Научная статья на тему 'Инженерная профессия сегодня'

Инженерная профессия сегодня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5000
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерная профессия сегодня»

языков VBScript и/или JavaScript, становятся поистине «неиссякаемым» источником исходных данных для многообразия конкретных практических заданий. При этом «проблема» потерь времени на ввод данных исчезла как таковая...

Кстати, все эти достоинства не являются неотъемлемой составляющей использовавшейся в институте до 2003 года включительно системной платформы MS Windows. Все современные системные платформы поддерживают интернет-технологии, для всех стал стандартным «набор» средств Open Office, включающий современные электронные таблицы. Поэтому принятая система будет жизнеспособной и в условиях осуществляемой сейчас смены системной платформы компьютерного класса института.

Накопленный положительный опыт в

определенной мере является пока что личным, хотя и апробированным на практике, опытом автора. Однако, приложив некоторые усилия, можно надеяться и на более широкое его применение в других заинтересованных вузах. В этих целях автор предполагает подготовить к изданию соответствующие учебные пособия и сделать уже имеющиеся электронные книги и рабочие книги электронных таблиц, используемые на практических занятиях, полностью независимыми от системных платформ институтских компьютерных классов.

Литература

1. Лимонова Т. Компьютерные технологии в

экономическом образовании // Высшее образование в России. - 2003. - № 6.

2. Леонтьев В.В. Экономические эссе. - М.,

1990.

М. ВРАЖНОВА

Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет)

В жизни современного общества инженерная деятельность играет все возрастающую роль, что обусловлено проблемами более рационального использования научных знаний, значимостью для жизни человека решений, принимаемых и реализуемых инженерами в ходе конструирования искусственной окружающей среды - техносферы.

Между тем «инженерная деятельность» как категория до сих пор в полной мере не осмыслена. В основном исследователи рассматривали лишь ее технологические, психологические и гносеологические аспекты. Поэтому важно обратиться к современному пониманию характера и динамики развития инженерной профессии.

Прежде всего, отмечу, что инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний для создания ис-

Инженерная

профессия

сегодня

кусственных технических систем. Этим она отличается от технической, которая основывается на практических навыках, догадке. Поэтому не следует отождествлять инженерную деятельность лишь с деятельностью инженеров, которые часто вынуждены выполнять техническую, а иногда и научную деятельность (если, например, имеющихся знаний недостаточно для создания какой-нибудь конкретной системы). В то же время крупные ученые нередко обращались и обращаются к изобретательству, конструированию, проектированию, то есть по сути дела осуществляли какое-то время параллельно с научной инженерную деятельность. Следовательно, инженерную деятельность необходимо рассматривать независимо от того, кем она реализуется.

Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется систем-

ным подходом к решению сложных научно-технических задач, обращением ко всему комплексу социальных, гуманитарных, естественных и технических наук. Однако был этап, который можно назвать классическим, когда инженерная деятельность осуществлялась еще в «чистом» виде: сначала лишь как изобретательство, а затем в ней выделились проектно-конструкторская деятельность и организация производства.

Слово «инженер», введенное в русский язык Феофаном Прокоповичем при Петре Великом, восходит к латинскому «¡г^епшш» - «остроумное изобретение» -и по своей исходной сути означает творца новых жизненных благ и умений, новых орудий труда и нового оружия для войны и охоты, новых приспособлений и сооружений, средств транспорта и способов развлечения.

В средние века еще не существовала инженерная деятельность в современном понимании, а была скорее техническая деятельность, органически связанная с ремесленной организацией производства. В ту эпоху ориентация на применение науки выступает пока лишь как предельная установка.

Быстрое развитие техники потребовало коренного изменения ее структуры и в первую очередь насыщения ее наукой. Возникла потребность в создании технической теории, в кодификации технических знаний и в подведении под них общего теоретического базиса.

В тот период для инженера была характера двойственная ориентация: с одной стороны, на научные исследования естественных природных явлений, а с другой - на воспроизведение замысла целенаправленной деятельности человека-творца. Такая позиция инженера определила и восприятие им результата своего труда. Это восприятие отличало инженера и от ремесленника, и от ученого-испытателя. Если цель технической деятельности - непосредственно задать и организовать изготовление системы, то цель инженерной деятельности -

сначала определить материальные условия и искусственные средства, влияющие на природу в нужном направлении, заставляющие ее функционировать так, как это нужно для человека, и лишь потом на основе полученных знаний задать требования к этим условиям и средствам, а также указать способы и последовательность их обеспечения и изготовления. Инженер, как и ученый-экспериментатор, оперирует с идеализированными представлениями о природных объектах. Однако первый из них использует эти знания и представления для создания технических систем, а второй создает технические устройства для обоснования и подтверждения научных представлений [1].

Превращение инженерной профессии в массовую в ХУШ-Х1Х веках обусловило необходимость систематического научного образования инженеров. Появление высших технических школ знаменует следующий важный этап в развитии инженерной деятельности. Одной из первых таких школ была Парижская политехническая школа, основанная в 1794 году. В ее стенах был впервые поставлен вопрос о системной научной подготовке будущих инженеров. Она стала образцом для организации высших технических учебных заведений, в том числе и в России. С самого начала эти учреждения стали выполнять не только учебные, но и исследовательские функции в сфере инженерной деятельности, чем способствовали развитию технических наук.

К началу ХХ столетия инженерная профессия представляла собой сложный комплекс различных видов деятельности (изобретательской, конструкторской, проектировочной, технологической и т.п.) и обслуживала разнообразные сферы техники (машиностроение, электротехнику, химические технологии и т. д.). Возникновение новых отраслей, видов продукции, усложнение производства и применяемых технологий свидетельствовали в то же время о взаимовлиянии производства и инженерной деятельности.

Современное разделение труда в области инженерной деятельности неизбежно ведет к специализации инженеров, работающих преимущественно в сфере либо инженерного исследования, либо конструирования, либо организации производства и технологии изготовления технических систем.

В процессе функционирования и развития инженерной деятельности в ней происходит накопление конструктивно-технических и технологических знаний, которые представляют собой эвристические методы и приемы, разработанные в самой инженерной практике. В дальнейшем эти знания становятся предметом обобщения в науке.

В инженерной практике постепенно выделились новые направления, тесно связанные с научной деятельностью (но не сводимые к ней), с проработкой общей идеи, замысла создаваемой системы, изделия и прежде всего - проектированием.

Во второй половине ХХ века изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т. п. объектом исследования становится сложная челове-комашинная система), но и сама инженерная деятельность, которая стала весьма сложной, требующей методов организации и управления. Другими словами, наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным ее отраслям и видам, нарастает процесс ее интеграции. А для ее осуществления требуются особые специалисты - инженеры-системотехники.

Сама системотехническая деятельность неоднородна и включает в себя различные виды инженерных разработок и научных исследований. Поскольку над одними и теми же проектами работают специалисты различных отраслей науки и техники, координация всех аспектов системотехнической деятельности оказывается сложной научной, инженерной и организационной задачей. Для ее реализации требуется группа особых специалистов-координаторов

(их скорее можно назвать «универсалистами»): главный конструктор, руководитель темы, главный специалист проекта и др. Подготовка таких универсалов требует не только их знакомства с уровнем развития координируемых ими специалистов, но и овладения знаниями методов самой системотехнической деятельности.

В современных условиях изготовление, например, автомобиля - это не просто техническая разработка машины, но и создание эффективной системы обслуживания, развитие сети автомобильных дорог, производство запасных частей и т. д. Строительство электростанций, химических заводов и подобных технических систем требует не просто учета «внешней» экологической обстановки, а формулировки экологических требований как исходных для проектирования. Все это выдвигает новые требования как к инженеру и проектировщику, так и к представителям технической науки [2].

Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-техническом развитии современного общества.

Последнее двадцатилетие ХХ и начало XXI веков оцениваются специалистами во всем мире как период, актуализирующий научно-технические инновации. Именно этот фактор научно-технического прогресса наряду с научно-техническими достижениями является условием конкурентоспособности экономики. Необходимость развития инновационной деятельности осознана и на общегосударственном уровне. В Российской Федерации действует федеральная программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений».

Развитие инновационной сферы приобретает сегодня особую важность, так как через нее происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с новыми потребительскими свойствами. Инно-

вационные процессы, воплощение их в продуктах, технологиях и социальной жизни -основа современного экономического развития общества.

Проведя инновационную деятельность, направленную на реализацию накопленных достижений (научно-технических знаний, технологий, оборудования), предприятие должно понимать потребности рынка, постараться стать лидером в том секторе рынка, который был выбран для работы, обеспечивать превосходное исполнение и постоянно ориентироваться на потребителя, повышая качество товара (услуги) [3].

Одновременно с активизацией инновационной деятельности происходит осознание необходимости изменения традиционных представлений об организациях. Промышленная модель иерархической структуры - разделение работы на все более и более маленькие части таким образом, чтобы каждый работник выполнял только свою, определенную часть работы, - вступает в противоречие с необходимостью мобильно реагировать на изменяющиеся требования рынка, активно проводить новации. На первый план выходит социотехнический подход: «обучаемая организация», «организация, управляемая заказчиком», «виртуальная инновационная организация» - подобные термины и названия отражают изменения в структурных подходах к организации. В этих условиях требуются соответствующие методы управления, поддерживающие персональное вовлечение работников, к примеру, путем формирования временных коллективов применительно к какому-либо проекту. Понятия «проект» и «методы управления проектом» становятся все более адекватными внешней и внутренней среде организации и широко используемыми ею.

Влияние человеческого фактора на характер и результаты инновационной деятельности с развитием общества все более усиливается. Еще в конце пятидесятых годов осознание этого фактора привело к появлению термина «социотехнические системы» как развитие термина «человекома-

шинные системы», который подчеркивал неразрывную связь технических параметров оборудования и социально-психологических характеристик пользователя системы. Социотехническая система может быть представлена как система, интегрирующая социальную и техническую стороны организации. При этом социальная составляющая системы определяет людские ресурсы или человеческий потенциал организации, а техническая - организационную структуру, производственный процесс. Логическое развитие данного подхода привело к коренному изменению взглядов на роль и функции человека в рамках социотехнической системы: из пользователя он превратился в важнейший элемент системы, сами системы и принципы их разработки во все большей степени начинают учитывать особенности человеческого фактора.

Приведенный анализ развития современной инженерной деятельности позволяет сделать соответствующие выводы.

1. Современная инженерная деятельность характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, использованием комплекса естественных, технических, социальных и гуманитарных наук

2. Развитие проектирования как ключевой функции инженерной деятельности и его проникновение в другие сферы деятельности привело к появлению методологических ориентаций, выходящих на гуманитарные методы познания и освоения действительности.

3. Современное разделение труда в области инженерной деятельности ведет, с одной стороны, к специализации инженеров, работающих преимущественно в сфере либо инженерных исследований, либо конструирования, либо организации производства и технологий изготовления технических систем, с другой - к интеграции различных функций и видов в деятельности универсалов-системотехников.

4. Переход к инновационной инженерной деятельности означает усиление взаи-

мозависимости ее социальной детерминации, гуманистической сущности и творческого характера. На смену широкому диапазону частных методов, алгоритмов, процедур, дифференцированных по отраслям, приходят технологии инженерной деятельности, в основе которых лежат универсальные принципы, закономерности, понятия.

О. КОНОНОВА

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Существует несколько объективных факторов, подталкивающих вузы к организации обмена информацией между преподавателем и студентом через Интернет.

Во-первых, это крупнейшая мировая компьютерная сеть, которая имеет сотни миллионов пользователей во многих странах мира. Немало среди них и россиян. В создавшихся условиях можно прогнозировать рост привлекательности дистанционных форм обучения, которые позволяют, с одной стороны, не прерывать свою профессиональную деятельность, а с другой - предоставляют возможность получения качественного образования, наиболее приближенного к очной форме обучения.

Во-вторых, увеличение часов на самостоятельную работу ставит следующие принципиально новые задачи: контроль вуза за самостоятельной работой студента и приобретенными знаниями, самопроверка студентом полученных знаний, организация общения студента с преподавателем.

В-третьих, конкуренция на рынке образовательных услуг стимулирует внедрять новые технологии обучения, учитывающие потребности, интересы потенциальных студентов и повышающие рейтинг вуза в регионе.

В-четвертых, желание улучшить матери-

Литература

1. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А.

Философия науки и техники. - М.; 1995.

2. Корнилов И.К. Методологические основы

инженерной деятельности. - М.; 1999.

3. Корнилов И.К. Инновационная деятель-

ность и инженерное искусство. - М.; 1996.

Сетевые курсы

альное положение сотрудников, сохранить штатный состав заставляет вуз использовать новый спектр образовательных услуг и привлекать преподавателей к новым или дополнительным образовательным программам.

Сетевые технологии обучения реализуют:

• средства общения между студентом и преподавателем в режимах off-line и online;

• возможность строить индивидуальный график обучения для каждого студента;

• структурирование информации в соответствии с выбранной образовательной программой, включая последовательность изучения материала;

• оперативное обновление учебного материала;

• автоматизацию контроля знаний.

Во Владивостокском государственном

университете экономики и сервиса разработана и внедрена интегрированная обучающая среда «Аванта» (ИОС), предназначенная для поддержки процесса обучения на основе использования Java-техноло-гии, сервисов Интернет и СУБД. Доступ к ресурсам и сервисам «Аванты» осуществляются через специализированный web-сайт (http://avanta.vvsu.ru).

Использование ИОС «Аванта» создает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.