Научная статья на тему 'Актуальные проблемы подготовки инженеров в современных условиях'

Актуальные проблемы подготовки инженеров в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1278
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ / ПОТРЕБНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ПОТРЕБНОСТЬ В СПЕЦИАЛИСТАХ С ИНЖЕНЕРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / РАБОТОДАТЕЛИ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / UNIVERSITY / SCHOOL LEAVERS / ENGINEERING EDUCATION / ENGINEERS / NEED / THE NEED FOR ENGINEERING EDUCATION / THE NEED FOR SPECIALISTS WITH ENGINEERING EDUCATION / EMPLOYERS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артем О.Я.

Для многих стран потребность в специалистах с инженерным образованием является одной из наиболее актуальных. Это обусловлено стремительными темпами экономического роста на основе усиливающейся мировой конкуренции в сфере технических разработок и создания новых машин и механизмов. В статье анализируются проблемы, затрудняющие подготовку инженерных кадров в интересах промышленности и государства. Показано, что отсутствие на постоянной основе взаимодействия вузов и промышленности не позволяет обеспечить профессиональную подготовку, соответствующую требованиям современного производства. Как следствие, представления молодых специалистов о содержании труда, уровне заработной платы, условиях работы могут существенно расходиться с тем, что предлагают работодатели на рынке труда. В ходе эмпирического исследования, проведенного в конце 2016 года среди студентов четвертого курса обучения по техническим направлениям, выявлено, что только 23% опрошенных считают, что выбранная профессия соответствует их способностям и склонностям. Однако после окончания вуза будут искать работу по профессии в соответствии с инженерным образованием 67%. Доказано, что система раннего выявления склонностей к той или иной профессии в школьные годы так и не сложилась. Проблема усиливается отсутствием постоянной связи образовательных организаций с конкретными предприятиями по вопросам подготовки инженерных кадров с первых курсов обучения. Выявляется необходимость построения новой системы подготовки школьников к обоснованному выбору будущей профессии и качественного преобразования системы взаимодействия работодателей с вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артем О.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urgent problems of engineers’ training in the modern conditions

For many countries the need for specialists with engineering education is the most urgent. It is conditioned by rapid rates of economic growth on the base of strengthening world competition in the sphere of technical developments and creation of new machines and mechanisms. The article analyzes the problems which complicate engineers ’ training in the interest of industry and state. It is shown that the absence of constant interaction between universities and industry doesn’t allow providing professional training which corresponds to requirements of the modern industry. As a consequence, the young specialists ’ thoughts about labor, wages and work conditions can differ from real ones. The empiric analysis conducted in 2016 shows that about 23% of technical students consider their educational programs correspond their skills and gifts. But after graduation about 67 % of students will try to find jobs according to their educational programs. It is proved that the system of early exposing of gifts to this or that profession at school doesn’t work. The problem is getting worse because of absence of constant link between educational organizations with exact enterprises concerning training engineers from first years. It is necessary to create a new system for schoolchildren ’s training to reasonable choice of future professions and qualitative reorganization of future employers and universities.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы подготовки инженеров в современных условиях»

О.Я. Артем, аспирант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, Arteolya@yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Для многих стран потребность в специалистах с инженерным образованием является одной из наиболее актуальных. Это обусловлено стремительными темпами экономического роста на основе усиливающейся мировой конкуренции в сфере технических разработок и создания новых машин и механизмов. В статье анализируются проблемы, затрудняющие подготовку инженерных кадров в интересах промышленности и государства. Показано, что отсутствие на постоянной основе взаимодействия вузов и промышленности не позволяет обеспечить профессиональную подготовку, соответствующую требованиям современного производства. Как следствие, представления молодых специалистов о содержании труда, уровне заработной платы, условиях работы могут существенно расходиться с тем, что предлагают работодатели на рынке труда. В ходе эмпирического исследования, проведенного в конце 2016 года среди студентов четвертого курса обучения по техническим направлениям, выявлено, что только 23% опрошенных считают, что выбранная профессия соответствует их способностям и склонностям. Однако после окончания вуза будут искать работу по профессии в соответствии с инженерным образованием 67%. Доказано, что система раннего выявления склонностей к той или иной профессии в школьные годы так и не сложилась. Проблема усиливается отсутствием постоянной связи образовательных организаций с конкретными предприятиями по вопросам подготовки инженерных кадров с первых курсов обучения. Выявляется необходимость построения новой системы подготовки школьников к обоснованному выбору будущей профессии и качественного преобразования системы взаимодействия работодателей с вузами.

Ключевые слова: вуз, выпускники школ, инженерное образование, инженерные кадры, потребность, потребность в инженерном образовании, потребность в специалистах с инженерным образованием, работодатели, учащаяся молодежь.

В современных условиях к молодому специалисту с инженерным образованием предъявляется совокупность требований, предполагающая готовность к вхождению в профессиональную среду сразу после окончания вуза. Будущий инженер, еще не приступив к работе, должен иметь представление о своей предстоящей профессиональной деятельности, знать, где найти самостоятельно информацию, если возникнет такая необходимость, уметь адаптироваться к новым условиям работы, при возможности изменив содержание и методы своей деятельности. Существует потребность

в работниках, способных в обстоятельствах постоянно меняющегося научного знания предвидеть необходимость создания техники, актуальной в будущем, и управлять производственным процессом на основе знаний и навыков, приобретенных за время обучения в вузе1. Во многих странах потребность в таких специалистах является одной из наиболее актуальных.

В Индии стремительное развитие частного сектора экономики привело к увеличению спроса на инженерные кадры. Компаниям в сфере информационных технологий требуются специалисты с техническими

знаниями и коммуникативными навыками2. Если инженер соответствует таким требованиям, то у предприятия появляется возможность участвовать в разработках технических устройств и заключать взаимовыгодные сделки с партнерами. В ином случае, отсутствие навыков эффективного общения между сотрудниками компании, с партнерами и конкурентами грозит потерей выгодных сделок, что может привести к убыткам. Исследователями из Индии была выявлена неудовлетворенность работодателей качеством профессиональной подготовки молодых специалистов. Приоритетным направлением обучения инженерных кадров в вузах является преподавание дисциплин, связанных с разработкой технических устройств. Вместе с тем, работодатели отмечают отсутствие внимания к наукам, в процессе освоения которых учащаяся молодежь могла бы овладеть знаниями, позволяющими эффективно осуществлять сотрудничество с партнерами по продаже собственных технических разработок.

Потребность в специалистах с инженерным образованием существует и в странах Европы. В Германии, Нидерландах, Португалии работодатели указывают на дефицит инженерных кадров, владеющих знаниями в сфере управления и навыками работы в команде. Причинами нехватки работников является разрыв между системой образования и потребностями производства в специалистах, обладающих многообразием необходимых знаний и навыков3. Поэтому нередко наблюдается несоответствие профессиональной подготовки инженеров требованиям работодателей. Подобные проблемы характерны и для других государств. При увеличении спроса на инженеров, техников и механиков отмечается нехватка таких специалистов в Иране4.

Зарубежные исследователи указывают на существенные изменения в экономике

развивающихся стран, вызванные стремительным развитием промышленности и, как следствие, изменения в содержании требований, предъявляемых к молодым инженерам. Однако отсутствие взаимодействия между системой образования и промышленностью не обеспечивает профессиональную подготовку инженерных кадров, соответствующую требованиям современного производства. Даже в таких развитых странах, как США, при приеме на работу молодых специалистов работодатели сталкиваются с недостатком у работников необходимых технических знаний и навыков5. Это является одной из причин отказа в трудоустройстве выпускникам вузов инженерных специальностей.

В России потребность в специалистах с инженерным образованием в последние годы также существенно возросла. Это вызвано усилением конкуренции на мировом рынке за право быть государством-лидером в сфере технических устройств и технологий, внедрением и развитием программ импорто-замещения6, осуществлением модернизации материально-технической базы предприятий и заводов. Исследователи отмечают нехватку специалистов с инженерным образованием, подготовленных для работы на отечественных предприятиях7. С одной стороны, работодатели заинтересованы в трудоустройстве способных, творческих, подготовленных молодых специалистов с качественным инженерным образованием. С другой стороны, их участие в подготовке нужных кадров минимально. Работодатели не взаимодействуют на постоянной основе со школами, организациями среднего профессионального и высшего образования. Отсутствует целостная система управления процессом реализации потребностей в инженерном образовании - начиная со школы и продолжая в вузе.

Как показывает практика, образовательные организации и предприятия напрямую не связаны между собой в подготовке буду-

Отсутствие взаимодействия между системой образования и промышленностью не обеспечивает профессиональную подготовку инженерных кадров, соответствующую требованиям современного производства. Даже в таких развитых странах, как США, при приеме на работу молодых специалистов работодатели сталкиваются с недостатком у работников необходимых технических знаний и навыков.

дискуссия

журнал научных публикаций

щих инженеров, конструкторов, механиков, техников. Это ведет к тому, что наиболее подготовленная и одаренная студенческая молодежь не участвует в разработках инновационных технологий и технических систем в интересах как работодателей, так и государства. Также возникают значительные трудности в трудоустройстве будущих молодых специалистов, поскольку в формировании их профессиональных знаний и умений работодатели не принимали активного участия. Выпускники обладают только той информацией, которую получили от преподавателей вузов, в большей степени владеющих теоретическими знаниями, но не имеющих возможности связать их с реальной практикой работы молодых специалистов на современных предприятиях.

В связи с этим, актуальной задачей становится проведение социологических исследований, направленных на выявление готовности выпускников реализовать полученное в вузе инженерное образование. Результаты исследования позволяют разработать предложения по внесению изменений в систему организации взаимодействия работодателей с вузами, повысить социально-экономическую эффективность системы инженерной подготовки в системе высшего образования.

С сентября по октябрь 2016 года нами было проведено социологическое исследование среди студентов последних курсов обучения по техническим направлениям в пяти вузах Екатеринбурга. В нем приняли участие 1034 студента. Анализ данных показал, что 41% опрошенных осуществили выбор технического направления подготовки на основе интереса к работе с современной техникой. Для части студентов факторами выбора профессии стали

Образовательные организации и предприятия напрямую не связаны между собой в подготовке будущих инженеров, конструкторов, механиков, техников. Это ведет к тому, что наиболее подготовленная и одаренная студенческая молодежь не участвует в разработках инновационных технологий и технических систем в интересах как работодателей, так и государства.

Практически никто из опрошенных не отметил такой фактор привлекательности инженерного образования, как получение подготовки, которая позволяет не только умело использовать современную технику, но и участвовать в создании машин и механизмов, превосходящих зарубежные аналоги. А ведь именно такой молодой специалист востребован нашим отечественным работодателем8.

Во время обучения в вузе студенты приобретают специальные знания и навыки, позволяющие определить степень соответствия получаемой специальности содержанию потребностей в ней, имеющимся склонностям и способностям, представлениям об условиях работы, возможной заработной плате, задачам производства и т.д. Исследование показало, что 30% опрошенных выявили частичное соответствие профессии своим желаниям и только 23% учащейся молодежи указали на соответствие полученного образования своим потребностям и склонностям.

Причиной такой низкой оценки обоснованности выбора после школы инженерной специальности является отсутствие эффективно действующей системы раннего выявления склонностей к работе с техникой -еще в школьные годы. Негативно сказывается отсутствие на уроках физики, химии, технологии каких-либо знаний о принципах создания и использования наиболее распространенных видов современной техники. Проблема усиливается вследствие недостаточности соответствующей современным технологиям обучения материально-технической базы школ для того, чтобы учащиеся получали первый опыт занятия конструкторской деятельностью, пытаясь проявить свои творческие способности в создании новых

ее востребованность на рынке труда (16%), машин и механизмов. Существенно влияет

возможность обучаться в престижном вузе на уровень готовности к обоснованному вы-

(15%). 11% учились ради получения докумен- бору специальности низкая информирован-

та о высшем образовании. ность об особенностях профессиональной

деятельности инженера и образовательных организациях, осуществляющих подготовку таких специалистов.

37% опрошенных студентов подтвердили, что после окончания вуза будут искать работу по профессии в соответствии с инженерным образованием. Около 40% планируют продолжить обучение и поступить в магистратуру или аспирантуру. Значима доля тех, кто решил найти любую работу, главное, чтобы хорошо платили - 22%. Несмотря на то, что лишь 23% респондента указали, что приобретенная специальность соответствует их склонностям и способностям, подавляющее большинство будут искать работу по инженерной профессии. Сложно представить высококвалифицированного специалиста с инженерным образованием, решающего профессиональные задачи, конструирующего технические устройства нового поколения, управляющего производственным процессом, без склонностей к научно-техническому творчеству, способностей к познанию специальных наук.

Анализ результатов исследования позволяет прийти к выводу, что существует необходимость построения новой системы подготовки школьников к обоснованному выбору будущей профессии на основе соединения усилий школы и вузов, промышленных предприятий, организаций, специа-

лизирующихся на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Их сотрудничество предоставит возможность уже школьникам принять посильное участие в реальных исследованиях в интересах производства. Полученный опыт более полно выявит склонности к научно-техническому творчеству к тому моменту, когда нужно будет выбирать место получения профессии. В результате повысится обоснованность ее выбора выпускниками школ, сократится число тех, кто поступает в вуз на технические направления подготовки ради диплома о высшем образовании или из-за престижа вуза и специальности.

При наличии опыта участия в реальных разработках в интересах производства подготовленные к получению инженерного образования выпускники школ заинтересованы в том, чтобы в процессе обучения в вузе приобретаемые ими теоретические знания подкреплялись опытом ознакомления с устройством новейших машин и механизмов, который можно получить, только работая на конкретных предприятиях. Решить эту задачу возможно путем качественного преобразования системы взаимодействия работодателей с вузами. Организация учебы совместными усилиями студентов, преподавателей и работодателей поможет подготовить молодых специалистов, ко-

дискуссия

журнал научных публикаций

торые сразу включатся после окончания учебы в инновационную деятельность той организации, где станут трудиться. Построение взаимодействия на основе проведения совместных фундаментальных и прикладных исследований по заказам отечественных и зарубежных предприятий, предоставления мест для прохождения практики и последующего трудоустройства молодых специалистов для работы с передовым оборудованием создаст условия для развития познавательного интереса у студентов к созданию инновационных разработок, в которых нуждается отечественная промышленность. В результате возрастет учебная активность учащейся молодежи в вузе, появится возможность обучения студентов на старших курсах под заказ конкретных работодателей, повысится эффективность затрат на обучение специалистов с высшим образованием. При организации сотрудничества вуза и предприятий на постоянной основе возможно оптимизировать количество бюджетных мест, так как они станут выделяться с учетом реального заказа бизнес-сообщества. ^

Литература

1. Воспроизводство инженерных кадров: вызовы нового времени / Л.Н. Банникова [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 364 с.

2. GokuladasV. Technical and non-technical education and the employability of engineering graduates: an Indian case study // International Journal of Training and Development. 2010. Vol. 14, is. 2. Р. 130143.

3. Hasanefendic S. Training students for new jobs: The role of technical and vocational higher education and implications for science policy in Portugal // Technological Forecasting & Social Change. 2016. Vol. 113. Р. 328-340.

4. Behbahani A. Technical and vocational education and the structure of education system in Iran // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 5. C. 1071-1075.

5. Sayers J.A. Career and Technical Education (CTE) and High School Student Success in Tennessee: dis. ... doctor of education in educational leadership. EastTennessee, 2015. 130 с.

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апр. 2014 г. № 328 // Российская газета. 2014. 24 апр.

7. О комплексной программе «Уральская инженерная школа»: указ губернатора Свердл. обл. от 6 окт. 2014 г. № 453-УГ // Областная газета. 2014. 26 окт.

8. Современное инженерное образование / А.И. Боровков [и др.]. СПб.: Изд-во Политехн. унт-та, 2012. 80 с.

O.Y. Artem, postgraduate, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, Arteolya@yandex.ru URGENT PROBLEMS OF ENGINEERS' TRAINING IN THE MODERN CONDITIONS

For many countries the need for specialists with engineering education is the most urgent. It is conditioned by rapid rates of economic growth on the base of strengthening world competition in the sphere of technical developments and creation of new machines and mechanisms. The article analyzes the problems which complicate engineers' training in the interest of industry and state. It is shown that the absence of constant interaction between universities and industry doesn't allow providing professional training which corresponds to requirements of the modern industry. As a consequence, the young specialists' thoughts about labor, wages and work conditions can differ from real ones. The empiric analysis conducted in 2016 shows that about 23% of technical students consider their educational programs correspond their skills and gifts. But after graduation about 67 % of students will try to find jobs according to their educational programs. It is proved that the system of early exposing of gifts to this or that profession at school doesn't work. The problem is getting worse because of absence of constant link between educational organizations with exact enterprises concerning training engineers from first years. It is necessary to create a new system for schoolchildren's training to reasonable choice of future professions and qualitative reorganization of future employers and universities.

Key words: university, school leavers, engineering education, engineers, need, the need for engineering education, the need for specialists with engineering education, employers, students.

References

1. Vosproizvodstvo inzhenernyh kadrov: vyzovy 5. Sayers J.A. Career and Technical Education (CTE) novogo vremeni [Reproduction of engineers: and High School Student Success in Tennessee: dis. challenges of the new time] / L.N. Bannikova ... doctor of education in educational leadership. [i dr.]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2015. EastTennessee, 2015. 130 s.

364 s. 6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Ros-

2. GokuladasV. Technical and non-technical educa- sijskoj Federacii «Razvitie promyshlennosti i povysh-tion and the employability of engineering gradu- enie ee konkurentosposobnosti» [On approval of the ates: an Indian case study // International Journal state program of the Russian Federation "Development of Training and Development. 2010. Vol. 14, is. 2. of industry and increasing its competitiveness"]: post-R. 130-143. anovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 15 apr. 2014

3. Hasanefendic S. Training students for new jobs: g. № 328 // Rossijskaya gazeta. 2014. 24 apr.

The role of technical and vocational higher educa- 7. O kompleksnoj programme «Ural'skaya inzhen-

tion and implications for science policy in Portugal ernaya shkola» [A comprehensive program "Ural

// Technological Forecasting & Social Change. 2016. engineering school"]: ukaz gubernatora Sverdl. obl.

Vol. 113. R. 328-340. ot 6 okt. 2014 g. № 453-UG // Oblastnaya gazeta.

4. Behbahani A. Technical and vocational education 2014. 26 okt.

and the structure of education system in Iran // Pro- 8. Sovremennoe inzhenernoe obrazovanie [Modern

cedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 5. engineering education] / A.I. Borovkov [i dr.]. SPb.:

C. 1071-1075. Izd-vo Politekhn. unt-ta, 2012. 80 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.