивки мебели и других предметов убранства [2, с. 22-23]. Художник выполнял заказы на живописные работы, связанные с учреждениями, находившимися под высочайшим покровительством Марии Федоровны. Так, ему часто приходилось делать копии с портретов императрицы. Очевидно, многие из них предназначались для пожалования различным учебным и благотворительным заведениям. А в 1806 году по повелению Марии Федоровны Меттенлейтер создал семнадцать образов для церкви училища св. Екатерины в Санкт-Петербурге [17, д. 385, 1806 г., л. 32].

Художник участвовал в восстановлении отделки интерьеров Павловского дворца после пожара 1803 года. Помимо этого, он являлся хранителем живописных коллекций Гатчинского и Павловского дворцов [22].

Меттенлейтер сопровождал вдовствующую императрицу при ее переездах, занимая помещения во дворце или на съемных квартирах. О частых переездах свидетельствуют счета, отсылаемые им из Петербурга, Гатчины и Павловска. За свою службу придворный живописец получал ежемесячное жалованье - по 6 рублей в день, включая оплату экипажа [1, с. 223; 2, с. 23].

Как следует из писем художника, в период между 1816 и 1824 годами он оставил службу, но императрица, в благодарность за многолетнюю преданность, целиком сохранила ему содержание в качестве пенсиона [22].

И. Я. Меттенлейтер умер 25 февраля 1825 г. и был похоронен под Гатчиной, на кладбище в Малых Кол-панах [18, с. 110].

Биография И. Я. Меттенлейтера, реконструированная на основе архивных и литературных источников, а также произведений мастера, важна, прежде всего, как история одного из многочисленных представителей «россики», чье творчество составило особую страницу в русском искусстве XVIII и XIX столетий. Его жизненный и творческий путь во многом был характерен и для других иностранных художников, в первую очередь немецких, искавших в России применения своим талантам. В данном случае мы обладаем большим числом сохранившихся документов и произведений мастера, позволяющих проследить историю творческого формирования и развития живописца на протяжении многих лет, специфику его жизни и работы в России.

Список литературы

1. Бахарева Н. Ю. Семья придворных живописцев (Иоганн Якоб и Павел Меттенлейтеры) // Император Павел I -взгляд XXI века: материалы научно-практической конференции. СПб., 2004. С. 216-231.

2. Бахарева Н. Ю. Художник, бывший старым и усердным царским слугою, или О придворной службе живописцев Меттенляйтеров // В тени августейших особ. Непарадная жизнь императорских резиденций: материалы научной конференции / ГМЗ «Гатчина». СПб., 2012. С. 17-27.

3. Белавская К. П. Я. Меттенлейтер и его работы в Павловске (в связи с выставкой произведений художника в Павловском дворце-музее): рукопись // ГМЗ «Павловск». Научно-вспомогательный кабинет. Инв. № 10050. 1972 г. Л. 33-55.

4. Брук Я. В. У истоков русского жанра. XVIII век. М.: Искусство, 1990. 264 с.

5. Георги И. Г. Описание российско-императорскаго столичнаго города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях онаго. СПб.: Отпечатано при Императорском Шляхетном сухопутном корпусе, 1794. 757 с.

6. Зеленова А. И. Дворец в Павловске. Изд-е 2-е, испр. и доп. Л.: Лениздат, 1986. 94 с.

7. Кищук А. А. Парк Монрепо в Выборге. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 152 с.

8. Конашевич В. Павловск // Анциферов И., Брюллов Б., Конашевич В., Макаров В., Нэф Э., Рындина О., Сапожникова Т. Окрестности Ленинграда: путеводитель / под ред. Б. Брюллова и М. Сергеева. М. - Л.: Государственное издательство, 1927. С. 210-275.

9. Левинсон-Лессинг В. Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Изд-е 2-е, испр. и доп. Л.: Искусство, 1986. 426 с.

10. Макаров В. К. Придворные живописцы Яков и Павел Меттенлейтеры // ГМЗ «Гатчина». Научно-вспомогательный архив. Инв. № 698. Л. 82-86.

11. Мроз Е. К. Жанровые картины Якова Меттенлейтера в собрании Государственного Русского музея // Отчет Государственного Русского музея за 1926 и 1927 гг. Л., 1929. С. 50-55.

12. Николаи Л. Г. Письмо к П. Николаи от 20.07.1802 / пер. с нем. С. Г. Халипова // Научный архив ГБУК ЛО «ГИАПМЗ "Парк Монрепо"». Т. А-6.

13. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов: в 4-х т. СПб.: Типография Имп. Академии наук, 1889. Т. 4. Приложения, заключение и алфавитные указатели. 878 стб.

14. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 468. Оп. 1.

15. РГИА. Ф. 493. Оп. 1.

16. РГИА. Ф. 493. Оп. 7.

17. РГИА. Ф. 759. Оп. 1.

18. Саитов В. И. Петербургский некрополь: в 4-х т. / изд. вел. кн. Николай Михайлович. СПб.: Типография М. М. Стасюле-вича, 1912. Т. 3. 649 с.

19. Сборник материалов для истории Имп. С.-Петербургской академии художеств за сто лет ее существования: в 3-х ч. /

изд. под ред. П. Н. Петрова и с его примеч. СПб.: Типография Комиссионера Императорской Академии Художеств Гогенфельдена и Ко, 1864. Ч. 1. IV+782+XVI с.

20. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 2. Оп. 1.

21. Эвальд А. В. Воспоминания // Исторический вестник: историко-литературный журнал. 1895. Август. Т. XLI. С. 293-327.

22. Biographie von Johann Jacob Mettenleiter // Bote vom Hartsfeld. 1873. № 48.

23. Johann Jacob Mettenleiter // Meusel J. G. Miscellaneen artistishen Innhalts. Erfurt: im Verlag der Meyerschen Buchhandlung, 1782. H. 13. S. 13-25.

24. Meischke R. Amsterdam. Het R. C. Maagdenhuis en het St. Elisabeth-gesticht [Электронный ресурс]. URL: http://www.dbnl. org/tekst/meis008maag01_01/meis008maag01_01_0007.php?q=Mettenleiter#hl3 (дата обращения: 10.06.2016).

25. Meusel J. G. Teutsches Künstlerlexicon oder Verzeichnis der jetztlebenden teutfchen Künstler. Lemgo: im Verlag der Meyerschen Buchhandlung, 1789. Zweyter Theil. 444 S.

26. Nagler G. K Neues allgemeines Künstler-Lexicon oder Nachrichten von dem Leben und Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher, Formschneider, Lithographen, Zeichner, Medailleure, Elfenbeinarbeiter, etc.: 22 Bd. München: Verlag von E. A. Fieischmann, 1840. Bd. 9. 572 S.

JOHANN JACOB METTENLEITER: RECONSTRUCTING THE PAINTER'S CREATIVE BIOGRAPHY

Bakhareva Natal'ya Yur'evna

The State Hermitage Museum in Saint-Petersburg natbahareva@mail. ru

The article is devoted to the history of the life and creative work of the German painter J. J. Mettenleiter, who worked in Russia at the end of the XVIII - in the first quarter of the XIX century. On the basis of available archival and literary sources and the artist's paintings the author reconstructs the basic stages of his activity focusing on the peculiarities of the Russian period of the painter's creative work. The paper emphasizes the importance of studying the biography of J. J. Mettenleiter as one of "Rossica" representatives.

Key words and phrases: genre painting; "Dutch-style" painting; portrait; monumental painting; landscape; court painter; "Rossica".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.