Научная статья на тему 'Инженерное образование в России'

Инженерное образование в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНЫЕ НАУКИ / УЧЕБНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / ENGINEERING SCIENCE / INSTRUCTIONAL TECHNOLOGY / PROJECT-BASED LEARNING / BLENDED LEARNING METHODS / ONLINE TECHNOLOGY / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврова О.М., Гусейнова С.Н., Гусейнов Ф.И., Кобраков К.И., Исаева Т.А.

В статье описывается развитие инженерного образования с античности до современности. Сегодня инженерная профессия имеет дело с большой неопределенностью и неполными данными, а также с конкурирующими (часто противоречивыми) требованиями клиентов, правительства, экологических групп и широкой общественности. Поэтому современному инженеру помимо технической компетентности требуются навыки и в области человеческих отношений. Предлагаются варианты, как образовательному учреждению дать будущему инженеру необходимые компетенции и навыки, чтобы он смог эффективно справляться с инженерными задачами сегодня и в будущем. Представляются варианты как проектного обучения, так и смешанных методов обучения. В статье также объясняется, как с использованием онлайн-технологий сделать обучение более качественным, но в то же время простым, понятным и доступным для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING EDUCATION IN RUSSIA

The article describes the development of engineering education from antiquity to the present. Today, the engineering profession is dealing with a lot of uncertainty and incomplete data, as well as competing (often conflicting) demands from customers, governments, environmental groups, and the General public. Therefore, a modern engineer, in addition to technical competence, requires skills in the field of human relations. Options are offered for how an educational institution can give an engineering student the necessary competencies and skills so that they can effectively cope with engineering tasks today and in the future. Options for both project-based learning and mixed learning methods are presented. The article also explains how to use online technologies to make training more qualitative, but at the same time simple, understandable and accessible for engineering students.

Текст научной работы на тему «Инженерное образование в России»

УДК 608.1+608.3

https://doi.org/10.24411/2226-2296-2020-10203

I

Инженерное образование в России

О.М. Лаврова1, С.Н. Гусейнова2, Ф.И. Гусейнов3, К.И. Кобраков4, Т.А. Исаева4

1 Казанский национальный исследовательский технологический университет, 420015, г. Казань, Россия E-mail: Lavrovaom@yandex.ru

2 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия E-mail: guseynovas@yandex.ru

3 Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН, 119991, Москва, Россия E-mail:guseinoveltos@mail.ru

4 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 115035, Москва, Россия E-mail: kobrakovk@mail.ru

E-mail: tanya.isaeva7@yandex.ru

Резюме: В статье описывается развитие инженерного образования с античности до современности. Сегодня инженерная профессия имеет дело с большой неопределенностью и неполными данными, а также с конкурирующими (часто противоречивыми) требованиями клиентов, правительства, экологических групп и широкой общественности. Поэтому современному инженеру помимо технической компетентности требуются навыки и в области человеческих отношений. Предлагаются варианты, как образовательному учреждению дать будущему инженеру необходимые компетенции и навыки, чтобы он смог эффективно справляться с инженерными задачами сегодня и в будущем. Представляются варианты как проектного обучения, так и смешанных методов обучения. В статье также объясняется, как с использованием онлайн-технологий сделать обучение более качественным, но в то же время простым, понятным и доступным для студентов.

Ключевые слова: инженерное образование; инженерные науки, учебные технологии, проектное обучение, смешанные методы обучения, онлайн-технологии, обучение.

Для цитирования: Лаврова О.М., Гусейнова С.Н., Гусейнов Ф.И., Кобраков К.И., Исаева Т.А. Инженерное образование в России //

История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 11-15.

D0l:10.24411/2226-2296-2020-10203

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-074071 мк.

ENGINEERING EDUCATION IN RUSSIA Oksana M. Lavrova1, Saadet N. Guseynova2, Firudin I. Guseynov3, Konstantin I. Kobrakov4, Tatyana A. Isaeva4

1 Kazan National Research Technological University, 420015, Kazan, Russia E-mail: Lavrovaom@yandex.ru

2 Ufa State Petroleum Technical University, 450062, Ufa, Russia E-mail: guseynovas@yandex.ru

3 N.D. Zelinsky Institute of Organic Chemistry of Russian Academy of Sciences, 119991, Moscow, Russia E-mail: guseinoveltos@mail.ru

4 Kosygin Russian State University(Technology. Design. Art) E-mail: kobrakovk@mail.ru

E-mail: tanya.isaeva7@yandex.ru

Abstract: The article describes the development of engineering education from antiquity to the present. Today, the engineering profession is dealing with a lot of uncertainty and incomplete data, as well as competing (often conflicting) demands from customers, governments, environmental groups, and the General public. Therefore, a modern engineer, in addition to technical competence, requires skills in the field of human relations. Options are offered for how an educational institution can give an engineering student the necessary competencies and skills so that they can effectively cope with engineering tasks today and in the future. Options for both project-based learning and mixed learning methods are presented. The article also explains how to use online technologies to make training more qualitative, but at the same time simple, understandable and accessible for engineering students.

Keywords: engineering education; engineering science; instructional technology; project-based learning, blended learning methods, online technology, training

For citation: Lavrova O.M., Guseynova S.N., Guseynov F.I., Kobrakov K.I., Isaeva T.A. ENGINEERING EDUCATION IN RUSSIA. History and

Pedagogy of Natural Science. 2020, no. 2, pp. 11-15.

DOI:10.24411/2226-2296-2020-10203

Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR ac- cording to the research project No 19-29-074071 mk.

2•2020

История и педагогика естествознания

Введение

Чтобы понять, кто же такой инженер, необходимо узнать происхождение этого понятия. Слово «инженер» появилось примерно в III веке до н.э и использовалось для обозначения особого рода занятий в античном мире. В России впервые это слово встречается в «Актах Московского государства» в середине XVII века [1]. Скорее всего оно пришло из Польши, где до этого было заимствовано или из Германии, или из Франции, так как встречается в латинском варианте ingenium - и означает «изобретательность, остроумная выдумка», «ум», «талант», «способность», «гений», «знание» [2].

Сегодня считают, что инженер - это человек, способный изобретать, или специалист с высшим техническим образованием. Из этого следует,что профессия инженера - прикладная. Она создает технологии на базе трех основных ресурсов, которыми располагает человечество: энергия, материалы и информация. Общая цель инженерного образования заключается в подготовке студентов к инженерной профессии, иначе говоря, это специалисты, обладающие техническими знаниями, в результате применения которых производились разнообразные технические, то есть искусственно созданные человеком структуры [3]. При этом надо подчеркнуть интеллектуальную составляющую инженерного труда. Инженер сам не создает материальный объект, а лишь разрабатывает способ его создания, применяя свои знания. Иными словами, сущностью инженерной деятельности является техническая инновация [4]. Именно изобретение следует считать центральным звеном всего цикла создания технических средств. Вот почему такую важную роль в формировании инженера играет образование [5].

Зарождение инженерной профессии

История становления инженерного дела уходит еще в античность. Так, в I веке до н.э. в Древней Греции и Древнем Риме были написаны работы, которые описывали теорию технических достижений.

В это время были созданы философские школы - мусейоны (мусейны), библиотеки, крупные научные школы и высшие школы.

Некоторые исследователи считают первым инженером Архимеда (287212) [6]. Им сделаны и описаны многочисленные изобретения, в их числе: архимедов винт, различные системы рычагов, блоков, полиспастов и винтов

для поднятия больших тяжестей, а также военные метательные машины. Инженерами того времени можно считать Сократа, Платона, Аристотеля и Пифагора, которые в своих философских трудах искали закономерности тех или иных физических и природных явлений и процессов. Также стоит отметить Герона Александрийского, написавшего трактат «Механика» и Филона Византийского, который создал один из первых реактивных приборов - сегне-рово колесо [6].

Ценность их исследований и открытий заключается в новых технических идеях об использовании силы пара и нагретого воздуха, о применении реактивного принципа и т.д. В Древней Греции были заложены основы формирования интеллектуально-духовного облика специалистов. Там зародились основы европейской системы образования.

Так, если рассмотреть структуру обучения в античности, то можно выделить три основных этапа:

- обучение письму, чтению, счету, гимнастике и музыке (начальное образование);

- обучение грамматике, математике, спорту;

- обучение риторике, философии и нраву (высшая ступень образования).

На Древнем Востоке, куда входили государства от Японии до побережья Африки, также были университеты, в которых изучались философия, теология, а также естественно-научные и практические дисциплины [6]. Математика, например, изучалась семь лет. Открытия того времени удивительны, так, именно в Китае, древнем Шумере, Индии и арабских странах были открыты магнетизм, электричество, бумага, фарфор, порох, гончарное дело, сплавы металлов содержащие медь и алюминий, которые вторично в Европе будут открыты гораздо позже.

В Средние века образование сосредоточено было именно на Востоке. Там изучали астрономию, технологии. Видные ученые того времени: три брата Бану Муса (1Х-Х века) описали устройства в своей «Книге механики», Исмаил аль-Джазари (ХП-ХШ века) выпустил «Книгу о познании инженерной механики», Ибн Сина (Х-Х1 века) выступал за знания, полученные из опытов, а его современник Ахмед аль-Би-руни создал работы по математике, астрономии, физике, ботанике, географии и другим наукам [7].

Важнейшим явлением средневековой культуры в Европе было создание университетов. Слово «университет» в переводе с латинского обозначает «корпорация», «сообщество» препода-

вателей и студентов. Первые университеты возникли в Западной Европе в XII веке. Они готовили специалистов в области богословия, юриспруденции, медицины. Тогда же были заложены и основы университетской жизни и традиции, сохранившиеся до наших дней [8]. Именно тогда инженерное дело стало массовой профессией, которой начали обучать.

Научная революция XVII века в Европе привела к тому, что из-за активного роста промышленных производств возникла необходимость в большом количестве инженерных и технических специалистов, которые разбираются в создании машин, внедрении химических процессов, использовании точных приборов для астрономических наблюдений, знаниях законов механики и др. И именно в период Возрождения инженеры становятся многочисленной и престижной группой населения [3]. Это время связано и именами таких известных ученых и изобретателей, как Х. Гюйгенс, И. Ньютон, Э. Торричел-ли, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер, Р. Декарт, Н. Коперник, Ф. Бэкон и, конечно, Леонардо да Винчи [6].

В XVIII веке в Европе (в основном в Англии) произошел промышленный переворот: ручной, ремесленный и мануфактурный труд сменился на крупные промышленные фабричные и заводские производства. Специалистов для производств стали готовить в университетах и средних школах Англии.

Первый этап промышленного переворота ознаменовался инженерными открытиями в области ткацкого производства. Увеличить производительность станков в несколько раз позволили изобретения С. Кром-птона, Т. Белла, Дж. Кея, Э. Картрайта, Т. Хайнса [9]. К. Бертолле (1785) применил хлор при отбеливании .

На втором этапе промышленного переворота были изобретены: паровая машина, которую удалось создать благодаря работам Х. Гюйгенса, Ф. Па-пена, У. Вустера, Т. Сэвери, Т. Ньюка-мена, И.И. Ползунова, Д. Уатта [10], использование электричества вследствие изобретений Б. Франклина, Л. Гальвани, А. Вольта, Г. Ома [11], первый электродвигатель С. Якоби, двигатель внутреннего сгорания благодаря изобретениям Г. Даймлера и К.-Ф. Бенца и Р. Дизеля [12].

Основные этапы развития инженерного образования в России

В России можно выделить следующие этапы развития инженерии и инженерного образования.

il2j

История и педагогика естествознания

2■2020

Первый этап - это развитие ремесленного труда. Появление в XXVI веках инженеров-самоучек. Тогда появился термин «розмысел», обозначавший мастеров, которые думали и размышляли над решением трудных технических задач [13]. Сюда же можно включить правление Ивана Грозного, который ввел разряды для людей, занимавшихся военным, строительным или инженерным делом [14].

Второй этап - в эпоху Российской империи произошло выделение инженерного дела в отдельную профессию и открытие первых инженерных образовательных учреждений. Уже при Петре I появились инженерные должности, на которые в XVIII веке в основном приглашались иностранцы, так как инженерного образования в России еще не было. Тогда из российских мастеров лишь единицы самостоятельно осваивали инженерные науки [15].

В 1701 году Петром I была открыта Школа математических и навигационных наук, где стали готовить военных инженеров для армии и флота. Затем было основано Николаевское инженерное училище, Николаевская инженерная академия, Военный инженерно-технический университет (ВИТУ). В 1725 году были основаны Академия наук, Институт инженеров путей сообщения. В 1828 году в Петербурге открылся Технологический институт, а в Москве в 1868 году - Московское техническое училище [3].

В инженерных университетах студенты обучались пять лет, а в училищах - два-три года. В учебных технических и инженерных заведениях имелась лабораторная база, преподаватели вели научно-исследовательскую деятельность и привлекали студентов к решению практических задач.

В 1866 году открыто Русское техническое общество, которое послужило основой Российского союза инженеров [16].

На этом этапе были обнародованы важнейшие открытия И.П. Кулиби-на, М.В. Ломоносова, И.И. Ползунова [17-18], А.М. Фролова, А.С. Попова, К.Э. Циолковского, Д.И. Менделеева и др. В предреволюционные годы были сформированы целый ряд научных и инженерных школ (Д.В. Скобельцын, Н.Н. Семенов, П.Л. Капица, А.В. Винтер и Г.О. Графтио) [5]. Инженерная профессия в этот период стала престижной и востребованной, поскольку в России как и в Европе, происходил переход производств от мануфактур к фабрикам и заводам.

Третий этап развития инженерного образования пришелся на время Советского Союза. После Гражданской войны появились планы на электрификацию и индустриализацию станы, что требовало большого количества инженерных специалистов. В период Великой Отечественной войны вклад инженеров был огромен: появились такие отрасли как авиастроение (А.Н. Туполев), машиностроение, развивалась радиосвязь (А.Л. Минц)

[19], флот (М.Ф. Лощинский) [20]. Группа виднейших ученых во главе с А.П. Александровым и И.В. Курчатовым создала принципиально новые методы размагничивания боевых кораблей, что сохранило флот и спасло жизни тысячам моряков. В вооружение армии начали поступать усовершенствованные танки КВ, Т-34, создателями которых были инженеры-конструкторы Н.А. Кучеренко, М.И. Кошкин, А.А. Морозов и др. Талантливые конструкторы Ж.Я. Котин, Н.Л. Духов, Л.С. Троянов, Н.С. Ма-хонин создали более совершенную в техническом и боевом отношении самоходную артиллерийскую установку

[20]. После окончания отечественной войны начались работы по освоению космоса и ракетостроению таких известных инженеров, как С.П. Королев и М.К. Тихонравов [21].

В 50-е годы XX века произошло увеличение инженерных и технических открытий и изобретений в гражданские отрасли народного хозяйства. В 70-х годах в Советском Союзе было более 1500 проектных и изыскательских организаций, где работало более 750 000 сотрудников [20]. Так были построены ГЭС, АЭС, ЛЭП и другие стратегические промышленные объекты.

Четвертый этап - инженерное дело и инженерное образование в современной России. Сложности в стране в 80-90-х годах XX века привели к упадку инженерной деятельности, закрывались многие проектные организации, численность инженеров сокращалась в связи как с утечкой кадров на Запад, так и со снижением престижа профессии, что вызвало отставание в технических, технологических и инженерных областях от мировых стандартов.

Только после нулевых годов государство отметило необходимость в развитии российской науки и технологий. И сегодня развитие инженерного дела и инженерного образования в России пока еще пребывает в сложном положении. Но все понимают, что развитие инженерных технологий - это основа, на которую может опереться экономика страны.

Требования к современному инженеру

Профессия инженера создает технологии на базе трех основных ресурсов, которыми располагает человечество: энергия, материалы и информация. Исторически сложилось так, что обучение инженерному делу было непосредственно связано с освоением техники и технологий, а также практических исследований.

Современная инженерная профессия имеет дело с противоречивыми, сложными данными, где помимо самой технологии необходимо учитывать и требования клиентов, правительства, экологических групп и широкой общественности. Поэтому современному инженеру помимо технических знаний и умений требуются и навыки в области человеческих отношений.

Если рассматривать инженерное образование, то видно, как в нем с течением времени в зависимости от требований к техническим специалистам произошли изменения. Вначале был подход, когда от непосредственных практических работ переходили к инженерной науке и аналитическим исследованиям. Следующим этапом было получение инженерного образования, в специальных учреждениях - инженерных школах, училищах и университетах. Третий период сопровождался упором на инженерное проектирование. В XX веке в образовательный процесс помимо инженерии включили также изучение социальных и гуманитарных наук.

В настоящее время задачей высшего инженерного образования является эффективное обучение студентов, чтобы они смогли разработать, спроектировать технологию и руководить внедрением и эксплуатацией систем, продуктов, процессов и проектов. Поэтому и происходит интеграция в инженерное образование информационной, вычислительной, и коммуникационной технологий [22].

Во всем мире признают, что необходимо лучше работать над подготовкой будущих инженеров к будущему, для этого происходит систематическая реформа инженерного образования. Изучение методов организации образовательного процесса инженерного образования в мире показало, что в большинстве стран идет пересмотр национальных критериев к аккредитации инженерных программ: в США [23-25], Великобритания [26] и Австралия [27], Россия [20].

Таким образом, сейчас в инженерном образовании есть следующие вопросы, которые необходимо решать:

2■2020

История и педагогика естествознания

Ml

- инженерные учебные программы слишком сосредоточены на инженерных науках и технологиях. Нет достаточной интеграции технических курсов с производственной практикой;

- текущие программы не обеспечивают студентам достаточного опыта в проектирования;

- выпускникам все еще не хватает коммуникационных навыков и опыта командной работы;

- программы должны развивать большую осведомленность студентов о том, что есть социальные, экологические, экономические и правовые аспекты, которые входят в реальность современной инженерной практики;

- существующие факультеты зачастую не имеют практического опыта, следовательно, не способны адекватно соотнесите теорию с практикой или предоставлять опыт проектирования. Поощряется исследовательская деятельность, а не практический опыт или преподавание эксперта;

- существующие стратегии преподавания и программы обучения и культура в инженерном деле устарели и должны стать более ориентированными на студентов.

Стоит отметить, что многие университеты, стали справляться с этими проблемами, внедряя новые форматы обучения, такие как проектное обучение, инновационное проектирование, внедрение дистанционных и онлайн-технологий, разработка учебных проектов в форматах хакатонов и кейсов, когда для решения реальной задачи от промышленных компаний происходит кооперация инженеров с экономистами, специалистами ^-сферы, экологами и другими специалистами. Такой подход позволяет развить командную работу, показывает необходимость просчитывать все аспекты проектов, и помогает на практике решать реальные задачи, которые затем промышленность может внедрить. А применение онлайн-технологий - виртуальные и удаленные лаборатории,

3D-проектирование производственных узлов, машин и техники - позволяет дополнить традиционные формы обучения более качественной и актуальной информацией, а само обучение сделать доступными и в то же время простым и понятным.

Сейчас рынок онлайн-технологий, которые можно использовать в образовательном процессе, огромен. Начиная от образовательных курсов, (например Открытое образование, Универсариум, Лекториум, Stepik, Coursea и др.) и до специализированных программ и комплексов для инженерных расчетов и проектирования (Autocad, SolidWorks, Inventor, KOMPAS 3D и т.д) [29-30].

Все вышесказанное требует от руководителей и преподавателей университетов знаний и умений использовать актуальные методы обучения, также необходима экспертная оценка учебных программ и обученных инженеров со стороны производств и экономики страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. / пер. с нем. О. Трубачева. М.: Прогресс, 1986. Т. 2. С. 76-77.

2. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976. 525 с.

3. Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. М.: Наука, 1989. С. 21.

4. Артем О.Я. Формирование и реализация потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях: дис. канд. соц. наук. 22.00.04. Екатеринбург, 2018. 179 с.

5. Будник Г.А. История инженерного образования и энергетической техники с древнейших времен до начала ХХ века: кКурс лекций. Иваново: ИГЭУ им. В.И. Ленина, 2011. 140 с.

6. Пономарева Т.А. Великие ученые. М.: АСТ, 2002. 527 с.

7. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М.: Просвещение, 1993. 288 с.

8. Уваров П. Университеты и идея европейской общности // Европейский альманах: История. Традиции, 1993. С. 116-122.

9. История мировой экономики: учеб. для вузов / под ред. Г.Б. Поляковой, А.Н. Марковой. М.: Юнити, 1999. С. 318-335.

10.Белькинд Л.Д., Веселовский О.Н., Конфедератов И.Я., Шнейберг Я.А. История энергетической техники. М.; Л.: Госэнергоиздат, 1960. С. 148.

11. Ефимов А.В. Сильнее Геркулеса. М.: Советская Россия, 1976. С. 30-36.

12.Шнейберг Я.А. История выдающихся открытий и изобретений: электротехника, электроэнергетика, радиоэлектроника. М.: МЭИ, 2009. С. 27-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Кравченко, А.Ф. История науки и техники. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. 435 с.

14. Ковалев В.И., Схиртладзе А.Г., Борискин В.П. История техники. Старый Оскол: ТНТ, 2006. 360 с.

15. Князьков С.А. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М.: Планета, 1991. 712 с.

16.Аврус А.И. История российских университетов. Курс лекций. Саратов: Колледж, 1998. 128 с.

17.Кулибин И.П. URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kulibin.php (дата обращения 05.06.2020).

18. Тимошенко С.П. Инженерное образование в России. Люберцы: ПИК ВИНИТИ, 1997. 84 с.

19. Механика и цивилизация XVII-XIX вв. М.: Знание, 1981. 90 с.

20.Адасинский С.С. Развитие техники в СССР, 1917-1977. М.: Наука, 1978. 199 с.

21.Гельмиза Н. Корифеи инженерного дела в России: Из истории техники. Наука и жизнь. 1999. № 9. С. 15-24.

22. Jeffrey E. Froyd, Fellow IEEE, Phillip C. Wankat, and Karl A. Smith Five Major Shifts in 100 Years of Engineering Education // Proceedings of the IEEE Vol. 100, May 13th, 2012. 1344-1360

23. American Society of Engineering Education, The Green Report: Engineering education for a changing world. ASEE, Washington DC, (1994). URL: https://www.asee.org/papers-and-publications/publications/The-Green-Report.pdf (датаобращения 11.08.2020).

24. Institution of Engineers, Australia, Changing the culture: Engineering education into the future. Review report. Canberra: Institution of Engineers, (1996)

25. ABET, Criteria for Accrediting Engineering Programs, 2019 - 2020. URL: https://www.abet.org/accreditation/accreditation-criteria/criteria-for-ac-crediting-engineering-programs-2019-2020/ (дата обращения 11.08.2020).

26. Feisel, L.D., and Rosa, A.J. The Role of the Laboratory in Undergraduate Engineering Education. Journal of ngineering Education, Vol. 94, No. 1, 2005, pp. 121-130.

27.Bisson, B., Leach, E., Little, T., Richards, R., Veitch, B., and Zunkel, K., "A Case Study in Blended Learning: Leveraging Technology in Entrepreneur-ship Education," In: " Elements of Quality," Proceedings of the 2004 Summer Research Workshop, Sloan-C, 2004, in press.

28.Открытое образование. URL: https://openedu.ru/ (дата обращения 05.06.2020).

29.3D сканирование и конструкторские услуги. URL: https://glavconstructor.ru/articles/programs/programs-chertezhi/ (дата обращения 05.06.2020).

30.Статьи для инженеров. URL: https://www.dystlab.store/index.php/ru/blog/longread/71-engineering-calculus (дата обращения 05.06.2020). REFERENCES

1. Fasmer M. Etimologicheskiy slovar' russkogo yazyka. V4 tomakh [Etymological dictionary of the Russian language. In 4 volumes]. Moscow, Progress Publ., 1986. vol. 2. pp. 76-77.

2. Dvoretskiy I.KH. Latinsko-russkiyslovar' [Latin-Russian dictionary]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1976. 525 p.

3. Kryshtanovskaya O.V. Inzhenery: stanovleniye i razvitiye professional'noy gruppy [Engineers: the formation and development of a professional group]. Moscow, Nauka Publ., 1989. p. 21.

i4

История и педагогика естествознания

2•2020

4. Artem O.YA. Formirovaniye i realizatsiya potrebnostey uchashcheysya molodezhi v tekhnicheskom obrazovanii v sovremennykh usloviyakh. Diss. kand. sots. nauk [Formation and implementation of the needs of students in technical education in modern conditions. Cand. social sci. diss.] Yekaterinburg, 2018. 179 p.

5. Budnik G.A. Istoriya inzhenernogo obrazovaniya i energeticheskoy tekhniki s drevneyshikh vremen do nachala KHKH veka: Kurs lektsiy [History of engineering education and power engineering from ancient times to the beginning of the twentieth century: A course of lectures]. Ivanovo, Ivanovskiy gosudarstvennyy energeticheskiy universitet imeni V.I. Lenina Publ., 2011.140 p.

6. Ponomareva T.A. Velikiye uchenyye [Great scientists]. Moscow, AST Publ., 2002. 527 p.

7. Virginskiy V.S., Khoteyenkov V.F. Ocherki istorii nauki i tekhniki s drevneyshikh vremen do seredinyXV veka [Essays on the history of science and technology from ancient times to the middle of the 15th century]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1993. 288 p.

8. Uvarov P. Universities and the idea of a European community. Yevropeyskiy al'manakh: Istoriya. Traditsii, 1993, pp. 116-122 (In Russian).

9. Istoriya mirovoy ekonomiki [History of the world economy]. Moscow, Yuniti Publ., 1999. pp. 318-335.

10. Bel'kind L.D., Veselovskiy O.N., Konfederatov I.YA., Shneyberg YA.A. Istoriya energeticheskoy tekhniki [The history of energy technology]. Moscow, Leningrad, Gosenergoizdat Publ., 1960. p. 148.

11. Yefimov A.V. Sil'neye Gerkulesa [Stronger than Hercules]. Moscow, Sovetskaya Rossiya Publ., 1976. pp. 30-36.

12. Shneyberg YA.A. Istoriya vydayushchikhsya otkrytiy i izobreteniy: elektrotekhnika, elektroenergetika, radioelektronika [The history of outstanding discoveries and inventions: electrical engineering, electrical power engineering, radio electronics]. Moscow, MEI Publ., 2009. pp. 27-28.

13. Kravchenko, A.F. Istoriya nauki i tekhniki [History of Science and Technology]. Novosibirsk, SO RAN Publ., 2005. 435 p.

14. Kovalev V.I., Skhirtladze A.G., Boriskin V.P. Istoriya tekhniki [History of technology]. Staryy Oskol, TNT Publ., 2006. 360 p.

15. Knyaz'kov S.A. Izproshlogo russkoyzemli. Vremya Petra Velikogo [From the past of the Russian land. Time of Peter the Great]. Moscow, Planeta Publ., 1991. 712 p.

16. Avrus A.I. Istoriya rossiyskikh universitetov. Kurs lektsiy [History of Russian universities. Lecture course]. Saratov, Kolledzh Publ., 1998. 128 p.

17. Kulibin I.P. Available at: http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kulibin.php (accessed 05 June 2020).

18. Timoshenko S.P. Inzhenernoye obrazovaniye vRossii [Engineering education in Russia]. Lyubertsy, PIK VINITI Publ., 1997. 84 p.

19. Mekhanika i tsivilizatsiyaXVII-XIX vv. [Mechanics and civilization of the 17th-19th centuries]. Moscow, Znaniye Publ., 1981. 90 p.

20. Adasinskiy S.S. Razvitiye tekhniki v SSSR, 1917-1977 [The development of technology in the USSR, 1917-1977]. Moscow, Nauka Publ., 1978. 199 p.

21. Gel'miza N. Luminaries of engineering in Russia: From the history of technology. Nauka izhizn', 1999, no. 9, pp. 15-24 (In Russian).

22. Jeffrey E. Froyd, Fellow IEEE, Phillip C. Wankat, Karl A. Smith. Five major shifts in 100 years of engineering education. Proceedings of the IEEE, 2012, vol. 100, pp. 1344-1360.

23. American Society of Engineering Education, The Green Report: Engineering education for a changing world. ASEE, Washington DC, (1994) Available at: https://www.asee.org/papers-and-publications/publications/The-Green-Report.pdf (accessed 11 August 2020).

24. Institution of Engineers, Australia, Changing the culture: Engineering education into the future. Review report. Canberra, Institution of Engineers Publ., 1996.

25. ABET, Criteria for Accrediting Engineering Programs, 2019 - 2020 Available at: https://www.abet.org/accreditation/accreditation-criteria/crite-ria-for-accrediting-engineering-programs-2019-2020/ (accessed 11 August 2020).

26. Feisel, L.D., Rosa A.J. The role of the laboratory in undergraduate engineering education. Journal of Engineering Education, 2005, vol. 94, no. 1, pp. 121-130.

27. Bisson, B., Leach, E., Little, T., Richards, R., Veitch, B., Zunkel, K. A case study in blended learning: leveraging technology in entrepreneurship education. Proc. of the 2004 Summer Research Workshop. Sloan-C, 2004.

28. Otkrytoye obrazovaniye (Open education) Available at: https://openedu.ru/ (accessed 05 June 2020).

29. 3D skanirovaniye i konstruktorskiye uslugi (3D scanning and design services) Available at: https://glavconstructor.ru/articles/programs/pro-grams-chertezhi/ (accessed 05 June 2020).

30. Stat'i dlya inzhenerov (Articles for engineers) Available at: https://www.dystlab.store/index.php/ru/blog/longread/71-engineering-calculus (accessed 05 June 2020).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Лаврова Оксана Мударисовна, к.х.н., доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет. Гусейнова Саадет Назимовна, к.т.н., н.с., Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Гусейнов Фирудин Ильясович, д.х.н., проф., Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН.

Кобраков Константин Иванович, д.х.н., проф., завкафедрой органической химии, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Исаева Татьяна Александровна, магистр, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Oksana M. Lavrova, Cand. Sci. (Chem.), Assoc. prof., Kazan National Research Technological University.

Saadet N. Guseynova, Cand. Sci. (Tech.), Researcher, Ufa State Petroleum Technical University.

Firudin I. Guseynov, Dr. Sci. (Chem.), Prof., N.D. Zelinsky Institute of Organic Chemistry Russian Academy of Sciences.

Konstantin I. Kobrakov, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Head of the Department of Organic Chemistry, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

Tatyana A. Isaeva, Master, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

2•2020

История и педагогика естествознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.