Научная статья на тему 'Иоганн Петер Коль (1698–1778) — богослов, церковный историк'

Иоганн Петер Коль (1698–1778) — богослов, церковный историк Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иоганн Петер Коль / Киль / Росток / Лейпциг / Блюментрост / Гамбург / преп. Ефрем Сирин / архиеп. Феофан (Прокопович) / пиетизм / Сорбонна / Галле / Острожская Библия / Г. Ф. Миллер / Johann Peter Kohl / Kiel / Rostock / Leipzig / Blumentrost / Hamburg / St. Ephraim the Syrian / Archbishop Feofan (Prokopovich) / pietism / Sorbonne / Halle / Ostrog Bible / G. F. Miller

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никитин Дмитрий Евгеньевич

В статье приводятся сведения о научной деятельности выходца из Германии Иоганна Петера Коля (1698–1778), в 1725–1727 гг. подвизавшегося в Петербургской Академии наук. За относительно короткое время своего пребывания в России И. П. Коль внес существенный вклад в изучение связей Русской Церкви с представителями инославия. Вернувшись в Германию, Коль продолжил свою научную деятельность и издал ряд сочинений, имеющих отношение к России. Он оказался первым профессиональным славистом в Петербургской Академии наук, заняв достойное место в истории не только немецкой, но и русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Johann Peter Kohl (1698–1778) — Theologian, Church historian

The article provides information about the scientific activities of Johann Peter Kohl (1698–1778) from Germany, who in 1725–1727 was working at St. Petersburg Academy of Sciences. During the relatively short time of his stay in Russia, Johann Peter Kohl made a significant contribution to the study of the relations of the Russian Church with representatives of non-Orthodoxy. Having returned to Germany, Kohl continued his scientific work and published a number of essays related to Russia. He turned out to be the first professional Slavist in the Petersburg Academy of Sciences, having taken a worthy place in the history of not only German, but also Russian culture.

Текст научной работы на тему «Иоганн Петер Коль (1698–1778) — богослов, церковный историк»

DOI: 10.24411/2541-9587-2019-10023

Богословие и культура

Архимандрит Августин (Никитин)

ИОГАНН ПЕТЕР КОЛЬ (1698-1778) -БОГОСЛОВ, ЦЕРКОВНЫЙ ИСТОРИК

В статье приводятся сведения о научной деятельности выходца из Германии Иоганна Петера Коля (1698-1778), в 1725-1727 гг. подвизавшегося в Петербургской Академии наук. За относительно короткое время своего пребывания в России И. П. Коль внес существенный вклад в изучение связей Русской Церкви с представителями инославия. Вернувшись в Германию, Коль продолжил свою научную деятельность и издал ряд сочинений, имеющих отношение к России. Он оказался первым профессиональным славистом в Петербургской Академии наук, заняв достойное место в истории не только немецкой, но и русской культуры.

Ключевые слова: Иоганн Петер Коль, Киль, Росток, Лейпциг, Блюмен-трост, Гамбург, преп. Ефрем Сирин, архиеп. Феофан (Прокопович), пиетизм, Сорбонна, Галле, Острожская Библия, Г. Ф. Миллер.

Тема русско-немецких церковных связей XVIII века и вклада выходцев из Германии в развитие российской церковно-исторической науки чрезвычайно велика. В этой связи особый интерес представляет творческое наследие немецкого историка и богослова Иоганна Петера Коля.

Иоганн Петер Коль (Kohl Johann Peter) родился 10 марта 1698 г. в Киле (Kiel) (Германия). Его отец, Франц Дитрих Коль (Franz Dietrich Kohl), в течение 50-ти лет был ректором Кильского университета. Иоганн Петер Коль изучал теологию в Кильском университете (Christian-Albrechts-Universitat zu Kiel) и в университете Ростока (Universitat Rostock) (в 1720 г.). После окончания университетского курса Коль до 1725 г. жил в Лейпциге, где занимался историей Православной Церкви.

Интерес Коля к разработке славянской книжности в духе идей раннего Просвещения проявился под влиянием идей Г. Лейбница. Занимаясь сравнительными исследованиями церковной истории, Коль изучал связи Русской Церкви с Греческой. В конкретной обстановке тех лет эта проблематика оказывалась сопряженной с оживленными российско-немецкими контактами, в том числе с Мекленбургом и Гольштейном (Коль был уроженцем последнего). Это не могло не наложить дополнительный отпечаток на восприятие им не только современности, но и истории славянской культуры и славяногерманских взаимоотношений1.

Архимандрит Августин (Никитин Дмитрий Евгеньевич) — кандидат богословия, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии (arch.avgustin@gmail.com).

1 Raab H. Die Anfange der slawistischen Studien in deutschen Ostseeraum unter besonderer Berücksichtigung von Mecklenburg und Vorpommern // Wissenschaftliche Zeitschrift der Ernst Moritz Arndt Universitat Greifswald. Gesellschafts- und Sprachwissenschaftliche Reihe. 1955/1956. №4-5; WinterE. Halle als Ausgangspunkt der deutschen Ruslandkunde im 18 Jahrhunden. Berlin, 1953. См. также: Мыльников А. С. Первый славист Петербургской

Интерес к этому кругу вопросов стимулировался у Коля занятиями протестантским богословием, подготовку к чему он получил, обучаясь в Кильском и Ростокском университетах. Свидетельством тому служит книга «Ecclesia graeca Lutheranizans sive exercitatio de consensu et dissensu orientalis graecae speciatim russicae et occidentalis Lutheranae ecclesiae in dogmatibus...» (Lübeck, 1723). В этой книге (190 стр.) Коль изложил историю попыток католиков, лютеран и реформатов объединиться с Греческой Церковью, указал на сходство и разногласия между Православием и лютеранством.

Это сочинение появилось в то время, когда ученые парижской Сорбонны выдвинули вопрос о соединении Русской Церкви с Римско-Католической2, и когда среди самой русской иерархии возникали богословские вопросы, получавшие то католическую, то протестантскую окраску. Эти идеи не были чужды и пиетистам, центр которых тогда находился в Галле.

При написании своей книги Иоганн Петер Коль использовал такие пособия как: «Abbildung der alten und neuen Griechischen Kirche», 1711 (автор И.Г. Гейнекций)3; «Ecclesia romana cum ruthenica irreconciliabilis», 1719 (автор И.-Ф. Буддеус)4; «Erorterung der Frage: ob eine Vereinigung der Romisch-Cathol. und Russischen Kirchen zu hoffen sey», 1719 (автор И.-Ф. Буддеус); «Exercitatio historico-theologica de statu Ecclesiae et religione in Moscoviticae» (автор Н. Берг)5. Берг или Бергиус Николай (1658-1706), шведский богослов, с 1701 г. — генеральный Лифляндский суперинтендент. В своем сочинении Берг сообщал о попытках шведского короля Густава Адольфа ввести протестантство в России6.

В своей книге Коль говорит о вероучении Греческой и тождественной с нею Русской Церкви; с большой эрудицией он излагает историю попыток католиков, лютеран и реформатов относительно соединения с Греческой Церковью, и в заключении останавливается на пунктах сходства и разногласия между Православием и лютеранством.

Эта книга увидела свет в Любеке в издательстве Петра Бёкмана: «Ecclesia graeca Lutheranizans.» (Lubecae: Bockmannus, 1723). В том же 1723 г. Коль преподавал историю в Лейпцигском университете и выступал с рецензиями в лейпцигском издании «Acta Eruditorum», первом научном журнале Германии, основанном в 1682 году Отто Менке (Otto Mencke, 1644-1707), которым руководил его сын И. Б. Менке.

Книга молодого ученого была замечена не только в Германии. Когда в 1724 г. будущая Петербургская Академия наук подыскивала специалистов

Академии наук (новые наблюдения над творческим наследием И. П. Коля) // XVIII век. СПб., 1999. Сб. 21. С. 98.

2 См.: Августин (Никитин), архим. Россия и Сорбонна // Нева. СПб., 2010. № 9. С. 253-270.

3 Гейнекций (Heinecke) Иоганн Готлиб (1681-1741), изучал богословие в Лейпциге; в Галле был репетитором в семье русского графа Головкина, с 1713 г. — профессор философии в Галле.

4 Jon.-Franz Buddeus (1667-1729), профессор философии в Галле, профессор богословия в Йене.

5 Пекарский П. П. История Императорской Академии наук. СПб., 1870. Т. 1. С. 77.

6 Берг Николай // Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1891. Т. 6. С. 486.

в странах Европы, Л. Л. Блюментрост7 обратился к И. Б. Менке с просьбой назвать имена ученых, которых можно пригласить для создаваемой в Петербурге Академии наук. Менке предложил Блюментросту Петера Коля. Кандидатура была в Петербурге одобрена. 8 января 1725 г. Коль заключил с графом Александром Гавриловичем Головкиным (1688-1760), чрезвычайным посланником в Берлине (1711-1727), контракт на пять лет с ежегодным жалованием в 600 рублей, и вскоре прибыл в Санкт-Петербург8.

В Санкт-Петербурге Коль занялся русской историей и литературой — как это видно из представленных им в Академию записок о рукописях московской библиотеки — о происхождении русского языка, о составлении славянского словаря. На основании научных трудов, представленных Академии (статей «De manuscriptis bibliothecae mosquensis», «De origine linguae russicae», «De lexico slavonico conficiendo» и др.)9, Коль был зачислен в ее штат. В сочинении «De manuscriptis bibliothecae mosquensis» Коль выразил признательность И. Д. Шумахеру10 за предоставление ему каталога Московской Синодальной библиотеки, составленного Афанасием Скиадой11 и изданного в 1722 году12.

7 февраля 1725 г. Коль стал профессором истории Церкви и элоквенции (красноречия) Академии наук13. По приезде в Петербург Коль сразу же включился в местную научную и культурную жизнь, сблизившись с членами «ученой дружины» — архиепископом Феофаном (Прокоповичем), А. Д. Кантемиром, В. Н. Татищевым. Человек живой и общительный, Коль принял на себя (без дополнительного вознаграждения) руководство академической гимназией.

Учреждение академической гимназии совпадает с основанием самой Академии наук. Для устройства гимназии и руководства ею был вызван из Пруссии профессор Кенигсбергской кафедральной школы Феофил Сигфрид Байер. Президент Академии наук Л. Л. Блюментрост 3 декабря 1725 года заключил с Байером контракт, по которому он предоставлял Байеру возможность устроить гимназию по представленному им проекту14.

Учебный процесс в гимназии начался в январе 1726 г., согласно проекту Академического регламента, в пяти классах, включая класс латинского языка.

Петеру Колю, как профессору элоквенции, было поручено преподавание латинского языка «по книге Гененциуса». Однако полный курс стал

7 Блюментрост Лаврентий Лаврентьевич (1692-1755), первый президент Петербургской Академии наук (1725-1733).

8 Hoche R. Kohl, Johann Peter // Allgemeine Deutsche Biographie. Leipzig, 1882. Bd. 16. S. 425.

9 Коль, Иоганн-Петер // РБС. М., 1903. Т. 9: «Кнаппе-Кюхельбекер». С. 84.

10 Шумахер Иоганн-Даниил (Иван Данилович) (1690-1761), немецко-русский ученый, получил образование в Страсбургском университете. В 1714 году приехал в С.-Петербург и был определен библиотекарем Петербургской библиотеки, впоследствии вошедшей в состав библиотеки Академии наук.

11 Скиада Афанасий, грек, родом из Кефалонии. С 1722 г. — профессор греческого языка в Московской Еллино-греческой типографской школе.

12 Пекарский П.П. История. С. 80.

13 Толстой Д. А. Академический университет в XVIII столетии (по рукописным документам архива Академии наук). СПб., 1885. С. 1.

14 Там же. С. 1.

обязательным лишь для тех, кто готовился к ученой деятельности и академической службе. Остальным ученикам разрешалось изучать по выбору любые языки и предметы в соответствии с будущей службой, при этом большинство не подчинялось общему учебному плану. В 1726 г. в гимназии обучалось 112 учеников, но уже в следующем году их число сократилось почти вдвое15.

Ученые, вызванные при учреждении Академии наук из-за границы, обязаны были читать лекции в учреждавшемся тогда же при Академии наук университете. Но для него недоставало слушателей: гимназий, приготовляющих к университету, не было, а семинарии заведены были только в некоторых епархиях. Язык новых преподавателей был совершенно непонятен для русских учеников, а латинский, на котором читались лекции, был мало распространен в стране. Оставалось и слушателей выписать из-за границы, как выписаны были оттуда профессора. «Я приметил, — писал в 1725 году И. П. Коль студенту Миллеру в Лейпциг, — что здесь при скором открытии Академии, потребуется еще несколько студентов, изучавших гуманиоры»16.

Коль читал лекции, о содержании и круге слушателей которых сведений, к сожалению, не сохранилось17. С еще большим рвением занялся он своими обязанностями как член Петербургской Академии наук. За короткий срок пребывания в этом качестве он представил на рассмотрение академиков несколько докладов («диссертаций»), в том числе «О обращении славенского народа в веру христианскую», «О языке славенском и его начале», «О редких письменных книгах библиотеки московской», «О писании Ефрема Сирина некая особливая усмотрения», «Совет о сочинении лучшего лексикона славенского», «Совет о устроении славенской библиотеки», «История славенского периоду Священного Писания»18. Любопытно свидетельство Коля о том, что в его время в России еще существовал многочисленный класс переписчиков разного рода рукописей19.

Даже перечень этот свидетельствует о целеустремленности и интенсивности научной деятельности Коля. Показательно, что первая из названных «диссертаций» обсуждалась в заседании конференции Академии наук 16 ноября 1725 г., т. е. спустя всего девять месяцев после зачисления автора в штат, и еще до официального открытия Академии20.

В августе 1727 г., задолго до истечения срока контракта, в связи с болезнью Коль покинул Россию и отбыл в Гамбург. В 1728 г. он просил увольнения от должности профессора, и получил его. Во внимание к его научным заслугам, российское правительство установило Колю пенсию в размере 200 рублей годовых, причем пожизненно. В контракте И. П. Коля, как и всех первых членов Петербургской Академии наук, упоминалось о том, что русское правительство в случае болезни или старости ученого примет меры к обеспечению его положения21. Это позволило Колю, обосновавшемуся в Гамбурге, вести

15 Там же. С. 2.

16 Там же. С. 3-4.

17 Мыльников А. С. Первый славист... С. 99.

18 Материалы для истории имп. Академии наук: 1716-1730. СПб., 1885. Т. 1. С. 283.

19 Пекарский П.П. История. С. 80.

20 Протоколы заседаний конференции имп. Академии наук с 1725 по 1803 гг. СПб., 1897. Т. 1. С. 2.

21 Пекарский П.П. История. С. 78 (примеч. 4).

жизнь независимого ученого. При этом связи его с Россией не прерывались, о чем, в частности, свидетельствуют его письма, сохранившиеся в архиве Г. Ф. Миллера22.

В Германии Коль издал ряд сочинений, из которых отношение к России имеет «Introducta in Historiam et rem Litterariam slavorum, imprimis sacram, sive Historia critica versionum slavonicarum maxime insignium, nimirum codicis sacri et Ephremi Syri» Altonaviae, 1729 («Введение в историю и литературу славян, преимущественно церковную, или критическую историю славянских замечательнейших переводов, именно Священного Писания и Ефрема Сирина», Альтона, 1729).

Ознакомление с содержанием монографии показывает, что ее тематика в основном совпадала с названиями «диссертаций» Коля, считавшихся утраченными. Впрочем, автор и не скрывал наличие такой связи, на которую прежде почему-то внимания не обращалось. Уже на титульном листе указывалось, что Коль является членом Петербургской Академии наук по классу церковной историй и литературы (Iohannis Petri Kohlii, in Academ. Scientiar. Petropolitana Histor. eccles. et human, literar. Professoris). Воспроизведение этих данных со всей очевидностью свидетельствовало, в какой роли выступал Коль23. Окончательную черту под спором о том, сохранились ли тексты «диссертаций» Коля, сам автор подвел в гамбургском журнале «Новая нижнесаксонская научная газета на 1729 год»24.

Здесь в №41 от 24 мая 1729 г. помещен подробный автореферат книги «Введение в славянскую историю и литературу». После сообщения о том, что автор три года провел в Санкт-Петербурге как член русской Академии наук, занимаясь славянскими темами, в автореферате приводились названия глав, формулировки которых по большей части соответствовали названиям якобы утраченных «диссертаций». Лишь четыре работы, включенные в книгу, прямого отношения к славянской проблематике не имели. Из сказанного можно заключить, что работы, написанные в России, Коль увез с собой в Гамбург, чтобы вскоре, всего два года спустя, с некоторыми дополнениями опубликовать.

Несмотря на короткое пребывание в России, Коль успел глубоко познакомиться с историей Русской Церкви, и найти интересные темы для научной разработки. Достоинство его работ заключалось в том, что автор знал русский язык и был знаком со славянскими и русскими рукописями. Эти аспекты творческого наследия Коля отмечали отечественные исследователи. Так, обращая внимание на раздел, посвященный сочинениям преп. Ефрема Сирина25

22 МыльниковА.С. Первый славист. С.98. Миллер Герард-Фридрих (Федор Иванович) (1705-1783), историограф и академик Петербургской Академии наук 1730-1750; 1751-1783).

23 Там же. С. 100.

24 Niedersachsische Neue Zeitungen von Gelehrten Sachen auf das Jahr 1729. Hamburg, 1730. № 41. S. 347-349.

25 Ефрем Сирин — учитель Церкви, родился в Эдессе (ныне Шанлыурфа, Турция) ок. 306 г., сконч. в 373 г. Лучшую часть сочинений преп. Ефрема Сирина составляют его проповеди и гомилии, т. е. последовательное толкование отрывка из Священного Писания, перемежающееся с нравоучениями.

и их славянским переводам, А. А. Котляревский26 писал: «При рассмотрении судеб славянского перевода Священного Писания, Коль пользовался и некоторыми рукописными источниками. Описание славянского перевода Ефрема Сирина очень замечательное. В конце книги изданы латинской транскрипцией славянский перевод двух гомилий Ефрема Сирина, неизвестных ни в греческих, ни в латинских текстах. Латинский перевод сих гомилий сделан самим автором со славянского. Таким образом уже тогда определилось верное значение произведений славяно-русской письменности для истории общей литературы и Церкви, т. е. для возвращения утраченных памятников их»27.

В своей книге «Введение в историю и литературу славян» Коль доказывает, что Священное Писание переведено на славянский язык не блаж. Иеронимом, а свв. Кириллом и Мефодием, жизнеописание которых он и дает на основании Степенной книги. Позднее И. В. Ягич28 высоко оценивал общий научно-критический уровень монографии Коля. Он, в частности, отмечал убедительную критику легенды об изобретении глаголицы блаж. Иеронимом, в которую в начале XVIII века верили немецкий славист И. Л. Фриш и чешский славист Я. Стржедовский. Колю принадлежала заслуга обосновать создание славянского алфавита Константином (Кириллом) и Мефодием, которым он также приписывал и первые библейские переводы на старославянский язык. Отметил Ягич и рассуждение Коля об Острожской Библии29. Иоганн Петер Коль впервые описал «Острожскую» (1581) и Московскую (1663) Библии и упомянул имя российского первопечатника Ивана Федорова (Joannes Theodori filiu) (Иван сын Федора)30.

Петер Коль не смог найти не одного экземпляра «Острожской Библии» в Москве. С этой книгой, которая его очень интересовала, он познакомился в Гамбурге в библиотеке библиографа и теолога, профессора «морали и элоквенции» Гамбургской академической гимназии Иоганна Альберта Фабрициуса (Johann Albert Fabricius, 1668-1736), автора широко известных и поныне используемых трудов «Греческая библиотека» и «Латинская библиотека». Этот экземпляр в дальнейшем, скорее всего, попал в Гамбургскую публичную библиотеку. Он в 1732 году был описан на страницах составленного Иоганном Фогтом (Johannis Vogt) и изданного в Гамбурге каталога редких изданий31.

Что же касается «Московской Библии», то И. П. Коль мог видеть ее у архиепископа Феофана (Прокоповича) и Афанасия Кондоиди.32 Ученый грек

26 Котляревский Александр Александрович (1837-1881), славист, археолог, этнограф.

27 Котляревский А. А. Древняя русская письменность. Опыт библиологического изложения истории ее изучения. Воронеж, 1881. С. 13.

28 Ягич Игнатий Викентьевич (1838-1923), славист, член Петербургской Академии наук (1881).

29 Ягич И.В. История славянской филологии. СПб., 1910. С. 73.

30 См.: Kohl J. P. Introductio in historiam et rem literariam Slavorum, imprimis sacram, sive Historia critica versionum slavonicarum maxime insignium, nimirim codicis sacri et Ephremi Syri, duobus libris absoluta. Altonaviiae, 1729. P. 23-34.

31 Vogt J. Catalogus historico-criticus librorum rariorvm, sive od scripta hvivs argumenti spicilegium, index et accessiones. Hamburgii, 1732. P. 40.

32 ПекарскийП.П. История ... С.79. Афанасий Кондоиди с 1726 г. — епископ Вологодский и Белозерский; в 1735 г. переведен на Суздальскую и Владимирскую кафедру, скончался в 1737 г.

Афанасий (Паисиос-Кондоиди Анастасий), уроженец острова Крит, приехал в С.-Петербург в 1714 году и состоял в клире Петропавловского собора. 13 ноября императрица Екатерина I поручила вице-президенту Св. Синода архиепископу Феофилакту (Лопатинскому) и Афанасию Кондоиди «новоисправленную Библию свидетельствовать с греческими Библиями и, ежели что в переводе

33

явится неисправно, то оное исправить» .

Рассуждая о различии и связи славянских языков, Коль высказал утверждение о происхождении их от церковно-славянского языка. «Вообще, это был первый опыт историко-литературного исследования о древнеславянской письменности, в основу которого положен был, между прочим, русский письменный материал», — писал в конце XIX века один из русских ученых34.

В 1729 году И. П. Коль поместил в «Acta eruditorum» свой «Разбор системы мухамеданской религии» (сочинение князя Дмитрия Кантемира, изданное в Санкт-Петербурге в 1722 году)35. В Германии Коль публиковал стихи и переводы, занимался изданием периодических сочинений, таких как «Niedersachsischen Nachrichten» (1731), «Hamburgischen Berichte von neuen Gelehrten Sachen» (1732-1759) (так называемые «Записки Коля» «Kohlblatter»), «Hamburgischen vermischten Bibliothek» (1743-1745), «Gesammelten Briefwechsels der Gelehrten» (1750-1752).

В 1768 г. Коль попросил у короля Дании Христиана VII разрешения поселиться в датском городе Альтоне (ныне — один из районов Гамбурга), где и прожил до самой смерти, последовавшей 9 октября 1778 г. Незадолго до своей кончины он подарил свою библиотеку гимназии в Альтоне, откуда большая часть ее была передана в 1945-1946 гг. библиотеке университета в Гамбурге.

Волею судеб Иоганн Петер Коль оказался первым профессиональным славистом в учрежденной по планам Петра Великого Петербургской Академии наук. По словам современного исследователя А. С. Мыльникова, «становление славянских исследований как самостоятельного междисциплинарного направления происходило на путях международного сотрудничества, в связи с чем разговоры о «приоритете» той или другой стороны едва ли плодотворны. Другое дело — вклад определенного ученого в становление славистики»36. Поэтому Иоганн Петер Коль имеет все основания для того, чтобы занять свое место в истории не только немецкой, но и русской культуры.

33 Цит. по: АлексеевА.И. АФАНАСИЙ: (Паисиос-Кондоиди Анастасий; f 1737), еп. Суздальский и Владимирский // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. С. 14.

34 Коль (Иоаннъ-Петръ Kohl, 1698-1778) // Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауз и И. А Ефрон. СПб., 1895. Т. 30. С. 783.

35 Пекарский П. П. Указ. соч. С. 79.

36 Mylnikov A. S. Johann Peter Kohl — der erste Slavist an der Petersburger Akademie der Wissenschaft // Zeitschrift fur Slavistik, 1991. № 4. S. 587.

Источники и литература

1. Августин (Никитин), архим. Россия и Сорбонна // Нева. СПб., 2010. № 9. С. 253-270.

2. Алексеев А. И. АФАНАСИЙ: (Паисиос-Кондоиди Анастасий; f 1737), еп. Суздальский и Владимирский // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. С. 13-14.

3. Берг Николай // Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1891. Т. 6. С. 486.

4. Коль, Иоганн-Петер // РБС. М., 1903. Т. 9: «Кнаппе-Кюхельбекер». С. 84.

5. Котляревский А.А. Древняя русская письменность. Опыт библиологического изложения истории ее изучения. Воронеж, 1881.

6. Материалы для истории имп. Академии наук: 1716-1730. СПб., 1885. Т. 1.

7. Мыльников А. С. Первый славист Петербургской Академии наук (новые наблюдения над творческим наследием И. П. Коля) // XVHI век. СПб., 1999. Сб. 21. С. 97-101.

8. Пекарский П.П. История Императорской Академии наук. СПб., 1870. Т. 1.

9. Протоколы заседаний конференции имп. Академии наук с 1725 по 1803 гг. СПб., 1897. Т. 1.

10. ТолстойД.А. Академический университет в XVIII столетии (по рукописным документам архива Академии наук). СПб., 1885.

11. Коль (Иоаннъ-Петръ Kohl, 1698-1778) // Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауз и И. А Ефрон. СПб., 1895. Т. 30. С. 783-784.

12. Ягич И.В. История славянской филологии. СПб., 1910.

13. Hoche R. Kohl, Johann Peter // Allgemeine Deutsche Biographie. Leipzig, 1882. Bd. 16.

14. Kohl J. P. Introductio in historiam et rem literariam Slavorum, imprimis sacram, sive Historia critica versionum slavonicarum maxime insignium, nimirim codicis sacri et Ephremi Syri, duobus libris absoluta. Altonaviiae, 1729.

15. Mylnikov A. S. Johann Peter Kohl — der erste Slavist an der Petersburger Akademie der Wissenschaft // Zeitschrift fur Slavistik, 1991. №4.

16. Niedersachsische Neue Zeitungen von Gelehrten Sachen auf das Jahr 1729. Hamburg, 1730. №41. S. 347-349.

17. Raab H. Die Anfange der slawistischen Studien in deutschen Ostseeraum unter besonderer Berucksichtigung von Mecklenburg und Vorpommern // Wissenschaftliche Zeitschrift der Ernst Moritz Arndt Universitat Greifswald. Gesellschafts- und Sprachwissenschaftliche Reihe. 1955/1956. №4-5.

18. Vogt J. Catalogus historico-criticus librorum rariorvm, sive od scripta hvivs argumenti spicilegium, index et accessiones. Hamburgii, 1732.

19. WinterE. Halle als Ausgangspunkt der deutschen Ruslandkunde im 18 Jahrhunden. Berlin, 1953.

Archimandrite Avgustin (Nikitin). Johann Peter Kohl (1698-1778) — Theologian, Church historian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: The article provides information about the scientific activities of Johann Peter Kohl (1698-1778) from Germany, who in 1725-1727 was working at St. Petersburg Academy of Sciences. During the relatively short time of his

stay in Russia, Johann Peter Kohl made a significant contribution to the study of the relations of the Russian Church with representatives of non-Orthodoxy. Having returned to Germany, Kohl continued his scientific work and published a number of essays related to Russia. He turned out to be the first professional Slavist in the Petersburg Academy of Sciences, having taken a worthy place in the history of not only German, but also Russian culture.

Keywords: Johann Peter Kohl, Kiel, Rostock, Leipzig, Blumentrost, Hamburg, St. Ephraim the Syrian, Archbishop Feofan (Prokopovich), pietism, Sorbonne, Halle, Ostrog Bible, G. F. Miller.

Archimandrite Avgustin (Nikitin Dmitry Evgenievich) — Candidate of Theology, Associate Professor, Theology Department, St. Petersburg Theological Academy (arch.avgustin@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.