СЕКЦИЯ 3. СОВРЕМЕННЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378
О.А. Белов, Е.П. Белова
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
И ТЕХНОЛОГИЙ
Одним из критериев развития современного общества являются показатели темпов роста производительности труда. Качественные показатели уровня жизни населения также тесно взаимосвязаны с развитием производства. Чем более высокотехнологичным является производство, тем оно эффективнее, устойчивее в условиях рынка и успешнее решает экономические задачи. Основой такого производства, доминирующим фактором роста производительности труда и главной движущей силой современной экономики становится инженерная мысль. Высокий уровень развития может быть достигнут только путем увеличения эффективности использования человеческого потенциала, в том числе за счет качественной подготовки высокопрофессиональных инженерных кадров.
Ключевые слова: инженерная деятельность, инженерное образование, технологическое развитие, производительность труда, профориентация, образовательный стандарт, образовательная программа.
O.A. Belov, E.P. Belova
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail:[email protected]
ENGINEERING EDUCATION AS A FACTOR OF ENGINEERING AND TECHNOLOGIES DEVELOPMENT
One of the criteria for modern society development are indicators of labor productivity growth rates. Quality indicators of the standard of population living are also closely interrelated with the development of production. The more high-tech production is, the more effective, more stable it is under market conditions, and it successfully solves economic problems. The basis of such production, the dominant factor of productivity growth and the main driving force of the modern economy becomes an engineering thought. A high level of development can be achieved only by increasing the efficiency of the use of human potential, including high-quality training of highly professional engineering personnel.
Key words: engineering, engineering education, technological development, labor productivity, vocational guidance, educational standard, educational program.
В настоящее время на различных уровнях все чаще подчеркивается, что инженерное образование и инженерная деятельность играют ключевую роль в обеспечении производительности труда на предприятии и в целом в экономике. Так, в рамках V Московского Международного
Десятая национальная (всероссийская) научно-практическая конференция
инженерного форума отмечалось, что «необходимость подготовки в стране квалифицированного современного инженерного корпуса приобретает, особенно сейчас, когда наша страна находится под прессом экономических санкций, все большее значение». В целях повышения эффективности инженерной деятельности, плодотворности «инженерной мысли» необходимо постоянно совершенствовать как подготовку инженеров, так и создание условий для их деятельности [1].
Инженерное образование является ключевым фактором технологического развития, повышения инновационной активности, а значит и развития экономики инновационного типа [2]. Важность и неоспоримость данной формулировки подтверждается всей мировой практикой. И основной задачей в данном направлении является подготовка специалиста с развитым инженерным мышлением.
Современные технологии развиваются гораздо быстрее, чем учатся студенты. Если вуз подготовил инженера для обслуживания только конкретных механизмов и устройств, значит, вуз подготовил инженера устаревшей квалификации. В дальнейшем такая подготовка может свестись к обучению квалифицированной обслуги для импортных технологических систем. Как отмечалось в работе [1], основная задача вуза не в том, чтобы подготовить готового специалиста для решения конкретных инженерных задач, а в том, чтобы молодой инженер смог как можно быстрее овладеть навыками решения новых инженерных задач. Именно такие инженеры способны решать амбициозные технологические задачи.
Подготовка инженерных кадров основывается на тесном взаимодействии трех базовых составляющих: школа, вуз, предприятие. Но в настоящее время возникает ряд противоречий и проблем, снижающих эффективность инженерного образования. Особенно остро эти противоречия и проблемы стоят перед региональными вузами, в большинстве случаев не имеющих достаточных возможностей как для формирования кадрового ядра, так и для развития материально-технической базы. На наш взгляд, среди основных можно выделить следующие проблемные точки.
1. Ослабление и утрата связей между школой, вузом и предприятием. В силу развития рыночных взаимоотношений многие предприятия профориентационную работу воспринимают как обузу для себя - она отвлекает сотрудников, предприятия затрачивают средства, ничего не получая взамен. Школа больше ориентирована на успешную сдачу выпускником ЕГЭ, в результате только около 10% выпускников сдают ЕГЭ по профильной физике и математике, что существенно снижает поток абитуриентов в инженерные вузы. В результате вуз оказывается изолированным как от потенциальных абитуриентов, так и от производственной базы. Это приводит к снижению требований к выпускникам при приеме в вуз и влияет на качество подготовки специалистов.
2. Значительная часть поступивших на инженерные специальности не готовы воспринимать лекционный материал первого курса. Еще более сложно выполнять практическую часть учебной программы. Это говорит о несоответствии школьной программы современным требованиям вуза. В большей степени школа учит находить правильные ответы на предложенные в учебниках задачи. Для общего развития это важный навык, но основа инженерного подхода состоит в том, чтобы самостоятельно формулировать инженерные задачи [3].
3. Необходимость реформирования системы дошкольного образования. Скорость технологических изменений нарастает настолько стремительно, что для использования этой технологической волны «необходимо создавать кадровую базу инженерного образования с дошкольного возраста». Это общемировая тенденция. Так, президент Франции Эммануэль Макрон, выступая 27 марта 2018 г. на съезде работников дошкольных общеобразовательных учреждений, заявил: «Я решил сделать обязательным дошкольное образование в детских садах и снизить с шести до трех лет возраст, с которого во Франции обучение становится обязательным». Очевидно, что эта проблема требует комплексного подхода на государственном уровне. Скорость технологических изменений нарастает настолько стремительно, что уже на уровне общеобразовательных школ должны создаваться полноценные инженерные классы, направленные на формирование и развитие у школьников технического мышления [3].
4. Необходимость создания и развития практики ориентированной системы образования во взаимодействии с предприятиями и организациями науки. Обеспечить решение этой проблемы невозможно без активного участия предприятий в этом процессе. В системе инженерного образования этот фактор является основополагающим, поскольку невозможно подготовить высококвалифицированного инженера в отрыве от реального производства [4, 5]. Наличие практи-
ческого опыта для студента является важным стимулирующим обстоятельством в развитии инженерного мышления. Для преодоления данного противоречия необходимо укреплять связи между предприятием и вузом, стимулировать предприятия для тесного сотрудничества, создавать условия для повышения заинтересованности предприятий в результатах деятельности учебных заведений [6].
5. Несоответствие уровня развития материально-технической базы вуза уровню современного технологического потенциала. Только за последние пять лет несколько раз поменялись образовательные стандарты и основные образовательные программы. При этом материально-техническая база не изменилась, продолжает устаревать и отстает от образовательных стандартов на 15-20 лет. Инженерное и программное обеспечение также не всегда соответствует современным требованиям. Все это приводит к тому, что осваивать сложную техническую базу студентам приходится по «картинкам в учебниках», т. е. формально. Очевидно, что такой подход ведет к деградации технического образования, т. к. для формирования инженерной мысли, способности решать практические задачи, необходим качественный контакт в системе «человек -машина» [7].
6. Перегруженность преподавательского состава и снижение престижа профессии преподавателя вуза. В настоящее время очевиден факт, что кроме значительной аудиторной нагрузки преподаватели обязаны заниматься формальной бюрократической отчетностью, что не оставляет ни времени, ни сил на научную работу и самообразование. Все это существенно сказывается как на уровне преподавания, так и на уровне подготовки студентов.
С учетом возрастающей потребности общества в высококвалифицированных инженерных кадрах и интенсивность развития современных технологий для устранения вышеназванных противоречий требуются комплексные преобразования в системе инженерной подготовки. Только в этом случае возможно формирование эффективной национальной инновационной системы и переход на качественно иной уровень в инженерном образовании.
Литература
1. Панина Е.В. Инженерная мысль - доминирующий фактор роста производительности труда // Русский инженер. - 2017. - № 04 (57). - С. 8-12.
2. Инженерное образование как ключевой фактор успешного перехода к инновационной экономике / С. Кудж, Е. Бодрова, Н. Голованова, В. Кондратенко // Русский инженер. - 2018. -№ 04 (61). - С. 49-51.
3. Панина Е.В. Технологический прорыв - дело рук инженеров // Русский инженер. - 2018. -№ 04 (61). - С. 11-17.
4. Белов О.А., Парфенкин А.И. Обзор основных факторов снижения безопасности сложных технических систем // Вестник Камчатского государственного технического университета. -2016. - № 35. - С. 11-14.
5. Белов О.А., Парфенкин А.И. Системная интеграция контроля электрооборудования // Электротехнические и информационные комплексы и системы. - 2014. - Т. 10, № 1. - С. 14-17.
6. Белов О.А., Толстова Л.А. Моделирование процесса обучения курсантов для формирования навыков технической эксплуатации // Вестник государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. - 2016. - № 3 (16). - С. 78-81.
7. Белов О.А. Оценка технической готовности системы с учетом влияния человеческого фактора // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2014. - № 30. -С.11-16.